Научная статья на тему 'Роль инновационных проектов опережающего развития в воспроизводстве инновационного потенциала в ракетно-космической отрасли'

Роль инновационных проектов опережающего развития в воспроизводстве инновационного потенциала в ракетно-космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОСПРОИЗВОДСТВО ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ / ROCKET AND SPACE INDUSTRY / INNOVATIVE POTENTIAL / REPRODUCTION OF INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATIVE DEVELOPMENT PROGRAM / INTEGRATED CORPORATE STRUCTURE / INNOVATIVE PROJECT / PRIORITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фирулев Олег Владимирович, Ерыгин Юрий Владимирович

Отмечено, что в последние несколько лет экономика России претерпевает значительные изменения. Одним из основных элементов в системе инновационного развития экономики нашего государства является ракетно-космическая отрасль, особенностью которой является двойное назначение производимой на предприятиях продукции. Определено, что возможность реализации инновационных проектов в рамках гражданских и военных заказов напрямую зависит от уровня инновационного потенциала, которым обладает организация. На основе анализа различных понятий инновационного потенциала выделены четыре похода к его определению. Представлено авторское определение понятия «инновационный потенциал». Авторами выявлена необходимость реализации инновационных проектов опережающего развития, направленных на воспроизводство инновационного потенциала, которые будут обеспечивать возможность реализации как производственной программы в рамках государственного оборонного заказа, так и в рамках коммерческих заказов. Ввиду особенностей отрасли, в т.ч. связанных с наличием большого числа кооперационных связей, определено, что данная задача должна решаться в рамках программы инновационного развития интегрированной корпоративной структуры. Схематично представлена концепция формирования программы инновационного развития интегрированной корпоративной структуры. Определено, что основным источником проведения инновационных проектов опережающего развития на предприятиях ракетно-космической отрасли должна выступать прибыль, полученная на этапе коммерциализации существующего инновационного потенциала организации. Представлен алгоритм определения уровня коммерциализации для обеспечения финансирования инновационных проектов опережающего развития, реализация которых позволит снизить издержки, связанные с выполнением гособоронзаказа, а также привлечь коммерческих заказчиков, что в совокупности приведет к росту национальной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фирулев Олег Владимирович, Ерыгин Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATIVE PROJECTS OF ADVANCED DEVELOPMENT FOR THE REPRODUCTION OF INNOVATIVE POTENTIAL IN THE ROCKET AND SPACE INDUSTRY

In recent years, Russia's economy is undergoing significant changes. One of the main elements in the system of innovation development of economy of our state is the missile and space industry, which feature dual-use products manufactured at enterprises. It was determined that the possibility of implementing innovative projects in the framework of civil and military orders depends on the level of innovation potential, which has organization. The four ways to the definition of innovation potential are identified, based on the analysis of various concepts. The article presents the authors' definition of the concept of innovation potential. The authors have identified a need for innovative projects of advanced development, aimed at the reproduction of the innovation potential that will allow the implementation of a production program in the framework of the state defense order, and within the framework of commercial contracts. Due to the nature sector, including those related to the presence of a large number of cooperative ties, it is determined that this problem should be solved within the framework of the Innovative Development Program of the integrated corporate structure. The article shows a schematic concept of formation of innovative development program of integrated corporate structure. It was determined that the main source of innovation projects of advanced development in the rocket and space industry must act profits earned at the stage of commercialization of innovative potential of the existing organization. This article presents an algorithm for determining the level of commercialization to provide funding for innovative projects of advanced development, the implementation of which will reduce the costs associated with the implementation of the state defense order, and to attract commercial customers, which together lead to the growth of the national economy

Текст научной работы на тему «Роль инновационных проектов опережающего развития в воспроизводстве инновационного потенциала в ракетно-космической отрасли»

УДК 338.45.01; 658.5.011

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

THE ROLE OF INNOVATIVE PROJECTS OF ADVANCED DEVELOPMENT FOR THE REPRODUCTION OF INNOVATIVE POTENTIAL IN THE ROCKET AND SPACE INDUSTRY

О. В. Фирулев,

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, г. Красноярск Oleg91krasrus@mail.ru

O. Firulev,

Siberian State Aerospace University named after academician M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk

