Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНТЕРПОЛА В КООРДИНАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ'

РОЛЬ ИНТЕРПОЛА В КООРДИНАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
529
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
киберпреступность / киберпреступления / киберпространство / Интерпол / международное сотрудничество / взаимодействие / правоохранительные органы / транснациональные преступления / расследование. / кибер жиноятчилик / кибер жиноятчилик / кибер-космик / Интерпол / халқаро ҳамкорлик / ўзаро ҳамкорлик / ҳуқуқни муҳофаза қилиш органлари / трансмиллий жиноятлар / тергов қилиш.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матчанов А.А., Закиров Б.Э.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с определением роли и места Интерпола, как международной организации уголовной полиции, в координации деятельности национальных правоохранительных органов, в разработке единых рекомендаций по методике раскрытия и расследования киберпреступлений. Проведен научный анализ Устава Интерпола, принятых резолюций, регулирующих международное сотрудничество правоохранительных органов непосредственно занимающихся координирующей деятельностью в лице Национальных центральных бюро Интерпола МВД стан-участниц в борьбе с киберпреступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Мақолада Интерполнинг миллий ҳуқуқни муҳофаза қилиш органлари фаолиятини мувофиқлаштиришда халқаро жиноий полиция ташкилоти сифатида роли ва ўрнини аниқлаш билан боғлиқ муаммолар кўриб чиқилади. Интерпол Устави, иштирокчи давлатларнинг ҳуқуқни муҳофаза қилиш органларининг бевосита мувофиқлаштирувчи фаолият билан шуғулланувчи халқаро ҳамкорлигини тартибга солувчи ИИВ Интерпол миллий Марказий бюролар тимсолида илмий таҳлил қилинди.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНТЕРПОЛА В КООРДИНАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ»

РОЛЬ ИНТЕРПОЛА В КООРДИНАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ

Матчанов А.А.

доктор юридических наук, профессор, Академия МВД Республики Узбекистан

Закиров Б.Э. кандидат юридических наук, доцент Университет общественной безопасности Республики Узбекистан

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с определением роли и места Интерпола, как международной организации уголовной полиции, в координации деятельности национальных правоохранительных органов, в разработке единых рекомендаций по методике раскрытия и расследования киберпреступлений. Проведен научный анализ Устава Интерпола, принятых резолюций, регулирующих международное сотрудничество правоохранительных органов непосредственно занимающихся координирующей деятельностью в лице Национальных центральных бюро Интерпола МВД стан-участниц в борьбе с киберпреступностью.

Ключевые слова: киберпреступность, киберпреступления, киберпространство, Интерпол, международное сотрудничество, взаимодействие, правоохранительные органы, транснациональные преступления, расследование.

Аннотация. Маколада Интерполнинг миллий хукукни мухофаза килиш органлари фаолиятини мувофиклаштиришда халкаро жиноий полиция ташкилоти сифатида роли ва урнини аниклаш билан боглик муаммолар куриб чикилади. Интерпол Устави, иштирокчи давлатларнинг хукукни мухофаза килиш органларининг бевосита мувофиклаштирувчи фаолият билан шугулланувчи халкаро хамкорлигини тартибга солувчи ИИВ Интерпол миллий Марказий бюролар тимсолида илмий тахлил килинди.

Калит сузлар: кибер жиноятчилик, кибер жиноятчилик, кибер-космик, Интерпол, халкаро хамкорлик, узаро хамкорлик, хукукни мухофаза килиш органлари, трансмиллий жиноятлар, тергов килиш.

Abstract. The article deals with the problems associated with determining the role and place of Interpol as an international organization of the criminal police, in coordinating the activities of national law enforcement agencies, in developing uniform recommendations on the methodology for disclosing and investigating cybercrime. A scientific analysis of the Charter of Interpol, adopted resolutions regulating international cooperation of law enforcement agencies directly involved in coordinating activities represented by the National Central Bureaus of Interpol of the Ministry of Internal Affairs of the participating countries in the fight against cybercrime was carried out.

Keywords: cybercrime, cybercrimes, cyberspace, Interpol, international cooperation, interaction, law enforcement agencies, transnational crimes, investigation.

Введение. Общественно-опасные деяния в сфере информационно-коммуникационных технологий, именуемые в юридической литературе как киберпреступления, представляют собой глобальную транснациональную угрозу для мирового сообщества. К сожалению, решить эту проблему на уровне отдельных стран невозможно, по той причине, что специфика данного вида преступления предполагает совершение их в ином, виртуальном киберпространстве, которое не признает границ государств.

