Научная статья на тему 'Роль институтов развития в управлении инновационной деятельностью на основе процессного подхода'

Роль институтов развития в управлении инновационной деятельностью на основе процессного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ / ТИПОЛОГИЯ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушаков Дмитрий Андреевич

Исходя из необходимости повышения инновационной активности российской экономики в статье анализируется место институтов в инновационной сфере России. С учетом специфики роли институтов развития рассмотрены их характеристики и цели. На основе роли институтов развития представлена модель процессного управления инновационной деятельность с привлечением институтов развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DEVELOPMENT INSTITUTIONS IN THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY BASED ON THE PROCESS APPROACH

Based on the need to increase the innovative activity of the Russian economy the article examines the place of institutions in the innovation sphere of Russia. Taking into account the specific role of development institutions considered their characteristics and purpose. Based on the role of development institutions presents a model of process management innovation activities involving development institutions.

Текст научной работы на тему «Роль институтов развития в управлении инновационной деятельностью на основе процессного подхода»

УДК 338

Д-А- Ушаков РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ

В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Аннотация. Исходя из необходимости повышения инновационной активности российской экономики в статье анализируется место институтов в инновационной сфере России. С учетом специфики роли институтов развития рассмотрены их характеристики и цели. На основе роли институтов развития представлена модель процессного управления инновационной деятельность с привлечением институтов развития.

Ключевые слова: инновации, инновационная активность, институты развития, цели и задачи институтов развития, типология институтов развития, процессный подход управления инновационной деятельностью.

Dmkry U«hakov THE ROLE OF DEVELOPMENT INSTITUTIONS

IN THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY BASED ON THE PROCESS APPROACH

Annotation. Based on the need to increase the innovative activity of the Russian economy the article examines the place of institutions in the innovation sphere of Russia. Taking into account the specific role of development institutions considered their characteristics and purpose. Based on the role of development institutions presents a model of process management innovation activities involving development institutions.

Keywords: innovations, innovative activity, development institutions, goals and objectives development institutions, typology development institutions, process approach to innovation.

Мировой опыт свидетельствует об успешности институтов развития в решении задачи содействие развитию инновационной сферы путем усиления стимулов и/или снижения рисков осуществления стратегических и прикладных инноваций (как технологических, так и организационных).

Опыт зарубежных стран свидетельствует о значительном разнообразии как форм институтов развития, так и механизмов реализации ими своих функций.

В современной российской теории и практике инновационного развития выделяют три группы взглядов на сущность деятельности и цели институтов развития.

К первой относятся взгляды Т.Н. Леоновой, Д.С. Шевцова, Ю. Киндзерского [6; 8]. К этой же группе принадлежат позиции МВФ и Мирового банка. По мнению Т.Н. Леоновой «институты в сфере инновационной деятельности - это «формальные правила (законодательно-нормативное обеспечение инновационной деятельности, программные документы, стандарты и прочие документы, принимаемые на различных уровнях управления инновационной деятельностью и т.д.), субъекты, обеспечивающие соблюдение и содействие реализации указанных правил (органы власти и управления инновационной деятельностью, субъекты инновационной инфраструктуры, суды, правоохранительные, налоговые, таможенные и прочие контролирующие органы и т.д.), неформальные институты (традиции, обычаи, сложившиеся нормы поведения в инновационной сфере, научная культура, неформальные сообщества инноваторов и т.д.)».

© Ушаков Д.А., 2015

Второй подход раскрывается в работах С.С. Сулакшина и других [9; 10], где институты развития трактуются как «специальные организационно-хозяйственные структуры и субъектов хозяйствования, созданные государством и используемые им как инструмент регулирования экономики и поддержки других субъектов, деятельность которых отнесена к приоритетным». Комплекс институтов, который «определяет и регулирует взаимодействие участников инновационного процесса по поводу использования элементов инновационной среды с целью создания, использования и распространения различных видов инновации».

Представители третьего подхода, изложенного в Национальном докладе «Инновационное развитие - основа модернизации экономики России» утверждают, что институты как «социально-обусловленная структура (инструмент, механизм), снижающая неопределенность в системе и стимулирующая более эффективную экономическую деятельность» [4] обеспечиваю рост экономического роста и способствуют прогрессу в результате реализации эффективных управленческих решений. Они являются одновременно и инновационной средой, и инструментом государственной политики инновационного развития.

Приведенные трактовки понятия института развития сходятся в едином мнении, о том, что основной целью их функционирования можно назвать «преодоление «провалов» рынка, «провалы» в экономиках с развивающимися рынками или побочные отрицательные эффекты реформ» [4]. Существование большого числа отрицательных эффектов в результате реформирования современной экономики, в особенности в Российской Федерации, объясняет разноплановость и неоднородность целей и задач институтов развития [5]. Разнообразие форм осуществления деятельности институтов развития не дает возможности предложить универсальные нормы и правила их создания и функционирования, что позволяет разрабатывать разнообразные практики их создания, и внедрения в экономическую реальность в зависимости от цели решаемой проблемы.

