торгово-розничные сети:
экспансия и инновации
^ратегические основы региональной
экспансии торговых розничных сетей
_Аннотация
Достижение стратегических целей с применением проектного подхода на современном этапе превращается для российских торговых розничных сетей в инструмент перехода ни инновационный путь развития. При этом реализуются различные программы, решающее значение среди которых принадлежит региональной экспансии, позволяющей организации расти экстенсивно и развивать бизнес-модель, ориентированную на использование инноваций и укрепление конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: розничная торговля, региональная экспансия, стратегическое развитие, формат торговли, управление предприятием, розничный бизнес, стратегия углубления
радиционное расширение деятельности организации путем освоения новых территорий сложно назвать инструментом инновационного развития. Принято считать, что усиливающаяся география присутствия свидетельствует об экстенсивном росте компании. Особенно это характерно для торговых розничных предприятий - сетей магазинов.
Вместе с тем усиление конкуренции и рост рисков внешней среды стимулируют развитие торговых розничных сетей (ТРС) вне традиционных рамок, прежде всего - за счет комплексного внедрения новшеств. В новых условиях именно региональная экспансия становится способом перехода на инновационное развитие.
Проектный подход и стратегии развития
При проектном подходе цель декомпозируется на отдельные оперативные и тактические шаги. Результатом их является рост показателей дея-
Салун О.И.
канд. экон. наук, доцент кафедры инновационного менеджмента Государственного университета управления (ГУУ), г. Москва [email protected]
Клеймёнов Д.О.
ассистент кафедры инновационного менеджмента ГУУ, администратор проектов IBM [email protected]
_в новых условиях
именно региональная
_экспансия
_становится
_способом перехода
_на инновационное
_развитие
тельности и создание инновационной продукции для последующей реализации. Стратегия развития становится направлением инновационного развития ТРС, а понятие «проект» выступает как средство выполнения стратегического плана организации [3]. Проектный подход служит инструментом для достижения стратегических целей, то есть реализации стратегий, поддерживающих инновационное развитие. Наложение данной модели на иерархию объектов проектного управления демонстрирует системную взаимосвязь (см. рис. 1 ниже). Рассмотрению подлежит выделенное пространство управления инновационным развитием посредством реализации стратегий с применением проектного подхода. В статье «Стратегическая альтернатива - первый шаг на пути к лидерству» [4] приведен перечень стратегий в розничной торговле: углубление рынка, развитие формата, региональная экспансия, мультиформатность. На основании этого и проанализированных авторами инновационных процессов в отрасли, перечень стратегических
Рис. 1. Взаимосвязь и место стратегического планирования и объектов проектного управления в инновационном развитии организации
ро<
ссийское предпринимательство, 2010, № 8 (2)
Критерии ФОРМАТ ТОРГОВЛИ
Существующий Новый Новая технология
География ТРС Существующий Стратегия углубления рынка Стратегия развития формата Вытеснение неорганизованной торговли
Новый Стратегия региональной экспансии Стратегия мультиформатности Продвижение инновационной продукции
Рис. 2. Расширенный комплекс стратегий инновационного развития ТРС
альтернатив для ТРС, склонной к инновационному развитию, расширяется.
На стыке предлагаемой услуги и географического рынка рассматриваются альтернативы, связанные с продвижением инновационных продуктов и вытеснением неорганизованной торговли. Данный комплекс стратегий отражен на рис. 2 (см. выше) и являет собой основу для стратегического планирования организации и роста ее конкурентоспособности. При выборе стратегических альтернатив на основе принятой методологии проектного управления ТРС руководствуется следующими критериями реализации стратегии:
- получаемыми конкурентными преимуществами;
- ростом показателей эффективности бизнеса;
- поддержкой единой стратегии развития бизнеса (миссии, деловой стратегии [5]);
- финансовыми затратами;
- организационными трудностями;
- операционной сложностью (на уровне бизнес-процессов).
Стратегические цели
Дальнейшая оценка должна проводиться по отдельным проектам, входящим в программу, и учитывать методические положения каждой составляющей проекта. Переход на уровень детализации отдельного проекта подразумевает первичную экспертизу на основе вышеперечисленных критериев. Примером стратегической цели, соответствующей бизнес-практике организованной розничной торговли (ОРТ), служит формулировка ОАО «Седьмой
Литература
1. Павлов А.Н. Управление инновациями компании // Управление проектами. - 2007. - № 10. - С. 26-31.
2. Project Management Institute. A Guide to Project Management Body of Knowledge. An American National Standard.
3. Романова М.В. Управление проектами: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2007. - 256 с.
4. Стратегическая альтернатива - первый шаг на пути к лидерству (По материалам Консалт-бюро «BBPG-Консалтинг») // Мое дело. - 2002. - № 10 (37). - С. 28-29, 42.
5. Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. / Пер. с англ. - М.: Юнити, 1998. - 576 с.
учны
\нов<
в зависимости
от уровня
и характера
_развития регионов,
_которые осваивает
_розничная сеть,
величина добавленной стоимости
товаров.
меняется
во взаимосвязи
с характером
развития
континент»: «Обеспечение и поддержание на долгосрочной основе сильной рыночной позиции и постоянное развитие и расширение бизнеса». Соответственно, стратегия развития формулируется следующим образом: «Повышение стоимости брендов компании, динамичный рост продаж и рентабельности бизнеса за счет открытия новых и увеличения товарооборота существующих магазинов, дальнейшего развития услуг по доставке товаров, с целью увеличения доли рынка и максимизации стоимости компании».
