УДК 339.3
РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ
Е. А. Михалева Научный руководитель - А. Н. Чаплина
Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660075, г. Красноярск, ул. Лиды Прушинской, 2 Е-mail: [email protected]
Рассматривается роль инноваций и их влияние на развитие торговых розничных сетей. Приведены примеры лучшей практики в сфере инновационного развития торговых сетей.
Ключевые слова: инновации, розничные торговые сети, конкурентоспособность, мобильные технологии, конкурентоспособность, клиентоориентированность.
THE ROLE OF INNOVATION IN THE DEVELOPMENT OF RETAIL NETWORKS
E. A. Mikhaleva Scientific Supervisor - A. N. Chaplina
Siberian Federal University 2, Lida Prushinsky Str., Krasnoyarsk, 660075, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The article discusses the role of innovation and its impact on the development of retail networks. Examples of best practices in the field of innovative development of trade networks.
Keywords: innovation, retail chains, competitiveness, mobile technologies, competitiveness, customer
focus.
В современный век глобализации, мощных информационных потоков, высокой конкуренции и непрерывных быстротечных изменений, предприятию необходимо подстраиваться под условия, которые диктует время. Бизнес-процесс требует непрерывной модернизации. Необходимо акцентировать внимание, в этом случае, на мобильность и гибкость организаций, которые в первую обусловлены умением организации разрабатывать и внедрять инновации в свою деятельность, способствующие совершенствованию бизнес-процесса. Эта необходимость обусловлена не только стремлением организации выжить на рынке, но и разработать такую стратегию, которая бы обеспечила долгосрочные конкурентные преимущества.
Одним из наиболее быстро развивающихся и популярных тенденций рынка являются розничные торговые сети. Данные субъекты рынка лидируют в отношении инновационной деятельности, главным образом за счет высокой конкуренции, которая способствует развитию неординарных подходов к управлению и ведению бизнес-процессов, разработке новых методов привлечения покупателей и продаж.
Розничные сети являются наиболее современным и крупным видом бизнеса, доля которых составляет около 20 % удельного веса в общем объеме отраслевого товарооборота и более 65 % в общем объеме прибыли. Поэтому инновационный процесс как двигатель развития является неотъемлемой частью общего бизнес-процесса, что способствует в конечном итоге повышению качества реализуемых товаров и услуг. Таким образом, инновация в бизнесе - это нововведение, новая или усовершенствованная продукция или технология, полученная в результате инновационного процесса, основной задачей которой является корректное предоставление продукции и услуг, что соответственно ведет к росту конкурентоспособности [5].
Оптимальным решением для торговых розничных сетей является долгосрочное инновационное развитие, как объекта, так и субъекта инновационной деятельности, за счет различных средств. В их число входят технологические средства (цепочки поставок, управление запасами, маркетинго-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
вые технологии, собственное производство и т. д.), а также организационные решения (обучение, слияние и поглощение, стратегические альянсы, франчайзинг) [7].
Термин «инновация» впервые был введен Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. В различной литературе можно встретить множество понятий, раскрывающих сущность термина «инновация». Главным образом отечественные и зарубежные авторы понимают под «инновацией» нововведение или новшество. Однако, данные понятия не тождественны. Некоторые авторы определяют инновации как процесс или результат внедрения новшества, которое в свою очередь можно определить как «новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т. п.» [2].
Так за последние три года основой инновационного развития торговых сетей стали цифровые инновации и электронная коммерция - пути продвижения продукта.
В частности, основной тренд последних лет в розничной торговле составляют интернет-продажи, в том числе, как продовольственными, так и непродовольственными товарами. Однако, доля продаж продовольственных товаров посредством интернет-каталогов еще не достаточна высока. Но согласно прогнозам в Великобритании, которая является лидером в Европе по уровню розничной интернет-торговли продуктами питания, через десять лет на онлайн-каналы будет приходиться 20 процентов от общего объема продаж продуктов питания.