Литературный обзор. В связи с этим актуальной проблемой стало повышение эффективности методики раскрытия и расследования киберпреступлений. В этом отношении важное значение имеет международное сотрудничество (взаимодействие) правоохранительных органов. Основным международным координирующим, организационным структурным подразделением, обеспечивающим эффективность в сфере международного взаимодействия, в разработке оптимальной методики правоприменительной деятельности национальных правоохранительных органов, является Интерпол (Международная организация уголовной полиции (фр. Organisation Internationale de Police Criminelle, OIPC, англ. International Criminal Police Organization, ICPO). Основной задачей Интерпола является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц (194 государства) в области борьбы с общеуголовной преступностью[1].

Актуальность борьбы с киберпреступлениями обусловлена тем, что транснациональный характер требует согласованных международных усилий по борьбе с ними. В условиях постоянного совершенствования методов и средств совершения киберпреступлений возрастает значение деятельности Интерпола, как универсальной международной организации, осуществляющей координацию сотрудничества государств в рассматриваемой сфере. В связи с этим необходимо определить, какие меры, принимаемые в рамках Интерпола для обеспечения эффективного сотрудничества в борьбе с киберпреступлениями, являются наиболее эффективными.

Разный уровень научно-технического развития, информационно-коммуникационных технологий, необходимой нормативно-правовой базы, в рассматриваемой области, осложняют процесс сотрудничества стран в противодействии киберпреступности. Относительно проблем в уголовно-правовом аспекте борьбы с киберпреступлениями и перспектив обеспечения кибербезопасности научное исследование провел А.У. Анорбоев[2, - С. 324].

В каждом государстве-участнике данной международной организации уголовной полиции образованы Национальные центральные бюро Интерпола (НЦБ). Не стал исключением Узбекистан [3], где созданы необходимые условия для международного сотрудничества в противодействии киберпреступности.

Постановлением Кабинета Министров от 2 июня 2017 года № 343 утверждена новая редакция Положения о Национальном центральном бюро Интерпола в Республике Узбекистан, в котором дополнены положения о действенных методах расследования киберпреступлений.

Для правильного понимания киберпреступлений как транснациональной разновидности международной преступности, следует уяснить, что понимается под этими общественно-опасными деяниями. Среди ученых нет единого понимания киберпреступлений. Так, Д.Н. Карпова, определяет киберпреступления как акт социальной девиации с целью нанесения экономического, политического, морального, идеологического, культурного и других видов ущерба индивиду, организации или государству посредством любого технического средства с доступом в Интернет[4,- С.47]. Это определение указывает на основные криминалистические и уголовно-процессуальные аспекты киберпреступности дающие криминалистическую характеристику.

В свою очередь Д.М. Берова определяет киберпреступность, как совокупность преступлений, совершаемых в киберпространстве с помощью или посредством компьютерных систем и компьютерных сетей, а также против компьютерных сетей, компьютерных систем и компьютерных данных. При этом она в систему киберпреступлений включает такие общеуголовные преступления как кража, мошенничество, нарушение неприкосновенности частной жизни и др., совершаемые с помощью информационных технологий [5,-С.173]. Имеются и другие определения киберпреступлений, но они, практически все, имеют схожие понятия с вышеприведенными определениями.

Относительно роли Интерпола в противодействии киберпреступлениям В.И. Самарин констатирует, что НЦБ Интерпола каждого государства является координирующим органом международного сотрудничества

правоохранительных органов стран-участниц [6,-С. 90], а относительно уголовно-правового регулирования киберпреступлений С. Шольберг указывает, что первой инициативой, предпринятой Интерполом в контексте международно-правового урегулирования проблемы киберпреступности, была Парижская конференция 1979 года[7,-С.7]. Впервые, в предложениях конференции, в ее итоговом документе нашли свое отражение положения о необходимости международно-правового регулирования киберпреступлений как разновидности транснациональной преступности.

Анализ и результаты. Деятельность Интерпола по координации сотрудничества стран определяет алгоритм международного взаимодействия в борьбе с киберпреступлениями. Механизм совершения этих общественно-опасных деяний имеет международно-правовой, транснациональный характер, а поэтому, для разработки частной криминалистической методики их раскрытия и расследования, необходимо определить основные критерии международного сотрудничества. Следует признать, что Интерпол был первой международной организацией, сделавшей попытку соотнести преступления в

сфере информационных технологий и международное уголовное, уголовно-процессуальное право, оперативно-розыскную транснациональную деятельность и особенности соответствующего национального законодательства стран-участниц Интерпола.

