Научная статья на тему 'Роль ислама в формировании и развитии духовно-религиозного мировоззрения татарского народа'

Роль ислама в формировании и развитии духовно-религиозного мировоззрения татарского народа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
958
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОСПРИЯТИЕ / МИРОПОНИМАНИЕ / ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РЕЛИГИЯ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ / ИСЛАМ / ПИСЬМЕННО-ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / WORLD PERCEPTION / WORLDVIEW / SPIRITUAL AND RELIGIOUS WORLDVIEW / RELIGION / SPIRITUAL VALUES AND TRADITIONS / ISLAM / LITERARY HERITAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мирхаев Рифат Фирдинатович, Гумеров Ильгам Гусманович

После принятия ислама на протяжении многих веков татары в духовно-религиозном плане развивались под воздействием традиций и ценностей мусульманского мира, что нашло свое отражение и в их мировоззрении. На формирование системы мировосприятия и миропонимания татарского народа наряду с тэнгрианством сильное влияние оказал и ислам. В статье раскрывается роль и место мусульманской веры в становлении духовно-религиозного мировоззрения татарского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ISLAM IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE TATAR SPIRITUAL AND RELIGIOUS WORLDVIEW

After adopting Islam the Tatars over the centuries developed their spiritual and religious sphere under the influence of Muslim traditions and values which manifested themselves in their worldview. Along with Tengrism Islam influenced cardinally the formation of the Tatar world perception and worldview. The article discovers the role and place of Muslim faith in the formation of the Tatar spiritual and religious worldview.

Текст научной работы на тему «Роль ислама в формировании и развитии духовно-религиозного мировоззрения татарского народа»

Мирхаев Рифат Фирдинатович, Гумеров Ильгам Гусманович

РОЛЬ ИСЛАМА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОГО

МИРОВОЗЗРЕНИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА

После принятия ислама на протяжении многих веков татары в духовно-религиозном плане развивались под воздействием традиций и ценностей мусульманского мира, что нашло свое отражение и в их мировоззрении. На формирование системы мировосприятия и миропонимания татарского народа наряду с тэнгрианством сильное влияние оказал и ислам. В статье раскрывается роль и место мусульманской веры в становлении духовно-религиозного мировоззрения татарского народа. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/1 -1 /10.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 1 (67): в 2-х ч. Ч. 1. C. 38-40. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/1-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

12. Haggard H. R. She [Электронный ресурс]. URL: http://www.gutenberg.org/files/3155/3155-h/3155-h.htm (дата обращения: 06.12.2016).

13. Haggard R. H. The Annotated She: A Critical Edition of H. Rider Haggard's Victorian Romance with Introduction and Notes / ed. by Norman Etherington. Bloomington: University of Indiana Press, 1991. 241 p.

14. Haggard H. R. The Days of My Life: Autobiography [Электронный ресурс]. URL: http://gutenberg.net.au/ ebooks03/0300131.txt (дата обращения: 06.12.2016).

15. Katz W. R. Rider Haggard and the Fiction of Empire. N. Y.: Cambridge University Press, 1987. 184 p.

MOTIVE OF HUNTING IN H. R. HAGGARD'S NOVELS

Lashtabova Nataliya Vladimirovna, Ph. D. in Philology Orenburg State University lashnata@yandex. ru

Sadomskaya Natal'ya Dmitrievna, Doctor in Philology, Associate Professor Orenburg State Pedagogical University nashsad53@mail. ru

This article describes the function of the motive of hunting in H. R. Haggard's novels. The authors show that it is closely connected with the British culture and the topic of new territories development in the adventure novels of the XIX century. The motive of hunting is an important plot-forming means. In the context of the imperial paradigm the motive of hunting is associated with the British colonizers' idea of Africa as a place where unforgettable adventures and games wait for them. Hunting addictions of the characters are the means of characterology. The writer's opinion about the killing of animals evolves, as is evidenced by H. R. Haggard's later philosophical prose.

Key words and phrases: adventure literature; journey; animalistic prose; motive of hunting; H. R. Haggard.

