УДК 16
DOI 10.1555/2409-3203-2017-0-10-15-18
РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА В ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Кашапов Феликс Фаритович
Республиканская клиническая больница имени Г.Г.Куватова
Россия, г. Уфа felix.kashapov@mail.ru
Аннотация: Одним из наиболее сложных, противоречивых и неоднозначных вопросов, решением которого занята современная когнитивная наука - появление и развитие необычного и не имеющего аналогов в живой природе явления - интеллекта у Homo Sapiens. Согласно мнению многих современных философов, антропологов и психолингвистов, интеллект и язык стали важнейшими феноменами, приведшими человека к процветанию и обеспечившими необычайно быстрое развитие человеческого сообщества, значительно опережающее развитее других видов. Именно интеллект стал тем фактором, который позволил человеку экспансивно занять наиболее пригодные для жизни места на планете, и даже выйти за ее пределы. Развитое абстрактное мышление дало одному из видов высших млекопитающих преимущества, которых ранее в эволюции не возникало вообще ни у одного представителя живого мира. В данной статье предпринята попытка проанализировать некоторые современные взгляды на эволюционные истоки возникновения интеллекта у человека.
Ключевые слова: интеллект, эволюция, человек, язык.
THE ROLE OF INTELLIGENCE IN HUMAN EVOLUTION
Kashapov Feliks Faritovich
Republican clinical hospital named after G. G. Kuvatov Russian, Ufa
Abstract: One of the most complex, controversial and ambiguous issues, solution of which is occupied modern cognitive science - the emergence and development of unusual and unparalleled in the natural phenomena of intelligence in Homo Sapiens. According to many contemporary philosophers, anthropologists and psycholinguists, intelligence, and language became the most important phenomena leading human to prosperity and have contributed to an unusually rapid development of human communities, significantly advancing the development of other species. The intellect became the factor that allowed expansive to take the most liveable places on the planet, and even to go beyond it. Developed abstract thinking gave one species of mammals advantages that earlier in evolution do not arise in General, no single representative of the living world. This article attempts to analyze some current views on the evolutionary origins of intellect in humans.
Key words: intelligence, evolution, people, language.
Человек - общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Современная наука относит
Homo sapiens к животным (конкретно - к роду людей (Homo) семейства гоминид в отряде приматов класса млекопитающих) [3,112]. Несмотря на это, Homo sapiens не имеет аналогов и обладает многими уникальными и редкими среди прочих животных свойствами. Человек достигает поставленных целей с помощью сложных последовательностей, которые он «собирает» и комбинирует, приспосабливая под конкретную ситуацию. Он планирует свои поведенческие акты, используя как приобретённые в личном опыте, так и заимствованные у других людей когнитивные модели причинно-следственной структуры мира. Наличие языка и иных средств формализации данных позволяет людям накапливать усвоенные в течение жизни модели в пределах группы на протяжении нескольких поколений. Люди производят различные орудия - устройства (в т.ч. алгоритмы), используемые для воздействия на объект в целях достижения желаемого эффекта (изменение или измерение объекта) [4,156]. Произведенные инструменты имеют огромное значение в жизни людей. В течение долгого времени люди обмениваются услугами и товарами (в том числе таким специфическим и наиболее ликвидным товаром-посредником, как деньги) [1, 204]. Пищу люди перевозят на большие расстояния, перерабатывает в крупных масштабах, хранят, делят и готовят при помощи огня (огонь целенаправленно применяется людьми и для других нужд). В среде людей присутствует разделение труда между полами (характер разведения неодинаков в разных культурах и в разные эпохи). Люди (особенно мужского пола) образуют крупные структурированные коалиции, которые ведут войны друг с другом с целью навязывания своей воли оппоненту и передела различных ресурсов. Системы родства у людей сложны и варьируют в зависимости от других особенностей их образа жизни [2, 209]. Овуляция скрытая, поэтому совокупление может происходить в любое время, а не в строго определённый момент репродуктивного цикла особи. Отличает людей и то, что основная часть половых актов происходит с целью получения удовольствия, а не продолжения рода [5,25]. Некоторые из этих признаков присущи и отдельным видам человекообразных обезьян, но в значительно меньшей степени. С другой стороны, у людей есть черты, которые редки среди приматов, но есть у других животных. Люди ходят на двух ногах, живут дольше других обезьян и рожают беспомощных детенышей, длительное время незрелых в половом отношении и даже не способных к самостоятельной жизни. Охота играет важную роль в жизни людей (особенно на ранних стадиях развития цивилизации), а мясо до сих пор составляет значительную долю в питании. Мужчины вкладывают ресурсы в свое потомство: транспортируют детей, защищают их от животных и других людей, обеспечивают едой. Люди обитают практически во всех экологических зонах Земли. Не считая перестройки