Научная статья на тему 'РОЛЬ КИНО- И МЕДИАФЕСТИВАЛЕЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, УВЛЕЧЕННЫХ ЭКРАННЫМ ТВОРЧЕСТВОМ'

РОЛЬ КИНО- И МЕДИАФЕСТИВАЛЕЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, УВЛЕЧЕННЫХ ЭКРАННЫМ ТВОРЧЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
213
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс социализации / дети / подростки / кинофестиваль / socialization process / children / teenagers / film festival

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васильева Наталья Владимировна

На основе контент-анализа положений кино- и медиафестивалей описана их роль в процессе социализации детей и подростков. Раскрывается понятие «кинофестивальное движение «Бумеранг»», в основе которого лежит любительское кино, созданное юными авторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FILM AND MEDIA FESTIVALS IN THE SOCIALIZATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WHO ARE PASSIONATE ABOUT SCREEN CREATIVITY

Based on the content analysis of the provisions of film and media festivals, their role in the process of socialization of children and adolescents is described. The concept of the «Boomerang film festival movement» is revealed, which is based on amateur cinema created by young authors.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КИНО- И МЕДИАФЕСТИВАЛЕЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, УВЛЕЧЕННЫХ ЭКРАННЫМ ТВОРЧЕСТВОМ»

DOI: 10.17805Лг^у.2022.2.3 СОЦИОЛОГИЯ

РОЛЬ КИНО- И МЕДИАФЕСТИВАЛЕЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, УВЛЕЧЕННЫХ ЭКРАННЫМ ТВОРЧЕСТВОМ

Н. В. Васильева Московский гуманитарный университет

Аннотация: На основе контент-анализа положений кино- и медиафестивалей описана их роль в процессе социализации детей и подростков. Раскрывается понятие «кинофестивальное движение «Бумеранг»», в основе которого лежит любительское кино, созданное юными авторами.

Ключевые слова: процесс социализации; дети; подростки, кинофестиваль

THE ROLE OF FILM AND MEDIA FESTIVALS IN THE SOCIALIZATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WHO ARE PASSIONATE ABOUT SCREEN

CREATIVITY

N. V. Vasilyeva Moscow University for the Humanities

Abstract: Based on the content analysis of the provisions of film and media festivals, their role in the process of socialization of children and adolescents is described. The concept of the «Boomerang film festival movement» is revealed, which is based on amateur cinema created by young authors.

Keywords: socialization process; children; teenagers, film festival

Глобальные процессы цифровой трансформации всех отраслей, роботизация и движение к состоянию «интернет всего» влияют на социализацию современных детей и подростков. Стало общепризнанным, что ИКТ сегодня - важнейший агент социализации, который начинает конкурировать с семьей и школой (Солдатова, Рассказова, Нестик, 2017: 375).

По данным Лаборатории Касперского с ноября 2020 г. по апрель 2021 г. российские дети чаще всего с мобильных устройств заходили в приложения YouTube, его доля составила около четверти (27%) от всего объёма времени, проведённого в десяти самых популярных приложениях. Примерно пятую часть (19%) занял WhatsApp и ещё 14% - TikTok. Российская тройка лидеров совпадает с общемировой. Более того, в некоторых приложениях можно не только потреблять контент, но и создавать его. Например, в приложении TikTok дети и подростки могут примерить на себя роль целой съемочной группы (TikTok..., Электр. ресурс). И здесь мы наблюдаем некое «поле активности и творчества» для участников, где наиболее успешные начинают зарабатывать. Этот процесс практически неуправляем взрослыми, кроме случаев, когда родители, с целью получить доход, целенаправленно делают из своих детей блогеров. Такая деятельность при определенных условиях, по мнению исследователя Г.С. Салистой, может

привести к преждевременной социализации детей-блогеров (Салистая, 2020: 216-222).

