Научная статья на тему 'Трансформация финансовых институтов развития Российской Федерации'

Трансформация финансовых институтов развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовые институты развития / функции финансовых институтов развития / оценка эффективности финансовых институтов развития / реформа институтов развития / ВЭБ.РФ / financial development institutions / functions of financial development institutions / assessment of the effectiveness of financial development institutions / reform of development institutions / VEB.RF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амосова Наталия Анатольевна

Радикальные изменения, происходящие в мире в последние годы, ставят перед финансовыми институтами развития (ФИР) принципиально новые задачи, требуют оптимизации их деятельности. Изменение системы ценностей и ценностных ориентаций финансового развития, политизация принятия экономических решений, пандемия, санкционное давление, разрывы цепочек поставок, дефицит трудовых ресурсов, необходимость обеспечения технологического суверенитета страны изменили требования к институтам развития. Осуществленная в РФ реформа институтов развития начала мощный процесс их трансформации. В статье анализируются основные результаты этой реформы и направления дальнейшего развития ФИР, обозначаются методологические подходы к оценке эффективности их деятельности. Главные результаты предпринятого исследования состоят в развитии представлений о функциях, современном состоянии, проблемах функционирования и перспективах деятельности финансовых институтов развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF FINANCIAL INSTITUTIONS FOR DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The radical changes taking place in the world in recent years pose fundamentally new tasks for financial development institutions and require optimization of their activities. Changes in the value system and value orientations of financial development, politicization of economic decision-making, pandemic, sanctions pressure, supply chain breaks, labor shortages, and the need to ensure the country’s technological sovereignty have changed the requirements for development institutions. The reform of development institutions carried out in the Russian Federation began a powerful process of their transformation. The article analyzes the main results of this reform and directions for further development of private investment organizations, and identifies methodological approaches to assessing the effectiveness of their activities. The main results of the undertaken research consist in the development of ideas about the functions, current state, problems of functioning and prospects for the activities of financial development institutions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Трансформация финансовых институтов развития Российской Федерации»

Трансформация финансовых институтов развития Российской Федерации

Амосова Наталия Анатольевна,

д.э.н., профессор, профессор Департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: NAAmosova@fa.ru

Радикальные изменения, происходящие в мире в последние годы, ставят перед финансовыми институтами развития (ФИР) принципиально новые задачи, требуют оптимизации их деятельности. Изменение системы ценностей и ценностных ориен-таций финансового развития, политизация принятия экономических решений, пандемия, санкционное давление, разрывы цепочек поставок, дефицит трудовых ресурсов, необходимость обеспечения технологического суверенитета страны изменили требования к институтам развития. Осуществленная в РФ реформа институтов развития начала мощный процесс их трансформации. В статье анализируются основные результаты этой реформы и направления дальнейшего развития ФИР, обозначаются методологические подходы к оценке эффективности их деятельности. Главные результаты предпринятого исследования состоят в развитии представлений о функциях, современном состоянии, проблемах функционирования и перспективах деятельности финансовых институтов развития Российской Федерации.

Ключевые слова: финансовые институты развития, функции финансовых институтов развития, оценка эффективности финансовых институтов развития, реформа институтов развития; ВЭБ.РФ.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета

Понятие, классификация и ключевые направления деятельности финансовых институтов развития

Понятие ФИР и классификация ФИР

Понятийный аппарат темы находится в стадии становления, общепринятого научно обоснованного понятия «институт развития», насколько нам известно, в русскоязычной, в англоязычной экономической литературе отсутствует. Это в полной мере относится и к финансовым институтам развития. Вместе с тем, общее понимание того, что под этим следует подразумевать, сформировано, по большей части, юристами и нашло отражение в международных, зарубежных и отечественных сводов законов и подзаконной нормативной базе.

В первом приближении, институционально-функциональный подход позволяет выделить следующие виды ФИР:

а) глобальные международные, межрегиональные институты;

б) институты, поддерживающие модель социально-экономического развития страны;

в) институты, поддерживающие бизнес-структуры и домохозяйства;

г) институты адресной поддержки перспективных отраслей, бизнес-направлений, высокотехнологичных рынков, территорий.

Роль финансовых институтов развития определяется основными направлениями и результативностью их деятельности.

Ключевые направления деятельности финансовых институтов развития:

- финансирование обеспечения технологического лидерства или стимулирование технологического развития;

- развитие малого и среднего предпринимательства, содействие самозанятости, укрепление домохозяйств, повышение благосостояния населения;

- нивелирование социально-экономического неравенства;

- стимулирование принятия инновационных решений государственно-административными и бизнес-структурами;

- поддержка экспортно-импортных операций и оздоровления платежного баланса страны;

- развитие инфраструктуры;

- содействие пространственно-территориальному и региональному развитию страны;

- поддержка отдельных направлений, отраслей и секторов экономики.

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

К числу главных задач деятельности финансовых институтов развития обычно относят: активизацию процесса привлечения инвесторов; экспертную оценку фактической и потенциальной эффективности и отбор социально значимых, технологически приоритетных и экономически выгодных проектов; финансовое сопровождение значимых для страны инвестиционных проектов; поддержку отраслей и бизнес-структур, вовлеченных в реализацию национальных государственных программ и проектов; помощь по преодолению кризисных явлений и внешних шоков.

Меняющиеся глобальные и национальные условия ведения бизнеса требуют пересмотра функций и моделей ФИР. Иногда весьма радикальных. Так, недавняя реформа институтов развития в России глубоко трансформировала их деятельность. Готовившаяся несколько лет реформа была завершена в общих чертах в 2021 году и затронула так или иначе все прежние институты развития (рис. 1).

Корпорация «МСП»

Российский экспортный центр

ЭКСАР

Фонд развития промышленности

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в _научно-технической сфере (Фонд Бортника)_

Фонд «Сколково»

РОСНАНО

Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Рис. 2. Передача под управление ВЭБ.РФ 8 институтов ** Источник: законодательство РФ; составлено автором.

Под управление ВЭБ.РФ переданы восемь институтов, которые поддержат установку на концентрацию функций и централизацию управления институтами развития.

а.

