Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / РИСКИ И УГРОЗЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОРГАНЫ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / SAFETY OF MINORS / INFORMATION AND TELECOMMUNICATIONS TECHNOLOGIES / INTERNET / RISKS AND THREATS / CIVIL SOCIETY / AUTHORITIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENT / SOCIAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгений Сергеевич Кученин, Мария Сергеевна Лаврентьева

Представлены результаты обобщенного анализа успешных российских и зарубежных практик вовлечения институтов гражданского общества в деятельность, направленную на обеспечение безопасности несовершеннолетних лиц при пользовании современными информационно-телекоммуникационными технологиями, с учетом существующих рисков и угроз, нашедших отражение в актах органов власти и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евгений Сергеевич Кученин, Мария Сергеевна Лаврентьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN ENSURING THE INTERNET SECURITY OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

The article presents the results of a generalized analysis of successful Russian and foreign practices of involving civil society institutions in activities aimed at ensuring the safety of minors using modern information and telecommunications technologies, taking into account the existing risks and threats reflected in the acts of authorities and local governments.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10354

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Евгений Сергеевич КУЧЕНИН, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российского государственного социального университета, кандидат юридических наук E-mail: E.Kuchenin@yandex.ru

Мария Сергеевна ЛАВРЕНТЬЕВА, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российского государственного социального университета, кандидат юридических наук, доцент E-mail: mari.lav.702@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. Представлены результаты обобщенного анализа успешных российских и зарубежных практик вовлечения институтов гражданского общества в деятельность, направленную на обеспечение безопасности несовершеннолетних лиц при пользовании современными информационно-телекоммуникационными технологиями, с учетом существующих рисков и угроз, нашедших отражение в актах органов власти и местного самоуправления.

Ключевые слова: безопасность несовершеннолетних, информационно-телекоммуникационные технологии, Интернет, риски и угрозы, гражданское общество, органы власти и местного самоуправления, социальные практики.

Annotation. The article presents the results of a generalized analysis of successful Russian and foreign practices of involving civil society institutions in activities aimed at ensuring the safety of minors using modern information and telecommunications technologies, taking into account the existing risks and threats reflected in the acts of authorities and local governments.

Keywords: safety of minors, information and telecommunications technologies, Internet, risks and threats, civil society, authorities and local self-government, social practices.

I ■ ети и подростки составляют одну из са-I I мых многочисленных групп пользовате-/ 1 лей сети Интернет — безграничного по объемам хранилища разнообразной информации, при помощи которой они реализуют свои естественные интересы в познании окружающего мира.

Не меньший интерес представляют для детей и подростков все более и более развитые коммуникационные возможности информационно-телекоммуникационных технологий (далее — ИКТ).

Вместе с тем современные ИКТ, выступая источником многочисленных благ для их несовершеннолетних пользователей, также представляют и ряд существенных угроз для детей и подростков.

Это обусловлено тем, что в силу возрастных особенностей и продолжающегося процесса развития несовершеннолетних граждан во всех аспектах этого развития (психологическом, образовательном, социальном, правовом и др.) они лишены возможности самостоятельно критически

оценить информацию, получаемую посредством ИКТ, с точки зрения ее допустимости, а также распознать противоправные намерения отдельных пользователей сети Интернет, пользующихся неопытностью несовершеннолетних лиц.

Как отмечается в научной литературе, подростки зачастую даже не подозревают об опасности информации, получаемой из сети.

Возрастанию угроз информационной безопасности несовершеннолетних также способствует продолжающееся активное развитие социальных сетей в сочетании с развитием мобильных технологий.

Меры организационно-правового характера последних лет, принятые государством в сфере обеспечения информационной безопасности вообще и информационной безопасности несовершеннолетних, в частности, позволили обеспечить достаточно полный контроль за деятельностью несовершеннолетних при пользовании стационарными точками доступа к сетевым ресурсам как

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

в публичном пространстве (школы, компьютерные клубы, библиотеки и т.п.), так и дома, в семье. Однако широкое распространение мобильных гаджетов в значительной мере затрудняет контроль со стороны лиц, ответственных за обеспечение безопасного для несовершеннолетнего поведения в виртуальном пространстве.

