УДК 658.562.6
DOI 10.52653/PPI.2021.10.10.002
Роль испытательных центров в реализации Стратегии-2030
К.В. Кобелев, д-р техн. наук; С.А. Хуршудян*, д-р техн. наук, профессор; А.Е. Рябова, канд. техн. наук; А.В. Данилян, канд. техн. наук; И.И. Агейкина.
ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности - филиал ФИЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН, Москва
Дата поступления в редакцию 09.03.2021 Дата принятия в печать 13.09.2021
* xca020149@rambler. ru
© Кобелев К.В., Хуршудян С.А., Рябова А.Е., Данилян, А.В., Агейкина И.И., 2021
Реферат
Высокий уровень присутствия в обороте пищевой продукции некачественных и фальсифицированных продуктов питания определил необходимость разработки и внедрения государственной программы «Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года». При этом значительный акцент в Стратегии 2030 сделан на мониторинге качества пищевой продукции. В статье рассматриваются два возможных направления его реализации. Первое направление представляет собой ограниченный функционал мониторинга - определение качества пищевых продуктов, проводимое испытательными лабораториями (центрами), и передача данных (протоколов) в реестр информационной системы. Данное направление мониторинга ограничивает доступ некачественной продукции в торговый оборот, но при этом не позволяет влиять непосредственно на процесс повышения качества пищевой продукции в процессе производства. Второе направление предполагает непосредственное участие испытательных центров в управлении повышением качества продуктов на основе полученных результатов испытаний, разработки предложений по повышению качества продукции и передачи соответствующих документов производителю. Реализация данного направления подразумевает создание отраслевых центров мониторинга (ОЦМ) качества продукции на базе испытательных центров отраслевых институтов пищевого профиля в рамках Национального центра мониторинга качества пищевой продукции, создание которого является необходимым условием реализации Стратегии-2030. ОЦМ могут быть созданы на базе испытательных центров, обладающих достаточным потенциалом, в отличие от испытательных лабораторий с ограниченными возможностями. Оперативная связь ОЦМ с предприятиями в рамках мониторинга качества пищевой продукции не только сократит сроки реализации Стратегии-2030, но и позволит придать существенный импульс взаимодействию лабораторий НИИ с предприятиями пищевой отрасли страны.
Ключевые слова
испытательный центр, контроль качества, мониторинг, Стратегия-2030 Для цитирования
Кобелев К.В., Хуршудян С.А., Рябова А.Е., Данилян А.В., Агейкина И.И. (2021) Роль испытательных центров в реализации Стратегии-2030 // Пищевая промышленность. 2021. № 10. С. 42-44.
The role of testing centers in the implementation of the Strategy-2030
K.V. Kobelev, Doctor of Technical Sciences; S.A. Khurshudyan*, Doctor of Technical Sciences, Professor; A.E. Ryabova, Candidate of Technical Sciences; A.V. Danilyan, Candidate of Technical Sciences; I.I. Ageykina
All-Russian Scientific Research Institute of Brewing, Non-Alcoholic and Wine Industry - Branch of Gorbatov Federal Scientific Center for Food Systems of RAS, Moscow
The high level of presence in the circulation of food products of poor quality and adulterated foods identified the need for the development and implementation of the state program «Quality Improvement Strategy of food products in the Russian Federation up to 2030». At the same time, a significant emphasis in Strategy-2030 is placed on monitoring the quality of food products. The article discusses two possible directions for its implementation. The first direction is limited monitoring functionality - determining the quality of foods, conducted testing laboratories (centers) and data transfer (protocols) in the register of information system. This monitoring direction restricts access of substandard products in the turnover, but it does not allow direct influence on the process of improving the quality of food products in the production process. The second direction involves the direct participation of test centers in the management of improving the quality of products based on the test results obtained, developing proposals for improving the quality of products and transferring the relevant documents to the manufacturer. The implementation of this direction implies the creation of a sectoral monitoring center (SMC) of product quality on the basis of testing centers of sectoral institutes of the food profile within the framework of the National Center for Monitoring Food Quality, the creation of which is a prerequisite for the implementation of the Strategy-2030. SMC can be created on the basis of testing centers with sufficient capacity, in contrast to testing laboratories with limited capabilities. SMC immediate connection with the companies within the food quality monitoring not only reduce the time implementation of the Strategy-2030, but will give a significant impetus to cooperation with the Research Institute laboratories enterprises of food industry of the country.
