Научная статья на тему 'Роль Казанского губернского отдела по делам музеев в формировании художественных собраний музеев Чувашской и Марийской республик в 1920-е гг.'

Роль Казанского губернского отдела по делам музеев в формировании художественных собраний музеев Чувашской и Марийской республик в 1920-е гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музейное строительство / собирательская деятельность / художественные коллекции / национализация / государственные закупки произведений искусства / Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства / старины и природы / Народный комиссариат просвещения ТАССР. / Museum construction / collecting activity / art collections / nationalization / state procurement of works of art / Department for Museum Affairs and Protection of Monuments of Art / Antiquities and Nature / the People’s Commissariat for Education of the Tatar ASSR.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герасимова Наталья Владимировна

В данной статье анализируются и вводятся в научный оборот документы Народного комиссариата просвещения ТАССР за 1920-1926 гг., хранящиеся в фондах Государственного архива Республики Татарстан, материалы фондов отделов народного образования Чебоксарского и Цивильского советов и Чувашского национального музея, находящиеся в Государственном историческом архиве Чувашской республики, а также документального фонда МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс» с целью проследить процесс формирования художественных коллекций кантоных музеев Казанской губернии, созданных в начале 1920 х гг. на территории современных Чувашской и Марийской республик. Основным итогом исследования стало выявление определяющей роли Казанского отдела по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы в данных процессах, заключавшейся не только в открытии музеев, но и в определении основных направлений развития собирательской деятельности музеев, среди которых важнейшими стали искусство Татарстана и современное отечес­твенное искусство. Кроме того были выявлены основные источники формирования указанных коллекций – произведения из национализированных частных коллекций, Государственного музейного фонда, а также произведения, закупленные напрямую у художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Kazan Provincial Department for Museum Affairs in formation of art collections in the Chuvash and Mari El republics in the 1920s

The present article analyzes and introduces into scientific circulation the documents of the People's Commissariat for Education of the Tatar ASSR for 1920-1926 kept in the fonds of the State Archive of the Republic of Tatarstan, the documents from the fonds of the Departments of National Education of Cheboksary and Tsivilsk Councils and the Chuvash National Museum kept in the State Historical Archive of the Chuvash Republic and the documentary fund of the Kozmodemyansk Cultural and Historical Museum Complex in order to trace back the formation process of the art collections of cantonal museums of Kazan province established in the territory of the present-day Chuvash and Mari El republics in the early 1920s. The main result of the research is the identification of the decisive role of the Department for Museum Affairs and Protection of Monuments of Art, Antiquities and Nature in these processes, which consisted in both opening of museums and defining the main directions of the development of museums’ collecting activities, including the most important ones – the art of Tatarstan and contemporary domestic art. Besides, the author identified the main sources of the formation of these collections, which are works from nationalized private collections, the State Museum Fund, as well as works purchased directly from artists.

Текст научной работы на тему «Роль Казанского губернского отдела по делам музеев в формировании художественных собраний музеев Чувашской и Марийской республик в 1920-е гг.»

Аннотация

В данной статье анализируются и вводятся в научный оборот документы Народного комиссариата просвещения ТАССР за 1920-1926 гг., хранящиеся в фондах Государственного архива Республики Татарстан, материалы фондов отделов народного образования Чебоксарского и Цивильского советов и Чувашского национального музея, находящиеся в Государственном историческом архиве Чувашской республики, а также документального фонда МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс» с целью проследить процесс формирования художественных коллекций кантоных музеев Казанской губернии, созданных в начале 1920-х гг. на территории современных Чувашской и Марийской республик. Основным итогом исследования стало выявление определяющей роли Казанского отдела по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы в данных процессах, заключавшейся не только в открытии музеев, но и в определении основных направлений развития собирательской деятельности музеев, среди которых важнейшими стали искусство Татарстана и современное отечественное искусство. Кроме того были выявлены основные источники формирования указанных коллекций -произведения из национализированных частных коллекций, Государственного музейного фонда, а также произведения, закупленные напрямую у художников.

