Научная статья на тему 'Роль Иркутской городской думы в ходе подготовки распространения на Сибирь земских учреждений'

Роль Иркутской городской думы в ходе подготовки распространения на Сибирь земских учреждений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВВЕДЕНИЕ ЗЕМСТВА В СИБИРИ / ИРКУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА / ПРОЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ / КОМИССИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МОТИВОВ К ВОЗБУЖДЕНИЮ ХОДАТАЙСТВА О ВВЕДЕНИИ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ / IRKUTSK CITY COUNCIL (MUNICIPAL DUMA) / ESTABLISHING OF ZEMSTVO IN SIBERIA / PROJECTS OF ZEMSTVO ORGANIZATION / THE COMMISSION TO EMPLEMENT CAUSES FOR INSTITUTION OF PETITION TO ESTABLISH THE DISTRICT COUNCILS IN EASTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Плотникова Мария Михайловна

В статье рассматривается роль Иркутской городской думы в ходе подготовки распространения на Сибирь земства. Обращается внимание на тот факт, что Дума в начале XX в. поддерживала правительственные инициативы в этом направлении и стала центром обсуждения этого вопроса. В 1905 г. гласный Городской думы И. И. Попов даже написал проект, каким должно быть земство в Сибири. Во время Первой мировой войны Городской думой создается комиссия для разработки мотивов к возбуждению ходатайства о введении земских учреждений в Восточной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Плотникова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of the Irkutsk City Council in the Course of the District Councils Extension in Siberia

The article examines the role of the Irkutsk City Council (Municipal Duma) in the course of the district councils (zemstvo) extension in Siberia. The article focuses on the fact that at the beginning of the XX c. Duma supported such governmental initiatives and became the center of discussion of this question. In 1905 I. I. Popov the Municipal Duma deputy even wrote the project in order togive the examplar of zemstvo in Siberia. During the First World War the Municipal Duma formed the commission to emplement causes for institution of petition to establish the district councils in Eastern Siberia.

Текст научной работы на тему «Роль Иркутской городской думы в ходе подготовки распространения на Сибирь земских учреждений»

Серия «История»

2011. № 1 (1). С. 50-58 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 352.075.1(571.53)(091)

ББК 63.3(2Р54)52

Роль Иркутской городской думы в ходе подготовки распространения на Сибирь земских учреждений

М. М. Плотникова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье рассматривается роль Иркутской городской думы в ходе подготовки распространения на Сибирь земства. Обращается внимание на тот факт, что Дума в начале XX в. поддерживала правительственные инициативы в этом направлении и стала центром обсуждения этого вопроса. В 1905 г. гласный Городской думы И. И. Попов даже написал проект, каким должно быть земство в Сибири. Во время Первой мировой войны Городской думой создается комиссия для разработки мотивов к возбуждению ходатайства о введении земских учреждений в Восточной Сибири.

Ключевые слова: введение земства в Сибири, Иркутская городская дума, проекты организации земских учреждений, комиссия для разработки мотивов к возбуждению ходатайства о введении земских учреждений в Восточной Сибири.

Часть обеспечивающих основу для модернизационных процессов в Российской империи реформ, осуществленных в 60-е гг. XIX в., не была распространена на Сибирь. К таким реформам относились реформа суда и введение земства. Первым заявившим о том, что земство должно быть распространено на Сибирь, стал гласный Иркутской городской думы, общественный деятель, адвокат В. И. Вагин. В 1881 г. уже Иркутская городская дума обратилась к царскому правительству с ходатайством, посвященным 300-летию присоединения Сибири, в котором просила избавить Сибирь от ссылки, даровать подобно Европейской России земские учреждения, а также скорый и правый суд [1, с. 70]. И если в 1896 г. реформа суда все-таки была проведена в Сибири, за что Иркутская городская дума ходатайствовала о присвоении министру юстиции Н. В. Муравьеву звания почетного гражданина г. Иркутска, то земскую реформу осуществило только Временное правительство в 1917 г.