Key words
quality control, Strategy-2030, test center, monitoring For citation
Kobelev K.V., Khurshudyan S.A., Ryabova A.E., Danilyan A.V., Ageykina I.I. (2021) The role of testing centers in the implementation of the Strategy-2030 // Food processing industry = Pischevaya promyshlennost'. 2021. No. 10. P. 42-44.
Received: March 9, 2021 Accepted: September 13, 2021
* xca020149@rambler.ru
© Kobelev K.V., Khurshudyan S.A., Ryabova A.E., Danilyan A.V., Ageykina I.I., 2021
Abstract
EcoNoMics AND MANAGEMENT
Введение. Высокий уровень присутствия в обороте пищевой продукции некачественных и фальсифицированных продуктов питания определил необходимость разработки и внедрения государственной программы «Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года» (далее Стратегия-2030) [1]. Следует отметить, что определение термина «качество пищевой продукции» неоднозначно [2]. в настоящей статье будем исходить из формулировки, данной в Стратегии-2030: «совокупность характеристик пищевой продукции, соответствующих заявленным требованиям и включающих ее безопасность, потребительские свойства, энергетическую и пищевую ценность, аутентичность, способность удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях использования в целях обеспечения сохранения здоровья человека».
Двенадцать задач, сформулированных в Стратегии-2030 (раздел II), охватывают широкий спектр работ - от разработки новой нормативно-методологической базы (задачи 1 и 2) до создания соответствующей информационной системы (задача 5). При этом значительная роль отводится мониторингу качества пищевой продукции (далее мониторинг - задача 3) [3]. Следует отметить, что мониторинг качества отдельных видов пищевой продукции успешно применяется в ряде отраслей пищевой промышленности [4, 5], но в связи с отсутствием единого контролирующего органа говорить о глобальном мониторинге в рамках реализации Стратегии-2030 на всей территории страны преждевременно. Например, ФБУ «Красноярский ЦСМ» с 2004 по 2016 г. провел 208 экспертиз [6], что не может дать полной характеристики качества пищевых продуктов на территории Красноярского края и не может служить показателем уровня присутствия некачественной продукции в обороте пищевых продуктов в регионе.
На рис. 1 представлены два возможных направления организации мониторинга и пополнения информационной базы результатами испытаний качества пищевых продуктов.
Первое направление - определение качества пищевых продуктов, проводимое испытательными лабораториями (центрами), и передача данных (протоколов) в реестр информационной системы (задача 5). Алгоритм мониторинга этого направления способствует повышению качества продукции путем ограничения доступа некачественной продукции в торговый оборот. Но он имеет ряд существенных недостатков - процесс мониторинга не способствует выпуску качественной продукции на стадии производства, а только фиксирует его результат, временная дискретность контроля не определена и т. д. можно констатировать, что остается нерешенным один из важнейших вопросов Стратегии-2030 - непосредственное влияние мониторинга на повышение качества пищевой продукции, а также его доминирующая роль в разработке и внедрении системы управления качеством (задача 6).
Второе направление включает участие испытательных центров в процессе управления повышением качества продуктов.
Данный алгоритм предполагает разработку предложений по улучшению качества выпускаемой продукции и передачу соответствующих документов производителю на основе полученных результатов испытаний. В реализации второго направления проявляется существенное отличие испытательного центра от испытательной лаборатории.
В настоящее время первое направление осуществляется путем получения аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация). Таким образом формируется и постоянно пополняется Федеральная государственная информационная система Росаккредита-ции (ФГИС Росаккредитации) на основе реестра протоколов испытаний, передаваемых аккредитованными лабораториями. Эта система позволяет организовать связь между Росаккредитацией, испытательными лабораториями (центрами) и потребителями, обеспечить обмен соответствующей информацией и ее передачу заинтересованным государственным органам контроля и Сми.
Первое направление следует признать переходным с последующим внедрением в ближайшие годы второго, которое подразумевает реализацию системы управления качеством пищевых продуктов с учетом результатов мониторинга. В этом случае будет в полной мере использоваться потенциал испытательных центров, не только осуществляющих текущий контроль качества пищевых продуктов, но и предоставляющих производителям пищевой продукции комплекс услуг по поддержанию и повышению качества выпускаемой продукции на основе базы данных и экспертных решений. Комплекс может включать предоставление технической документации (регламенты, инструкции и т. д.) по улучшению качества выпускаемой продукции, проведение сравнительных испытаний с производственными лабораториями физико-химического контроля с целью повышения уровня опера -тивного контроля и т. д.
