- Во-первых, они с нуля создали свои государства, создали системы управления государством, действующие политические и экономические режимы, приняли конституции и разные законы, защищали независимость суверенность государства и ее территориальную целостность.
- Во-вторых, сложившаяся ситуация после распада Советского Союза демонстрировала политическую необходимость перед новыми странами Центральноазиатского региона в интегративной разработке и реализации комплекса мер по обеспечению безопасности региона.
- В-третьих, благодаря трансформации политической системы каждая страна в отдельности постепенно продвигала реформы политической системы, с целью обеспечения политической и социальной стабильности. Каждая реформа влекла за собой изменения в структуре власти и ее функциях. Если Казахстан и Узбекистан в своих Конституциях дали парламентам больше полномочий, то Туркменистан принял новый закон о партии и впервые разрешил создать новые партии, а Кыргызстан выбрал парламентскую систему на основе многопартийности. Кроме этих они все имели прогресс в реформировании судебно-правовой системы, информационной сферы, обеспечении свободы слова и информации, свободы выбора и развитии избирательного законодательства.
Литература
1. Амбросимов Н. Государства Центральной Азии в условиях глобализации. Киев, 2002. 231 с.
2. Аванесов М. Становление политической системы старн ЦА. М., 1999. 261 с.
3. Мухин П. Геостратегические комплексы: их сущность, типы. СпБ., 2009. 199 с.
4. Пирогов П. Трансформация политической системы государства: виды и типы. М., 2001. 213 с.
5. Сааданбеков Ж. Авторитаризм и демократия на Востоке. Астана: Фолиант, 2003. 392 с.
6. Симоненко П. Роль национальных интересов в условиях трансформации политической власти. Томск, 2005. 176 с.
The role of the institute "Open society" in the formation of the political system of countries of Central Asia Khamidova Z.
Роль института «Открытое общество» в становлении политической системы стран Центральной Азии Хамидова З. Т.
Хамидова Зульфия Толибовна /Khamidova Zulfiya - аспирант, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Кыргызской Республики имени К. Дикамбаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье рассматривается роль института «Открытое общество» в становлении политической системы стран Центральной Азии. На основе анализа деятельности дочерних филиалов, фондов института «Открытое общество», автор показала истоки, цели, средства демократизации политической системы данного региона.
Abstract: his article examines the role of the Institute "Open Society" in the formation of the political systems of Central Asia. Based on the analysis of the activities of subsidiary
branches of the Institute "Open Society" fund, the author showed the origins, purposes, means the democratization of the political system.
Ключевые слова: государство, Центральная Азия, общество, политическая система, институт, деятельность, демократия.
Keywords: state, Central Asia, the society, the political system, institution operation, democracy.
УДК 321.02.667
В годы независимости все страны Центральной Азии прошли сложный политический процесс, переустройство всей системы общественных отношений -переход от авторитарной к демократической системе, от плановой к рыночной экономике, от индустриального к постмодернистскому обществу. В политическом процессе произошли политические кризисы, острейшие формы политических противоречий. В этом процессе они испытывали много трудностей, например, в Таджикистане произошла внутренняя война, в Кыргызстане два раза произошла революция, в Узбекистане произошло Андижанское событие. В странах Центральной Азии, как во многих других странах, усилились процессы социальной стратификации и поляризации общества. Население выражало свои мнения о политике разными, путями, разными способами, в том числе по интернету.
С помощью этой новой технологии связи как интернет и другие, внешние идеологии через неправительственные организации применяя все средства и методы для того чтобы влиять на местное население и формированию разной общественной мысли с целью, чтобы влиять на решение правительства. В этих условиях внешней идеологической подпиткой стала идея «Открытого общества» К. Поппера и как отметил кыргызский политолог Абдурахимов С., «...заполняя возникавший в результате кризиса марксизма идеологический вакуум, попперизм привлек интеллектуалов нашего региона критическим способом мышления, миролюбивым стилем общественной организации и социальных правил, демократическим порядком распределения власти, рыночной экономикой, гарантирующий обратную связь между властью и народом» [1, с. 21]. Понятие открытого общества как часть философского наследия Карла Поппера было выдвинуто как антитеза понятию тоталитарного общества, что впоследствии употреблялось для обозначения общественных условий для достижения свободы. Свободные общества являются открытыми обществами.
