Роль китайской диаспоры в развитии экономики Китая
А.Г. Ларин
Ведущий научный сотрудник (Институт Дальнего Востока РАН)
Подготовка кадров за границей
Ещё одно важнейшее направление работы руководства КНР в китайском зарубежье - привлечение в страну квалифицированных научно-технических кадров, в том числе кадров высшей квалификации. Это направление самым тесным образом примыкает к описанному выше - привлечению инвестиций и технологий и естественным образом сливается с ним, когда, скажем, инвесторы как раз и являются профессионально образованными людьми. Однако в других случаях указанные два направления не совпадают.
Согласно китайским источникам, в КНР в области науки и техники трудятся 18 млн чел. Ещё 600 тыс. специалистов китайского происхождения, граждан как Китая, так и других стран, работают за его рубежами. В одних только Соединенных Штатах таких людей насчитывается 450 тыс. Своими исследованиями эти специалисты охватывают едва ли не все отрасли современных высоких технологий. Фактически все они получили образование за границей, многие из них выехали из КНР специально с целью учебы. Вопросы, касающиеся учёбы китайских студентов за рубежом, их возвращения, форм участия в обновлении страны являются одной из основных граней политики привлечения научно-технических кадров.
Обучение китайцев в других, более развитых странах - явление с достаточно
длительным историческим прошлым, возникшее ещё в конце XIX в. Сначала источником новых знаний для китайской молодежи были США и Япония, затем на короткое время СССР. В 50 - 60 гг. более двух тысяч деятелей науки из числа зарубежных китайцев вернулись на свою этническую родину. "Культурная революция" прервала связи Китая с его диаспорой и нанесла катастрофический урон научному сообществу страны. После "культурной революции", в 1 978 г. Дэн Сяопин принял принципиально новое решение: ежегодно посылать на учёбу за границу по три тысячи студентов и учёных. Он считал, что если хотя бы 15% из них возвратятся - это будет большой выигрыш для страны. Первое время процент возвращающихся был невелик, многие учащиеся оставались за рубежом, пополняя собой китайскую зарубежную общину, однако затем в связи с быстрым развитием экономики в КНР появились заманчивые перспективы для бизнеса, а государство получило возможность значительно увеличить оплату интеллектуального труда. Соответственно, стало расти и количество возвращающихся лиц, которые обзавелись иностранными дипломами.
По наиболее полным из имеющихся у нас китайских данных, обнародованным представителями министерства образования КНР, с 1978 по 2003 г. из Китая в сто с лишним стран выехало на учёбу свыше 700 тыс. чел. Из них вернулось 178 тыс., причём за последние два года число вернувшихся
* Окончание статьи. Начало см. в № 2 за 2006 год.
увеличилось более чем на 50%. В печати имеются и другие цифры, заметно отличающиеся от вышеприведённых: в настоящее время за рубежом остаётся 360 тыс. студентов (и порядка 80% из них желают вернуться на родину); с конца 70-х до начала
2002 г. выехало на учебу приблизительно 400 тыс. чел., а вернулось, завершив образование, более 140 тыс. Западные исследователи, обращая внимание на расхождения в китайских данных, призывают относиться к ним "с некоторой осторожностью", полагая, что "они отражают скорее тенденцию, чем точное количество". Тенденция же - постепенный рост числа возвращающихся - представляется бесспорной.
Её подтверждением служит и то обстоятельство, что с середины 90-х годов прошлого века переживает явный подъём реэмиграция специалистов из США. Подъём обусловлен развертыванием в Китае крупной телекоммуникационной и интернет-индустрии и возникновением производства полупроводниковых изделий на средства американских, тайваньских, китайских инвесторов. Китайцы с иностранными дипломами в ряде случаев выступают здесь в роли предпринимателей, большинство же находит в новых компаниях (это могут быть также филиалы американских фирм) применение своим знаниям в качестве менеджеров, инженеров и т. п. В качестве примера таких компаний можно назвать основанную китайским реэмигрантом из Техаса компанию "ЭйшаИнфо", входящую в список НАЗДАК.
