Научная статья на тему 'РОЛЬ КИТАЙСКИХ МИГРАЦИЙ В РОССИЮ В РАСПРОСТРАНЕНИИ МАРКСИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ХЭЙХЭ)'

РОЛЬ КИТАЙСКИХ МИГРАЦИЙ В РОССИЮ В РАСПРОСТРАНЕНИИ МАРКСИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ХЭЙХЭ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЕ МИГРАНТЫ В РОССИИ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В КИТАЕ / КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ СВЯЗИ / КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ ПРИГРАНИЧНЫЕ ГОРОДА / ХЭЙХЭ / АНТИЯПОНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нин Яньхун, Гао Янь

Город Хэйхэ (современная провинция Хэйлунцзян КНР), расположенный на берегу Амура напротив российского города Благовещенска, отличается уникальным расположением, обеспечивающим быстрый и удобный въезд на территорию России. Начиная с середины XIX века, торговцы и земледельцы из провинций Шаньдун, Хэнань и Чжили (ныне Хэбэй) перебирались на Северо-Восток Китая, чтобы работать и торговать с Дальним Востоком. В итоге, в XX веке город Хэйхэ стал важным каналом связи Китая с Россией, одним из основных транзитных пунктов для китайских мигрантов. При этом Хэйхэ превратился также в важный центр распространения марксизма среди побывавших в России китайцев. Показано, что с 1920-х гг. в Хэйхэ стекалась революционно настроенная молодежь, разделявшая советскую идеологию, а также представители антияпонского движения, направлявшиеся в Россию с целью получения поддержки своей борьбы и передачи информации от работавших в Китае советских разведчиков. Обоснован вывод о том, что город стал важным пунктом взаимодействия китайского революционного движения с Коминтерном и СССР и выполнил важную историческую миссию по распространению марксизма в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CHINESE MIGRATIONS TO RUSSIA IN THE SPREAD OF MARXISM (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF HEIHE)

The city of Heihe (modern Heilongjiang province of the PRC), located on the banks of the Amur opposite the Russian city of Blagoveshchensk, has a unique location that provides quick and convenient entry to the territory of Russia. Beginning in the mid-XIX century, traders and farmers from Shandong, Henan and Zhili (now Hebei) provinces moved to Northeast China to work and trade with the Far East. As a result, in the XX century, the city of Heihe became an important channel of communication between China and Russia, one of the main transit points for Chinese migrants. At the same time, Heihe also became an important center for the spread of Marxism among the Chinese who visited Russia. It is shown that since the 1920s Heihe attracted revolutionary-minded youth who shared the Soviet ideology, as well as representatives of the anti-Japanese movement who were sent to Russia in order to receive support for their struggle and transfer information from Soviet intelligence officers working in China. It is substantiated the conclusion that the city became an important point of interaction of the Chinese revolutionary movement with the Comintern and the USSR and fulfilled an important historical mission to spread Marxism in China.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КИТАЙСКИХ МИГРАЦИЙ В РОССИЮ В РАСПРОСТРАНЕНИИ МАРКСИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ХЭЙХЭ)»

9. Ли Лисань. Автобиография Ли Лисаня, см. Приложение «Моя судьба с Китаем». - Пекин: Пекинское издательство по изучению и исследованию иностранных языков, 2009.

10. Цзинь Цзайцзи. Хроники Ло Инунь // Сборник статьей о Ло Инунь. - Пекин: издательство Народ, 2011.

11. Чжан Бочуань. Память о моем наставнике по просвещению - герою Го Лунчжэнь // Революционная героиня-мусульманка Го Лунчжэнь. Пекин: Китайское национальное издательство фотоискусства, 1988.

12. Ян Цзинань, Ань Цзюньфэнь. Героиня-мусульманка Го Лунчжэнь // История партии. - Ляонин, 04.1996.

13. Редакция местной истории партии Ляонин КПК, О герое Го Лунчжэнь // Материалы по истории местной партии - герой Го Лунчжэнь. - Ляонин, июль 1964.

14. Отредактированный отдел исследования истории партии Пекинского муниципального комитета КПК: Национальная героиня Го Лунчжэнь // Биографии героев в Пекине. Т.2. - Пекин: издательство Пекин, 1990.

15. Дэн Инчао. Мемориал нашей женщины-солдата Го Лунчжэнь // Революционная героиня-мусульманка Го Лунчжэнь. -Пекин: Китайское национальное издательство фотоискусства, 1988.

16. https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_5567583. сайт новостей Пэнпай 2020.01.19.

References and Sources

1. Go Lunchzhen' / Redakciya partijno-istoricheskih issledovanij komiteta KPK uezda Damin. - Hebej, 2019.

2. Cin Yan. Povedenie i etika horoshej zheny i materi / «Obshchestvo izvestnyh zhenskih predstavitelej Tyan'czinya». - Tyan'czin': Izdatel'stvo istoricheskih dannyh KPK, 1985.

3. Go Chzhuczyuj. Vspominaniya teti Go Lunchzhen' // Go Lunchzhen'. - Hebej, 2019.

4. Lyu Cinyan. Biografiya geroini Go Lunchzhen' // Istoricheskie materialy o revolyucionnyh geroyah Hebeya. T.1. - Shiczyachzhuan': Narodnoe izdatel'stvo Hebej, 1959.

5. Chzhan Entan. Revolyucionnaya geroinya-musul'manka Go Lunchzhen'. - Pekin: Kitajskoe nacional'noe izdatel'stvo fotoiskusstva, 1988.

6. Chzhan SHaolin', Men Linbyao. Istoriya zhizni Go Lunchzhen'. - Hebej: izdatel'stvo Issledovaniya po istorii partii v uezde Damin, 2019.

7. Huan Tinhuej. Otchayannyj, predannyj svoemu delu i upornyj borec // Issledovanie nacional'nosti huej. Inchzhuan', 02.2001.

8. U Yue. Vek ubijstv, «Kitajsko-rossijskie literaturnye otnosheniya v 20-m veke». - Pekin: izdatel'stvo Vysshaya shkola, 2002.

9. Li Lisan'. Avtobiografiya Li Lisanya, sm. Prilozhenie «Moya sud'ba s Kitaem». - Pekin: Pekinskoe izdatel'stvo po izucheniyu i issledovaniyu inostrannyh yazykov, 2009.

10. Czin' Czajczi. Hroniki Lo Inun' // Sbornik stat'ej o Lo Inun'. - Pekin: izdatel'stvo Narod, 2011.

11. Chzhan Bochuan'. Pamyat' o moem nastavnike po prosveshcheniyu - geroyu Go Lunchzhen' // Revolyucionnaya geroinya-musul'manka Go Lunchzhen'. Pekin: Kitajskoe nacional'noe izdatel'stvo fotoiskusstva, 1988.

