DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).420-430 Специальность ВАК: 5.9.9
УДК 791.43:316.347 ГРНТИ 18.67.10+04.51.51
Колесникова С. М., Колесникова В. В.
РОЛЬ КИНЕМАТОГРАФИИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И ЦЕННОСТИ
Аннотация. Настоящая статья имеет интегративный характер и посвящена рассмотрению вопросов истории киноискусства, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации, а также определению и сохранению национально-культурной самоидентификации. Культурная идентичность понимается как многогранное явление, которое объединяет язык, религию, историю, географию и социальные аспекты, формируя чувство принадлежности к своим корням, и служит основой для взаимопонимания и диалога между различными народами. Важным инструментом диалога и взаимопонимания между разными культурами является кинематограф, способствующий сохранению и распространению культурного наследия, передавая его из поколения в поколение, так как отражает повседневную жизнь, обычаи, традиции и ценности разных народов (от семейных ценностей до высших духовных и морально-нравственных личностных установок, пронизывающих все сферы художественного творчества). Установлено, что история кинематографа Голливуда и России тесно переплетена, демонстрируя, с одной стороны, различные традиции, с другой - их взаимовлияние и взаимообогащение; культурная идентичность проявляется в социальных взаимодействиях и обычаях, национальных символах, темах и сюжетах, которые отражают уникальную социальную структуру и нормы поведения.
Ключевые слова: кинематограф, культурная идентичность, история, традиции, ценности, национальные символы.
Для цитирования: Колесникова С. М., Колесникова В. В. Роль кинематографии в формировании культурной идентичности: история, традиции и ценности // Ученые записки НовГУ. 2024. 3(54).420-430. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).420-430
В современном мире важное место занимает культурно-просветительская деятельность в российском и зарубежном информационно-культурном пространстве. Важнейшая роль в формировании и укреплении культурной идентичности народов возложена на кинематограф - инструмент диалога и взаимопонимания между разными культурами. Фильмы, раскрывающие их особенности, помогают зрителям лучше понять и оценить разнообразие человеческого опыта. Это способствует развитию толерантности и уважения к национально-культурным различиям, а кино способствует укреплению культурной самобытности и чувства гордости за свою идентичность.
Настоящая статья актуальна, так как направлена на определение и сохранение национально-культурной самоидентификации. Вопросы по истории искусства, киноведению, культурологии, истории, антропологии, литературоведению и лингвистике, межкультурной коммуникации и когнитивистике в последние десятилетия привлекают внимание многих ученых и имеют интегративный характер [Аверченко, 2018; Григорьева, 2012; Головнев, 2018; Зезюлько, 2016; Зоркая, 2014; Мариевская, 2015; Юсев, 2016.]. Представленный в статье практикоориентированный материал дает возможность показать широкий спектр исследования лингвокультурологического, исторического и киноведческого направлений в контексте отечественного киноискусства. Настоящее исследование аккумулирует накопленный
положительный опыт в сфере отечественной кинопедагогики и мировой киноиндустрии. Материалы исследования интересны и тем, кто занимается историей российского и мирового кинематографа, синкретичными видами искусства, столь востребованными в современную эпоху. Цель исследования - формирование целостного представления о культурно-аксиологических, этико-эстетических константах российского и мирового кино в синхроническом и диахроническом аспектах - достигается решением прагматических задач. К ним прежде всего относятся: расширение научно-методологического кругозора аудитории; использование предлагаемых подходов к изучению не только истории и теории кино, но и других гуманитарных феноменов; расширение возможности в реализации различных культурных практик, включая авторские просветительские циклы; моделирование герменевтического/интерпретационного анализа и т.д. В основу изложения исследовательского материала положен принцип межкультурного диалога российского и европейского культурно-образовательных сообществ.
Именно синкретичная онтологическая природа киноискусства и ценностный потенциал кино дают возможность актуализировать гуманистические координаты современной культуры и способствовать развитию духовных интенций современного зрителя, слушателя, - субъекта межкультурного диалога. С момента своего зарождения кино стало не просто развлекательным искусством, но и мощным инструментом для передачи ценностей (Прим.1), традиций и миропонимания различных культур.
