Научная статья на тему 'Роль Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку для специальных целей'

Роль Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку для специальных целей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ (ESP) / ENGLISH FOR SPECIC PURPOSES (ESP) / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скляренко А.В., Семёнова Д.И.

В работе анализируются существующие направления использования Интернет-ресурсов в со-временных методах обучения иностранному языку для специальных целей. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формировать новые подходы в обучении. Описываются некоторые интер-нет технологии и предлагаются методические рекомендации по их внедрению в процесс обучения ан-глийскому языку в высших учебных заведениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скляренко А.В., Семёнова Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INTERNET RESOURSES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES FOR SRECIFIC PURPOSES

The paper analyzes the current use of Internet resources in the modern methods of teaching foreign languages for specic purposes. The relevance of the study is the need to create new approaches in teaching and learning. It describes some of the Internet technology and offers guidelines for their implementation in the English language learning in higher education establishments.Information and communication technologies have become an integral part of the set areas of the mod-ern world. They are a constant approbation, are changing, improving at the same time progress. In spite of the high demands on the practical knowledge of a foreign language, which brings federal state educational standard for bachelors and, moreover, masters, the number of mandatory hours for learning a foreign language for specic purposes is negligible: 2-3 hours per week for 1-2 years. After analyzing the curricula of specialties of technical direction, we came to the conclusion that a signicant number of hours (at least 50%) is given to an independent study, and, as a rule, the amount of work remains unfullled. One of the most effective means of optimizing the independent work of students of high schools is the use of Internet resources. The aim of our work is to analyze the existing educational resources, their advantages and disadvantages.The most signicant source of information exchange in the study of a foreign language is the Internet, which offers free navigation and a wide range of foreign languages. In terms of didactic Internet includes at least two main components: the forms of telecommunications and information resources. Information resources include a plurality of audio and video materials, reference and bibliograph-ic data, infographics (Grammer.net), as well as a specially designed training materials (Webquest, Hotline, Subject Sampler et al.). Resource Activities for ESL / EFI Students, which collected a variety of information, useful not only to students, but also teachers. Learnenglish.de a comprehensive resource where you can nd a thematic dictionaries.In the organization of classroom instruction, practical application can be nd in a variety of Inter-net-based technologies (webinars, wiki technology, podcasts, blogs and audioblogs). Service Online Teachers UK (OTUK) offers a special course of English that will help condently and freely use a foreign language for business purposes. BBC-learning English offers a variety of Audio Texts on topics of interest and the scripts that you can print out and practice at your convenience. We see that at the present time there are a lot of sites, programs, networks and resources that can be used in foreign language teaching. However, before the teacher there can exist a problem of reliability, scientic and educational content and signicance of the information found. First of all, you need to determine how effective it is to implement the communicative goals of training professional foreign language and core competencies, specic program, as well as its compliance with the level of training of the student. In addition the material must assume individual and creative approach and provide the ability to simulate some aspects. It is important that information technologies do not replace the traditional approach to training, so should only be used when and where they will be more effective than traditional methods. Teacher denes the objectives, place and time of use of the Internet-resources and developing a lesson plan in advance. Execution of each type of work should be accompanied by clear instructions and provide total control, for example, a test that can be checked collectively or independently (refers to tests with keys).Training potential of computer technology and versatile solutions for not only lingvodidaktic task of improving foreign language speaking skills, but also specialized training tasks. The student forms an entirely new vision of communication, the ability to work with a large volume of foreign language information, analyze and allocate the signicant one and apply this knowledge to the task. The organization of independent work of the student leads to formation of cognitive competence activity in the acquisition of the necessary knowledge and the development of search quality, as well as initiative, creativity and analytical thinking. Also, constant work with current authentic materials contributes to the formation of common cultural competence.However, rationality and efciency of Internet resources is a matter of methodological appropriateness. The use of learning content in high schools is carried out in accordance with the training program and the process itself should be well-structured.

Текст научной работы на тему «Роль Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку для специальных целей»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. Том 2 (68). № 2. Ч. 2. 2016 г. С. 233-237.

УДК 378.095

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

Скляренко А. В., Семёнова Д. И.

