УДК 321.7(674.3) Йоссем Конту Виржини
аспирантка кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета
РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В ТРАНСФОРМАЦИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ЧАД
Yoossem Kontou Virginie
PhD student, Political Science and Political Management Department, Kuban State University
THE ROLE OF THE PRESIDENTIAL
INSTITUTION IN THE TRANSFORMATIONS OF THE POLITICAL SYSTEM IN THE REPUBLIC OF CHAD
Аннотация:
В статье выявлены трансформации политической системы Республики Чад. Основное внимание сосредоточено на развитии института президентства, так как он концентрирует наибольшие полномочия власти в стране. Новизна исследования состоит в определении стабилизирующей и инновационной роли института президентства в трансформациях политической системы Республики Чад, выявлении специфики президентской формы правления в стране и политического режима в целом. Раскрыто влияние внутриполитических, социокультурных и геополитических факторов.
Ключевые слова:
институт президента, роль, трансформации, политическая система, Республика Чад.
Summary:
The article deals with the transformations of the political system of the Republic of Chad. Attention is focused on the development of the presidential institution that represents the greatest power in this country. The scientific relevance of the research is justifying of innovative and stabilizing role of the presidency in the transformations of the political system of the Republic of Chad. The author discusses the specific features of the presidential system in the country and the political regime in a whole. The influence of internal political, so-ciocultural and geopolitical factors on the political system transformations is also described.
Keywords:
presidential institution, role, transformations, political system, Republic of Chad.
Трансформации политической системы во многом связаны с изменениями формы государственного правления в той или иной стране. Важнее всего, что политические трансформации меняют содержательные характеристики политической системы, а не ее формально-институциональное строение. Любая республика может иметь президентскую, парламентскую или смешанную форму правления. Это не столь значимо, важнее типология политического режима, обеспечение демократического наполнения формы правления. Но для понимания институциональных процедур политических трансформаций имеет значение анализ становления и развития формы правления в конкретной стране. Исходя из этого цель данной статьи - выявить роль института президента страны в трансформациях политической системы Республики Чад (1960-2015), что будет способствовать политологическому осмыслению особенностей института президентства в странах Тропической Африки.
Методологической и теоретической основой статьи являются общенаучные методы познания: сравнительный, системный, исторический подходы, а также специально-политологический метод - неоинституционализм, способствующий выявлению роли различных политических учреждений в трансформациях политической системы Республики Чад. В рамках неоинституционального подхода важную роль играет разграничение институтов на формальные (регулируемые законодательством) и неформальные (регулируемые обычаями и моральными нормами). В качестве методологических основ исследования применены концепции «незападного политического процесса», созданные Л. Паем [1, с. 66-85], Х. Линцем [2, р. 3-87], А. Дингаммаджи [3], М. Камто [4].
Преобразования, проведенные в различных аспектах политической системы Чада, в конечном счете стали определять тип политического режима страны. Одним из важных проявлений реформ стало то, что за период независимости Чад совершил эволюцию от колонии к государству с относительно стабильной республиканской формой правления. Процесс трансформации республиканской формы правления в Чаде носил системный характер и осуществлялся в следующих направлениях: разграничение государственной и партийной властей, становление парламента, развитие института президента и изменения в системе исполнительной власти.
Для объективного осмысления темы важно учитывать, что Чад является экономически отсталым, архаичным обществом даже по меркам Тропической Африки. Как многие государства континента, Чад имеет границы, установленные колонизаторами, поэтому этноплеменной и религиоз-
ный состав населения крайне неоднороден. Основное соперничество идет между исламским севером и христианским югом страны. Внутри каждого из двух регионов проявляются этноязыковые, племенные и религиозные деления. На политический процесс в Чаде значительное влияние оказывают Франция - бывшая метрополия, которая неоднократно совершала интервенции и навязывала Чаду угодную себе власть, а также соседние страны Африки: Ливия, Судан, Нигерия.
Первый этап политической трансформации и становления института президентства в Чаде можно ограничить периодом 1959-1990 гг. Процесс институционализации статуса президента являлся основной чертой данного этапа. В колониальный период Чад был частью Французской Экваториальной Африки, имевшей федеративный статус. Распад французской колониальной системы привел к мирному постепенному обретению независимости. В 1959 г. Ф. Томбалбай стал премьер-министром Чада. За четырехмесячный период он стал четвертым председателем временного правительства, после того как ни одна из партий не смогла получить большинство в парламенте. Законодательное собрание страны, в котором большинство мест принадлежало Прогрессивной партии Чада (ППЧ), решило потребовать независимости и призвало Францию предоставить новому государству максимум суверенных полномочий [5, р. 34-36]. В мае 1960 г. Томбалбай участвовал в конференции Союза Африканских Республик в г. Форт-Лами (ныне - столица страны Нджамена) и подписал новый Устав, который передал в компетенцию Французского Союза - неоколониального объединения - все основные аспекты внешней политики, финансов и др. Но 4 июля 1960 г. Республика Чад начала самостоятельные переговоры с Францией, отказавшись от участия в Французском Союзе. Республика Чад подписала соглашение с Францией об обретении независимости 12 июля 1960 г. Вскоре компетенции власти были переданы от Французского Сообщества Чаду. 11 августа 1960 г. Ф. Томбалбай стал президентом независимой Республики Чад.