Изучение содержания научных публикаций по исследуемой тематике позволят утверждать, что в течение последнего 10-летия в Российской Федерации сформировался институт обеспечения информационной безопасности детей и подростков1. На современном этапе продолжается перманентное совершенствование законодательства в данной области и механизма правового регулирования в сфере информационной безопасности в целом.

Кроме того, большое число трудов авторов, работающих в различных отраслях научного знания, посвящено также анализу содержания угроз в отношении несовершеннолетних, обусловленных использованием ими различных средств коммуникации. Данную тему затрагивают и специалисты в области информационных технологий, и социологи, и психологи, и юристы. В их работах приводятся, в частности, различные вариации классификации таких угроз.

Изучение научных публикаций и открытых источников, размещенных на различных интернет-ресурсах, позволяет выделить следующие группы современных угроз информационной безопасности в отношении несовершеннолетних, часть из которых в зарубежной юридической практике получила собственное наименование, дополненных нами статистической информацией специализированных компаний, работающих в сфере информационной безопасности.

1. Контентные риски (разнообразные материалы, содержащие вредоносную (опасную), противозаконную и неэтичную информацию). Так, Kaspersky Security Network приводит следующую информацию об интернет-интересах детей:

■ 43,26% — средства интернет-коммуникации;

■ 28,34% — программное обеспечение, аудио-, видеоконтент;

■ 15,8% — электронная коммерция;

■ 4,24% — компьютерные игры;

■ 2,48% — алкоголь, табак, наркотические вещества;

■ 1,32% — порно и эротика;

■ 3,51% — нецензурная лексика;

■ 1,76% — другое (оружие, азартные игры, насилие, работа, переадресация HTTP)2.

2. Коммуникационные риски, состоящие:

■ в избыточной публикации информации о себе — овершеринг, которая в дальнейшем может быть использована против ребенка или в других противоправных целях;

■ в установлении дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования, совершения с ним развратных действий или получения интимных изображений порнографического характера злоумышленником, выдающим себя за ровесника либо ребенка немного старше, путем непосредственного общения через электронную почту или мессенджеры (текстовые сообщения) — кибергрумминг (в иностранной юридической практике суЪег§гоот1п§)3;

■ в киберпреследовании, которое может принимать такие формы, как:

- травля ребенка—кибербуллинг (в иностранной юридической практике суЪег-Ъи11ут§),

-получение от ребенка снимков интимного характера или завладение такими снимками путем получения контроля над компьютером (устройством) ребенка с последующим шантажом, запугиванием — кибер-сталкинг (в иностранной юридической практике суЪеМаМ^),

- подражание, хулиганство и социальное бойкотирование — троллинг4;

■ в вовлечении несовершеннолетних в антиобщественную, а иногда преступную деятельность;

■ % в иных деструктивных воздействиях на психику ребенка и манипулировании его сознанием, например, действия, осуществляемые представителями псевдорелигиозных организаций.

3. Потребительские риски, связанные с «монетизацией» угроз информационной безопасности детей, в частности, кибермошенничество (причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.).

4. Электронные риски (различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.).

Кроме того, отмечается такое грозящее ребенку явление, как компьютерная аддикция, под которой понимаются:

■ игровая зависимость, в процессе возникновения и развития которой ребенок начинает играть в игры;

■ зависимость сетевого характера, проявляющаяся в постоянном коммуникативном взаимодействии;

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

■ так называемая демотивационная зависимость, побуждающая ребенка к бесконечному просмотру в сетях картинок, цитат и т.п., которые не только провоцируют эффект самой виртуальной зависимости, но и деструктивно влияют на мышление несовершеннолетнего (клиповость, обрывочность мыслей и проч.);

■ зависимость, которая может быть охарактеризована как бесцельное «гуляние» по сети Интернет.

