Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЕАЭС В ТАМОЖЕННОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЕАЭС В ТАМОЖЕННОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боев Александр Витальевич

Целью исследования является определение роли интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (ИИС ЕАЭС) в таможенном администрировании на современном этапе цифровой трансформации экономики Российской Федерации. Автором проанализирована структура ИИС ЕАЭС и ее задачи. В результате исследования выявлена первостепенная роль ИИС ЕАЭС в таможенном администрировании на современном этапе цифровой трансформации экономики Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INTEGRATED INFORMATION SYSTEM OF THE EAEU IN CUSTOMS ADMINISTRATION AT THE PRESENT STAGE OF DIGITAL TRANSFORMATION

The purpose of the study is to determine the role of the integrated information system of the Eurasian Economic Union (AIS EAEU) in customs administration at the current stage of digital transformation of the economy of the Russian Federation. In this regard, the structure of the AIS EAUE and its tasks are analyzed. The article presents the result of a study on the primary role of the AIS EAEU in customs administration at the present stage of digital transformation of the economy of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЕАЭС В ТАМОЖЕННОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

УДК 339.54

роль интегрированной информационной системы еаэс в таможенном администрировании на современном этапе цифровой трансформации

Боев Александр Витальевич

Таможенный пост Аэропорт Ростов-на-Дону (Платов) Ростовской таможни, инспектор отдела специальных таможенных процедур; Южный федеральный университет, магистрант юридического факультета, e-mail: boe@sfedu.ru

Целью исследования является определение роли интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (ИИС ЕАЭС) в таможенном администрировании на современном этапе цифровой трансформации экономики Российской Федерации. Автором проанализирована структура ИИС ЕАЭС и ее задачи. В результате исследования выявлена первостепенная роль ИИС ЕАЭС в таможенном администрировании на современном этапе цифровой трансформации экономики Российской Федерации

Ключевые слова: интегрированная информационная система; Евразийский экономический союз; таможенное администрирование; цифровая трансформация; экономика; цифровизация; информационные таможенные технологии

the role of the integrated information system of the eaeu

in customs administration at the present stage of digital transformation

Boyev Alexander V.

Airport Customs Post Rostov-on-Don (Platov) Rostov Customs, Inspector of the Department of Special Customs Procedures; Southern Federal University, Master's student of the Faculty of Law, e-mail: boe@ sfedu.ru

The purpose of the study is to determine the role of the integrated information system of the Eurasian Economic Union (AIS EAEU) in customs administration at the current stage of digital transformation of the economy of the Russian Federation. In this regard, the structure of the AIS EAUE and its tasks are analyzed. The article presents the result of a study on the primary role of the AIS EAEU in customs administration at the present stage of digital transformation of the economy of the Russian Federation

Keywords: integrated information system, Eurasian Economic Union, customs administration, digital transformation, economy, digitalization, information technologies

Для цитирования: Боев А.В. Роль интегрированной информационной системы ЕАЭС в таможенном администрировании на современном этапе цифровой трансформации // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2022. № 4 (84). С. 9-15.

В настоящее время уровень развития цифровой технологии определяет степень конкурентоспособности как отдельных государств, так и полноценных экономических союзов. «Ядром» регулирования отношений, связанных с информационным взаимодействием и технологиями, применяемыми для межгосударственного взаимодействия, а также при оказании государственных услуг населению государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), стали интегрированные информационные системы. К моменту заключения Договора о ЕАЭС [1] уже была сформирована интегрированная информационная система. С переходом в формат экономического союза информатизация охватила сферы не только торговли, но и услуг, движения финансов и трудовые ресурсы. По этой причине к вопросу цифровой трансформации государства подходят глобально. Сотрудничество в области развития и повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий осуществляется посредством участия в различ-

ных международных организациях, региональных объединениях, в том числе и в ЕАЭС.

Основу информационного взаимодействия между государствами, а также оказания государственных услуг населению стран - членов ЕАЭС, составляют интегрированные информационные системы (далее - ИИС). Договором о ЕАЭС были заложены основы информационного обеспечения интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование Союза. Ст. 23 Договора и Протоколом об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках ЕАЭС определено, что информационное взаимодействие при реализации общих процессов в ЕАЭС осуществляется с использованием ИИС ЕАЭС, обеспечивающей интеграцию территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов, а также информационных ресурсов и информационных систем Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) [2].

