Научная статья на тему 'РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ)'

РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Синенко Екатерина Андреевна, Тимченко Сергей Александрович

Статья посвящена изучению таких компонентов исторического процесса, как «историческое сознание» и «цивилизационная идентичность». Авторами рассматривается роль исторического сознания в процессе формирования представлений о мире и самоидентификации личности. Основными методами исследования стали анкетирование, метод сравнительного анализа, теоретическое обобщение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS IN THE PROCESS OF CIVILIZATIONAL IDENTITY FORMATION (FROM THE EXPERIENCE OF TEACHING RUSSIAN HISTORY AT A MEDICAL UNIVERSITY)

The article is mainly devoted to the study of such components of the historical process as historical consciousness and civilizational identity. The authors consider the role of historical consciousness in the process of forming ideas about the world and self-identification of the person. The main research methods are: questioning, the method of comparative analyses, the theoretical generalization.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ)»

39

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИ

КА

УДК 930

РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ)

© Синенко Екатерина Андреевна1, © Тимченко Сергей Александрович2

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России (Федеральное

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации).

2старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России (Федеральное

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации).

Статья посвящена изучению таких компонентов исторического процесса, как «историческое сознание» и «цивилизационная идентичность». Авторами рассматривается роль исторического сознания в процессе формирования представлений о мире и самоидентификации личности. Основными методами исследования стали анкетирование, метод сравнительного анализа,

теоретическое обобщение.

Ключевые слова: историческое сознание; цивилизационная идентичность; самоидентификация; патриотизм; преподавание истории в вузе.

Компонент «историческое сознание» является одной из форм общественного сознания и незаменим для сохранения и развития человеческого рода. Так, по мнению известного российского историка и методолога Л.П. Репиной, историческое сознание

представляет собой коллективную память общества, отвечающую за сохранение и осмысление исторического опыта общества [1, с. 11].

Именно историческое сознание выступает для общества ориентиром в окружающем мире: устанавливая связь по линии прошлое-настоящее-будущее, оно не только помогает каждому индивиду осознать факт своего существования, но и придает смысл, целенаправленность жизненного пути.

Историческое сознание и

цивилизационная идентичность остаются неразделимыми понятиями. В первую очередь потому, что определить цивилизационную идентичность, принадлежность к тому или иному этносу невозможно без знания своих корней, традиций, истории своего народа, без установления связи своего происхождения с происхождением рода. Во-вторых, потому, что цивилизационная принадлежность определяет особенности исторического сознания, тех его структур, которые мы называем «менталитет».

Формирование исторического сознания - длительный процесс, который включает в себя четыре стадии.

Первый (низший) уровень исторического сознания соответствует обыденным представлениям и содержит лишь отрывочные, не систематизированные представления, опосредованные личным жизненным опытом человека.

На втором этапе историческое сознание развивается под воздействием культурной среды, при помощи ярких образов, возникающих в сознании в результате чтения художественной литературы, просмотра исторических фильмов, знакомства с произведениями искусства: картинами, памятниками, скульптурами. Характерная черта этой ступени исторического сознания -яркие эмоциональные представления, надолго отпечатывающиеся в памяти, формирующие «живую» ткань истории.

Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде. Однако, изучение отечественной истории в школе имеет свою специфику и реализуется посредством линейного или концентрического изучения, при этом оба подхода имеют свои недостатки и не обеспечивают глубоких знаний по предмету,

40

не способствуют складыванию у учащихся целостной картины произошедших

исторических событий.

На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития.

К сожалению, изучение отечественной истории в школе по-прежнему вызывает многие нарекания, даже несмотря на оптимизацию этого процесса, начатую с 2013 года по инициативе президента и знаменовавшую переход к линейной системе изучения истории взамен длительное время существовавшей концентрической. Например, в 2012 году для получения аттестата зрелости порог ЕГЭ по истории был предельно низок: 29 баллов из 100, но и его не смогли преодолеть 13% выпускников того года [2]. В 2022 году, по данным экспертов, ЕГЭ по истории написали более 90 тыс. школьников со средним баллом 58, но при этом 40% подростков допустили ошибки в ответах на вопросы, связанные со знаниями по периоду Великой Отечественной войны [5].