12. Yan Czinan', An' Czyun'fen'. Geroinya-musul'manka Go Lunchzhen' // Istoriya partii. - Lyaonin, 04.1996.

13. Redakciya mestnoj istorii partii Lyaonin KPK, O geroe Go Lunchzhen' // Materialy po istorii mestnoj partii - geroj Go Lunchzhen'. - Lyaonin, iyul' 1964.

14. Otredaktirovannyj otdel issledovaniya istorii partii Pekinskogo municipal'nogo komiteta KPK: Nacional'naya geroinya Go Lunchzhen' // Biografii geroev v Pekine. T.2. - Pekin: izdatel'stvo Pekin, 1990.

15. Den Inchao. Memorial nashej zhenshchiny-soldata Go Lunchzhen' // Revolyucionnaya geroinya-musul'manka Go Lunchzhen'. - Pekin: Kitajskoe nacional'noe izdatel'stvo fotoiskusstva, 1988.

16. https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_5567583. sajt novostej Penpaj 2020.01.19.

ДАИ ЦЗЯНЬБИН - доктор исторических наук, профессор Хэбэйского педагогического университета, начальник Центра по изучению культуры Янь-Чжао (info@helri.com).

DAI JIANBING - Doctor of History, Professor of Hebei Normal University, Head of the Center for the Study of Yan-Zhao Culture.

УДК 94(510).09«191/193»: 141.82 Б01: 10.24412/2308-264Х-2021-2-70-79

НИН Я., ГАО Я.

РОЛЬ КИТАЙСКИХ МИГРАЦИЙ В РОССИЮ В РАСПРОСТРАНЕНИИ МАРКСИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ХЭЙХЭ)2

Ключевые слова: китайские мигранты в России, распространение марксизма в Китае, китайско-российские связи, китайско-российские приграничные города, Хэйхэ, антияпонское движение, Советский Союз.

Город Хэйхэ (современная провинция Хэйлунцзян КНР), расположенный на берегу Амура напротив российского города Благовещенска, отличается уникальным расположением, обеспечивающим быстрый и удобный въезд на территорию России. Начиная с середины XIX века, торговцы и земледельцы из провинций Шаньдун, Хэнань и Чжили (ныне Хэбэй) перебирались на Северо-Восток Китая, чтобы работать и торговать с Дальним Востоком. В итоге, в XX веке город Хэйхэ стал важным каналом связи Китая с Россией, одним из основных транзитных пунктов для китайских мигрантов. При этом Хэйхэ превратился также в важный центр распространения марксизма среди побывавших в России китайцев. Показано, что с 1920-х гг. в Хэйхэ стекалась революционно настроенная молодежь, разделявшая советскую идеологию, а также представители антияпонского движения, направлявшиеся в Россию с целью получения поддержки своей борьбы и передачи информации от работавших в Китае советских разведчиков. Обоснован вывод о том, что город стал важным пунктом взаимодействия китайского революционного движения с Коминтерном и СССР и выполнил важную историческую миссию по распространению марксизма в Китае.

2 Статья выполнена в рамках научно-исследовательских проектов: провинциальных вузов Хэйлунцзяна «Инновационная модель предоставление библиотечных услуг по российской документации в Китае в условиях 5G эпохи» (2019 г.; номер проекта: 2019-КУУЖР-0478), Китайского союза китайских эмигрантов «Исследование положения китайских эмигрантов на российском Дальнем Востоке» (2020 г.; номер проекта:19ZQK231), экономического и социального развития провинции Хэйлунцзян «Сбор, сортировка и изучение исторических данных о китайцах в России, приехавших из Хэйлунцзяна» (2020 г.; номер проекта: 20532).

NING Ya., GAO Ya.

THE ROLE OF CHINESE MIGRATIONS TO RUSSIA IN THE SPREAD OF MARXISM (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF HEIHE)

Key words: Chinese migrants in Russia, the spread of Marxism in China, Sino-Russian ties, Sino-Russian border towns, Heihe, anti-Japanese movement, the Soviet Union.

The city of Heihe (modem Heilongjiang province of the PRC), located on the banks of the Amur opposite the Russian city of Blagoveshchensk, has a unique location that provides quick and convenient entry to the territory of Russia. Beginning in the mid-XIX century, traders and farmers from Shandong, Henan and Zhili (now Hebei) provinces moved to Northeast China to work and trade with the Far East. As a result, in the XX century, the city of Heihe became an important channel of communication between China and Russia, one of the main transit points for Chinese migrants. At the same time, Heihe also became an important center for the spread of Marxism among the Chinese who visited Russia. It is shown that since the 1920s Heihe attracted revolutionary-minded youth who shared the Soviet ideology, as well as representatives of the anti-Japanese movement who were sent to Russia in order to receive support for their struggle and transfer information from Soviet intelligence officers working in China. It is substantiated the conclusion that the city became an important point of interaction of the Chinese revolutionary movement with the Comintern and the USSR and fulfilled an important historical mission to spread Marxism in China.

1. Значение города Хэйхэ в развитии «красного» движения.

1.1. Хэйхэ - важный канал связи с Россией и транзитный пункт для китайских мигрантов.

Благодаря своим географическим преимуществам, город Хэйхэ является наиболее удобным местом для транзита из Китая в Россию. В начале ХХ века жители приграничных и отдаленных городов империи с билетами и паспортами из Хэйхэ прибывали в Россию фактически ежедневно. В городе даже взималась определенная плата с транзитных пассажиров, размер которой зависел от класса билетов и паспортов. Различались три их категории: купец должен был иметь первый класс билета и паспорта (по четыре рубля); мелкий торговец - второй класс (по три рубля); бедные трудовые мигранты - третий (по два рубля). О масштабах транзитных потоков свидетельствует, к примеру, тот факт, что только с апреля по июнь 1911 года проезжавшими лицами была внесена сумма в размере тридцать одна тысяча триста шестьдесят три рубля, из которых тысяча двадцать один рубль был внесен обладателями торгового паспорта первого класса, шестнадцать тысяч двадцать один рубль - второго класса, тринадцать тысяч шестьсот двадцать восемь рублей -представителями третьего класса [1, л. 21]. То есть в течение квартала в Россию выехали порядка 250 предпринимателей, более 5,3 тыс. мелких торговцев и свыше 6,8 тыс. трудовых мигрантов.