Основной принцип государственной политики в отношении обучения за рубежом выражен формулой: "поддержка учёбы за границей, поощрение возвращения на родину, свобода выезда и въезда". Более подробно политика правительства изложена в ряде документов, таких как "Уведомление Канцелярии Госсовета относительно лиц, обучающихся за границей" от 12.08.92. Приведём наиболее важные положения "Уведомления".
"1. Приветствуем возвращение для работы на родине лиц с заграничным образованием. Лица, получившие образование за государственный счёт, должны по окончании обучения вернуться и служить родине.
Мы рады всем, кто возвращается после учёбы, какими бы ни были их политические убеждения; рады тем, кто приезжает на короткое время в порядке научного обмена и сотрудничества, или с целью навестить родственников, или на отдых. Никто из тех, кто за рубежом допускал ошибочные высказывания или действия, не будет подвергнут преследованиям. Мы приветствуем и тех, кто участвовал в антиправительственных организациях и нанёс ущерб безопасности, достоинству или интересам государства, если только эти лица вышли из таких организаций...
5. Организация, направившая сотрудника за границу, обязана укреплять связи с ним, интересоваться его работой и жизнью. Лицо с заграничным образованием по возвращении на родину может в соответствии с принципом "альтернативного выбора" вернуться в пославшую его организацию или самостоятельно найти себе работу. Оно может также заняться каким-либо видом инвестиционной деятельности, создать самостоятельное предприятие и т.п. С согласия своей организации оно может по совместительству работать за границей".
В соответствии с " Уведомлением" обучающиеся за границей могут выезжать туда с семьей. Местным органам власти предписывается оказывать им содействие в возвращении, в разрешении служебных и бытовых проблем. В местах, где работает большое количество вернувшихся, рекомендуется создавать специальные органы для оказания им разного рода помощи...
"9. Китайские посольства и консульства от имени государства ведают делами, связанными с обучением за границей, защищают законные интересы учащихся, оказывают им помощь в учёбе, научной работе и в быту, помогают справляться с трудностями и своевременно информируют о положении в стране; добиваются, чтобы студенты соблюдали законы страны пребывания, усердно учились, уважали друг друга, жили в дружбе с местным населением, любили родину, блюли её достоинство и интересы, трудились во славу отчизны".
Существует две категории выезжающих на обучение: за государственный ("общественный") счёт или за собственный
(или на средства фирмы). Согласно китайским официальным источникам, между 1978 г. и 2002 г. в иностранных учебных заведениях обучалось свыше 580 тыс. китайских студентов и научных работников, из них за счёт государства - 63 533. Процент возвращения среди "своекоштных" студентов, свободных даже от номинальных обязательств перед государством, естественно, существенно ниже, чем среди командированных государством. Согласно западным источникам, из общего числа выехавших на 1997 г. вернулось 32%, а из числа "своекоштных"
- 3,9%. Тем не менее, государство демонстрирует доброжелательное и покровительственное отношение к "своекоштным" студентам.
Так, во "Временном положении Госсовета о выезжающих на учёбу за собственный счёт" записано: "Выезд на учёбу за собственный счёт - это путь для выращивания талантливых кадров, один из аспектов политики открытости внешнему миру, привлечения зарубежных интеллектуальных сил. В политическом плане государство равно дорожит как теми, кто выезжает за казённый счёт, так и "своекоштными" студентами. Правительства всех уровней и низовые структуры должны поддерживать "своекоштных" студентов и заботиться о них, побуждать их к скорейшему возвращению на родину и служению социалистической модернизации страны. Таким студентам предоставлен ряд льгот. Например, тем, кто вернулся и поступил на работу в течение пяти лет с момента выезда, сохраняется непрерывный рабочий стаж. "Тот, кто получил степень магистра или доктора и вернулся работать на родину, получает от государства компенсацию понесённых расходов как на зарубежную туристическую поездку".