ИИС ЕАЭС представляет собой организационную совокупность территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов, информационных ресурсов и информационных систем ЕЭК, объединенных национальными сегментами государств-членов и интеграционным сегментом ЕЭК [3]. Создание системы координируется ЕЭК, обеспечивающей ее функционирование и развитие во взаимодействии с заказчиками национальных сегментов государств - членов ЕАЭС

с учетом Стратегии развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на период до 2025 года [4].

Основные задачи ИИС представлены на рис. 1.

Во всех сферах, затрагивающих функционирование Союза, в соответствии с п. 1 ст. 23 Договора ЕАЭС обеспечивается разработка и реализация мероприятий, направленных на обеспечение информационного взаимодействия с использованием информационно-коммуникационных технологий и трансграничного пространства

Создание и ведение на основе унифицированной системы классификации и кодирования единой системы нормативно-справочной информации ЕАЭС.

Создание интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами в рамках ЕАЭС

Основные задачи ИИС ЕАЭС

Обеспечение доступа к текстам международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, их проектов, а также к общим информационным ресурсам и информационным ресурсам государств-членов ЕАЭС

Создание и обеспечение функционирование общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде

Создание общих для государств - членов ЕАЭС информационных ресурсов

Рис. 1. Основные задачи интегрированной информационной системы ЕАЭС

(составлено автором)

Рис. 2. Цели реализации цифровой повестки до 2025 года (составлено автором)

Повышение глобальной конкурентноспособности ЕАЭС и устойчивое экономическое развитие

на региональном уровне за счет формирования цифровой экономики, комплексной модернизации и регионального сотрудничества

{ Реализация мультпликативного эффекта от цифровизации на региональном уровне и обеспечение привлекательности

цифрового пространства для потребителей и хозяйствующих Ч_субъектов_

Развитие человеческого капитала и обеспечение вовлеченности стран

ЕАЭС в глобальные процессы формирования новых индустрий и рынков

Рис. 3. Стратегические направления формирования и развития цифрового пространства ЕАЭС до 2025 года (составлено автором)

доверия в ЕАЭС [5]. Информационному обеспечению в Союзе подлежат все операции и процедуры, установленные актами международно-правового характера, составляющими право ЕАЭС, и нормативно-правовыми актами государств - членов Союза, действие которых начинается на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяется) на территории другого государства-члена. Такие операции и процедуры именуются общими процессами в ЕАЭС, и их реализация посредством информационного взаимодействия обеспечивается ИИС ЕАЭС.

Разработка нормативно-правовой базы ЕАЭС, а также гармонизация законодательства, необходимого для создания единого цифрового пространства ЕАЭС и цифровой трансформации национальных экономик государств - членов ЕАЭС

План мероприятий по созданию, обеспечению функционирования и развитию ИИС ЕАЭС, утвержденный распоряжением Совета ЕЭК от 13.01.2017 №6 [6], определяет Перечень направлений, приоритетных для реализации общих процессов в Союзе, в который включено 20 направлений, по которым ЕАЭС передана компетенция, в том числе таможенное регулирование и тесно связанные с ним области - таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных мер, информационное

Разработка и реализация совместных проектов и программ, направленных на цифровую трансформацию экономик государств - членов ЕАЭС

Формирование цифрового пространства как одного из основных каналов увеличения объема взаимной торговли с использованием инструментов электронной коммерции

Расширение практики использования ИКТ в целях повышения эффективности трансграничного сотрудничества между органами государственной власти, предприятиями и физическими лицами

Рис. 4. Приоритетные области стратегии формирования и развития цифрового пространства ЕАЭС до 2025 года (составлено автором)

взаимодействие национальных механизмов «единого окна» в системе регулирования ВЭД, зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, прослеживаемость товаров в ЕАЭС.

