УДК 54 (091)
РОЛЬ ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ХИМИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХИМИЧЕСКОЙ
НАУКЕ И ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
П.М. Зоркий
(кафедра физической химии)
История химии, будучи неотъемлемой частью системы
1
химических наук , существует по крайней мере в двух ипостасях:
1) как специальная дисциплина, углубленно изучающая обстоятельства и содержание научных достижений безотносительно к последующему развитию химии;
2) как анализ исторических предпосылок в свете состояния современной химии; при этом современная химия (и даже химия будущего) рассматривается как неотъемлемая часть истории химии.
Обе эти формы научной деятельности совершенно необходимы и должны развиваться в контакте и гармонии, дополняя и корректируя друг друга. Вместе с тем между ними есть существенная разница как по существу, так и в организационном отношении.
Первая из них, представляющая собой самостоятельную профессию (специализацию, специальность), обязательно включает в себя доскональное изучение первоисточников, архивных материалов. Наиболее подходящий плацдарм для такой деятельности - Институт истории естествознания и техники или соответствующая кафедра высшего учебного заведения2. Следует заметить, что великое множество событий, в которых участвовали и титаны химии, и великие химики, и выдающиеся деятели химической науки, и сотни тысяч ученых, в общем-то рядовых, но тоже оставивших свой след в истории, при очень небольшом числе людей, профессионально занимающихся специальной историей химии, требует концентрации их усилий на особо важных, четко обозначенных, отобранных по определенным признакам направлениях. Но, к сожалению, здесь царят разнобой и поразительный произвол в выборе тематики работ, что лишает последние и силы, и перспективы.
Гораздо более успешно развивается общая история химии, излагаемая на языке современной химии (разумеется, с указанием важнейших терминов, употреблявшихся в прошлом), интересная и понятная большинству творчески работающих химиков. В развитии этой области науки принимают живое участие очень многие (почти все) крупные химики наших дней. Именно в этом виде
история химии входит как непременная часть (или фон) во все общие курсы химических дисциплин, читаемых в вузах. Она должна составлять основное содержание обязательного курса истории химии в вузах химического профиля. Нужно подчеркнуть, что и этот не очень-то углубленный подход к истории требует внимательного отношения к источникам данных, точности фактологии, используемым терминам и, особенно, к фундаментальным понятиям химии, с помощью которых формулируются основополагающие концепции и парадигмы.
Последнее замечание фактически означает, что полное и корректное изложение истории химии неизбежно связано с вопросами методологии, под которой понимается анализ содержания основных понятий, характеристика важнейших методов и подходов, используемых в химии. Описание истории накопления химических знаний, лишенное
Многообразие атомно-молекулярных сисием
Вещества Молекулы и супрамолекулы
Газы «Малые» молекулы
Конденсированные фазы (кристаллы, квазикристаллы, мезофазы, жидкости, стекла) «Большие» молекулы
Растворы (газовые смеси, жидкие и твердые растворы) Макромолекулы (полимеры, в частности, биополимеры)
Двумерные (поверхностные) системы «Топологические» молекулы (катенаны, ротаксаны)
Поверхности конденсированных фаз Молекулярные комплексы
Модифицированные поверхности Молекулярные агломераты конгломераты
Пленки (в частности, пленки Ленгмюра-Блоджет) Кластеры
Сложные надмолекулярные образования
Мицеллы Наносистемы
Вирусы Мембраны
Рибосомы
1 Мы здесь не говорим об истории химии как о части истории науки и культуры, а следовательно, части общей истории. Для того чтобы заниматься той историей химии, о которой идет речь в настоящей статье, необходимо иметь высшее химическое образование и постоянно поддерживать в себе высокий уровень химических знаний.
2 К сожалению, насколько нам известно, ни одной кафедры истории химии в настоящее время в России нет.
методологической основы, неизбежно получается поверхностным, превращается в собрание фактов и фактиков.
Однако полноценное изложение методологических аспектов химии невозможно без исторического контекста, поскольку фундаментальные понятия химии меняются во времени. Эмпирический и неизбежно эклектический характер химической науки приводит к тому, что она представляет собой конгломерат, в котором сосуществуют и успешно работают весьма разнообразные, часто противоречащие друг другу модели. В такой ситуации исторический подход - это по сути дела единственная возможность изложить химию как единую область взаимосвязанных знаний.
В качестве примера рассмотрим определение химии как области научных знаний. До недавнего времени считалось вполне приемлемым определение, в котором сооб-
щалось, что химия - это наука о веществах и их превращениях. Однако к началу XXI в. стало очевидно (а по сути дела это было ясно и прежде), что химия имеет дело с гораздо более широким кругом атомно-молеку-лярных систем (см. таблицу).
Современное определение химии должно звучать так: химия - система представлений, методов, знаний и теоретических концепций, направленных на изучение АМС (атомно-молекулярных систем). При этом основным средством описания, интерпретации, прогноза и использования АМС является структура.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зоркий П.М. // Рос. хим. журн. 1996. 40. № 3. С. 5.
2. Зоркий П.М. // Рос. хим. журн. 2001. 45. № 2. С. 3.
Поступила в редакцию 30.12.01
15 ВМУ, химия, № 2