Институт иностранной филологии Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, Симферополь, Крыш, Российская Федерация

E-mail: sklyarenko_alla@mail.ru; 75sdiana@gmail.com

В работе анализируются существующие направления использования Интернет-ресурсов в современных методах обучения иностранному языку для специальных целей. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формировать новые подходы в обучении. Описываются некоторые интернет технологии и предлагаются методические рекомендации по их внедрению в процесс обучения английскому языку в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: английский язык для специальных целей (ESP), мотивация, коммуникация, информационные технологии.

ВВЕДЕНИЕ

Информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью множества сфер современного мира. Они проходят постоянную апробацию, претерпевают изменения, совершенствуются одновременно с прогрессом. Во многих странах уже достаточно давно обмен информационными технологиями и услугами является неотъемлемой частью образовательных программ. В настоящее время в России данный процесс запущен и стремительно становится необходимым, а в некоторых аспектах и обязательным. Сфера образования, являющаяся отражением объективных потребностей общества, должна постоянно модернизироваться. В постановлении Правительства Российской Федерации от 7.02.2011 «О Федеральной целевой программе высшего образования» отмечалась необходимость сформировать новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий [4].

Несмотря на высокие требования к практическому владению иностранным языком, которые выдвигает федеральный государственный образовательный стандарт к бакалаврам и, тем более, магистрам, количество обязательных часов на изучение иностранного языка для специальных целей остается крайне незначительным: 2-3 часа в неделю на 1-2 курсах. Проанализировав учебные планы специальностей технического направления, мы пришли к выводу, что значительное количество часов (не менее 50%) отводится на самостоятельное изучение, и, как правило, этот объем работы остается нереализованным. Одним из самых эффективных средств оптимизации самостоятельной работы студентов неязыковых ВУЗов является использование Интернет-ресурсов. Цель нашей работы - проанализировать существующие образовательные ресурсы, их достоинства и недостатки.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Самым значимым источником информационного обмена при изучении иностранному языку можно назвать Интернет, предоставляющий свободную навигацию и широкий выбор иностранных языков. Интернет, обладающий богатым потенциалом, не только источник дополнительной мотивации в изучении иностранного языка, но и инструмент, способный сделать этот процесс обучения лёгким и простым [5, с. 42]. Кроме мотивации можно отметить высокую познавательную активность студентов неязыковых ВУЗов, для которых иностранный язык должен найти отображение в их профессиональной деятельности. Посредством информационно-коммуникационных технологий в неязыковом ВУЗе возможно решение таких основных педагогических задач, как: совершенствование языковых навыков, развитие умений иноязычного общения в профессиональной сфере, развитие навыков самостоятельной и исследовательской работы с возможностью межнациональных дискуссий, обмена опытом и приобретения новых знаний.

В дидактическом плане Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы [3, с. 2]. Такие популярные формы коммуникации как электронная почта, видеоконференции, чат, форум и социальные сети только недавно стали использоваться в изучении иностранных языков. В настоящее время большая часть общения молодёжи приходится на различные социальные сети. Альтернативой общения на родном языке могут стать разнообразные сети с иностранным языком общения. Interpals специально создавалась для обучения иностранным языкам. Здесь можно пообщаться с представителем любой профессии. В сети Livemocha вы получите задание от носителя языка, который в дальнейшем проверит его выполнение и прокомментирует допущенные ошибки. Сервисы Mylanguageexchange и Omegle предлагают общение по интересам в группах. Здесь можно читать онлайн книги и участвовать в словарных играх.

К информационным ресурсам можно отнести множество аудио- и видеоматериалов, справочные и библиографические данные, инфографику (Grammer.net), а также специально разработанные учебные материалы (Webquest, Hotline, Subject Sampler и др.). Ресурс Activities for ESL/EFI Students, где собрана разнообразная информация, полезен не только студентам, но и преподавателям. Learnenglish.de - это обширный ресурс, на котором можно найти тематический словари. Огромным преимуществом Интернет-ресурсов является их простота, бесплатный доступ, актуальность и информативность и, конечно же, возможность межнациональной коммуникации.

