Научная статья на тему 'Китайские эмигранты в России и распространение ими марксизма (на примере приграничных городов Китая)'

Китайские эмигранты в России и распространение ими марксизма (на примере приграничных городов Китая) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
574
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙСКИЕ ЭМИГРАНТЫ В РОССИИ / МАРКСИЗМ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ / КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ ПРИГРАНИЧНЫЕ ГОРОДА / THE OVERSEAS CHINESE IN RUSSIA / MARXISM EXTENSION / THE SINO-RUSSIAN BORDER CITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нин Яньхун, Сюй Хунлян

Победа Октябрьской революции способствовала пробуждению идейного сознания китайских эмигрантов в России, в частности китайских рабочих, подёнщиков и отходников. Они распространяли марксизм через непосредственное участие в революционной борьбе, выпуск газет, журналов и листовок. Большинство возвратившихся на Родину китайских эмигрантов для осуществления революционной деятельности выбрали пограничные города: Хэйхэ, Дуннин, а также Маньчжурию, что было обусловлено их приграничным положением и наличием у эмигрантов широких родственных и дружеских связей. Формировалась зона распространения марксистской идеологии, что способствовало созданию парторганизаций в приграничных городах. В статье подробно рассматриваются формы и методы этой борьбы, характеризуются особенности распространения марксизма китайскими эмигрантами, анализируется роль приграничных российско-китайских городов в развёртывании партийного строительства в Китае. Приграничные города и станции КВЖД стали важными каналами распространения марксистской идеологии и транслирования опыта Октябрьской революции на трансграничных китайско-российских территориях. Отмечается, что в 20-е гг. XX в. по маньчжурскому маршруту, через КВЖД, в Советскую Россию / СССР выезжали такие известные деятели КПК, как Ли Дачжао, Чэнь Дусю, Цюй Цюбо, Чжоу Эньлай, Лю Шаоци, Сяо Цзиньгуан, Ху Линь, Лян Ботай и др. Значимую роль в объединении китайских рабочих и внедрении в их среду нового сознания сыграла деятельность Союза китайских рабочих в России, распространявшего агитационную литературу и переводившего на китайский язык работы В.И. Ленина и другие революционные труды. Успешное и масштабное распространение марксистских идей на приграничных российско-китайских территориях стало возможным благодаря накопленному многолетнему опыту взаимодействия российского и китайского населения в Дальневосточном регионе и сложившейся там устойчивой практике добрососедских связей россиян и китайских эмигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese emigrants in Russia and their Marxism advancement activity (on the example of China’s near-border cities)

Victory of the Russian Revolution opened a door to ideological conscience’ awakening of Chinese emigrants in Russia, in particular, Chinese workers, day-laborers and collective farmers. They spread Marxism by direct participation in revolutionary struggle, issuing newspapers, magazines and leaflets. The majority of Chinese emigrants returning to their native country chose near-border cities (Heihe, Dongning and Manchuria) for performing revolutionary activity due to their border location of these cities; in addition, they had numerous kin and affiliations there. The zone of Marxist ideology’s advancement was formed which promoted to creation of party organizations in near-border cities. The paper describes the forms and methods of the struggle in details; the characteristic features of Marxism advancement by Chinese emigrants are given; the role of near-border Russian-Chinese cities in party building establishment is analyzed. Near-border cities and stations of Chinese Eastern Railway became important channels of Marxist ideology advancement and transferring the experience of the Russian Revolution in cross-border Chinese-Russian territories. It is noted that in the 1920’s, such famous personalities of the Communist Party of China travelled on Chinese Eastern Railway to the Soviet Russia / USSR as Li Dazhao, Chen Duxiu, Qiui Qiubo, Zhou Enlai, Liu Shaoqi, Xiao Jing Guang, Hu Lin, Liang Botai et al. An important role in uniting Chinese workers and bringing in the new ideas into their environment was played by the activity of the Union of Chinese Workers in Russia spreading propaganda literature and translating the works by V.I. Lenin and other revolutionary works into Chinese. Successful and public dissemination of Marxist ideas in boundary Russian-Chinese territories was a result of the long-term experience gained in cooperation of Russian and Chinese population in the Far-Eastern region and well-balanced practice of neighborly relationships between Russians and Chinese emigrants characteristic for this area.

