Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНТУИЦИИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ'

РОЛЬ ИНТУИЦИИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / ПОЗНАНИЕ / НАУКА / МЫШЛЕНИЕ / ПАМЯТЬ / ФИЛОСОФ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Крючкова М.С.

В статье рассматривается вопрос об определении места интуиции, как одного из способов использования чувственности, рассудка и разума, ее роль в научном познании.In article the question of definition of the place of intuition as one of ways of use of sensuality, mind and reason, her role in scientific knowledge is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНТУИЦИИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ»

центр «Сварка»; дата поступл.: 26.04.2013; дата регистрации: 20.05.2014.

Крючкова М.С. студент 2 курса факультет «Экономико-математический» Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск РОЛЬ ИНТУИЦИИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

В статье рассматривается вопрос об определении места интуиции, как одного из способов использования чувственности, рассудка и разума, ее роль в научном познании.

Ключевые слова: интуиция, познание, наука, мышление, память, философ.

INTUITION ROLE IN SCIENTIFIC KNOWLEDGE

In article the question of definition of the place of intuition as one of ways of use of sensuality, mind and reason, her role in scientific knowledge is considered.

Keywords: intuition, knowledge, science, thinking, memory, philosopher.

Развитие человеческого знания происходит в результате экспериментальной деятельности, умозаключений, формирования понятий. Однако для прогресса цивилизации одной лишь логики недостаточно. Большое значение в появлении новых знаний имеют догадки, внезапные, необъяснимые здравым смыслом озарения. Новый импульс и направление движению мысли даёт интуиция. Это феномен, в основе которого - умение принимать правильные решения, минуя промежуточные ступени рассуждений. Интуиция издревле выступала предметом обсуждения философов, психологов, изобретателей и просто любознательных граждан. Попробуем разобраться с тем, что такое интуиция, и какую роль она играет в науке и повседневной жизни.

Роль интуиции в научном творчестве является темой исследований ученых различных сфер научных интересов от математиков и физиков до социологов и психологов.[7] Но вначале рассмотрим, что нам известно об интуиции. "Интуиция (латШнеп - пристально смотреть) - способность непосредственного постижения истины [1,с. 142]. В домарксистской философии интуиция рассматривалась как особая форма познавательной деятельности. Декарт, например, считал, что дедуктивная форма доказательства покоится на аксиомах, последние же постигаются чисто интуитивно, без всякого доказательства. Интуиция, по Декарту, в соединении с дедуктивным методом, служит всеобщим критерием полной достоверности. Большое место занимает интуиция в философии Спинозы, который считал её "третьим родом" познания, наиболее достоверным и важным познанием, схватывающим сущность вещей [3,с. 113]. В зарубежной философии и психологии интуиция длительное время рассматривалась как мистическая способность знания, несовместимая с логикой и жизненной

практикой.

Интуиция - это способ познания истины путём её прямого усмотрения без доказательств. Интуитивные решения возникают в результате долгих раздумий над решением вопроса.

Проблемой интуиции интересовались ещё в Античности. Так, Платон утверждал, что интуиция- это созерцание идей. Человек обладает абсолютным знанием, но, попадая в материальный мир, забывает обо всём. Познание, открытие нового - это припоминание того, что было известно раньше. Сделать это помогает интуиция. Речь идёт не о пассивном восприятии, а о внезапно открывшейся истине после длительной подготовки ума. Признавая феномен интуиции, Аристотель считал её недостаточной для получения достоверного научного знания. По мнению философа, подлинные представления о предметах и явлениях окружающего мира формируются в результате чувственного опыта и дедукции [3,с.93].

В Средневековье попытки научно объяснить интуицию предпринимали Фома Аквинский и Уильям Оккам. Ф. Аквинский роль интуиции видел в организации мышления человека. У. Оккам выделил несложное и сложное познание. К первому он относил знания, полученные при непосредственном восприятии предметов и явлений, ко второму -формирование понятий. Интуиция проявляется на уровне несложного познания, когда очевидное принимается без доказательств.

Трактовка понятия «интуиция» изменилась в Новое время. Бурное развитие естественных наук обусловило необходимость пересмотра теории познания, разработки новых методов обоснования понятий и законов. Интуитивное познание стало рассматриваться как выход на более высокий уровень интеллектуальной деятельности. Эту точку зрения высказывали Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант и другие. Интуиция - это (в философии) путь к истине.

В начале XX века понятие «интуиция» исключили из научного обихода. В то время большинство философов считало, что получить знания о мире можно лишь при помощи логики. Однако были и приверженцы другого мнения, в частности, Анри Бергсон, противопоставивший интуицию «царству интеллекта» [4,с.156]. Позже интуицию стали рассматривать как озарение, догадку, «прыжок в неизвестное» (С. Субмаев, С. Михоэлс и др.). Изучение интуиции актуализировалось по причине развития психологии творчества. Сегодня трактовки интуиции разнятся от «полусознательного предчувствия» до «высших форм творческого мышления». Сложность изучения феномена обусловливается проблематичностью описания и логического анализа того, что по своей природе нелогично.