Деятельность гражданского общества в этой сфере выражается в выработке и развитии ряда социальных практик, под которыми предлагается понимать различные формы деятельности общественных объединений, отдельных граждан, а также общественную деятельность иных субъектов гражданского общества, направленную на создание условий, способствующих защите прав несовершеннолетних в виртуальной среде, которая осуществляется инициативно или при содействии органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

Сюда же следует включить и деятельность общественных объединений и граждан, содействующих правоохранительным органам и другим субъектам обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в выявлении и пресечении противоправных посягательств в отношении несовершеннолетних при использовании ими современных ИКТ.

Анализ источников позволил выделить следующие формы социально значимой деятельности субъектов гражданского общества, требующие от органов публичной власти выработки и реализации мер организационно-правового характера.

1. Развитие волонтерского движения по проведению профилактической работы в сети Интернет, направленной на выявление нарушений прав и интересов, фактов распространения запрещенной информации, иных противоправных посягательств в отношении несовершеннолетних с использованием ИКТ.

В ряде субъектов при поддержке региональных властей и органов местного самоуправления реализуются проекты «Киберпатруль», «Кибер-дружина» и т.п. Такие проекты реализуются при поддержке региональных властей в Тюмени5, Владимире, Перми, Волгограде, Самаре и во многих других регионах, включая Москву и Московскую область. Однако в условиях суперкрупного мегаполиса, каковым является Москва, требуется координация деятельности волонтерских движений подобного рода.

2. Организация вебинаров и занятий в иных формах, посвященных повышению компьютерной грамотности родителей и развитию навыков взаимодействия с детьми, обеспечивающих их защиту от угроз в киберсреде.

Занятия с родителями могут охватывать как технологические и правовые аспекты обеспечения информационной безопасности детей и подростков, так и психолого-педагогические аспекты обучения, способствующие налаживанию диалога и взаимодействия с ребенком. К проведению занятий целесообразно привлечение специалистов соответствующего профиля.

Целесообразным является и привлечение специалистов для коротких выступлений на родительских собраниях в школах.

3. Расширение тематики информационной безопасности несовершеннолетних в рамках мероприятий, направленных на обеспечение участия работников вузов во внеаудиторной работе со школьниками, проводимых под патронажем органов управления образованием субъектов Российской Федерации («Университетских суббот»).

Например, реализуемые Департаментом образования и науки города Москва во взаимодействии с образовательными учреждениями высшего образования «Университетские субботы» включают интерактивные лекции, мастер-классы и другие формы интерактивного обучения, направленные в том числе на формирование у школьников навыков безопасного использования современных ИКТ.

Деятельность институтов гражданского общества в сфере обеспечения безопасности детей в Интернете в странах ЕС поощряется Европейским агентством сетевой и информационной безопасности (ENISMA).

Так, при его поддержке работают такие неправительственные организации, как: Европейский альянс неправительственных организаций за обеспечение безопасности детей в Интернете (eNACSO), Европейский молодежный комитет (European Youth Panel), Европейский родительский комитет (European Parents' Panel), а также Европейская премия лучшего онлайн-контента для детей (European Award for Quality Online Content for Children), идеи которого реализуются в рамках Ежегодного Всероссийского конкурса на лучший интернет-ресурс для детей, подростков и молодежи при поддержке Департамента информационных технологий города Москвы6.

Социальные практики в сфере информационной безопасности детей и подростков, реализуемые в странах ЕС, преследуют общую цель — повышение осведомленности граждан в европейских странах о правилах безопасного использования

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

Интернета, реализуемую специально созданной для этого Европейской сетью информационных центров «1шаГе», уполномоченным россий-ским членом которой является Центр безопасного Интернета в России (https://www.saferunet.ru/), публикующий информационные материалы, предназначенные для различных категорий пользователей (дети / подростки / взрослые).

Однако широкой известности деятельность Российского Центра безопасного Интернета до настоящего времени не приобрела. Полагаем, что налаживание сотрудничества органов власти и местного самоуправления с Центром безопасного интернета в России позволит повысить эффективность обеспечения прав несовершеннолетних при пользовании современными ИКТ.

Активизация институтов гражданского общества в сфере обеспечения интернет-безопасности детей и подростков, безусловно, требует усиленного внимания со стороны органов власти и местного управления, которое должно найти выражение в выработке и нормативном закреплении мер поддержки общественной инициативы.