Одной из основных функций кинематографа является визуальное воплощение национальных историй (например, «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна (1938) и другие), мифов (например, «Вий» Константина Бронзита (1967); «Сказ про Федота-стрельца» Сергея Бодрова старшего (2001)), и легенд (ср., «Легенда о Тиле» Александра Алова и Владимира Наумова (1976)). Через кинематографические произведения культурное наследие приобретает яркие визуальные образы, которые надолго остаются в памяти зрителей. Кино способствует сохранению и распространению культурного наследия, передавая его из поколения в поколение, так как отражает повседневную жизнь, обычаи и традиции различных народов. Благодаря этому зрители получают возможность лучше понять и оценить уникальность каждой культурной идентичности. Успешные фильмы становятся источником развития специальных профессиональных сфер, например: в области маркетинга и рекламы фильмы привлекают внимание к культурному наследию своей страны, стимулируя развитие туризма и культурных обменов.
Голливуд, киностолица мира, сыграл очень большую роль в формировании и распространении американской культурной идентичности. Американская киноиндустрия, зародившаяся в начале XX века, стала мощным инструментом для экспорта американских ценностей, идеалов и образа жизни по всему миру: с самого начала голливудские фильмы отражали американскую мечту - идею о том, что каждый человек, независимо от своего происхождения, может добиться успеха благодаря упорному труду и решимости. Эта концепция, воплощенная в бесчисленных историях о самодостаточных героях, преодолевающих трудности и достигающих своих целей, стала не только неотъемлемой частью американского культурного наследия, но и идеей всего мирового кино.
История кинематографа в Голливуде и России имеет глубокие корни и неразрывна друг от друга, несмотря на существенные различия в культурных и политических традициях этих стран [Юсев, 2016]. Так, Братья Шейнкеры (Иосиф и Николай) из г. Рыбинск (сегодня - Ярославская обл., РФ), известные как Джо и Николас Шенки, стояли у истоков 20th Century Fox и Metro-Goldwyn-Mayer. Джо Шенки получил Оскар за вклад в киноиндустрию и звезду на голливудской Аллее звезд (Прим. 2). Зарождение кинематографа в начале XX века стало поистине революционным событием как для Соединенных Штатов, так и для Российской империи. Первые шаги в развитии киноиндустрии были сделаны практически одновременно в Голливуде и Москве, что положило начало двум самобытным кинематографическим традициям.
В Голливуде, который быстро стал центром американской киноиндустрии, основной акцент делался на развлекательном кино. Крупные студии, такие как Paramount, MGM и Warner Brothers, создавали захватывающие истории, которые привлекали массового зрителя. Однако в этот период появились и выдающиеся режиссеры, такие как Чарли Чаплин, Д. У. Гриффит и Орсон Уэллс, которые внесли значительный вклад в развитие кинематографа как искусства. Голливудское кино прославляло ценности, передающие индивидуализм, предприимчивость и свободу личности. Многие фильмы повествуют о борьбе против несправедливости, о стремлении к независимости и самореализации. Эти характеристики американской идеи демократии и личных свобод, которые прочно укреплялись в сознании зрителей.
Голливуд способствовал созданию узнаваемых национальных символов и образов: ковбои, героические полицейские, смелые пионеры и отважные солдаты стали олицетворением американского духа и силы характера. Эти образы были распространены по всему миру, формируя представление о стране и ее культурной идентичности. Голливудские фильмы отражали многообразие американского общества. Хотя в начале своего развития американский кинематограф часто игнорировал или стереотипизировал культурные меньшинства, со временем он стал более инклюзивным, раскрывая различные этнические, расовые и социальные группы, составляющие уникальный культурный ландшафт Америки.
Значительную роль в формировании американской культурной идентичности через голливудские фильмы сыграли музыка и развлечения. Такие жанры как джаз, рок-н-ролл и хип-хоп стали неотъемлемой частью американской культуры, а индустрия развлечений способствовала распространению этих форм искусства по всему миру, например: «Ла-Ла-Ленд» (La La Land, 2016) и тому подобные. Однако влияние Голливуда на культурную идентичность не было однозначным [Шкодинский, Кремер, Туманов, 2019]. Критики, например, французский философ и общественный деятель Жан Бодрийяр, канадский культуролог Маршал Маклюэн, американский критик Полин Кэйл, Герберт Маркузе и Теодор Адорно из Франкфуртской школы (Прим. 3), Джонатан Розенбаум, американский артхаусный кинокритик (Прим. 4), Андре Базен, французский кинокритик, влиятельный историк и теоретик кино (Прим. 5), Роджер Эберт, американский кинокритик и телеведущий (Прим. 6), часто обвиняли американскую киноиндустрию в чрезмерном акценте на коммерциализации и распространении однозначных представлений о стране. Тем не менее, огромный вклад Голливуда в формирование и популяризацию американской культурной
идентичности на глобальном уровне признан всем мировым сообществом. Голливудское кино стало мощным инструментом для экспорта американских ценностей, идеалов и образа жизни, оказывая значительное влияние на формирование американской культурной идентичности. Благодаря своей популярности и распространению по всему миру, Голливуд способствовал созданию узнаваемых символов и образов, отражающих американский дух и разнообразие общества.