Ю. В. Ерыгин,

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, г. Красноярск Erygin@sibsau.ru

Yu. Erygin,

Siberian State Aerospace University named after academician M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk

Отмечено, что в последние несколько лет экономика России претерпевает значительные изменения. Одним из основных элементов в системе инновационного развития экономики нашего государства является ракетно-космическая отрасль, особенностью которой является двойное назначение производимой на предприятиях продукции. Определено, что возможность реализации инновационных проектов в рамках гражданских и военных заказов напрямую зависит от уровня инновационного потенциала, которым обладает организация. На основе анализа различных понятий инновационного потенциала выделены четыре похода к его определению. Представлено авторское определение понятия «инновационный потенциал». Авторами выявлена необходимость реализации инновационных проектов опережающего развития, направленных на воспроизводство инновационного потенциала, которые будут обеспечивать возможность реализации как производственной программы в рамках государственного оборонного заказа, так и в рамках коммерческих заказов. Ввиду особенностей отрасли, в т.ч. связанных с наличием большого числа кооперационных связей, определено, что данная задача должна решаться в рамках программы инновационного развития интегрированной корпоративной структуры. Схематично представлена концепция формирования программы инновационного развития интегрированной корпоративной структуры. Определено, что основным источником проведения инновационных проектов опережающего развития на предприятиях ракетно-космической отрасли должна выступать прибыль, полученная на этапе коммерциализации существующего инновационного потенциала организации. Представлен алгоритм определения уровня коммерциализации для обеспечения финансирования инновационных проектов опережающего развития, реализация которых позволит снизить издержки, связанные с выполнением гособоронзаказа, а также привлечь коммерческих заказчиков, что в совокупности приведет к росту национальной экономики

Ключевые слова: ракетно-космическая отрасль; инновационный потенциал; воспроизводство инновационного потенциала; программа инновационного развития; интегрированная корпоративная структура; инновационный проект; опережающее развитие

In recent years, Russia's economy is undergoing significant changes. One of the main elements in the system of innovation development of economy of our state is the missile and space industry, which feature dual-use products manufactured at enterprises. It was determined that the possibility of implementing innovative projects in the framework of civil and military orders depends on the level of innovation potential, which has organization. The four ways to the definition of innovation potential are identified, based on the analysis of various concepts. The article presents the authors' definition of the concept of innovation potential. The authors have identified a need for innovative projects of advanced development, aimed at the reproduction of the innovation potential that will allow the implementation of a production program in the framework of the state defense order, and within the framework of commercial contracts. Due to the nature sector, including those related to the presence of a large number of cooperative ties, it is determined that this problem should be solved within the framework of the Innovative

Development Program of the integrated corporate structure. The article shows a schematic concept of formation of innovative development program of integrated corporate structure. It was determined that the main source of innovation projects of advanced development in the rocket and space industry must act profits earned at the stage of commercialization of innovative potential of the existing organization. This article presents an algorithm for determining the level of commercialization to provide funding for innovative projects of advanced development, the implementation of which will reduce the costs associated with the implementation of the state defense order, and to attract commercial customers, which together lead to the growth of the national economy

Key words: rocket and space industry; innovative potential; reproduction of innovative potential; Innovative Development Program; integrated corporate structure; innovative project; priority development

В настоящее время мировая экономика

претерпевает значительные изменения: инновации становятся одной из ее важнейших характерных особенностей [13]. Экономики стран по-разному реагируют на возникающие внешние и внутренние вызовы. Все больше внимания уделяется высокотехнологичным отраслям, которые являются драйвером государственных экономик, а инновационная составляющая — залогом получения конкурентных преимуществ.

Ракетно-космическая отрасль (далее — РКО) традиционно занимает одну из ключевых позиций в инновационном развитии экономики России. В течение последних нескольких лет со стороны государства акцент ставится именно на повышении эффективности управления данной отраслью. Для решения поставленной задачи проводятся различные реформы, в т. ч. создаются интегрированные корпоративные структуры, направленные на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, внедряются такие инструменты частногосударственного партнерства в инновационной сфере, как программы инновационного развития, национальные технологические платформы, инновационные территориальные кластеры, а также различные федеральные целевые программы.