УДК 821.512.145:398

После принятия ислама на протяжении многих веков татары в духовно-религиозном плане развивались под воздействием традиций и ценностей мусульманского мира, что нашло свое отражение и в их мировоззрении. На формирование системы мировосприятия и миропонимания татарского народа наряду с тэнгриан-ством сильное влияние оказал и ислам. В статье раскрывается роль и место мусульманской веры в становлении духовно-религиозного мировоззрения татарского народа.

Ключевые слова и фразы: мировосприятие; миропонимание; духовно-религиозное мировоззрение; религия; духовные ценности и традиции; ислам; письменно-литературное наследие.

Мирхаев Рифат Фирдинатович, к. филол. н., доцент Гумеров Ильгам Гусманович, к. филол. н.

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан mirhаеv77@mаil.ги; Шат05@Ькги

РОЛЬ ИСЛАМА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта № 16-14-16011.

Исторически религиозное мировоззрение татарского народа наряду с тэнгрианством [2, с. 40-42] развивалось и под воздействием мусульманской традиции, что нашло свое отражение в его многовековом письменно-литературном наследии. Так, например, по мнению ученых, вся средневековая татарская литература носит религиозную окраску и в свое время служила делу познанию вечных истин и божественной воли [4, с. 5].

История исповедования татарами мусульманской веры насчитывает более тысячи лет. Ислам проникает в Поволжье еще в начале X в. В 922 г. он принимается на официальном уровне и получает статус государственной религии Волжской Булгарии. Но, несмотря на это, местное тюркское население в своей основной массе не до конца отказывается от традиций и обрядов тэнгрианства. Можно сказать, что в духовно-культурном пространстве татарского народа с самого начала его формирования переплетаются элементы двух религиозных систем. Этот синкретизм, подвергаясь определенным трансформациям, дошел и до наших дней, о чем свидетельствуют данные фольклора, литературы и языка. Так, например, в современном татарском языке в значении «бог» наряду со словами алла и илаh употребляется также лексическая единица тэцре [5, б. 240].

Статус государственной религии ислам сохранил и после завоевания Волжской Булгарии монголами в 1236 г. и ее присоединения к Золотой Орде. Несмотря на то, что среди завоевателей были распространены тэнгрианство и христианство несторианского толка, со временем главенствующую роль в Джучиевом Улусе занимает мусульманство, чему в большей мере способствовало то обстоятельство, что основная масса населения исповедовала религию пророка Мухаммеда. Та часть монгольской знати, которая осталась здесь, быстро растворилась среди местной мусульманской аристократии, и вскоре ислам был объявлен государственной

10.01.00 Литературоведение

39

религией. Это оказало позитивное влияние на развитие татарского народа как в экономическом, социальном, так и духовно-культурном плане. В частности, начинается развитие городов и городской культуры, устанавливаются обширные торговые связи со странами мусульманского востока, в Поволжье распространяется арабо-персидская литература. Образованные слои населения Золотой Орды были хорошо знакомы с произведениями восточных классиков: Фирдоуси и Рудаки (Х в.), аль-Маари и Омара Хайяма (XI в.), Аттара и Низами (XII в.), Руми и Саади (XIV в.). На их основе формируется и развивается средневековая тюрко-татарская литература, которая вобрала в себя все прогрессивные явления своего времени. В этот период были созданы такие выдающиеся образцы словесности, как поэмы «Гулистан бит-тюрки» Сейфа Сараи, «Хосров ва Ширин» Кутба, «Мухаббат-наме» Хорезми, «Джумджума султан» Хисама Кятиба, «Кыссасел анбия» Рабгузи, прозаическое произведение «Нахдж аль-Фарадис» Махмуда аль-Булгари.

Несмотря на то, что некоторые из них, в частности «Хосров ва Ширин» и «Гулистан бит-тюрки», являются творческими переводами одноименных произведений восточных классиков Низами и Саади, эти творения все же имеют свою идейно-эстетическую и художественную ценность. Помимо арабо-персидской классики, средневековая тюрко-татарская литература формируется на основе местных традиций и достижений в ответ на внутренние духовные потребности страны.

Одно из центральных мест в произведениях эпохи Золотой Орды занимает человек, его переживания и чувства, поступки, взаимоотношения с обществом и природой. Как правило, он исповедует ислам, верит в Аллаха, однако, несмотря на это, авторы в первую очередь обращают внимание не на его религиозную принадлежность, а раскрывают нравственное лицо и черты характера. Для них образцом идеала является человек, обладающий такими чертами, как образованность, воспитанность, верность, великодушность, скромность, покорность, милосердие, сдержанность [1, с. 246]. Основная идея, которая пронизывает указанные выше произведения, заключается в том, что все содеянное - и добро, и зло - когда-нибудь вернется к тебе самому.