Фактически, сухопутный путь через Хэйхэ являлся основной альтернативой морским путям сообщения с Россией. В этой связи показательно, что, согласно данным, зафиксированным российским представительством, с 1906 по 1910 годы только в городе Яньтай (провинция Шаньдун) было оформлено сто пятьдесят пять тысяч семьдесят восемь виз для китайских рабочих, отправлявшихся на Дальний Восток. В тот же период сто пятьдесят тысяч триста шестьдесят семь китайцев купили билеты третьего и четвертого классов из города Чанчунь в город Харбин и до других станций Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Семьдесят тысяч девятьсот два человека прибыли по КВЖД в город Цицикар (провинции Хэйлунцзян), затем в поселок Айгунь и далее - в Амурскую область [2, с. 15]. Общее число китайцев, уехавших в Россию, составило около 45,7% тех, кто купил билеты из города Яньтай, и более 47% - тех, кто уехал по КВЖД. В этой связи заметим, что от уезда Хумы провинции Хэйлунцзяна до уезда Суньу размещались десятки больших и малых населенных пунктов, расположенных на границе Китая и России. Их особое географическое положение обеспечивает более удобный выезд из региона вдоль реки Хэйхэ в Россию. Села, окружающие город Хэйхэ, - Чжандийнцзы, Шанмачан, Вайсаньдаогоу (расположен в районе Айгунь), Чанфа, Хадаянь (расположен в уезде Суньу) и Бяньцзян (расположен в уезде Сюнькэ) - стали важными транзитными пунктами и домом для многих китайских мигрантов.

Впрочем, движение здесь было далеко не однонаправленным и не всегда благополучным. К примеру, в 1911 году, с целью предотвращения эпидемии, большое число китайских мигрантов были депортированы из города Благовещенска. Таможенные заставы, расположенные в пределах Айгуня, - Сиэргэньци и Цира были поистине запружены выселенными. В феврале 1911 года офицер и инспектор Циры Чжан Фэнчан и офицер Сиэргэньци Лоу Сицзюе провели расследование, в результате которого установили, что китайцы депортировались на Родину из российского города Благовещенска и близлежащих деревень. Они были голодны, и после того, как

проходили через заставу, просили у людей еды. Каждый день прибывало от сорока до пятидесяти, и от восьмидесяти до девяноста человек [3, л. 5]. Число китайцев, возвращавшихся на Родину, увеличивалось с каждым днем. Ежедневно через таможенную заставу Закдахоло проходило не менее двухсот китайских мигрантов, и только с десятого февраля по первое мая 1911 года из-за границы прибыли тысяча двести семьдесят семь китайцев.

Из приведенных цифр мы можем установить, что в указанный период границу пересекало достаточно большое количество людей, из них основная масса - это торговцы и трудовые рабочие из города Хэйхэ, что говорит об этом городе, как о важном канале связи с Россией.

1.2. Хэйхэ как центр распространения марксизма среди китайских рабочих.

На пике русской революции 1905-1907 гг., в ноябре 1905 года в Хэйлунцзяне возникла русская большевистская организация под названием «Российская социал-демократическая харбинская рабочая группа» [4, с. 91] (Харбинская социал-демократическая группа (1905-1912) -ред.). Ее основной базой служил железнодорожный завод, на котором трудились как российские, так и китайские рабочие. Данная организация оказала сильное влияние на идеологические настроения не только более чем трехсот китайских рабочих этого завода, но также, косвенно, на рабочих судоходных кампаний по реке Сунгари, мукомольных предприятий в городе Харбине и др.

Поскольку город Харбин являлся важнейшим транзитным пунктом для китайских мигрантов в Россию, под влиянием их настроений оказался практически весь город (в т.ч. Айгунь и уезд Хума на реке Хэйлунцзян). В этой связи правительство принимало активные меры для предотвращения неблагоприятного для него развития событий в этом регионе. Так, в мае 1915 года глава уезда Хумы Сунь Шэнъу инициировал проведение расследования с целью выявления подпольных организаций, в результате чего правоохранительным органам было приказано: в Шанхае, Даляне и многих других городах строго следить за всеми почтовыми отправлениями с целью пресечения передачи любой политической информации и распространения ее среди китайского населения. Согласно выявленным данным, в Айгунь, Хума и других городах покупали дома многие японцы и русские, а китайские рабочие, ранее находившиеся под влиянием «экстремистской партии», часто въезжали в Россию и передавали свои идеологические настроения другим [5, л. 93].

Отправным моментом широкого развития коммунистического движения в Китае стала Октябрьская революция. Ее непосредственное влияние испытали на себе десятки и даже сотни тысяч китайских мигрантов. В январе 1919 года общество китайских рабочих в России создало китайскую партийную ячейку РКП(б). Создание этой партийной ячейки РКП(б) было активно поддержано. В годы гражданской войны в России появлялись все новые подобные организации, численность которых неуклонно росла. Коммунистические партийные ячейки создавались повсеместно, в т.ч. в рядах Красной армии, где каждая такая ячейка насчитывала десятки китайских коммунистов. Всему этому способствовали активные пропагандистские действия. Так, в армии широко распространялись различные китайские брошюры, издавалась китайская газета «Хуа Гун» и пр. Согласно архивным данным, с июня по июль 1920 года партийная ячейка китайских мигрантов в городе Благовещенске в лице отдельных ее представителей вела достаточно масштабную агитационную работу в близлежащем селе Астрахановка. В частности, китайскими коммунистами читались политические информационные бюллетени китайским бойцам Первой амурской революционной группы [6, с. 276].

В то же время в Амурской области, прилегающей к провинции Хэйлунцзян, было издано множество экземпляров политических книг на китайском языке. Так, с пятого мая по первое ноября 1920 года было распространено двадцать тысяч триста деклараций и листовок, пять тысяч китайских брошюр и пятьдесят тысяч восемьсот экземпляров газеты «Звезды коммунистов» [7, с. 27]. «Хуагун шибао», отредактированная и выпущенная обществом китайских рабочих, до сих пор хранится в архиве Айгуня [8]. Эти издания вызывали большой интерес среди китайских рабочих, заставляли их пересмотреть свои взгляды на те или иные политические вопросы, изменить свою точку зрения, и, как следствие, вступить в ряды Красной армии, тем самым способствуя последующему распространению марксизма в районе Хэйхэ.

Во время Октябрьской революции, помимо активной пропаганды и распространения марксизма, общество китайских рабочих в России также занялось секретной переправкой кадров,

как водным, так и сухопутным путем, обратно в Северо-Восточный район Китая, чтобы распространять революционно-социалистическую идеологию, способствовать «пробуждению» рабочих на северо-востоке и, таким образом, расширять влияние Октябрьской революции в Китае. По некоторым данным, уже к 1918 году около сорока тысяч китайских рабочих вернулись в Китай по воде или суше (по Ближневосточной железной дороге).