Педагогическая составляющая социализации присуща образовательным программам студий, в которых занимаются дети и подростки, увлеченные экранным творчеством. Здесь кино- или медиапедагог побуждает студийцев к активности, творчеству и поиску своего способа решения жизненных проблем. Контент, создаваемый участниками детских студий, носит социально значимый характер. Юные авторы стремятся создать видеоконтент, который победит на детских кино- и медиафестивалях, и они получат в своё портфолио диплом. Диплом - это обязательный элемент получения бюджетной путевки от Министерства просвещения РФ на смену в Федеральные детские центры «Артек», «Орлёнок», «Смена», «Океан» и «Сириус». Победа детей и подростков на некоторых олимпиадах, конкурсах, фестивалях даёт им дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в высшие учебные заведения. Участие в такой деятельности становится для детей и подростков, увлеченных экранным творчеством, условием их успешной социализации, через неё реализуется потребность к самовыражению, к обмену информацией в своей среде, влиянию на взрослых, решению творческих задач, связанных со становлением личности.

Под социализацией понимается процесс становления и развития личности, состоящий в освоении индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе. Важным понятием, которое вводит профессор А.И. Ковалёва, является «социализационная норма», которая определяется, во-первых, как результат успешной социализации, позволяющей индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества и обеспечивать их дальнейшее развитие; во-вторых, как многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик; в-третьих, как устоявшаяся в обществе совокупность правил передачи социальных

норм и культурных ценностей от поколения к поколению (Ковалёва, 2003: 445-447).

Применимо к подросткам, увлеченным экранным творчеством, их социализация проходит, в том числе, на кино- и медиафестивалях. Здесь происходит усвоение детьми и подростками социальных норм и культурных ценностей, они учатся воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности общества. К таким агентам социализации как родители, семья, друзья, школа, ИКТ и др., ещё добавляются ведущие мастер-классов и тренингов, профессионалы из кино- и медиаиндустрии, руководители детских региональных медиастудий и другие значимые взрослые.

Обратимся к истории возникновения кинофестивалей. Фестивальное движение насчитывает более 80 лет своего существования. Близки по своему содержанию определения, которые дают «Толковый словарь русского языка»

Д.Н. Ушакова и «Словарь русского языка» Ожегова С.И. В первом случае, фестиваль определяется как периодическое культурное празднество, показ, смотр искусства (театрального, музыкального) (Ушаков, 2005: 701), во-втором, - представляет собой широкую общественную, праздничную встречу, сопровождаемую смотром достижений каких-нибудь видов искусств (Ожегов, 1964: 822). Общими характеристиками фестивалей являются: ограниченность чёткими временными рамками, страной, регионом, городом, местом проведения; единовременное проведение ли повторяемость на протяжении ряда лет; демократичность, праздничность, творческая свобода; событийность (событие, привлекающее внимание общественности, СМИ и др.); тематическая направленность и др.

Первым кинофестивалем для взрослых стал Московский международный кинофестиваль (ММК), который зародился в СССР в 1935 г. как ответ на проведенный в Италии в 1932 г. Венецианский кинофестиваль. На время Второй Мировой войны ММК был приостановлен, но с 1959 г. проводится ежегодно. С отрывом более чем в 30 лет в России стали появляться и детские кинофестивали: Международный детский кинофестиваль «Артек» (проводится с 1993 г.), Всероссийский фестиваль визуальных искусств в ВДЦ «Орленок» (проводится с 1997 г.) и др. Долгое время в основе детских кинофестивалей находился принцип смотра-конкурса фильмов, созданных для детей.

В начале XXI в. с активным развитием интернета, визуализации интернет-пространства, цифровизации общества началось развитие видеотворчества детей и подростков. Это стало вызовом для педагогического и родительского сообществ, которые были встревожены «уходом» детей в виртуальное пространство. Взрослые включились в поиск технологий, способствующих диалогу поколений. Была найдена одна из технологий - кинофестиваль самодеятельных фильмов, как форма коллективно-творческой кинодеятельности.

Детское кинофестивальное движение «Бумеранг» (далее - кинодвижение) зародилось в 2006 г. во Всероссийском детском центре «Орлёнок», когда «информационная активность детей, подростков, юношества приобрела масштабы общенационального общественного движения» (Цымбаленко, 2012: 11). Результаты контент-анализа и проведенного исследования положений детских кино- и медиафестивалей, входящих в кинодвижение, позволяют сформулировать понятие «кинофестивальное движение «Бумеранг». Кинофестивальное движение «Бумеранг» рассматривается как совокупность устойчивого содружества детских российских кинофестивалей-партнёров, ставящих своей целью углубление социализации, расширение мировоззрения детей и подростков, увлеченных экранным творчеством, средствами кино, общественную компанию по пропаганде и развитию подросткового самодеятельного кино в России (Виноградова, 2012).