В России, напротив, кинематограф с самого начала рассматривался как средство пропаганды и воспитания масс. После Октябрьской революции 1917 года советское правительство активно поддерживало развитие кинематографа, видя в нем мощный инструмент идеологического влияния. Например, такие режиссеры, как Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин и Дзига Вертов, создавали монументальные произведения, прославляющие социалистические идеи и революционный дух.
Несмотря на идеологические различия, между голливудским и советским кинематографом существовала тесная связь. Многие советские режиссеры были хорошо знакомы с произведениями голливудских мастеров и находили в них вдохновение для собственных экспериментов. В то же время, некоторые голливудские режиссеры, такие как Чарли Чаплин и Сэм Голдвин, с восхищением отзывались о работах советских коллег и признавали их новаторский подход к кинематографу.
В период "холодной войны" связи между двумя кинематографическими традициями были прерваны, но после распада Советского Союза они вновь начали восстанавливаться. В постсоветской России появилось новое поколение режиссеров, которые стремились сочетать традиции советского кино с современными голливудскими тенденциями. Такие режиссеры, как Никита Михалков, Андрей Звягинцев и Андрей Кончаловский, создавали фильмы, которые получили признание как в России, так и на международной арене. Голливудские студии начали проявлять интерес к российскому кинематографу и сотрудничеству с российскими кинематографистами. Многие голливудские блокбастеры снимались с участием российских актеров и съемочных групп, а некоторые известные голливудские режиссеры, такие как Спайк Ли и Квентин Тарантино, выражали восхищение работами российских коллег (Прим.7).
Сегодня взаимодействие между голливудским и российским кинематографом продолжается. Обмен опытом и совместные проекты способствуют взаимному обогащению обеих традиций мирового кино. Несмотря на различия в культурных и идеологических подходах, кинематограф остается универсальным языком, который объединяет людей по всему миру.
Культурная идентичность представляет собой сложное и многогранное понятие, которое охватывает множество аспектов человеческого существования (совокупность характеристик, ценностей, традиций, верований и практик), которые определяют принадлежность человека (личности) или группы людей к определенной социальной группе или лингвокультуре. Например: фильмы о войне, детях, отношениях отцов и детей, и т.д. (ср.: киноочерки хроникальных журналов «Госкинокалендарь» и «Совкиножурнал», «Красные дьяволята» (1923), «Дитя Госцирка» (1925); Мир «вечной молодости», «Мир остановленного времени» (выражение режиссера Г. Козинцева) в
эстетике советского кино; образы детей в фильмах-экранизациях произведений о войне С. Герасимова «Молодая гвардия» (по роману А. Фадеева) и многие другие).
Культурная идентичность формируется под влиянием следующих факторов: этническое происхождение; язык; религия; история; географическое положение и социальные взаимодействия (например: роль в киноискусстве Л. Кулешова и С. Эйзенштейна; творчество А. Тарковского в контексте мировой культуры; оригинальность художественного мира и киноязыка; философский кинематограф).
Язык служит не только средством коммуникации, но и отражает уникальное мировоззрение человека и целого народа, систему его ценностей и способ мышления. Например: в фильмотеке А. Тарковского: искания художника и абсолютность творческого акта как прорыва к свободе в кинокартине «Андрей Рублев»; самопознание и проблема памяти/прапамяти в фильме «Зеркало»; Человек перед лицом Абсолюта в фильме «Солярис»; нравственно-философская проблематика и экзистенциальная парадигма фильма «Сталкер» и др., так как любой язык несет в себе богатое культурное наследие, передавая из поколения в поколение традиции, устные предания и тексты (литературные произведения). Ср.: «Гамлет» Г. Козинцева, «Война и мир» С. Бондарчука, «Тихий Дон» С. Герасимова, «Идиот» И. Пырьева и В. Бортко, «Собачье сердце» В. Бортко, и мн.др. Кинематограф играет значительную роль в сохранении и популяризации языка. Фильмы на национальных языках способствуют их развитию и распространению, а также помогают сохранять языковые традиции и диалекты (ср., «Тихий Дон» Сергея Герасимова). Утрата языка может привести к ослаблению культурных связей и потере идентичности.