1 См., напр.: ВласенкоМ.С. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет: современное состояние и совершенствование правового регулирования // Вестник Волжского ун-та им.

B.Н. Татищева. 2019. № 3. Т. 1. С. 98—105; Филиппов В.Н, Насонкин В.В., Папачараламбоус Ч. Права и интересы детей в информационной сфере: реформирование законодательства. // Вестник Санкт- Петербургского ун-та. Сер.: Право. 2019. Т. 10. Вып. 2. С. 362—372; Бородин К.В. Правовое обеспечение безопасности несовершеннолетних в сети Интернет // Вестник Челябинского гос. ун-та. Сер.: Право. 2015. № 25 (380). Вып. 45.

C. 56—60;

Савельев А.И. Проблема информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет // Юрид. наука и правоохранительная практика.2016. № 2 (36). С. 59—66.

2 Статистика облачного сервиса Kaspersky Security Network. Посещения различных интернет-ресурсов при включенном «Родительском контроле» на ПК в России. Усредненный показатель за последние 12 месяцев // По информации, приведенной руководителем контентно-го анализа лаборатории Касперского К.С. Игнатьевым на Конференции по безопасности детей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 28 февраля 2020, г. Белоярский ХМАО.

3 Почти половина школьников признались, что знакомятся с новыми людьми в социальных сетях. Больше половины школьников в социальных сетях получают приглашения дружить от незнакомых людей. При этом вне зависимости от возраста 34% этих школьников получают приглашения от незнакомых взрослых. Больше трети детей встречались с людьми, с которыми познакомились в социальных сетях.

Как отметили родители, к 11% детей в возрасте 11—14 лет за последний год пытались «втереться в доверие»

незнакомые взрослые // По информации, приведенной руководителем контентного анализа лаборатории Касперского К.С. Игнатьевым на Конференции по безопасности детей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 28 февраля 2020, г. Белоярский ХМАО.

4 Каждый десятый родитель отмечает, что тема кибер-буллинга в той или иной степени ему знакома.

По ответам самих детей, доля тех, кто сталкивался с ки-бербуллингом либо слышал о нем, значительно возрастает — до 33% // По информации, приведенной руководителем контентного анализа лаборатории Касперско-го К.С. Игнатьевым на Конференции по безопасности детей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 28 февраля 2020, г. Белоярский ХМАО.

5 Деятельность «Киберпатруля» Тюменской обрасти во многих источника признается передовой и заслуживающей особого внимания.

См.: Положение о реализации областного проекта «Ки-берпатруль» (утв. 29.03.2017 г. заместителем губернатора Тюменской обл., директором Департамента социального развития Тюменской обл. О.А. Кузнечевским и директором Департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской обл. П.В. Белявским) // https://admtyumen.ru/ogv_ru/society/ drug_prevention/more.htm?id=11464849%40cmsArticle (Дата обращения: 29.04.2020)

6 Конкурс сайтов «Позитивный Интернет» // http:// archive.positivecontent.ru/node/21 (Дата обращения: 28.04.2020)

Библиографический список

1. Бородин К.В. Правовое обеспечение безопасности несовершеннолетних в сети Интернет // Вестник Челябинского гос. ун-та. Сер.: Право. 2015. № 25 (380). Вып. 45. С. 56—60.

2. Власенко М.С. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет: современное состояние и совершенствование правового регулирования // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. 2019. № 3. Т. 1. С. 98—105.

3. Игнатьев К.С, руководитель отдела контентного анализа «Лаборатория Касперского», г. Москва: Матер. доклада на Конференции по безопасности детей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, г. Белоярский. ХМАО. 28 февраля 2020 г. // https:// safekids.admhmao.ru/2020/ (Дата обращения: 29.04.2020)

4. Савельев А.И. Проблема информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет // Юрид. наука и правоохранительная практика.2016. № 2 (36). С. 59—66.

5. Филиппов В. ff., Насонкин В.В., Папачараламбоус Ч. Права и интересы детей в информационной сфере: реформирование законодательства. // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер.: Право. 2019. Т. 10. Вып. 2. С. 362—372.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.