Принципы, на которых строится кинодвижение:

- концентрирование на социализации детей и подростков средствами кино; организации среди них конкурсов любительских фильмов, выявлении и награждении лучших авторов фильмов;

- расширение мировоззренческой составляющей участников;

- сосредоточение на целевой группе - юные кинематографисты и тележурналисты, возраст которых находится в границах 11-17 лет;

- приоритет на создании юными кинематографистами и тележурналистами социально значимых фильмов и позитивного видеоконтента, наполнение им интернет-пространства;

- сотрудничество мастеров кино и телевидения, журналистики, искусства с начинающими кинематографистами и тележурналистами;

- объединение в единое образовательно-развивающее пространство на основе партнёрства.

По мере того, как развивалось фестивальное движение и любительское кино, кинофестивали стали проводиться не только в федеральных детских центрах, но и в разных городах и селах при школах/лицеях, детских домах творчества, детских центрах и др. В Липецке, например, это Всероссийский ежегодный открытый фестиваль экранного творчества детей «Весенняя капель», в Москве -Фестиваль экранного творчества «Московский кораблик мечты», в Северодвинске Архангельской области - Межрегиональный Северный фестиваль детского и юношеского телевидения, радио и прессы «Голос моря» (проводится с 1996 г. один раз в два года) и др.

Таким образом, появились фестивали, которые ориентировались не только на подростка-зрителя, но и на подростка-режиссера, оператора, сценариста, тележурналиста, корреспондента и др. Руководители первых крупных детских кинофестивалей «Международный детский кинофестиваль «Артек»» и «Всероссийский фестиваль визуальных искусств в ВДЦ «Орленок»» не просмотрели это явление и включили в программы своих фестивалей мероприятия по съемке детьми и подростками видео, игровых фильмов и анимации. Но особенностью этих фестивалей осталась ориентация в большей степени на детей и подростков-зрителей.

Кинодвижение «Бумеранг» представляет собой широкомасштабное явление, объединяющее 15 детских фестивалей-партнёров экранного творчества. Фестивали ежегодно проходят в разных регионах России и традиционно завершаются проведением Всероссийского открытого фестиваля-форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» во Всероссийском детском центре «Орлёнок». В команде фестиваля-форума ведущий детский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств России Владимир Грамматиков, кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Антипенко, директор Музея Победы, заместитель секретаря общественной палаты РФ, кандидат педагогических наук Александр Школьник, члены Союза кинематографистов России - сценарист Татьяна Мирошник, доктор педагогических наук Сергей Цымбаленко, кандидат социологических наук Наталья Васильева и другие известные кинематографисты и тележурналисты, учёные и педагоги. Команда фестиваля-форума задаёт содержательность и глубину социализации, ведёт к расширению уровня мировоззрения

его участников. «Бумеранг» не только объединяет, является своеобразным смотром за год деятельности юных кинематографистов и их объединений, но и направляет фестивали-партнёры на расширение мировоззренческой составляющей, призывает детей и подростков снимать не просто камерой или фотоаппаратом, а умом и сердцем.

Кодировочный бланк, как инструментарий метода контент-анализа, состоял из следующих признаков: цели и задачи, организаторы, статус фестивалей, ориентация на детей или кинопедагогов, жанр, срок существования, длительность и частота проведения, место организации, организация съемок детьми и подростками на фестивале, организация заочного конкурса, количество участников.

Анализ результатов исследования показал, что для инициирования и координации фестиваля организаторы объединяются и используют ресурсы нескольких организаций. По инициативе различных учреждений общего и дополнительного образования (школ/лицеев, центра развития детей и юношества, дома детского творчества и др.) проводится девять фестивалей (60%), по инициативе администрации, министерства образования, управления культуры города/района/области/края проводятся шесть фестивалей (40%). Пять фестивалей инициируются и проводятся общественными организациями (33,3%) (Рис. 1).

