Научная статья на тему 'Роль инноваций в повышении конкурентоспособности региона'

Роль инноваций в повышении конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1176
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА РЕАЛЬНАЯ / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ / ИННОВАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ / СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРАХ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА / ADVANTAGES / THE COMPETITIVE OF THE REGION: REAL / POTENTIAL / INTEGRAL / INNOVATION IN THE ECONOMIC / SOCIAL AND ENVIRONMENTAL SPHERES / INNOVATION ACTIVITY / IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Замятина М.Ф., Пунгина В.С.

Предмет исследования конкурентоспособность региона и роль инноваций в ее повышении. Обосновано, что в условиях устойчивого развития, конкурентоспособность региона следует рассматривать как социо-эколого-экономическую категорию. Выполнена оценка реальной, потенциальной, интегральной конкурентоспособности областей Республики Беларусь и субъектов Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Рас-смотрены основные направления повышения конкурентоспособности на основе инноваций, которые целесообразно учитывать при разработке стратегии социально-экономического развития региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of innovation in improving competitiveness of the region

The subject of the research is the competitiveness of the region and the role of innovation in improving competitiveness of the region. It proved that in the conditions of sustainable development, the region's competitiveness should be considered as a socio-ecological-economic category. The evaluation of real, potential, integral competitiveness of regions of the Republic of Belarus and of the North-West federal district of the Russian Federation has been done. Also this article deals with the main trends improving competitiveness of the regions through regional innovative development which should be considered in developing the strategy for social-economic development of the region

Текст научной работы на тему «Роль инноваций в повышении конкурентоспособности региона»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ

Роль инноваций в повышении конкурентоспособности региона

М. Ф. Замятина, В. С. Пунгина,

д. э. н., профессор, к. э. н., доцент, Сыктывкарский лесной

главный научный сотрудник, институт (филиал Санкт-Петербургского

Институт проблем региональной экономики государственного лесотехнического

РАН, Санкт-Петербург университета им. С. М. Кирова), Сыктывкар

rita.zamyatina@yandex.ru write_nika@mail.ru

Предмет исследования — конкурентоспособность региона и роль инноваций в ее повышении. Обосновано, что в условиях устойчивого развития, конкурентоспособность региона следует рассматривать как социо-эколого-экономическую категорию. Выполнена оценка реальной, потенциальной, интегральной конкурентоспособности областей Республики Беларусь и субъектов Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Рассмотрены основные направления повышения конкурентоспособности на основе инноваций, которые целесообразно учитывать при разработке стратегии социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: конкурентные преимущества; конкурентоспособность региона — реальная, потенциальная, интегральная; инновации в экономической, социальной и экологической сферах; инновационная активность; повышение конкурентоспособности региона.

I*»

о

СУ)

5 <

00 О X X 5

В условиях устойчивого развития, конкурентоспособность регионов необходимо рассматривать как социо-эколого-экономическую категорию, как способность эффективно использовать ресурсы, обеспечивать высокое качество жизни и сохранять окружающую среду [1].

Соответственно повышение конкурентоспособности региона должно строиться на трех основных критериях: устойчивый экономический рост на основе воспроизводства и приумножения имеющихся ресурсов (стабильные темпы роста экономических показателей), обеспечение достойного качества жизни и сохранение окружающей среды.

На всех уровнях обеспечения конкурентоспособности (фирмы, отраслевые комплексы, регионы) необходимо параллельное движение по трем направлениям развития: экономическое, экологическое, социальное. Причем нельзя выделять какие-либо приоритеты из этих направлений, необходим комплексный подход к их реализации с учетом инновационных, институциональных, инвестиционных, инфраструктурных факторов. В каждом направлении могут быть выделены наиболее важные факторы, влияющие на конкурентоспособность региона в условиях устойчивого развития (рис. 1).

Регион обладает конкурентными преимуществами не только в зависимости от уровня материального производства, но и позиционирует себя как объект применения человеком своего интеллектуального потенциала; как место удовлетворения потребностей человека в общественных благах, в образовании, здравоохранении и т. д. [2].

С позиций устойчивого развития именно конкурентные преимущества характеризуют состояние (реальная конкурентоспособность) и возможности (потенциальная конкурентоспособность) региона конкурировать с другими регионами в экономическом, социальном и экологическом аспектах, т.е. определяют потенциал конкурентоспособности региона. Соответственно конкурентоспособность региона и перспективы ее повышения зависят от качества управления его потенциалом и наиболее конкурентоспособными становятся регионы, эффективно использующие свой потенциал.

По мнению большинства исследователей в числе основных составляющих потенциала региона могут быть выделены следующие:

• экономический потенциал как способность экономики региона, его отраслевых комплексов, хозяйствующих субъектов осуществлять

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ

Рис. 1. Факторы конкурентоспособности в условиях устойчивого развития регионов

производственно-экономическую деятельность, удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;

• геополитический потенциал региона, включающий географическое положение, общественно-политические условия и факторы развития;

• природно-ресурсный потенциал — природные условия, силы природы, которые непосредственно задействованы в материальном и нематериальном производстве для удовлетворения потребностей общества и, приобретая стоимостную форму, обеспечивают поступления в бюджеты регионов;

• производственный потенциал — это материально-техническая база территории, овеществленный (физический) капитал в производственной и непроизводственной сферах;

• демографический потенциал — численность населения, его половозрастная структура, определяющие возможность вовлечения активной части населения в процесс социально-экономического развития;

• человеческий потенциал — профессионально-квалификационный уровень, опыт, знания, навыки, способность и готовность населения в активном возрасте участвовать в процессе регионального развития;

• инновационный потенциал — совокупность взаимосвязанных условий и ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, информационных, интеллектуальных и иных), развития инновационной деятельности, реализации инноваций, присущих различным видам деятельности: экология и экономика, управление производством и обществом, государственно-правовая и военная деятельность, сфера духовного воспроизводства — наука и образования, культура и искусство, этика и религиозная деятельность [3].