Следует отметить, что ряд испытательных центров, в отличие от испытательных лабораторий, применяют практику разработки технической документации (методики, инструкции, стандарты) нормативном етодол о ги-ческой базы испытаний, например «Методика измерений массовой концентрации Р -глюкана и
общего азота» [7-8], используемую при идентификации подлинности пивоваренной продукции.
Однако испытательные лаборатории и испытательные центры сегодня аккредитуются на основе одного и того же стандарта [9], согласно которому определяется компетентность испытательной лаборатории или центра, включая уровень подготовки персонала и их оснащения средствами измерений. Но в реализации Стратегии-2030 лаборатории и центры обладают различными функциональными возможностями.
В работе [5] была предложена возможная функциональная схема организации мониторинга качества молочной продукции. Учитывая объективную необходимость в ускоренной реализации основной задачи Стратегии-2030, рассмотрим требования к организационной структуре отраслевого Центра мониторинга качества продукции в рамках Национального центра мониторинга качества пищевой продукции, создания которого следует ожидать в ближайшее время. Не нарушая общности процедуры развития системы управления контролем качества пищевых продуктов, можно предположить, что:
• Национальный центр мониторинга качества пищевой продукции должен опираться на работу отраслевых центров мониторинга, осуществляющих свою деятельность по соответствующим группам продуктов;
• отраслевые центры мониторинга (оЦм) должны формироваться на основе аккредитованных испытательных центров отраслевых НИИ, обладающих соответствующей компетенцией в области испытаний и разработки нормативно-технической документации и соответствующих инновационных пищевых продуктов;
• ОЦМ по результатам испытаний и с учетом имеющейся базы данных определяет технологические задачи по повышению качества продукции для их реализа-
Рис. 1. Возможные направления реализации мониторинга
ISSN 0235-2486 ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 10/2021
43
Рис. 2. Реализация второго направления на основе ОЦМ
ции соответствующими подразделениями НИИ;
• информация о результатах испытаний, проведенных другими испытательными лабораториями и центрами по определенным группам продукции на всей территории России, должна поступать не только в реестр ФГИС Росаккредитации, но и в ОЦМ для выработки рекомендаций по дальнейшему совершенствованию качества этой группы продукции;
• ОЦМ должен обладать независимостью от руководства Национального центра и руководства НИИ в соответствии с существующими требованиями аккредитации.
с учетом сделанных предположений представляется, что функционал ОЦМ на базе отраслевого НИИ должен учитывать организационную структуру института и требования к ОЦМ, описанные выше (рис. 2).
Как следует из рис. 2, при реализации второго направления особое значение приобретает связь ОЦМ с производителями, а также четко организованное взаимодействие подразделений соответствующего НИИ. Представляется необходимым в ближайшее время создание ОЦМ на базе ВНИИПБиВП (мониторинг напитков), ВНИМИ (мониторинг молочных продуктов) и других НИИ пищевого профиля. Следует отметить, что по ходу работы и анализа результатов испытаний ОЦМ готовит заявку на исследование и/или разработку необходимой нормативно-технической документации (для конкретного производителя или отрасли) соответствующим отделам и лабораториям НИИ, а их за-
ключение и документация п е р е д а ю тс я заинтересованным производителям соответствующей продукции.
Заключение. Отметим, что оперативная связь испытательных центров с предприятиями в рамках мониторинга качества п родукци и не только сократит сроки внедрения системы повышения качества пищевой продукции, но и позволит организовывать оперативное взаимодействие лабораторий НИИ с предприятиями пищевой отрасли страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1364-р от 29.06.2016 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://static.government.ru/media/fi1es/9JUD tBOpqmoAatAhvT2wJ8UPT5Wq8qIo.pdf
2. Хуршудян, С.А. Качество пищевых продуктов. Термины и определения / С.А. Хуршудян, А.Г. Галстян // Контроль качества продукции. - 2018. - № 1. - С. 48-49.
3. Оганесянц, Л.А. Мониторинг качества пищевых продуктов - базовый элемент Стратегии / Л.А. Оганесянц, С.А. Хуршудян, А.Г. Галстян // Контроль качества продукции. -2018. - № 4. - С. 56-59.
4. Хуршудян, С.А. Мониторинг качества винодельческой продукции / С.А. Хуршудян, А.Г. Галстян // Контроль качества продукции. -
2017. - № 8. - С. 12-13.
5. Хуршудян, С.А. Мониторинг качества молочных продуктов / С.А. Хуршудян, А.Е. Рябова, Р.Р. Вафин, В.К. Семипятный, И.Ю. Михайлова // Молочная промышленность. -
2018. - № 11. - С. 23-24.