Поскольку сама отрасль по своей сути является инновационной, особое внимание со стороны менеджмента организаций РКО уделяется такому инструменту частногосу-дарственного партнерства, как программа инновационного развития (далее — ПИР).

Под Программой инновационного развития авторами статьи предлагается понимать комплексный стратегический доку-

мент, учитывающий интересы всех сторон организации, в котором инновационные проекты являются инструментом достижения конкурентных преимуществ организации.

Учитывая особенность РКО, которая заключается в двойном назначении производимой на предприятиях продукции (гражданское и/или военное), в ПИР организации должны быть отражены инновационные проекты как в рамках государственного оборонного заказа, так и в рамках коммерческого заказа. Однако возможность реализации инновационных проектов в рамках перечисленных видов заказов напрямую зависит от уровня инновационного потенциала (далее — ИП), которым обладает организация.

В данный период времени существует довольно большое множество определений понятия ИП, однако единого подхода до сих пор не существует. Так, авторы С. А. Агар-ков, Е. С. Кузнецова, М. О. Грязнова, А. А. Алексеев, Е. С. Дятлова, Н. Е. Фомина, А. В. Козлов, Ся Чжан, В. Г. Медынский, Е. А. Павлова, Л. А. Смирнова [1; 2; 7; 10; 11], давая определения ИП, пользуются ресурсным подходом, при котором инновационный потенциал представляется как набор ресурсов для производства инновационной продукции/осуществления инновационной деятельности. Другим подходом к определению инновационного потенциала является системный подход, в рамках которого такие исследователи, как Г. П. Беляков, С. В. Еремеева, М. А. Бен-диков, Е. Ю. Хрусталев, В. В. Герасимов, Л. С. Минина, А. В. Васильев [3; 4; 5] рассматривают ИП как систему, взаимо-

действие элементов которой направлено на решение какой-либо поставленной задачи с учетом внешних и внутренних факторов, что, в свою очередь, приводит к повышению общего уровня конкурентоспособности той организации, в которой эта система применена. В рамках еще одного подхода авторы Е. Д. Коршунова, Е. С. Ильичева, E. Hoover, F. Giarralani [8; 14] представляют инновационный потенциал как совокупность или составную часть других потенциалов (экономического, производственного, финансового, трудового, организационного, адаптационного и т.д.). Следует отметить работы В. В. Глазуновой, И. В. Мату-зовой, Н. В. Собченко [6; 9; 12], в которых используется стратегически ориентированный подход, в рамках которого ИП представляется инструментом стратегического управления.

По мнению авторов статьи, инновационный потенциал является средством для устранения и комплексного решения возникающих в процессе хозяйственной деятельности организации внешних и внутренних вызовов, что позволяет повышать уровень конкурентоспособности организации.

Однако существует риск того, что к определенному моменту времени инновационный потенциал организации будет исчерпан или его уровень окажется недостаточным для борьбы с возникающими вызовами, что приведет к потере конкурентных преимуществ организации и отрасли в целом. Таким образом, возникает задача не только создания и сохранения инновационного потенциала на предприятиях РКО, но и его воспроизводства.

Как правило, в рамках коммерческого заказа заказчик готов платить только за конечный продукт и лишь в редких случаях за проведение различных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР), которые являются важной частью при воспроизводстве ИП. С другой стороны, в рамках государственного заказа существует практика проведения различных НИОКР, однако необходимо учитывать такую особенность, как конкурсное распределение гособоронзаказа.

Она заключается в том, что заказ будет поручен тому исполнителю, у которого затраты на выполнение работ будут меньше, а также будет минимальный уровень риска. Таким образом, ввиду постоянных изменений конъюнктуры рынка, рассчитывать только на государственный заказ для решения задачи воспроизводства ИП нельзя.

Возникает необходимость реализации инновационных проектов опережающего развития (далее — ИПОР), направленных непосредственно на воспроизводство инновационного потенциала через проведение различных НИОКР. Именно такие проекты будут обеспечивать возможность реализации как производственной программы в рамках государственного оборонного заказа, так и в рамках коммерческих заказов.