Религия играет значительную роль в формировании культурной идентичности, так как она определяет систему верований, ритуалы, праздники и обычаи, которые передаются от предков и объединяют людей в рамках общины. Религиозные традиции часто тесно переплетаются с культурными практиками, формируя уникальный образ жизни и мировоззрение (фильмы «Свадьба», «Отцы и дети», «Поп» и другие).
Историческое наследие (знание и уважение к истории своего народа, его достижениям) является неотъемлемой частью культурной идентичности, способствует укреплению чувства гордости и принадлежности к культуре. Исторические события и личности/ герои формируют коллективную память и служат источником вдохновения для современного поколения (например, фильмы И. Пырьева, С. Ростоцкого, Ю. Озерова, Н. Михалкова, С. Говорухина и многие другие).
Географическое положение и природные условия также влияют на культурную идентичность, так как адаптация к окружающей среде, использование природных ресурсов и взаимодействие с ландшафтом формируют уникальные традиции, ремесла и образ жизни, а климат, флора и фауна региона находят отражение в искусстве, литературе и кулинарных традициях (Прим. 8).
Культурная идентичность проявляется в социальных взаимодействиях и обычаях (семейные ценности, гендерные роли, обычаи гостеприимства, празднования и ритуалы), которые формируют уникальную социальную структуру и нормы поведения, которые передаются из поколения в поколение (фильмы Н. Михалкова «Раба любви» и «Родня»; фильм Н. Москаленко «Русское поле»; фильм П. Кадочникова «Снегурочка» и другие).
Важно отметить, что культурная идентичность динамична в силу того, что она постоянно эволюционирует под влиянием глобализации, миграции и взаимодействия с другими культурами. Однако несмотря на такие изменения, сохранение культурного наследия и укрепление связей с традициями имеют огромное значение для поддержания целостности и аутентичности культурной идентичности. Так, например, история семьи Карамазовых, представленная в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», более ста лет привлекает внимание кинематографистов своей необычайной образностью и сюжетностью. В фильмах поднимаются «вопросы истоков «добра» и «зла», повествуют о сосуществовании этих начал в душе человека и мире, в котором он живёт, говорят о сложных отношениях в семье» [Колесникова, 2021, С.24-25]. Со времен Великого немого кино, режиссеры приступали к постановке этого произведения (12 экранизаций, 7 стран): экранизация романа в 1915 г. Виктором Турянским, немецкий фильм Карла Фрёлиха и Дмитрия Буховецкого (1921), итальянская экранизация Джакомо Джентильомо (1947); постановка Р. Брукса (США, 1958), одноименный фильм И. Пырьева (1968), фильм Ю. Мороза (2008-2009); фильм режиссёра Рениты Григорьевой «Мальчики» по мотивам десятой главы романа (1990 г.); две современные экранные версии «Братьев Карамазовых» (2008 г.), снятые параллельно в Чехии режиссёром Петром Зеленкой и в России Юрием Морозом. Японская экранизация Сато Мисато, (2013) максимально приблизила события к реалиям современной Японии. Можно упомянуть фильмы «Анна Каренина» (реж. А. Зархи (1967), «Анна Каренина. История Вронского», реж. К. Шахназаров (2007), британскую мелодраму реж.Джо Райта (2012)); «Тихий Дон» (реж. С. Герасимов (1957); С. Бондарчук (1992-2006; премьера 2006); авторы сценария - Сергей Бондарчук, Николо Бадалукко, Роберт Балкус) и др.). Национальный кинематограф часто отражает особенности менталитета и мировоззрения народов через сюжеты, персонажей и стилистические решения. Фильмы передают культурные ценности народа (выражение чувства патриотизма; проявление уважения к старшим или передача семейных уз и т.д.).
Важное место в киноискусстве занимает музыка. Киномузыка определяется как специфический вид музыкального искусства: Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Шнитке; музыкальная концепция фильма («Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Гамлет» Г. Козинцева и др.); музыка закадровая и внутрикадровая; музыкально-шумовая партитура (например, Э. Майзеля к фильму С. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин»); музыкальный кинематограф Г. Александрова («Цирк», «Колыбельная»); феномен Т. Н. Хренникова; прецедентные мелодии Э. Артемьева и многие другие.
Сохранение и передача культурной идентичности имеет жизненно важное значение для поддержания разнообразия и богатства человеческой цивилизации. Фильм «Мальчики» (1990) Рениты и Юрия Григорьевых получил приз «Золотой Витязь» и приз за лучшую операторскую работу Олега Мартынова на кинофестивале славянских фильмов «Золотой Витязь» (1992). В конце фильма в толпе молящихся можно увидеть схиигумена Илия (старец, тогда - насельник Оптиной Пустыни), православного писателя Владимира Крупина и праправнука Ф.М.Достоевского -Дмитрия Достоевского.
