Научная статья на тему 'Роль институтов развития в механизме стимулирования инновационных процессов'

Роль институтов развития в механизме стимулирования инновационных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
институты развития / инновации / инновационные процессы / инновационное развитие / development institutions / innovations / innovative processes / innovative development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлия Габдрашитовна Тюрина

В условиях изменяющейся экономической обстановки, ограничений со стороны зарубежных стран, негативно влияющих на экономическую ситуацию в Российской Федерации, государство для обеспечения развития и достижения положительных показателей экономического роста нацелено на устойчивое развитие. В механизме реализации инновационного развития особая роль отводится институтам развития. В статье показана ключевая роль институтов развития в механизме стимулирования инновационных процессов и развития инфраструктуры, выделены ключевые составляющие инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of development institutions in the mechanism of stimulating innovation processes

In the context of a changing economic environment, restrictions from foreign countries that negatively affect the economic situation in the Russian Federation, the state aims to achieve sustainable development in order to ensure development and achieve positive indicators of economic growth. Development institutions play a special role in the mechanism of implementation of innovative development. The article shows the key role of development institutions in the mechanism of stimulating innovation processes and infrastructure development, highlights the key components of innovative development.

Текст научной работы на тему «Роль институтов развития в механизме стимулирования инновационных процессов»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 183—188. Audit journal. 2024;(1):183—188.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Научная статья УДК 336.02

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -1 83-1 88 NIION: 201 7-0074-1 /24-026

EDN: https://elibrary.ru/LGEIJF MOSURED: 77/27-021-2024-01-226

Роль институтов развития в механизме стимулирования инновационных процессов

Юлия Габдрашитовна Тюрина

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, u_turina@mail.ru

Аннотация. В условиях изменяющейся экономической обстановки, ограничений со стороны зарубежных стран, негативно влияющих на экономическую ситуацию в Российской Федерации, государство для обеспечения развития и достижения положительных показателей экономического роста нацелено на устойчивое развитие. В механизме реализации инновационного развития особая роль отводится институтам развития. В статье показана ключевая роль институтов развития в механизме стимулирования инновационных процессов и развития инфраструктуры, выделены ключевые составляющие инновационного развития.

Ключевые слова: институты развития, инновации, инновационные процессы, инновационное развитие

Для цитирования: Тюрина Ю.Г. Роль институтов развития в механизме стимулирования инновационных процесс-сов // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 183-188. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-183-188. ЕР1\1: https://elibrary.ru/LGEIJF.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Original article

The role of development institutions in the mechanism of stimulating innovation processes

Yuliya G. Tyurina

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, u_turina@mail.ru

Abstract. In the context of a changing economic environment, restrictions from foreign countries that negatively affect the economic situation in the Russian Federation, the state aims to achieve sustainable development in order to ensure development and achieve positive indicators of economic growth. Development institutions play a special role in the mechanism of implementation of innovative development. The article shows the key role of development institutions in the mechanism of stimulating innovation processes and infrastructure development, highlights the key components of innovative development.

Keywords: development institutions, innovations, innovative processes, innovative development

For citation: Tyurina Yu.G. The role of development institutions in the mechanism of stimulating innovation processes // Audi-torskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1):183—188. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-183-188. EDN: https://elibrary.ru/LGEIJF.

Введение. Реализация целей устойчивого развития в совокупности с потребностью смены технологического уклада, основанной на поддержке инноваций, требует применения различного инструментария развития инновационных процессов, совершенствования нормативной правовой базы. Не-

© Тюрина Ю.Г., 2024

сомненно, важна роль применения риск-ориентированного подхода в управлении данными процессами [1]. Значимо влияние институтов развития в поддержке инноваций [2], во многих странах мира институты развития успешно решают задачи содействия и развития инновационной сферы.

Современное экономическое развитие сложно представить без модернизации совре-

менной промышленности, основанной на инновациях и новых технологиях. Мировая экономика переживает очередную трансформацию, вызванную процессами цифровизации и развитием институтов, механизмов, а также совершенствованием инструментария современного экономического взаимодействия [3]. Модернизация предполагает мобилизацию ресурсов и реформирование существующих или внедрение новых экономических и социальных институтов общества для ускорения развития [4].