Процесс повышения конкурентоспособности региона основан на взаимодействии перечисленных потенциалов, которое формируется под воздействием институциональной, инфраструктурной, инвестиционной и инновационной сред. Следовательно, совершенствование этих сред является важным направлением повышения конкурентоспособности региона.

Институциональная среда включает в себя совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, а также механизмы их реализации, с помощью которых регулируются взаимоотношения региональных подсистем.

Инфраструктурная среда — совокупность производственной, социальной и информационной инфраструктуры региона. Она включает в себя элементы, способствующие эффективной взаимосвязи подсистем региона: дороги, транспорт, связь, энерго- и водоснабжение, здравоохранение, образование и т. д.

Инвестиционная среда — совокупность условий, которые определяют инвестиционную привлекательность, инвестиционный климат региона и нормативно-правовые условия инвестирования.

В условиях перехода к инновационной экономике одним из главных направлений повышения конкурентоспособности региона является инновационное развитие. Данное направление обеспечивает эффективность и конкурентоспособность региона не только в текущий момент, но и создает потенциал устойчивого развития в будущем.

Инновационная среда региона — фундаментальная наука, прикладные исследования и разработки; научная политика, планы, проекты развития научных исследований; система высшего образования, которая является основой воспроизводства человеческого капитала, формирующего инновации в соединении с информационными ресурсами; а также инновационные организации, в том числе малые, осуществляющие разработку и выпуск инновационных продуктов [4-7].

Важным элементом инновационной среды является «инновационная инфраструктура» — совокупность институтов, организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по производству, хранению и распространению инноваций [5, 8].

Инновационная активность является обязательным условием сохранения и расширения конкурентных позиций региона или (при более высокой инновационной активности по сравнению с другими регионами) повышения его конкурентоспособности.

При внедрении инноваций с целью повышения конкурентоспособности региона традиционно рассматривают их воздействие на определенную подсистему: экономическую, экологическую, социальную.

Экономические инновации — инновации, позволяющие повысить экономический эффект от производства продукции (работ, услуг), направлены на повышение качества продукции, а, соответственно, цен и объема продаж, или на снижение издержек производства. Такие инновации подразделяются на технологические, организационные, маркетинговые.

Так, повышение конкурентоспособности региона происходит на основе прогрессивных изменений в отраслевой структуре, вследствие снижения доли и масштабов энерго и материалоемких производств, концентрации научно-технологического потенциала на создании высокотехнологичных производств V и VI технологического укладов с ускоренным развитием специализированных производств, раз-

о

СП

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ

о

СП

< со

вития транспортно-логистических сетей, туристско-рекреационных зон.

Целью экологических инноваций (экоиннова-ций) является снижение воздействия экономической хозяйственной деятельности на окружающую среду (фильтры, очистные сооружения, новые способы организации производства, включая экологический менеджмент, экологический маркетинг и др.) [9].

Социальные инновации — инновации, направленные на повышение качества жизни людей, совершенствование социальной инфраструктуры, обеспечение высоких социальных стандартов, включая доступное и комфортное жилье, качественные медицинские, образовательные и другие виды услуг, создание механизмов стимулирования высококвалифицированного труда, добровольного формирования индивидуальных пенсионных накоплений и т. д.

Комплексный подход к оценке конкурентоспособности как социо-эколого-экономической категории, в отличии от традиционного, делает необходимым при планировании повышения конкурентоспособности региона оценивать воздействие инноваций на различные подсистемы в их взаимосвязи: эколого-экономическая, социо-экономическая и эколого-социальная (рис. 2).

Так, внедрение эколого-экономических инноваций связано с производством продуктов и материалов (экологически чистая продукция, биобезопасные материалы, ресурсосбережение и т. д.), с технологиями («умные» дома, новые методы борьбы с загрязнениями окружающей среды, утилизации отходов), новыми способами организации производства, способствующими снижению загрязнений и внедрению экотехнологий.

Эколого-экономические инновации позволяют вовлечь в воспроизводственный процесс природные ресурсы, обеспечить их эффективное использование и одновременно снизить негативные последствия хозяйственной деятельности для природной среды, т. е. обеспечить системное взаимодействие между экономическим развитием и охраной окружающей среды [10]. Наиболее эффективными являются «зеленые» технологии, в основе которых принцип «экологичное — экономично», а также наилучшие доступные технологии (НДТ).

В настоящее время признано, что между экономической, экологической и социальной сферами существуют взаимосвязи и инновации в каждой отдельно взятой сфере приводят к изменениям в другой, поэтому при оценке влияния инноваций на уровень

Рис. 2. Схема воздействия инноваций (И)

на социальную (С), экологическую (Э) и экономическую (Эк) подсистемы региона

конкурентоспособности региона необходимо оценивать в комплексе их экономическую, экологическую и социальную эффективность.