е

со см о см

Реорганизация российских институтов развития - 2021

Создание единого института развития на базе ВЭБ.РФ*

Модернизация и укрупнение **** институтов по видам деятельности -из 10 институтов осталось 5+1

Сохранение*

12 институтов (специализированн ых организаций) со специальными ч_задачам_^

Передача под управление** ВЭБ.РФ 8 институтов

Ликвидация*** 8 институтов и перераспределение их функций

Рис. 1. Реорганизация институтов развития РФ (2021) Источник: законодательство РФ; составлено автором.

Реорганизация российских институтов развития была вызвана рядом обстоятельств, среди которых наиболее важными оказались:

- наличие в РФ к концу 2020 года более 40 институтов развития, которые создавались для решения конкретных задач, были плохо согласованы друг с другом, не составляли собой единую систему и были неоправданно затратны;

- отрыв их деятельности от новых национальных целей развития;

- громоздкая и неэффективная система оказания финансовой поддержки бизнесу;

- отсутствие единых механизмов управления и наличие значительного количества дублирующих функций с федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями;

- проблемное качество управления в финансовых институтах развития;

- недостаточная эффективность использования бюджетных средств;

- сокращение доходов бюджета государства. Основные институциональные результаты проведенной реформы институтов развития РФ отражены на рисунках 2-5.

Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (АРЧК)

Фонд развития Дальнего Востока и Арктики

Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ)

Фонд развития моногородов

Госкомпания по управлению особыми экономическими зонами

— Российский фонд развития информационных технологий

Росинфокоминвест

Агентство по технологическому развитию

Рис. 3. Ликвидация 8 институтов и перераспределение их функций ***

Источник: законодательство РФ; составлено автором.

Функции восьми ликвидированных институтов перераспределены между ВЭБ.РФ и федеральными органами власти.

Рис. 4. Модернизация и укрупнение**** институтов по видам деятельности (из 10 институтов осталось 5 + 1 под управлением)

Источник: законодательство РФ; составлено автором.

Укрупнению и модернизации подверглись десять институтов. В результате реорганизации остались пять укрупненных и один под управлением укрупненного института.

РОСАТОМ

РОСТЕХ

РОСКОСМОС

АВТОДОР

Агентство по страхованию вкладов

Российский экологический оператор

Курорты Северного Кавказа

РОСАГРОЛИЗИНГ

РОССЕЛЬХОЗБАНК

- Корпорация развития Дальнего Востока

Корпорация развития Северного Кавказа

ДОМ.РФ

Рис. 5. Сохранение***** 12 институтов (специализированных организаций со специальными задачам)

Источник: законодательство РФ; составлено автором.

Сохранены двенадцать институтов, каждый из которых представляет собой специализированную организацию с особой миссией.

Непростым является вопрос о том, какие из российских институтов развития после реформы можно отнести к финансовым институтам развития. На наш взгляд, это, как минимум, следующие (рис. 6).

й «

^ 2 н ^

К О Нгч

3 3 к %

о л я

о о о

3 ^

К о К О

•©ф к

а о

Л Си

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К - «

к н к я

Й л

я о к

о

О

-ВЭБ.РФ

-Единая лизинговая компания

-Универсальный банк

-АСВ

-РОСАГРОЛИЗИНГ

-РОССЕЛЬХОЗБАНК

-ДОМ.РФ

Рис. 6. Основные финансовые институты развития РФ

после реформы 2021 года Источник: законодательство РФ; составлено автором.

Для обоснования необходимости повышения эффективности деятельности институтов развития часто в качестве негативного примера приводят удручающую статистику по РОСНАНО: анализ инвестиционной деятельности показал, что «количество поступивших заявок с 2010 по 30 сентября

2015 года сократилось с 439 до 11, или в 40 раз, количество одобренных по заявкам проектов - с 44 до 3, или в 15 раз»; активы компании составляют 2,8 миллиарда рублей, капитал - 1,8 миллиарда рублей, доход - 4,5 миллиарда рублей, прибыль -700 миллионов рублей; при активах в 150 миллиардов рублей и капитале в 54 миллиарда рублей накопленный убыток - 51 миллиард рублей и убыток - 17,3 миллиарда рублей» [21].

Подконтрольность ФИР - важный вопрос сам по себе и архиважный в период новых вызовов, санкционного давления, продолжающейся реформы институтов развития.

Главным органом государственного контроля за деятельностью финансовых институтов развития в России является Счетная Палата РФ. Главным объектом государственного контроля после реформы институтов развития стал ВЭБ.РФ [6].

Не углубляясь в проблему, отметим, что по сравнению с аналогичными зарубежными контрольными органами Счетная Палата РФ имеет меньшее влияние и относительно более скромный статус, поскольку, в соответствии с законодательством, по результатам проверки апеллирует не к гражданскому обществу, а к законодателю и президенту, что не позволяет осуществлять действенное давление на исполнительную власть с целью принятия необходимых мер с опорой на общественное мнение.

Полагаем, внедрение на систематической основе механизмов общественного контроля за деятельностью институтов развития способствовало бы повышению эффективности их деятельности. В этих целях представляется важной гармонизация отдельных положений Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»19 и Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»...

Функции и модели финансовых институтов развития

Анализ экономической литературы [1; 5; 10; 15; 24; 26] позволяет вычленить функции ФИР. Не претендуя на исчерпывающую версию, предлагаем следующую классификацию функций финансовых институтов развития (табл. 1).

В соответствии с российским законодательством, целями главного финансового института страны ВЭБ.РФ являются:

- содействие в обеспечении долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

- повышение качества жизни граждан Российской Федерации;

- создание условий для устойчивого экономического роста;

- повышение эффективности инвестиционной деятельности, привлечения частных инвестиций в реализацию проектов на территории Российской Федерации и их защиты;

сз о со от т Р от

от А ш

- расширение инвестирования средств в национальную экономику посредством реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на: а) развитие инфраструктуры, б) промышленности, в) инноваций, г) особых экономических зон, д) защиту окружающей среды, е) повышение энергоэффективности, ж) поддержку экспорта и расширение доступа российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) на зарубежные рынки, а также з) иных проектов и (или) сделок в рамках осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, консультационной и иной предусмотренной деятельности (в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 02.07.2021 № З32-Ф3).