Возможность и частота использования информационных технологий в изучении иностранного языка зависит от педагогической и методологической цели их применения на конкретном этапе обучения. Такая технология как "paperless education" (обучение без бумаги) будет очень эффективна в организации самостоятельной и дистанционной работы студентов. Такой вид работы нацелен не просто на передачу информации, а на её обработку и конструирование. Студент получает модель, по которой работает в удобное для него время, обсуждает спорные моменты или задаёт вопросы в режиме онлайн, формирует мнение и делает выводы.

Томским институтом физики и высоких технологий было разработано сетевое электронное учебно-методическое пособие (СЭУМК), предназначенное для студентов электротехнических специальностей, изучающих профессиональный английский язык. Комплекс представляет собой систему упражнений, выполняемых соответствен-

234

но рабочей программы дисциплины в определённом количестве. Режим прохождения модулей регулируется, обучающий материал может корректироваться, а процесс быстро и объективно оценивается автоматически. Каждый модуль в программе рассчитан на формирование и совершенствование навыков чтения технической литературы, развитие умений профессионально-ориентированной письменной речи при ведении деловой переписки, выступлении с докладами на международных конференциях, написании статей на иностранном языке и т.д. Используя СЭУМК, преподаватель получает новую роль менеджера и модератора, а студент - роль активного проектировщика с возможностью контроля своей учебной деятельности [2, с. 159].

В организации аудиторных занятий, практическое применение могут найти разнообразные Интернет-технологии (вебинары, вики-технологии, подкасты, блоги и аудиоблоги). Сервис Online Teachers UK (OTUK) предлагает курс специального английского, который поможет уверенно и свободно использовать иностранный язык в рабочих целях. BBC-learning English предлагает различные аудиотексты на интересующие темы и скрипты, которые можно распечатать и практиковаться в удобное время. Программа Anki станет незаменимым помощником в расширении словарного запаса.

Мы видим, что в настоящее время существует множество сайтов, программ, сетей и ресурсов, которые можно использовать в обучении иностранному языку. Однако перед преподавателем возникает проблема достоверности, научно-образовательной и содержательной значимости найденной информации [1, с. 160]. В первую очередь, необходимо определить, насколько она эффективна для реализации коммуникативных целей обучения профессиональному иностранному языку и ключевых компетенций, определённых программой, а также на её соответствие уровню подготовки студента. Кроме того материал должен предполагать индивидуальный и творческий подход и давать возможность моделировать отдельные аспекты. Не стоит забывать, что информационные технологии не заменяют традиционный подход к обучению, поэтому должны применяться только тогда и там, где они станут более эффективными, по сравнению с традиционными методами. Преподаватель определяет цели, место и время использования Интернет-ресурсов и заранее разрабатывает план занятия. Выполнение каждого вида работы должно сопровождаться чёткими инструкциями и предусматривать итоговый контроль, например, тест, который может проверяться коллективно или самостоятельно (подразумеваются тесты с ключами).

Используя Интернет-ресурсы в процессе обучения иностранному языку в неязыковых ВУЗах, можно организовать живое межнациональное общение в форме:

• онлайн конференций;

• дискуссионных клубов и чатов;

• различных творческих проектов;

• презентаций, докладов;

• исследовательских работ.

ВЫВОДЫ

Обучающий потенциал компьютерных технологий многогранен и предназначен для решения не только лингводидактической задачи совершенствования навыков иноязычной речи, но и специализированных задач обучения. У студента формируется совер-

235

шенно новое видение общения, способность работать с огромным объёмом иноязычной информации, анализировать и выделять профессионально-значимую и применять полученные знания для решения поставленных задач. При организации самостоятельной работы у студента формируется познавательная компетентность - активность в приобретении необходимых знаний и развитие поисковых качеств, а также инициативность, креативность и аналитическое мышление. Также, постоянная работа с актуальными аутентичными материалами способствует формированию общекультурной компетенции.

Однако, рациональность и эффективность Интернет-ресурсов - это вопрос методической целесообразности, использование образовательного контента в ВУЗах проводится в соответствии с программой обучения, а также этот процесс должен носить четкий структурированный характер.

Список литературы

1. Ботвенко М. А. Компьютерная лингводидактика : Учебное пособие / М. А. Ботвенко. - М. : Флинта : Наука, 2005. - 216 с.