Текст научной работы на тему «Китайские эмигранты в России и распространение ими марксизма (на примере приграничных городов Китая)»

Китайские эмигранты в России и распространение ими марксизма (на примере приграничных городов Китая)

Нин Яньхун,

главный научный сотрудник, начальник отдела пропаганды парткома Хэйхэского университета, Хэйхэ. E-mail: hhxynyh@163.com

Сюй Хунлян,

ассистент факультета русского языка Хэйхэского университета, Хэйхэ. E-mail: xuhl79@126.com

Победа Октябрьской революции способствовала пробуждению идейного сознания китайских эмигрантов в России, в частности китайских рабочих, подёнщиков и отходников. Они распространяли марксизм через непосредственное участие в революционной борьбе, выпуск газет, журналов и листовок. Большинство возвратившихся на Родину китайских эмигрантов для осуществления революционной деятельности выбрали пограничные города: Хэйхэ, Дуннин, а также Маньчжурию, что было обусловлено их приграничным положением и наличием у эмигрантов широких родственных и дружеских связей. Формировалась зона распространения марксистской идеологии, что способствовало созданию парторганизаций в приграничных городах. В статье подробно рассматриваются формы и методы этой борьбы, характеризуются особенности распространения марксизма китайскими эмигрантами, анализируется роль приграничных российско-китайских городов в развёртывании партийного строительства в Китае. Приграничные города и станции КВЖД стали важными каналами распространения марксистской идеологии и транслирования опыта Октябрьской революции на трансграничных китайско-российских территориях. Отмечается, что в 20-е гг. XX в. по маньчжурскому маршруту, через КВЖД, в Советскую Россию / СССР выезжали такие известные деятели КПК, как Ли Дачжао, Чэнь Дусю, Цюй Цю-бо, Чжоу Эньлай, Лю Шаоци, Сяо Цзиньгуан, Ху Линь, Лян Ботай и др. Значимую роль в объединении китайских рабочих и внедрении в их среду нового сознания сыграла деятельность Союза китайских рабочих в России, распространявшего агитационную литературу и переводившего на китайский язык работы В.И. Ленина и другие революционные труды. Успешное и масштабное распространение марксистских идей на приграничных российско-китайских территориях стало возможным благодаря накопленному многолетнему опыту взаимодействия российского и китайского населения в Дальневосточном регионе и сложившейся там устойчивой практике добрососедских связей россиян и китайских эмигрантов. Ключевые слова: китайские эмигранты в России, марксизм, распространение, китайско-российские приграничные города.

Chinese emigrants in Russia and their Marxism advancement activity (on the example of China's near-border cities).

Ning Yanhong, Heihe University, Heihe, Heilongjiang, China. E-mail: hhxynyh@163.com Xu Hongliang, Heihe University, Heihe, Heilongjiang, China. E-mail: xuhl79@126.com