Очевидно, что студенты медицинского вуза, не сдававшие экзамена по истории в школе, ещё меньше осведомлены о прошлом нашей страны. С целью выявления образованности новых студентов по самым элементарным вопросам школьного курса отечественной истории среди первокурсников Алтайского государственного медицинского университета регулярно проводится вводное тестирование. В 2022 году 138 студентам перед началом изучения семестрового курса истории было предложено ответить на несколько вопросов по ключевым событиям и датам российской истории. Показательными являются не только ответы нынешних студентов, но и их сравнение со знаниями первокурсников 2012 года (тогда аналогичные вопросы были заданы 167 студентам). [7, с. 7375.]

Если в 2012 году на 4 из 19-ти предложенных вопросов были даны более 50% правильных ответов, то в 2022 году таких вопросов не оказалось. Так, например, 47,1% студентов знают, что партию большевиков создал Ленин (2012 год - 65,9 %), а 40,5 % отдали победу в гражданской войне «красным» (2012 год - 53,3 %). Десять лет назад 62,9 % первокурсников знали, что на Бородинском

поле русскими войсками командовал Кутузов, теперь в этом уверены только 29,7%. Такой же процент и у Александра Невского, руководившего русскими в Ледовом побоище (2012 год - 50,3 %).

В русско-японской войне 1904-1905 годов победила Япония (28,3 %) или Россия (22,5 %), считают вчерашние школьники. О введении опричнины Иваном Грозным знают 30,4% студентов (2012 год - 48,5 %). Андрея Рублева как автора иконы «Троица» назвали 21,7 % (2012 год - 35,9 %).

Вопросы, касающиеся исторических дат, дали огромный хронологический разброс. Только 13,8 % студентов знают, что Курская битва произошла в 1943 году, и только 8,7 % датируют первую русскую революцию 1905 годом. Ближайшее к нам по времени событие -августовский путч - отнесли к 1991 году только 7 студентов из 138. По-прежнему, как и в 2012 году, замешательство вызывает вопрос «Кто возглавил страну после Сталина?». Хрущев фигурирует в 29,7 % ответов, но к нему стремительно приближаются Брежнев (14,5 %) и Ленин (!) с 10,9 % (15 человек).

Таким образом, в целом по результатам исследования исторических знаний студентов-первокурсников методом входного контроля, можно констатировать достаточно низкий уровень знаний по отечественной истории. Также отметим, что самым популярным ответом на все вопросы было его отсутствие -средняя доля вопросов, оставшихся без ответа, составила рекордные 60,7 %. Правильных же ответов в среднем оказалось 22,2 %, что существенно ниже, чем в 2012 году (29,2 %).

В качестве одной из главных причин низкого уровня знаний в области российской истории стоит отметить организацию обучения истории в школе, а также господствующую до настоящего времени систему массовой информации, не предполагающую

всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития.

Интерес к собственной истории и обращение к истории в качестве источника ретроспективного знания, во многом обуславливает формирование и существование исторического сознания на высшем его уровне. Отрывочные знания об истории и историческом процессе не смогут создать полноценной картины мира, не приведут к построению причинно-следственных связей. Интерес к историческим событиям и

41

стремление к углублению своих знаний в этой области способствует расширению границ исторического сознания, его становлению в качестве полноценной формы общественного сознания.

Формирование и развитие исторического сознания тесно связано с процессом социализации личности,

установлением связи человека с обществом. Тесная связь исторического сознания с общественным, проникновение во все его сферы, позволяет говорить о наличии влияния исторических представлений, системы исторических взглядов как на массовое, так и на индивидуальное сознание. В первую очередь оно накладывает отпечаток на глубинные структуры на подсознательном уровне, которые зачастую не ощущаются и не осознаются непосредственно разумом. Происходят изменения в восприятии картины мира, в ментальных структурах, возникает или трансформируется национальная идея, происходит определение идентичности на цивилизационном, региональном и иных уровнях.

Влияние исторического сознания на формирование цивилизационной идентичности народа особенно заметно при прохождении им кризисных этапов в своем развитии. Возникновение кризисной ситуации в развитии народа является своеобразным «стрессом» для него, означает «тупиковость» существующей мировоззренческой программы его развития. Обращение к прошлому как к кладезю социального опыта, потребность ответить на существующий «вызов» исходя из уже имеющихся знаний и представлений, приводит к актуализации исторического знания и повышении его ценности среди общественных групп. История, которая наиболее зримо и осязаемо воплощает в себе ценности традиционной культуры мира, закладывает основу и для формирования цивилизационной идентичности: соотнося свою культуру с «чужой», конкретный человек и общество в целом идентифицирует себя в мире, оценивает и осознает свое предназначение и место в мировом масштабе цивилизационных процессов.