Решение комплексной задачи усиления конкурентных позиций через инновационное развитие требует разработки стратегии территориального расширения деятельности, переходящей в аналогичную программу, разделенную на проекты по числу необходимых регионов присутствия ТРС. При этом под термином «регион» понимается территория расширения ТРС: в зависимости от масштаба, это может быть государство или несколько государств, субъект федерации, город (областной/районный центр). мимо обозначенных составляющих цели и отенциальных форматов торговли, первичным организации, занимающейся диверсифициро-ой деятельностью, является целевой сегмент торговли. В части инновационного развития различным сегментам присущ тот или иной уровень инновационной активности как в отношении внутренней среды, так и касательно реализации продукции. Роль ТРС как инноватора для потребителя предполагает реализацию инновационной продукции, обладающей добавленной стоимостью, а для участников цепочки ценностей - использование комплекса организационных новшеств.
Добавленная стоимость, уровень жизни и инновационная активность
В зависимости от уровня и характера развития регионов, которые осваивает ТРС, величина добавленной стоимости товаров меняется во взаимосвязи с характером развития. При доминирующей роли продуктов питания в структуре потребления предпочтение отдается недорогим товарам с привычными свойствами. Как правило, это свойственно регионам с невысоким уровнем социально-эко-
нимательство, 2010, № 8 (2)
номического развития и низкой инновационной активностью организаций.
При возрастании уровня жизни с соответствующим снижением доли продовольственных товаров, доля продукции с более высоким уровнем добавленной стоимости пользуется большим спросом. Соответственно, растет и количество предприятий, выпускающих инновационную продукцию. Предпочтительными сегментами торговли при таком сценарии становятся магазины строительных товаров, бытовой техники и электроники, бытовых услуг, мобильной связи (см. табл. ниже). Наконец, при значительной доле инновационно активных предприятий в регионе и стабильном уровне инновационного развития предпочтения потребителей смещаются в сторону новых продуктов и рынков, что на уровне ОРТ подразумевает создание новых сегментов торговли. Зачастую новые сегменты формируются на основе или на стыке нескольких существующих. Данные таблицы отражают корреляционную зависимость между уровнем инновационного развития региона (как объекта инновационной деятельности со стороны ТРС) и собственно характером инновационного развития ТРС. На основе авторской гипотезы о распространении четырех основных направлений инновационной деятель-
Таблица
Целевые сегменты ОРТ в зависимости от характера развития регионов
Характер развития регионов Сегмент ОРТ
Низкий и средний уровень социально-экономического развития. Инновационное развитие не наблюдается - товары широкого потребления, включая продукты питания; - туризм; - аптеки
Средний уровень социально-экономического и инновационного развития. Инновационное развитие слабо/средне выражено - строительство; - бытовая техника и электроника; - мобильная связь; - химчистки
Выраженное инновационное развитие. Социально-экономическое развитие стабильно высокое - новые сегменты, в т.ч. на стыке существующих
при доминирующей роли продуктов питания в структуре потребления предпочтение отдается недорогим товарам с привычными свойствами
_...свидетельством
_инновационного
_развития торговой
сети служит наличие
_максимального
_количества
_компонентов
_инновационной
_деятельности
ности ТРС (в составе блоков «кастомизация», «собственная логистика», «корпоративный университет», «продвижение инновационной продукции»), целесообразно отметить, что о состоянии инновационного развития ТРС можно будет судить на основании наличия у данной сети рассмотренных видов деятельности.
Бизнес-модель
Речь идет о формировании матрицы, отражающей принципиальное наполнение бизнес-модели ТРС на стыке стратегических бизнес-единиц и объектов инновации (см. рис. 3 ниже). Присутствие каждого из 16 элементов говорит о движении ТРС в сторону инновационного развития, поэтому требуется расчет интегрального показателя наличия обозначенных компонентов.
По сути, рассматривается матрица вида «4 4», в которой каждый компонент (Кц) ранжируется по двоичному принципу: 0 - отсутствие данного элемента в деятельности ТРС, 1 - присутствие элемента. По результатам оценки нулевая матрица будет говорить о полном отсутствии у ТРС задатков инновационной деятельности; а матрица единичная покажет максимальный уровень инновационного развития.
Рис. 3. Принципиальная схема бизнес-модели ТРС российское предпринимательство, 2010, № 8 (2)
В общем виде расчет интегрального показателя (ГО) будет вестись по формуле:
/г> = 11Х- (!)
Таким образом, сформированные стратегические цели развития ТРС требуют применения специального инструментария для минимизации рисков достижения результата. Вместе с тем, свидетельством инновационного развития торговой сети служит наличие максимального количества компонентов инновационной деятельности, формирующих бизнес-модель организации, стремящейся к приобретению устойчивых конкурентных преимуществ. Сформированная на основе предложенных рекомендаций модель бизнеса будет способствовать расширению существующего розничного бизнеса при минимальных затратах на организацию деятельности и формализацию бизнес-процессов и контролируемых внутренних рисках в каждом новом регионе присутствия ТРС.
Salun O.I.
Cand. of Econ. Sci, Associate Professor, Chair of Innovation Management, State University of Management (SUM), Moscow
Kleimyonov D.O.
Assistant, Chair of Innovation Management, SUM, Administrator of IBM Projects
Strategic Foundations of Regional Retail Network Expansion
_Abstract
At the present stage achievement of strategic objectives with the project approach for the Russian retail networks turns into an instrument of transition to an innovative way of development. At the same time various programs are being brought about and the critical importance among them belongs to the regional expansion, allowing the organization to grow extensively and develop a business model that focuses on the use of innovations and strengthening competitive advantage.
Keywords: retail trade, regional expansion, strategic development, format of trade, enterprise management, retail business, deepening strategy