Abstract

The present article analyzes and introduces into scientific circulation the documents of the People's Commissariat for Education of the Tatar ASSR for 1920-1926 kept in the fonds of the State Archive of the Republic of Tatarstan, the documents from the fonds of the Departments of National Education of Cheboksary and Tsivilsk Councils and the Chuvash National Museum kept in the State Historical Archive ofthe Chuvash Republic and the documentary fund of the Kozmodemyansk Cultural and Historical Museum Complex in order to trace back the formation process of the art collections of cantonal museums of Kazan province established in the territory ofthe present-day Chuvash and Mari El republics in the early 1920s. The main result of the research is the identification of the decisive role of the Department for Museum Affairs and Protection ofMonuments of Art, Antiquities and Nature in these processes, which consisted in both opening of museums and defining the main directions ofthe development of museums' collecting activities, including the most important ones - the art of Tatarstan and contemporary domestic art. Besides, the author identified the main sources ofthe formation of

Роль Казанского губернского отдела по делам

музеев в формировании художественных собраний музеев Чувашской и Марийской республик в 1920-е гг.

Н. В. Герасимова,

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

The role of the Kazan Provincial Department for Museum Affairs in formation of art collections in the Chuvash and Mari £1 republics in the 1920s

N. V. Gerasimova,

G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art, the Academy of Sciences ofthe Republic of Tatarstan, Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation

these collections, which are works from nationalized private collections, the State Museum Fund, as well as works purchased directly from artists.

Ключевые слова

Музейное строительство, собирательская деятельность, художественные коллекции, национализация, государственные закупки произведений искусства, Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы» Народный комиссариат просвещения ТАССР.

Keywords

Museum construction, collecting activity, art collections, nationalization, state procurement of works of art, Department for Museum Affairs and Protection of Monuments of Art, Antiquities and Nature, the Peoples Commissariat for Education of the Tatar ASSR.

В последнее десятилетие возрос интерес к теме перераспределения художественных ценностей в период национализации и создания музейной системы Советской России, что объясняется необходимостью проведения научных исследований современных музеев по вопросам формирования своих коллекций, для реализации поставленной перед ними задачи создания Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации. Некоторые вопросы формирования музейных художественных коллекций Казанской губернии послереволюционного периода и ТАССР 1920-х гг. рассмотрены в трудах П. М. Дульского1, Г. А. Могильниковой2, К. Р. Синицыной3,0. Л. %емновой4,0. Г. Вербиной5.

В Советской России открытие музеев и формирование их коллекций впервые в истории страны начинает инициироваться и контролироваться государством. Уже в мае 1918 г. при Народном комиссариате просвещения (НКП) создается Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, с подчиненными ему губернскими подотделами. В Казанской губернии данный подотдел был организован в августе 1919 г.6 В настоящей публикации внимание будет сосредоточено на реализации одной из поставленных перед подотделом задач - открытии музеев в уездных городах Казанской губернии7. Мы рассмотрим музеи, созданные на территориях, которые после учреждения ТАССР в мае 1920 г. были отторгнуты, а позднее вошли в состав Чувашской и Марийской республик. Таким образом, исследование позволит выявить роль казанских органов управления музейным делом в формировании художественных коллекций Цивильского, Козьмодемьянского, Краснококшайского и Чебоксарского музеев.

В начале 1920-х гг. экспонаты в музейные художественные коллекции поступали из нескольких источников. В первую очередь их распределяли из созданного в 1919 г. при Казанском музейном подотделе губернского музейного фонда, который аккумулировал национализированные или изъятые из оставленных хозяевами квартир и усадеб художественные ценности8. Вторым источником явился созданный в 1918 г., с целью хранения, инвентаризации и перераспределения ценностей между музеями страны, Государственный музейный фонд. Его составили коллекции дореволюционных музеев, дополненные произведениями искусства, национализированными из царских дворцов, частныхусадеб, квартир, церквей, монастырей и других учреждений. Третьим источником стали закупки, производимые сотрудниками местных музеев.