Историческое сознание оказывает воздействие не только на цивилизационное сознание общества, но и способствует цивилизационной самоидентификации

личности. Цивилизационная

самоидентификация и другие

цивилизационные представления, согласно концепции Й. Рюзена, выделяются как самостоятельная форма исторического самосознания в условиях «критического» кризиса. Однако они не вечны и деформируются или распадаются в условиях «катастрофического» кризиса, который разрушает историческое сознание и релятивизирует всякие макроисторические образы и теории [4, с. 41-42; 44-45].

В этой связи интересно посмотреть, какие цивилизационные ориентиры

господствуют в среде сегодняшней молодежи, каким «образом будущего» они руководствуются и насколько серьёзны их общественно-политические устремления. С целью изучения данного вопроса нами были опрошены те же студенты-первокурсники АГМУ (138 человек), которые ранее демонстрировали нам уровень своих исторических знаний.

Отвечая на вопрос «Как бы Вы сами себя охарактеризовали — как патриота своей страны или нет?» подавляющее большинство студентов сообщили, что они являются патриотами (83,8%), из них 33,8% опрошенных считают себя безусловными патриотами. Затруднились однозначно ответить на этот вопрос 9,5% респондентов, и лишь 6 студентов (4,5%) сомневаются в своём патриотизме.

Понятие «патриотизм» используется студентами в разном смысловом значении. Так, доминирующей точкой зрения на понимание патриотизма оказалась его трактовка как деятельности, направленной на благо и процветание страны (67,6%). Достаточно часто патриотизм воспринимается как любовь к своей стране (64,9%) и как стремление к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее (52,7%). Непростая международная обстановка, сложившаяся в результате обострения отношений стран Европы и США с Россией, введение многочисленных пакетов санкций в отношении нашей страны сказалось повлияла и на общественное сознание: среди опрошенных студентов, значительной оказалась доля тех, кто считает, что патриот - это тот, кто защищает свою страну от любых нападок и обвинений (44,6%). Мнение, что быть патриотом - это значит говорить о своей стране правду, какой бы горькой она не была, разделили 45 студентов (32,4%). Намного реже студенты осознают себя патриотами из-за того, что считают свою страну лучше, чем другие

42

(6,8%), а мнение, что патриотом является тот, кто считает, что у своей страны нет недостатков, не разделил никто.

Особый интерес представляет вопрос относительно целей, к которым должна стремиться Россия в XXI веке. Большая часть патриотически настроенных студентов выделяют в качестве таких ориентиров «благополучие» и «улучшение жизни населения» (85,1%), а также, высокий уровень благосостояния (56,8%). Немаловажным аспектом государственного развития респонденты считают рост экономики и поддержку бизнеса (51,4%). У около трети студентов имеют поддержку такие миролюбивые ценности возможного будущего, как сотрудничество и дружба с другими странами (33,8%), свободы и права граждан, сопровождаемые демократизацией общества (28,4%). Меньший энтузиазм вызывает у молодых людей необходимость отстаивания интересов страны в мире (27%), и заметно меньший - повышение обороноспособности и развитие вооружений (10,8%), стремление к лидерству и приобретение статуса мировой державы (10,8%).

Более половины студентов (58,9%) считают, что России в XXI веке вполне достаточно быть одной из 10-15 экономически развитых и политически влиятельных стран мира. Следует подчеркнуть, что в современной политической реальности большинство из этих развитых стран не видят России в своей компании и оказаться в ней мы можем не иначе, как только «вернув статус супердержавы, какой был у СССР». За этот вариант ответа проголосовали 21,9% респондентов. Однако же, отвечая на вопрос «Сможет ли Россия в ближайшие 15-20 лет стать великой державой или нет?» уже 32,9% молодых людей ответили утвердительно, а 35,6% и вовсе считают, что таковой она является и сейчас. Не уверены в великом будущем России 16,4% опрошенных. Обращает на себя внимание большой процент затруднившихся ответить на этот вопрос (15,1%), что можно трактовать как значительную долю общественно-

политической индифферентности в среде студенчества.