Развитие невозможно без образования, наличие причинно-следственных связей между наукой (образованием) и инновациями позволяет утверждать, что от уровня качества образования и научных исследований зависит инновационное развитие [5].

Затрагивая вопросы формирования инновационных кластеров, следует акцентировать внимание на инновационном взаимодействии между секторами экономики, представляющем собой симбиоз таких сетей, как технологические, производственные, финансовые, научно-исследовательские, институциональные, инновационные, и других центров науки и инноваций на основе автономных инфраструктур с учетом конкурентных преимуществ в технологическом и инновационном развитии на долгосрочную перспективу. В связи с этим ключевая роль также может быть отведена институтам образования и науки (университетам, научно-исследовательским институтам, научным центрам) [6].

Для определения приоритетных направлений деятельности институтов развития целесообразно руководствоваться перечнем национальных целей развития до 2030 года, сформулированным в Указе Президента РФ от 24 июля 2020 г. № 474. Национальные цели призваны обеспечить «осуществление прорывного развития Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также раскрытие таланта каждого человека» [7]. Данные цели, в свою очередь, учитывая национальные особенности функционирования и развития Российской Федерации, базируются на перечне взаимосвязанных целей устойчивого развития ООН, сформулированных в 2015 г. [8].

В целях устойчивого развития институты развития играют важную роль, являясь одним

из ключевых элементов экономической системы, поскольку они предоставляют финансовые ресурсы, технологические и бизнес-услуги, а также способствуют созданию благоприятной среды для инноваций, в том числе за счет механизмов государственной поддержки.

Инновационные процессы способствуют повышению конкурентоспособности национальной экономики, что опирается на передовые технологические достижения, развитие человеческого, интеллектуального, социального капитала, т.е. качества рабочей силы и мотивации работников [9]. Инновационная активность в настоящее время определяет качество и скорость развития экономической системы любой страны. Следует отметить, что в последние годы вопросы стимулирования инноваций были выведены на уровень государственного регулирования [10].

В современном мире существует множество как зарубежных, так и отечественных институтов развития, каждый из которых имеет свою специфику и направления деятельности. Они функционируют по всему миру: как в России, так и, к примеру, в Германии и Норвегии, Бразилии и Китае.

Нормативная правовая база дает определение института инновационного развития, который является «коммерческой или некоммерческой организацией (ее правопреемником), созданной (в том числе путем реорганизации) и (или) осуществляющей деятельность на основании федерального закона, указа или распоряжения Президента Российской Федерации, акта Правительства Российской Федерации, закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, являющейся получателем средств государственной поддержки в допускаемой законодательством Российской Федерации форме, самостоятельно осуществляющей инновационную деятельность и (или) являющейся субъектом инновационной деятельности, которому Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации предоставляются средства на оказание поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим инновационную деятельность» [11]. Другими словами, институты развития — это организации, созданные для стимулирования и поддержки развития государства в экономической, социальной, экологической и институциональной сферах, а также для повышения разнообразия и инновационной активности в экономике.

Одним из важных аспектов стимулирования инновационных процессов является создание инновационной экосистемы, которая объединяет различных участников инновационного процесса, таких как ученые, предприниматели, инвесторы, потребители и государственные органы. Создание такой экосистемы требует координации усилий различных институтов развития и государственных органов в целях обеспечения эффективного взаимодействия между участниками инновационного процесса.

Стимулирование инновационных процессов требует создания благоприятной среды для развития и внедрения инноваций. Для этого необходима развитая инновационная инфраструктура, которая включает в себя исследовательские центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные кластеры, стандарты и методики оценки эффективности и привлекательности проектов и т.д. Эти объекты предоставляют необходимые условия для разработки инноваций, а также способствуют развитию сотрудничества между различными участниками инновационного процесса. Возможность реализации данных условий предоставляют институты развития. Помимо прочего, институты развития также могут играть важную роль в стимулировании инноваций путем предоставления финансирования для инновационных проектов и поддержки стартапов, предоставления технологических и бизнес-консультаций, помощи в разработке стратегии, а также поддержки в получении патентов и лицензий.