К студентам, выезжающим за государственный счёт, предъявляются требования не только делового, но и политического, а также морального порядка. Так, в "Уведомлении об наборе на 2005 г. согласно плану обучения в России ста студентов" говорится: абитуриенты должны "любить социалистическую родину, обладать здоровым мировоззрением и высокими профессиональными качествами, демонстрировать отличные успехи в работе или учёбе (на учёбу могут быть
направлены не только студенты, но и лица из научно-преподавательского состава), иметь твёрдое намерение по окончании учёбы вернуться и работать на благо родины, обладать чувством долга.
Анализ официальных документов и других материалов показывает, что власти КНР активно работают с молодежью, выезжающей или уже выехавшей за границу, стремясь убедить её вернуться на родину после обучения. Судя по всему, какие-либо меры принуждения не применяются, и записанная в "Уведомлениях" обязанность "казённых" студентов отработать расходы государства, не лимитированная никакими сроками, носит, кажется, скорее моральный характер. Руководители КНР заранее мирятся со значительным процентом "отсева". Однако усилия, прилагаемые с целью минимизировать его, носят достаточно интенсивный характер.
Последние годы в Китае пользуются популярностью так называемые предпринимательские или "стартовые" парки ("чуанъе юаньцюй", буквально - "парки для открытия дела"), создаваемые специально как базы, где вчерашние студенты (впрочем, и не только они) могли бы начать свой бизнес. В качестве примера рассмотрим один из парков для зарубежных китайцев, находящийся в г. Сучжоу. Он организован на средства Министерства образования, Министерства науки и технологии, Службы перемещения персонала пров. Цзянсу, провинциальной и городской научно-технологических комиссий и административного комитета Нового технологического района г. Сучжоу.
Задача парка: "создать благоприятную среду для использования результатов исследований и развития мелких и средний предприятий с современными технологиями путём предоставления всех необходимых условий для их работы". Клиентами парка являются "компании с передовой технологией и исследовательские институты, руководимые студентами и учёными, которые обучаются или работают за границей или вернулись из-за границы". Парк предлагает своим клиентам следующие льготы: возмещение предпринимательского налога в течение первых трёх лет; освобождение от налога на недвижимость в течение первых двух лет с
момента получения предприятием прибыли; небольшой объём минимального регистрируемого капитала: 10 тыс. долл. для фирм, предоставляющих технологические консультации и услуги, и 60 тыс. долл. для предприятий-производителей; преимущества при получении разного рода грантов и субсидий при сертификации новой продукции; помощь в получении финансирования и возмещении уплаченных налогов; консультации по политическим и техническим вопросам и т.п. Парк располагает 4-этажным офисным зданием с соответствующими коммуникациями и обслуживанием.
Льготы клиентам парков поступают как из центра, так и от местных властей. Так, в научно-технологическом парке "Чжунгу-аньцунь" под Пекином для создания фирмы требуется начальный регистрируемый капитал в 500 тыс. юаней. Вернувшиеся из-за границы вчерашние студенты, как правило, не располагают таким капиталом. Поэтому руководство технопарка предоставляет им безвозмездную помощь до 100 тыс. юаней, годовой кредит на 1 млн юаней и, кроме того, частично возмещает некоторые расходы .
Безусловно, "стартовая" активность бывших "заморских студентов" не ограничивается одними лишь парками с их тепличными условиями. В Шанхае с 2002 г. до конца
2003 г. эти молодые предприниматели создали более 2700 предприятий, в среднем открывая по одному каждый день . По другим китайским материалам, относящимся к концу 2004 г., предприниматели с заграничным образованием открыли в стране свыше 5000 предприятий с высокими или новыми технологиями, годовой объём их продукции превышает 10 млрд юаней. Отмечается, что в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу (Кантон) в деловых кругах идёт конкуренция за наиболее способных молодых специалистов с зарубежными дипломами - им предлагают налоговые льготы, возможность купить дом и машину, получить кредиты, чтобы начать дело.