Сразу же после того, как Республика Чад получила независимость, в стране была введена однопартийная система. Это было мерой сдерживания сепаратистских устремлений различных регионов и народов страны [6, р. 11-13]. Но за время правления Ф. Томбалбая (1960-1975) внутренняя политика его персоналистского режима все же способствовала значительному росту межэтнической и конфессиональной конфликтности. Напряженность вылилась в создание нескольких вооруженных группировок и развязывание гражданской войны.
Гражданская война закончилась переворотом, в результате которого 13 апреля 1975 г. Ф. Томбалбай погиб [7, р. 21]. Во главе республики встал глава военной хунты бригадный генерал Ф. Маллум [8]. Он несколько раз пытался прекратить войну между югом и севером Чада, для чего в 1978 г. дал согласие на разделение власти между собой (как главой государства) и одним из лидеров повстанцев - Х. Хабре (назначенным главой правительства). Но в 1979 г. произошел вооруженный конфликт между войсками Маллума и Хабре [9]. В марте того же года власть захватил предводитель Фронта национального освобождения Чада (ФРОЛИНА), выражавшего интересы исламского севера страны, Г. Уэддей. В августе 1979 г. он возглавил Временное правительство национального единства. С приходом ФРОЛИНА к власти мир не наступил. Маллум и Хабре были отстранены от власти, но не убиты. Хабре получил пост министра обороны Чада в коалиционном правительстве Уэддея, но вскоре вернулся в оппозицию и возобновил боевые действия. В стране продолжало действовать множество соперничающих военных группировок. В 1979-1981 гг. интервенцию совершила Ливия, а в противовес ей в Нджамене высадились французские войска. В 1982 г. ФРОЛИНА утратила власть, президентом благодаря поддержке Франции вновь стал Х. Хабре. Гражданская война постепенно прекратилась только к 1987 г.
Период 1990-2015 гг. можно обозначить как второй этап становления президентства и трансформации политической системы Чада. В начале этого этапа в 1990 г. столицу республики заняли отряды генерала И. Деби Итно, бывшего полевого командира войск Х. Хабре, вступившего в конфликт со своим бывшим патроном. И. Деби Итно удерживал власть в стране на протяжении 25 лет, несмотря на многократные попытки свергнуть его режим и гражданскую войну 2006-2009 гг.
Развитие политической системы в любой стране неотделимо от истории конституционного строя государства. Поэтому считаем необходимым кратко изложить главные аспекты принятия действующей конституции 1996 г., которая была разработана в новых политических условиях относительно стабильного правления И. Деби Итно.
Прежде всего установление президентской формы в Чаде стало результатом заимствования зарубежного политического института. Основным источником влияния при формировании политических институтов Республики Чад являлась французская метрополия. На момент предоставления независимости на европейскую модель правления возлагались большие и, как оказалось, преувеличенные надежды, поскольку местные традиционные элиты, принимавшие власть у Франции, не имели целостной концепции новой политической системы. Быстро демократиче-
ская система подверглась коренной деформации, столкнувшись с африканской культурой и традиционными институтами. Но только в начале 1990-х гг. национальные конференции, проводимые в государствах франкоговорящей Африки, стали объектом анализа со стороны специалистов-политологов, а также действующих политиков. Африка обрела новый гибридный институт, который способствовал возобновлению дебатов по вопросу учредительной власти. По мнению М. Камто, «национальная конференция является одной из самых великих политических находок свободной Африки» [10, р. 34]. Национальная конференция напоминает Генеральные Штаты при старом режиме Франции, от которых отличается тем, что она не предусмотрена действующей Конституцией Чада 1996 г. [11, р. 7]. Национальные конференции в некоторых странах франкоговорящей Африки создали возможность появления народных масс на политической арене и помогли выдвижению требований нового типа государства. Национальные конференции стали, на наш взгляд, поворотом в политических трансформациях многих африканских стран. Сегодня в обществе Чада часто обсуждается вопрос о балансе и стабильности власти.
Анализ условий становления и укрепления института президентской власти в Чаде свидетельствует о том, что эта форма правления государства с определенными модификациями является наиболее подходящей для такой страны, как Республика Чад. Во-первых, эволюция института президентства в Чаде прошла несколько закономерных этапов. В итоге укрепление президентской формы правления соответствовало складывавшейся ситуации в стране. Во-вторых, предпочтительность сохранения института президента в Республике Чад обусловлена тем, что он был сформирован с учетом специфики политической культуры, особенностей исторического развития страны и традиций политических институтов [12, р. 299].