Российская культура (литература, кинематограф, изобразительное искусство и
другие формы художественного самовыражения), сформировавшаяся на протяжении многих веков, богата разнообразными национальными символами, темами и сюжетами, которые отражают ее уникальные ценности и традиции.
Ключевыми темами, неразрывно связанных с российской культурной идентичностью, являются взаимообусловленные темы «Родина» и «Патриотизм» (например: «Александр Невский» (режиссер (далее - реж.) С. Эйзеннштейн, 1938), «Суворов» (реж. В Пудовкин, М.Доллер, 1940), «Кутузов» (реж. В. Петров, 1943), «Адмирал Ушаков» (реж. М. Ромм, 1953), «А зори здесь тихие» (реж. С. Ростоцкий, 1972); фильмы «Летят журавли» (реж. М. Калатозова, 1957), «Баллада о солдате» (реж. Г. Чухрая, 1959), и мн.др.). Глубокая любовь к своей земле, готовность защищать ее и жертвовать собой ради ее процветания - эти ценности транслируются во многих произведениях русских авторов. От былин и сказок (например, киносказки А. Птушко и А. Роу) до романов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского (например: «Война и мир» (реж. С. Бондарчук (1967)), «Анна Каренина» (реж. А. Зархи (1967); «Анна Каренина. История Вронского», реж. К. Шахназаров (2007)), «Преступление и наказание» (реж. Л. Кулиджанов, 1970), «Братья Карамазовы» (реж. И. Пырьев (1969)), «Идиот» (реж. И. Пырьев (1958)) и другие), от фильмов о Великой Отечественной войне до современных кинолент (например: «Судьба человека», «А зори здесь тихие», «Живые и мертвые», «Судьба», «Штрафбат», и мн. др.), посвященных героизму российских граждан, тема патриотизма остается одной из самых востребованных и актуальных в отечественном кинематографе.
Другой важной темой является духовность и поиск смысла жизни. Русская литература и искусство богаты размышлениями о человеческой душе, моральных ценностях, вере и нравственных принципах. От классических произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и А. П. Чехова до современных авторов российская культура стремится заглянуть в глубины человеческого существования, задавая вопросы о предназначении человека и его месте в мире (например: «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Чайка»).
Тема «Семья и семейные ценности» занимает значительное место в российской культуре. Крепкие семейные узы, уважение к старшим, забота о детях и преемственность поколений - все это находит отражение в произведениях русских писателей, художников и кинематографистов. От классических драм А. Н. Островского (например, «Бедная невеста», «Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы») до довоенных и современных семейных сериалов («Подкидыш» (реж. Т. Лукашевич, 1930), «Возвращение», реж. Я. Фрид, 1940; «Тимур и его команда», реж. А. Разумный, 1940; «Мечта», реж. М. Ромм, 1941; «Она защищает Родину», реж. Ф. Эрмлер, 1943; «Большая семья», реж. И. Хейфица, 1954; «Дом, в котором я живу», реж. Л. Кулиджанов, Я. Сегель, 1957; «Судьба человека», реж. С. Бондарчук, 1959; «Дети Дон Кихота», реж. Е. Карелов, 1966; «Однажды двадцать лет спустя», реж. Ю. Егоров, 1980; «Москва слезам не верит», реж. В. Меньшов, 1978; «Родня», реж. Н. Михалков, 1981; «Любовь и голуби», реж. В. Меньшов, 1985; «Ёлки», реж. Т. Бекмамбетов, 2010, 2011, 2012 «Чебурашка», реж., Д. Дьяченко, 2022) эта тема затрагивает сердца миллионов людей, подчеркивая важность семьи как основы общества.
Тема «Природа» всегда была неотъемлемой частью русской культуры
(«Территория» (2017), «Левиафан» (2014), «Явление природы» (2010), «Находка» (2015); документальные фильмы (Прим. 9), - Бескрайние просторы России, величественные реки и леса, суровая красота северных пейзажей - все это вдохновляло художников, писателей и поэтов на создание шедевров, прославляющих красоту и мощь российской природы. От пейзажей Ивана Шишкина и Исаака Левитана до стихов С. Есенина и Н. Рубцова, тема природы воплощает гармонию человека и окружающего мира.