С начала 1919 года представители китайских рабочих организаций с Дальнего Востока в большом количестве возвращались в Северо-Восточный район Китая с целью пропаганды революционной идеологии. При этом они несли весть о том, что «Октябрьская революция создала новый революционный фронт против мирового империализма - от пролетариев на Западе, через русскую революцию до угнетенных народов на Востоке» [9]. Двадцать четвертого июня 1919 года чанчуньская газета «Дадун жибао» опубликовала сообщение о том, что Советская Россия направила в Китай двенадцать человек, включая публициста-революционера, члена китайского рабочего общества Ли Цзифу: «Власти Амурской области... Используя возможность восстановления китайско-российских дипломатических отношений, направили двенадцать членов общества китайских рабочих, в том числе Ли Цзифу, Чжан Юйшэнь и Ли Госы, для пропаганды революционных идей в провинциях Китая. Получив оплату путевых расходов, они теперь обеспечены всем необходимым. Прибыв в Хэйхэ восьмого числа этого месяца, десятого они поехали на пароходе и поезде, чтобы вернуться на Родину» [10].

Уже в январе 1919 года власти Северо-Восточного региона обнаружили, что китайские рабочие в России и Европе, присоединившиеся к «радикальной партии» (партии большевиков), вернулись в Китай, чтобы пропагандировать здесь идеи социализма [11, с. 187]. Китайские рабочие в России были свидетелями и участниками Октябрьской революции: они добровольно выступали пропагандистами, передавая известия об Октябрьской революции в Китай, распространяя их по КВЖД с помощью различных средств коммуникации (книг, газет, листовок, радио и пр.). Китайские мигранты рассказывали окружающим повсюду, на всех станциях КВЖД, об Октябрьской революции, о новых условиях жизни советского рабочего класса. В этот период КВЖД стала важным каналом распространения марксизма. Большое количество китайских рабочих вернулось в Китай по КВЖД через город Хэйхэ, что ускорило процесс распространения марксистской идеологии, в том числе способствовало распространению марксизма в Северовосточном районе Китая, особенно в городе Хэйхэ.

Китайские эмигранты, способствующие распространению марксистской идеологии, привлекли внимание правительства Бэйяна. Пятого февраля 1919 года Государственный Совет правительства Бэйяна направил секретную телеграмму губернаторам провинций Фэнтянь, Цзилинь, Хэйлунцзян и Синьцзян. В ней говорилось, что радикально настроенные китайские рабочие из России тайно вернулись в Китай, где сейчас ведут активную пропагандистскую и агитационную деятельность: выступают перед народом, разбрасывают листовки, подстрекают армию и население. При этом было указано, что необходимо провести тщательное расследование и не допустить хаоса.

Тринадцатого августа 1919 года глава уезда Хумы Ли Инци приказал уездным правоохранительным органам сохранять бдительность, поскольку настроения в стране меняются, меняется и отношение к государственной власти. При таких обстоятельствах распространение революционно-социалистических идей может привести к необратимым последствиям. Поэтому им был отдан приказ: тщательно проверять всех на причастность к революционным организациям, изымать все публикации, листовки, газеты и пр., так или иначе связанные с революционным движением (уничтожение подобных публикаций, по мнению местных властей, должно было предотвратить рост числа революционно настроенных граждан) [12, л. 10].

Двадцать девятого апреля 1920 года глава уезда Хумы передал правоохранительным органам новый приказ губернатора и военного начальника, в котором, в частности, отмечалось: «Ленин использовал более десяти автомобилей для перевозки из Санкт-Петербурга в город Оренбург сотен китайцев, корейцев, индийцев, турок, а также пропагандистских материалов, напечатанных на разных языках. Материал также был отправлен с целью распространения революционно-социалистических идей в Синьцзян, Внешнюю Монголию и Восточную провинцию (особый регион Восточной провинции - регион Китайской Республики, расположенный в провинциях Цзилинь и Хэйлунцзян) в следующем месяце с чешской армией на

восток. Кроме того, ходили слухи, что ленинские экстремисты связаны с китайцами и людьми из других стран, поэтому был дан приказ войскам в Янбяне усилить контроль для сдерживания беспорядков» [12, л. 10].

Широкое распространение марксизма среди китайцев вдоль реки Хэйхэ привлекло внимание местного правительства [13, с. 112-113]. Цзян Канху, организовавший социалистическую партию Китая в первые годы Китайской Республики (1911-1913 и 1924-1930 гг.; анархистского толка - ред.), отмечал в путевых заметках о своей поездке в Москву в 1921 году («Вспоминания о коммунистической партии Китая»): «Для участия в третьем конгрессе Коминтерна в 1921 году шанхайский студент Яо Цзюнь и корейцы прибыли в Россию из Западной Европы ... они представляли коммунистическую партию Востока и были назначены ее специальными посланниками» [13, с. 112-113].

Все это указывает на то, что определенные географические преимущества города Хэйхэ привели к тому, что китайские мигранты в Россию массово концентрировались в этом месте, а после возвращения на Родину разъезжались по всему Северо-восточному району, распространяя и пропагандируя марксистскую идеологию. Таким образом, Хэйхэ стал местом, где китайские мигранты из России активно распространяли марксизм. Революционно-социалистические идеи мигрантов, возвращавшихся на Родину, быстро завоевали умы практически всего рабочего населения Северо-восточного района Китая. Вместе с русскими рабочими, они поддержали Октябрь, тем самым превратившись в важную силу в деле распространения марксизма.

Отметим, что город Хэйхэ стал важным перевалочным пунктом также для многих молодых людей, прежде всего студентов, разделявших революционные настроения. Так, в апреле 1921 года на пароходе «Юнсин» из Японии во Владивосток, а затем на поезде до Боли, после чего в Хэйхэ (после освобождения от льда Амура) прибыли Хуалинь, Хань Мутао (Чжуан Вэньгун), Пэн Шучжи, Ло Иньун, Жэнь Цзоминь, Хэ Цзиньлян (Ван Шоухуа) и многие другие. В этом же году в Хэйхэ прибыли Цао Цзинхуа, Жэнь Биши, Вэй Суюань, Ван Ифэй, Сяо Цзиньгуан и Цзян Гуанцы. Лян Ботай прибыл во Владивосток на пароходе из Шанхая, но поскольку Владивосток находился под контролем белых, он вынужден был сначала отправиться в Харбин по КВЖД, проплыть реку Сунгари до реки Амур, а затем прибыть в Хэйхэ.

2. Деятельность китайских мигрантов в районе Хэйхэ по распространению марксизма в 1930-е гг.

2.1 Формирование пунктов передачи информации.