В итоге оказывается, что "утечка мозгов" приносит Китаю больше выгод, чем потерь.
Этому, кстати сказать, способствует то обстоятельство, что определённую часть расходов на обучение китайских студентов
берут на себя Всемирный банк, другие международные организации, фонды и даже правительство США и других развитых стран. Согласно опросам среди вернувшихся китайских студентов, доля такого иностранного финансирования оставляла от 1/3 для студентов, командированных Министерством образования, до 70% тех, кого финансировала его фирма. Западные исследователи отмечают: "Стратегия Пекина состоит в том, чтобы направлять за границу как можно больше людей и оказывать им поддержку первый год, а потом они сами должны искать помощь у иностранных спонсоров" . Впрочем, едва ли этот факт является решающим в сопоставлении плюсов и минусов, которые приносит Китаю обучение его молодёжи в иностранных университетах и колледжах.
Обобщая политику Пекина в этой области, мы можем уверенно констатировать: не прибегая к принудительным мерам, действуя исключительно с помощью позитивных экономических и социально-психологических стимулов, китайское руководство радикальным образом меняет эффект от "утечки мозгов", обращая её вспять после, так сказать, "обогащения мозгов", или сотрудничая с ними на расстоянии, через границу. В последнем случае специалисты, учитывая масштабы и перспективы этого явления, говорят о формировании вне Китая "зарубежного мозгового хранилища". Заведомо, казалось бы, негативное явление благодаря объективному фактору - привлекательности китайского рынка - и субъективному -разумной политике государства - становится чрезвычайно полезным для страны и играет незаменимую роль в деле её обновления.
Привлечение кадров в науку и образование. Сотрудничество "через границы "
Наряду с предпринимательством ещё одной важной областью привлечения профессиональных кадров является наука и образование. "Китай - земля счастья для работников науки и техники, здесь они могут проявить свои таланты и удовлетворить честолюбие",- говорит директор Канцелярии по работе с эмигрантами Го Дунпо. По статистике, в настоящее время в КНР вернувшиеся из-за рубежа специалисты занимают
преобладающее положение в высшем и среднем эшелонах научно-преподавательских кругов. Они составляют 81% академиков Китайской академии наук (в их числе
- академик Чжун Наньшань, не так давно внёсший выдающийся вклад в борьбу с атипичной пневмонией), 54% академиков Китайской инженерной академии. За границей приобрели знания 78% директоров китайских учебных заведений, 63% магистров и доцентов, 72% руководителей базовых учебных и исследовательских центров и ведущих лабораторий государственного и провинциального уровня.
Благодаря успехам своего экономического развития Китай получил возможность расходовать на возвращение учёных из-за рубежа значительные средства, в частности, в виде крупных грантов. Так, некоторое время назад правительство выделило девяти ведущим университетам страны сумму в 1 млрд юаней, не менее 20% из которых было предназначено для рекрутирования учёных из числа зарубежных китайцев. В прессе был отмечен частный, но показательный эпизод: супружеская чета учёных из Калифорнийского технологического университета при переезде в Чанчунь получила в своё распоряжение резиденцию министерского уровня.
Приобщение профессиональных кадров из числа зарубежных китайцев к модернизации страны не требует, однако, их обязательного возвращения на землю предков. Равным образом правительство поощряет тех, кто готов "служить родине за рубежом" и, таким образом, проявляет себя как патриот, сотрудничая с китайской стороной в экономической или научно-преподавательской сферах.