Рис. 1. Организаторы фестивалей

Социализирующая роль фестивалей прослеживается в их целях и задачах, которые были сведены нами к семи основным:

1. Формирование разноуровневой и разновозрастной среды для социализации детей и подростков.

2. Создание условий для саморазвития, ответственного самоопределения и профориентации, поддержка социально-значимых инициатив.

3. Формирование у детей и подростков активной гражданской позиции.

4. Развитие у детей творческих способностей, компетенций.

5. Формирование у детей и подростков общечеловеческих ценностей, в том числе уважительного отношения к памяти ветеранов ВОВ.

6. Развитие навыков коммуникативного общения с помощью организационно-образовательных и технологических средств.

7. Повышение профессионального уровня творческих коллективов, поддержка кино- и медиастудий, школьных и молодежных СМИ.

Семь фестивалей имеют всероссийский (46,6%), четыре - международный, и столько же - локальный (городской, районный, областной, краевой (26,7%) статусы (Рис. 2).

Всероссийский 4794

Рис. 2. Статус фестивалей

Все 15 фестивалей ориентированы на проведение образовательной работы с подростками, увлеченными экранным творчеством, и только два - на работу еще и с кинопедагогами. В Положении XI Всероссийского детско-юношеского фестиваля «Детское кино - детям!» одной из основных целей значится - формирование активной позиции современного кинопедагога. Это единственный сегодня фестиваль, уделяющий внимание разработке научно-методической базы по кинопедагогике и медиаобразованию.

Длительность проведения восемь фестивалей составляет 1-2 дня (53,3%). У шести фестивалей длительность составляет до 5 дней (40%), у одного фестиваля («Бумеранг») - 21 день. Это связано с тем, что организато-

ры фестиваля-форума «Бумеранг» ежегодно проходят процедуру защиты тематической дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы во Всероссийском детском центре «Орленок» и по результатам получают для своих участников бюджетные путевки Министерства просвещения РФ.

Пять фестивалей существуют до 15 лет (33,3%), четыре фестиваля -до 20 лет (26,7%) и столько же фестивалей проводятся в сроки от 5 до 10 лет. В Кинодвижении имеются два фестиваля, которые работают с юными кинематографистами и тележурналистами уже более 21 года (13,3%) (Рис. 3).

Рис. 3. Срок существования фестивалей

Большинство, а именно двенадцать фестивалей, проводятся один раз в год (80%). Имеются единичные фестивали, которые проводятся два раза в год («Волжские встречи»), один раз в два года («Голос моря») и периодически («Все медиа - детям»).

На десяти фестивалях организуются съемки детьми и подростками и проводятся конкурсы очных медиаработ (66,7%), на пяти фестивалях организуют только конкурс заочных работ (33,3%).

Тринадцать фестивалей специализируются на съемке документальных и игровых фильмов (86,7%), двенадцать - мультфильмов (80%) и одиннадцать -на съемке ТВ-программ, передач, сюжетов, репортажей (73,3%). Пять фестивалей снимают с детьми и подростками социальные ролики (33,3%). Четыре фестиваля - видеоклипы и еще столько же делают с юными журналистами печатные издания и радиопередачи (по 26,7%) (Рис. 4).

Художественное слово Сценическое искусство Видеоклип Печатные издания Социальный ролик ТВ

Мультипликация Кино

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0% 80,0% 90,0% 100,0% Рис. 4. Специализация фестивалей по жанрам

Абсолютное большинство фестивалей проводят заочные конкурсы экранных работ, а их победителям вручаются дипломы и ценные призы.

Ежегодно фестивали собирают от 50 до 500 участников. Каждый год в заочных этапах фестивалей участвуют более 3000, а в очных этапах более 2000 юных кинематографистов и тележурналистов. За 16 лет работы в кинодвижение было вовлечено более 32 тысяч детей и подростков, увлеченных экранным творчеством.