1. Как инструмент государственной политики:

— приоритеты инновационного развития;

— сети и кластеры;

— права собственности;

— финансовая поддержка малых инновационных предприятий;

— косвенное стимулирование инновационной деятельности;

— эффективное оценивание качества и результативности;

— центры превосходства и т.д.

2. По степени формализации связей:

— неформальные:

1) институт доверия;

2) институт предпринимательского мышления;

3) институт партнерства и кооперации;

— формальные:

1) финансовые (банки развития; агентства развития; экспортно-импортные банки; экспортные и страховые агентства; долговые агентства; финансовые корпорации; инвестиционные фонды; венчурные фонды; суверенные фонды);

2) нефинансовые (специальные экономические зоны; технополисы, технопарки; научно-внедренческие инновационные центры; научные фонды; промышленные союзы; образовательные и экспертно-аналитические центры; торговые ассоциации).

В вышеизложенном контексте, когда институты развития являются одновременно и инновационной средой, и инструментом государственной политики инновационного развития [3], он имеют следующую архитектуру: приоритеты инновационного развития, сети и кластеры, права собственности, финансовая поддержка малых инновационных предприятий, косвенное стимулирование иннова-

ционной деятельности, эффективное оценивание качества и результативности, центры превосходства и т.д.

Также выделяют формальные и неформальные институты развития.

Неформальные институты - спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. В составе неформальных институтов развития можно выделить такие, как: институт доверия, институт предпринимательского мышления, институт партнерства и кооперации.

Неформальные институты развития более сложны с точки зрения их формирования. Они характеризуются инерционным действием на инновационные процессы. Зачастую их значимость не всегда явно прослеживается.

Формальные институты - способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Они в свою очередь выполняют стимулирующие и регулирующие функции. Они делятся на финансовые и нефинансовые.

Финансовые институты развития в настоящее время содержат следующие компоненты: банки развития; инвестиционные фонды; венчурные фонды; финансовые корпорации; агентства развития; экспортно-импортные банки; суверенные фонды; долговые агентства.

Финансовые институты развития преследуют такие цели, как.

1. Выполнение каталитической роли в привлечении инвесторов для крупных финансовых операций.

2. Оценка социально-экономической эффективности проектов развития.

3. Сопровождение инвестиционных проектов долгосрочными кредитами.

4. Оказание технической помощи отраслям экономики, являющимися ключевыми для роста.

5. Снижение негативного влияния финансовых кризисов путем предложения кредитных ресурсов для восстановления экономики.

Рассмотрим их более подробно.

Банки развития. Одной из важнейших стратегических задач Банк развития считает вклад в развитие малого и среднего предпринимательства: разрабатываются специальные тарифные планы, которые предполагают установление гибких тарифов за расчетно-кассовое обслуживание и кредитные продукты в зависимости от пакета используемых клиентом банковских продуктов и услуг. В РФ к ним относятся: Банк Развития Технологий, Балтийский Банк Развития и др.

Инвестиционные фонды. Инвестиционный фонд - учреждение, осуществляющее коллективные инвестиции, аккумулируя сбережения частных и юридических лиц для совместного (в том числе и портфельного) инвестирования через покупку ценных бумаг. При этом, за счет того, что приобретение ценных бумаг осуществляет профессиональный участник рынка, это позволяет минимизировать риски частных инвесторов. В РФ к ним относятся: Инвестиционный фонд Российской Федерации, Паевый Инвестиционный Фонд России, Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан и др.

Венчурные фонды относятся к наиболее рискованным предприятиям. Их задачей является инвестирование инновационных проектов и стартапов. В РФ к ним относятся: Управляющая компания «Ермак», Life SREDA, ВТБ фонд венчурный, Максвелл Биотех и др.

Финансовые корпорации. Целью их деятельности является содействие трансферту средств от кредиторозаемщикам, т.е. финансовое посредничество. Оно принципиально отличается от других видов производственной деятельности. В РФ к ним относятся: финансовая корпорация «Открытие», УРАЛСИБ, Государственная корпорация «Внешэкономбанк», Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Агентства развития предоставляют услуги в области сопровождения инвестиций, развития бизнеса, маркетинга территорий. В РФ к ним относятся: Национальное Агентство развития квалификаций, Национальное агентство устойчивого развития

Экспортно-импортные банки - это банки, содействующие развитию внешней торговли. В РФ к ним относятся: Росэксимбанк, ЗАО Коммерческий Экспортно-Импортный банк

Суверенные фонды - это государственный инвестиционный фонд, финансовые активы которого включают акции, облигации, имущество, драгоценные металлы и другие финансовые инструменты. В РФ к ним относятся: Фонд национального благосостояния, Резервный фонд Российской Федерации

Долговые агентства (Коллекторское агентство) - это агентство, профессионально специализирующееся на внесудебном взыскивании просроченной дебиторской задолженности и проблемной задолженности, а также бизнес, целью которого является способствование производству платежей по задолженностям физических и юридических лиц. В РФ к ним относятся: «Центр юридического сопровождения бизнеса» (Центр ЮСБ).