В экономике это те же инвестиции, передача технологий, освоение китайского и зарубежных рынков. В 90-х гг. китайцы, приезжавшие в США, начали одну за другой создавать компании, ориентированные на производство товаров и услуг главным образом для китайского рынка. Эти компании обосновывались в США и обычно размещали свой штаб и исследовательские подразделения в Силиконовой долине, а все остальные службы и основной персонал - в Китае. Такова, например, созданная выходцем из Китая
компания иТБ1агСот, производящая телекоммуникационную продукцию, третья по стоимости выпускаемой продукции в технопарке " Чжунгуаньцунь". В её штабе в Силиконовой долине работает 30 служащих, а в КНР - 1000 чел. По той же модели организована фирма Sina.com, ведущий интернет-портал в Китае. Создание такого рода производств расценивается специалистами как качественно новый вид сотрудничества Китая с развитыми странами: оно приобретает форму "транснационального технологического сообщества", означающего новое международное разделение труда и позволяющего Китаю успешно вписаться в процессы глобализации.
Оставаясь работать за рубежом, многие китайские студенты поддерживают постоянные деловые и личные связи с родиной. Их общественные организации, созданные в целях социального взаимодействия и поддержки новых иммигрантов, служат важными " площадками" для контактов с партнёрами из КНР и обмена деловой информацией. Эти организации спонсируют регулярные деловые поездки в Китай, принимают делегации официальных лиц оттуда, помогают китайским фирмам подыскивать сотрудников среди земляков.
В научно-преподавательской сфере сотрудничество "заморских" китайцев с "материком" включает в себя чтение лекций по приглашениям, научные консультации, участие в совместных исследовательских и образовательных проектах, работу в общественных организациях, имеющих тесные связи с Китаем, и т.д.
Привлекая зарубежных китайцев к участию в возвышении страны, правительство КНР действует чрезвычайно энергично. Новые инициативы следуют одна за другой. Так, в июне 2005 г. в Пекине была создана новая организация - Консультационный комитет зарубежных китайцев, основной задачей которого является составление рекомендаций для выработки политики технического и экономического развития страны, а также выдвижение кандидатур для реализации программы "Заморские таланты
- на службу родине" (эта программа осуществляется Канцелярией по работе с эмигрантами с 2005 г.).
В том же 2005 г. Китайский государственный фонд естественных наук предложил большие гранты (по 1 млн юаней ежегодно в течение четырех лет) специально для финансирования крупных научных проектов, которые должны выполняться совместно специалистами высокой квалификации - иностранными гражданами китайского происхождения и их коллегами из КНР.
Разносторонняя деятельность китайцев из-за рубежа в пользу КНР включает в себя разного рода и разного масштаба благотворительные акции. Например, Программа исследования Янцзы, финансируемая гонконгским миллиардером Ли Кашином, и Программа "Тысяча талантов" Китайской академии наук совместно учредили грант в сумме 2 млн юаней (около 240 тыс. долл.) для победителей конкурсов на выполнение одного научного проекта.
Систематический характер носят пожертвования зарубежных китайцев на развитие своих родных мест. 70% таких пожертвований приходятся на провинцию Гуандун, где находится множество "цяосян" -мест исхода эмигрантов. С 1 978 г. она получила от зарубежных китайцев и соотечественников из Сянгана и Аомэня пожертвования на сумму 35 млрд юаней, что явилось существенным вкладом в социальное благосостояние населения провинции. Собранные средства пошли на строительство, ремонт и реконструкцию школ, библиотек, театров и кинотеатров, домов культуры, а также мостов, дорог, водохранилищ и гидроэлектростанций.