Однако инновации не должны рассматриваться в одностороннем характере, а именно: инновации также способствуют процессам оптимизации торговых площадей, складов, торгового оборудования, взаимодействию с поставщиками, привлечению клиентов и сохранению и развитию клиентской базы. Вышеперечисленные условия указывают на то, что розничные торговые сети нуждаются в постоянном развитии, повышении конкурентоспособности за счет наращивания оборотов и интенсивного ресурсообмена [8].
Одними из наиболее ярких и эффективных инноваций в розничной торговле являются мобильные технологии. По результатам международного бизнес-саммита Retail Business Kazahstan 2014 были приведены международные практики инновационного развития розничных сетей, основной тенденцией которых являлись мобильные технологии как основа инновационного развития [3]. Так, например, швейцарские сети супермаркетов Migros и Coop перешли к мобильному приложению, когда можно совершать покупки, не выходя из дома. Данные технологии определяют высокие показатели клиентоориентированности, способствуют сокращению внутренних расходов, оптимизируют посредническую цепочку и другие.
Выставка Retail's Big Show, прошедшая в Нью-Йорке с 16 по 20 января 2016 года, презентовала инновации в торговле, которые действуют в крупных зарубежных торговых сетях в настоящее время. Такие компании как SAP, NCR, SMS Storetraffic, GK Software, Intel представили разработки и проекты инновационных решений для розничных сетей, позволяющих сократить затраты на ресурсы и операции и увеличения за счет этого лояльности клиентов [6]. Инновации были представлены как высокотехнологичные инструменты: новые кассы самообслуживания, сканеры, которые могут распознавать товары с испорченным штрих-кодом по их форме, а также позволяют оценить качество работы кассира, определяюткак можно считать посетителей и как работать с этой информацией.
По прогнозам российских экономистов, презентованным в программе стратегического развития торговли Российской Федерации до 2020 года, ВВП на душу населения и оборота розничной торговли в инновационном сценарии развития экономики показывает, что Россия к 2015 году выйдет примерно на современный уровень Польши, Хорватии и Венгрии, а к 2020 году на уровень Чехии, Словении и Португалии [1]. Главным образом планируемые показатели могут быть достигнуты с помощью некоторых нововведений.
Так можно подвести итог всему вышесказанному, инновационное развитие розничных торговых сетей - актуальная тема современности, способная вывести рынок на новый уровень за счет различных средств и технологий. Основными результатами внедрения новшеств в розничной торговли являются активное продвижение товаров, повышение качества предоставляемых услуг и оптимизации процесса продвижения товара от производителя к потребителю. Таким образом, инновационное развитие способствует усилению конкурентоспособности и наращиванию оборотов прибыли торговой сети.
Библиографические ссылки
1. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации «Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://old.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/9 (дата обращения: 17.03.2016);
2. Ахметгареева А. А. Инновационное развитие как основа развития розничной торговли // Российское предпринимательство. 2012. № 11(209). C. 42-46.
3. Клейменов Д. О. Инновационное развитие торговых розничных сетей на основе региональной экспансии : автореф. ... дис. канд. экон. наук ; Гос. ун-т управления. М., 2010.
4. Солодилов К. В. Инновации в розничных торговых сетях // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Серия 10: Инновационная деятельность. 2012. Вып. № 7. С. 63-67.
5. Васькин Е. В., Федюнин Д. В. Инновационное развитие торгового предприятия в современных рыночных условиях. М. : Палеотип, 2012. 116 с.
6. Подведены итоги крупнейшей мировой выставки инноваций в ритейле Retail's Big Show [Электронный ресурс]. URL: http://new-retail.ru/ (дата обращения: 17.03.2016).
7. B2B Conferencegroup [Электронный ресурс]. URL: http://www.b2bpg.com (дата обращения: 17.03.2016).
8. Кукарцев А. В., Горлевский К. И., Огурченок И. В. Управление инновационной деятельностью предприятия ракетно-космической промышленности на основе процессного подхода // Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т. 11. № 1.3. С. 358-367.
© Михалева Е. А., 2016