Таблица 1. Классификация функций ФИР

Окончание

Классификационный признак Функции финансовых институтов развития

Влияние на экономику Координационная, распределительная, информационная, контрольная

Классификационный признак Функции финансовых институтов развития

Характер оказываемых финансовых услуг Обслуживание трансакций в экономике; мобилизация сбережений; распределение инвестиционных ресурсов; обеспечение страхования; разделение и диверсификация рисков; укрепление корпоративного контроля

Характер участия в процессе трансформаций сбережений в инвестиции Передача ресурсов (капитала) от сберегающих агентов к заемщикам и инвесторам; размещение капитала; отбор проектов; мониторинг использования средств по проекту; обеспечение выполнения контрактов (возврата); передача, разделение, агрегирование, диверсификация рисков

Вид финансового института, реализующего функции ФИР Функции, реализуемые: кредитными организациями; страховыми организациями; инвестиционными посредниками; биржевыми институтами

Источник: составлено автором.

Законодатель закрепил за ВЭБ.РФ реализацию 2-х групп функций: основных и иных (табл. 2).

Таблица 2. Группы функций ВЭБ.РФ как института развития, закрепленные законодательно

Группы функций ВЭБ.РФ как института развития, закрепленные законодательно

№ группа основных функций № группа иных функций

1 осуществляет финансирование проектов ВЭБ.РФ, в том числе в форме предоставления кредитов, приобретения облигаций и участия в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, выдает гарантии и поручительства за третьих лиц (за исключением физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) 1 приобретает доли (акции, паи) в уставном капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов

2 участвует в проектах ВЭБ.РФ, связанных с предоставлением и (или) организацией предоставления кредита заемщику совместно несколькими кредиторами, представляет интересы кредиторов в отношениях с заемщиком и третьими лицами 2 организует привлечение финансирования (включая займы и кредиты) и привлекает финансирование (включая займы и кредиты, в том числе субординированные), в том числе на финансовых рынках

3 участвует в проектах ВЭБ.РФ, основанных на принципах партнерства, совместного участия в распределении прибыли и убытков, недопустимости взимания процентов и недопустимости неясности условий договора 3 выпускает облигации и иные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранного государства

4 участвует в финансировании проектов ВЭБ.РФ, предусматривающих право приобретения долей (акций) в уставном капитале заемщика или иной участвующей в реализации проектов ВЭБ.РФ организации... 4 приобретает у третьих лиц права требования исполнения обязательств в денежной форме и выпускает эмиссионные ценные бумаги, обеспеченные указанными требованиями

5 участвует в реализации проектов ВЭБ.РФ, направленных на повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации, в том числе в сфере высокотехнологичных производств и продукции 5 участвует в сделках, предусматривающих обязательства сторон уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентной ставки и уровня инфляции

6 осуществляет поддержку реализации проектов в рамках утверждаемой Правительством Российской Федерации программы мер, обеспечивающей ускоренную разработку и внедрение перспективных промышленных технологий. 6 осуществляет права и исполняет обязанности, установленные валютным законодательством Российской Федерации для уполномоченных банков, включая права и обязанности агента валютного контроля

7 осуществляет финансовую и гарантийную и координационную поддержку экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) 7 участвует в реализации государственных программ, федеральных целевых программ, проектов, включая внешнеэкономические, в том числе по государственной поддержке экспорта российской промышленной продукции ...

Окончание

Группы функций ВЭБ.РФ как института развития, закрепленные законодательно

№ группа основных функций № группа иных функций

8 участвует в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки реализации промышленной продукции..., произведенной на территориях иностранных государств, при условии, что доля российских компонентов в указанной продукции ... составляет не менее 30 процентов ее себестоимости 8 участвует в реализации проектов, направленных на развитие особых экономических зон, свободных экономических зон и иных территорий.

9 осуществляет лизинговые операции 9 участвует в проектах, реализуемых Российской Федерацией в рамках содействия международному развитию и интеграционным процессам

10 выдает поручительства, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме, за третьих лиц (за исключением физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей), участвующих в реализации проектов ВЭБ.РФ, за кредитные организации. 10 взаимодействует с международными организациями развития, корпорациями и институтами развития иностранных государств и принимает участие в реализации международными организациями развития, корпорациями и институтами развития иностранных государств проектов на территории Российской Федерации и за рубежом

11 осуществляет предоставление банковских гарантий по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации, банковских гарантий в обеспечение исполнения обязательств третьих лиц 11 участвует в ассоциациях, союзах и иных некоммерческих организациях, которые создаются (созданы) в соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранных государств ...

12 участвует в реализации проектов ВЭБ.РФ, связанных с поддержкой производства организациями оборонно-промышленного комплекса продукции гражданского и двойного назначения 12 создает филиалы и открывает представительства, а также создает юридические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранных государств

13 организует мониторинг и контроль соблюдения лицами, участвующими в проектах ВЭБ.РФ, требований, предусмотренных условиями проектов ВЭБ.РФ, а также осуществляет банковское сопровождение проектов ВЭБ.РФ 13 осуществляет корпоративные (членские) права и несет обязанности в отношении юридических лиц, участником (членом) которых является, осуществляет права учредителя в отношении созданных им юридических лиц ...

14 осуществляет банковское обслуживание бюджетных кредитов в случае, если эти кредиты предоставляются в целях поддержки экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) 14 осуществляет управление временно свободными денежными средствами (ликвидностью) ВЭБ.РФ, а также реализует мероприятия, направленные на увеличение ресурсной базы и улучшение финансового состояния организаций ВЭБ.РФ

15 организует и проводит экспертизу проектов ВЭБ.РФ, включая организацию анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития отраслей экономики, в которых реализуются проекты ВЭБ.РФ ... 15 осуществляет экспертно-аналитическую деятельность в целях выявления факторов, обеспечивающих рост экономики Российской Федерации, поиск и отбор соответствующих этим факторам проектов ...