Как правило, данные институты являются смешанными и выполняют ряд стимулирующих функций.

Нефинансовые институты развития представлены следующими компонентами: специальные экономические зоны; технополисы, технопарки; научно-внедренческие инновационные центры; научные фонды; промышленные союзы; образовательные и экспертно-аналитические центры; торговые ассоциации. Рассмотрим их более подробно.

Технопарк - это территория, на которой для создания благоприятных условий по разработке и коммерциализации высокотехнологичной продукции и услуг объединены научные организации, учебные заведения, производственные предприятия, функционирующие с целью обеспечения ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. Роль технопарков: содействовать малому и среднему предпринимательству; создавать инфраструктуру поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов; обеспечивать конкурентоспособность и технологическое развитие информационно -коммуникационных технологий. В РФ к ним относятся: Технопарк «Строгино» и пр.

Научно-внедренческие инновационные центры. Статус государственного научного центра может быть присвоен научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание. В РФ к ним относятся: Научно-внедренческий центр «НавгеоТест», Российский Научно-исследовательский инновационный центр «Евразия».

Научные фонды. Создаются с целями поддержки фундаментальных и поисковых исследований, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки. В РФ к ним относятся: Российский Гуманитарный Научный Фонд.

Следовательно, следует выделить активную роль институтов развития в инновационном процессе [2].

Поскольку бизнес-среда и общеэкономические условия меняются достаточно динамично, а предусмотреть все возможные риски и «узкие места» при запуске нового института развития практически невозможно, то для эффективной работы институты развития должны быть достаточно гибкими, чтобы обеспечивать возможность внесения необходимых корректировок в организацию их деятельности.

Любое научное открытие, любое техническое новшество требуют длительного времени для своего воплощения. В этих условиях совершенно особое значение приобретает изучение современ-

ных способов коммерциализации идей, того огромного опыта осуществления инноваций, который накоплен в странах-лидерах научно-технического прогресса (НТП) [7; 11].

Количество этапов и их взаимосвязь могут существенно различаться в зависимости от природы продукта или услуги. Несмотря на это, можно определить основные этапы и действия, вовлеченные в типовой инновационный процесс.

Инновационный процесс, охватывающий переход от идеи к продукту на рынке, доступному для приобретения покупателями [9].

Современный инновационный процесс имеет сложный многоаспектный характер. Применение той или иной модели инновационного процесса в большой степени зависит от системы макро- и микроэкономических условий деловой активности конкретных экономических агентов -участников современного инновационного процесса.

Для формирования модели механизма управления воспроизводством инноваций в организациях, предложенной С.Ю. Ляпиной и В. Дегтяревой [9] необходимо учитывать, с одной стороны, условия, активизирующие и замедляющие осуществление инновационной деятельности, а с другой -условия воспроизводства инноваций.

Данная модель может быть расширена с учетом привлечения институтов развития, которые как раз будут оказывать влияние на создание и развитие условий, активизирующих и замедляющих осуществление инновационной деятельности и условий для воспроизводства инноваций с использованием процессного подхода.

Доработанная модель воспроизводства инноваций, которая представлена автором как модель процессного управления инновационной деятельностью с привлечением институтов развития реализуется через функции, методы и обеспечивается инструментами его функционирования (см. рис. 1), а также институтами развития, которые оказывают влияние на формирование условий эффективного функционирования инновационной сферы.

Формализовано модель процессного управления инновационной деятельностью с привлечением институтов развития можно представить, как процедуру процесса управления инновационной деятельностью отдельного субъекта инновационного бизнеса с привлечением институтов развития в следующем виде:

G*=G [Ш (у•/; zk, п^ ф; Ft(xi; У•/; zk); Mp(xi; У•/; zk); У•/; zk)], (1)

где: Ш (у); zk, пк, 1)) - функции институтов развития;

Ft (хц у); zk) - функции управления инновационной деятельностью отдельного субъекта инновационного бизнеса;

Мр (хц у); zk) - методы управления инновационной деятельностью;

^ (хц у); zk) - инструменты механизма инновационной деятельности;

х1 - задачи обеспечения конкуренции в процессе инновационной деятельности;

у) - условия, активизирующие и замедляющие осуществление инновационной деятельности;

zk - условия воспроизводства инноваций;

пк - условия, определяющие необходимый класс инноваций,

1) - условия, определяющие ведущую технологическую стратегию.

