УДК 371
Долгиева Марем Белановна
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, заведующий отделом истории Ингушетии Ингушского НИИ гуманитарных наук им. Ч. Ахриева dom-hors@mail.ru
PОЛЬ ИСЛАМА В ТРУДАХ ИНГУШСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ В.-Г. ДЖАБАГИЕВА
Dolgiyeva Marem Belanovnа
PhD in History, Assistant Professor of the Russian History Subdepartment, Head of the Ingushetia History Department, Ingushetia Research Institute for the Humanities
dom-hors@mail.ru
ISLAM IN WORKS OF INGUSH EDUCATOR V.-G. DZHABAGIEV
Аннотация:
Данная статья посвящена анализу трудов известного ингушского просветителя общественнополитической мысли 2-ой половины XIX начала -XX в. В-Г. Джабагиева. В ней говорится о просветительской роли ислама в жизни народов России. В своих трудах автор подчеркивает положительные черты просветительского движения среди мусульман, указывает на то, что надо с осторожностью и деликатностью относиться к великим религиозным системам человечества.
Ключевые слова:
просветительство, ислам, мусульманское население, общесоциологический взгляд, инородцы, панисламизм, прогресс, европоцентризм, Конституция 1876 г.
Summary:
The article deals with works of V.-G. Dzhabagiev, a famous Ingush social and political educator of the late 19th - early 20th centuries. It considers educating role of Islam in life of Russian peoples. In his works Dzhabagiev considers positive features of the educating movement among Muslims and emphasizes the need for the careful and tactful attitude to the Great religious systems of the humankind.
Keywords:
enlightening, Islam, Muslim population, general sociological view, foreigners, Pan-Islamism, progress, Eurocentrism, the Constitution of 1876.
Будучи ярким и талантливым публицистом, ученым и писателем Вассан-Гирей Джабагиев оставил потомкам множество аналитических статей, полемических очерков, рассказов, книг. Многие работы горца-ингуша, неизвестны. Однако и тот материал, которым мы располагаем, является внушительным по объему и содержанию. Это десятки статей, брошюр и несколько книг по различной тематике. В.-Г. Джабагиев очень активно и плодотворно сотрудничал с органами периодической печати в Санкт-Петербурге (газета «Санкт-Петербургские ведомости», журнал «Русская будущность») и на Северном Кавказе (газета «Правда», журнал «Горская жизнь»), а также с иностранными изданиями (журнал «Свободный Кавказ»).
Его статьи по вопросам экономики, внутренней и внешней политики Российской империи появляются обычно на первых полосах газет за подписями: В.-Г. (Вассан-Гирей) Джабагиев; В.-Г. Джабаги, среди которых особое место занимают публикации о роли ислама в жизни ингушей, а также других народов Северного Кавказа и России в целом, о просветительском движении среди мусульман России и всего мира. Данной тематике посвящены следующие работы В.-Г. Джабагиева: «Кремль и ислам», «Инородцы России», «Шейх Мансур», «Император Вильгельм и ислам», «Султан Абдул-Гамид», «Мусульмане России», «Ингуши и грамотность», «Ислам, прогресс и конституция», «Пробуждение мусульманского мира» и др. Многие из этих исследований не утратили своей актуальности и по сей день, хотя речь идет о событиях почти столетней давности.
Уже в ранний период, начиная с 1905 г., он заявляет о себе как яркий и талантливый публицист с отличным слогом, с удивительной способностью обращать внимание на самые важные и злободневные вопросы социальной жизни малых народов России, так называемых инородцев, или туземцев. Особенно показательна в этом отношении статья «Инородцы России», суть которой заключается в том, что «инородцы решили на развалинах Русского государства и на разорении русского народа построить свое благополучие, образовать свои собственные государства» [1, с. 42]. В-Г. Джабагиев пишет: «Интересно бы точнее узнать, какие именно инородцы... Мне думается, что таких инородцев не отыскать на всем огромном протяжении нашего отечества» [2, с. 43]. Инородцы России, считает В-Г. Джабагиев, «спят на развалинах собственного благополучия, таким же сном уснула и вся Россия и вместо того, чтобы призывать русских людей на борьбу не только против анархии, но и против мирных сограждан, русские люди хорошо сделали бы, если бы призывали к объединению не одних православных и великороссов, а всех верных сынов отечества, без различия веры и крови» [3, с. 44]. По мнению Джабагиева,
Россия не проявляет должного внимания к потребностям социальной и духовной жизни малых народов страны, которые готовы всем сердцем служить ее интересам и доказали это на деле.