16 осуществляет на возмездной основе деятельность в качестве инвестиционного и финансового консультанта при реализации проектов ВЭБ.РФ, в том числе структурирование финансирования проектов ВЭБ.РФ, поиск и привлечение инвесторов 16 взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями.

17 участвует в реализации проектов ВЭБ.РФ, направленных на поддержку и развитие социального предпринимательства в Российской Федерации 17 в целях реализации проектов ВЭБ.РФ осуществляет доверительное управление денежными средствами и иным имуществом, находящимся в том числе в государственной собственности.

18 - 18 осуществляет в установленном порядке работы, связанные с использованием информации, составляющей государственную тайну.

Источник: составлено автором по: Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ РФ» (ред. от 14.07.2022).

О государственной корпорации развития «ВЭБ.

Обобщение опыта и определение проблемных вопросов деятельности российских финансовых институтов развития

Приходится констатировать тот факт, что в России отсутствует устойчивая успешная научно-обоснованная практика оценки, мониторинга и конт-

роля показателей эффективности реализации проектов, финансируемых институтами развития, и показателей эффективности их деятельности.

Это - важнейший проблемный методологический и методический вопрос деятельности финансовых институтов развития, имеющий прямой и непосредственный выход на практику, посколь-

сз о со от m Р от

от А

Q.

CO OJ

о

CM

ку его нерешенность не позволяет создать систему управления их эффективностью. На этот факт давно обращают внимание отечественные ученые [18, 22, 23].

Полагаем, решение этого проблемного вопроса кроется прежде всего в разработке национальной методологии оценки эффективности деятельности финансовых институтов развития.

Все развитые страны стали таковыми только после того, как им удалось запустить инновационную модель своего развития и завоевать новые высокотехнологичные рынки. Старый, но красноречивый пример Всемирного банка: в 2016 г. доход от экспорта высокотехнологичной продукции в Китае составил 496 млрд долл., в США - 153, Германии - 189, Франции - 103 млрд долл. (URL: https://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.TECH. CD). Именно технологический фактор уже довольно давно играет определяющую роль в обеспечении конкурентоспособности экономики страны.

Анализ институционального и функционального среза функционирования российских институтов развития даёт удивительный результат - перечень институтов полный, функционал удовлетворительный, а главный проблемный вопрос экономического роста - построения модели инновационного развития - не решен. Этот тезис подтверждается значительным количеством исследований [7, 12, 14, 17, 19, 20, 23].

Корнями эта проблема уходит в 90-е годы, когда был взят курс на рекомендованный МВФ и Всемирным банком путь трансформации плановой экономики в рыночную на базе так называемого «Вашингтонского консенсуса», свода принципов экономической политики, предусматривавшего минимальный дефицит бюджета, снижение предельных ставок налогов, либерализация финансовых рынков, свободный обменный курс национальной валюты, либерализация внешней торговли, снижение ограничен. Это путь не предполагал наличие важных социальных эффектов и технологического прорыва, хотя идеологи этого пути для России хорошо понимали его значимость1.

Отсюда вытекает целый блок проблемных вопросов, которые предстоит решить постреформенным финансовым институтам развития в очень сложных условиях: как уйти от экспортно-сырьевой модели развития, как свернуть деиндустриализацию страны и угасание реального сектора экономики, как сделать технологический рывок, побороть нищету, остановить отток людей и капиталов и достойно ответить на все новые шоки и вызовы?

Все сказанное выше относится к внутренним институтам развития.

1 «Стране, которая полностью сосредоточится на инновациях сегодня, будет принадлежать глобальная экономика завтра» (A STRATEGY FOR AMERICAN INNOVATION. Securing Our Economic Growth and Prosperity. National Economic Council, Council of Economic Advisers, and Office of Science and Technology Policy / URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/up-loads/InnovationStrategy.pdf).

Но Россия принимает активное участие и в международных институтах развития (рис. 7).

Группа Всемирного банка (с 1944 г)

ъ

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, с 1991 г)

ъ

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ)

ъ

Черноморский банк орговли и развития (ЧБТР, с 1999 г)

ъ

Международный инвестиционный банк

ъ

Международный инвестиционный банк

ь

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ъ

Российско-Кыргызский фонд развития (РКФР)

ъ

Международный фонд технологического развития (МФТР)

ь

Межгосударственный банк

ъ

Новый банк развития

ъ

Рис. 7. Международные (многосторонние) институты развития с участием РФ

Источник: составлено автором по: Министерство финансов РФ. - Институты развития с участием Российской Федерации / URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/international/ development_institutions_participation_rf/

Здесь тоже накопилось много проблем, связанных с шоками широкого плана. Можно предположить, что в нынешних условиях приведенный перечень международных институтов развития с участием Российской Федерации может довольно динамично меняться.

Заключение

Условия, в которых сегодня осуществляют свою деятельность ФИР, предопределяют эвристический режим их функционирования и требуют учета следующих факторов:

- глобальные условия функционирования ФИР описываются новым термином «поликризис», введенным в научный оборот документами Всемирного экономического форума в январе 2023 года;

- условия функционирования ФИР в Российской Федерации имеют существенную доминанту -санкционное давление и ответные действия;

- в системах ценностей общества, отдельных индивидов произошли существенные изменения;

- ФИР функционируют в условиях параллельного развития централизованных и децентрализованных финансов;

- политизация процессов принятия экономических решений оказывает значительное негативное влияние на результаты деятельности ФИР.

К сожалению, приходится констатировать, что практика деятельности российских ФИР не в полной мере учитывает указанные факторы и не может быть признана оптимальной.

Вместе с тем, трансформация институтов развития России, произведенная в результате их реформы и шаги, предпринимаемые ВЭБ.РФ и некоторыми другими институтами развития, вселяют надежду на успешную адаптацию российских ФИР

к новым условиям и повышение эффективности их

деятельности.