Сегодня актуальна тема «Историческое наследие и величие России» - от былинных героев и легендарных правителей прошлого до великих достижений советской эпохи (например: «Адмиралъ» (2008), «Брестская крепость» (2010), «Дело декабристов» (2016), «Страна Советов. Забытые вожди» (2016), «Рюриковичи. История первой династии» (2019), «Крылья Империи» (2017-2020), «Нюрнберг. Банальность зла» (2018); «Годунов» (2018), «Годунов. Продолжение» (2019); «Петр I: Последний царь и первый император» (2022), «Союз спасения. Время гнева» (2022), и многие другие). Российская культура бережно хранит память о своих корнях и славных деяниях предков. Данная тема нашла свое отражение в исторических романах, фильмах, живописи и архитектуре, напоминая о богатстве и многогранности российской культурной идентичности.
Таким образом, культурная идентичность объединяет разные стороны человеческого бытия - язык, религию, историю, географию и социальные аспекты, формируя чувство принадлежности, гордости и уважения к своим корням. Данное явление служит основой для взаимопонимания и диалога между различными культурами. Так, история кинематографа Голливуда и России тесно переплетена, демонстрируя, как различные традиции могут влиять и обогащать друг друга. Эта связь является ярким примером того, как культурный обмен и взаимное уважение могут способствовать развитию искусства и укреплению взаимопонимания между народами. Национальные символы, темы и сюжеты, отражающие российские культурные ценности, чрезвычайно разнообразны и глубоки - от семейных ценностей до высших духовных и морально-нравственных личностных установок (темы «Любви», «Верности», «Преданности», «Труда», «Спорта», «Веры», «Чести», «Долга», «Совести», и так далее). Они пронизывают все сферы художественного творчества, от литературы до кинематографа, от изобразительного искусства до музыки. Данные темы передают дух русского народа, его традиции, мировоззрение и стремление к духовному и нравственному совершенствованию. Они служат мостом между прошлым и будущим, сохраняя и обогащая культурное наследие России.
Сохранение культурной самобытности, умелое использование культурного наследия страны, а также государственная поддержка культурного фонда позволят национальному кинематографу успешно развиваться и находить свое место на мировой арене. Соответственно, культурное разнообразие - это бесценное богатство человечества, утрата которого может привести к обеднению общего мирового фонда.
Примечания
1. «Ценности» определяются как «ментальное образование высшей степени абстракции, которое имеет языковое выражение и отражает многовековой опыт коллективного сознания о ценности как понятийной, образной и значимой категории человеческого бытия, имеющей духовно-нравственные и теологические основы» [Колесникова С. М. (2024) Актуальные проблемы современной русистики: учебник и практику /Отв. ред. С.М. Колесникова. Москва: Издательство ЮРАЙТ, с. 150].
2. Ильина Евгения. Из Рыбинская в Голливуд: как братья-иммигранты из Российской империи оказались главными в американском кинобизнесе. VC.RU. URL: https://vc.ru/media/162194-iz-rybinska-v-gollivud-kak-bratya-immigrantv-iz-rossiiskoi-imperii-okazalis-glavnymi-v-amerikanskom-kinobiznese (дата обращения 08.05.2024).
3. Павлов А.В. Постыдное удовольствие: философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа. URL: https://klex.ru/zwa.
4. Сайт «Искусство кино». URL: https://old.kinoart.ru/blogs/dzhonatan-rozenbaum-tsenyu-v-kritike-tochnost-no-ne-ob-ektivnost (дата обращения 15.05.2024).
5. Сайт Предание.ру. https://predanie.ru/book/217380-chto-takoe-kino/ .
6. Киноблог «Я о кино». URL: https://vaokino.ru/rodzher-ebert-o-kino-i-svojej-zhizni (дата обращения 15.05.2024).
7. Шибанов Борис. Как режиссеры из России покоряли Запад. Газета.ру от 18.01.2021. URL: https://www.gazeta.ru/culture/2021/01/18/a 13445924.shtml (дата обращения 08.05.2024).
8. См. книгу: «История литературы. Поэтика. Кино: Сборник в честь Мариэтты Омаровны Чудаковой» [https://www.litres.ru/book/oleg-lekmanov/istoriya-literaturv-poetika-kino-sbornik-v-chest-marietty-om-5000567/chitat-onlayn/ (дата обращения 08.05.2024)].
9. Фильмы о природе России. URL: https://www.film.ru/compilation/filmy-o-prirode-rossii (Дата обращения: 07.05.2024).