Цивильский педагогический музей был учрежден в 1913 г. и представлял собой музей наглядныхпособий для школы9. Осенью 1919 г. он был передан в ведение Казанского подотдела по делам музеев10. Заведующим стал студент Казанского университета Андрей Васильевич Васильев (1895-?)11. При поддержке Казанского подотдела, как сообщается в отчете музея, в Казанском губернском музее было приобретено 18 репродукций картин -«Боярин» К. Е. Маковского, «Вечером» преподавателя Казанской учительской семинарии А. И. Пиотровского и др.12 Однако, вероятнее, что данные произведения поступили в Цивильск не из коллекции казанского музея, а из Губернского музейного фонда,

подтверждением чему служит отчет заместителя председателя Казанского подотдела по делам музеев П. М. Дульского за 1919 г., в котором указано, что из «Губернского музейного фонда были отправлены... в Цивильск -18 картин13». Эти и доставшиеся «по наследству» от помещичьих салонов»14 репродукции, а также портреты местных общественных деятелей15, образовали в музее небольшой художественный отдел, или «картинную галерею»16. По оценке заведующего, музей занимал «сравнительно хорошее для небольшого города здание, двухэтажное, деревянное, светлое, сухое, помещаясь вместе с библиотекой и при ней читальней. Собственно под музей отведены 3 комнаты: большой зал 7,5 х 9 аршин, угловая комната 6 х 7,5 арш [ин] и соседняя 6x9 аршин, при высоте комнат 4 арш[ина] 17>>. Иную характеристику далБ. Н. Вишневский18, посетивший музей летом 1920 г. По словам исследователя, музей располагался в «старом, плохом, чуть не покосившемся на бок здании, одноэтажном, если не считать подвального этажа... музей занимает три комнаты... Третья комната - маленькая и неудачная в смысле освещения (узкая и глубокая) - заполнена самым разнообразным материалом: здесь и отдел искусства - целый ряд картин из Казанского музейного фонда, картины местных художников, среди которых портрет одного из городских голов19».

В августе 1920 г., после учреждения Чувашской автономной области музей был передан Чувашскому областному подотделу искусств20, по решению которого уже в августе 1921 г. из Цивильского музея для пополнения фондов Центрального чувашского музея «были отобраны 5-6 картин, написанных маслом»21.

Центральный чувашский музей в г. Чебоксары, согласно документам Государственного исторического архива Чувашской Республики, открылся 12 февраля 1921 г.22 Однако уже летом 1920 г. в Чебоксары приезжал инспектор Казанского музейного подотдела Б. Н. Вишневский, для оценки состояния краеведческого музея, среди экспонатов которого инспектор отметил и коллекцию произведений искусства. Тогда музей занимал две комнаты в доме Ефремовых на Благовещенской улице (Карла Маркса)23. Кроме того, в «Отчете о работе за 1919 год» П. М. Дульского содержатся сведения о том, что из Казанского губернского музейного фонда в дар Чебоксарскому музею были отправлены 16 «картин»24. К сожалению, П. М. Дульский не указывает ни авторов, ни названий художественных произведений. Информацию отчета подтверждает и несколько конкретизирует Б. Н. Вишневский, отмечая, что стена одной из комнат музея «занята "картинной галереей" из картин большею частью казанских художников, переданных Казанским музейным фондом»25. Однако ни в архивах Чувашского музея, ни в трудах ученых нам не удалось обнаружить информацию о данных дарах и их дальнейшей судьбе. Ссылаясь на «Опись предметов, находящихся в Центральном музее в день открытия его -12 февраля 1921 года26», Л. Г. Макарова пишет, что основу собрания составили 11 произведений, подаренных Казанским музеем27, кроме того несколько произведений были закуплены при участии заведующего музеем Селькредитпромсоюза, коллекционера Г. М. Залкинда, имелись и дары частных лиц28. Однако, видится, что составители данного списка ошибочно приписали Казанскому музею дар, преподнесенный Казанским подотделом по делам музеев. Доказательством данного факта может служить указание о том, что одна из работ -«Гадалка» - была найдена в Казани, в доме Гоголя, переданные вазы были вывезены из имения Жомини, а как известно, национализацией предметов искусства занимались не музеи, а специальные уполномоченные государством органы. В Казанской губернии это был Подотдел по делам музеев и охране памятников. В то же время в «Описи...» указаны лишь 11 подаренныхпроизведений, из чего следует, что 5 из 16 подаренных картин к 1921 г. были уже утрачены.