"Без интуиции мы бы все еще находились в пещерах", - говорил писатель-футурист Мэрилин Фергюсон. Альберт Эйнштейн утверждал; "Действительно ценный фактор - это интуиция". Согласно Карлу Юнгу, интуиция - это один из четырех параметров личности [2,с. 286].

Большинство научных открытий совершались «по наитию». Так, идея

электромотора на переменном токе пришла в голову Николаю Тесла во время любования закатом. Мысль об относительности скорости происходящих в мире процессов посетила А. Эйнштейна после утреннего пробуждения. Д. А. Менделеев увидел периодическую систему элементов во сне. Психологи и физиологи объясняют подобные феномены следующим образом.

У людей с развитой интуицией хорошо работает долговременная память. Элементы прошлого опыта увязываются в систему, которая существует как в сознании, так и на подсознательном уровне. В механизм интуиции входит и эмоциональный компонент. Возникшая в процессе решения проблемы эмоция воздействует на зону головного мозга, отвечающую за долговременную память. Формирующиеся таким образом ассоциации способствуют появлению образов, в том числе оригинальных [6,с.187].

Мышление тесно связано с речью. Но бывает и невербализованное мышление. Скорость его протекания значительно выше, поэтому переработка информации с участием данного познавательного процесса протекает гораздо быстрее. Принятие интуитивного решения невозможно без учёта этического, эстетического и ценностного факторов. Успешность научной деятельности зависит не только от интеллектуально-творческих способностей, но и от личности учёного. Истина не вызывает сомнений у того, кому она открылась, но для принятия новой идеи общественностью требуются доказательства.

Многочисленные исследования показали, что люди, обладающие интуицией, предпочитают абстрактное рациональному, прозрение -поискам, качественное - количественному, схоластическое - линейному, макро - микро, шестое чувство - обычным чувствам, долгосрочное -краткосрочному, предчувствие - точной информации, аналоговое -цифровому и будущее - прошлому [4,с.267]. Это и есть предпосылки креативного мышления и широкомасштабных инноваций.

Использованные источники:

1. История философии. Энциклопедия. Мн: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. -1376с

2. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов.энциклопедия, 1983. -с.540

3. Бунге М. Интуиция и наука. - М: ПРОГРЕСС, 1967. -188с.

4. Новейший философский словарь. - 3-е изд., исправл. - Мн: Книжный Дом,2003. -1280 с.

5. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике: Очерк истории. XVII - начало XX вв. - М., 1963. - 320 с.

6. Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Локк Джон. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1985. -621 с.

7. Фаритов В.Т. Научное творчество как трансгрессивный феномен / В.Т. Фаритов // Философия и культура. - 2014. - № 10. - С. 1416-1422. БОТ:

10.7256/1999-2793.2014.10.10415

Крючкова М.С. студент 2 курса факультет «Экономико-математический» Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРОБЛЕМЫ И

ПРОТИВОРЕЧИЯ

В статье рассматриваются основные черты современного общества потребления, затрагиваются основные проблемы и противоречия.

Ключевые слова: общество потребления, «знаковое» потребление, зависимость, симулякры.

CONSUMER SOCIETY: MAIN LINES, PROBLEMS AND CONTRADICTIONS

In article the main lines of a modern consumer society are considered, the main problems and contradictions are touched.

Keywords: consumer society, "sign" consumption, dependence, simulacra.

Одним из способов описания современного общества является концепция «общества потребления». Принцип потребления особенно ярко наблюдается в экономически развитых странах: все больше средств тратится на досуг, развлечения, на продукцию, в которой нет непосредственной необходимости.

Многие философы и социологи ХХ века пытались определить и описать тот уровень развития, которого достигли наиболее успешные в экономическом отношении страны. Его называли и развитым индустриальным, и постиндустриальным обществом, полагая, что системная перестройка экономики и достижение изобилия принесут блага для человечества. Но наиболее критическое и в то же время точное описание такого общества предложил еще в 1970 году французский философ-постмодернист, социолог и культуролог Жан Бодрийяр. «Общество потребления» - с тех пор этот термин прочно вошел в наш язык, превратившись во что-то вроде ярлыка [1,с.42]. Однако, хоть с 70-х годов ХХ века прошло уже достаточно времени, критика этого ироничного интеллектуала не потеряла ни своей значимости, ни своей актуальности.

В свое время Бодрийяр вышел из неомарксистской среды, и в какой-то степени перенял аналитический живой и критический подход, свойственный Марксу. Можно сказать, что его книга «Общество потребления» является своего рода «Капиталом» ХХ века, только написана она в иной парадигме. Философа интересует не столько подоплека экономических и социальных взаимоотношений, сколько влияние на людей повседневности и быта. Ведь если во времена Маркса повседневная жизнь людей зависела от экономики через социальные отношения, то теперь она стала зависеть от технологий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.