Таким образом, ПИР организации РКО должна состоять из трех блоков — портфелей проектов. Первый блок — инновационные проекты, направленные на реализацию производственной программы, связанной с выполнением государственного оборонного заказа. Второй блок представляют инновационные проекты, реализующиеся в рамках коммерческих заказов. Третий блок — инновационные проекты опережающего развития. Финансирование третьего портфеля проектов ПИР возможно как за счет собственных средств предприятия (прибыль), так и с помощью различных инструментов частногосудар-ственного партнерства (федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (далее - ФЦП «ИиР»); конкурсный отбор проектов в рамках постановления Правительства РФ № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» (далее - ПП РФ № 218) и т.д.), направленных на снижение объемов финансовой нагрузки организации от выполнения ИПОР. На рис. 1 схематично представлена концепция формирования ПИР организаций РКО.

Учитывая долгосрочный характер выполнения проектов и относительную нормируемость (неизменность объемов) прибыли от реализации производственной программы (далее ПП) в рамках гособоронзаказа, очевидно, что ее (прибыли от выполнения госзадания) будет недостаточно для фи-

нансирования ИПОР. Таким образом, основным источником проведения ИПОР на предприятиях РКО будет выступать прибыль, полученная на этапе коммерциализации существующего инновационного потенциала организации (далее КИП).

Рис. 1. Схема концепции формирования ПИР Fig. 1. The concept of the IDP formation

Ввиду особенности РКО, которая заключается в наличии интегрированных корпоративных структур (далее ИКС), можно сделать вывод, что задача воспроизводства ИП на предприятиях РКО должна решаться не в рамках ПИР отдельно взятой организации, а в рамках ПИР ИКС. В то же время должны быть обеспечены оптимальность реализации ПИР ИКС, а также устойчивость субъектов ИКС, что в совокупности приведет к повышению эффективности управления как отдельных организаций, так и всей ИКС. Таким образом, концепция формирования ПИР ИКС может быть схематично представлена следующим образом (рис. 2).

Далее необходимо определить объем прибыли, которая будет направлена на реализацию третьего блока проектов.

Для решения поставленной задачи авторами статьи предлагается использовать следующий алгоритм (рис. 3).

Алгоритм определения уровня коммерциализации для обеспечения финансирования ИПОР в ПИР должен состоять из нескольких этапов.

Первый этап будет заключаться в прогнозировании технического и функциональ -ного уровней производимой продукции/изделий и комплектующих. Прогноз должен осуществляться как в рамках российского, так и в рамках мирового рынка. Данную работу необходимо осуществлять с помощью внутренних и внешних инструментов. Примером внутреннего инструмента может выступать специализированное подразделение организации или, если речь идет об ИКС, специально созданная дочерняя ор-

ганизация, которая будет проводить различные поисковые исследования, направленные на выявление и анализ рыночных тенденций. К внешним инструментам можно отнести организации, непосредственно специализирующиеся на осуществлении прогнозирования. По мнению авторов,

для получения синергетического эффекта следует использовать как внешние, так и внутренние инструменты. Учитывая долгосрочный характер проведения различных НИОКР, прогноз необходимо осуществлять на временной период 10...15 лет, с актуализацией каждые 2.3 года.

Рис. 2. Схема концепции формирования ПИР ИКС Fig. 2. The concept of the IDP ICS formation

Прогнозирование

г

Оценка недостающего уровня ИП

г

Определение потребности в финансировании

г

Определение масштабов ко мм ерциа ли з ацин

—-j Оценка полученного уровня ИП j

Рис. 3. Схема алгоритма определения уровня коммерциализации для обеспечения финансирования ИПОР в ПИР

Fig. 3. The algorithm for determining the level of commercialization to provide funding for IPAD IDP

Далее, с учетом полученной информации, необходимо определить/оценить недостающий уровень ИП. В данном случае проводится сопоставление имеющихся возможностей по созданию продукции/изделий/комплектующих (достигнутый ИП) и необходимых требований, сформированных на основе составленного прогноза (требуемый ИП). Возможна ситуация, когда достигнутый ИП будет равен требуемому, но это ни в коем случае не свидетельствует об отсутствии необходимости проведения (реализации) ИПОР.