Литература

1. Аюрзанайн А. Б., Сотнич П.М. Функции финансовых институтов в формировании трансак-ционного сектора экономики / Экономические науки. - 2016. - № 2 (135). - С. 15-18. - URL: https://ecsn.ru/wp-content/uploads/201602_15. pdf

2. Банк России. Годовой отчет Банка России за 2022 год. - URL: https://www.cbr.ru/Collection/ Collection/File/43872/ar_2022.pdf

3. Банк России. Децентрализованные финансы. - М. - ноябрь 2022. - URL: http://www.cbr.ru/ Content/Document/File/141992/report_07112022. pdf

4. Банк России. Модельная методология ESG-рейтингов. Доклад для общественных консультаций. - Москва. - 2023. - С. 5. - URL: http:// www.cbr.ru/Content/Document/File/144085/Con-sultation_Paper_17012023.pdf

5. Ботороева Е. Эффективность институтов развития оценят по 10 показателям / Парламентская газета. - 29.12.2020. - URL: https://www. pnp.ru/economics/effektivnost-institutov-razvitiya-ocenyat-po-10-pokazatelyam.html

6. Брыкин К.И. Внешний контроль деятельности финансовых институтов развития: финансово-правовой аспект // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2020. № 2 (57). С. 123-129. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=43800826

7. Вологова Ю.В. Финансовые институты инновационного развития в стратегии перехода России к технологическому лидерству / Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2019. - № 3. - С. 168-181. - URL: file:///Users/natalia/Desktop/finansovye-instituty-innovatsionnogo-razvitiya-v-strategii-perehoda-rossii-k-tehnologicheskomu-liderstvu.pdf

8. В «Сколково» составили рейтинг инноваци-онности банков. - 24.05.2022. - URL: https:// plusworld.ru/daily/banki-i-mfo/v-skolkovo-sostavili-rejting-innovatsionnosti-bankov/

9. Доклад PWC: Управление рисками и ки-бербезопасность [Электронный ресурс]. -URL: http://files.runet-id.com/2017/csf17/07feb. csf17-3.2-chaplygin.pdf

10. Доржиева В.В., Ильина С.А. Институты развития как инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 4. С. 58-72. DOI: 10.24411/2073-6487-202010042

11. Доржиева В.В., Ильина С.А. Интеграция механизма «инвестиционный лифт» в систему консолидированных программ поддержки российских институтов развития // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 11.

12. Доржиева В.В., Ильина С.А. Финансовые институты развития как фактор структурной модернизации экономики: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2020. - 65 с. - URL: https://www.inecon.org/docs/2021/DorzhievaJlji-na_paper_2020.pdf

13. Заболоцкая В.В., Шистко Н.Е. Сравнительный анализ деятельности финансовых институтов развития в контексте активизации участия России (на примере региональных банков развития) / International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol.5-3; - pp. 124-129. - URL: file:///Users/natalia/Desktop/sravnitelnyy-analiz-deyatelnosti-finansovyh-institutov-razvitiya-v-kontekste-aktivizatsii-uchastiya-rossii-na-primere-regionalnyh-bankov-razvitiya.pdf

14. Иванова Л. Институты развития как органичный элемент управления экономическими процессами // Общество и экономика. 2019. № 9. С. 20-31. - URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/instituty-razvitiya-kak-faktor-povysheniya-kachestva-institutsionalnoy-sredy

15. Институты развития как инструмент региональной политики: научный доклад / А.В. Ви-ленский, А.Р. Бахтизин, О.Н. Валентик [идр.]. -М.: Институт экономики РАН, 2015. - 45 с.

16. Катренко В.С. Институты развития в современной России // Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. № 1. С. 98-102.

17. Кудрин Д.А. Оценка влияния деятельности институтов развития на экономический рост / Инновации. Наука. Образование. - 2021. -№ 37. - С. 71-86. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=46399861

18. Кузенкова В.М. Концепции институтов развития: ретроспективный анализ / Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова - 2020. - Том 17. - № 1 (109). - С. 39-47. - URL: https://vest.rea.ru/jour/ article/viewFile/814/654

19. Ленчук Е.Б. Эффективна ли работа российских финансовых институтов инновационного развития? // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 4. С. 362-367; Приоритеты и институциональные факторы модернизации российской экономики: Сборник / Под ред. Н.Ю. Ахапки-на. - М.: ИЭ РАН, 2019.

20. Мельников Р.М. Результативность и эффективность российских финансовых институтов развития: подходы к оценке и пути повышения // Финансы и кредит - 2012. - № 21 (501). -С. 2-10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rezultativnost-i-effektivnost-rossiyskih-finansovyh-institutov-razvitiya-podhody-k-otsenke-i-puti-povysheniya

21. Неэффективные институты развития будут упразднены / Парламентская газета. - 29.12.2020. - URL: https://www.pnp.ru/ politics/neeffektivnye-instituty-razvitiya-budut-uprazdneny.html

22. Никонова И.А. Эффективность и результативность финансовых институтов развития: оценка и управления // Финансы. - 2015. - № 4. -

сз о со от m Р от

от А

Q. в

CO OJ

о

CM

С. 54-56. - URL: http://elib.fa.ru/art2015/bv968. pdf/info

23. Оценка эффективности деятельности российских и зарубежных институтов развития. Научный доклад НИФИ // Под редакцией Рыковой И.Н. - М.: Научно-исследовательский финансовый институт, 2016. - 204 с. - URL: https:// www.nifi.ru/images/FILES/Reports/doklad_DI.pdf

24. Правительство изменит модель управления институтами развития. Подробнее на РБК: Финансы, 06 апреля 2022. - URL: https://www.rbc. ru/finances/06/04/2022/624d99249a794758a514 af7c

25. Россия и мир: 2023. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: А.А. Дынкин, В.Г. Барановскии; отв. ред.: Г.И. Мачавариани, И.Я. Кобринская. - Москва: ИМЭМО РАН, 2022. - 130 с. - ISBN 9785-9535-0568-0. - DOI 10.20542/978-5-95350568-0. - URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/ publ/2022/Russia-World-2023.pdf

26. Симачев Ю.В., Кузык М.Г. Влияние государственных институтов развития на инновационное поведение фирм: качественные эффекты / Вопросы экономики. 2017; (2): 109-135. -URL: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-2-109-135; https://www.vopreco.ru/jour/article/ view/280