Указанные в Описи 15 произведений искусства: живопись, рисунок, олеография и предметы декоративно-прикладного искусства западноевропейских и российских художников - отражают основные направления коллекционирования музея

того времени. В этом списке выделяется полотно Н. И. Фешина «Осень», что свидетельствует о начале формирования в музее коллекции местных мастеров.

На этом фоне ярко выделяется коллекция уездного Козьмодемьянского центрального музея, основанного в 1918 г.29, а открытого 7 сентября 1919 г.30 Большую роль в его создании сыграл А. В. Григорьев - художник и «местный представитель Казанского подотдела по делам музеев»31.

Характеристику музею дал А. М. Миронов, посетивший с инспекцией Козьмодемьянск в 1919 г. Согласно данному документу, «Музей Козьмодемьянский уездный при уездном отделе нар [одного] просвещения]... состоит из маленькой картинной галереи и отделений учебно-вспомогательных по естествоведению, этнографии и географии и др. Главную часть картинной галереи составляют картины казанских художников П. А. Радимова и Г. А. Медведева, воспроизводящие жизнь и природу Козьмодемьянского уезда, кроме того маслян[ые] портреты наркомпросв [ещения] Луначарского, работы местного художника А. В. Григорьева, несколько гравюр и др. Мною, как членом подотдела, была найдена, определена и очищена большая картина масл[яной] кр[аской] французского художника начала XIX ст[олетия] - лежащая Венера с амурами... Будут приняты меры к тому, чтобы в ближайшем будущем это отделение искусств было пополнено еще другими произведениями, о чем мною даны указания заведующим этим отделом лицам»32.

Более точно источники комплектования музея представлены в каталоге проведенной в 1920 г. «Первой Козьмодемьянской выставки картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.»33. Составители указывают, что основой коллекции явились экспонаты Казанской передвижной выставки 1918 г., произведения из фондов Казанского губернского музея, а также из частного собрания А. Ф. Мантеля, закупки с «Первой государственной выставки искусства и науки» в Казани, у казанских, московских и местных художников34.

Таким образом, основой музейной художественной коллекции явились 40 экспонатов оставшейся в Козьмодемьянске, ввиду захвата Казани войсками А. В. Колчака, Волжско-Камской передвижной выставки 1918 г., представлявшие собой произведения казанских художников35. Вторым путем пополнения коллекции явилась национализация, на что указал А. М. Миронов. Третьим источником послужил Музейный фонд Казанской губернии, откуда в Козьмодемьянскв марте 1920 г. были отправлены «картины и скульптура в пяти ящиках»36. Несмотря на то что список переданных произведений не сохранился, Т. В. Киреева на основе изучения коллекции составила перечень произведений, которые, возможно, поступили из губернского музейного фонда37. По ее мнению, эту подборку составили работы европейских художников (Вивенот, Фромантен Э. и др.), а также российских мастеров XIX -начала XX в. (мастер школы К. П. Брюллова Ю. Ю. Клевер и др.)38. Согласившись с данным списком, отметим, однако, что из Музейного фонда Казанской губернии художественные произведения поступали дважды. Первый акт передачи состоялся еще в 1919 г., о чем свидетельствует «Отчет о работе за 1919 год» П. М. Дульского, сообщающий, что в Козьмодемьянский музей из губернского музейного фонда были отправлены 10 картин39.

Ценные экспонаты удалось приобрести музею и путем закупок. Таким путем в 1920 г. в музей поступили приобретенные за 40 тысяч рублей картины и рисунки художников конца XIX - начала XX в., преимущественно представителей объединения «Мир искусства», из коллекции казанского собирателя А. Ф. Мантеля. Это были «один пейзаж Жуковского, этюды С. Колесникова, Шильдера и Кокорева, графики - Лукомского, Лансере, Митрохина, Нарбута, Чемберс-Билибиной»40. Восстановить список закупленных экспонатов удалось О. Л. З^емновой41. В июле 1920 г. Козьмодемьянский отдел народного образования выделил 335 тысяч рублей на закупку художественных произведений с проводившейся в Казани «Первой государственной выставки»42. С данной выставки были приобретены полотна казанских художников Г. А. Медведева, П. А. и В. Л Радимовых и др., а также московского живописца И. Э. Грабаря. Закупались и произведения у отдельных казанских

