Научная статья на тему 'Роль истории и методологии химии в современной химической наукеи химическом образовании'

Роль истории и методологии химии в современной химической наукеи химическом образовании Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
317
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Зоркий П.М.

Исторический подход – это единственная возможность изложить химию как единую область взаимосвязанных знаний. Корректное изложение истории химии неизбежно связано с вопросами методологии. В качестве примера рассмотрена эволюция определения химии как области естествознания. Перечислены основные типы атомно-молекулярных систем, которыми занимается химия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль истории и методологии химии в современной химической наукеи химическом образовании»

УДК 54 (091)

РОЛЬ ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ХИМИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХИМИЧЕСКОЙ

НАУКЕ И ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

П.М. Зоркий

(кафедра физической химии)

История химии, будучи неотъемлемой частью системы

1

химических наук , существует по крайней мере в двух ипостасях:

1) как специальная дисциплина, углубленно изучающая обстоятельства и содержание научных достижений безотносительно к последующему развитию химии;

2) как анализ исторических предпосылок в свете состояния современной химии; при этом современная химия (и даже химия будущего) рассматривается как неотъемлемая часть истории химии.

Обе эти формы научной деятельности совершенно необходимы и должны развиваться в контакте и гармонии, дополняя и корректируя друг друга. Вместе с тем между ними есть существенная разница как по существу, так и в организационном отношении.

Первая из них, представляющая собой самостоятельную профессию (специализацию, специальность), обязательно включает в себя доскональное изучение первоисточников, архивных материалов. Наиболее подходящий плацдарм для такой деятельности - Институт истории естествознания и техники или соответствующая кафедра высшего учебного заведения2. Следует заметить, что великое множество событий, в которых участвовали и титаны химии, и великие химики, и выдающиеся деятели химической науки, и сотни тысяч ученых, в общем-то рядовых, но тоже оставивших свой след в истории, при очень небольшом числе людей, профессионально занимающихся специальной историей химии, требует концентрации их усилий на особо важных, четко обозначенных, отобранных по определенным признакам направлениях. Но, к сожалению, здесь царят разнобой и поразительный произвол в выборе тематики работ, что лишает последние и силы, и перспективы.

Гораздо более успешно развивается общая история химии, излагаемая на языке современной химии (разумеется, с указанием важнейших терминов, употреблявшихся в прошлом), интересная и понятная большинству творчески работающих химиков. В развитии этой области науки принимают живое участие очень многие (почти все) крупные химики наших дней. Именно в этом виде

история химии входит как непременная часть (или фон) во все общие курсы химических дисциплин, читаемых в вузах. Она должна составлять основное содержание обязательного курса истории химии в вузах химического профиля. Нужно подчеркнуть, что и этот не очень-то углубленный подход к истории требует внимательного отношения к источникам данных, точности фактологии, используемым терминам и, особенно, к фундаментальным понятиям химии, с помощью которых формулируются основополагающие концепции и парадигмы.

Последнее замечание фактически означает, что полное и корректное изложение истории химии неизбежно связано с вопросами методологии, под которой понимается анализ содержания основных понятий, характеристика важнейших методов и подходов, используемых в химии. Описание истории накопления химических знаний, лишенное

Многообразие атомно-молекулярных сисием

Вещества Молекулы и супрамолекулы

Газы «Малые» молекулы

Конденсированные фазы (кристаллы, квазикристаллы, мезофазы, жидкости, стекла) «Большие» молекулы

Растворы (газовые смеси, жидкие и твердые растворы) Макромолекулы (полимеры, в частности, биополимеры)

Двумерные (поверхностные) системы «Топологические» молекулы (катенаны, ротаксаны)

Поверхности конденсированных фаз Молекулярные комплексы

Модифицированные поверхности Молекулярные агломераты конгломераты

Пленки (в частности, пленки Ленгмюра-Блоджет) Кластеры

Сложные надмолекулярные образования

Мицеллы Наносистемы

Вирусы Мембраны

Рибосомы

1 Мы здесь не говорим об истории химии как о части истории науки и культуры, а следовательно, части общей истории. Для того чтобы заниматься той историей химии, о которой идет речь в настоящей статье, необходимо иметь высшее химическое образование и постоянно поддерживать в себе высокий уровень химических знаний.

2 К сожалению, насколько нам известно, ни одной кафедры истории химии в настоящее время в России нет.

методологической основы, неизбежно получается поверхностным, превращается в собрание фактов и фактиков.

Однако полноценное изложение методологических аспектов химии невозможно без исторического контекста, поскольку фундаментальные понятия химии меняются во времени. Эмпирический и неизбежно эклектический характер химической науки приводит к тому, что она представляет собой конгломерат, в котором сосуществуют и успешно работают весьма разнообразные, часто противоречащие друг другу модели. В такой ситуации исторический подход - это по сути дела единственная возможность изложить химию как единую область взаимосвязанных знаний.

В качестве примера рассмотрим определение химии как области научных знаний. До недавнего времени считалось вполне приемлемым определение, в котором сооб-

щалось, что химия - это наука о веществах и их превращениях. Однако к началу XXI в. стало очевидно (а по сути дела это было ясно и прежде), что химия имеет дело с гораздо более широким кругом атомно-молеку-лярных систем (см. таблицу).

Современное определение химии должно звучать так: химия - система представлений, методов, знаний и теоретических концепций, направленных на изучение АМС (атомно-молекулярных систем). При этом основным средством описания, интерпретации, прогноза и использования АМС является структура.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зоркий П.М. // Рос. хим. журн. 1996. 40. № 3. С. 5.

2. Зоркий П.М. // Рос. хим. журн. 2001. 45. № 2. С. 3.

Поступила в редакцию 30.12.01

15 ВМУ, химия, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.