Литература и источники
Аверченко А. Т. (2018). Фокус великого кино. Дюжина ножей в спину революции: сатирические рассказы. Москва: T8RUGRAM, 108-118. URL: https://www.litres.ru/book/arkadiy-averchenko/fokus-velikogo-kino-616025/chitat-onlayn/ (Дата обращения 08.05.2024).
Головнев И.А. (2018). Феномен советского этнографического кино (творчество А. А. Литвинова): монография. Москва: ИЭА, 224. URL: chrome-
extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/http://ethnofilm.ru/uploads/media/%D0%A4%D0% B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1% 81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0% B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0% B8%D0%BD%D0%BE (дата обращения 08.05.2024).
Григорьева Н. (2012). Человечное, бесчеловечное: радикальная антропология в философии, литературе и кино конца 1920-х - 1950-х гг. Санкт-Петербург: Петрополис, 623. URL: https://www.directmedia.ru/book-272393-chelovechnoe-beschelovechnoe-radikalnaya-antropologiya-v-/ (Дата обращения 08.05.2024).
Зезюлько А. В. (2016). Судьбы техники глазами гуманитарной культуры: (философия, литература, кино). Москва: Директ-Медиа, 245.
URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446239 (дата обращения 08.05.2024).
Зоркая Н. М. (2014). История отечественного кино: XX век. Москва: Белый город, 512. URL: https://www.iprbookshop.ru/50280.html (дата обращения: 08.05.2024).
История литературы. Поэтика. Кино: сборник в честь Мариэтты Омаровны Чудаковой (2013) / редакторы-составители: Е. Лямина, О. Лекманов, А. Осповат. Москва: Новое издательство, 581. (Новые материалы и исследования по истории русской культуры. Вып. 09). URL: https://www.litres.ru/book/oleg-lekmanov/istoriya-literatury-poetika-kino-sbornik-v-chest-marietty-om-5000567/chitat-onlayn/ (Дата обращения 08.05.2024).
Колесникова С. М. (2021). Контекстные и семиотические способы репрезентации «русской души» в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Вестник Московского государственного областного университета. Серия. Русская филология, 3, 19-29. DOI: 10.18384/2310-7278-
2021-3-19-29
Мариевская Н. Е. (2015). Время в кино: монография. Москва: Прогресс-Традиция, 334. URL: https://www.litres.ru/book/n-e-marievskaya/vremya-v-kino-10423397/chitat-onlayn/ (Дата обращения 08.05.2024).
Шкодинский С. В., Кремер П., Туманов А. И. (2019). Значение коноиндустрии в формировании национальной идентичности. Ценности и смыслы, 3(61), 34-46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-kinoindustrii-v-formirovanii-natsionalnoi-identichnosti/viewer (Дата обращения 08.05.2024). DOI: 10.24411/2071-6427-2019-10067
Юсев А. (2016) Киноидеологос: опыт социополитической интерпретации кино / главный редактор И. А. Савкин. Санкт-Петербург: Алетейя, 272. URL:
https://lib.biblioclub.ru/?page=book&id=428378&razdel=10466 (Дата обращения 08.05.2024).
References
Averchenko A. T. (2018). Fokus velikogo kino [The focus of a great movie]. A dozen knives in the back of the revolution: satirical stories. Moscow: T8RUGRAM, 108-118. Available at: https://www.litres.ru/book/arkadiy-averchenko/fokus-velikogo-kino-616025/chitat-onlayn/ (accessed: 08.05.2024).
Golovnev I.A. (2018). Fenomen sovetskogo etnograficheskogo kino (Tvorchestvo A.A.Litvinova): monografiya [The phenomenon of Soviet ethnographic cinema (the work of A.A. Litvinov): monograph]. Moskva: IEA, 224. Available at: chrome-
extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/http://ethnofilm.ru/uploads/media/%D0%A4%D0% B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1% 81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0% B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0% B8%D0%BD%D0%BE (accessed: 08.05.2024).
Grigorieva N. (2012). Chelovechnoye, beschelovechnoye. Radikal'naya antropologiya v filosofii, literature i kino kontsa 1920-kh - 1950-kh gg. [Human, inhuman: radical anthropology in philosophy, literature and cinema of the late 1920s - 1950s] Saint-Petersburg: Petropolis, 623. Available at: https://www.directmedia.ru/book-272393-chelovechnoe-beschelovechnoe-radikalnaya-antropologiya-v-/ (accessed: 08.05.2024).