Примерно с середины XV в. на территории бывшей Золотой Орды образуется несколько самостоятельных государств. Среди них в истории татарского народа особое место занимает Казанское ханство, которое во многих областях считается правопреемником Волжской Булгарии и Золотой Орды. Данная мысль подтверждается археологическими и археографическими данными. Она прослеживается также в произведениях письменной литературы и устного народного творчества татарского народа.

В социально-политическом, экономическом и культурном плане Казанское ханство для своего времени считалось достаточно развитым государством. В его духовной жизни ислам, будучи государственной религией, занимал центральное место. Он исповедовался повсеместно. Представители мусульманского духовенства играли важную роль в управлении государством. Их руководитель, который избирался из числа сейидов, занимал второе место после хана и «в моменты междуцарствия, в силу своего высокого положения, обычно становился во главе временного правительства» [3, с. 679]. Некоторые религиозные деятели занимались также и литературной деятельностью. Так, например, автор поэм «Техфэи мэрдан» («Дар мужей») и «Нуры содур» («Свет сердец») Мухаммадьяр (1496/1497 - 1549) вышел из семьи потомственных богословов. В его произведениях нашли отражение взгляды и рассуждения поэта относительно идеального общества, в котором люди жили бы в мире и согласии, о морально-нравственных качествах, которыми должны обладать правители. Их основной лейтмотив - идея справедливости, которая в представлении автора является источником благополучия и процветания. В творчестве Мухаммадьяра также прослеживается влияние восточной (арабо-персидской) литературы. В то же время он умело пользуется и богатством татарского фольклора, элементы которого органически вплетаются в стихотворные строки, придают текстам поэм лаконичность, образам - живость и выразительность [6, с. 315].

Творчество другого представителя татарской литературы эпохи Казанского ханства - Умми Камала (конец XIV в. - 1475 г.) пронизано идеями одного из основных направлений классической мусульманской философии - суфизма, представители которого проповедуют аскетизм и повышенную духовность. В произведениях поэта явления действительности объясняются волей Всевышнего. В его понимании этот мир -бренный, он является лишь ступенью для перехода в другой, вечный мир [7, с. 25].

В период с X по XVI в. ислам, определив основные направления развития татарского народа в общественно-политической и духовно-культурной областях, сыграл роль основы формирования системы его мировоззренческих взглядов и установок. После завоевания Казани в 1552 году Российским государством он перестает существовать как государственная религия, но сохраняется в форме индивидуальной практики, нормы и правила которой в определенной степени определяли муллы, выбираемые общинами татар. При этом значение религии в жизни народа, по сравнению с предыдущим этапом, существенно возрастает. По мнению ученых, в этот период ислам начинает выступать в роли своего рода защитного фактора от воздействия внешних факторов: с его помощью татарам удается сохранить себя как этнос [8, с. 65-66].

Следующий период истории (вторая половина XVI - начало XVII в.) характеризуется многочисленными выступлениями и восстаниями татар за восстановление своего государства. Они продолжились и в XVIII веке. В результате правительство Екатерины II в отношении «инородцев» было вынуждено пойти на некоторые уступки: в 1776 году мусульманское купечество получает право торговли по всей России, в 1782 году создается орган самоуправления мусульман - Казанская татарская Ратуша, в 1784 году мурзы (татарские дворяне) уравниваются в правах с русским дворянством, в 1788 году издается указ об учреждении Оренбургского Магометанского Духовного собрания мусульман в Уфе. Несмотря на то, что эти привилегии касались только татарской элиты (дворянства и духовенства), они все же сыграли свою роль в истории. В частности, они подготовили почву для новых преобразований.