Безусловно, реализация масштабной и многогранной политики сотрудничества с диаспорой не может проходить совершенно гладко. Внимательный просмотр китайских материалов позволяет выявить целый ряд трудноразрешимых проблем. Одна из них -возникающие в ряде случаев сложности с устройством обучавшихся за границей на работу. По мнению китайских экспертов, эти сложности связаны со следующими обстоятельствами:
□ некоторые студенты возвращаются на родину, не доучившись, и не обладают необходимой квалификацией;
□ специалисты с зарубежными дипломами нередко нацеливаются исключительно на работу в крупных иностранных фирмах, пренебрегая государственными и "народными" (т.е. мелкими и средними негосударственными) предприятиями;
□ вернувшиеся специалисты сосредоточиваются в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу, где для них созданы наилучшие условия, в то время как в других городах приморского пояса: Вэньчжоу, Ханчжоу, Далянь, Циндао и др. "народные" предприятия, производящие экспортную продукцию, испытывают нехватку квалифицированных кадров;
□ возникшее в стране уважение к заграничным дипломам порождает у их обладателей завышенные притязания на социальный статус, которые не всегда могут быть удовлетворены, что и ведёт к долгим поискам престижной работы;
□ научно-исследовательские центры и вузы в значительной степени уже насыщены специалистами высокой квалификации с зарубежным образованием. Кроме того, по некоторым специальностям, как, например, вычислительные машины, значительное количество специалистов готовят внутри страны. Поэтому возникает конкуренция, в которой кадры с отечественным образованием, оплачиваемые ниже, получают преимущество.
Китаеведы из Сянгана и США, проводившие опросы среди китайцев с заграничным образованием, отмечают в числе трудностей, с которыми те сталкиваются: трения между ними и их коллегами с отечественными дипломами, дающие о себе знать даже в управленческих структурах высокого уровня; сложности со ввозом в Китай технологий для тех, кто работает за границей, проистекающие из несовершенства законов об охране интеллектуальной собственности; несоответствие ввозимых технологий требованиям китайского рынка; недостаточность деловых связей.
Все эти естественные нестыковки выглядят, однако, малозначительными на фоне фундаментальных успехов политики привлечения зарубежных китайцев к ре-
конструкции экономики и образования страны.
Заключение
Китайская зарубежная община (в широком смысле, включая обучающихся за границей студентов) является крупным обладателем капиталов, современных технологий и научно-технических знаний - того, что необходимо Китаю для решения задач модернизации экономики. Китайская эмиграция настроена на тесное сотрудничество со своей этнической родиной как в силу исторических традиций, так и благодаря заманчивым предпринимательским перспективам, открывающимся в стране в условиях её бурного развития.
В Китае не жалеют сил и средств для эффективного использования созидательного потенциала заморских собратьев. Работу с ними ведёт целый ряд ведомств, начиная со специальной службы по делам эмигрантов, а также общественные организации и партии. Государство стремится пробудить в эмигрантах и их потомках национально-патриотический дух, проявляет к ним подчеркнуто уважительное и заботливое отношение. Такая политика даёт самые положительные результаты, и в этом отношении пример Китая заслуживает серьёзнейшего изучения и использования.
Примечания:
33A promising undertaking. http:// www.chinahouston.ora/news/200082521 4035.html
34David Zweig and Stanly Rosen. How China trained a new generation abroad // SciDev.Net. 22 May 2003. http://www.SciDev Net.htm
35Чжэнцэ: Чжунго гули "хайгуй" чэн-вэй цзинцзи фачжань синь лилян (Политика: Китай побуждает вернувшихся студентов стать новой силой экономического развития). http://www/chinasite. com/Education/Study Abroad.html (Schooling In/ Outside China/Chinese government's policies on Chinese students studying abroad)
36См. там же.
37Working in China. "China Daily", 08.04. 02
38AnnaLee Saxenian. Transnational Communities and the Evolution of Global Production Networks: The Cases of Taiwan, China and India // East-West Center Working Papers. Economics Series. # 37. December 2001. p. 20. http://www/eastwestcenter. org/stored/pdfs/EC0Nwp037pdf
39Там же.