Zezyulko A.V. (2016). Sud'by tekhniki glazami gumanitarnoy kul'tury (filosofiya, literatura, kino) [The fate of technology through the eyes of humanitarian culture: (philosophy, literature, cinema)]. Moscow: Direkt-Media, 245. Available at: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446239 (accessed: 08.05.2024).
Zorkaya N.M. (2014). Istoriya otechestvennogo kino: XX vek [History of Russian cinema: 20th century]. Moscow: Belyy gorod, 512. Available at: https://www.iprbookshop.ru/50280.html (accessed: 08.05.2024).
Istoriya literatury. Poetika. Kino: Sbornik v chest' Marietty Omarovny Chudakovoy [History of literature. Poetics. Cinema: collection in honor of Marietta Omarovna Chudakova] (2013) / compiling editors: E. Lyamina, O. Lekmanov, A. Ospovat. Moscow: Novoye izdatel'stvo, 581. (Novyye materialy i issledovaniya po istorii russkoy kul'tury. Vyp. 8). Available at: https://www.litres.ru/book/oleg-lekmanov/istoriya-literatury-poetika-kino-sbornik-v-chest-marietty-om-5000567/chitat-onlayn/ (accessed: 08.05.2024).
Kolesnikova S.M. (2021). Kontekstnyye i semioticheskiye sposoby reprezentatsii «russkoy dushi» v romane F. M. Dostoyevskogo «Brat'ya Karamazovy» [Contextual and semiotic ways of representing the "Russian soul" in F. Dostoevsky's novel "The Brothers Karamazov"]. Bulletin of the Moscow region state university. Series. Russian phylology, 3, 19-29.
Mariyevskaya N. Ye. (2015). Vremya v kino: monografiya [Time at the cinema: a monograph]. Moscow: Progress-Traditsiya, 334. Available at: https://www.litres.ru/book/n-e-marievskaya/vremya-v-kino-10423397/chitat-onlayn/ (accessed: 08.05.2024).
Shkodinskiy S.V., Kremer P., Tumanov A.I. (2019.) Znacheniye konoindustrii v formirovanii natsional'noy ¡dentichnosti [The role of cinema in the formation of national identity]. Tsennostiismysly. Values and meanings, 3(61), 34-46. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7znachenie-kinoindustrii-v-formirovanii-natsionalnoi-identichnosti/viewer (accessed: 08.05.2024).
Yusev A. (2016) Kinoideologos: opyt sotsiopoliticheskoy interpretatsii kino [Kinoideologos: experience of sociopolitical interpretation of cinema] / editor-in-chief I. A. Savkin. Saint-Petersburg: Aleteyya, 272. Available at: https://lib.biblioclub.ru/?page=book&id=428378&razdel=10466 (accessed: 08.05.2024).
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 30.04.2024. Принята к публикации 15.07.2024.
Об авторах
Колесникова Светлана Михайловна — доктор филологических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет; ORCID: 0000-0002-8640-097; sm.Kolesnikova@mpgu.su; asya28@list.ru
Колесникова Василина Витальевна - учащийся, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 338 имени Героя Советского Союза А. Ф. Авдеева" (ГБОУ «Школа №338»); ORCID: 0009-0007-8473-582Х; vasilina.1404@mail.ru
Kolesnikova S. M., Kolesnikova V. V.
THE ROLE OF CINEMATOGRAPHY IN THE FORMATION OF CULTURAL IDENTITY:
HISTORY, TRADITIONS AND VALUES
Abstract: The present article is of an integrative nature and is devoted to considering the issues of film history, linguoculturology and intercultural communication, as well as the definition and preservation of national and cultural identity. Cultural identity is understood as a multifaceted phenomenon that unites language, religion, history, geography and social aspects, forming a sense of belonging to one's roots, and serves as a basis for mutual understanding and dialog between different peoples. An important instrument of dialog and mutual understanding between different cultures is cinema, which contributes to the preservation and dissemination of cultural heritage, passing it from generation to generation, as it reflects the daily life, customs, traditions and values of different peoples (from family values to the highest spiritual and moral attitudes that permeate all spheres of artistic creation). It has been established that the history of Hollywood and Russian cinema is closely intertwined, demonstrating, on the one hand, different traditions, on the other hand, their mutual influence and mutual enrichment; cultural identity is manifested in social interactions and customs, national symbols, themes and plots that reflect a unique social structure and norms of behavior.
Keywords: cinematography, cultural identity, history, traditions, values, national symbols.
For citation: Kolesnikova S. M., Kolesnikova V. V. The role of cinematography in the formation of cultural identity: history, traditions and values. Memoirs of NovSU, 2024, 3(54), 420-430. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).420-430