Становлению демократического общества благодаря институту «Открытого общества» в странах Центральной Азии способствовали происходящие сложные и противоречивые процессы трансформации практически всех областей общественной жизни.
Понятие открытого общества как часть философского наследия Карла Поппера было выдвинуто как антитеза понятию тоталитарного общества, оно впоследствии употреблялось для обозначения общественных условий для достижения свободы. В общественно-политической мысли доминировала идея, что свободные общества являются открытыми обществами. Понятие открытого общества как социального эквивалента политического и экономического понятия «конституции свободы» после Карла Поппера продолжил Джордж Сорос. Созданный им «Институт Открытого Общества» внес свой вклад в преобразование посткоммунистических стран в открытые общества.
В условиях глобализации в концепцию открытого общества внесены некоторые изменения, в частности, Дж. Сорос, который занимается проблематикой открытого общества не только в теоретическом аспекте, но и для практического внедрения этой модели в жизнь, предложил несколько иную точку зрения на открытое общество. В содержательном аспекте сущность идеи не противоречит Попперовской концепции открытого общества, где демократия является основополагающей, но во многом
дополняет и конкретизирует ее. Дж. Сорос обращает внимание на положение открытого общества в мировой системе. Если во времена «холодной войны» открытое общество квалифицировалась как демократическое, где демократия, права человека, политическая и экономическая свобода и другие общечеловеческие ценности представлены во всех сферах общественной жизни, то Дж. Сорос видел сущность демократического общества в наличии двух процессов: легитимизации власти и легитимизации частной собственности.
Можно сказать, что широкая экспансия Института «Открытое общество» Центрально-Азиатского региона началась с июля 1995 года, после открытия его филиала в Алматы, которое было обусловлено особенностями демократических процессов в Казахстане. Сегодня в фонде «Сорос-Казахстан», работает более двадцати дочерних структур, в том числе известный в Казахстане «Национальный дебатный центр». Все дочерние фонды и институты «преданны определённым общим целям, таким как власть закона, демократически избранное правительство, развитое и активное гражданское общество, соблюдение прав меньшинств и рыночная экономика» [4, с. 45]. Под этим мандатом «способствовать развитию открытых обществ» [1, с. 34] национальные фонды разрабатывают свои программы и поддерживают проекты других организаций в различных сферах деятельности. Для достижения своей миссии фонды и институты стремятся формировать такую общественно-государственную политику, которая, обеспечивает справедливость политической, юридической и экономической систем, и охраняет основные права человека. Достаточно активен и Центрально-Азиатский образовательный ресурсный центр, рассчитанный на регионального потребителя. Кроме того, среди специфических для Казахстана эксперты отмечают программы по разблокировке Интернет-изданий, способствующие демократизации выходящих в республике средств массовой информации, а также уникальные по своей сути проекты поддержки казахской диаспоры в Монголии [3, с. 67]. Фонд «Сорос-Казахстан» выделяет гранты на проекты в области образования, здравоохранения, культуры, демократизация и развития гражданского общества.
В Таджикистане фонд Сорос впервые был зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Таджикистан 13 августа 1993 года и в Министерстве иностранных дел Республики Таджикистан 4 ноября 1996 года. В декабре 2007 года прошел перерегистрацию. В Министерстве юстиции Республики Таджикистан в качестве Отделения международной организации Института «Открытое общество» -Фонда Содействия в Таджикистане.
Как нам известно, год 2009-й ознаменовался активной фазой глобального финансово-экономического кризиса, которая также негативно отразилась на показателях социально-экономического развития Республики Таджикистан. Влияние кризиса проявилось в существенном снижении финансовых потоков в республику по различным каналам, сокращении темпов экономического роста и располагаемого реального дохода населения, а также снижением деловой активности в стране. Несмотря на все это, Фонд продолжал активно придерживаться выполнения той миссии, которая реализуется на протяжении последних тринадцати лет его существования в Таджикистане, а именно, содействие распространению идей и ценностей открытого общества. Неизменными остались также цели и задачи Фонда - поддержка инициатив по продвижению и защите прав и основных свобод человека посредством оказания гуманитарной и благотворительной помощи государственным и неправительственным организациям, гражданам Таджикистана в различных сферах общества.
