Научная статья на тему 'Роль кадрового обеспечения функционирования Российской экономики'

Роль кадрового обеспечения функционирования Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / КАДРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ / СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ / КАДРЫ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ / STATE''S ROLE IN STAFF TRAINING / HISTORICAL PRECEDENTS OF STAFF TRAINING / PERSONNEL AND TECHNOLOGY / SYSTEM OF TRAINING / HUMAN RESOURCES AND TECHNOLOGICAL PROGRESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алёхина Ольга Фёдоровна, Грибков Михаил Владимирович, Удалов Фёдор Егорович

В статье рассматривается роль кадрового фактора в развитии экономического комплекса нашей страны в ретроспективном, современном и перспективном подходах. Оцениваются существовавшие системы подготовки кадров, учитывающие насущные потребности развития отечественной экономики. Приводятся формы подготовки рабочих кадров и кадров инженерно-технических работников. Дается анализ прав и обязанностей как самих работников, так и государственных структур и руководящего персонала промышленных и других предприятий. Констатируется, что темпы научно-технического прогресса требуют повышения качества подготовки персонала, что не может быть совместимо с сокращением времени на этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алёхина Ольга Фёдоровна, Грибков Михаил Владимирович, Удалов Фёдор Егорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF STAFF TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY

The paper examines the role of human resource factor in the development of the Russian economy from retrospective, modern and future perspectives. The authors give their assessment of the past systems of staff training that took into account urgent needs of the national economy; discuss ways to train staff engineers and technical workers; and analyze the rights and responsibilities of both workers and state and management of industrial and other enterprises. It is stated that the pace of scientific and technological progress requires improving the quality of staff training that is not compatible with the reduction of time for training.

Текст научной работы на тему «Роль кадрового обеспечения функционирования Российской экономики»

udalov@ef.unn.ru Ольга Фёдоровна Алёхина,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент и государственное управление», Институт экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета

им. Н.И. Лобачевского

Михаил Владимирович Грибков,

доктор экономических наук, профессор кафедры ««Экономика сельского хозяйства», Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Фёдор Егорович Удалов,

доктор экономических наук, профессор кафедры ««Менеджмент и государственное управление», Институт экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета УДК 331.108 им. Н.И. Лобачевского

РОЛЬ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье рассматривается роль кадрового фактора в развитии экономического комплекса нашей страны в ретроспективном, современном и перспективном подходах. Оцениваются существовавшие системы подготовки кадров, учитывающие насущные потребности развития отечественной экономики. Приводятся формы подготовки рабочих кадров и кадров инженерно-технических работников. Дается анализ прав и обязанностей как самих работников, так и государственных структур и руководящего персонала промышленных и других предприятий. Констатируется, что темпы научно-технического прогресса требуют повышения качества подготовки персонала, что не может быть совместимо с сокращением времени на этот процесс.

Ключевые слова: исторические прецеденты подготовки кадров, кадры и технология, системы подготовки, кадры и научно-технический прогресс, роль государства в подготовке кадров.

O.F. Alekhina, M.V. Gribkov, F.Ye. Udalov

ROLE OF STAFF TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY

The paper examines the role of human resource factor in the development of the Russian economy from retrospective, modern and future perspectives. The authors give their assessment of the past systems of staff training that took into account urgent needs of the national economy; discuss ways to train staff engineers and technical workers; and analyze the rights and responsibilities of both workers and state and management of industrial and other enterprises. It is stated that the pace of scientific and technological progress requires improving the quality of staff training that is not compatible with the reduction of time for training.

Keywords: historical precedents of staff training, personnel and technology, system of training, human resources and technological progress, state's role in staff training.

30-е гг. ушедшего века справедливо характеризуются для народнохозяйственного комплекса нашей страны как период мощного подъема практически всех отраслей промышленности.

Страна в условиях далеко не дружественного, главным образом из-за идеологической несовместимости с развитым зарубежьем, окружения искала пути и возможности занять подобающее ей место в мировой табели о рангах. И было предельно ясно, что рассчитывать на какую-либо значимую зарубежную поддержку, связанную с наращиванием реальных и потенциальных возможностей в первую очередь промышленных отраслей машиностроительного профиля, можно было лишь в тех случаях, когда эта поддержка либо не противоречила (по крайней мере в оперативном и тактическом аспектах) интересам зарубежья, либо она не была связана с высокими (естественно, в оценках того периода) технологиями, позволяющими сформировать многоотраслевое машиностроительное производство, позволяющее в перспективе обеспечить соответствующий уровень обороноспособности, во-первых, и занять значимое место на мировых рынках, во-вторых.