Заслугой автора явилась попытка дать комплексное освещение просветительской роли ислама в России и за ее пределами.
Выступая за распространение грамотности, приобщение ингушей к богатой письменной культуре России, считая это непременным условием улучшения положения ингушского народа, Джабагиев подчеркивает, что необходимо «создать ингушскую письменность на арабской графике, так как арабская грамотность очень распространена среди ингушей, что в каждом ауле при мечетях имеются начальные арабские школы» [4, с. 30]. Известно, что Джабагиевым была предпринята попытка создания ингушской азбуки на арабской графике. Джабагиев считал, что кавказские народы, преодолев вековую отсталость, развивая свою письменность, свой язык, культуру, должны стать в один ряд с другими цивилизованными народами. Кроме того, по его словам, развитие ислама среди ингушей и других народов Кавказа приобщит их к мировой культуре. Наиболее содержательной в этом отношении можно считать статью «Мусульмане России» [5, с. 1], в которой автор обеспокоен тем, что 20-миллионное мусульманское население России не включено должным образом в культурно-просветительское движение.
Джабагиев считает, что ислам как религиозная система обладает целым рядом особенностей. Он подчеркивает, что мусульманская религия обладает многими благородными чертами: «предписывает покорность Божьей воле, признает братство людей и ставит умственносозерцательную жизнь выше погони за земными благами» [б, с. 1]. В этом отношении идеология ислама выгодно отличается от охватившего буржуазную Европу духа наживы и ничем не сдерживаемой погони за удовольствиями. «Ислам, - пишет в этой связи Джабагиев, - в сущности, мог бы служить противоядием ложным идеалам, обуславливающим беспокойство, которое овладело западным миром за последнее время» [7, с. 1].
В то же время он подчеркивает, какие выгоды несет просветительское движение среди мусульман, указывает на то, что их жизнь не должна замкнуться на собственном узком мирке, на мертвой схоластике догматов религии, нужны «живые общеобразовательные европейские знания» [8, с. 1]. Иными словами, Джабагиев ведет речь о модернизации, рационализации всего образа жизни мусульман, и в том числе о «рационализации» ислама. Поэтому он призывает с большой осторожностью и деликатностью относиться к великим религиозным системам человечества, не смешивая фактов с идеями, нравственных принципов религии с действиями людей и эгоистическими принципами различных церквей. Все дело в том, считает Джабагиев, что всякое учение, всякая религиозная система условна в том смысле, что допускает определенное толкование, которое «всецело зависит от социальных фактов и мировоззрения каждой данной эпохи» [9, с. 1].
В.-Г. Джабагиев уверен, что всякая религия, в том числе и ислам, таит в себе большие возможности в плане активизации социальной деятельности и гармонизации личных и групповых отношений и интересов. В связи с этим он подчеркивает, «что стоит только мусульманам и мусульманской церкви стать на рационалистическую точку зрения в толковании Корана, и религия Мухамеда (с. а. с.) не замедлит оказаться одной из самых прогрессивных. Нужно только отказаться от предубеждений» [10, с. 1]. И здесь Джабагиев возлагает все надежды на просветительское движение, охватившее вместе со всей Россией и российских мусульман. В его воображении четко вырисовываются богатые плоды подобных преобразований: «Мусульмане приобщатся к принципам и идеям Запада и примут участие в общей культурной работе человечества» [11, с. 1].
В целом ряде публикаций В.-Г. Джабагиев стремится разрушить традиционное, связанное с европоцентризмом, представление о косности, реакционности мусульманского мира. Например, в статье «Ислам, прогресс и конституция» [12, с. 2] в качестве примера он приводит реакцию Европы на восстановление в Турции султаном Абдул-Хамидом Конституции 1876 г. Такой шаг, по словам Джабагиева, «вызывает всеобщее недоумение в Европе, где находят, что ислам и прогресс враждебны друг другу» [13, с. 2]. Далее он приводит множество выдержек из Корана и хадисов, свидетельствующих о том, что ислам первоначальный по духу своему глубоко демократичен и прогрессивен, что, как заметил еще Омар Хайям, «ислам сам по себе не имеет недостатков: все недостатки в нашем мусульманстве».