Интерпол систематически, целенаправленно проводит мониторинг и обзор практики совершаемых киберпреступлений и нормативно-правовой анализ действующего законодательства стран-участниц в противодействии киберпреступности. Это относится и к всемирной глобальной сети, где особое место занимает Интернет, посредством которого в виртуальном пространстве и совершаются киберпреступления[8,- С.660].

А.К. Бекряшев, Н.С. Бекряшева и И.П. Белозеров, отмечают, что следующим этапом становления регулирования механизма сотрудничества в борьбе с киберпреступностью стала, проведенная в апреле 1995 года, I Международная конференция Интерпола по компьютерной преступности. В работе конференции приняли участие 49 стран, а также представитель Совета Европы, в качестве наблюдателя. Кроме представителей правоохранительных органов в состав делегаций входили сотрудники спецслужб, служб безопасности банков, специалисты и эксперты в области информатики [9, -С.459].

Сотрудничество в борьбе с киберпреступлениями Интерпол осуществляет посредством обмена информацией, помогающей в раскрытии этих преступлений, и, по мнению В.В. Меркушина, данный обмен имеет международно-правовой характер[10,-С.27]. А.П. Спиридонов отмечает, что необходимо признать информационно-обеспечивающую роль Интерпола в противодействии этим преступлениям. Также он отмечает, что при расследовании киберпреступлений правоохранительные органы могут получить из специализированной закрытой автоматизированной системы сведения о провайдерах и дистрибьюторах сетевых и телекоммуникационных услуг, сетевых адресах, именах доменов и серверов, и другую необходимую информацию [11,-С. 85-86].

Деятельность Интерпола по координации международного сотрудничества государств в противодействии киберпреступности осуществляется его специализированными органами, среди которых основными центральными органами управления являются Генеральная Ассамблея (высший пленарный орган Интерпола) и Исполнительный комитет (высший административно-исполнительный орган). Согласно статье 25 Устава постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, который проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета.

В сущности, Интерпол выступает в качестве международного центра по борьбе с преступностью и действует как специализированный и информационный центр, осуществляющий эффективное руководство его деятельностью. Эта организация поддерживает контакты с национальными

правоохранительными и международными органами и издает материалы, которые могут быть целесообразными и др[12].

Следует подчеркнуть, что Национальные центральные бюро (НЦБ) являются постоянно действующими правоохранительными структурными подразделениями Интерпола в отдельно взятой стране и наделены широкими полномочиями по координации борьбы с киберпреступлениями[13,-С.99]. Именно они представляют собой необходимые посреднические органы, являющиеся звеньями международного сотрудничества государств в борьбе с киберпреступностью. Реализация координирующего механизма осуществляется путем непосредственного сотрудничества через контакты НЦБ страны и Генерального секретариата Интерпола. Особенностью посреднических действий НЦБ является то, что указания, исходящие от данной международной организации, имеют рекомендательный характер [14,-С. 72].

НЦБ Интерпола в Узбекистане входит в структурное подразделение МВД на правах самостоятельного оперативного управления, основной задачей которого является обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами других государств-участников Интерпола в раскрытии и расследовании киберпреступлений.

Как уже отмечалось, киберпреступления совершаются посредством различных информационно-коммуникационных технологий, а также иных информационных средств в специфическом информационном виртуальном пространстве и имеют транснациональный, международный характер. Следовательно, именно Интерпол создает условия для единообразного понимания и применения частной криминалистической методики расследования киберпреступлений. Для этого необходимо создать механизм глобальной гармонизации нормативно-правового регулирования борьбы с киберпреступностью [15,-С. 1-19].

В сущности, основная координирующая деятельность Интерпола в противодействии киберпреступности выражается в нормативно-правовом регулировании совместных действий государств в их эффективном взаимодействии. Генеральной Ассамблеей Интерпола приняты отдельные резолюции, непосредственно относящиеся к методике расследования киберпреступлений. К ним можно отнести резолюцию, принятую по итогам 6-й Международной конференции по киберпреступности, прошедшей в Каире, которая рекомендует странам-участницам присоединиться к Конвенции о киберпреступности как документу, закрепляющему минимальные стандарты в области борьбы с киберпреступностью. Приоритетным направлением организационного характера механизма сотрудничества были определены задачи по подготовке кадров в борьбе с киберпреступностью посредством развития соответствующих учебных курсов и создание международной сети учебных институтов, включающих оптимальное использование инструментов и программ, таких как Мобильный кабинет Интерпола и модули электронного обучения. При этом определялось, что информация относительно уголовных

дел по киберпреступности, должна накапливаться в базе данных Интерпола и распространяться в форме аналитических продуктов, чтобы помочь государствам-членам в принятии соответствующих стратегий предотвращения данного вида преступлений [16].