Концептуальная ретроспективная оценка того периода позволяет сделать вывод, что ценой максимального напряжения стране удалось сформировать мощный многоотраслевой промышленный машиностроительный комплекс, позволивший обеспечить достаточно высокий оборонный потенциал, предопределивший как победу в Великой Отечественной войне, так и последующие процессы восстановления и развития страны.

Один из лозунгов того периода утверждал, что техника без людей мертва, а техника вместе с людьми, овладевшими ею, может и должна творить чудеса. Это означало, что приобретение зарубежного оборудования и технологий, необходимых для подъема промышленного потенциала, должно было сопровождаться подготовкой национальных кадров, поскольку только в этом случае может быть получен должный эффект в наращивании интегрального промышленного потенциала.

В этом плане, т.е. в необходимости увязки двух вышеуказанных целей, следует сослаться и на далекие исторические прецеденты.

Так, Петр I, изучая опыт постройки судов в Голландии, сам работал топором, как простой плотник, на судостроительных верфях. Кроме того, он привлекал зарубежных мастеров судостроительного дела в Россию, посылал

российских специалистов в Голландию осваивать передовой опыт судостроения.

В аспекте концептуальной оценки деятельности Петра I как личности существует точка зрения, что именно его чрезвычайная личная, в том числе и физически напряженная, деятельность повлияла на столь короткое царствование и жизненный путь. Но за этот период он превратил Россию в большую морскую державу, занявшую одно из ведущих мест в мире.

Рассматривая 30-е гг. ХХ столетия как период подъема промышленного и кадрового потенциала нашей страны, следует отметить, что иностранные государства не имели большого желания при возведении у нас промышленных предприятий раскрывать тонкости технологических процессов, особенно когда речь шла о технологиях высокого уровня. В подтверждение этого приведем фрагмент передачи технологии изготовления корабельных корпусов в 1930-е гг. [2]. Эти корпуса изготавливались в нашей стране с помощью клепки. По прочности они не уступали прочности корпусов, изготавливаемых с помощью сварки. Однако производительность труда сварщиков была значительно выше производительности клепальщиков. Одной из целей привлечения американских сварщиков была передача опыта сварки советским рабочим. Делали это американцы весьма неохотно, нередко сопровождая этот процесс фразой: «Русский сварка нет, русский - клепка».

В определенной доле проектируя вышесказанное на современную кадровую ситуацию в России, следует отметить, что нам сейчас навязывают производственные процессы с так называемой «обезьяньей технологией», когда все сложные наукоемкие и трудоемкие процессы с высоким уровнем «добавленной стоимости» реализуются за рубежом, а к нам ввозят готовую в этом плане продукцию для интегральной «гаечной сборки», требующей фактически лишь способности держать в руках простейший слесарный инструмент или пульт подъемно-транспортного механизма.

Приведем пример современной ситуации в автопромышленности России [1, с. 62 - 63]. Категории производителей автомобилей, полностью построенных в России, соответствует только ВАЗ, занимающий 23% автомобильного рынка. Однако и он недавно перешел под контроль альянса Renault - Nissan. И в этой связи остается неясным, сохранится ли в Тольятти мощный инжиниринговый центр или он будет закрыт, а завод превратится в сборочную площадку слегка перелицованной

Dacia Logan MCV, разработанной Renault и давно выпускаемой в Румынии.

Если рассматривать уровень локализации автомобильного производства, т.е. показатель, характеризующий производство деталей, узлов и в целом автомобилей, ориентированных на отечественных производителей, то 100%-ная локализация в настоящее время существует только у АвтоВАЗа, но и она может резко снизиться, если будет ликвидирован инжиниринговый центр. Остальные автозаводы в России фактически работают в режиме скрытого импорта [1, с. 63]. А отсюда и низкая планка квалификационных требований к производственному персоналу.

Если же давать интегральную оценку кадровой политики 1930-х гг., то она явно не была и не могла быть ориентированной только на зарубежную помощь по причине уже чисто идеологической несовместимости, а предусматривала подготовку советских специалистов через сеть соответствующих учебных заведений различного иерархического уровня. И это привело к тому, что к концу 1930-х гг. в СССР был сформирован мощный промышленный комплекс с высоким кадровым потенциалом рабочих и инженерно-технических работников.