Для обеспечения унификации применяемых организационных и технических решений ЕЭК утверждено Положение об обмене электронными документами при трансграничном взаимодействии органов государственной власти государств - членов Евразийского союза между собой и Евразийской экономической комиссией. В целях создания равных условий для хозяйствующих субъектов и физических лиц по преставлению сведений уполномоченным органам, согласованного развития электронных форм взаимодействия между уполномоченными органами, хозяйствующими субъектами и физическими лицами, ЕЭК наделена компетенцией определять для указанных видов взаимодействия единые, унифицированные требования к электронному виду документов, к порядку направления и получения сообщений в процессе взаимодействия либо рекомендовать их

к применению.

Информационное обеспечение интеграционных процессов и проекты цифровизации в ЕАЭС также достигаются благодаря обеспечению трансграничного пространства доверия в Союзе, под которым понимается совокупность правовых, организационных и технических условий, согласованных государствами - членами ЕАЭС в целях обеспечения доверия при межгосударственном обмене данными и электронными документами между уполномоченными органами. Трансграничное пространство развивается по направлениям, заложенным Стратегией развития трансграничного пространства доверия на перспективу до 2024 г.

На первом этапе реализации Стратегии, завершившемся в 2018 г., были организованы работы по формированию трмебований к правовому, организационному и техническому обеспечению, составу и характеристикам сервисов трансграничного пространства доверия при межгосударственном информационном взаимодействии, созданию интеграционных шлюзов и программно-аппаратных комплексов доверенных третьих сторон госу-

0 использование архитектурного подхода при описании процессов внутри Союза и согласовании общих процессов, проектов и подпроектов, реализуемых на основе агрегации общих процессов с учетом всех составляющих (глоссарий, нормативно-справочная информация, каталоги, реестры, механизмы)

/ \ создание цифровой платформы на основе интегрированной

) информационной системы ЕАЭС для обеспечения функционирования и

\ ) развития цифровых сервисных платформ в существующих и возникающих

X отраслях и индустриях

введение системы оценки рисков и эффективности текущих и будущих общих процессов, изменений архитектуры;

введение единои методологии развития интеграционных процессов и их составляющих (единые методик, требований, регламентов и других);

актуализация текущих и новых проектов, в том числе принятых общих процессов, связанных с развитием интеграции (механизмов «единого окна» и «прослеживаемости», нормативно-справочной информации и других);

обеспечение нормативного регулирования взаимодействия типа «бизнес-бизнес» и регулирование механизмов «быстрой» отработки нормативного обеспечения новых цифровых бизнес-моделей

применение передовых систем информационной безопасности во всех секторах и элементах ИИС ЕАЭС

Рис. 5. Принципы цифровой модернизации интеграционных процессов (составлено автором)

дарств - членов ЕАЭС и ЕЭК, обеспечению подтверждения подлинности электронной цифровой подписи на электронных документах при реализации общих процессов в ЕАЭС, согласованию требований в области криптографической защиты трансграничного пространства доверия и его масштабированию для взаимодействия с международными организациями и государствами, не являющимися членами ЕАЭС [7].

В целях дальнейшего развития отношений, связанных с информационным взаимодействием, и создания базиса для передачи на наднациональный уровень полномочий по регулированию в сфере

цифровой экономики были приняты Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года. Цели ее реализации продемонстрированы на рис. 2.

Повесткой также определены стратегические направления формирования и развития цифрового пространства ЕАЭС до 2025 года (рис. 3).

В их структуре выделяются определенные приоритеты (рис. 4) и принципы (рис. 5).

Государства - члены ЕАЭС принимают «цифровые повестки» для определения направления развития цифровой экономики (рис. 6).

ИИС ЕАЭС - это сложнейшая компьютерная

Рис. 6. «Цифровые повестки» государств - членов ЕАЭС (составлено автором)

система совместного документооборота органов государственной власти России, Казахстана, Киргизии, Армении и Белоруссии - государств -членов ЕАЭС (рис. 7). ИИС ЕАЭС обеспечивает цифровую поддержку работы таможен, зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин, сбор статистики, применение санитарных, вете-ринарно-санитарных и карантинных мер, финансовых рынков, обращение лекарственных средств и медицинских изделий и тому подобное.

