Научная статья на тему 'Роль инноваций в развитии розничных торговых сетей'

Роль инноваций в развитии розничных торговых сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / INNOVATION / RETAIL CHAINS / COMPETITIVENESS / MOBILE TECHNOLOGIES / CUSTOMER FOCUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михалева Е.А.

Рассматривается роль инноваций и их влияние на развитие торговых розничных сетей. Приведены примеры лучшей практики в сфере инновационного развития торговых сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATION IN THE DEVELOPMENT OF RETAIL NETWORKS

The article discusses the role of innovation and its impact on the development of retail networks. Examples of best practices in the field of innovative development of trade networks.

Текст научной работы на тему «Роль инноваций в развитии розничных торговых сетей»

УДК 339.3

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ

Е. А. Михалева Научный руководитель - А. Н. Чаплина

Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660075, г. Красноярск, ул. Лиды Прушинской, 2 Е-mail: mikhaleva_ea@mail.ru

Рассматривается роль инноваций и их влияние на развитие торговых розничных сетей. Приведены примеры лучшей практики в сфере инновационного развития торговых сетей.

Ключевые слова: инновации, розничные торговые сети, конкурентоспособность, мобильные технологии, конкурентоспособность, клиентоориентированность.

THE ROLE OF INNOVATION IN THE DEVELOPMENT OF RETAIL NETWORKS

E. A. Mikhaleva Scientific Supervisor - A. N. Chaplina

Siberian Federal University 2, Lida Prushinsky Str., Krasnoyarsk, 660075, Russian Federation Е-mail: mikhaleva_ea@mail.ru

The article discusses the role of innovation and its impact on the development of retail networks. Examples of best practices in the field of innovative development of trade networks.

Keywords: innovation, retail chains, competitiveness, mobile technologies, competitiveness, customer

focus.

В современный век глобализации, мощных информационных потоков, высокой конкуренции и непрерывных быстротечных изменений, предприятию необходимо подстраиваться под условия, которые диктует время. Бизнес-процесс требует непрерывной модернизации. Необходимо акцентировать внимание, в этом случае, на мобильность и гибкость организаций, которые в первую обусловлены умением организации разрабатывать и внедрять инновации в свою деятельность, способствующие совершенствованию бизнес-процесса. Эта необходимость обусловлена не только стремлением организации выжить на рынке, но и разработать такую стратегию, которая бы обеспечила долгосрочные конкурентные преимущества.

Одним из наиболее быстро развивающихся и популярных тенденций рынка являются розничные торговые сети. Данные субъекты рынка лидируют в отношении инновационной деятельности, главным образом за счет высокой конкуренции, которая способствует развитию неординарных подходов к управлению и ведению бизнес-процессов, разработке новых методов привлечения покупателей и продаж.

Розничные сети являются наиболее современным и крупным видом бизнеса, доля которых составляет около 20 % удельного веса в общем объеме отраслевого товарооборота и более 65 % в общем объеме прибыли. Поэтому инновационный процесс как двигатель развития является неотъемлемой частью общего бизнес-процесса, что способствует в конечном итоге повышению качества реализуемых товаров и услуг. Таким образом, инновация в бизнесе - это нововведение, новая или усовершенствованная продукция или технология, полученная в результате инновационного процесса, основной задачей которой является корректное предоставление продукции и услуг, что соответственно ведет к росту конкурентоспособности [5].

Оптимальным решением для торговых розничных сетей является долгосрочное инновационное развитие, как объекта, так и субъекта инновационной деятельности, за счет различных средств. В их число входят технологические средства (цепочки поставок, управление запасами, маркетинго-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

вые технологии, собственное производство и т. д.), а также организационные решения (обучение, слияние и поглощение, стратегические альянсы, франчайзинг) [7].

Термин «инновация» впервые был введен Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. В различной литературе можно встретить множество понятий, раскрывающих сущность термина «инновация». Главным образом отечественные и зарубежные авторы понимают под «инновацией» нововведение или новшество. Однако, данные понятия не тождественны. Некоторые авторы определяют инновации как процесс или результат внедрения новшества, которое в свою очередь можно определить как «новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т. п.» [2].

Так за последние три года основой инновационного развития торговых сетей стали цифровые инновации и электронная коммерция - пути продвижения продукта.