Типичными для детских фестивалей экранного творчества является поведение следующих мероприятий:

- конкурсный или внеконкурсный показ фильмов в категориях «Профессиональное кино» (снятых профессионалами киноиндустрии для детей и подростков) и «Любительское кино» (снятых самими детьми и подростками под руководством взрослых);

- съемка детьми и подростками под руководством взрослых социально значимого контента и позитивного видеоконтента;

- проведение профессионалами киноиндустрии мастер-классов и тренингов по сценарному, режиссёрскому, операторскому и др. мастерству, мультипликаци-ии и др.;

- проведение самими детьми и подростками мастер-классов в области съемки социально значимого контента;

- организация культурных программ (выставок, музыкальных и поэтических вечеров и др.);

- творческие командировки;

- пресс-конференции;

- обмен опытом;

- выпуск фестивальной газеты и новостной программы;

- научная конференция и др.

Таким образом, в кинофестивальном движении «Бумеранг» девять фестивалей инициируются образовательными учреждениями (60%). Семь фестивалей имеют всероссийский статус (46,6%), четыре - международный (26,7%). В кинодвижение вовлечено более 32 тысяч детей и подростков. Все фестивали проводятся регулярно, пять фестивалей существуют до 15 лет (26,7%), и столько же проводятся до 10 лет. Систематичность и срок поведения фестивалей позволяет сделать вывод об устойчивости кинодвижения. Длительность работы восьми фестивалей составляет 1-2 дня (53,3%), шести - до 5 дней (40%). Абсолютное большинство фестивалей организуют заочные конкурсы самодеятельного кино, две третьих фестивалей проводят ещё и конкурсы самодеятельных фильмов очного этапа. Однако, только единицы из них ориентированы на работу с кинопедагогами. Большинство фестивалей проводится один раз в год (80%).

Следовательно, роль кинофестивального движения «Бумеранг» в социализации детей и подростков, увлечённых экранным творчеством, представляется значительной. Она прослеживается: в целях и задачах фестивалей по социализации и воспитанию детей и подростков; усвоении ими определенной системы знаний, норм и ценностей; в освоении социальных ролей; в выборе творческих профессий из мира кино- и медиаиндустрии. Специфика социализации подростков, увлечённых экранным творчеством, состоит в том, что процесс их становления и вхождения во взрослую жизнь протекает в условиях кинофестивалей, что ведёт к их успешной социализации. Социализационная норма закладывается в программы фестивалей, входящих в кинофестивальное движение «Бумеранг».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Виноградова И. (2012) Волшебный код «Бумеранга» // Детское кино — детям: материалы научно-практической конференции Ш-го Тверского межрегионального кинофестиваля Тверь: ТГУ. - С. 37-40.

Ковалёва А. (2003) Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. - № 1. - С. 26-32.

Ожегов С. (1964) Словарь русского языка М.: Сов. Энциклопедия, 1964. -900 с.

Салистая Г. (2020) Детское блогерство как проявление преждевременной социализации //Высшее образование для XXI века: Цифровая трансформация общества: новые возможности и новые вызовы: XVI Международная научная конференция», МосГУ, 18-19 ноября 2020 г.: доклады и материалы: в 2 ч. Ч.1. М.: МосГУ, - 685 с. - С.216-222.

Солдатова Г., Рассказова Е., Нестик Т. (2017) Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл. 375 с.

Ушаков Д. (2005) Толковый словарь современного русского языка. -М.: Аделант, 800 с.

Цымбаленко С. (2012) От детского фильма — к преобразованию общества // Детское кино — детям: материалы научно-практической конференции III-го Тверского межрегионального кинофестиваля — Тверь: ТГУ. — С. 11.

TikTok, Brawl Stars, Roblox: «Лаборатория Касперского» выяснила, в какие приложения российские дети чаще всего заходят с мобильных устройств (2021) // kaspersky.ru [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/ZMKm6 / (дата обращения: 15.12.2021)

Васильева Наталья Владимировна - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: + 7 (905) 793-68-78. Эл. адрес: vnatal@yandex.ru

Vasilyeva Natalia Vladimirovna - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies of the Moscow University for the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: + 7 (905) 793-68-78. Email: vnatal@yandex.ru

Для цитирования:

Васильева Н.В. Роль кино- и медиафестивалей в социализации детей и подростков, увлеченных экранным творчеством. 2022. №2. С. 15-24. DOI: https://www.doi.org/10.17805/ trudy.2022.2.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.