Victory of the Russian Revolution opened a door to ideological conscience' awakening of Chinese emigrants in Russia, in particular, Chinese workers, day-laborers and collective farmers. They spread Marxism by direct participation in revolutionary struggle, issuing newspapers, magazines and leaflets. The majority of Chinese emigrants returning to their native country chose near-border cities (Heihe, Dongning and Manchuria) for performing revolutionary activity due to their border location of these cities; in addition, they had numerous kin and affiliations there. The zone of Marxist ideology's advancement was formed which promoted to creation of party organizations in near-border cities. The paper describes the forms and methods of the struggle in details; the characteristic features of Marxism advancement by Chinese emigrants are given; the role of near-border Russian-Chinese cities in party building establishment is analyzed. Near-border cities and stations of Chinese Eastern Railway became important channels of Marxist ideology advancement and transferring the experience of the Russian Revolution in cross-border Chinese-Russian territories. It is noted that in the 1920's, such famous personalities of the Communist Party of China travelled on Chinese Eastern Railway to the Soviet Russia / USSR as Li Dazhao, Chen Duxiu, Qiui Qiubo, Zhou En-lai, Liu Shaoqi, Xiao Jing Guang, Hu Lin, Liang Botai et al. An important role in uniting Chinese workers and bringing in the new ideas into their environment was played by the activity of the Union of Chinese Workers in Russia spreading propaganda literature and translating the works by V.I. Lenin and other revolutionary works into Chinese. Successful and public dissemination of Marxist ideas in boundary Russian-Chinese territories was a result of the long-term experience gained in cooperation of Russian and Chinese population in the Far- Eastern region and well-balanced practice of neighborly relationships between Russians and Chinese emigrants characteristic for this area.

Key words: the overseas Chinese in Russia, Marxism extension, the Sino-Russian border cities.

ПРОБУЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ КИТАЙСКИХ ЭМИГРАНТОВ В РОССИИ

Понятие «китайские эмигранты в России» включает в себя китайцев — граждан Китая, селившихся или временно проживавших в СССР (РФ). Это китайские земледельцы, коммерсанты, рабочие и т.п., получившие до революции (1917 г.) право на долгосрочное либо постоянное жительство в России, а также китайцы, приехавшие на работу либо учёбу в СССР или РФ на короткий срок. С открытием миграционного потока из Китая

большинство иммигрантов из этой страны прибывало в Россию в качестве чернорабочих с целью добыть средства к существованию. С конца XIX в. и до Первой мировой войны сотни тысяч китайских рабочих находились в крупных городах России и Дальнего Востока, трудились на железных дорогах Мурманска, Уральских рудниках, угольных шахтах Донбасса, Беларуси, на вырубках леса в Карелии, а также на заводах Петрограда, Екатеринбурга, Одессы, Луганска, Мариуполя и др. Их жизнь была крайне суровой, они подвергались жестокой эксплуатации — каждый день работали с полной отдачей, но, несмотря на это, с большим трудом сводили концы с концами. Не выдерживая нечеловеческих нагрузок, они включались в борьбу за свободу, требуя повышения заработной платы и улучшения условий жизни и труда. С 1915 г. до Октябрьской революции 1917 г. постоянно проходили выступления китайских эмигрантов против рабского положения, сопровождавшиеся требованиями соблюдать их права и свободы. Только в 1916 г. в России шесть раз возникали крупные волнения с их участием.

Победа Октябрьской революции принесла китайским рабочим новую надежду. Они приняли Советскую Россию как вторую родину, а советских рабочих — как классовых соратников. Тысячи китайских рабочих, трудившихся на российских рудниках, железных дорогах, лесосеках, не были пассивными наблюдателями происходящих революционных событий, а вступали в красную армию, поднимая оружие в защиту Октября.

После победы Октябрьской революции российское правительство направило две декларации об отмене привилегий и особых интересов царской России в Китае («Декларации Карахана»), объявив о расторжении всех неравноправных договоров, заключённых между ними. Всё это отвечало чаяниям и потребностям китайских рабочих и способствовало пробуждению у них идейного сознания. Они понимали, что участие в революции может изменить их трагическую участь. Победа Октября, пробудившая народы Востока, придала импульс развитию национально-освободительного движения, укрепила мужество китайского народа и его уверенность в борьбе, вдохновила передовых китайских революционеров на изучение Октябрьской революции, на то, чтобы идти революционным путём России.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА КИТАЙСКИМИ ЭМИГРАНТАМИ

1. Средства и методы пропаганды

Китайские эмигранты стали свидетелями победы Октябрьской революции, и, несомненно, соединение марксизма с рабочим движением способствовало улучшению их положения.