Этот вывод подтверждается в ответе на вопрос, призванном выявить эмоциональную составляющую ценностных установок наших студентов. В рамках анкетирования студентам также был задан вопрос: «Как Вы думаете, мы

переживаем сейчас самые тяжелые времена, или они позади, или еще впереди?», и ответить на него затруднилась уже 28,4% респондентов. Четверть студентов (25,7%) полагает, что тяжелые времена впереди, 28,4% думают, что мы переживаем их сейчас, а оптимистов, для которых все трудности уже позади, оказалось 25 человек (17,6%). Низкий процент тревожности во многом объясним свойственными этому возрасту максимализмом и верой в светлое будущее. Например, в ответе на вопрос «В какой мере Вас устраивает жизнь, которую Вы сейчас ведете?» лишь два первокурсника признались, что она их не устраивает, а 48,6% вполне довольны своей жизнью. Такой же процент ответивших выбрали вариант «отчасти устраивает, отчасти нет».

Скорее всего, значительная часть студентов, не желающих задумываться о будущем своей страны, обусловлена не только беззаботностью юношества, но и слабыми представлениями студентов относительно актуальных вопросов общественно-политической жизни, неумением

ориентироваться в информационных потоках и желанием дистанцироваться от избыточной информации.

Преследуя цель узнать, готовы ли участники опроса доказать свой патриотизм на деле, им было предложено выбрать одно из следующих суждений: «Личные интересы — это главное для человека, их нельзя ограничивать даже ради блага общества» или «Людям следует ограничивать свои личные интересы во имя интересов государства и общества». Очевидно, что, будучи настоящим патриотом, человек должен выбрать второй вариант, поскольку жертвенность во имя Родины входит в само понятие патриотизма. Однако, увы, лишь меньше половины студентов (47,3%) выбрали второй вариант, а 52,7% опрошенных уверены, что личное безусловно выше общественного.

В силу указанных результатов не удивительными кажутся и ответы на самый актуальный вопрос политической повестки дня: «Скажите, пожалуйста, решение провести специальную военную операцию России на Украине Вы поддерживаете или не поддерживаете?». «Скорее поддерживаю» ответили 30,1% студентов, «скорее не поддерживаю» - 21,9%, а 47,9% будущих врачей затруднились сформулировать свою позицию [6, с. 46].

43

Представляется, что очевидный разрыв между количеством студентов, считающих себя патриотами (83,8%) и количеством тех, кто не хочет или не знает, стоит ли поддержать свою страну в наступившие трудные времена (69,8%) демонстрирует неполное и декларативное понимание патриотизма в современной молодёжной среде. Среди одной из основных причин данного явления следует назвать слабую сформированность

исторического сознания у будущих медиков, что само по себе обуславливает и поверхностный уровень цивилизационной идентичности. Ведь историческое сознание не только оказывает существенное влияние на формирование и развитие цивилизационной идентичности как отдельного индивида, так и целого общества в виду широкого спектра воздействия на массовое и индивидуальное сознание, но и само свидетельствует об уровне цивилизационного развития,

наличии/отсутствии цивилизационной

самоидентификации.

Таким образом, можно констатировать, что историческое сознание само во многом определяет мировоззрение человека и общества, задает ориентиры для дальнейшего развития и восприятия окружающей действительности. В то же время, мировоззрение человека и общества, принятые нормы и стандарты, определяют отношение человека к прошлому, интерпретацию исторических фактов. Несмотря на то, что историческое сознание как форма общественного сознания, как структурная единица сознания людей продолжает существовать длительное время,

«ментальность», «дух» эпохи меняются, однако, люди по-другому оценивают прошлое исходя из условий новой реальности.

Представляется, что преодоление некоего «исторического вакуума» в мировоззрении студентов возможно в образовательной плоскости - укрепление гуманитарного блока преподаваемых дисциплин (в частности, планируемое приказом Министерством науки и высшего образования РФ №662 от 19 июля 2022 года [3] двукратное увеличение минимального количества зачетных единиц для реализации дисциплины «История России») с неизбежностью увеличит информированность студентов и поможет с большей аргументированностью подходить к оценке

актуальной социально-политическои ситуации в стране и мире.

Список источников и литературы:

1. История исторического знания: пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. М., 2006.

2. Около 13 процентов выпускников не смогли сдать историю в этом году // Российская газета. 23.12.2012. № 296 (5969). Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/24/istoria.html?ysclid=l9poaq fnk593476717

3. Приказ Министерства науки и высшего образования от 19.07.2022 г. № 662 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа:

http ://publication.pravo.gov. ru/Document/View/00 01202210070025

4. Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность // «Цепь времен». Проблемы исторического сознания. М., 2005. . с. 38-62.