Необходимо отметить тот факт, что именно городская дума ходатайствует о проведении реформ, обеспечивающих основу для развития модернизации царской России. Это связано с тем, что дума оказалась в самом эпицентре модернизационных процессов, включающих в себя социальную мобильность населения, освобождение крестьян, урбанизацию, индустриализацию, народное просвещение и демократизацию. Именно городская дума отвечала за народное просвещение, напрямую сталкивалась с социальной мобильностью, урбанизацией и находилась в центре процесса индустриализации. Го-

родской думе пришлось в той или иной степени продвигать модернизацион-ные процессы.

И, наконец, это был выборный орган власти. Несмотря на то, что, согласно Городовому положению 1892 г., был увеличен имущественный ценз, позволяющий участвовать в городских выборах, к 1905 г. сформировалась думская либерально настроенная оппозиция к царскому правительству. Выразилась она в думском движении за созыв съезда городских представителей. То есть налицо процесс формирования новой элиты, несмотря на все старания царского правительства ограничить круг людей, имеющих право выбирать и быть избранным.

В начале XX в. не только либеральным движением и общественными организациями, но и властью стал активно обсуждаться вопрос о введении земских учреждений в Сибири. Необходимо отметить, что первым из официальных лиц поддержал идею распространения земских учреждений в Сибири генерал-губернатор Восточной Сибири А. Д. Горемыкин в конце XIX в. В 1902 г. были утверждены губернские и уездные комитеты Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, что способствовало началу работы в Сибири комитетов Особого совещания. Комитеты обсуждали вопросы о местном самоуправлении, в том числе введение земства в Сибири. Губернские комитеты проходили под председательством губернаторов. В Иркутске председательствовал И. П. Моллериус, а членом комитета от Иркутской городской думы был избран гласный И. И. Попов. И. И. Попов был редактором «Восточного обозрения», народовольцем, административно сосланным в 1885 г. в ссылку в Кяхту за революционную деятельность. На заседаниях Иркутского губернского комитета Особого совещания И. И. Попов доказывал полную невозможность применения земства в рамках Положения о земских учреждениях 1890 г., как это предлагал губернатор И. П. Моллериус. Члены комитета нашли, что «и положение 1866 г. не подходит к Сибири ввиду географических, этнографических и иных особенностей окраины. В то же время мы настаивали на всеобщем избирательном праве, как для мужчин, так и для женщин» [2, с. 159]. И. И. Попов принадлежал к новому слою, формировавшейся в тот период элите, которая стремилась к участию в управлении империи через демократизацию политической системы.

Именно И. И. Попов, когда в начале XX в. революционная волна стала нарастать, проявил себя как инициатор и «застрельщик» всех оппозиционных думских выступлений. В августе 1904 г. Иван Иванович поехал в Москву и Петербург, как он сам написал, «набраться новостей, научиться уму-разуму в политике» [2, с. 235]. В ноябре 1904 г. состоялся съезд земцев. В. А. Нардова отмечает, что этот съезд «оказал большое влияние на деятелей городского самоуправления, способствовал включению дум в оппозиционное движение» [3, с. 142]. И. И. Попов был знаком с тезисами большинства и меньшинства этого съезда. В ноябре же и декабре происходил процесс быстрой политизации деятельности городских дум по всей стране - думами были поддержаны решения земского съезда и возобновлены ходатайства о съезде городских представителей.

Иркутская городская дума тоже была вовлечена в процесс политизации деятельности дум, уже в ноябре 1904 г. по инициативе И. И. Попова, И. С. Фатеева, А. С. Первунинского, В.В. Жарникова, Н. П. Полякова и С. Н. Родионова приняла постановление о необходимости созыва Всероссийского съезда представителей городского самоуправления. Это постановление было послано князю Святополк-Мирскому [4, с. 1]. В феврале 1905 г. 29 гласных подали в Думу заявление о необходимости организовать комиссию, которой поручили составить на высочайшее имя адрес и записку в совет министров о видах, предположениях и соображениях по вопросу об усовершенствовании государственного благоустройства, улучшении народного благосостояния и порядке проведения в жизнь преобразования, возвещенного в рескрипте г. Министру внутренних дел [2, с. 249]. Председателем этой комиссии был избран И. И. Попов, и им же были составлены записка и адрес, которые были приняты Думой.