Китайские эмигранты в целом сыграли важную роль в процессе распространения марксизма. Действенной формой их участия в этом стал выпуск значительными тиражами газет, журналов, листовок, которые оказывали сильное пропагандистское влияние. В 1919 г. в газете «Датун-бао» впервые был напечатан перевод «Декларации Карахана», ставшей первым программным документом Советской России, направленным китайскому правительству. Он, без преувеличения, вызвал настоящий ажиотаж в среде китайских рабочих и породил целую волну их вступления в ряды Красной армии. В то же время Союз китайских рабочих и его отделения активно печатали различные газеты на китайском языке, такие как «Чжэньдунбао», «Коммунистическая звезда», «Пробуждение китайских рабочих», выходившие в чите, «Социальный набат» и «Рабочий путь» — в Амурской области и др. В частности, ежемесячно выходили два номера газеты «Пробуждение китайских рабочих». В пятом её номере была помещена статья «Трудящиеся, вставайте!» со словами: «Мы относимся к трудовому классу, то есть к пролетариату, к прослойке общества, не имеющей собственности. Мы — дальневосточные рабочие, и мы — единственные, кто ответственен за Дальний Восток. Осуществить здесь коммунистическую революцию — это наша общая цель. Мы должны действовать под руководством Коминтерна, который защищает интересы трудящихся. Трудящиеся на Дальнем Востоке! Мы много лет терпели притеснения от имущего класса, но больше терпеть мы не можем...» [7]. В газете «Хуагун шибао» («газета китайских рабочих»), которая издавалась Союзом китайских рабочих, были изложены его цели и права. Простым и понятным языком китайским трудящимся разъясняли пользу вступления в Союз, агитировали активнее подавать заявления на вступление, объединяться и вместе противостоять угнетению и эксплуатации со стороны капиталистов.

Союзом были переведены на китайский язык труды Ленина и другие революционные книги; их публиковали в различных газетах и брошюрах и широко распространяли в кругу китайских рабочих. Начиная с мая и по 1 ноября 1920 г. только в Амурской области китайским трудящимся было роздано 3000 экземпляров различных листовок и агиток, 5000 экземпляров брошюр на китайском языке и 5800 экземпляров газеты «Коммунистическая звезда». Все статьи в этих изданиях были написаны понятным языком и сразу же завоевали сердца китайских рабочих, расширяя влияние на них идей марксизма и Октябрьской революции, способствуя распространению революционного самосознания в кругу китайских эмигрантов. Постоянно пересекая китайско-российскую границу в обоих направлениях, китайские рабочие рассказывали друг другу о событиях, происходивших в России и пережитых ими, что в целом ускоряло распространение марксизма на трансграничных территориях.

2. КВЖД и китайско - российские приграничные районы как зона распространения марксизма

По завершении строительства КВЖД станции Маньчжурия и Суй-фэньхэ через Харбин связала магистральная линия в 1480 км. На этом маршруте располагались три открытых торговых пункта: Далянь, Суй-фэньхэ и Маньчжурия, сообщавшиеся с Транссибом и соединявшие собственно Китай и зарубежье. Суйфэньхэ и Маньчжурия были крупными терминалами на востоке и западе КВЖД и важными международными транспортными узлами. Таким образом, данная дорога стала значимой зоной распространения марксистской идеологии в Северо-Восточном Китае. В полосе отчуждения КВЖД работали русские рабочие и технический персонал, а также большое число китайских граждан, вернувшихся из России. К ним через разные каналы поступала и быстро распространялась среди китайских трудящихся информация об Октябрьской революции и русских революционерах-пролетариях. В этот период в полосе отчуждения КВЖД повсеместно обсуждались революционные перемены и условия новой жизни рабочих в России.