В Российской Федерации условия для социо-эколого-экономических инноваций реализуются в виде технологической платформы «Технологии экологического развития» (ТП), консолидирующей ресурсы бизнеса, науки, государственной власти и гражданского общества. ТП является формой реализации института частно-государственного партнерства, способом мобилизации возможностей заинтересованных сторон (государства, бизнеса, научного сообщества) и инструментом формирования научно-технической и инновационной политики, направленной на повышение конкурентоспособности страны и ее регионов [11].

В повышении конкурентоспособности важное значение имеют конкурентные преимущества региона. Конкурентные преимущества представляют те сильные стороны, которыми обладают регионы, но одновременно для каждого региона характерны и слабые стороны, устранение которых либо их минимизация составляют одну из главных задач при реализации стратегии повышения конкурентоспособности региона.

Для обоснования направлений повышения конкурентоспособности региона необходима оценка его реальной и потенциальной конкурентоспособности. Институтом проблем региональной экономики РАН и Белорусским институтом БАН в 2015-2016 гг. было проведено исследование по оценке конкурентоспособности областей Республики Беларусь и субъектов СЗФО РФ с использованием методики — сравнительная интегральная динамическая оценка конкурентоспособности (СИДО) [12]. В связи с выявленными различиями в подходах к формированию статистических данных в Российской Федерации и Республике Беларусь методика была скорректирована по двум направлениям: методы расчета и состав показателей.

Предварительно было выполнено обоснование конкурентоспособности региона как социо-эколого-экономической категории [1]. На основе анализа документов стратегического планирования в СЗФО РФ и Республики Беларусь были выделены основные конкурентные преимущества исследуемых регионов. Меры по использованию конкурентных преимуществ, наряду с отмеченными выше основными факторами конкурентоспособности и составляют основу стратегии повышения региональной конкурентоспособности.

В ходе исследования в качестве объекта оценки конкурентоспособности региона были выделены реальная, потенциальная, интегральная конкурентоспособность. Реальная конкурентоспособность оценивалась по ее составляющим следующими показателями: экономическая — производительность труда; социальная — продолжительность жизни; экологическая — доля инвестиций в основной капитал, направляемых на защиту окружающей среды. Потенциальная конкурентоспособность оценивалась, соответственно по показателям: доля инновационных товаров, работ, услуг; доля привлеченных инвестиций; плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ

1,00 0.75

"■•И 0.50

Ш \=2

0.00

п

г ¿г

¿г //

с<° с<° Л? А4

Рис. 3. Сравнительные коэффициенты по показателям реальной конкурентоспособности (/'=1 — производительность труда; /=2 — продолжительность жизни; /=3 — доля инвестиций в основной капитал, направляемых на защиту окружающей среды) за 2010-2014 гг.

У

Оценка по методике СИДО проводилась по следующим этапам:

1. Формирование сводной таблицы показателей реальной и потенциальной конкурентоспособности по регионам.

2. Определение параметров эталона.

3. Расчет сравнительных динамических коэффициентов конкурентоспособности по сравнению с эталоном.

Определение коэффициентов реальной и потенциальной конкурентоспособности. Расчет сравнительного интегрального динамического коэффициента конкурентоспособности. Группировка регионов по реальной и потенциальной конкурентоспособности. Значение показателя, определяющего интегральную конкурентоспособность региона, находится в пределах от 0 до 2 (так как оценивается два вида конкурентоспособности (реальная и потенциальная). Оценка конкурентоспособности конкретного региона проводится на основании значений данного показателя в следующих пределах: 0<К„,

регион обладает низкой конкурентоспособностью;

4.

5.

6.

чп(<1 — регион неконкурентоспособен;

• 1,5<К;п(<2 — регион обладает высокой конкурентоспособностью;

• К;п1=2 — регион с наивысшей конкурентоспособностью.

Результаты выполненных расчетов сравнительных коэффициентов по отдельным показателям, данные по реальной потенциальной и интегральной конкурентоспособности объектов Республики Беларусь и субъектов СЗФО РФ представлены на рис. 3-5.

На основании представленных данных можно сделать следующие выводы.

Опережающие позиции по интегральной конкурентоспособности в СЗФО РФ занимает Санкт-Петербург, а также Ленинградская область и Республика Коми. Лидером по производительности труда является Республика Коми, по продолжительности жизни — Санкт-Петербург, по доле инвестиций, направленных на защиту и сохранение окружающей среды — Вологодская область. По потенциальной конкурентоспособности субъектов СЗФО РФ первое место также принадлежит Санкт-Петербургу, второе место и третье места занимают Ленинградская и Калининградская области, значительно отставая от лидера и имея значения этого показателя меньше 0,5.

1,00

0.75 -н 0,50 0,25 0.00

# # #

г ^ ^ ^ ^

* /

■j=4 0.1=5 Пу=6

1,00 0,75 0,50 0,25 0,00

1

11 1 ,1 1

//////////

Ч'

С*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Сравнительные коэффициенты по показателям потенциальной конкурентоспособности (/=4 — доля инновационных товаров, работ, услуг; /=5 — доля привлеченных инвестиций; /=6 — плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием) за 2010-2014 гг.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ

И Потенциальная К СП

I Реальная К СП

Л*

<<* <* -i5 с?

i/ i/ ¿f ¿f

,c9

V

a A1

^ /

.# & ¿S» A4 ¿4» Av ¿C AV

/4®

Рис. 5. Реальная, потенциальная и интегральная конкурентоспособность за 2010-2014 гг.

h-

о

CN

СП

cn

J <

СО

Среди регионов Республики Беларусь отсутствует ярко выраженный лидер (регион, занимающий ведущие позиции по всем показателям). Город Минск является лидером по производительности труда и продолжительности жизни, Минская область — по доле инвестиций в основной капитал, направленных на защиту окружающей среды и по доле инновационных товаров (работ, услуг), Гродненская область — по инвестиционному и инфраструктурному развитию.