В частности, основной тренд последних лет в розничной торговле составляют интернет-продажи, в том числе, как продовольственными, так и непродовольственными товарами. Однако, доля продаж продовольственных товаров посредством интернет-каталогов еще не достаточна высока. Но согласно прогнозам в Великобритании, которая является лидером в Европе по уровню розничной интернет-торговли продуктами питания, через десять лет на онлайн-каналы будет приходиться 20 процентов от общего объема продаж продуктов питания.

Однако инновации не должны рассматриваться в одностороннем характере, а именно: инновации также способствуют процессам оптимизации торговых площадей, складов, торгового оборудования, взаимодействию с поставщиками, привлечению клиентов и сохранению и развитию клиентской базы. Вышеперечисленные условия указывают на то, что розничные торговые сети нуждаются в постоянном развитии, повышении конкурентоспособности за счет наращивания оборотов и интенсивного ресурсообмена [8].

Одними из наиболее ярких и эффективных инноваций в розничной торговле являются мобильные технологии. По результатам международного бизнес-саммита Retail Business Kazahstan 2014 были приведены международные практики инновационного развития розничных сетей, основной тенденцией которых являлись мобильные технологии как основа инновационного развития [3]. Так, например, швейцарские сети супермаркетов Migros и Coop перешли к мобильному приложению, когда можно совершать покупки, не выходя из дома. Данные технологии определяют высокие показатели клиентоориентированности, способствуют сокращению внутренних расходов, оптимизируют посредническую цепочку и другие.

Выставка Retail's Big Show, прошедшая в Нью-Йорке с 16 по 20 января 2016 года, презентовала инновации в торговле, которые действуют в крупных зарубежных торговых сетях в настоящее время. Такие компании как SAP, NCR, SMS Storetraffic, GK Software, Intel представили разработки и проекты инновационных решений для розничных сетей, позволяющих сократить затраты на ресурсы и операции и увеличения за счет этого лояльности клиентов [6]. Инновации были представлены как высокотехнологичные инструменты: новые кассы самообслуживания, сканеры, которые могут распознавать товары с испорченным штрих-кодом по их форме, а также позволяют оценить качество работы кассира, определяюткак можно считать посетителей и как работать с этой информацией.

По прогнозам российских экономистов, презентованным в программе стратегического развития торговли Российской Федерации до 2020 года, ВВП на душу населения и оборота розничной торговли в инновационном сценарии развития экономики показывает, что Россия к 2015 году выйдет примерно на современный уровень Польши, Хорватии и Венгрии, а к 2020 году на уровень Чехии, Словении и Португалии [1]. Главным образом планируемые показатели могут быть достигнуты с помощью некоторых нововведений.

Так можно подвести итог всему вышесказанному, инновационное развитие розничных торговых сетей - актуальная тема современности, способная вывести рынок на новый уровень за счет различных средств и технологий. Основными результатами внедрения новшеств в розничной торговли являются активное продвижение товаров, повышение качества предоставляемых услуг и оптимизации процесса продвижения товара от производителя к потребителю. Таким образом, инновационное развитие способствует усилению конкурентоспособности и наращиванию оборотов прибыли торговой сети.

Библиографические ссылки

1. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации «Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://old.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/9 (дата обращения: 17.03.2016);

2. Ахметгареева А. А. Инновационное развитие как основа развития розничной торговли // Российское предпринимательство. 2012. № 11(209). C. 42-46.

3. Клейменов Д. О. Инновационное развитие торговых розничных сетей на основе региональной экспансии : автореф. ... дис. канд. экон. наук ; Гос. ун-т управления. М., 2010.

4. Солодилов К. В. Инновации в розничных торговых сетях // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Серия 10: Инновационная деятельность. 2012. Вып. № 7. С. 63-67.

5. Васькин Е. В., Федюнин Д. В. Инновационное развитие торгового предприятия в современных рыночных условиях. М. : Палеотип, 2012. 116 с.

6. Подведены итоги крупнейшей мировой выставки инноваций в ритейле Retail's Big Show [Электронный ресурс]. URL: http://new-retail.ru/ (дата обращения: 17.03.2016).

7. B2B Conferencegroup [Электронный ресурс]. URL: http://www.b2bpg.com (дата обращения: 17.03.2016).

8. Кукарцев А. В., Горлевский К. И., Огурченок И. В. Управление инновационной деятельностью предприятия ракетно-космической промышленности на основе процессного подхода // Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т. 11. № 1.3. С. 358-367.

© Михалева Е. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.