Несмотря на репрессии, обрушившиеся на китайских коммунистов после 1927 года, они продолжили активную работу, выступая в качестве одного из важных отрядов Коминтерна и опираясь на поддержку СССР. В этой связи, с целью осуществления деятельности партийных организаций и передачи информации в рамках международной разведывательной организации под эгидой Коминтерна, в 1930-х годах в китайско-советском приграничном районе КПК участвовала в открытие шести маршрутов в Советский Союз, включая границу Маньчжурии, Чжалайноэр, Айгунь, Лобэй, Суйфэньхэ и Цзямусы. Была также создана разведывательная структура в Цицикаре с опорными пунктами в Нэньцзяне, Бэйане, Айгуне и других районах [16, с. 32].

Основное содержание истории Китая с 1931 г. определила борьба с открытой агрессией Японии. В январе 1933 года японские захватчики оккупировали Хэйхэ, создав подконтрольные местные органы власти: в Хэйхэ - провинциальное управление, в Айгуне - уездное управление. Уже в это время в борьбе с японскими захватчиками весьма важную роль сыграли китайские мигранты, в том числе находившиеся в составе разведывательных групп дальневосточного разведывательного управления. Ими был внесен значительный вклад в победу в Войне сопротивления японским захватчикам. В частности, Ван Шуся создал подпольный пункт сообщения на реке Хэйлунцзян (Амур - ред.) для передачи разведданных в Советский Союз; член местного самоуправления Сюй Жисяо собирал разведданные для Красной армии (РККА), работая под прикрытием в качестве управляющего на изготавливавшем алкоголь предприятии «Чжэнбянь»; Хань Чжэи, который вступил в коммунистический союз молодежи в Советском Союзе, вернулся в Китай и собирал разведданные о японских войсках; Чжоу Гуанцзя жил в Советском Союзе более 20 лет, участвовал в революции, стал пионером в Войне сопротивления японским захватчикам, передавая разведывательные данные в таких местах, как Ханьдаци (район Айгунь).

Большой вклад в победу в Войне сопротивления внес Чжан Цзунвэй, который являлся связным провинциального комитета партии с Шанхаем, затем служил в китайском полку Красной армии в России, сражался в разных местах и вернулся в Хэйхэ с тяжелыми ранениями, где погиб во время боя смертью героя. Многие китайские эмигранты изучали политические и разведывательные технологии, военные науки в Советском Союзе. После возвращения в Китай (как правило, через таможню Хэйхэ), в основном они вели активную антияпонскую разведывательную деятельность в городах Харбине и Муданьцзяне, создавали разведывательные пункты, точки радиосвязи. Так были созданы подпольные пункты для сбора информации в более чем десятке городов Северо-Восточного Китая. За выдающуюся работу в феврале 1937 года [17, с. 14-29] активные участники движения были отмечены руководством и награждены за проявление патриотизма в общественной, служебной, военной и трудовой деятельности и за активную гражданскую позицию, в том числе за участие в организации связи между КПК и ВКП(б), а также в партийной деятельности в Хэйхэ. Таким образом, они внесли выдающийся вклад в победу над японскими захватчиками и создание местных партийных организаций.

В связи с антияпонскими действиями китайских мигрантов, правительство провинции неоднократно отдавало приказы, требуя от жителей поселений вдоль рек Хэйхэ и Хума быть бдительными и принимать меры предосторожности. Так, еще в 1929 году управление по гражданским делам провинции Хэйлунцзян издало приказ № 332, который впоследствии был передан правительству уезда Хумы: сообщать управлению по гражданским делам провинции Хэйлунцзян все секретные действия коммунистов и имена ответственных лиц в этом городе и других местах, при необходимости проводить тщательные расследования и аресты всех причастных к коммунистической партии. Учитывая, что Китай и Советский Союз в это время разорвали дипломатические отношения, всю информацию, связанную с революционно-социалистическими настроениями населения, следовало предоставлять в письменной форме. Управление по гражданским делам провинции Хэйлунцзян составило список лиц, связанных с коммунистической партией и причастных к недавним секретным действиям компартии в этом городе и других районах. В том числе, в него были внесены члены Центрального комитета, среди которых: Цзин Шанхай, Сян Чжунфа, Ли Лишань, Дай Ин, Цай Хэсэнь, Чэнь Дусю, Чжоу Эньлай, Ло Чжанлун, Чжан Готао и пр. Кроме того, к документу прилагалось краткое описание всех членов коммунистической партии и лиц, причастных к ее деятельности.

2.2. Подготовка антияпонского движения.

Долгое время агентурную работу в Хэйхэ вел бывший китайский эмигрант в СССР Фань Гэжэнь, который возглавлял агентурную группу советского дальневосточного разведывательного управления. В свое время он учился в первом провинциальном педагогическом университете провинции Хэйлунцзян и на юридическом факультете Бэйпинского университета. В январе 1931 года, после падения уезда Нэньцзяна, Фань Гэжэнь переехал в Хэйхэ, где работал учителем в начальной и высшей школе для девушек, а также в Айгуньском педагогическом училище. Однако затем он был отправлен в Боли (Хабаровск) с целью налаживания связи с Разведывательным управлением Генерального штаба РККА (Разведупр; «Четвертое управление» до 1934 г. - ред.). Фань Гэжэнь не просто занимался подпольной деятельностью, но и стал кадровым разведчиком, сделал профессиональную карьеру. При этом он подготовил в качестве разведчиков советского дальневосточного разведывательного управления Ван Цзижао и Фу Сунъяня и сформировал в России антияпонскую секретную группу для распространения марксизма в приграничных районах и проведения антияпонской пропагандистской деятельности. В июне 1944 года он успешно организовал восстание двух полков самообороны и убил двадцать семь японских солдат, сыграл важную роль в ходе наступления Красной Армии в Северо-восточном районе Китая и прорыве линий обороны противника.

Следует вспомнить и о других героях. К примеру, к 1932 году Хань Чжэи и другие прогрессивные молодые люди из Китая тайно отправились учиться в Амурское отделение Института Ленина СССР, а после возвращения в Китай активно участвовали в подпольной антияпонской деятельности. Вместе с с Ху Юйсяном, Шэнь Цзицином и многими другими он продвигал работу «Антияпонского общества содействия», в рамках которого была создана независимая антияпонская программа «Специализированный курс китайского языка», позволявшая пропагандировать принципы антияпонской борьбы и национального спасения. Он

также активно поддерживал антияпонские настроения среди молодежи народности хуэй, агитировал молодых людей, призывая их активно участвовать в антияпонском движении - за национальное освобождение от захватчиков.