Рескрипт царя от 3 апреля 1905 г. на имя генерал-губернатора П. И. Кутайсова о введении земства на восточных окраинах империи стал толчком к написанию общественностью проектов, каким должно быть земство в Сибири. П. И. Кутайсов пригласил к обсуждению этого вопроса различные общества и отдельные лица. Всего, по подсчетам С. И. Аккерблома, до конца года в регионе было подготовлено 18 разнообразных проектов организации земских учреждений на базе Положения о земских учреждениях от 12 июня 1890 г. [5]. Иркутск и Томск стали центрами по разработке таких проектов. В Томске проект составили члены юридического общества Томского университета под председательством Г. Н. Потанина, в Иркутске - в Городской думе была создана комиссия под председательством И. И. Попова и в ВСОРГО была создана комиссия, которую возглавил С. А. Лянды. В «Истории общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX - нач. XX века», написанной под редакцией М. В. Шиловского, сделан компаративный анализ проектов томичей и И. И. Попова. Авторы отметили, что томский проект более полный, чем иркутский, а по ряду вопросов есть определенные расхождения, но оба они выражали концепцию автономного устройства региона [5].

В Иркутске уже 7 апреля 1905 г. гласные Иркутской городской думы направили царю адрес с одобрением предполагаемого введения земства в Сибири. Были продлены полномочия комиссии И. И. Попова, созданной для подготовки адреса и записки в Совет министров, и ей поручено выработать проект положения о земских учреждениях в Сибири. И. И. Попов написал проект «Положения о земских учреждениях в Сибири» и объяснительную записку к нему [6]. Иркутская городская дума напечатала это «Положение» отдельной книжкой и рассылала различным обществам и лицам. В объяснительной записке Иван Иванович указал, что основу предполагаемого проекта составили соображения, высказанные в сибирских комитетах о нуждах сельскохозяйственной промышленности, Положения о земских учреждениях в Сибири, составленные томскими обществами под председательством

Г. Н. Потанина, а также законоположения о местном самоуправлении, действующие в Западной Европе, и положения о земских учреждениях 1864 и 1890 гг.

И. И. Попов отметил, что отдаленность Сибири от центра, ее обширность, периодически повторяющаяся весною и осенью оторванность отдельных частей губерний и другие местные условия, помимо всяких соображений, выдвигают необходимость большой самостоятельности всех инстанций земства. Наука и практика уже давно установили правило, что чем ближе к населению стоят законодательная и исполнительная власти, тем полнее и действительнее удовлетворяются интересы и потребности его [6, с. 3-4]. И. И. Попов отмечает, что земско-городские съезды высказались не только за широкое самоуправление, но и за автономию областей. То есть речь шла не только о самостоятельности, но и о федерализме. Это были запросы не имперского, а модерного общества, и удовлетворены быть в рамках имперской идеологии они не могли. А И. И. Попов в основу «Проекта о земских учреждениях» положил самоуправление на широких началах самоопределения областей, самодеятельность населения и гражданские свободы.

В это же время Иван Иванович составил, как он сам выразился, «для распространения в широких массах» книжку-брошюру «Земство и Сибирь», изданную без цензуры в Москве. Проект земских учреждений, опубликованный в этом издании, содержал 11 глав, из которых первые 7 заключали в себе общую часть - статьи, касающиеся земств всех инстанций, а в остальных 4 главах были разработаны вопросы, касающиеся волостного, уездного и губернского земств и земского съезда - каждого в отдельности. Круг ведомств, компетенции и предел власти земств был разработан в общих статьях по той причине, что И. И. Попов считал необходимым предоставить широкую самодеятельность и независимость каждой земской инстанции. В то же время некоторые статьи Иван Иванович формулировал условно, предоставляя земским собраниям первых призывов, близко знакомым с местными условиями, окончательно разработать их [7, с. 4-5]. Необходимо отметить, что И. И. Попов изучил иностранный законодательный опыт, в книге «Земство и Сибирь» он в списке литературы ссылается на работу знаменитого немецкого исследователя Лоренца фон Штейна. Также Иван Иванович предложил ввести термин «обыватели», заметив им «избирателей», основываясь на прусском кодексе и обосновывая это тем, что участие в самоуправлении - это не только право, но и обязанность всех граждан. С его точки зрения понятие «избиратель» заключает в себя ограничительное начало, а «обыватель» охватывает всех живущих на данной территории, не исключая и женщин. Единственным ограничением он считал годичный стаж проживания, необходимый для того, чтобы быть уверенным, что данный человек более или менее связан с интересами данной местности [7, с. 6].