Конец XVIII в. ознаменовал начало нового этапа в духовно-культурной жизни татарского народа. В силу изменившейся социокультурной ситуации во всех сферах жизни необходимо было выстраивать новые

отношения. Татарское общество постепенно начало входить в эпоху реформ и просветительства. Изменения начались и в религиозной сфере. Новое время в соответствии со сложившейся реальностью требовало от религии большей открытости, что впоследствии в определенной степени было претворено в жизнь ранними представителями татарского религиозного реформаторства. Впоследствии их начинания дали толчок изменениям в других сферах жизнедеятельности и переросли в просветительское движение, которое на рубеже XIX-XX вв. привело к возрождению татарского народа в духовно-культурном плане.

Список литературы

1. История татарской литературы: в 8-ми т. / отв. ред. Р. Ф. Рахмани. Казань: Татарское кн. изд-во, 2014. Т. 1. Древний период и Средние века. 415 с.

2. Мирхаев Р. Ф., Гумеров И. Г. Духовные ценности и традиции тэнгрианства в структуре религиозного мировоззрения татарского народа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 10 (64): в 3-х ч. Ч. 3. С. 40-42.

3. На стыке континентов и цивилизаций: из опыта образования и распада империй X-XVI вв. / сост. И. Б. Муслимов. М.: Инсан, 1996. 768 с.

4. Средневековая татарская литература (VIII-XVIII вв.) / науч. ред. Н. Ш. Хисамов. Казань: Фэн, 1999. 240 с.

5. Татар теленец ацлатмалы сузлеге. 0ч томда / Тез. И. А. Абдуллин, С. Б. Вахитова, Ф. М. Газизова, Л. Р. Гайнанова, Ф. Э. Ганиев, М. Г. Мехэммэдиев, Ш. С. Ханбикова, Р. Г. Эхмэтьянов. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1981. Т. III. 832 б.

6. Татарская энциклопедия: в 6-ти т. / гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2008. Т. 4. М-П. 768 с.

7. Татарская энциклопедия: в 6-ти т. / гл. ред. А. М. Мазгаров, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2014. Т. 6. У-Я. 720 с.

8. Юзеев А. Н. Татарская философская мысль конца XVIII - XIX веков: в 2-х кн. Казань: Иман, 1996. Кн. 1. 137 с.

THE ROLE OF ISLAM IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE TATAR SPIRITUAL AND RELIGIOUS WORLDVIEW

Mirkhaev Rifat Firdinatovich, Ph. D. in Philology, Associate Professor Gumerov Il'gam Gusmanovich, Ph. D. in Philology G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Tatarstan Academy of Sciences [email protected]; [email protected]

After adopting Islam the Tatars over the centuries developed their spiritual and religious sphere under the influence of Muslim traditions and values which manifested themselves in their worldview. Along with Tengrism Islam influenced cardinally the formation of the Tatar world perception and worldview. The article discovers the role and place of Muslim faith in the formation of the Tatar spiritual and religious worldview.

Key words and phrases: world perception; worldview; spiritual and religious worldview, religion; spiritual values and traditions; Islam; literary heritage.

УДК 82-1

Статья посвящена обобщению и анализу исторического опыта национально-художественных традиций в калмыцкой поэзии 1920-1940-х гг., а также выявлению закономерностей исторического развития советской эпохи. Главной особенностью развития калмыцкой поэзии является творческое сочетание уникальных национально-художественных традиций и поисков новых методов в условиях социалистического общества. В ее становлении немаловажную роль сыграла русская классическая и советская литература. Своеобразие национально-самобытного характера калмыцкой поэзии подчеркивается расширением образно-тематического и жанрового пространства в тесной связи с историческими событиями рассматриваемого периода.

Ключевые слова и фразы: история калмыцкой литературы; калмыцкая поэзия; национально-художественные традиции; национально-самобытный характер; фольклорные особенности.

Очирова Нюдля Четыровна, к. филол. н.

Калмыцкий научный центр Российской академии наук ochirnudlya@mail. ги

НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В КАЛМЫЦКОЙ ПОЭЗИИ 1920-1940-Х ГОДОВ

1920-е гг. для калмыцкой поэзии обусловили новый этап развития многовековой калмыцкой литературы. Одной из основных проблем современного калмыцкого литературоведения является создание целостной концепции истории калмыцкой литературы XX в. и исследования ее истоков.

На сегодняшний день калмыцкая поэзия XX в. еще не получила целостного анализа и находится в стадии исследовательской разработки. Актуальность, научная значимость и недостаточная разработанность темы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.