Полученные оценки реальной и потенциальной конкурентоспособности субъектов СЗФО РФ и областей Республики Беларусь позволили провести их группировку на основе матрицы по реальной и потенциальной конкурентоспособности, в которой границы интервалов определяются на основе статистических квартилей с помощью приложения MS Excel.

В результате группировки были выделены четыре вида регионов.

I группа — регионы-лидеры. Для удержания конкурентных позиций и повышения конкурентоспособности необходимо на основе инновационного, инвестиционного и инфраструктурного потенциалов повышать эффективность социо-эколого-экономического взаимодействия. В данную группу попали области Республики Беларусь (Витебская, Минская и др.) и Санкт-Петербург.

II группа — регионы с относительно высокой реальной и низкой потенциальной конкурентоспособностью. Это конкурентоспособные в настоящее время регионы, которые в перспективе без усиления инновационной и инвестиционной активности, без совершенствования инфраструктуры могут стать регионами-аутсайдерами. К таким регионам относятся, например, Республика Коми и Вологодская область.

III группа — регионы с относительно высокой потенциальной и низкой реальной конкурентоспособностью. Регионы, для которых характерны высокие значения показателей инновационной и инвестиционной активности. Направляя инновации и инвестиции не только в производственную сферу, но и в социальную, и в экологическую подсистемы, данные регионы могут стать лидерами (Могилевская и Брестская области).

IV группа — регионы-аутсайдеры — регионы, имеющие низкие значения показателей как реальной, так и потенциальной конкурентоспособности. Для таких регионов необходимы системные меры по совершенствованию взаимодействия экономической, экологической и социальной подсистем и формированию инновационной, инвестиционной и инфраструктурной среды. В группу аутсайдеров вошли, например, Псковская область и Республика Карелия.

Для сравнительной оценки только субъектов СЗФО РФ и выбора путей повышения конкурентоспособности в каждом отдельно взятом субъекте была построена матрица по реальной и потенциальной конкурентоспособности только по субъектам СЗФО РФ (рис. 6). Учитывая большую дифференциацию показателей между городом Санкт-Петербургом и другими субъектами СЗФО группировка была выполнена без учета Санкт-Петербурга.

Регионами - лидерами среди субъектов СЗФО РФ являются Ленинградская и Вологодская области. Однако они не лидеры по всем показателям, что подтверждается коэффициентами потенциальной конкурентоспособности (ниже 0,75). Основной причиной такой ситуации для Ленинградской области является низкая инновационная активность — по этому показателю Ленинградская область за выбранный период занимает шестое место. Следовательно, для удержания конкурентных позиций и повышения конкурентоспособности необходимо предпринимать меры по мотивации и содействию инновационной активности предприятий. Вологодская область имеет

Рис. 6. Матрица по реальной и потенциальной конкурентоспособности субъектов СЗФО РФ

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ

нестабильные позиции как по показателям реальной (производительность труда, продолжительность жизни), так и по показателям потенциальной (плотность автомобильных дорог) конкурентоспособности. Повышая плотность автомобильных дорог можно повысить конкурентоспособность области. Поэтому, кроме мероприятий, направленных на повышение производительности труда и уровня жизни населения, необходимо совершенствовать инфраструктурную среду региона.

К регионам с относительно высокой реальной и низкой потенциальной конкурентоспособностью относятся Республика Коми и Мурманская область. При этом Республика Коми имеет более высокий показатель как реальной так и потенциальной конкурентоспособности. Сдерживающими факторами в Республике Коми являются низкие показатели доли инновационных товаров и услуг и плотность автомобильных дорог. В Мурманской области на уровень реальной конкурентоспособности отрицательно влияет низкий уровень продолжительности жизни. Потенциальная конкурентоспособность в этом регионе является самой низкой среди субъектов СЗФО РФ, так как Мурманская область отстает в развитии по всем трем составляющим — занимает последнее место по доле инновационных товаров, восьмое — по доле привлеченных в регион инвестиций (большую долю привлеченных инвестиции занимают бюджетные ассигнования) и восьмое по плотности автомобильных дорог. Следовательно, как для Республики Коми, так и для Мурманской области наиболее важным направлением повышения конкурентоспособности является формирование эффективной внешней инновационной, инвестиционной и инфраструктурной среды.

К субъектам СЗФО РФ с относительно высокой потенциальной и низкой реальной конкурентоспособностью относятся Псковская, Калининградская, Новгородская области. Псковская область имеет самый низкий показатель реальной конкурентоспособности, она отстает как по показателю производительности труда, так и по доле инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды. Высокая потенциальная конкурентоспособность Калининградской области обеспечивается за счет плотности автомобильных дорог, однако этот фактор не используется эффективно для повышения конкурентоспособности в целом — регион занимает седьмое-восьмое места по производительности труда и доле инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды. Новгородская область занимает четвертую и пятую позиции по показателям потенциальной конкурентоспособности и последние места по показателям реальной конкурентоспособности. Для повышения конкурентоспособности в Псковской, Калининградской и Новгородской областях необходимо параллельно с внедрением высокопроизводительных технологий уделять большее внимание инвестированию в охрану окружающей среды для снижения экологической нагрузки в регионе.