27. Симачев Ю.В., Кузык М.Г. Государственная поддержка предприятий: бенефициары и эффекты // Вопросы экономики. 2020. № 3. С. 6383. - URL: https://www.vopreco.ru/jour/article/ view/2742

28. Солнцев О.Г., Хромов М.Ю., Волков Р.Г. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта // Проблемы прогнозирования. - 2009. -№ 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ instituty-razvitiya-analiz-i-otsenka-mirovogo-opyta

29. Ткачев И., Полякова Ю. Проблема в $20 млрд как Банк развития превратился в черную дыру. РБК. - URL: https://www.rbc.ru/financ-es/18/02/2016/56c4a49a9a79475ba1d428f9

30. Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О государ-ственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». - URL: https://xn-90ab5f.xn - p1 ai/files/?file=8d-21d86246ac6bb17d1282b75986cc2b.pdf

31. ЦБ предложил ввести автоматическую докапи-тализацию институтов развития. Интерфакс. Экономика. 4 августа 2022. - URL: https://www. interfax.ru/business/855263

32. Communication from the commission to the European Parliament and the council. Working together for jobs and growth: The role of National Promotional Banks (NPBs) in supporting the Investment Plan for Europe / European Commission, Directorate-General for Economic and Financial Affairs. Directorate-General for Economic and Financial Affairs, ECFIN. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/en/ALL/?uri=CELEX-:52015DC0361

33. Dan Costin NIJESCU6 Valentin MURGU. Development banks - promoters of economic development? - URL: http://store.ectap.ro/articole/1620. pdf

34. Deloitte Central Europe. Digital Banking Maturity -2020. - URL: https://www2.deloitte.com/content/ dam/Deloitte/ce/Documents/financial-services/ce-digital-banking-maturity-2020.pdf

35. Engen, L. and Prizzon, A., 2018. A Guide to Multilateral Development Banks: 2018 Edition. London: Overseas Development Institute. - URL: https:// www.oecd-ilibrary.org/sites/c1eb2caa-en/index. html?itemId=/content/component/c1eb2caa-en

36. Fernández-Arias, Eduardo, Ricardo Hausmann, and Ugo Panizza. «Smart Development Banks». CID Working Paper Series 2019.350, Harvard University, Cambridge, MA, April 2019. -URL: https://dash.harvard.edu/bitstream/han-dle/1/37366387/350.pdf?sequence=1&isAl-lowed=y

37. Ferraz, 2017. Joâo Carlos Ferraz. Uncertainty, investment, and financing: the strategic role of national development banks. -URL: https://www.tandfonline.com/doi/ abs/10.1080/13563467.2019.1613353?journal-Code=cnpe20

38. Guide to the Program Assessment Rating Tool (PART). Washington, D.C.: Office of Management and Budget, January 2008. - URL: https:// georgewbush-whitehouse.archives.gov/omb/per-formance/fy2008/part_guid_2008.pdf

39. Herrera F. The Inter-American Development Bank and the Latin American Integration Movement // JCMS: Journal of Common Market Studies. - 1966. - Vol. 5. - Issue 2. - URL: https://doi. org/10.1111/j.1468-5965.1966.tb01143.x

40. Hi-Tech Crime Trends 2019/2020 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.group-ib.ru/resourc-es/threat-research/2019-report.html

41. José de Luna-Martínez, Carlos Leonardo Vicente. Global Survey of Development Banks. Policy Research Working Paper 5969. The World Bank Financial and Private Sector Development Financial Systems Practice. - February 2012. - URL: file:///Users/natalia/Desktop/Luna-Martinez,%20 Jose%20&%20Vicente,%20Carlos%20Leonar-do,%202012.%20.Global%20survey%20o.pdf

42. McDonald W. The Role of the Development Bank in Rural Credit // Australian Journal of Agricultural Economics. - 1960. - Vol. 4. - Issue 2. -URL: https://econpapers.repec.org/article/agsa-jaeau/22774.htm

43. Marta Degl'Innocenti, Marco Frigerio, Si Zhou. Development banks and the syndicate structure: Evidence from a world sample / Journal of Empirical Finance.Volume 66, March 2022, Pages 99120. - URL: https://www.sciencedirect.com/sci-ence/article/abs/pii/S092753982200010X

44. Muyang Chen, 2020. State Actors, Market Games: Credit Guarantees and the Funding of China Development Bank. - New Political Economy. - Taylor & Francis Journals, vol. 25(3), pages 453-468,

April / DOI: 10.1080/13563467.2019.1613353. - URL: https://www.scopus.com/record/display. uri?eid=2-s2.0-85065782810&origin=inward&tx-Gid=0d9f90f352c0e13381 d5556f2e74f4e9

45. SergioG. Lazzarini, Aldo Musacchio, Rodrigo Bandeira-de Mello, Rosilene Marcon. What do state-owned development banks do? Evidence from BNDES.World Dev., 66 (February) (2015), pp. 237-253. - URL: https://www.scopus.com/re-cord/display.uri?eid=2-s2.0-84907760425&orig-in = inward&txGid = 7f3aea6eb25cce32e-a441437c1261134

46. The top 10 op risks. Risk.net. April 2022. Supported by Baker McKenzie. - URL: https://www.bak-ermckenzie.com/-/media/files/insight/guides/2022/ baker-mckenzie - top-10-op-risks-2022.pdf

47. World Economic Forum The Global Risks Report 2023 18th Edition INSIGHT REPORT. - URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_ Risks_Report_2023.pdf

TRANSFORMATION OF FINANCIAL INSTITUTIONS FOR DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Amosova N.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The radical changes taking place in the world in recent years pose fundamentally new tasks for financial development institutions and require optimization of their activities. Changes in the value system and value orientations of financial development, politicization of economic decision-making, pandemic, sanctions pressure, supply chain breaks, labor shortages, and the need to ensure the country's technological sovereignty have changed the requirements for development institutions. The reform of development institutions carried out in the Russian Federation began a powerful process of their transformation. The article analyzes the main results of this reform and directions for further development of private investment organizations, and identifies methodological approaches to assessing the effectiveness of their activities. The main results of the undertaken research consist in the development of ideas about the functions, current state, problems of functioning and prospects for the activities of financial development institutions of the Russian Federation.