2. Соколова Э.Я. Практика использования СЭУМК по модулю «Электрические машины и привод» / Э. Я. Соколова // Вестник ТГПУ. - 2013. - №7 (135) - С. 159-162.

3. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. // ИЯШ. - 2008. - №6 - С. 2-9.

4. Федеральный портал «Российское образование». - [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.edu.ru. (дата обращения 27.05.2016).

5. Owoeye S. T. L'apport de l'Internet au cours de francais sur objectifs specifiques : le Cas de Covenant University / S. T. Owoeye. // RANEUF. - 2008. - vol. 1 no.5. - P. 33-49.

ROLE OF INTERNET RESOURSES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES FOR SRECIFIC PURPOSES

Sklyarenko A. V., Semenova D. I.

Foreign Philology Institute, Taurida Academy, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation

E-mail: sklyarenko_alla@mail.ru; 75sdiana@gmail.com

The paper analyzes the current use of Internet resources in the modern methods of teaching foreign languages for specific purposes. The relevance of the study is the need to create new approaches in teaching and learning. It describes some of the Internet technology and offers guidelines for their implementation in the English language learning in higher education establishments.

Information and communication technologies have become an integral part of the set areas of the modern world. They are a constant approbation, are changing, improving at the same time progress. In spite of the high demands on the practical knowledge of a foreign language, which brings federal state educational standard for bachelors and, moreover, masters, the number of mandatory hours for learning a foreign language for specific purposes is negligible: 2-3 hours per week for 1-2 years. After analyzing the curricula of specialties of technical direction, we came to the conclusion that a significant number of hours (at least 50%) is given to an independent study, and, as a rule, the amount of work remains unfulfilled. One of the most effective means of optimizing the independent work of students of high schools is the use of Internet resources. The aim of our work is to analyze the existing educational resources, their advantages and disadvantages.

The most significant source of information exchange in the study of a foreign language is the Internet, which offers free navigation and a wide range of foreign languages. In terms of didactic Internet includes at least two main components: the forms of telecommunications and information resources.

236

Information resources include a plurality of audio and video materials, reference and bibliographic data, infographics (Grammer.net), as well as a specially designed training materials (Webquest, Hotline, Subject Sampler et al.). Resource Activities for ESL / EFI Students, which collected a variety of information, useful not only to students, but also teachers. Learnenglish.de - a comprehensive resource where you can find a thematic dictionaries.

In the organization of classroom instruction, practical application can be find in a variety of Internet-based technologies (webinars, wiki technology, podcasts, blogs and audioblogs). Service Online Teachers UK (OTUK) offers a special course of English that will help confidently and freely use a foreign language for business purposes. BBC-learning English offers a variety of Audio Texts on topics of interest and the scripts that you can print out and practice at your convenience.

We see that at the present time there are a lot of sites, programs, networks and resources that can be used in foreign language teaching. However, before the teacher there can exist a problem of reliability, scientific and educational content and significance of the information found. First of all, you need to determine how effective it is to implement the communicative goals of training professional foreign language and core competencies, specific program, as well as its compliance with the level of training of the student. In addition the material must assume individual and creative approach and provide the ability to simulate some aspects. It is important that information technologies do not replace the traditional approach to training, so should only be used when and where they will be more effective than traditional methods. Teacher defines the objectives, place and time of use of the Internet-resources and developing a lesson plan in advance. Execution of each type of work should be accompanied by clear instructions and provide total control, for example, a test that can be checked collectively or independently (refers to tests with keys).

Training potential of computer technology and versatile solutions for not only lingvodidaktic task of improving foreign language speaking skills, but also specialized training tasks. The student forms an entirely new vision of communication, the ability to work with a large volume of foreign language information, analyze and allocate the significant one and apply this knowledge to the task. The organization of independent work of the student leads to formation of cognitive competence - activity in the acquisition of the necessary knowledge and the development of search quality, as well as initiative, creativity and analytical thinking. Also, constant work with current authentic materials contributes to the formation of common cultural competence.

However, rationality and efficiency of Internet resources is a matter of methodological appropriateness. The use of learning content in high schools is carried out in accordance with the training program and the process itself should be well-structured.

Keywords: English for specific purposes (ESP), motivation, communication, information technology.

237

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.