По нашим расчетам, регионами - аутсайдерами в СЗФО РФ являются Архангельская область и Республика Карелия, они имеют низкие значения

показателей как реальной, так и потенциальной конкурентоспособности. Архангельская область, имея средний показатель по производительности труда (занимает 4-е место), значительно отстает по продолжительности жизни (предпоследнее место) и доле инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды (восьмое место). По показателям потенциальной конкурентоспособности Архангельская область занимает пятое место по доле инновационных товаров, работ услуг, шестое — по доле привлеченных инвестиций, девятое — по плотности автомобильных дорог. Республика Карелия отстает от других субъектов СЗФО РФ по большинству показателей: девятое место по производительности труда, продолжительности жизни, доле инновационных товаров, работ, услуг, доле привлеченных инвестиций; шестое место по доле инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды, и седьмое место по плотности автомобильных дорог.

Для регионов данной группы необходимы системные меры по совершенствованию взаимодействия экономической, экологической и социальной подсистем и формированию инновационной, инвестиционной и инфраструктурной среды.

Таким образом, полученные оценки реальной, потенциальной и интегральной конкурентоспособности субъектов СЗФО РФ и областей РБ, а также их группировка на основе матрицы реальной и потенциальной конкурентоспособности позволяют выделить наиболее важные направления повышения конкурентоспособности регионов.

Как отмечалось ранее, именно инновационная активность является в современных условиях одним их главных факторов повышения конкурентоспособности для всех регионов России и Беларуси, но каждый регион имеет свои специфические особенности, сильные и слабые стороны инновационного развития.

Проанализируем инновационную активность как фактор повышения конкурентоспособности на примере одного из субъектов РФ СЗФО — Республики Коми.

В Республике Коми науку представляют 75 учреждений, организаций, предприятий с основным видом деятельности «научные исследования и разработки», из которых 24 — это крупные и средние научные учреждения и 51 — субъекты малого предпринимательства.

Академические исследования на территории региона ведет Коми научный центр Уральского отделения Российской Академии наук (УрО РАН) — многоотраслевой научно-исследовательский комплекс научно-исследовательских учреждений, научно-вспомогательных, производственных и иных организаций.

Деятельность Коми научного центра УрО РАН направлена на решение комплексных проблем развития фундаментальных и прикладных исследований в области естественных и гуманитарных наук, практическую реализацию завершенных научных разработок, в первую очередь в интересах конкурентоспособности Республики Коми.

Коми научный центр УрО РАН объединяет 6 институтов: биологии, геологии, языка, литера-

о

СП

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ

туры и истории, физиологии, химии, социально-экономических и энергетических проблем Севера; Выльгортскую научно-экспериментальную биологическую станцию.

Отраслевая наука представлена тремя институтами: топливного профиля (СеверНИПИгаз, ПечорНИ-ПИнефть) и сельскохозяйственного (НИПТИ АПК РК). Нефтегазовые институты входят в структуру двух крупнейших российских вертикально интегрированных компаний, соответственно, ОАО «Газпром» и ОАО «Лукойл».

Значительную роль в инновационном развитии региона играет изобретательская активность. Для объединения изобретателей, рационализаторов, самодеятельных авторов, патентообладателей, а также всех частных лиц и организаций, которые содействуют развитию технического творчества, в 2001 г. была воссоздана и действует в настоящее время Коми республиканская общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (КРОО ВОИР).

Традиционно Республиканский совет ВОИР совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Коми проводят ежегодный Республиканский конкурс «Золотой Меркурий». В целях содействия развитию предпринимательской деятельности в сфере инноваций при Торгово-промышленной палате Республики Коми создан Комитет по инновациям и защите интеллектуальной собственности.

Созданная в Республике Коми инфраструктура поддержки предпринимательства и инвестиционной деятельности направлена на стимулирование инновационной активности в республике, содействие в реализации и продвижении инновационных проектов субъектов инновационной деятельности. Инфраструктура поддержки предпринимательства включает в себя комплекс организаций, оказывающих консультационные, информационные, финансовые, правовые услуги предпринимателям: информационно-маркетинговые центры; бизнес-инкубатор; ЕвроИнфо Корреспондентский центр Республики Коми; центры поддержки инноваций; общественные организации.

Основой стратегии повышения конкурентоспособности Республики Коми является рациональное использование научного и инновационного потенциала.

Правительство Республики Коми ставит перед собой задачу обеспечить максимально благоприятные условия для активизации инновационной деятельности, в том числе путем предоставления государственной поддержки внедрения значимых инновационных проектов, развития соответствующей инфраструктуры.

Для решения задачи информационного обеспечения субъектов научной и инновационной деятельности, в том числе по вопросам получения государственной и негосударственной поддержки при реализации инновационных проектов в Республике Коми, создан раздел научной и инновационной деятельности на сайте Министерства экономики Республики Коми [13].

Государственная поддержка инновационной деятельности на территории Республики Коми осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, а также Законом Республики Коми «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми» [14]. Имеется ряд нормативно правовых актов, регулирующих вопросы реализации закона (табл. 1).

В рамках государственной программы Республики Коми «Развитие экономики» утверждена важная для повышения конкурентоспособности подпрограмма «Наука и инновации в Республике Коми», на реализацию мероприятий которой из республиканского бюджета направлено 45,2 млн руб. (15 млн руб. ежегодно в 2014-2016 гг.).