По идеологическим соображениям посещал Советский Союз с целью получения революционных материалов Ян Сяньчжан, вступивший там в ВЛКСМ и ВКП(б). В 1936 году, в соответствии с требованиями VII конгресса Коминтерна о создании единого международного антифашистского фронта, Разведупр Генштаба РККА направил его с секретной миссией в Китай, с целью сбора военной разведывательной информации о японской Квантунской армии в Северовосточном районе, а также для проведения антияпонской пропагандистской деятельности в Жаохэ, Фуцзине, Цзямусы, Харбине, Нэньцзяне и других городах.

2.3. Поддержка антияпонского военного движения.

Китайские мигранты в Россию, придерживавшиеся прогрессивных революционно-социалистических идей, горячо любили Родину и всеми силами поддерживали войну против японских захватчиков. Так, одним из первых, выступивших против японских захватчиков, был Ма Чжаньшань, чья деятельность послужила толчком к формированию организованного вооруженного сопротивления против агрессора в Китае. Активно выступал за спасение своей страны бывший китайский предприниматель в России Чжан Тингэ, много сделавший для пропаганды в промышленных и торговых кругах. Он активно убеждал других предпринимателей, имевших капиталы в Китае, развивать национальную промышленность, систематически поддерживал антияпонскую войну и регулярно жертвовал для этих целей деньги и материалы: мука с завода «Шуанхэшэн» и другие продукты постоянно отправлялись им в прифронтовые зоны действий китайской армии [18, с. 9].

Патриот и активный деятель антияпонского военного движения Хань Цзыхэ, его старший сын Хань Шуанъю и двоюродный брат Хань Чжэи, находясь под сильным влиянием Ху Юйсяна и других студентов-патриотов, впоследствии вступили в организацию патриотической молодежи, занимавшуюся антияпонской пропагандой. Хань Цзыхэ использовал свое влияние в обществе для активной поддержки антияпонской деятельности патриотической молодежи и завоевал ее доверие. Он поддерживал тесные контакты с Ба Инъэ и Ма Чжаншанем (в 1940 г. при поддержке КПК стал губернатором Хэйлунцзяна - ред.), когда они защищали Хэйхэ, особенно с последним, который поклялся до конца сражаться против японских захватчиков (его войскам Хан Цзихэ регулярно оказывал материальную и моральную поддержку).

Зимой 1933 года Хань Цзихэ оказывал активную поддержку таким лидерам как Хань Чжэи, Ван Юй и Хань Шуанъю (которые посещали Советский Союз с целью изучения революционного опыта, способного, по их мнению, спасти родной Китай), выделял им материальную помощь, пожертвовав более 50 даян (название валюты во время Китайской Республики). Хань Цзихэ также активно ходатайствовал за освобождение многих арестованных и заключенных в тюрьмы (среди них был и студент-патриот Хань Чжэи). Позднее, после освобождения Северо-восточных районов Китая в августе 1945 года, благодаря нему были отпущены из заточения студенты-коммунисты из Цзинь (аббревиатура провинции Шаньси), Цзи (аббревиатура провинции Хэбэй), Ча (аббревиатура провинции Чахар) и Яньани. Он помог выйти на свободу таким деятелям как Ван Су, Юе Линь, Ху Юйсян, Ван Вэньбинь, Лю Тинцзинь, Хэ Сюедун и многим другим, обеспечил их жильем и питанием [19, с. 70].

3. Антияпонская война 1937-1945 гг.

3.1. Перевалочный пункт в Советский Союз для бойцов антияпонского движения.

В условиях начавшейся в 1937 г. масштабной агрессии Японии против Китая, в важнейший пункт переправы в СССР для бойцов антияпонского движения из состава Дунбэйской объединенной армии сопротивления Японии (ДОАСЯ) превратилось отделенное от Советского Союза более чем на сто метров рекой село Шанмачан в районе города Айгунь. В частности, в марте 1939 года, в ситуации, когда первая армия вела тяжелые бои с противником вблизи села Шанмачан, более сорока бойцов антияпонского движения были вынуждены покинуть селение Фабела и переправиться в Советский Союз.

Двадцать шестого января 1941 года в Советский Союз из села Сяосаньцзяцзы уезда Айгунь прибыла третья антияпонская бригада. В феврале 1941 года Ван Мингуй переправил более сорока бойцов через реку Хэйлунцзян (Амур - ред.) в селе Ванхада (расположено в Цзиньшань уезда

Хумы), и организовал перевалочный пункт в Советском Союзе, чтобы бойцы антияпонского движения могли полностью восстановить свои силы, после чего перейти в контрнаступление. По сей день в уезде Хуме стоит каменный памятник бойцам антияпонской бригады, переправляющимся в Советский Союз, как напоминание будущим поколениям о том, что когда-то это был Красный канал.

Из СССР часть этих отрядов затем вновь возвращались для продолжения янтияпонской борьбы в Китай. Так, шестого марта 1941 года Ван Мингуй и Ван Цзюнь выступили во главе отряда из пятидесяти четырех человек из третьей антияпонской бригады, чтобы пересечь реку Хэйлунцзян в районе у Чи Кэ и Хадаяна (в районе Сунь У) и вернуться на Северо-восточный антияпонский фронт.

3.2. Важный канал связи с Советским Союзом в период формирования партийных и армейских структур в Хэйхэ.

Новый этап в развитии контактов с СССР наступил после разгрома японских милитаристов. После того, как Ван Су прибыл в Хэйхэ, чтобы создать здесь партийную организацию и армейские части, он первым делом наладил взаимодействие с Советским Союзом. С целью установления таких связей был назначен специально уполномоченный Ван Юй, который в прошлом учился в Советском Союзе и служил агентом разведки на Дальнем Востоке. На него была возложена миссия связаться с руководящим составом Красной армии, установить дипломатические отношения между правительством провинции Хэйлунцзян и Советским Союзом, что гарантировало бы военное и материальное обеспечение, а при необходимости и оказание военной помощи. В мемуарах Ван Юя [14, с. 58] и других исторических материалах, хранящихся в городе Хэйхэ, содержатся богатые сведения о его взаимодействии с Красной армией. Отложились такие документы и в советских архивах. Так, ценный исторический архивный документ о первом контакте между Народной автономной армией Хэйхэ и советской армией в приграничных районах после Второй мировой войны отложился в Государственном архиве Российской Федерации [15, л. 298-299]:

Копия

Совершенно секретно

23 мая 1946 г.

Товарищам Сталину и Берии:

В пять тридцать вечера двадцатого мая этого года китаец Ван Юй из города Сахалянь Маньчжурии на катере приезжал в город Благовещенск и доставил документ, подписанный командиром 8-ой бригады народно-революционной армии. (В документе) Ван Су сказал, что он -полномочный представитель правительства провинции Хэйлунцзян. Пожалуйста, позвольте ему совещаться с советским представителем решить следующие вопросы:

1. Окажите помощь правительству провинции Хэйлунцзян в вооружении, боеприпасах, военном транспорте и культурном обучении (фильмы, радиостанции, газеты) и т.д.;

2. Установите дипломатические связи с правительством провинции Хэйлунцзян;

3. Обсудите с представителями Министерства торговли СССР об обмене алкоголя на ткань.