Под влиянием Октябрьской революции 26 июня 1918 г. и 5 сентября 1919 г. в Хабаровске были созданы Социалистическая партия КНДР и Всероссийская коммунистическая партия КНДР. Эти парторганизации приступили к распространению марксистской идеологии среди корейцев на восточном участке КВЖД, в пограничном уезде Китая Дуннин; благодаря геополитической близости к России, это осуществлялось через различные каналы, в т.ч. через родственников и знакомых. Корейские парторганизации издавали периодику на корейском языке («Рассвет», «Красный флаг», «Новый мир» и т.д.), перевели и издали на корейском языке «Манифест Коммунистической партии», «Политическую программу Всероссийской коммунистической партии», которые сыграли важную роль в деле распространения марксизма в Дуннинском районе. Во время Движения 4 мая 1919 г. в Дуннинском районе и районе ст. Маньчжурия распространялись произведения Ли Дачжао — одного из первых китайских марксистов и основателей Коммунистической партии Китая («Победа простого народа», «Победа большевизма», «Моё понимание марксизма») — и издания, пропагандирующие Октябрьскую революцию и социализм, такие как журнал «Новая молодёжь», «Проводник», «Недельные переводческие обзоры». Эти революционные книги оказали глубокое влияние на китайских рабочих, содействовали идейному пробуждению народов в приграничных районах, ускоряли внедрение марксизма в сознание китайского рабочего класса и передовой интеллигенции, расширяли влияние идей Октябрьской революции в Китае, способствовали распространению марксизма и ленинизма в приграничных районах, в частности, в среде китайских рабочих в полосе отчуждения КВЖД. Таким образом, КВЖД стала важной зоной распространения марксизма на Северо-Востоке Китая.

3. Китайские рабочие в России — значимая сила в распространении марксизма

Районы, граничащие с Дальним Востоком России, такие как Хэйхэ, Дуннин и др., были значимыми транзитными каналами въезда китайских эмигрантов на российскую территорию. Будучи пунктами торговли с удобной транспортной инфраструктурой, они были открыты для переправы населения приграничных территорий в обоих направлениях (причём в значительных количествах). Только с 1 апреля по конец июня 1911 г. в Хэйхэ собрали 31 363 руб. для оформления паспортов и виз, в т.ч. были оформлены 1021 коммерческий паспорт первого класса, 21 рабочий паспорт второго класса, 13 628 — третьего класса [6]. Определённую долю переправлявшихся через границу составляли богатые китайские купцы, но в большинстве своём это были бедные рабочие, приезжавшие в Россию из других провинций Китая, и жители приграничных территорий, пересекавшие границу между Айгунем и Благовещенском по Амуру. В целом ежедневно из Айгуня в Россию выезжало более 400 человек. По данным Айгуньского архива, согласно записям в торговых карточках китайского населения в дер. Хормолдзинь на российско-китайской границе, в 1914 г., в период с апреля по октябрь, из деревни в Россию выехало 74 китайских рабочих, включая 3-х кузнецов, 20 косарей и 42 молотильщика.

Китайские рабочие, ставшие свидетелями победы Октябрьской революции, находились под влиянием её результатов. Геополитические, транспортные, межкультурные факторы способствовали тому, что, возвращаясь на родину через Хэйхэ и Суйфэньхэ, они передавали известия о победе Октября и его достижениях. В это время Союз китайских рабочих постоянно направлял людей в Китай для пропаганды идей Октября. Первые 770 китайских рабочих были бесплатно перевезены до конечной станции южного участка КВЖД «Куаньчэнцзы» (ныне чанчунь), а далее отправлялись по своим деревням. До 1918 г. при поддержке Союза китайских рабочих около 40 тыс. китайских трудящихся из России вернулись в Китай, а в начале марта 1919 г. были готовы вернуться на родину для развёртывания революционной деятельности ещё более 300 чел. Они не только везли с собой книги и газеты, пропагандирующие достижения Октября, но и сами были живыми свидетелями революции и распространяли среди родственников и друзей идеи марксизма-ленинизма. Таким образом, распространение марксистской идеологии в значительных объёмах происходило на трансграничных китайско-российских территориях.