Кроме того, на территории региона подготовлена и реализуется дистанционная программа обучения инновационному менеджменту, обеспечивается участие инноваторов в выставочно-ярмарочных мероприятиях международного и российского уровня, ведется стимулирование инициатив работников организаций и их новаторской деятельности. Для этого с 2012 г. присуждаются премии Правительства Республики Коми за достижения в области внедрения инноваций. Распоряжением Правительства Республики Коми (№ 44-р от 22.02.2011 г.) была утверждена «Концепция развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период до 2015 г.

Активность по стимулированию инновационной деятельности в регионе позволила в разы превысить

Меры по поддержке инновационной активности в Республике Коми

Таблица 1

Меры поддержки Законодательный акт

Премия Правительства Республики Коми за научные исследования в области естественных, точных, гуманитарных и технических наук, имеющие фундаментальное и (или) прикладное значение для развития социально-экономической сферы Постановление Правительства Республики Коми от 26 ноября 2007 г. № 277 «О премиях Правительства Республики Коми»

Премия Правительства Республики Коми за достижения в области внедрения инноваций

Гранты в связи с началом предпринимательской деятельности в сфере инноваций Постановление Правительства Республики Коми от 28.09.2012 г. № 418 «Об утверждении Государственной программы Республики Коми «Развитие экономики»

Субсидии на оказание услуг для субъектов инновационной деятельности, в том числе по разработке бизнес-планов инновационных проектов

Субсидии на реализацию мероприятий по созданию и развитию инновационной инфраструктуры

Налоговые льготы для субъектов инновационной деятельности (по включенным в перечень инновационных проектам) Постановление Правительства Республики Коми от 19.12.2008 г. № 359/1 (в ред. от 22.03.2013 г. №77)

о

СП

<

СО

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ

Таблица 2

Инновационная активность Республики Коми в сравнении с регионами СЗФО (2014 г.).

Показатель инновационной активности Место Республики Коми из 10 регионов Северо-Западного Федерального округа

Число организаций выполнявших исследования и разработки 4

Внутренние затраты на исследования и разработки 4

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками (на 1000 занятых в экономике) 5

Число созданных передовых производственных технологий 7

Число использованных передовых производственных технологий 10

Поступление патентных заявок/выдача патентов на изобретения 9/8

Поступление патентных заявок/выдача патентов на полезные модели 8/10

Число организаций осуществлявших инновационную деятельность, ед. 9

Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе обследованных организаций 6

Затраты на технологические инновации в % к общему объему отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 6

Объем инновационных товаров, работ, услуг в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 3

один из основных индикаторов, заявленных в Концепции: к 2015 г. планировалось достижение показателя доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции 1,5%, а фактически, данный показатель уже в 2011 г. составил 7,8%, в 2012 г. — 5,4%.

Анализ инновационной активности Республики Коми в 2014 г. на основе статистических данных [15] позволяет оценить ее место среди субъектов округа и определить проблемные области в инновационной деятельности (табл. 2).

На основании представленных данных можно сделать вывод, о том, что Республика Коми имеет высокие позиции по таким показателям как число организаций, выполнявших исследования и разработки, внутренние затраты на исследования и разработки, объем инновационных товаров и услуг. Первые два показателя свидетельствуют о наличии потенциальных возможностей развития научно-инновационной деятельности в регионе.

По таким показателям инновационной активности как число использованных передовых технологий, выдача патентов на полезные модели Республика Коми занимает десятое — последнее место среди субъектов РФ СЗФО. По поступлению патентных заявок и числу организаций, осуществляющих инновационную деятельность, — девятое место, а по выдаче патентов на изобретения и поступлению патентных заявок — восьмое место. При этом разрыв по ряду показателей является очень существенным.

Число используемых передовых производственных технологий в Республике Коми в 2,8 раза меньше, чем в Архангельской области и в 3,8 раза меньше, чем в Вологодской области.

Существенно отставание в Республике Коми также по выдаваемым патентам на изобретение. Наивысшие значения по этому показателю (за исключением Санкт-Петербурга) имеют Ленинградская область (83 ед.), Вологодская область (61), Калининградская область (55), в то время как в Республике Коми в 2012 г. было выдано 34 патента.

Республика Коми по отношению к другим субъектам РФ СЗФО отстает и по такому показателю

как число организаций, осуществляющих инновационную деятельность — 21, в то время как в Архангельской области — 32, в Мурманской — 31, в Вологодской — 30, В Ленинградской — 49.

Такая ситуация свидетельствует, что основные резервы повышения конкурентоспособности республики связаны с расширением инновационной активности субъектов хозяйственной деятельности, расположенных на территории Республики Коми.

При этом показатель инновационной активности в экспортно ориентированных регионах, к которым относится Республика Коми, отражает инновационную деятельность в основном в добывающих отраслях, поскольку внедрение новых продуктов (технологий) в этих отраслях приводит к значительному росту стоимостных показателей новой продукции.

В настоящее время в базе данных научно-инновационных разработок и проектов (технологии, продукции, услуг) [16], разрабатываемых и реализуемых на территории Республики Коми, 151 проект, из них 6 (4%) на стадии идеи, 79 (52%) на стадии разработки, 47 (30%) — готовы к реализации и всего 19 реализуемых (13%). Семь из них подготовлены в научных и образовательных организациях, 10 заявлены бизнес структурами, 2 проекта — результат совместной деятельности науки и бизнеса.