художников. Так, по свидетельству Т. В. Киреевой, были закуплены работы Г. А. Медведева,

A. Г. Платуновой, П. А. Радимова, Н. И. Фешина и др.43 Не менее важными были закупки работ местныххудожников - А. В. Григорьева, Н. Ф. Нейгебауэра и др.

Особо отметим, что Козьмодемьянский музей, единственный из уездных в Казанской губернии, получил произведения из Государственного музейного фонда. Данный факт обусловлен, видимо, не только служебными, но и дружескими отношениями основателя музея А. В. Григорьева как с членами Казанского музейного подотдела, так и с заведующим музейным бюро Наркомпроса А. М. Родченко, с которым они вместе учились в Казанской художественной школе. Несмотря на то, что отправились эти работы в Козьмодемьянск через два дня после провозглашения ТАССР и отделения от нее Козьмодемьянского уезда -22 мая 1920 г., несомненно, что процесс организации данного акта передачи осуществлялся при участии Казанского музейного подотдела. Благодаря этому дару в Козьмодемьянский музей поступило 40 графических работ художников «Мира искусства» и новейших авангардных течений: М. А. Врубеля, В. В. Кандинского, С. В. Малютина, А. М. Родченко, Н. В. Синезубова, В. Ф. Степановой, В. Д. Фалилеева, А. В. Шевченко и др.44

Таким образом, Козьмодемьянскому музею удалось сформировать действительно системную и ценную коллекцию. В 1922 г. музей отправил отчет о работе в Казанскую музейную комиссию Согласно отчету, художественная коллекция музея в то время состояла из 305 произведений живописи, 11 - скульптуры, 197 - фарфора45. Основу коллекции живописи составляли произведения отечественного искусства, преимущественно пейзажи художников второй половины XIX - начала XIX в. Ср еди них выделяются работы мастеров школы К. П. Брюллова, а также произведения В. К. Бялыницкого-Бирули, И. Э. Грабаря, С. Ю. Жуковского, В. Д. Поленова и др. Имелось небольшое количество портретов, выполненных неизвестными мастерами. Новейшие течения в живописи и графике представляли беспредметные композиции В. В. Кандинского, И. Н. Пуни, А. М. Родченко и др. Сформировалась в музее и представительная коллекция пейзажей и жанровых композиций казанских художников: А. М Кокорева, Г. А. Медведева, П. А. Радимова, В. П. Соколова. Жемчужинами данной части собрания являлись 11 произведений Н. И. Фешина. Из местных художников выделялся Н. Ф. Нейгебауэр, предоставивший музею более 10 работ. Западноевропейское искусство было представлено незначительно - портретами и жанровыми сценами художников немецкой (УггешЛ, Гайзер) и французской (БготапИп) школ, а также произведениями неизвестных мастеров. Ядро не упомянутой в музейном отчете коллекции графики составляли 40 работ художников «Мира искусства» и новейших авангардных течений: М. А. Врубеля, В. В. Кандинского, С. В. Малютина, А. М. Родченко,

B. Ф. Степановой, В. Д. Фалилеева, Н. В. Синезубова, А. В. Шевченко. Искусство скульптуры представляли четыре барельефа Ф. П. Толстого на сюжеты «Одиссеи» Гомера.