24 июня 1919 г. в газете «Дадун жибао» опубликовали статью «Советская Россия направила в Китай 12 китайцев — членов Союза китайских рабочих во главе с Ли Цзыфу для пропаганды идей большевиков». В частности, в ней говорилось: «В условиях восстановления китайско-российских дипломатических отношений власти Амурской области направили 12 китайцев — членов Союза китайских рабочих: Ли Цзыфу,

Чжан Юйкуня, Ли Госы и других для пропаганды большевизма. Они уже получили суточные на транспортные расходы и оформление проездных документов, переоделись в купцов и 8-го числа этого месяца прибыли в Хэйхэ, а 10-го они уже, кто на пароходе, а кто на поезде, вернулись каждый в родные места» [4]. 29 января 1919 г. военный губернатор пров. Хэйлунцзян Бао Гуйцин послал пекинскому правительству шифрованную телеграмму: «В связи с тем, что китайские рабочие, прибывая из Европейской России, поддерживают большевиков и пропагандируют социализм в Китае, я уже отдал приказ своим подчинённым о проведении строгих проверок с целью недопущения подобных действий» [1]. Позднее, в 1930 г., начальник муниципального организационного отдела Хэйхэ Чжан Шоуцзэн распорядился: «В последнее время власти Советской России всемерно способствуют пропаганде большевизма... Используя радио, они пропагандируют коммунизм, и, если мы не будем вмешиваться, это непременно нарушит общественную стабильность. Следует сообщить всем властям во всех провинциях Северо-Восточного Китая, чтобы они обращали большое внимание на запрет подобных действий и защиту общественного порядка.» [2].

Под влиянием Октябрьской революции в 1917 г. в Китае был образован первый Совет — Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов, — и уровень политического сознания у рабочих Северо-Восточного Китая значительно повысился. В 1918—1920 гг. китайские и русские рабочие провели ряд совместных масштабных забастовок, которые начались в Харбине и захватили всю полосу отчуждения КВЖД, постепенно превращаясь из стачек экономического характера в политические выступления против вмешательства Антанты и белых сил в ситуацию вокруг КВЖД [5]. В приграничных городах Северной Маньчжурии, таких как Хэйхэ, Айгунь и т.д., также происходили забастовки трудящихся [4]. Позже волнения охватили крупные предприятия с большим количеством рабочих, такие как угольный рудник «Кайлуань», Таншаньский машиностроительный завод, цементный завод «Цисинь» и т.д. Под влиянием пропаганды вернувшихся из России товарищей семьи рабочих в г. Тан-шань организовали забастовку, составив свои петиции, а возвратившиеся из России трудящиеся, вновь приступив к работе на рудниках городов Таншань и Кайлуань, выдвинули местной власти требования принять их условия труда.

В 1920 г. рабочие Юга Китая написали китайским эмигрантам в России: «После того, как вы вернулись на Родину и на китайской земле для своих братьев начали сеять семена российской революции, это воодушевило их на совместную борьбу во имя построения нового социалистического Китая, что будет способствовать осуществлению революции на азиатском Востоке и изменит весь мир» [5]. Идеи марксизма быстро распространились в среде китайских рабочих в России и через них попали

в Китай, а китайские трудящиеся, ставшие свидетелями побед Октября, зачастую становились в авангарде революционной борьбы, оказывая огромное влияние на её ход и дальнейшее развитие, укрепляя своё классовое сознание и волю и став одной из наиболее значимых сил в этой борьбе.

СОДЕЙСТВИЕ КИТАЙСКИХ ЭМИГРАНТОВ РАБОТЕ

КОМИНТЕРНА И СТРОИТЕЛЬСТВУ ПАРТОРГАНИЗАЦИЙ

В КИТАЙСКО-РОССИЙСКИХ ПРИГРАНИЧНЫХ ГОРОДАХ

В 1919 г. в Москве и Иркутске были основаны Коминтерн и его Дальневосточный секретариат. Коминтерн уделял пристальное внимание созданию Коммунистической партии в Китае, для чего туда последовательно направили Г.Н. Войтинского, Маринга и Яна Минчжая.