При сложившейся системе взаимосвязей науки с производством результат получают в основном бизнес-структуры в виде прибыли и повышения конкурентоспособности, хотя этот результат может быть достигнут и вне инновационной деятельности. Наука получает эффект только в случае коммерциализации проектов и реализации патентов. При такой схеме взаимодействия отсутствует непосредственное взаимодействие науки и производства: бизнес недостаточно знает, что может наука, наука — что нужно бизнесу. Следует также отметить, что в настоящее время на территории Республики Коми отсутствуют такие важные составляющие инновационной инфраструктуры как технопарки и индустриальные парки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущая роль инноваций в повышении конкурентоспособности региона делает необходимым укрепле-

о

СП

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ

о

СП

< со

ние в Республике Коми взаимосвязи отраслевой науки, образования, инноваций. Объединение этих видов деятельности в едином комплексе является одной из главных задач повышения конкурентоспособности региона.

Особую роль при формировании такого комплекса играет сложившаяся в регионе научно-инновационная система и входящие в нее научные, инновационно активные организации.

Анализируя существующую систему взаимосвязей научной, образовательной, инновационной деятельности исследователи отмечают ряд проблем, свойственных для регионов России, в том числе Северо-Западного федерального округа и Республики Коми [17]: 1. Разорванность научно-инновационного и производственного процессов: новых идей и разработок недостаточно и они не всегда доходят до стадии реализации даже в качестве опытных образцов, крайне малая их часть доводится до коммерческого внедрения и вывода на рынок. Отсутствие достаточной интеграции, отлаженных системных связей между субъектами научной, инновационной и образовательной деятельности. Несбалансированность и разнонаправленность фундаментальных и прикладных исследований, низкая степень перевода научных достижений в производственные инновации. Слабая интеграция образовательных учреждений и научных организаций, отсутствие координации между ними, как в научных исследованиях, так и в вопросах подготовки и переподготовки кадров. Старение материально-технической, лабораторной базы научных организаций, учебно-материальной базы образовательных учреждений, недостаточное финансирование учреждений науки, образования, приводящие, в конечном счете, к снижению качества подготовки специалистов и, как следствие, снижению качества общего кадрового потенциала. Решение этих проблем связано с формированием в регионе комплекса «Наука-образование-инновации» (НОИ).

Комплекс НОИ СЗФО представляет собой совокупность взаимодействующих в масштабах округа научных, образовательных, производственных организаций, осуществляющих разработку, внедрение и трансфер инновационных технологий, подготовку кадров для инновационной деятельности. В Республике Коми были выполнены разработки, в которых

2.

3.

4.

5.

обосновывались условия для формирования комплекса «Наука-образование-инновации» (НОИ) как регионального элемента комплекса НОИ СЗФО [18]. Однако в этом направлении существенных изменений не произошло.

В то же время сложившейся система профессионального образования соответствует структуре производства в Республике Коми (как по территориальному, так и по отраслевому признаку).

Нефтегазовым центром Республики Коми является г. Ухта, где работают Ухтинский государственный технический университет (УГТУ), Ухтинский горнонефтяной колледж, а также корпоративные центры обучения кадров ООО «Газпром Трансгаз Ухта» и ОАО «Северные магистральные нефтепроводы». Воркутин-ский филиал Санкт-Петербурского государственного горного института готовит квалифицированных специалистов для угольной промышленности Воркуты и Инты. Дефицит инженерных и рабочих кадров энергетической отрасли решается за счет подготовки специалистов в Сыктывкарском лесном институте и Профессиональном лицее № 8 (г. Сыктывкар). Переподготовку и повышение квалификации сотрудники энергетических компаний проходят, как правило, в корпоративных учебных центрах за пределами Республики Коми. Подготовку кадров для лесного сектора (одного из ведущих в экономике региона) ведет Сыктывкарский лесной институт (СЛИ).

Перспективы создания системы «Наука-образование-инновации» связаны с реализацией распоряжения Правительства Республики Коми № 486-р от 8 ноября 2010 г., в котором была одобрена «Концепция модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2015 г.», направленная на совершенствование сбалансированной республиканской системы профессионального образования и подготовки кадров всех уровней и специальностей, адекватной потребностям рынка труда Республики Коми. В Концепции предусмотрено создание в Республике Коми комплексов: двух университетских (на базе Сыктывкарского государственного университета и Ухтинского государственного технического университета) и трех отраслевых образовательных, которые по сути представляют собой отраслевые кластеры (в

Рис. 7. Региональная подсистема НОИ в лесном комплексе

Рис. 8. Региональная подсистема НОИ в топливно-энергетическом комплексе

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ

том числе «Лесной образовательный кластер (ЛОК)» на базе Сыктывкарского лесного института).

Созданные при УГТУ и СЛИ образовательные компании, реализуя цели, поставленные в Концепции, выходят на новые уровни взаимодействия с отраслевыми предприятиями, что способствует созданию образовательно-производственных кластеров. Есть все предпосылки создания комплекса «Наука-образование-инновации». Инновационная деятельность в таком комплексе позволит стимулировать всех ее участников к инновационной деятельности, внедрять инновационные продукты и технологии, сокращая при этом издержки на разработку и опытные образцы, позволяя увеличить выход на рынки новой продукции, повышая тем самым привлекательность отдельных отраслей и конкурентоспособность региона в целом.

Что касается строительства, которое входит в число перспективных видов экономической деятельности, то в Республике Коми для подготовки специалистов в этой отрасли нет соответствующей системы образования. Поэтому пока преждевременно ставить вопрос о создании строительного образовательно-производственного кластера. Инновационное развитие строительства может происходить за счет использования передовых технологий в отечественной и зарубежной строительной индустрии.