В рамках третьего этапа определяется потребность в финансировании ИПОР. Другими словами, необходимо оценить стоимость будущих ИПОР. Помощь в оценке может оказать технико-экономическое обоснование потенциальных проектов. Также в стоимости будущих ИПОР следует учитывать и капитальные вложения, требуемые для реализации тех или иных проектов. Кроме того, стоит рассмотреть воз-

можность проведения (реализации) ИПОР с использованием различных инструментов частногосударственного партнерства, таких как ФЦП «ИиР» и ПП РФ № 218, что позволит сократить расходы на реализацию проектов вдвое.

Заключительным этапом представленного алгоритма является определение масштабов коммерциализации. Зная необходимую сумму для проведения (реализации) ИПОР, можно рассчитать долю коммерческих заказов в общем портфеле заказов организации и ИКС в целом. Прибыль от реализации коммерческих заказов должна покрывать как расходы на ИПОР, так и обеспечивать финансовую устойчивость самой организации.

После проведения указанных мероприятий и реализации ИПОР необходимо

Список литературы_

оценить полученный уровень инновационного потенциала и сопоставить его с ожидаемым, что позволит руководству определить степень эффективности реализации мер, направленных на воспроизводство инновационного потенциала, и в зависимости от его достигнутого уровня определить объем коммерциализации на следующем шаге.

Таким образом, решая задачу воспроизводства инновационного потенциала в организации или ИКС в целом, появляется возможность уменьшить стоимость гособо-ронзаказа (понизить издержки на его исполнение), а также привлечь коммерческих заказчиков как российского, так и мирового уровней, что в совокупности приведет к росту национальной экономики.

1. Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. М.: Академия Естествознания, 2011. 144 с.

2. Алексеев А. А., Дятлова Е. С., Фомина Н. Е. Метод оценки инновационного потенциала региона с позиции формирования кластерной политики // Вопросы экономики и права. 2012. № 54. С. 106—111.

3. Беляков Г. П., Еремеева С. В. Понятие и сущность инновационного потенциала наукоемкого предприятия ракетно-космической промышленности / / Теория и практика общественного развития. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-mno-vatsionnogo-potentsiala-naukoemkogo-predpriyatiya-raketno-kosmicheskoy-promyshlennosti (дата обращения: 20.09.2016).

4. Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. Методологические основы исследования механизма инновационного развития в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 2. С. 3—14.

5. Герасимов В. В., Минина Л. С., Васильев А. В. Управление инновационным потенциалом производственных систем. Новосибирск: Новосибирский государственный архитектурно-строительный ун-т, 2003. 84 с.

6. Глазунова В. В. Современные проблемы в оценке инновационного потенциала организаций // НАУКОВЕДЕНИЕ. 2016. Т. 8. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.naukovedenie.ru/ PDF/78EVN116.pdf (дата обращения: 25.09.2016).

7. Козлов А. В., Чжан Ся. Инновационный потенциал промышленных предприятий: методика определения и сравнительный анализ на примере угольной промышленности Китая / / Вестник ЗабГУ. 2015. № 5 (120). С. 100-109.

8. Коршунова Е. Д., Ильичева Е. С. Управление инновационным потенциалом промышленного предприятия: концептуальные основы, этапы управления, метод оценки / / Научный журнал КубГАУ. 2012. № 81(07). С. 1-10.

9. Матузова И. В. Методика оценки инновационного потенциала промышленного предприятия. Теоретическое обоснование стратегий инновационного развития промышленных предприятий / / Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. Сер. Экономика. 2012. № 3. С. 87-97.

10. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2011. 295 с.

11. Павлова Е. А., Смирнова Л. А. Оценка конкурентных преимуществ предприятия на основе анализа его инновационного потенциала / / Современные проблемы науки и образования. Пенза: Академия Естествознания. 2015. № 1-1. С. 640-644.

12. Собченко Н. В. Оценка инновационного потенциала как неотъемлемой части инновационного процесса // Наука и образование. 2011. № 4. С. 1-8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. technomag.edu.ru/doc/174695.html (дата обращения: 25.09.2016).

13. Abeltina A. The role of innovation in economic development // Ekonomika ir vadyba: aktualijos ir per-spektyvos, 2007, no. 2 (9), pp. 5—9. Available at: http://www.su.lt /bylos/mokslo_leidiniai/ekonomika/7_9/ abeltina.pdf (accessed 25.09.2016).