Keywords: financial development institutions, functions of financial development institutions, assessment of the effectiveness of financial development institutions, reform of development institutions; VEB.RF.

References

1. Ayurzanain A. B., Sotnich P.M. Functions of financial institutions in the formation of the transaction sector of the economy / Economic Sciences. - 2016. - No. 2 (135). - pp. 15-18. - URL: https://ecsn.ru/wp-content/uploads/201602_15.pdf

2. Bank of Russia. Annual report of the Bank of Russia for 2022. -URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/43872/ ar_2022.pdf

3. Bank of Russia. Decentralized finance. - M. - November 2022. - URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/141992/ report_07112022.pdf

4. Bank of Russia. Model methodology for ESG ratings. Report for public consultation. - Moscow. - 2023. - P. 5. - URL: http:// www.cbr.ru/Content/Document/File/144085/Consultation_Pa-per_17012023.pdf

5. Botoroeva E. The effectiveness of development institutions will be assessed by 10 indicators / Parliamentary newspaper. -December 29, 2020. - URL: https://www.pnp.ru/economics/ effektivnost-institutov-razvitiya-ocenyat-po-10-pokazatelyam. html

6. Brykin K.I. External control of the activities of financial development institutions: financial and legal aspect // Scientific proceedings of the Russian Academy of Advocacy and Notariat.

2020. No. 2 (57). pp. 123-129. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=43800826

7. Vologova Yu.V. Financial institutions of innovative development in the strategy of Russia's transition to technological leadership / Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. - 2019. - No. 3. - P. 168-181. - URL: file:///Users/ natalia/Desktop/finansovye-instituty-innovatsionnogo-razvitiya-v-strategii-perehoda-rossii-k-tehnologicheskomu-liderstvu.pdf

8. Skolkovo compiled a rating of innovativeness of banks. -05.24.2022. - URL: https://plusworld.ru/daily/banki-i-mfo/v-skolkovo-sostavili-rejting-innovatsionnosti-bankov/

9. PWC report: Risk management and cybersecurity [Electronic resource]. - URL: http://files.runet-id.com/2017/csf17/07feb. csf17-3.2-chaplygin.pdf

10. Dorzhieva V.V., Ilyina S.A. Development institutions as tools for supporting small and medium-sized businesses // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2020. No. 4. pp. 58-72. DOI: 10.24411/2073-6487-202010042

11. Dorzhieva V.V., Ilyina S.A. Integration of the "investment elevator" mechanism into the system of consolidated programs to support Russian development institutions // Creative Economy. 2020. Vol. 14. No. 11.

12. Dorzhieva V.V., Ilyina S.A. Financial development institutions as a factor in the structural modernization of the economy: Scientific report. M.: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2020. - 65 p. - URL: https://www.inecon.org/ docs/2021/Dorzhieva_Iljina_paper_2020.pdf

13. Zabolotskaya V.V., Shistko N.E. Comparative analysis of the activities of financial development institutions in the context of enhancing Russia's participation (using the example of regional development banks) / International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol.5-3; - pp. 124-129. - URL: file:///Users/ natalia/Desktop/sravnitelnyy-analiz-deyatelnosti-finansovyh-institutov-razvitiya-v-kontekste-aktivizatsii-uchastiya-rossii-na-primere-regionalnyh-bankov-razvitiya.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ivanova L. Development institutions as an organic element of economic processes management // Society and Economics. 2019. No. 9. pp. 20-31. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/instituty-razvitiya-kak-faktor-povysheniya-kachestva-institutsionalnoy-sredy

15. Development institutions as an instrument of regional policy: scientific report / A.V. Vilensky, A.R. Bakhtizin, O.N. Valentik [idr.]. - M.: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2015. - 45 p.

16. Katrenko V.S. Development institutions in modern Russia // State Audit. Right. Economy. 2017. No. 1. pp. 98-102.

17. Kudrin D.A. Assessing the impact of the activities of development institutions on economic growth / Innovations. The science. Education. - 2021. - No. 37. - P. 71-86. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=46399861

18. Kuzenkova V.M. Concepts of development institutions: retrospective analysis / Vestnik REU im. G.V. Plekhanov - 2020. -Volume 17. - No. 1 (109). - pp. 39-47. - URL: https://vest.rea. ru/jour/article/viewFile/814/654

19. Lenchuk E.B. Is the work of Russian financial institutions for innovative development effective? // Audit and financial analysis.

2014. No. 4. P. 362-367; Priorities and institutional factors in the modernization of the Russian economy: Collection / Ed.N. Yu. Akhapkina. - M.: Institute of Economics RAS, 2019.

20. Melnikov R.M. Productivity and efficiency of Russian financial development institutions: approaches to assessment and ways to improve // Finance and Credit - 2012. - No. 21 (501). -P. 2-10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultativnost-i-effektivnost-rossiyskih-finansovyh-institutov-razvitiya-podhody-k-otsenke-i-puti-povysheniya

21. Ineffective development institutions will be abolished / Parliamentary newspaper. - December 29, 2020. - URL: https:// www.pnp.ru/politics/neeffektivnye-instituty-razvitiya-budut-uprazdneny.html

22. Nikonova I.A. Efficiency and effectiveness of financial development institutions: assessment and management // Finance. -

2015. - No. 4. - P. 54-56. - URL: http://elib.fa.ru/art2015/ bv968.pdf/info

23. Assessing the effectiveness of Russian and foreign development institutions. Scientific report of NIFI // Edited by Ryko-va I.N. - M.: Scientific Research Financial Institute, 2016. - 204

C3

o

CO

m p

cr

CT1 A

IE

p. - URL: https://www.nifi.ru/images/FILES/Reports/doklad_ DI.pdf

24. The government will change the model for managing development institutions. More details on RBC: Finance, April 06, 2022. - URL: https://www.rbc.ru/finances/06/04/2022/624d992 49a794758a514af7c