Во второй половине 1940-х гг. кадровая проблема вновь заявила о себе во всей полноте, поскольку страна потеряла миллионы дееспособного мужского населения и получила чрезвычайно ослабленное в количественно-возрастном аспекте поколение. Необходимость быстрого решения этой проблемы требовала и сложившаяся международная обстановка - объявление нашей стране так называемой холодной войны после известной речи У. Черчилля в Фултоне в 1948 г. и мощного атомного шантажа со стороны США.

В этот период лозунг « Кадры решают все!» приобрел не меньшую актуальность, чем в 1930-е гг., так как если раньше в этом плане наша страна могла рассчитывать на пусть и ограниченную, но определенную зарубежную помощь, то в послевоенный период на эту помощь нельзя было рассчитывать в принципе.

Что касается подготовки рабочих кадров, то эта проблема, начиная еще с периода войны, решалась через шестимесячную систему фабрично-заводского обучения (ФЗО) и систему ремесленных училищ, ориентированных, как правило, на потребности конкретных отраслей и промышленных предприятий. И та, и другая системы полностью находились на бюджетном обеспечении, а выпускникам сразу предоставлялись рабочие места. Причем они обязаны были отработать определенное время на конкретном предприятии без права добровольного увольнения. С позиции сегодняшнего дня это ущемление демократических прав. Но демократия хороша там, где она не идет в разрез с интегральными интересами страны. Если, образно говоря, тебе государство дало в долг, то он должен быть возвращен.

Что касается подготовки инженерно-технических работников, то этот процесс реализовывался через функционирующую систему техникумов и вузов, профессиональный контингент и численность обучаемых в которых регламентировались выдаваемыми этим государственным учреждением планами приемов, учитывающими интегральные потребности народного хозяйства страны и гарантирующими трудоустройство выпускников в соответствующих организациях по их заявкам.

Реальный процесс трудоустройства регламентировался распределением выпускников на конкретные

предприятия. Следует отметить, что каждое предприятие имело индивидуальную значимость (привлекательность) в глазах выпускников. Это стимулировало выпускников хорошо учиться, получать более высокие оценки в процессе обучения, так как при распределении очередность выбора выпускниками будущего места работы зависела от результатов (среднего балла) обучения за весь период.

Окончившие учебное заведение и приступившие к работе в соответствии с полученными направлениями имели вполне определенную кадровую защищенность, т.е. в течение времени, когда они по закону считались молодыми специалистами и проходили период адаптации к практической деятельности, их не имели права уволить.

Кроме того, выпускники были обязаны своевременно приступить к работе на соответствующем предприятии. Это исключало роль вольноопределяющихся, что, кстати, в настоящее время характерно и для специалистов, получивших образование даже за счет госбюджета: они не имеют конкретных направлений на конкретные предприятия с обязательством приступить к работе.

Подготовка рабочих кадров через вышеприведенные системы ремесленных и фабрично-заводских училищ позднее трансформировалась в подготовку через систему технических училищ, также ориентированных, как правило, на потребности конкретных предприятий и организаций и также гарантирующих их последующее трудоустройство с определенными взаимными правами и обязанностями.

Отказ от централизованной системы управления не мог не отразиться и на системе подготовки кадров. Исчезла отраслевая система управления промышленными и другими предприятиями и организациями. Учебные заведения фактически перестали получать полное ресурсное обеспечение, необходимое для подготовки в первую очередь рабочих кадров. И многие из них, ориентированные на конкретные предприятия, практически перестали функционировать.

Это привело к тому, что некоторое оживление деятельности разрабатывающих организаций и промышленных предприятий, породившее потребность в рабочих кадрах, столкнулось с трудностями удовлетворения этой потребности. Определенные сложности есть и в подготовке инженерно-технических работников соответствующего уровня квалификации, поскольку лишь в последнее время стали восстанавливаться связи между предприятиями и вузами.

Безусловно, кадровые проблемы в конечном итоге найдут свое решение, если многоотраслевая экономика России встанет на путь твердого восстановления и роста, а система подготовки кадров всех уровней и квалификации также будет отвечать предъявляемым к ней требованиям и ориентироваться на действительные проблемы, а не на зарубежные стандарты.

В этой связи следует привести оценку функционирующей в СССР системы подготовки кадров, данную в свое время некоторыми зарубежными деятелями. Мы не можем с полной уверенностью утверждать, что эта информация полностью достоверна. Однако ее следует привести, предваряя некоторыми пояснениями.