6. Мониторинг качества - эффективный инструмент госконтроля // Контроль качества продукции. - 2017. - № 8. - С. 40-45.
7. Методика измерений массовой концентрации р-глюкана в пивоваренной продукции фотоэлектроколориметрическим методом. Свидетельство об аттестации № 205-21/ RA.RU 311787 ФР. 1.31.2019.32866
8. Методика измерений массовой концентрации общего азота в пивоваренной продукции методом Кьельдаля. Свидетельство об аттестации № 205-21/RA.RU 311787 ФР. 1.31.2019.32877
9. ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
REFERENCES
1. Strategiya povysheniya kachestva pishchevoy produktsii v Rossiyskoy Federatsii do 2030 goda [Strategy for improving the quality of food products in the Russian Federation up to 2030] (approved by Order of the Government of the Russian Federation No. 1364-r dated June 29, 2016) [Electronic resource]. [cited 2021 March 1]. Available from: http://static. government.ru/media/fi1es/9JUDtBOpqmoAat AhvT2wJ8UPT5Wq8qIo.pdf
2. Khurshudyan SA, Galstyan AG. Kachestvo pishchevykh produktov. Terminy i opredeleniya [Food quality. Terms and definitions]. Kontrol' kachestva produktsii [Product quality control]. 2018. No. 1. P. 48-49 (In Russ.).
3. Oganesyants LA, Khurshudyan SA, Galstyan AG. Monitoring kachestva pischevykh produktov - bazoviy element Strategii [Food quality monitoring is a basic element of the Strategy]. Kontrol' kachestva produktsii [Product quality control]. 2018. No. 4. P. 56-59 (In Russ.).
4. Khurshudyan SA, Galstyan AG. Monitoring kachestva vinodel'cheskoy produktsii [Monitoring the quality of wine products]. Kontrol' kachestva produktsii [Product quality control]. 2017. No. 8. P. 12-13 (In Russ.).
5. Khurshudyan SA, Ryabova AE, Vafin RR, Semipyatniy VK, Mikhaylova IU. Monitoring kachestva molochnykh produktov [Monitoring the quality of dairy products]. Molochnaya promyshlennost' [Dairy Industry]. 2018. No. 11. P. 23-24 (In Russ.).
6. Monitoring kachestva - effektivniy instrument goskontrolya [Quality monitoring is an effective tool of state control]. Kontrol' kachestva produktsii [Product quality control]. 2017. No. 8. P. 40-45 (In Russ.).
7. Metodika izmereniy massovoy kontsentratsii b-glyukana v pivovarennoy produktsii fotoelektrokolorimetricheskim metodom [Methods for measuring the mass concentration of p-glucan in brewing products by photoelectric colorimetric method]. Attestation certificate No. 205-21/RA.RU 311787 FR. 1.31.2019.32866 (In Russ.).
8. Metodika izmereniy massovoy kontsentratsii obshchego azota v pivovarennoy produktsii metodom K'yel'dalya [Methods for measuring the mass concentration of total nitrogen in brewing products by the Kjeldahl method]. Attestation certificate No. 205-21/RA.RU 311787 FR. 1.31.2019.32877 (In Russ.).
9. GOST ISO/IEC 17025-2019. Obshchie trebovaniya k kompetentnosti ispytatel'nykh i kalibrovochnykh laboratoriy [State Standart ISO / IEC 17025-2019. General requirements for the competence of testing and calibration laboratories] (In Russ.).
Авторы
Кобелев Константин Викторович, д-р техн. наук, Хуршудян Сергей Азатович, д-р техн. наук, профессор, Рябова Анастасия Евгеньевна, канд. техн. наук, Данилян Армен Владиславович, канд. техн. наук, Агейкина Ирина Игоревна
ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности - филиал ФИЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН, 119021, Москва, ул. Россолимо, д. 7, xca020149@ramb1er.ru
Authors
Konstantin V. Kobelev, Doctor of Technical Sciences,
Sergey A. Khurshudyan, Doctor of Technical Sciences, Professor,
Anastasia E. Ryabova, Candidate of Technical Sciences,
Armen V. Danilyan, Candidate of Technical Sciences,
Irina I. Ageykina
All-Russian Scientific Research Institute of Brewing, Non-Alcoholic and Wine Industry - Branch of Gorbatov Federal Scientific Center for Food Systems of RAS, 7, Rossolimo str., Moscow, 119021, xca020149@rambler.ru