В то же время Ван Юй также предложил счет на пятьсот сорок тысяч (единица монет не

определена), предназначенных для оплаты трудозатрат по погрузке и разгрузке тактического оборудования из Маньчжурии в Советский Союз. Ван Су попросил встречу с представителем советской власти Благовещенска для решения вышеупомянутых проблем.

После приема Ван Юя, его отправили в Маньчжурию. Здесь я хотел бы доложить о его прибытии в вышестоящий орган и передать его просьбу.

МВД СССР Генерал Круглов

Ван Юй много раз выезжал в Советский Союз, в частности, обращался к местному советскому руководству города Благовещенска с просьбами об оказании военной и материальной помощи, обмене алкоголя на ткани, обеспечении каналов связи между представителями городов Сахалянь (Хэйхэ) и Благовещенск, создании общества советско-китайской дружбы, содействии развитию культурных и образовательных связей, помощи с лекарствами от брюшного тифа и столбняка, разрешении поместить жену командующего народно-освободительной армией Ван Су в госпиталь Благовещенска и т.д.

Заключение

Китайские мигранты, получившие в России прогрессивные революционно-социалистические взгляды, активно стремились стать пропагандистами идей марксизма и организаторами коммунистического движения в Китае. Они думали только о служении Родине, готовы были пожертвовать собой, выполняя тяжелую и ответственную работу, о чем сегодня слагаются песни и поются гимны. Они навсегда вписали свои славные имена в историю города Хэйхэ и всего Китая. Воспоминания об их подвигах, о героизме в борьбе за свободу Родины по-настоящему украшает многовековую историческую летопись города Хэйхэ.

Литература и источники

1. ттт ■ ' 1912(1821) т. (Айгуньский Районный архив. Ф. Айгуньские архивы. Оп. Паспорт китайцев, поехавших в Россию. Д. 1912(1821).)

2. Граве В.В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье. Труды командированной по Высочайшему повелению Амурской экспедиции. Вып.Х1. - СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума, 1912. - 489 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

' МШ^Ш^1911(9881)т. )Айгуньский Районный архив. Ф. Айгуньские архивы. Оп. Налогообложение и финансы. Д. 1911(9881).)

4. ШШХШ.^Щ^ГВК^ФЭ^Й^ШЕФЛ^ШШ, 1995, #535 И. (Хуан Сюжун. Исследование влияния СССР и Коминтерн на китайскую революцию. - Пекин: История КПК, 1995. - 535 с.)

5. тцтш ■ ЪЧ^Ш.тИ^ЩВ^ЛШШ'ХШМШЛ^т, 1914т. (Хумаский архив. Ф. Служебные дела. Оп. Протокол. Д. 1914.)

6. : 1989, #366 И. (Ли Юнчан. Китайские рабочие в России и Октябрьская революция. - Шицзячжуан: Издательство образования Хэбэйской провинции, 1988. - 366 с.)

7. Ш) ЭД/Ш (Ю) : ' 1989, #149 И. (Лю Юнъань. Китайские добровольцы в боях за Советскую власть. - Пекин: Освободительная армия, 1989. - 149 с.)

8. ШМШШ • ^X^ffi, ^Xé ' (5)^. (Айгуньский Районный архив. Ф. Айгуньские архивы. Оп. Газета Хуагун. Д. Профсоюз китайских рабочих. Д. 5.)

9. ^Й+Я^ЙДОД. ASSffi,1967^11^29 0. (50-летие победа: Октябрьской революции// Народ. - 1967. - 29 ноября. - №9.)

10. ^#№Ж,2010(2)(10). (Чжан Сяньда. Распространение марксизма в городе Чанчуне Китая// Чанчунь. - 2010. - №2(10).)

11. 1986-1949) ЯЖ^ЛЙЩШЙ' 1989, # 416 И. (Ли Шусяо. Исторические хроники Харбина (1986-1949). - Харбин: Народное издательство провинции Хэйлунцзяна, 1989. - 416 с.)

12. ФЩШШШ : ' 1918. (Хумаский архив. Ф. Положение старой и новой партий в России. Оп. Полицейский участок округа Хума. Д. 1918.)

13. 2006,#417И. (Шичуань Чжиньхао. История основания Коммунистической партии Китая. - Пекин: Издательство Общественных Наук, 2006. - 417 с.)

14. (Хэйхэский городской народный политический консультативный совет. Золотое годовое кольцо. Хэйхэские культурные и исторические материалы (6).)

15. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Д.136. Особая папка И.В. Сталина.

16. (Цицикарские исторические материалы. - 1986. - №1.)

17. РРШХ^ЙЙ : ' 1995(19),#283И. (Вэй Цзехэн. Литература и исторические материалы Харбина. - Харбин: Народное издательство провинции Хэйлунцзяна, 1995. - 283 с.)

18. ' 2009(1). (Культура и история Лайчжоу. Управления культуры и образования Лайчжоу. - 2009. - №1.)

19. Й^Х^ЙЙ.ЙДКЙЙ ,2016(2). (Айгунский районный народный политический консультативный совет. Айгунские культурные и исторические материалы. - 2016. - №2)

References and Sources

1. Ajgun'skij Rajonnyj arhiv. F. Ajgun'skie arhivy. Op. Pasport kitajcev, poekhavshih v Rossiyu. D. 1912(1821).

2. Grave V.V. Kitajcy, korejcy i yaponcy v Priamur'e. Trudy komandirovannoj po Vysochajshemu poveleniyu Amurskoj ekspedicii. Vyp.XI. - SPb.: Tipografiya V.F. Kirshbauma, 1912. - 489 s.

3. Ajgun'skij Rajonnyj arhiv. F. Ajgun'skie arhivy. Op. Nalogooblozhenie i finansy. D. 1911(9881).

4. Huan Syuzhun. Issledovanie vliyaniya SSSR i Komintern na kitajskuyu revolyuciyu. - Pekin: Istoriya KPK, 1995. - 535 s.

5. Humaskij arhiv. F. Sluzhebnye dela. Op. Protokol. D. 1914.

6. Li Yunchan. Kitajskie rabochie v Rossii i Oktyabr'skaya revolyuciya. -Shiczyachzhuan: Izdatel'stvo obrazovaniya Hebejskoj provincii, 1988. -366 s.