В связи с сырьевой направленностью экономики Республики Коми комплекс «Наука-образование-инновации» необходимо создавать на базе образовательно-производственных кластеров: топливно-энергетический (рис. 7), лесной (рис. 8) и других.

В настоящее время в рамках образовательно-производственных кластеров налажены необходимые связи и осуществляется взаимодействие. Создание отраслевых систем «Наука-образование-инновации» позволит повысить инновационную составляющую конкурентоспособности Республики Коми и создаст основу для формирования регионального комплекса «Наука-образование-инновации».

Таким образом, основные направления повышения конкурентоспособности региона определяются на основе использования его потенциала, конкурентных преимуществ с учетом специфических особенностей региона, а также возможностей и угроз внешней среды (макроуровень). При этом наиболее важное направление в современных условиях — рост в регионе

инновационной активности.

* * *

Исследование выполнено по гранту РФФИ, Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ) № 15-22-01012 а(м) «Методические подходы к оценке экологической составляющей конкурентоспособности регионов России и Беларуси».

Список использованных источников

1.

М. Ф. Замятина, В. С. Пунгина, Р. С. Фесенко. Конкурентоспособность региона как социо-эколого-экономическая категория//Экономика и предпринимательство. № 8. 2016. С. 179-187.

2. Б. М. Гринчель, Н. Е. Костылева, Е. А. Дергачева. Важнейшие факторы обеспечения конкурентоспособности городов// Инновация для городского развития: электронное управление и стратегические проекты. XIV международная конференция местных властей ЕВРОГРАД 2004: науч. материалы (Санкт-

Петербург, май 2004 г.). СПб.: Ин-т «ЕВРОГРАД». 2004. С. 137.

3. А. Р. Белоусов. Этапы становления российской модели воспро-изводства//Проблемы прогнозирования. № 2. 2011. С. 11-12.

4. Е. Н. Александрова. Модернизация экономической системы региона на основе формирования региональной инновационной системы//Экономика: теория и практика. № 3 (27). 2012. С. 27-33.

5. О. Н. Владимирова. Формирование региональных инновационных систем как фактор устойчивого развития региона//Из-вестия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). № 4. 2010. C. 120-125.

6. Л. А. Горюнова. Управление инновационной системой региона: монография. Улан-Удэ: Изд-во ГОУ ВПО ВСГТУ, 2009. - 210 с.

7. И. Н. Олейникова. Воспроизводственный процесс в системе региональной экономики: инновационная составляющая и механизм управления (структурный аспект). Ростов на Дону: Терра. 2004. - 211 с.

8. З. А. Васильева Т. П. Лихачева. Сравнительный анализ механизмов формирования инновационной среды регионов России// Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М. Ф. Решетнева, № 2, 2012. C. 150-154.

9. Н. Н. Яшалова. Экологические инновации как приоритетное направление «зеленой» экономики//Вестник УрФУ. Серия «Экономика и управление». № 5. 2012. C. 72-81.

10. И. Ф. Колонтаевская. Экологические инновации как фактор повышения качества жизни//Инновации в науке. № 28. 2013. C. 234-238.

11. Технологическая платформа «Технологии экологического развития». http://tp-eco.ru.

12. В. С. Пунгина. Конкурентоспособность региона как основа его устойчивого развития (на примере Республики Коми): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2014. - 177 с.

13. Наука и инновации. Министерство экономики Республики Коми: официальный сайт. http://econom.rkomi.ru/innovacii.

14. Закон Республики Коми от 02.11.2006 г. № 104-Рз (в ред. от 30.06.2010 г. №65-РЗ) «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми. (Принят Государственным Советом Республики Коми)//СПС «Консультант Плюс».

15. Регионы России. Социально-экономические показатели-2015: стат. сб. М.: Росстат, 2015. - 1266 с.

16. База данных инновационных проектов//Наука и инновации. Министерство экономики Республики Коми: официальный сайт, Сыктывкар. http://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/ innovacii/katalog.

17. Стратегия развития комплекса «Наука-образование-инновации» Северо-Западного федерального округа России до 2030 г./Колл. авт. под рук. В. В. Орепилова. СПб.: ИПРЭ РАН. 2008г. - 247 с.

18. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологиче^^ подходы/Институт проблем региональной экономики РАН; отв. ред. Е. Б. Костяновская. СПб.: Наука, 2006. - 618 с.

The role of innovation in improving competitiveness of the region

M. F. Zamyatina, doctor of economics, professor, Chief Researcher, Institute of Regional Economy Problems of Russian Academy of Sciences. V. S. Pungina, Candidate of Economics, Professor Assistant of Industrial Economy Department, Syktyvkar Forest Institute - Branch Office of the Saint-Petersburg Forestry University.

The subject of the research is the competitiveness of the region and the role of innovation in improving competitiveness of the region. It proved that in the conditions of sustainable development, the region's competitiveness should be considered as a socio-ecological-economic category. The evaluation of real, potential, integral competitiveness of regions of the Republic of Belarus and of the North-West federal district of the Russian Federation has been done. Also this article deals with the main trends improving competitiveness of the regions through regional innovative development which should be considered in developing the strategy for social-economic development of the region.

Keywords: advantages; the competitive of the region: real, potential, integral; innovation in the economic, social and environmental spheres; innovation activity; improving the competitiveness of the region.

h-

o

CN

en

CN

J <

CQ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.