Один из первых банков развития, появившийся во Франции в 1816 г., — Caisse des Dépôts et Consignations (Фонд депозитов и консигнаций), был создан для восстановления экономики Франции после времен наполеоновских войн. Данный фонд занимался (и занимается по сей день) инвестированием в развитие транспортной и информационной инфраструктуры — от развития портов до создания единой национальной телефонной сети и управления сберегательными фондами.

Создание институтов развития находилось на пике своей актуальности в XX в., когда необходимо было организованное восстановление экономики стран после времен Второй мировой войны. Однако, стоит упомянуть, что наиболее известной в мире кредитной организацией является группа Всемирного банка, которая включает в себя ряд международ-

ных институтов. В их число входят Международный банк реконструкции и развития, а также Международная ассоциация развития. Только за 2020 финансовый год Международная ассоциация развития выпустила облигаций на сумму в 5 млрд долл. США для поддержки самых бедных стран мира, столкнувшихся с огромными трудностями из-за пандемии COVID-19.

В России институты развития установлены в соответствии с перечнем федеральных институтов развития, утвержденным Правительством РФ 5 февраля 2021 г. [12]. Институты развития могут включать в себя различные фонды и корпорации, которые предоставляют финансирование и поддержку для инновационных проектов. Одними из наиболее известных институтов развития в России являются акционерное общество «ДОМ.РФ» и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

ВЭБ.РФ [13] является одним из основных институтов развития в России, который осуществляет свою деятельность в различных направлениях. Деятельность ВЭБ.РФ регулируется Федеральным законом «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»» [14]. ВЭБ.РФ активно сотрудничает с различными государственными органами и частными компаниями, чтобы обеспечить финансирование инновационных проектов, способствовать развитию высокотехнологичных отраслей экономики и улучшению условий жизни людей. ВЭБ.РФ также активно участвует в поддержке малого и среднего предпринимательства, предоставляя кредиты и гарантии для развития бизнеса, осуществляет проекты, связанные с созданием промышленных предприятий, развитием городов и созданием инфраструктуры. ВЭБ.РФ считает содействие Правительству России в достижении Целей устойчивого развития ООН одной из своих главных задач. Направления работы ВЭБ.РФ в рамках повестки устойчивого развития неразрывно связаны с достижением этих целей. Одним из механизмов финансирования инвестиционных проектов данного института развития является «Фабрика проектного финансирования», в рамках которого предоставляются кредиты с государственной поддержкой (финансирование за счет средств Фонда национального благосостояния) на реализацию проектов, обеспечивающих строительство транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктуры, которые способствуют достижению на-

циональных целей Российской Федерации. За три года работы через Фабрику проектного финансирования одобрены проекты на 1,6 трлн руб. Таким образом, деятельность ВЭБ.РФ как института развития охватывает различные сферы и направлена на стимулирование инноваций, развитие инфраструктуры и улучшение условий жизни граждан России.

Следующим российским институтом развития является акционерное общество «ДОМ. РФ» [15]. Это институт развития, созданный в 1997 г., осуществляющий деятельность в области жилищного строительства и ипотечного кредитования. Сегодня ДОМ.РФ является одним из крупнейших игроков на рынке ипотечного кредитования и строительства жилья в России.

Среди направлений деятельности ДОМ.РФ основными являются:

• ипотечное кредитование;

• строительство жилья;

• развитие городской инфраструктуры;

• управление земельными ресурсами;

• разработка «зеленых» стандартов многоквартирного жилья и проектов пространственного развития городов.

Как институт развития, ДОМ.РФ способствует развитию жилищного строительства и повышению доступности жилья для населения. Он также помогает улучшать качество городской среды и развивать инфраструктуру городов.

К институтам развития можно отнести Фонд развития территорий, реализующий проекты в области переселения граждан из аварийного жилья и модернизации коммунальной инфраструктуры.

Следует отметить, что проекты всех вышеперечисленных организаций были финансированы с помощью средств Фонда национального благосостояния, являющегося дополнительным источником финансирования крупных федеральных проектов, обеспечивающих стимулирование экономики страны.