Как сообщает сайт Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева, Центральный музей города Краснококшайска был открьгг после того, как 4 марта 1920 г. на заседании коллегии Краснококшайского уездного отдела народного образования было принято постановление «организовать Центральный музей в городе... и предложить педагогическому совету курсов и другим школам города принять участие в организации музея - сдачей своих небольших коллекций, сбором всевозможных этнографических материалов ... Финансирование музея принять на счёт Внешкольного подотдела»46. Однако отчет П. М. Дульского свидетельствует о том, что уже в 1919 г. из Казанского губернского музейного фонда в Краснококшайск были отправлены «15 картин»47. Соответственно, правомерно считать, что Казанский подотдел по делам музеев тоже со своей стороны способствовал открытию данного музея, и именно благодаря совместной с местными организациями деятельности, «с марта 1920 года в городе Краснококшайске на ул. Советской в доме № 32 (дом Суворова) Центральный музей был открьгг для всех посетителей»48. В упомянутом выше труде Б. Вишневского дана характеристика и данному музею - по свидетельству

исследователя, он располагался «в здании бывшей школы 1-й ступени на Советскойулице. Дом деревянный, одноэтажный, с мезонином. Музей в настоящее время занимает 4 комнаты (всех 5); в мезонине квартира заведующего»49. «Художественный отдел» оценен весьма критично: «Здесь беспорядочно висят картины, полученные из музейного фонда. Названий и этикеток не имеется. Темные картины повешены так, что свет на них падает очень плохо, одна картина рамой прикрывает другую, огромные гвозди портят и без того неважное впечатление от этого "художественного отдела"»50. Подобное состояние отдела объясняется, по-видимому тем, что возглавлял музей «агроном П. А. Зелецкий»51, гораздо больше уделявший внимания естественно-научному отделу. К сожалению, нам пока не удалось найти списка экспонатов, переданных в Краснококшайск, однако в Государственном архиве Республики Татарстан сохранился запрос от 28 июня 1922г., сделанный музейными сотрудниками в адрес Казанского музейного фонда: «не найдет ли подотдел по делам музеев возможным отпустить из фонда какие-либо экспонаты для Краснококшайского музея»52. Данный документ позволяет сделать вывод о том, что и после провозглашения Марийской республики музей продолжал поддерживать связи с одним из своих учредителей.

Таким образом, исследование позволило выявить значительный вклад Казанского губернского подотдела по делам музеев и охраны памятников в дело открытия музеев Чувашской и Марийской автономныхреспублик и формирования их художественных коллекций. Именно благодаря сотрудникам подотдела - искусствоведам П. М. Дульскому и А. М. Миронову - на десятилетия вперед были определены основные направления развития собирательской деятельности указанных музеев, такие как коллекции активно развивающегося местного искусства, а также современного отечественного искусства. Однако отметим, что формирование художественных коллекций данных музеев в 1919 - начале 1920 г. шло достаточно спорадически, что не позволяло решить поставленную государством задачу приобщения к художественной культуре широких народных масс в различных уголках страны. Среди изученных музеев лишь Козьмодемьянскому музею удалось сформировать по-настоящему ценную коллекцию Это произошло во многом благодаря тому, что при его формировании использовались три основных источника: ценная коллекция А. Ф. Мантеля, целенаправленно собиравшего произведения художников объединения «Мир искусства»; прямые закупки у современных отечественных и местных художников, в том числе с Первой государственной выставки искусства и науки, прошедшей в Казани в мае 1920 г.; поступления из Государственного музейного фонда.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Думский П. М. Новые приобретения художественного отдела Казанского Губернского музея // Казанский музейный вестник. -1920. - № 1-2. - С. 35-46.

2. Могильникова Г. А. История формирования коллекции русской живописи Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан // Русское искусство XVII - начала XX веков. Живопись: Каталог. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. - Казань: Кагап-Казань, 2005. - С. 9-15.

3. Синицына К. Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. - Казань: Кагап-Казань, 2002. - 280 с.

4. Улемнова О. Л. Татарстан республикасы дэулэт сынлы сэнгать музее тупланмасында илебезнец 19101920 еллар авангард сэнгате // Фэнни Татарстан. - 2017. - № 3. - Б. 150-156.

5. Вербина О. Г К истории формирования коллекции графики Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в 1920-е годы // Первые Казанские искусствоведческие чтения. Материалы научно практической конференции 10-12 сентября 2009 года. - Казань: Мир дизайна, 2011.-С. 10-18.

6. Подробно функции и состав Подотдела рассмотрен в статье: Герасимова Н. В. Государственная политика в области музейного строительства и ее реализация на примере художественных отделов музеев ТАССР в 1920-е гг. // Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. - 2018. - № 3. - С. 42-54.