Чад представляет собой переходную политическую систему и испытывает дефицит легитимности доверия самому институту президента, а не просто той или иной правящей личности. Исходя из этого укрепление президентской формы правления в Чаде стало ответной реакцией на слабость демократических традиций и институтов в стране. Это произошло закономерно, поскольку сильная президентская власть необходима для проведения радикальных политических реформ и сохранения единства государства.
За время независимого развития Республики Чад только президентская власть была относительно эффективной. Когда в 1990-х гг. после завершения «холодной войны» стала более реальной стабилизация политической системы страны, именно президентская власть способствовала успешному решению жизненно важных для общества задач [13, с. 45-47].
Необходимость сохранения президентской власти в Чаде обусловлена тем, что в рамках политической системы страны президентская форма власти обеспечивает согласованное функционирование различных ветвей государственной власти. Нахождение ветвями государственной власти консенсуса может быть затруднено. Поэтому наиболее адекватное разрешение кризисных ситуаций и конфликтов может быть успешно проведено только институтом, возвышающимся над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, - «арбитром».
Применение президентской формы правления в Чаде позволяет снизить нестабильность правительства и парламента, что весьма часто случается при парламентской форме правления. Дело в том, что при парламентской форме правления во взаимодействии между парламентом и правительством часто используется самая действенная форма их взаимной политической ответственности - вотум недоверия со стороны парламента (нижней палаты) либо отказ парламента в доверии правительству, если последнее само поставило вопрос о доверии. В такой ситуации происходит либо отставка правительства, что вызывает необходимость его формирования вновь, либо роспуск парламента с назначением новых парламентских выборов. При функционировании же президентской формы правления возникновение такой ситуации затрудняется в том смысле, что какое-либо значимое изменение соотношения политических сил в парламенте не сказывается на составе правительства и снижается вероятность досрочного роспуска парламента. Можно сказать, что укрепление президентской формы правления предотвращает частые смены правительства и прецеденты досрочных парламентских выборов в Чаде, которые на данном этапе развития страны крайне нежелательны.
Президентская власть в Чаде олицетворяет не только силу государственной власти и управления, но и не в последнюю очередь ту основу, на которой происходит развитие механизмов саморегуляции ветвей власти, их органичное вплетение в структуру общественной жизни, в глубинные пласты традиционной культуры, специфичной для чадского общества. В конечном счете в условиях Чада президентская форма правления является одной из коренных организационных предпосылок устойчивости всей политической системы.
Таким образом, принимая во внимание стабилизирующую и инновационную роль института президентства в трансформациях политической системы Чада, отметим, эволюция прези-
дентской формы правления, как и политической системы страны в целом, детерминирована факторами социокультурного, внутриполитического и геополитического порядка. В политических трансформациях Республики Чад наблюдаются также негативные тенденции: латентная или явная регенерация суперпрезидентского режима с опорой на политическую монополию правящей партии; преследование и даже физическое устранение оппозиционных политиков; использование процедур формирования правительства национального единства для «перетягивания» лидеров оппозиции на сторону партии власти и др. При этом подавляется политическая конкуренция, политическая оппозиция выхолащивается и создаются препятствия для сменяемости высших должностных лиц в итоге выборов. Трудный путь преобразований потребует долгого терпения, разума, согласия от элиты и всех граждан Чада. Благодаря поддержанию межэтнического и межрелигиозного согласия возможен прогресс на пути демократизации политической системы Республики Чад.
Ссылки:
1. Пай Л. Незападный политический процесс // Политическая наука. 2003. № 2. С. 66-85.
2. Linz J.J. Presidential or Parliamentary Democracy: Does It Make a Différence // The Failure of Presidential Democracy / ed. by J.J. Linz and A. Valenzuela. Baltimore, 1994. P. 3-87.
3. Dingammadji A. Les Gouvernement du Tchad de Gabriel Lisette a Idriss Deby Itni de 1957-2010. Paris, 2010.
4. Kamto M. Les Conférences Nationales Africaines ou la Création Révolutionnaire des Constitutions. Paris, 1993.
5. Dingammadji A. Op. cit.
6. Tombalbaye F. La République du Tchad: 1961-1962. Monaco, 1962.
7. Bichara I.H. Histoire Politique du Tchad sous le Régime du Président François Tombalbaye, 1960-1975: Déjà, le Tchad Était Mal Parti! Paris, 2007.
8. 13 avril 1975. Renversement du président tchadien Ngarta Tombalbaye [Электронный ресурс] // Perspective Monde. URL: http://perspective.usherbrooke.ca/bilan/servlet/BMEve?codeEve=1295&langue=fr%27 (дата обращения: 21.09.2015).
9. Ibid.
10. Kamto M. Op. cit. P. 34.
11. Barreteau D., Tourneux H. Relations Interethniques et Culture Matérielle dans le Bassin du Lac Tchad. Paris, 1990.
12. Hodder-Williams R. An Introduction to the Constitution Power in Tropical Africa. London, 2004.
13. Мирзеханов B.C. Интеллектуалы, власть и общество в Черной Африке. М., 2001.