После основания КПК (1921 г.) многие руководители партии раннего периода, её члены, коммунисты и молодые революционеры выезжали в СССР для участия в интернациональных коммунистических конференциях, а также для учёбы или работы. Они добирались до Советской России разными маршрутами: морским путём через Европу или на пароходе из Шанхая во Владивосток, многие пользовались услугами КВЖД, направляясь через ст. Маньчжурия либо через Харбин до р. Сунгари, далее против течения р. Амур добирались на пароходе до Хэйхэ, а из Хэйхэ выезжали в Россию. Благодаря уникальному географическому положению, в условиях суровой политической обстановки на станции Маньчжурия действовало интернациональное тайное транспортное бюро, удачно выполнявшее задачу сопровождения революционеров через границу. Например, такие руководители КПК в ранние периоды, как Ли Дачжао, Чэнь Дусю, Цюй Цюбо, Чжоу Эньлай и т.д., выехали в СССР именно по этому маньчжурскому маршруту. В 20-е гг. XX в. Лю Шаоци, Сяо Цзиньгуан, Ху Линь, Лян Ботай и др. въезжали в СССР через Хэйхэ. Все они через КВЖД отправились в СССР для изучения передовой идеологии и опыта русской революции, с тем чтобы по возвращении на родину руководить революционной борьбой в Китае, распространять идеи марксизма и применять его на практике в ходе китайской революции. Таким образом, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Маньчжурия стали важными каналами распространения марксистской идеологии и опыта Октябрьской революции.

Вместе с передачей информации и сопровождением товарищей-подпольщиков через границу китайские эмигранты также распространяли марксистские идеи, содействуя работе Коминтерна. Благодаря географическому положению, эти транспортные станции стали важными каналами связи между КПК, большевистской партией в России и Коминтерном, что предоставило кадровую поддержку и идейное обеспечение для строительства парторганизаций в пограничных районах.

В декабре 1922 г. заведующий комитетом КПК и секретариатом партийной группы трудящихся Северного Китая Ло чжанлун вёл работу по распространению марксизма на всех станциях восточного участка КВЖД. Результаты этой работы он изложил в докладе «Ситуация с рабочим движением и конкретные замечания о строительстве компартии на Северо-Востоке». В октябре 1923 г. в Харбине — главном центре распространения марксизма — зародилась первая партийная организация — Харбинская группа КПК, после чего он стал центром партийной работы. Впоследствии Харбинская группа начала партийное строительство в городах чанчунь, Гирин и вдоль линии КВЖД. В апреле 1926 г. группой была основана партячейка железной дороги ст. Суйфэньхэ. Всего же в последующие 4—5 лет на Северо-Востоке Китая появилось более 30 партячеек, а коммунистов в них насчитывалось более 170 чел. В октябре 1927 г. создали временный партийный комитет Маньчжурских провинций, а в сентябре следующего года — Маньчжурский провинциальный комитет партии [3].

С созданием Харбинской группы КПК распространение марксистской идеологии ширилось по направлению из центра — Харбина — до пограничных районов. Это способствовало повышению уровня идейного сознания и развёртыванию борьбы местного населения против японских захватчиков, подъёму авторитета КПК. 18 августа 1930 г. на улицах Хэйхэ появились многочисленные коммунистические лозунги, призывавшие горожан к выступлениям против милитаристской войны, организации красных профсоюзов, свержению Национального правительства, запрету на открытие публичных игорных домов. Осенью 1931 г. члены КПК Яо Гэнь и Ли Дэцай прибыли в Хэйхэ, где объединили вокруг себя прогрессивную молодёжь и основали «Газету народных масс», в которой помещали статьи о гоминьдановской политике непротивления японским захватчикам, вели широкую агитацию за развёртывание антияпонской борьбы, публиковали сведения об антияпонских боях под руководством генерала Ма чжаньшаня, о широкой поддержке китайских патриотов и внутри страны, и за рубежом. В 1932 г. благодаря помощи служащего советского консульства в Хэйхэ Ху Сянъюя в Советскую Россию на партийную учёбу были направлены четыре группы революционеров, в числе которых были Го Тинфу, Шэнь Цзицин, Ван Бо, Ли Цзи, Тан Вэньюн, Ван Юй и Хань Чжэи. Вернувшись на родину, Хань Чжэи, Ван юй и другие товарищи вели активную подпольную антияпонскую деятельность.