ИИС ЕАЭС заработала в конце 2014 г. как результат дальнейшего развития появившейся в 2011 г. Интегрированной информационной системы внешней взаимной торговли [8]. Однако спустя восемь лет по-прежнему не удается запустить систему в полном объеме, на данный момент она функционирует лишь на четверть от запланированных параметров.

В значительной мере эти задачи в настоящее время решены. ИИС ЕАЭС используются в электронных таможнях и центрах электронного декларирования, обеспечивающих реализацию задач и функций ФТС России.

По мере развития ИИС ЕАЭС существенным трансформациям подвергаются экономические взаимоотношения, характер реализуемых товаров и услуг, каналы взаимодействия клиентов и поставщиков, адаптируются меры таможенной политики под потребности и особенности участников внешнеэкономической деятельности.

Создание общего информационного пространства предполагает обеспечение обмена разными субъектами: государствами (С2С), таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (Б20) [9]. Гармонизация данных процессов невозможна без создания единого прос-

Рис. 7. Схема электронного документооборота в ИИС ЕАЭС (составлено автором)

транства электронного доверия, являющегося конструктивной частью ИИС и обеспечивающего безопасность и достоверность межгосударственного обмена данными и электронными документами.

Перспективы и необходимость совершенствования процессов таможенного администрирования вплотную связаны с развитием ИИС ЕАЭС. Большое значение для разрешения проблем и задач в таможенном администрировании имеет техно-

логия блокчейн, которая является фундаментом криптовалют и децентрализованных систем информационного обмена.

Развитие данных технологий напрямую влияет на вопросы таможенного администрирования. Основные возможности технологии блокчейн, преобразующие любую транзакцию в формат цифрового сертификата, находятся в плоскости ускорения процессов таможенных и логических процедур

' Передача информации о цепи поставок участников ВЭД таможенными органами другим контрлирующим органам через ^ блокчейн ^

Комплексный анализ цепочек поставок товаров для

совершенствования системы управлени рисками

Программирование

системы прослеживаемости товаров по аналогии

с технологией «умных контрактов»

Верификация сертификатов происхождения товаров и контроль страны происхождения товаров

Рис. 8. Направления развития ИИС ЕАЭС посредством имплементации мтехнологии блокчейн (составлено автором)

при одновременном повышении прозрачности и контролируемости процессов перемещения товаров через таможенную границу [10]. Наибольший потенциал использования технологии блокчейн для развития ИИС ЕАЭС возможен по следующим направлениям (рис. 8).

В заключение стоит отметить первостепенную роль ИИС ЕАЭС в таможенном администрировании на современном этапе цифровой трансформации. Формирование функционирующего в условиях цифровой трансформации таможенного администрирования требует унификации применяемых государствами - членами ЕАЭС подходов таможенному администрированию [11]. В связи с этим крайне важно определить приоритеты в развитии их информационно-технической составляющей, в качестве которых необходимо закрепить модель «интеллектуального пункта пропуска, которая является неотъемлемым элементом ИИС ЕАЭС [12].

Библиографический список:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 5 августа 2021 года) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Му-рылев С.Г. Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры. М.: Дело; РАНХиГС. 2019.

3. Носов Н. Блокчейн: технология не решает проблему доверия // ИКС. 2017. № 03-04. С. 66.

4. Протокол об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза. Приложение № 3 к Договору о создании Евразийского экономического союза // СПС «КонсультантПлюс».

5. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при През-

иденте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Распоряжение Совета ЕЭК «О плане мероприятий по созданию, обеспечению функционирования и развитию интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на 2017 - 2018 годы» от 13.01.2017 № 6 // СПС «Кон-сультантПлюс».

7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 22.08.2017 № 100 «Об утверждении Стратегии развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.09.2015 № 125 «Об утверждении Положения об обмене электронными документами при трансграничном взаимодействии органов государственной власти государств - членов Евразийского экономического союза между собой и с евразийской экономической комиссией // СПС «КонсультантПлюс».

9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.09.2016 № 105 «О стратегии развития трансграничного пространства доверия» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза от 21.09.2010 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// docs.cntd.ru/document/902307894.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Tapscott D., Tapscott A. Blockchain revolution: how the technology behind bitcoin and other cryptocurrencies is changing the world. Portfolio. 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.