На международном уровне Российская Федерация является участницей различных институтов развития, таких как [16]:

• Группа Всемирного банка, обеспечивающая обмен знаниями и реализацию их на практике с помощью различных финансовых продуктов и технической помощи;

• Европейский банк реконструкции и развития, занимающийся инвестирова-

нием в проекты, обеспечивающие переход к открытой рыночной экономике;

• Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, занимающийся реализацией целого спектра проектов от строительства дорог и антенн связи до строительства жилья и аэропортов;

• Новый банк развития, реализующий инфраструктурные проекты в странах БРИКС;

• Евразийский банк развития, способствующий созданию экономических связей и развитию рыночной экономике благодаря реализации совместных инвестиционных проектов;

• Черноморский банк торговли и развития, занимающийся продвижением региональной торговли и модернизации экономик стран-участников;

• Международный инвестиционный банк, реализующий проекты с целью повышения конкурентоспособности национальных экономик;

• Межгосударственный банк, стимулирующий экономическую интеграцию стран СНГ с помощью проведения трансграничных платежей и расчетов;

• Российско-Кыргызский фонд развития, созданный для целей стимулирования сотрудничества двух стран.

Примерами успешной реализации проектов развития инфраструктуры институтами развития являются строительство центров утилизации отходов в Китае, станций очистки сточных вод и метро в Австралии, а также российские проекты модернизации подвижного состава московского метро и метро Санкт-Петербурга, строительства дорог федерального значения, модернизации систем водоснабжения и водоотведения городов, строительства жилья в рамках программ переселения и многое другое.

Заключение. Стимулирование инновационных процессов и развитие инфраструктуры являются важным направлением функционирования институтов развития. Для достижения успеха в этом направлении целесообразны создание благоприятной среды, развитие инфраструктуры, предоставление финансирования и поддержки для инновационных проектов, а также создание инновационной экосистемы. Только при комплексном подходе можно добиться устойчивого и качественного роста инновационной активности и экономи-

ческого развития страны. Тем не менее, уже на текущий момент институтами развития реализуются успешные проекты, обеспечивающие комплексное развитие и улучшение условий жизни граждан нашей страны.

Список источников

1. Шелоумов Д.В. Оценка востребованности инструментов научно-технической поддержки в стратегии устойчивого развития современных организаций // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2023. Т. 20, № 1. С. 188-199.

2. Павлова А.Ф. Роль институтов развития в поддержке инноваций // Современные вызовы экономики и управления в России в условиях многополярного мира: сборник статей и тезисов докладов Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов, Санкт-Петербург, 29 апреля 2021 г. Ч. 1. СПб.: ООО «Скифия-принт», 2021. С. 143—147.

3. Веселовский М.Я, Николаев В.И. Конкурентные возможности промышленности Московского региона в условиях четвертой промышленной революции // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6, № 1. С. 204—209.

4. Wu K, Chernyaev M.V. Enterprise Modernization Management System Analysis Lenovo Group Limited // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Vol. 13, No. 2-1. P. 204—216.

5. Мельникова Н.П. Инновационный кластер в экономических системах национального и глобального уровня // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10, № 1-1. С. 240—245.

6. Ivanova N.A. Cluster development of Russian regions // Финансовая экономика. 2021. No. 8. P. 188—189.

7. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 10.11.2023).

8. Цели в области устойчивого развития // URL: https : //www .un.org/sustainabledevelop-ment/ru/ sustainable-development-goals/ (дата обращения: 10.12.2023).

9. Гишкаева Л.Л. Качество жизни и современная экономика // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 1. С. 26— 31. DOI 10.17513/vaael.2663.

10. Субцельная Т.А., Ситников К.В. Условия реализации креативно-инновационного потенциала российской экономики: институциональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2021. Т. 19, № 9 (492). С. 1730—1744.

11. Федеральный закон от 23 августа 199б г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 24 июля 2023 г.) // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 11.12.2023).

12. Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2021 г. № 241-р «Об утверждении перечня федеральных институтов инновационного развития» (ред. от 23 января 2023 г.) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_376333/f62ee45faefd8e2a11d6d88941a cбб824f848bc27 (дата обращения: 18.11.2023).

13. О банке // URL: https://вэб.рф/o-banke/ (дата обращения: 18.11.2023).

14. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»» (посл. ред.) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_68404/ (дата обращения: 18.11.2023).

15. Официальный сайт ДОМ.РФ // URL: https://дом.рф/about/ (дата обращения: 20.11.2023).

16. Министерство финансов Российской Федерации. Международное сотрудничество. Институты развития с участием Российской Федерации // URL: https://minfin.gov.ru/ru/ perfomance/international/development_institution s_participation_rf/# (дата обращения: 20.11.2023).

References

1. Sheloumov D.V. Assessment of the demand for scientific and technical support tools in the strategy of sustainable development of modern organizations // Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. 2023. Vol. 20, No. 1. pp. 188—199.

2. Pavlova A.F. The role of development institutions in supporting innovation // Modern challenges of economics and management in Russia in a multipolar world: a collection of articles and abstracts of the International Scientific and practical Conference of students, undergraduates, postgraduates and university professors, St. Petersburg, April 29, 2021 Part 1. St. Petersburg: LLC "Scythia-print", 2021. pp. 143—147.

3. Veselovsky M.Ya, Nikolaev V.I. Competitive opportunities of the industry of the Moscow

region in the conditions of the fourth Industrial Revolution // Russian Economic Bulletin. 2023. Vol. 6, No. 1. pp. 204-209.

4. Wu K, Chernyaev M.V. Enterprise Modernization Management System Analysis Lenovo Group Limited // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2023. Vol. 13, No. 2-1. P. 204-216.

5. Melnikova N.P. Innovation cluster in national and global economic systems // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2020. Vol. 10, No. 1-1. pp. 240-245.

6. Ivanova N.A. Cluster development of Russian regions // Financial Economics. 2021. No. 8. P. 188-189.

7. Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020 No. 474 "On National development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030" // URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (date of application: 10.11.2023).

8. Sustainable Development Goals // URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru / sustainable-development-goals/ (accessed date: 10.12.2023).

9. Gishkaeva L.L. Quality of life and modern economy // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2023. No. 1. pp. 26—31. DOI 10.17513/vaael.2663.

10. Subtselnaya T.A, Sitnikov K.V. Conditions for the realization of the creative and innovative potential of the Russian economy: an institutional

aspect // Regional economics: theory and practice. 2021. Vol. 19, No. 9 (492). pp. 1730-1744.

11. Federal Law No. 127-FZ of August 23, 1996 "On Science and State Scientific and Technical Policy" (as amended on July 24, 2023) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_11507 / (date of request: 11.12.2023).

12. Decree of the Government of the Russian Federation dated February 5, 2021 No. 241-r "On approval of the list of Federal Institutes for Innovative development" (ed. dated January 23, 2023) // URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_376333/f62ee45faefd8e2a1 1d6d88941ac66824f848bc2 / (date of application: 11/18/2023).

13. About the bank // URL: https:// вэ6.р$/o-banke / (accessed: 11/18/2023)

14. Federal Law No. 82-FZ dated May 17, 2007 "On the State Development Corporation "VEB.RF"" (post. ed.) // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_68404/ (accessed: 11/18/2023).

15. The official website of the HOUSE.RF // URL: https://flOM.p$/about / (date of application: 11/20/2023).

16. Ministry of Finance of the Russian Federation. International cooperation. Development institutes with the participation of the Russian Federation // URL: https://minfin.gov.ru/ru/ perfomance/international/development_institu-tions_participation_rf /# (accessed: 11/20/2023).

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю.Г. Тюрина — профессор Департамента общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, доцент.

Information about the author Yu.G. Tyurina — Professor of the Department of Public Finance of the Finance Faculty of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 19.12.2023; одобрена после рецензирования 19.01.2024; принята к публикации 19.02.2024.

The article was submitted 19.12.2023; approved after reviewing 19.01.2024; accepted for publication 19.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.