7. Герасимова H. В. Указ. соч. - С. 45.

8. Первая государственная выставка искусств и науки в Казани: каталог. - Казань: Первая государственная типография, 1920. - С. 58-62.

9. Государственный исторический архив Чувашской республики (ГИА 4P), ф. Р-123, оп. 1, д. 23, л. 688 об.

10. ГИА 4P, ф. Р-151, оп. 1, д. 63, л. 7.

11. Гусаров Ю. В. Цивильский музей - первый музей Чувашии // Чувашский национальный музей. Люди. События. Факты. 1993-2000: Сб. статей. Вып. 4. - Ч. 2004. Электронный ресурс. Режим доступа: http://wwwxhmnuseum.ru/ffles/almanac2003/almanac2003_102.pdf (дата обращения: 25.08.2021).

12. ГИА 4P, ф. Р-123, оп. 1, д. 23, л. 688.

13. ГА РТ, ф. 271, оп. 1, д. 48, л. 167,167 об.

14. ГИА 4P, ф. Р-123, оп. 1, д. 23, л. 688.

15. Тамже,ф. Р-151, оп. 1, д. 33,л. 31 об.

16. Гусаров Ю. В. Указ. соч.

17. ГИА 4P, ф. Р-235, оп. 1. д. 3. л. 21.

18. Борис Николаевич Вишневский (13.06.1891-26.01.1965) - советский антрополог и археолог, географ, этнограф. Доктор географических наук. С1919 г. преподавал в Казанском университете и Северо-Восточном археологическом и этнографическом институте.

19. Вишневский Б. Н. По музеям Казанского края // Казанский музейный вестник. - 1920. - № 7-8. -С. 67-81.

20. Гусаров Ю. В. Указ. соч.

21. Там же.

22. ГИА 4P, ф. 235, оп. 1, д. 14, л. 7-8.

23. Вишневский Б. Н. Указ. соч. - С. 71-73.

24. ГА РТ, ф. Р-271, оп. 1, д. 48, л. 167 об.

25. Вишневский Б. Н. Указ. соч. -С. 72.

26. ГИА 4P, ф. 235, оп. 1, д. 14, л. 7-8.

27. Макарова А. Г История 4увашского государственного художественного музея и его коллекций // Художественный музей и культура. - 4ебоксары, 2001. - С. 7.

28. ГИА 4P, ф. 235, оп. 1, д. 14, л. 7-8.

29. ГА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 491, л. 51.

30. Там же, ф. Р-271, оп. 1, д. 48, л. 83.

31. Официальный отдел. Казанский край // Казанский музейный вестник. -1920. - № 7-8. - С. 118.

32. ГА РТ, ф. Р-271, оп. 1, д. 48, л. 84 об.

33. Первая Козмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.: каталог / Авт. вступ. ст. А. В. Григорьев. - Козмодемьянск: Гос. тип., 1920. - 31 с.

34. Первая Козмодемьянская выставка картин...-С. 4.

35. Киреева Т. В. Проблемы формирования «золотого фонда» художественной коллекции Козьмо-демьянского художественно-исторического музея им. А. В. Григорьева. Поступление живописи и графики (1919-1925 гг.). 4асть 1. Предпосылки создания в 1919 г. в Козьмодемьянске музея с художественным отделом. Первое поступление произведений искусства // Официальный сайт МУ «Козьмодемьянским культурно-исторический музейный комплекс». Электронный ресурс Режим доступа: http://www.Iaiikmuzey.ru/ 100lethim/4687 (дата обращения: 04.12.2019).

36. ГА РТ, ф. Р-271, оп. 1, д. 163, л. 202.

37. Киреева Т. В. Указ. соч. Часть 2. Поступления живописи и графики в период с сентября 1919 г. до ноября 1920 г. // Официальный сайт МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс». Электронный ресурс. Режим доступа: http: //wwwJcmkmuzey.ru/1 OOlethim/4708 (дата обращения: 04.12.2019).

38. Там же.

39. ГА РТ, ф. Р-271, оп. 1, д. 48, л. 167.

40. Там же, л. 211.