Запуск первого в мире советского спутника земли в октябре 1957 г. был весьма болезненно воспринят в США. Правда, они заявили, что СССР запустил нечто вроде болванки, умеющей только пищать. Однако запуск второго спутника в ноябре того же года был воспринят

серьезнее, а после запуска третьего спутника в декабре того же года явно негативные комментарии исчезли. Но, видимо, уже не иначе как оскорблением своей чести со стороны СССР восприняли США полет на орбиту Ю. Гагарина в апреле 1961 г. Не ручаемся за достоверность информации, но в свое время просочились сведения, что президент Дж. Кеннеди после этого созвал специалистов в соответствующих областях науки и техники и констатировал, что либо в США будут изучать советскую систему подготовки специалистов, либо специалистам США придется изучать русский язык.

Приведем , безусловно , сугубо личную оценку советской системы университетской подготовки специалистов, данную одним из американских профессоров, неоднократно посещавшим нашу страну в середине 1990-х гг. На наш вопрос, как он оценивает тогда еще полностью советскую систему вузовской подготовки специалистов, он без комментариев поднял вверх большой палец правой руки.

Понятно, что любая, реально функционирующая система подготовки кадров не может не быть динамичной. Она должна отвечать меняющимся потребностям окружающего мира. Но эта динамика должна соответствовать объективным реалиям, а не умозрительным заключениям.

Что касается оценки системы подготовки кадров в принципе, то она никоим образом не должна упрощаться, особенно когда речь идет о высоких технологиях, и тем более не должна вести к более низкой квалификации подготовленных специалистов, поскольку в конечном итоге это отражается не только на научном, но и на экономическом потенциале страны, который мы постепенно теряем.

Если говорить, например, о США, то они свой научный потенциал постоянно наращивают, в том числе путем использования давно существующего процесса «драйн-брайн», т.е. приобретения ценных «мозгов», утекающих из других стран мира.

Что же касается нашей страны, то здесь далеко не бесспорен взятый в настоящее время курс на двухуровневую (бакалавр-магистр) систему вузовской подготовки кадров, особенно когда речь идет о технических специалистах во всей их номенклатуре.

В принципиальном плане с ней можно бы согласиться, если бы после четырехлетнего бакалавриата все

бакалавры автоматически при их желании продолжали обучение в магистратуре, которая повышает общий уровень их подготовки, не неся при этом дополнительных материальных затрат. Однако этого не происходит, так как число бюджетных мест в магистратуре существенно меньше, чем в бакалавриате. Что же касается уровня четырехлетней подготовки в бакалавриате, то он не может не быть ниже традиционной пятилетней подготовки специалистов. В дополнение к вышеизложенному следует отметить, что не все вузы и в Европе однозначно и полностью перешли на бакалавриат.

Однозначная ориентация на бакалавриат вряд ли оправдана и постоянно нарастающими темпами научно-технического прогресса, требующего все более широкого диапазона получаемых в вузах и других учебных заведениях знаний. Кроме того, курс на бакалавриат как систему получения высшего образования ставит в непонятное положение и функционирующие техникумы.

Подготовка кадров начинается со школьной скамьи, и принятая в настоящее время система единого государственного экзамена далеко не бесспорна. Внезапно оказалось, что выпускники школ не могут, образно говоря, письменно связать двух слов, и поэтому, также внезапно, обязали писать сочинения со странными, вольно выбираемыми темами и со странной системой оценок по принципу «зачет-незачет» и с правом учеников три раза попытаться получить зачет, дающий им возможность сдавать стандартный ЕГЭ.

Из всего вышеизложенного следует, что благосостояние крупных и крупнейших стран мира может базироваться только на многоотраслевом высокотехнологичном по преимуществу машиностроительном материальном производстве. А оно при наличии всех прочих факторов, обеспечивающих его эффективное функционирование, невозможно без высококвалифицированного кадрового обеспечения. И, следовательно, процесс и уровень подготовки кадров должны соответствовать возрастающим требованиям к ним, объективно обусловленным темпами научно-технического прогресса.

1. Афанасьев С., Кондратьев В. Автомобильная промышленность стран БРИК // МЭиМО. 2014. № 9. С. 55 - 66.

2. Удалов Ф. Кадровая проблема: ретроспектива и современность // ЭКО. 2012. № 7. С. 160 - 167.

timankina@inbox.ru Юлия Ильинична Баландюкова,

аспирантка кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.45:629.7 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАМКАХ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассмотрены изменения политики импортозамещения в разрезе оборонно-промышленного комплекса в области предоставления права на самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.