Интересно то, что оппозиционно настроенный к власти И. И. Попов предлагает земствам использовать опыт губернского по земским делам присутствия, предоставив ему право приостанавливать незаконные решения земств. Такое присутствие должно собираться под председательством губернатора и состоять из губернатора, прокурора, представителя государственно-

го контроля, городского головы, председателя земской губернской управы и двух выборных членов - по одному от думы и от земства [7, с. 8]. По мнению Попова, эта коллегия на первое время могла бы заменить выборный административный суд, с пользой работающий в континентальной Европе. Таким образом, И. И. Попов нашел в структуре имперской государственной власти орган, на который можно было бы надстраивать современный тип государства.

В июле 1905 г. Иркутск пригласили на земско-городской съезд. Делегатом на съезд был выбран И. И. Попов. Попов пишет, что в Иркутске участию в земско-городских съездах придавали большое значение. «Дума дала мне наказ добиваться всеобщего избирательного права, широкого самоопределения областей и тому подобного. Генерал-губернатор П. И. Кутайсов полушутя-полусерьезно говорил: “Иван Иванович, вернувшись, упраздните и меня и губернатора, а сами станете комиссаром”» [2, с. 261]. Настроение в обществе в то время было такое, что когда на московский земско-городской съезд явилась полиция и предложила депутатам разойтись, председатель съезда ответил, что съезд разойтись не может. В результате переговоров полицмейстера и председателя съезд продолжил работу. Дело даже не в том, что при сильной власти подобные инциденты были бы невозможны, а в том, что делегаты съезда отказались подчиниться требованиям власти и остались безнаказанными. 6 августа 1905 г. было опубликовано булыгинское положение о Государственной думе. В Иркутской городской думе состоялось совещание гласных, на котором они вынесли постановление, требующее, чтобы земско-городской съезд настаивал на замене булыгинской законосовещательной думы думой с законодательными функциями. Следующий сентябрьский съезд стал приобретать партийный характер. И. И. Попов вспоминает, что в земско-городских съездах большинство были освобожденцы, и конституционнодемократическая партия являлась для них вполне приемлемой. Боевым вопросом на сентябрьском съезде был вопрос о бойкоте булыгинской думы. В Иркутске же никто не предлагал И. И. Попову агитировать за бойкот выборов, наоборот, было признано необходимым идти на выборы в Государственную думу с тем, чтобы уже в самой думе добиваться расширения прав и законодательных функций.

Накал революционных событий снял с повестки дня вопрос о введении земства в Сибири. Дальнейшая дискуссия о формате земских учреждений продолжилась в Государственной думе. В 1908 г. 101 депутат подписали законодательное предложение о введении в сибирских губерниях и областях земского самоуправления. В 1912 г. этот законопроект, доработанный кадетской фракцией, вносится на обсуждение Государственной думы и принимается ей. Однако Государственный совет отклонил предложение Думы о введении земского самоуправления в Сибири, порекомендовав царскому правительству составить новый вариант закона. Правительство предполагало передать законопроект о введении земства в Восточной Сибири, после того, как он будет выработан, на обсуждение сведущих людей на местах, где имелось в виду с этой целью устроить ряд совещаний [8, с. 2]. Однако вступление Рос-

сийской империи в Первую мировую войну приостановило обсуждение вопроса о введении земства в Сибири.