41. Улемнова О. А. Художественная коллекция А Ф. Мантеля в музеях Поволжья: опьгг реконструкции // Обсерватория культуры. - 2019. - № 4. - С. 395-397.

42. «Отчет в употреблении аванса, полученного от Козьмодемьянского Уездного Отдела по Просвещению на расходы по закупке картин и скульптуры Казанских художников и скульпторов т. А. В. Григорьевым для Козьмодемьянского Уездного Музея // Козьмодемьянский художественно-исторический музей. Документальный фонд.

43. Киреева Т. В. Указ. соч. Часть 2...

44. Список рисунков и гравюр № 22, отданных из Государственного художественного фонда Отдела изобразительных искусств Наркомпроса для пополнения Музея в г. Козьмодемьянске // Козьмодемьянским культурно-исторический музейный комплекс. Документальный фонд.

45. ГА РТ, ф. Р-3682, on. 1, д. 313, л. 54.

46. История Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева. Электронный ресурс. Режим доступа: http://wwwiumus.ra/article/287 (дата обращения: 05.09.2021).

47. ГА РТ, ф. 271, on. 1, д. 48, л. 167 об.

48. История Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева...

49. Вишневский Б. Н. Указ. соч. - С. 68.

50. Там же.

51. История Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева...

52. ГАРТ, ф.Р-3682, оп.1,д. 313,л. 51.

Список литературы

Герасимова Н. В. Государственная политика в области музейного строительства и ее реализация на примере художественных отделов музеев ТАССР в 1920-е гг. // Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. - 2018. - № 3. - С. 42-54.

Синицына К. Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. - Казань: Кагап-Казань, 2002. - 280 с.

Улемнова О. Л. Художественная коллекция А Ф. Мантеля в музеях Поволжья: опыт реконструкции // Обсерватория культуры. - 2019. - № 4. - С. 386-405.

References

Gerasimova N. V Gosudarstvennaya politika v oblasti muzeynogo stroitelstva i ее recdizatsiya na primere hudozhestvermyh otdelov muzeev TASSR v 1920-e gody [The state museum construction policy and its implementation: the case of art departments ofthe Tatar ASSRmuseums in the 1920s.].IN: Gasyrlaravazy-Eho vekov Echo of centuries, 2018, no. 3, pp. 42-54.

Sinitsyna К R Polveka muzeev Kazani i Tatarii. Ocherkiistorii1917-1967godov [Haifa century ofmuseums in Kazan and Tatarstan. Essays on the history of1917-1967]. Kazan, Kazan-Kazan pubL, 2002,280 p.

Ulemnova O. L Hudozhestvennaya kolkktsiya A F. Mantelya v muzeyah Povolzhya: opyt rekonstruktsii [The art collection ofAE Mantel in the museums of the Volga region: the experience of reconstruction]. IN: Observatoriya hdtury [Observatory of culture], 2019, no. 4, pp. 386-405.

Сведения об авторе

Герасимова Наталья Владимировна, кандидат искусствоведения, научный сотрудник отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ, e-mail: natal-040183@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the author

Natalya V. Gerasimova, Candidate of Art History Science, Researcher at Department of Fine and Decorative Arts, G. Ibragimov Institute ofLanguage, Literature and Art, the Academy of Sciences ofthe Republic of Tatarstan, e-mail: natal-040183@mail.ru

В редакцию статья поступила 21.01.2022, опубликована:

Герасимова Н. В. Роль Казанского губернского отдела по делам музеев в формировании художественных собраний музеев Чувашской и Марийской республик в 1920-е гг. // Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. - 2022. - № 3. - С. 74-81.

Submitted on 21.01.2022, published:

Gerasimova N. V Rol Kazanskogo gubemskogo otdda po ddam muzeev v formirwanii hudozhestvermyh sobraniy muzeev Chuvashskoy i Mariyskoy respublik v 1920-e gg. [The role of the Kazan Provincial Department for Museum Aflairs in formation of art collections in the Chuvash and Mari El republics in the 1920s.].IN: Gasyrbravazy-Eho vekov [Echo of centuries], 2022, no. 3, pp. 74-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.