В статье «Султан Абдул-Гамид» [14, с. 1], посвященной просвещенному турецкому султану и его политике, В.-Г. Джабагиеву изменяет чувство меры. Султан предстает в его описании как идеальный, просвещенный мудрый монарх, «первый, истинный собиратель земли турецкой» [15, с. 47], который к тому же ищет в религии, религиозном чувстве «нравственной связи для различных этнографических групп своей империи» [16, с. 1].
Стойкая привязанность к просвещенному исламу и к Турции, которая в глазах Джабагиева была государством, где утверждался именно такой ислам, впоследствии, в годы эмиграции за-
ставила его избрать эту страну местом постоянного и длительного проживания после относительно короткого пребывания во Франции и Польше.
Особенно показательна в плане критики предвзятого, подозрительного или враждебного отношения к исламу статья под названием «Пробуждение мусульманского мира» [17, с. 1]. Хорошо знакомый с настроениями, которые преобладают в Западной Европе, Джабагиев пишет, что там всегда господствовало непоколебимое убеждение, что «мир ислама застыл на рутине, что религия Магомета окаменела на догматах, а мусульманское право запуталось в схоластике» [1S, с. 1]. Как следствие этого, «надменная Европа» не признает за другими религиями и народностями никаких способностей, считает людей во всех концах земного шара варварами, представителями низшей расы, очень часто отказывая им даже в праве на существование, считая их жизнь и имущество своим законным достоянием.
Анализируя творческое наследие В-Г. Джабагиева, его статьи, посвященные просветительской роли ислама, необходимо отметить, что автор с большим знанием дела создал научно-историческую концепцию взаимоотношений России и российских мусульман, а также России и всего мусульманского мира. В-Г. Джабагиев имел широкий общесоциологический взгляд на религию, и ее место в социальной жизни. Он возлагал все надежды на просветительское движение, охватившее вместе со всей Россией и российских мусульман.
Ссылки:
1. Джабагиев В-Г. Дореволюционная публицистика. Работы 1 9G5-1 917 гг. Инородцы России. Назрань; М., 2GG7.
2. Там же.
3. Там же.
4. Джабагиев В-Г. Дореволюционная публицистика. Работы 1 9G5-1 917 гг. Ингуши и грамотность. Назрань; М., 2GG7.
5. Джабаги В.-Г. Мусульмане России // Санкт-Петербургские ведомости. 19G5. № 1S1.
6. Там же.
7. Там же.
S. Там же.
9. Джабаги В.-Г. Указ. соч.
10. Там же.
11. Там же
12. Джабаги В.-Г. Ислам, прогресс и конституция // Санкт-Петербургские ведомости.1908. № 1SG.
13. Там же
14. Джабаги В-Г. Султан-Абдул-Гамид // Санкт-Петербургские ведомости.1908. № 161.
15. Джабагиев В.-Г. Дореволюционная публицистика. Работы 190б-1917 гг. Султан Абдул-Гамид. Назрань; Москва. 2007.
16. Там же.
17. Джабагиев В.-Г. Пробуждение мусульманского мира // Санкт-Петербургские ведомости. 1909. № 200.
1S. Там же.
References (transliterated):
1. Dzhabagiev V-G. Dorevolyutsionnaya publitsistika. Raboty 190б-1917 gg. Inorodtsy Rossii. Nazran'; M., 2007.
2. Ibid.
3. Ibid.
4. Dzhabagiev V-G. Dorevolyutsionnaya publitsistika. Raboty 190б-1917 gg. Ingushi i gramotnost'. Nazran'; M., 2007.
5. Dzhabagi V.-G. Musul'mane Rossii // Sankt-Peterburgskie vedomosti. 190б. № 1S1.
6. Ibid.
7. Ibid.
S. Ibid.
9. Dzhabagi V.-G. Op. cit.
10. Ibid.
11. Ibid
12. Dzhabagi V.-G. Islam, progress i konstitutsiya // Sankt-Peterburgskie vedomosti.19GS. № 1SG.
13. Ibid
14. Dzhabagi V-G. Sultan-Abdul-Gamid // Sankt-Peterburgskie vedomosti.19GS. № 161.
15. Dzhabagiev V.-G. Dorevolyutsionnaya publitsistika. Raboty 190б-1917 gg. Sultan Abdul-Gamid. Nazran'; Moskva. 2007.
16. Ibid.
17. Dzhabagiev V.-G. Probuzhdenie musul'manskogo mira // Sankt-Peterburgskie vedomosti. 1909. № 200.
1S. Ibid.
- 14б -