Итак, факты свидетельствуют о том, что вернувшиеся из России китайские рабочие укрепляли ряды рабочих Северо-Востока Китая. Они активно пропагандировали марксизм и сыграли важную роль в его распространении. В целом возвращение китайских рабочих на родину ускорило процесс распространения марксизма на Северо-Востоке и способствовало быстрому созданию парторганизаций в приграничных районах России и Китая.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. ^ИЩ-'т^ШЩЖ^ШШШ^.Ш = Влияние Октябрьской революции и документы о преемственности Китая и Советского союза // «й-^^й», 1957 ^ЩЖЩ = Цзиньдайши цзыляо. 1957. № 5.

2. ШШХМШ^ЖЩ^тШЖ^А^тР^тШШМт = Сюе Сяньтянь. Парторганизации китайских эмигрантов в Амурской области Советской России и их связь с Китаем // М^'^ 1988(4) = Хэйхэский вестник. 1988. № 4.

3. 1900—1931 ттш^'ттттт

[М] = Хуан Цзиньхуа. Распространение марксизма на Северо-Востоке Китая в 1900—1931 гг. с точки зрения исторической науки и науки о социальной коммуникации. 2012. 38 = Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюе чубаньшэ, 2012. 38 с.

4. = Чжан Сяньда. Распространение марксизма в Чанчуне в ранний период. 2010 ^ 2 Л 1 0 Щ 10 Ш = Чанчунь ваньбао. 2010. 1 фев., изд. 10.

5. = Чэнь Юньфэй. Вклад китайских эмигрантов за рубежом в дело распространения марксизма в Китае // ШШ.ШЖ' Ш'Ш, 2011(5) = Вестник Чунцинского института образования. 2011. № 5.

6. тМШШ:

Ж^С^Я^ 17008 ШФШШ^Ш» = Айгуньский архив. Фонд

паспортов китайских эмигрантов в России. Партия документов правительства Хэйхэ о коммуникациях в обрабатывающей и горнодобывающей промышленности, № 17008.

7. = Айгуньский архив. «Хуагун синши бао» («Газета пробуждения китайских рабочих»), Чита: «Китайский профсоюз в Чите». № 5.

REFERENCES

1. Shiyue gemingde yingxiang ji zhongsu daotong wenxian [Influence of the Russian Revolution and documents on continuity of China and Soviet Union], Jindaishi ziliao, 1957, no. 5. (In Chin.)

2. Xue Xiantian. Su'E Zhongya Amu'er diqu huaren dang zuzhi yu guonei de lianxi [Party organizations of Chinese emigrants in Amur Oblast of the Soviet Russia and their links to China], Heihe xuekan, 1988, no. 4. (In Chin.)

3. Huang Jinhua. Makesizhuyi zai Zhongguo Dongbei de chuanbo — 1900—1931jiyu lishixue he chuanboxue de shiliao [Marxism advancement in Northeast China in 1900—1931 from the standpoint of history and social communication studies], Beijing: Zhongguo shehui kexue publishing house, 2012. 38 p. (In Chin.)

4. Zhang Xianda. Maliezhuyi zai Changchun de zaoqi chuanbo [Marxism advancement in Changchun at its early stage], Changchun wanbao, 2010, February 1, pub. 10. (In Chin.)

5. Chen Yunfei. Haiwai huaren dui Makesizhuyi chuanru Zhongguo de gongxian [Contribution of Chinese emigrants abroad into the matter of Marxism advancement in China], Chongqing jiaoyu xueyuan xuebao, 2011, no. 5. (In Chin.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.