Вместе с тем именно война остро поставила этот вопрос, так как наглядно продемонстрировала, что некому налаживать устройство местной жизни, выбитой из обычной колеи, некому оказывать денежную и трудовую помощь семьям запасных, обеспечивать население продовольствием, поддерживать мелкие хозяйства и организовывать сбыт продуктов сельского хозяйства для нужд армии.

В конце 1913 г. в Иркутской городской думе создается комиссия для разработки мотивов к возбуждению ходатайства о введении земских учреждений в Восточной Сибири, которую возглавил А. С. Первунинский. Секретарем этой комиссии был городской секретарь И. И. Серебренников, известный краевед, впоследствии министр Временного Сибирского правительства. В феврале 1915 г. эта думская комиссия постановила войти в Государственную думу с докладом о возбуждении перед Министерством внутренних дел ходатайства о том, чтобы приостановленное военными событиями движение вопроса о введении земства в Сибири получило дальнейший ход. Комиссия также приняла решение составить большую мотивированную записку о необходимости для Сибири земства [9, с. 91]. И. И. Серебренников подготовил доклад от лица этой комиссии для гласных Иркутской городской думы. «Аргументирую исключительно от войны» - записал он в своем дневнике [9, с. 96].

И. И. Серебренников в подготовленном им докладе отметил очевидную для всех неприспособленность земского хозяйства к особенностям переживаемого времени. Иван Иннокентьевич обратил внимание, что семьи запасных остаются без должной помощи, мелкие хозяйства лишены должной поддержки, а в результате - сокращается посевная площадь края. Еще более усугубится ситуация после войны, когда многие семьи лишатся своих кормильцев, а на сельские общества ляжет непосильная для них задача по призрению увечных и больных воинов и их семейств [8, с. 3].

В апреле 1915 г. этот доклад был сделан на заседании Городской думы. В дневнике И. И. Серебренников высказал свое мнение относительно того, как проходило обсуждение Думой этого доклада. «В другом городе, при другом составе гласных городской голова внес бы подобный вопрос на обсуждение Думы в первую очередь, сказал бы приличествующее случаю слово, кто-нибудь из гласных выступил бы с таким же словом и т. д. У нас же городской голова выдвинул этот вопрос в конце заседания, когда много гласных уже разошлось по домам, и не промолвил при этом не единого слова. Перед этим рассматривался вопрос об ассигновании средств на ремонт вооружения местной полиции. От кобур, шашек и портупей с таким же интересом к делу перешли к вопросу о земстве в Сибири...» [9, с. 110].

К Иркутской городской думе созыва 1914-1917 гг. у Серебренникова было негативное отношение, состав гласных характеризовался им как крайне безобразный, когда никто ничем, кроме общественного пирога, не интересуется [9, с. 209]. Это было связано с тем, что сам И. И. Серебренников был активным общественным деятелем, работающим в Иркутском комитете Союза

городов, общественной организации, вызванной к жизни нуждами военного времени. Он внимательно следил за работой Государственной думы, особенно за ходом подготовки городской реформы и предполагаемого распространения земских учреждений на Восточную Сибирь. И. И. Серебренников, как и И. И. Попов, был бывшим революционером, впоследствии работающим в Городском общественном управлении и отстаивавшим либеральные взгляды в отношении государственной политики и социалистические - в вопросах городской социальной политики.

В апреле 1915 г. состоялось совещание под председательством управляющего канцелярией генерал-губернатора Н. Т. Козлова из приглашенных лиц по вопросу о необходимости, возможности и желательности введения земских учреждений в губерниях и областях Восточной Сибири. На совещании от городского управления кроме И. И. Серебренникова присутствовал председатель думской комиссии для разработки мотивов к возбуждению ходатайства о введении земских учреждений в губерниях и областях Восточной Сибири гласный А. С. Первунинский. После продолжительного обмена мнениями присутствующих совещание единогласно признало введение земских учреждений в губерниях и областях Восточной Сибири и желательным, и возможным. Для выяснения возможного устройства будущих земских учреждений Восточной Сибири в смысле дорожного дела и в финансовом отношении выделены две секции: первая - под председательством Н. Т. Козлова, вторая - управляющего Казенной палатой Лаврова [9, с. 111]. После этого совещания земская комиссия Городской думы постановила продолжить свои работы и приступить к составлению подробно мотивированной докладной записки о необходимости и возможности введения земских учреждений в Восточной Сибири и о главных основаниях этой реформы.