5. С заданиями ЕГЭ на знания Великой Отечественной войны не справились 40% выпускников // Новости образования. Университет «Синергия». 08.09.2022. Режим доступа:

https://synergy.ru/edu/news/s_zadaniyami_ege_na _znanie_velikoj_otechestvennoj_vojnyi_ne_spravi los_40_vyipusknikov

6. Тимченко С.А. Общественно -политические ориентиры современного студенчества (на примере медицинского вуза) // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2022. № 2. С. 39-48.

7. Тимченко С.А. Отечественная история в представлении студентов-медиков // Социологические проблемы медицины и социальной работы: теория и практика: материалы научно-практической конференции/ Под ред. Н.В. Гуляевской. Новосибирск, 2013. С. 73-75.

44

РЕЗКИЙ РОСТ РЕЙТИНГОВ ЖУРНАЛА ПРОИЗОШЕЛ

THE ROLE OF HISTORICAL В 2021 ГОДУ

CONSCIOUSNESS IN THE PROCESS OF CIVILIZATIONAL IDENTITY FORMATION (FROM THE EXPERIENCE OF TEACHING RUSSIAN HISTORY AT A MEDICAL UNIVERSITY)

© Sinenko Ekaterina Andreevna,

Candidate of History, Teaching Assistant, Department of Social Science and Humanities, Federal State Budget Educational Institution Higher Education «Altai State Medical University» of the Ministry of Health Russian Federation

© Timchenko Sergei Aleksandrovich,

Teaching Assistant, Department of Social Science and Humanities, Federal State Budget Educational Institution Higher Education «Altai State Medical University» of the Ministry of Health Russian Federation

Abstract. The article is mainly devoted to the study of such components of the historical process as historical consciousness and civilizational identity. The authors consider the role of historical consciousness in the process of forming ideas about the world and self-identification of the person. The main research methods are: questioning, the method of comparative analyses, the theoretical generalization. Key words: historical consciousness; civilizational identity; self-identification; patriotism; teaching history at university.

192 место из 468 мультидисциплинарных журналов.

2414. Клеи. Герметики. Технологии

2415. Научный журнал Дискурс 2415., ВесгникАП< Верхневолжья 2417. Вестник Академии военных наук 2413. Эндодонтия Today

2419. The Newman in Foreign Policy

2420. Ill :. ' r;i i i I: I

242 Бизнес. Общество. Власть

2422. Средние века

2423. П:еэои образование

2424. Вооружение и экономика

2425. Вестник ВГИК

2425. Груднал и сердечно-сосудистая хирургия

2427. Наука и военная беаогасность

2428. Конкурентно? [ill

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2429. Вестник ИИРБИС

2430. Ученые записки Крымского федерального университета имени Б.И. Вернадского, Филологические науки

2431. Лабораторная служба

0,144 0,144 0,1+4 0,1+4 0,1+4 0,144 0,144 0,144 0,144 0,143 0,143 0,143 0,142 0,142 0,142 0,142 0,142 0,142

Рукопись поступила: 29 Submitted: 29 October 2022

октября 2022 г.

2419 место из 4261 журнала в России и СНГ Стали актуальными сведения о рейтингах

ПОКАЗАТЕЛИ ПО ГОДАМ М 1И<: ми, показателя 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

О Число статей в РИНЦ 0 14 21 30 83 122 86 94 71 77

о Число выпусков журнала в РИНЦ 0 8 9 9 6 5 6 6 6 6

о Показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,003 0,004 0,008 0,004 0,037 0,144

о Место журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 3679 3858 3926 4172 3586 2419

О Двухлетии №пакг-фактор РИНЦ

О Двухлетний шпакг-фактор РИНЦ без самоцитпроЕания

О Двухлетии №пакг-фактор РИНЦ с учетом цитирования на всех источников

О Двухлетний гмгагг-фак-ор по ядру РИНЦ

О Двухлетий ммпакг-фактор по ядру РИНЦ без сасоштгроваиия

0,000 0,000 0,059 0,044 0,ODD 0,000 0,020 0,035

0,059 0,053 0,ОБ9 0,285 0,054 0,053 0,089 0,255

0,000 0,000 0,078 0,097 0,176 0,135 0,289 0,521

0,ООО 0,000 О,ООО О,ODD 0 ли 0,000 0,0йй 0,ODD

О,ODD 0,ODD 0,011 0,024 0,000 0,000 0,011 0,024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.