В Кыргызской республике фонд «Сорос» успешно функционирует с 1993 года. 1 января 1993 года был открыт центр фонда «Сорос-Кыргызстан», возглавляемый Чинарой Жакыповой. В марте 1995 году между фондом «Сорос» и Министерством образования Кыргызской республики было подписано соглашение о сотрудничестве [5, с. 2]. На наш взгляд, наиболее благоприятные условия для деятельности
соросовских структур созданы в Кыргызстане. Здесь открыт финансируемый Дж. Соросом Американский университет в Центральной Азии (АУЦА), получивший осенью 2002 года статус «регионального». Во время визита в Кыргызстан (июнь 2003 г.) Дж. Сорос поддержал идею открыть в республике Институт публичной политики. Писатель Ч. Айтматов, в свою очередь, предложил Дж. Соросу создать «Культурный центр «в любой точке «побережья озера Иссык-Куля» [4, с. 154]. Как сообщали газеты, этот визит прошел чрезвычайно плодотворно. Достаточно сказать, что президент А. Акаев вручил Дж. Соросу орден Манаса третьей степени. В программу пребывания Сороса в Кыргызстане (26-27 апреля 2004 г.) входили встречи с президентом страны А. Акаевым, преподавателями, студентами Американского университета Центральной Азии и Института экономической политики «Бишкекский консенсус», участие в «круглом столе представителей СМИ». В Кыргызстане деятельность «Фонда Сорос» филиала родственного Дж. Соросу Национального демократического института (США), с его ультимативным выступлениями относительно внесения поправок в законодательство республики о выборах, нервозно воспринималось властями [1, с. 32]. Хочется отметить, о том, что с 2012 года институт «Открытое общество» был переименован в фонд «Открытое общество», который способствовал опережению Кыргызстана по структурным реформам во многих областях общественной жизни, по сравнению с другими странами Центральной Азии. Мы разделяем мнение политолога С. Абдурахимова «философия Карла Поппера, питающая мировоззрение Джорджа Сороса, распространилась в Центральной Азии параллельно с распространением оригинала в Западной Европе» [1, с. 33].
Анализируя исторические аспекты становления и развития фонда «Открытое общество» в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, можно отметить, о том, что институт «Открытое общество» инициирует и поддерживает программы во все сферы общественной жизни, способствующие развитию идей и механизмов открытого общества. Особенно уделяются внимание позиционированию института «Открытого общества» в качестве заинтересованного и важного для стран региона действующего лица, что обеспечивает Институт «Открытого общества» возможность привлечь для своих инициатив ресурсы других доноров или их партнеров.
Все фонды хорошо знают политический и другие аспекты обстановки в стране или регионе, в которых оперирует Институт Открытого Общества и предоставляют структурам власти и другим заинтересованным сторонам стратегические рекомендации по особо щекотливым ситуациям или проблемам в стране или регионе. Поддерживают и развивают в рамках разных программ Института «Открытого общества» в стране или регионе надлежащие профессиональные отношения с различными заинтересованными юридическими и физическими лицами, включая правительство, общественные движения [3, с. 21].
За 20 лет существования институтов и фондов «Открытого общества» успели сделать большой вклад в модернизацию постсоветских стран Центральной Азии, а проводимые структурные реформы, давно приняли необратимый характер.
Литература
1. Абдурахимов С. Дж. Сорос в Центральной Азии. Алмата, 2001. 161 с.
2. Симоненко Н. Правовые основы международного сотрудничества. Киев. Наука думка, 2001. 32 с.
3. Серенко Т. Национально-государственные интересы стран и их проявление во внешней политике. Киев, 2001. 267 с.
4. Темирбеков Н. Роль «Фонда Дж. Сорос» в развитии культурного составляющего стран Центральной Азии. Бишкек, 2008. 281 с.
5. Шаповалов В. Миллиардер Сорос, Министр Какеев и мечта об открытом обществе. // Слово Кыргызстана, 1995 17 мая. Бишкек, 1995.