40Гоуюань баньгунтин гуаньюй цзай вай лю сюэ жэньюань ю гуань вэньти ды тунчжи (Уведомление Канцелярии Госсовета относительно лиц, обучающихся за границей). http://www.csc.edu.cn/ gb/readarticle/asp?articleid=346
41China's returned students policy pays off (10/ 1 3/2003). http://www.chinahuoston. org
42David Zweig and Stanly Rosen. How China trained a new generation abroad // SciDev.Net. 22 May 2003. http://www. SciDev_Net.htm
43 Г оуюань гуаньюй цзыфэй чу го лю сюэ ды чжань син гуйдин (Временное положение Госсовета
о выезжающих на учебу за собственный счет) http:/ /www.chinaqw. com.cn/node2/node2 7 96/node 2883/node31 79/userobject6ai1 561 07.html
44 Гуань юй линьсюань 2005 нянь "фу Э бай жэнь лю сюэ сянму"люсюэ жэньюань ды тунчжи (Уведомлении об наборе на 2005 г. согласно плану обучения в России ста студентов). http:// www.csc.edu.cn/gb/admin/readarticle.asp? -articleid=211 2
45AnnaLee Saxenian. Transnational Communities and the Evolution of Global Production Networks: The Cases of Taiwan, China and India // East-West Center Working Papers. Economics Series. # 37. December 2001. p. 26
46 "Хай гуй пай" сянькуан мянь мянь гуань (Заметки о вернувшихся студентах). http://www. chinasite.com
47Чжунго шичан юй юхуэй чжэнцэ сиинь хай вай сюэцзэ гуй го (Китайский рынок и политика благоприятствования привлекают на родину обучавшихся за рубежом) http://www.chinasite.com
48Там же
49David Zweig and Stanly Rosen. How China trained a new generation abroad // SciDev.Net. 22 May 2003. http://www.SciDev Net.htm
50A promising undertaking. http://www/ chinahouston.org/news/200082521 4035.html
51"Хай гуй": чжунго баоюй ды цайфу (Вернув-
шиеся специалисты - драгоценное достояние Китая ). http://www/cctv/com/abroad/20050228/
1 02266/shtml
52David Zweig and Stanly Rosen. How China trained a new generation abroad // SciDev.Net. 22 May 2003. http://www.SciDev Net.htm
53Гуандун лэйцзи цзешоу хуажэнь хуацяо, Ган Ао тунбао цзюань цзэн юй сань бай и юань (Г аундун собрал пожертвования и дары заморских китайцев
более чем на 30 млрд юаней). http://chinese.people. com.cn/GB/4 2310/35621 B1 /html
54 "Хай гуй пай" сянькуан мянь мянь гуань (Заметки о вернувшихся студентах). http://www. chinasite.com
55"Хай гуй": чжунго баоюй ды цайфу (Вернувшиеся специалисты - драгоценное достояние Китая ). http://www/cctv/com/abroad/2005022B/ 102266/shtml
Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. № 2
Редактор, директор Всероссийского научноисследовательского конъюнктурного института —
А.Н. Спартак.
Научный консультант, член-корреспондент РАН, заместитель директора ИМ ЭМ О РАН - И. С. Королев.
- М.: ВНИКИ, 2005. - 162 с.
Вышел очередной номер «Внешнеэкономического комплекса России», издаваемый ВНИКИ. Это обстоятельное издание выходит один раз в полгода.
В последний выпуск журнала вошли следующие главы:
1. Перспективы развития мировой экономики.
2. Внешнеэкономические связи России.
3. Регулирование экспортно-импортных операций.
4. Регулирование иностранных инвестиций.*
5. Участие в международных соглашениях и организациях.
Таким образом, наименования глав традиционны для данного издания, но, естественно, наполнены новым содержанием по итогам 2005 года.
Далее, публикуются специальные обзоры.
Статистическое приложение содержит ХХУ1 таблиц по экономике и внешнеэкономическим связям России (в основном по состоянию на конец 2005 года).
Ознакомиться с изданием «Внешнеэкономический комплекс России», №2 за 2005 год можно в библиотеках ВНИКИ и ВАВТ.
*Под этим общим названием даётся, что очень ценно, Комментарий к недавно принятому Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Текст указанного закона начал публиковаться с №2 РВВ.