В следующий раз вопрос о введении земства поднимался через год в апреле 1916 г. на Съезде представителей городов Восточной Сибири, который проводился при помощи и поддержке Иркутской городской думы. Здесь было отмечено, что без введения земства невозможна организация планомерной помощи больным и раненым воинам [10, с. 68].

Царское правительство так и не распространило земство на Сибирь, это сделало только Временное правительство в 1917 г. Потребовалось более 50 лет для того, чтобы земские учреждения появились на восточной окраине России. Иркутская городская дума в 1881 г. впервые обратила внимание царского правительства на необходимость введения земских учреждений в Сибири, использовав как повод 300-летний юбилей присоединения Сибири. В начале XX в., когда власть изъявила свою готовность к обсуждению вопроса о распространении земских учреждений на Сибирь, Иркутская городская дума поддержала эту дискуссию. Представители Думы - городской голова Б. П. Шостакович и гласный И. И. Попов - в 1902 г. участвовали в заседаниях Иркутского губернского комитета Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности под председательством губернатора П. И. Моллериуса. И. И. Попов не только доказывал невозможность применения земства в Сибири в рамках Положения о земских учреждениях 1890 г.,

но и настаивал на введении всеобщего избирательного права. Революционная волна 1905 г. подвигла царя издать рескрипт на имя генерал-губернатора Восточной Сибири П. И. Кутайсова о введении земства на восточных окраинах империи. Согласно этому рескрипту П. И. Кутайсов пригласил общественность к дискуссии по вопросу введения земства. На этот раз Иркутская городская дума не только приняла участие в обсуждении, но и представила широкой публике проект о введении земства в Сибири гласного И. И. Попова. После отклонения в 1912 г. Государственным советом законопроекта Государственной думы о введении в сибирских губерниях и областях земского самоуправления, несмотря на вступление Российской империи в Первую мировую войну, Иркутская городская дума создает в 1913 г. комиссию для разработки мотивов к возбуждению ходатайства о введении земских учреждений в Восточной Сибири. Городской секретарь И. И. Серебренников пишет доклад от лица этой комиссии для гласных Иркутской городской думы, в котором показывает, что война обострила необходимость введения земских учреждений в Сибири. Таким образом, Иркутская городская дума поддержала все инициативы царской власти, направленные на обсуждение распространения земских учреждений в Сибири, и даже написала собственный проект, каким должно быть земство на окраинах Российской империи.

1. Городское самоуправление в Иркутске: 220 лет / под общ. ред.

М. М. Плотниковой. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. - 243 с.

2. Попов И. И. Забытые иркутские страницы. Записки редактора / И. И. Попов. - Иркутск, 1989. - 384 с.

3. Нардова В. А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX -начале XX века / В. А. Нардова. - СПб. : Наука, 1994. - 159 с.

4. Иркутск. Городская дума [Протокол заседания комиссии от 19 марта 1905 г.; Проект Всеподданнейшего адреса; Проект докладной записки в Совет Министров; в Иркутскую Городскую Думу. по вопросу о программе съезда городских представителей]. - Иркутск, [1905?]. - 24 с.

5. История общественного само-

управления в Сибири второй половины XIX - нач. XX века [Электронный ресурс] / К. А. Анкушева, Г. А. Бочанова, Е. А. Дегальцева, А. К. Кириллов,

Г. А. Ноздрин, В. М. Шиловский ; отв. ред. М. В. Шиловский. - Новосибирск : ИД «Сова», 2006. - Режим доступа:

Шр://ЫБ1огу. шс. ги/кар11а1/рго]ес1^2/3-

1. Ыш1. (дата обращения: 01.06.2011).

1. City self-government in Irkutsk: 220 years / under the general editorship of M. M. Plotnikova. Irkutsk : Publishing house of the ISU, 2008. - 243 p.