7. Lyu Yun"an'. Kitajskie dobrovol'cy v boyah za Sovetskuyu vlast'. - Pekin: Osvoboditel'naya armiya, 1989. - 149 s.

8. Ajgun'skij Rajonnyj arhiv. F. Ajgun'skie arhivy. Op. Gazeta Huagun. D. Profsoyuz kitajskih rabochih. D. 5.

9. 50-letie pobedy Oktyabr'skoj revolyucii// Narod. - 1967. - 29 noyabrya. - №9.

10. Chzhan Syan'da. Rasprostranenie marksizma v gorode Chanchune Kitaya// CHanchun'. - 2010. - №2(10).

11. Li Shusyao. Istoricheskie hroniki Harbina (1986-1949). - Harbin: Narodnoe izdatel'stvo provincii Hejlunczyana, 1989. - 416 s.

12. Humaskij arhiv. F. Polozhenie staroj i novoj partij v Rossii. Op. Policejskij uchastok okruga Huma. D. 1918.

13. Shichuan' Chzhin'hao. Istoriya osnovaniya Kommunisticheskoj partii Kitaya. - Pekin: Izdatel'stvo Obshchestvennyh Nauk, 2006. - 417 s.

14. Hejheskij gorodskoj narodnyj politicheskij konsul'tativnyj sovet. Zolotoe godovoe kol'co. Hejheskie kul'turnye i istoricheskie materialy (6).

15. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF) D.136. Osobaya papka I.V. Stalina.

16. Cicikarskie istoricheskie materialy. - 1986. - №1.

17. Vej Czekhen. Literatura i istoricheskie materialy Harbina. - Harbin: Narodnoe izdatel'stvo provincii Hejlunczyana, 1995. - 283 s.

18. Kul'tura i istoriya Lajchzhou. Upravleniya kul'tury i obrazovaniya Lajchzhou. - 2009. - №1.

19. Ajgunskij rajonnyj narodnyj politicheskij konsul'tativnyj sovet. Ajgunskie kul'turnye i istoricheskie materialy. - 2016. - №2.

НИН ЯНЬХУН - профессор, директор библиотеки, Хэйхэский университет. КНР, Хэйхэ (hhxynyh@163.com). ГАО ЯНЬ - библиотекарь, Хэйхэский университет. КНР, Хэйхэ (gy19881027@126.com). NING YANHONG - Professor, Library Director, Heihe University, China. GAO YAN - Librarian, Heihe University, China.

УДК 94(47).084.9:908+303.064+930.2 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-2-79-84

ИГОШИНА О.Ю.

ПРОСОПОГРАФИЧЕСКАЯ БАЗА ДАННЫХ ПОГИБШИХ УЧАСТНИКОВ ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ (1979 - 1989 ГГ.) НА ПРИМЕРЕ КУЙБЫШЕВСКОЙ (САМАРСКОЙ)

ОБЛАСТИ

Ключевые слова: война в Афганистане, Куйбышевская область, Самарская область, безвозвратные людские потери, Книга Памяти, база данных, коллективный портрет, просопография.

Статья посвящена безвозвратным людским потерям Куйбышевской (ныне - Самарской) области в ходе участия ограниченного контингента советских войск в войне в Афганистане (1979-1989 гг.). На основе опубликованных источников автор составила просопографическую базу данных, которую использует для создания коллективного портрета воина-афганца, включающего в себя демографические, социальные и личностные характеристики. Проведенное исследование является попыткой осмысления и систематизации людских потерь, понесенных регионом в рассматриваемом военном конфликте. В частности, установлено, что более 50% погибших являлись на момент призыва горожанами со средним профессиональным (37%) или высшим военным образованием (19%), средний возраст которых у рядового составлял 20 лет, у офицера - 27 лет. Среди погибших значительна доля офицеров (около 20%), в подавляющем большинстве служивших в вертолетной авиации. По родам войск потери распределились следующим образом: вертолетная авиация - 12 %, автомобильные подразделения -10%, мотострелковые и десантные - по 8 %, разведка - 5,6%. Основные потери относятся к периоду ведения активных боевых действий - с марта 1980 г. по апрель 1985 г., на который приходится 75,5% их общей численности. 94% погибших военнослужащих были удостоены воинских наград.

IGOSHINA, O.Yu.

PROSOPOGRAPHIC DATABASE OF THE DEAD PARTICIPANTS OF THE WAR IN AFGHANISTAN (1979-1989)

ON THE EXAMPLE OF KUIBYSHEV (SAMARA) REGION

Key words: war in Afghanistan, Kuibyshev region, Samara region, irretrievable human losses, Memory book, database, collective portrait, prosopography.

The article is devoted to the irretrievable human losses of the Kuibyshev (now Samara) region during the participation of a limited contingent of Soviet troops in the war in Afghanistan (1979-1989). Based on the published sources, the author has compiled a prosopographic database, which is used to create a collective portrait of an Afghan soldier, including demographic, social and personal characteristics. The study is the first attempt to understand and systematize the human losses, that were in the region in the mentioned military conflict. In particular, it was found that more than 50% of the dead were citizens at the time of conscription with secondary vocational (37%) or higher military education (19%), the average age of which was 20 for solder and 27 for an officer. Among the dead, a significant proportion of officers (about 20%), in the overwhelming majority of them served in helicopter aviation. The losses were distributed by type of troops as follows: helicopter aviation - 12%, automobile units - 10%, motorized rifle and airborne units -8% each, reconnaissance - 5.6%. The main losses relate to the period of active hostilities - from March 1980 to April 1985, which accounts for 75.5% of their total number. 94% of the killed servicemen were awarded military awards.

Минуло более 30 лет с момента вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана, но не утихают споры о правомерности и целесообразности участия нашего государства в данном вооруженном конфликте. Тема не теряет своей актуальности, лишь переходит на новый уровень осмысления [1]. Мы не беремся давать оценку этому геополитическому событию, но не сомневаемся в его трагичности, учитывая главный итог войны - 15 051 советских солдат, не вернувшихся к домашнему очагу [2, с. 563].

Скорбный список павших воинов впервые был составлен и опубликован в 1995 году [3]. Среди них 249 уроженцев и жителей Куйбышевской (ныне - Самарской) области. Их память увековечена в стелах, памятниках, фильмах. Именами погибших названы улицы, о них написаны десятки книг и статей. Но написанного всегда мало, если речь идет о тех, кто не вернулся с войны.

Ценный опыт осмысления людских потерь СССР в ходе участия 40-й армии в военных действиях в Демократической республике Афганистан (ДРА) содержится в работах историков, обратившихся к жертвенному подвигу различных регионов России [4] и стран СНГ [5, 6]. Цель и, одновременно, новизна нашей статьи - создание коллективного портрета воина-афганца (на примере Куйбышевской области) с использованием просопографического метода исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.