скелета, благодаря которой мы приобрели способность к прямохождению и точность манипулирования, особенными нас делает не тело, а поведение и ментальные программы, которые отвечают за его организацию. Именно когнитивные способности сделали человека «царем природы». Теоретики эволюции предложили самые различные теории появления таких выдающихся интеллектуальных функций, но даже в теориях, признающих, что давление отбора было в сторону самого интеллекта, причины колоссально недооцениваются по сравнению со следствиями. Есть мнение, что человеческое мышление в своем нынешнем виде сформировалось для решения узкоспециализированных проблем (вырезать инструменты из камня, раскалывать орехи и кости орудиями, убивать камнями и палками добычу, следить за детьми, поддерживать социальные связи в большой группе). Во многих теориях есть зерно истины, но им не хватает движущей силы качественного обратного проектирования. Естественный отбор в пользу успешного решения отдельной задачи порождает существо, хорошо разбирающееся лишь в одной области - вроде владеющих навигационным счислением муравьёв и наблюдающих за звездами птиц. Нам же необходимо знать, на что годятся более общие виды интеллекта, которыми владеет наш вид. А для этого нужно точное описание возможностей мозга. Такое описание может быть основано на изучении
мышления современного человека - когнитивистике. А поскольку отбор основывается на судьбе всего индивида, недостаточно описать эволюцию мозга отдельно от всего организма. Подходящая теория должна учесть все аспекты образа жизни человека - все возрастные периоды, оба пола, анатомию, питание, среду обитания, социальную жизнь. Иными словами, она должна охарактеризовать экологическую нишу, занимаемую людьми. Единственная теория, по-видимому, справившаяся с этой задачей, принадлежит Джону Туби и антропологу Ирвену Девору. Они отметили, что виды эволюционируют за счет друг друга. [6,59]. Мы мечтаем о бесконечном запасе и разнообразии ресурсов, но реальные экосистемы совсем не такие. За исключением фруктов (которые «обманом заставляют» голодных животных распространять их семена), практически любая пища это часть тела какого-либо другого организма, который предпочел бы оставить ее себе. Каждый организм формирует механизмы защиты от угрозы быть съеденным, а его потенциальные поедатели формируют оружие против этих механизмов защиты, тем самым заставляя потенциальную еду формировать еще более совершенные средства защиты, и так далее - происходит эволюционная гонка вооружений. И оружие нападения и механизмы защиты зафиксированы в генетическом коде и относительно неизменны в течение всего времени жизни особи и потому меняются медленно. Баланс между съедающим и съедаемым достигается только в процессе эволюции. Люди анализируют мир, используя интуитивные теории об объектах, силах, траекториях, местах, состояниях, веществах, а также в случае с другими людьми и животными - об их желаниях и убеждениях. Люди составляют планы, мысленно разыгрывая комбинаторные взаимодействия между этими законами. Способность к абстрактному мышлению реализуется уже в группах охотников-собирателей. Все известные нам человеческие культуры имеют слова, обозначающие элементы пространства, времени, движения, скорости, умственного состояния, инструментов, флоры, фауны, погоды и даже логических связей (не, и, то же, противоположность, часть - целое, общее - частное). Они соединяют слова в грамматически организованные предложения и используют лежащие в их основе суждения, чтобы рассуждать о невидимых глазу явлениях (например, об отсутствующих животных). Ментальные карты включают в себя расположение тысяч имеющих значение мест, а ментальные календари представляют встроенные друг в друга циклы погоды, миграций животных, развития растений. Все племена охотников-собирателей умеют изготавливать инструменты (и зачастую очень хитроумно), они используют огонь, лекарства, строят жилища. Изобретательность приводит к способности разгадывать «шифры» других живых существ (знание повадок животных, умение найти подземные органы растений, избегать ядовитых организмов). Охотники устраивают засаду на быстрых животных и загоняют совместными усилиями, выматывают и окружают больших животных. Люди имеют большое преимущество: они побеждают уже в этой жизни существ, которые смогут построить против них защиту только в последующих жизнях. Многие виды не могут достаточно быстро сформировать средства защиты от людей - иногда это не удается им даже за время эволюции. Именно поэтому, в какую бы экосистему не вступили люди, количество видов в ней начинает уменьшаться. Таким образом, появление интеллекта позволило людям более быстро и успешно приспособиться к окружающей среде и стать доминирующим видом на планете Земля.
Литература:
1. Евгеньева А.П. (главный редактор). Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР. 1957-1984.
2. Стивен Пинкер. Как работает мозг. М.: Кучково поле, 2017.
3. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. - М.: Изд-во МГУ,
2002.
4. Прохоров А.М. (главный редактор). Большая советская энциклопедия, 3-е издание. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
5. Jared Diamond. Why is sex fun? The evolution of human sexuality. 1997.
6 . Tooby J., DeVore I. The reconstruction of hominid behavioral evolution through strategic modeling. 1987.