14. Hoover E., Giarralani F. An Introduction to Regional Economics. New York: Alfred A. Knopf, 1985. 264 p.

List of literature_

1. Agarkov S. A., Kuznetsova E. S., Gryaznova M. O. Innovatsionny menedzhment i gosudarstvennaya innovatsionnaya politika [Innovation Management and state innovation policy]. Moscow: Academy of Natural Sciences, 2011. 144 p.

2. Alekseev A. A., Dyatlov E. S., Fomina N. E. Voprosy ekonomiki i prava (Problems of Economics and Law), 2012, no. 54, pp. 106-111.

3. Belyakov G. P., Eremeev S. V. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya (Theory and practice of social development), 2013, no. 11 Available at: http://www.cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-innovatsionnogo-potentsiala-naukoemkogo-predpriyatiya-raketno-kosmicheskoy-promyshlennosti (accessed 20.09.2016).

4. Bendikov M. A., Khrustalev E. Yu. Menedzhment v Rossii i za rubezhom (Management in Russia and abroad), 2007, no. 2, pp. 3-14.

5. Gerasimov V. V., Minina L. S., Vasiliev A. V. Upravlenie innovatsionnym potentsialom proizvodstvennyh sistem [Management of innovative potential of industrial systems]. Novosibirsk, Novosibirsk State Architectural University Press, 2003. 84 p.

6. Glazunova V. V. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» (Internet magazine «Science of science»), 2016, vol. 8, no. 1 Available at: http://www.naukovedenie.ru/PDF/78EVN116.pdf (accessed 25.09.2016).

7. Kozlov A. V., Zhang Xia. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2015, no. 5 (120), pp. 100-109.

8. Korshunova E. D., Ilicheva E. S. Nauchny zhurnal KubGAU (Scientific Journal), 2012, no. 81 (07), pp. 1-10.

9. Matuzova I. V. Vestn. LGU im. A. S. Pushkina. Ser. Ekonomika (Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. Ser. Economy), 2012, no. 3, pp. 87-97.

10. Medynskiy V. G. Innovatsionny menedzhment [Innovation Management]. Moscow: INFRA-M, 2011. 295 p.

11. Pavlova E. A., Smirnova L. A. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education), 2015, no. 1-1, pp. 640-644.

12. Sobchenko N. V. Nauka i obrazovanie: elektronnoe nauchno-tehnicheskoe izdanie (Education & Science: electronic scientific and technical publication), 2011, no. 4, pp. 1-8 Available at: http://www. technomag.edu.ru/doc/174695.html (accessed 25.09.2016).

13. Abeltina A. Ekonomika ir vadyba: aktualijos ir perspektyvos (Ekonomika ir vadyba: aktualijos ir perspektyvos), 2007, no. 2 (9), pp. 5-9. Available at: http://www.su.lt /bylos/mokslo_leidiniai/ ekonomika/7_9/abeltina.pdf (accessed 25.09.2016).

14. Hoover E., Giarralani F. An Introduction to Regional Economics [An Introduction to Regional Economics]. New York: Alfred A. Knopf, 1985. 264 p.

Коротко об авторах_

Фирулев Олег Владимирович, аспирант, кафедра «Финансы и кредит», Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия. Область научных интересов: инновационное развитие ракетно-космической отрасли, стратегическое управление организациями ракетно-космической отрасли Oleg91krasrus@mail.ru

Ерыгин Юрий Владимирович, д-р экон. наук, профессор, первый проректор — проректор по образовательной деятельности, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия. Область научных интересов: инновационное развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса Erygin@sibsau.ru

Briefly about the authors_

Oleg Firulev, postgraduate student, Finance and Credit department, Siberian State Aerospace University named after academician M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russia. Sphere of scientific interests: innovative development of rocket and space industry, strategic management of enterprises of rocket and space industry

Yuri Erygin, doctor of economic sciences, professor, first vice-rector — vice-rector for academic affairs, Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russia. Sphere of scientific interests: innovation development of enterprises of the defense industrial complex

Образец цитирования _

Фирулев О. В., Ерыгин Ю. В. Роль инновационных проектов опережающего развития в воспроизводстве инновационного потенциала в ракетно-космической отрасли // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 10. С. 126-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.