Выводы. на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что деятельность Интерпола по координации международно-правового сотрудничества в борьбе с киберпреступностью осуществляется в следующих основных направлениях: в международной координации деятельности правоохранительных органов отдельных государств на национальном уровне путем разработки единых рекомендаций по методике раскрытия и расследования киберпреступлений; в создании специальных координирующих подразделений в структуре Интерпола, ответственных за реализацию оптимального сотрудничества в борьбе с киберпреступностью; в разработке и осуществлении совместных программ практической деятельности по противодействию киберпреступности; в разработке и принятии институциональных основ деятельности Интерпола по методике борьбы с киберпреступностью; в принятии «Дорожной карты» по осуществлению необходимых мероприятий по обмену опытом и обучению сотрудников правоохранительных органов государств-участниц, а так же в подготовке методики раскрытия и расследования киберпреступлений.

Таким образом, деятельность Интерпола в области борьбы с киберпреступностью осуществляется путем реализации правотворческих, институционных и организационных мер.

Список литературы:

1. https: //ru.wikipedia. org/wiki/

2. Анорбоев А.У Кибержиноятчилик, унга карши карши курашиш муаммолари ва киберхавфсизликни таъминлаш истикболлари. Монография. -Т.: Миллий Гвардия Хдрбий техник институти, 2020. - 324 б.

3. Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ) в Узбекистане образовано согласно постановлению Кабинета Министров от 29.11.1994 г. № 573.

4. Карпова Д.Н. Киберпреступность: глобальная проблема и ее решение. // Власть. No8. 2014. С. 46-50.

5. Берова Д.М. Расследование киберпреступлений // Пробелы в российском законодательстве. No2. 2018. С. 173-175.

6. Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции / В.И. Самарин. - СПб.: Питер, 2004. - 202 с.

7. Schjolberg S. The History of Global Harmonization on Cybercrime Legislation - The Road to Geneva/ S. Schjolberg // Journal of International Commercial Law and Technology. - 2008. - Vol. 1, Issue 12. - P. 1 - 19.

8. Резяпова А. Ф., Гареева Э. Р. Сеть, интернет и киберпреступность: проблемы расследования преступлений. / Томск: ИП Шелистов Денис Александрович (Издательский центр «Quantum»), 2018. No 1 (17). С. 659-662.

9. Бекряшев А.К. Теневая экономика и экономическая преступность / А.К. Бекряшев, Н.С. Бекряшева, И.П. Белозеров,. - Омск: Омский гос. ун-т, 2000. -459 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //vuzl ib .net/b eta3/html/1/3132/3201/. - Дата доступа: 1.04.2022.

10. Меркушин В.В. Противодействие транснациональной организованной преступности / В.В. Меркушин; под общ. ред. В.Ф. Ермоловича. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2005. - 256 с.

11. Спиридонов А.П. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / А.П. Спиридонов // Северо-Кавказский юрид. вестн. - 2004. -No 4. - С. 79 - 90.

12. Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //zakon.kuban.ru/private/interpol. htm.

13. Хачатурова СС. Киберпреступления в информационном обществе. // Проблемы современной науки и образования. 2016. No11 (53). С. 99-100.

14. Матчанов А.А. Жиноятчиликка карши курашда халкаро хамкорлик истикболлари. Монография. - Т.:Узбекистон Республикаси ИИВ Академияси, 2012. - 135 б.

15. Schjolberg S. The History of Global Harmonization on Cybercrime Legislation - The Road to Geneva/ S. Schjolberg // Journal of International Commercial Law and Technology. - 2008. - Vol. 1, Issue 12. - P. 1 - 19.

16. Резолюция Генеральной Ассамблеи Интерпола от 15 апреля 2005 г., закрепившая итоги 6-й Междунар. конф. по киберпреступности, Каир, 13 - 15 апр. 2005 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.interpol.int/public/TechnologyCrime/_Conferences/

6thIntConf/Resolution.asp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.