На основе представленной на рисунке 1 модели представим содержательные характеристики реализации процессного подхода управления инновационными процессами с привлечением институтов, направленного на стимулирование процесса инновационного развития.

Цель: формирование сбалансированного сектора инновационных разработок, их коммерциализации на основе создания и развития эффективной системы поддержки участников инновационной сферы.

Институты развития R = { у^ zk, п^ Vj } Цель: формирование сбалансированного сектора инновационных разработок, их коммерциализации на основе создания и развития эффективной системы поддержки участников инновационной сферы.

Задачи: создание условий для функционирования конкурентоспособного сектора исследований и разработок с целью выявления инноваций и их воспроизводства; развитие институтов использования результатов инноваций на разных стадиях их разработок; обеспечение правовой защиты результатов исследований и разработок; разработка механизмов защиты от негативных экономических тенденций; обеспечение модернизации экономики на основе приоритетных инноваций.

Условия определяющие необходимый класс инноваций^}

Условия производства инноваций

V

Субъект механизма управления

Условия, активизирующие и замедляющие осуществление инновационной деятельности

Условия, определяющие ведущую технологическую стратегию

Задачи обеспечения

конкурентоспособности {*}

Л У

Механизм управления воспроизводством инноваций в организациях

Mp(Xi; я; Zk)

У

Технологическая стратегия

G={Ft; Mp; ^ V, }

Объект механизма управления (организация) Обратная связь (уточнение задач ш результатам^еализациитехнологической стратегии^

Рис. 1 Модель процессного управления инновационной деятельностью с привлечением институтов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развития

Задачи:

1. создание условий для функционирования конкурентоспособного сектора исследований и разработок с целью выявления инноваций и их воспроизводства;

2. развитие институтов использования результатов инноваций на разных стадиях их разработок;

3. обеспечение правовой защиты результатов исследований и разработок;

4. разработка механизмов защиты от негативных экономических тенденций;

5. обеспечение модернизации экономики на основе приоритетных инноваций.

Необходимые условия:

1. поддержка эффективного воспроизводства инновационного потенциала науки, прикладных исследований, операционных сфер деятельности;

2. содействие интеграции науки и образования;

3. обеспечение непрерывности финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла на несколько лет при наличии защищенных статей бюджета;

4. перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии;

5. перераспределение доходов от предпринимательской деятельности в спекулятивных секторах экономики в инновационные сектора экономики;

6. развитие производственно-технологической инфраструктуры;

7. стимулирование компаний к производству новой продукции, технологическому перевооружению и проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

8. развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных перспективных направлений инновационного развития.

112

Таким образом, для формирования эффективного механизма процессного управления инновационной деятельностью с привлечением институтов развития необходимо разработать научно -методические рекомендации по определению условий и требований к элементам механизма управления, их формированию и функционированию, а также по обеспечению эффективной деятельности субъектов, применяющих организационный механизм управления воспроизводством инноваций в организациях.

Библиографический список

1. Андреев, В. Ключевые факторы успешности российских инновационных проектов в реальном секторе экономики. // Вопросы экономики 2010, - № 11, С. 50-61.

2. Аузан, А. А. Институциональная экономика. Новая институциональная экономика. - М. : Инфра-М. 2010. - 416 с. ISBN: 5-16-002020-9

3. Бережной, И. В. Вариативность экономической политики и теория хозяйственных порядков. Проблемы формирования государственных политик в России. Материалы ежегодной Всероссийской научной конференции - М., 2006. - С. 438.

4. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад.. - М. : ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008, - 168 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа (http://www.twirpx.com/file/195616/) (дата обращения 12.04.2015)

5. Киндзерский, Ю. Институты развития: принципы формирования и проблемы использования в экономических преобразованиях. / Ю. Киндзерский. // Общество и экономика, 2010, №7, C. 57-78.

6. Коновалова, О. Проблемы формирования и развития кадрового потенциала современного инновационного предприятия. / О.Коновалова // Кадровик, №1, 2015, с. 90 - 95.

7. Леонова, Т. Н. Инфраструктура венчурного предпринимательства: состояние и перспективы / Т. Н. Леонова, М. Я. Эйгель // Маркетинг. - 2012. - № 6 (127). - С. 71-85 : - ISSN 0869-3722

8. Ляпина, С. Ю., Проблемы формирования механизма управления воспроизводством инноваций в организациях / С. Ю. Ляпина, В. В. Дегтярева. - М.: Спутник+, 2012, с. 73.

9. Сулакшин, С. С. Об институтах развития в России / С. С. Сулакшин, Ю. А. Сафонова // Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. - М. : Научный эксперт, 2010, -№ 15, 32 с. ISBN 978-5-91290-099-0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.