2. Popov I. I. Forgotten pages of Irkutsk. Editor's notes / I. I. Popov. -Irkutsk, 1989. - 384 p.

3. Nardova V. A. Autocracy and City Councils in Russia in late XIX - early XX c. / V. A. Nardova. - SPb. : Science, 1994. - 158 p.

4. Irkutsk. City Council [The report of the commission, March, 19th, 1905; The Address Project; the Report Project in the Council of Ministers; in the Irkutsk City Council ... over the congress program of city's representatives]. - Irkutsk, [1905?]. - 24 p.

5. History of public self-government in Siberia in the second half of the XIX -early XX c. - Access mode: URL:http ://www.history.nsc.ru/kapital/proj e ct/sg2/index.html. (last visit 01.06.2011)

6. Popov I. I. The project of Siberian district councils regulations / I. I. Popov. -Irkutsk : P. Kazantsev's Steam printing house, 1905. - 44 p.

7. Popov I. I. Self-government and district councils (on the establishment of zemstvo in Siberia) / I. I. Popov. - M. : the

6. Попов И. И. Проект положения о земских учреждениях в Сибири / И. И. Попов - Иркутск : Паровая типография И. П. Казанцева, 1905. - 44 с.

7. Попов И. И. Самоуправление и земские учреждения (по поводу введения земства в Сибири) / И. И. Попов. - М. : Тип. Общества распространения полезных книг, арендуемая В. И. Вороновым, 1906. - 55 с.

8. Вестник Иркутского Городского

Общественного Управления. - 1915. -

№ 1-2. - Прил.

9. Серебренников И. И. Претерпев судеб удары. Дневник 1914-1918 гг. / И. И. Серебренников ; ред.-сост. Г. С. Андреев, П. К. Конкин, П. А. Новиков ; коммент. П. А. Новикова. - Иркутск : Изд-во Сапронов, 2008. - 592 с.

10. Вестник Иркутского городского общественного управления. Отдел не-офиц. - 1916. - № 3-4.

Printing house of the Society of useful books distribution, rented by V. I. Voronov, 1906. - 55 p.

8. Bulletin of Irkutsk City Public Administration. - 1915.- N 1-2. - Appendix.

9. Serebrennikov I. I. Strokes of misfortune. Diary 1914-1918-s / edit.-TOmp. G.

S. Andreev, P. K. Konkin, P. A. Novikov ; comm. P. A. Novikov. - Irkutsk : Publisher Sapronov, 2008. - 592 p.

10. Bulletin of Irkutsk City Public Administration. Informal department. -

1916. - N 3-4.

Significance of the Irkutsk City Council in the Course of the District Councils Extension in Siberia

M. M. Plotnikova

Irkutsk State University, Irkutsk

The article examines the role of the Irkutsk City Council (Municipal Duma) in the course of the district councils (zemstvo) extension in Siberia. The article focuses on the fact that at the beginning of the XX c. Duma supported such governmental initiatives and became the center of discussion of this question. In 1905 I. I. Popov the Municipal Duma deputy even wrote the project in order togive the examplar of zemstvo in Siberia. During the First World War the Municipal Duma formed the commission to emplement causes for institution of petition to establish the district councils in Eastern Siberia.

Кєу words: establishing of zemstvo in Siberia, Irkutsk City Council (Municipal Duma), projects of zemstvo organization, the commission to emplement causes for institution of petition to establish the district councils in Eastern Siberia.

Плотникова Мария Михайловна - кан- Plotnikova Maria Milhailovna - Candidate

дидат исторических наук, доцент ка- of Historical Sciences, Associate Professor

федры социально-экономических дисцип- of the Department of Social and Economic

лин Международного института эконо- Disciplines, the International Institute of

мики и лингвистики Иркутского государ- Economics and Linguistics of the Irkutsk

ственного университета, 664QQ3, г. Ир- State University, 664QQ3, Irkutsk, Karl

кутск, ул. К. Маркса, 1, 8(3952)521821, Marx st., 1, 8(3952)521821, e-mail:

e-mail: someforme@yandex.ru someforme@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.