25. Russia and the world: 2023. Economy and foreign policy. Annual forecast / hand. project: A.A. Dynkin, V.G. Baranovsky; resp. ed.: G.I. Machavariani, I. Ya. Kobrinskaya. - Moscow: IM-EMO RAS, 2022. - 130 p. - ISBN 978-5-9535-0568-0. - DOI 10.20542/978-5-9535-0568-0. - URL: https://www.imemo.ru/ files/File/ru/publ/2022/Russia-World-2023.pdf

26. Simachev Yu.V., Kuzyk M.G. The influence of state development institutions on the innovative behavior of firms: qualitative effects / Questions of Economics. 2017; (2): 109-135. - URL: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-2-109-135; https:// www.vopreco.ru/jour/article/view/280

27. Simachev Yu.V., Kuzyk M.G. State support for enterprises: beneficiaries and effects // Questions of Economics. 2020. No. 3. pp. 63-83. - URL: https://www.vopreco.ru/jour/article/view/2742

28. Solntsev O.G., Khromov M. Yu., Volkov R.G. Development institutions: analysis and assessment of world experience // Problems of forecasting. - 2009. - No. 2. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/instituty-razvitiya-analiz-i-otsenka-mirovogo-opyta

29. Tkachev I., Polyakova Y. The $20 billion problem: how the Development Bank turned into a black hole. RBC. - URL: https:// www.rbc.ru/finances/18/02/2016/56c4a49a9a79475ba1d428f9

30. Federal Law No. 82-FZ dated May 17, 2007 (as amended on July 14, 2022) "On the State Development Corporation "VEB.RF". - URL: https://xn-90ab5f.xn - p1ai/files/?file=8d-21d86246ac6bb17d1282b75986cc2b.pdf

31. The Central Bank proposed introducing automatic additional capitalization of development institutions. Interfax. Economy. August 4, 2022. - URL: https://www.interfax.ru/business/855263

32. Communication from the commission to the European Parliament and the council. Working together for jobs and growth: The role of National Promotional Banks (NPBs) in supporting the Investment Plan for Europe / European Commission, Directorate-General for Economic and Financial Affairs. Directorate-General for Economic and Financial Affairs, ECFIN. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/en/ALL/?uri=CELEX:52015DC0361

33. Dan Costin NIJESCU6 Valentin MURGU. Development banks -promoters of economic development? - URL: http://store.ectap. ro/articole/1620.pdf

34. Deloitte Central Europe. Digital Banking Maturity - 2020. - URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ce/Documents/ financial-services/ce-digital-banking-maturity-2020.pdf

35. Engen, L. and Prizzon, A., 2018. A Guide to Multilateral Development Banks: 2018 Edition. London: Overseas Development Institute. - URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/c1eb-2caa-en/index.html?itemId=/content/component/c1eb2caa-en

36. Fernández-Arias, Eduardo, Ricardo Hausmann, and Ugo Panizza. "Smart Development Banks". CID Working Paper Series 2019.350, Harvard University, Cambridge, MA,

April 2019. - URL: https://dash.harvard.edu/bitstream/han-dle/1/37366387/350.pdf?sequence=1&isAllowed=y

37. Ferraz, 2017. Joâo Carlos Ferraz. Uncertainty, investment, and financing: the strategic role of national development banks. - URL: https://www.tandfonline.com/doi/ abs/10.1080/13563467.2019.1613353?journalCode=cnpe20

38. Guide to the Program Assessment Rating Tool (PART). Washington, D.C.: Office of Management and Budget, January 2008. - URL: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/ omb/performance/fy2008/part_guid_2008.pdf

39. Herrera F. The Inter-American Development Bank and the Latin American Integration Movement // JCMS: Journal of Common Market Studies. - 1966. - Vol. 5. - Issue 2. - URL: https://doi. org/10.1111/j.1468-5965.1966.tb01143.x

40. Hi-Tech Crime Trends 2019/2020 [Electronic resource]. - URL: https://www.group-ib.ru/resources/threat-research/2019-report. html

41. José de Luna-Martinez, Carlos Leonardo Vicente. Global Survey of Development Banks. Policy Research Working Paper 5969. The World Bank Financial and Private Sector Development Financial Systems Practice. - February 2012. - URL: file:///Users/natalia/Desktop/Luna-Martinez,%20Jose%20&%20 Vicente,%20Carlos%20Leonardo,%202012.%20.Global%20 survey%20o.pdf

42. McDonald W. The Role of the Development Bank in Rural Credit // Australian Journal of Agricultural Economics. - 1960. -Vol. 4. - Issue 2. - URL: https://econpapers.repec.org/article/ agsajaeau/22774.htm

43. Marta Degl'Innocenti, Marco Frigerio, Si Zhou. Development banks and the syndicate structure: Evidence from a world sample / Journal of Empirical Finance.Volume 66, March 2022, Pages 99-120. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/arti-cle/abs/pii/S092753982200010X

44. Muyang Chen, 2020. State Actors, Market Games: Credit Guarantees and the Funding of China Development Bank. -New Political Economy. - Taylor & Francis Journals, vol. 25(3), pages 453-468, April / DOI: 10.1080/13563467.201 9.1613353. - URL: https://www.scopus.com/record/display. uri?eid=2-s2.0-85065782810&origin=inward&txGid=0d9f90f-352c0e13381d5556f2e74f4e9

45. SergioG. Lazzarini, Aldo Musacchio, Rodrigo Bandeira-de Mello, Rosilene Marcon. What do state-owned development banks do? Evidence from BNDES.World Dev., 66 (February) (2015), pp. 237-253. - URL: https://www.scopus.com/record/display. uri?eid=2-s2.0-84907760425&origin=inward&txGid=7f3ae-a6eb25cce32ea441437c1261134

46. The top 10 op risks. Risk.net. April 2022. Supported by Baker McKenzie. - URL: https://www.bakermckenzie.comA/me-dia/files/insight/guides/2022/baker-mckenzie - top-10-op-risks-2022.pdf

47. World Economic Forum The Global Risks Report 2023 18th Edition INSIGHT REPORT. - URL: https://www3.weforum.org/ docs/WEF_Global_Risks_Report_2023.pdf

Q.

e

CO CJ

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.