Научная статья на тему 'РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

166
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулимова Е.А., Тихонова И.А.

В статье рассматривается роль инновационной стратегии в обеспечении устойчивого развития предприятия. На данном этапе развития экономики организациям предоставляется огромное количество возможностей, которые можно использовать для развития предпринимательской деятельности. Стремительные изменения во внешней и внутренней среде способствуют тому, что предприятиям приходится адаптироваться к новым условиям, а также разрабатывать стратеги инновационного развития бизнеса. В связи с этим умение разрабатывать инновационные стратегии становятся ключевой компетенцией, позволяющей грамотно управлять предприятием. Конкуренция между компаниями становится более жесткой, только предприятия, которые смогут разработать наиболее эффективные инновационные стратегии смогут занять и удержать лидерские позиции. Роль инноваций проявляется в обеспечении успешности бизнеса на долгосрочной перспективе. Инновации способствуют повышению конкурентных позиций организации. Инновационная стратегия позволяет компаниям выводить свой бизнес на новый уровень. Она определяет перспективные направления развития компании, оценивает ее инновационный потенциал и уровень инвестиционной привлекательности, позволяет наладить новые направления сотрудничества, помогая бизнесу оставаться конкурентоспособным. Разработка эффективной инновационной стратегии позволит компании занять лидерские позиции, которые позволят удержаться в современном высококонкурентном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATION STRATEGY IN ENSURING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE

The article discusses the role of innovation strategy in ensuring the sustainable development of the enterprise. At this stage of economic development, organizations are provided with a huge number of opportunities that can be used to develop entrepreneurial activities. Rapid changes in the external and internal environment contribute to the fact that enterprises have to adapt to new conditions, as well as develop strategies for innovative business development. In this regard, the ability to develop innovative strategies becomes a key competency that allows you to competently manage an enterprise. The competition between companies is getting tougher, only the companies that can develop the most effective innovation strategies will be able to take and maintain leadership positions. The role of innovation is manifested in ensuring business success in the long term. Innovation contributes to the improvement of the competitive position of the organization. An innovation strategy enables companies to take their business to the next level. It determines the promising directions of the company's development, assesses its innovative potential and the level of investment attractiveness, allows you to establish new areas of cooperation, helping the business to remain competitive. The development of an effective innovation strategy will allow the company to take a leadership position that will allow it to stay in today's highly competitive world.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Роль инновационной стратегии в обеспечении устойчивого развития предприятия

Сулимова Елена Александровна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры корпоративного управления и инноватики, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», Sulimova.EA@rea.ru

Тихонова Ирина Александровна

бакалавр Высшей школы менеджмента, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», tirisha27082001@gmail.com

В статье рассматривается роль инновационной стратегии в обеспечении устойчивого развития предприятия. На данном этапе развития экономики организациям предоставляется огромное количество возможностей, которые можно использовать для развития предпринимательской деятельности. Стремительные изменения во внешней и внутренней среде способствуют тому, что предприятиям приходится адаптироваться к новым условиям, а также разрабатывать стратеги инновационного развития бизнеса. В связи с этим умение разрабатывать инновационные стратегии становятся ключевой компетенцией, позволяющей грамотно управлять предприятием. Конкуренция между компаниями становится более жесткой, только предприятия, которые смогут разработать наиболее эффективные инновационные стратегии смогут занять и удержать лидерские позиции. Роль инноваций проявляется в обеспечении успешности бизнеса на долгосрочной перспективе. Инновации способствуют повышению конкурентных позиций организации. Инновационная стратегия позволяет компаниям выводить свой бизнес на новый уровень. Она определяет перспективные направления развития компании, оценивает ее инновационный потенциал и уровень инвестиционной привлекательности, позволяет наладить новые направления сотрудничества, помогая бизнесу оставаться конкурентоспособным. Разработка эффективной инновационной стратегии позволит компании занять лидерские позиции, которые позволят удержаться в современном высококонкурентном мире. Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, инновационное развитие, инновационная стратегия, предприятие, стратегическое управление, конкурентоспособность.

п

сч

о

сч

N

01

2

4

Значение инноваций и инновационной деятельности проявляется в том, что у предприятий появляется возможность работать более эффективно, укрепив свои позиции на рынке. Предприятия, заинтересованные в своем развитии, должны инвестировать в исследования, разработки и инновации. Поэтому, использование инноваций можно рассматривать, как основной бизнес-процесс, который позволит компаниям добиться конкурентного преимущества. Для обеспечения эффективности деятельности предприятий, необходимо разрабатывать и внедрять правильную инновационную стратегию, позволяющую грамотно использовать инновации в своей деятельности. Кроме того, инновационная стратегия крайне важна для прогнозирования быстроменяющихся рынков и соответствия новым потребностям клиентов. Стратегия инновационного развития помогает определить, какие ценности следует стимулировать в команде, какие быстрорастущие рынки рассматривать, какие новые технологии использовать и как достичь максимальных результатов. Таким образом, разработка стратегии инновационного развития компании является актуальной и важной задачей, позволяющей увеличить конкурентоспособность и успешность бизнеса в долгосрочной перспективе.

Стратегия объединяет ключевые политики, цели и последовательность взаимосогласующихся мероприятий организации в единую цель. Она ориентирована на достижение конкурентного преимущества и помогает эффективно распределять ресурсы, учитывая особенности компетенций и сильных и слабых сторон предприятия, а также прогнозируя движение конкурентов и изменения в окружающей среде. Стратегия определяет уникальность организации, благодаря ей данное предприятие можно четко выделить среди других предприятий, существующих на рынке, и является ключевым инструментом управления организацией.

На данном этапе развития экономики менеджменту компаний особенно важно комплексно оценивать и измерять свою деятельность. Традиционные меры хорошо выполняли свою роль в прошлом, но сейчас одной лишь ретроспективной информации о деятельности и эффективности предприятия недостаточно. Управленческому персоналу также необходимо использовать множество инновационных инструментов, чтобы удерживать и улучшать положение организации в будущем. Согласно Федеральному закону от 21.07.2011 N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», инновация — это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или про-

цесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [1]. Под инновационной деятельностью в данном законе понимается — деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [1].

Важность эффективного использования ресурсов и повышения производительности организаций не вызывает сомнений. Однако, ключевой проблемой является отсутствие инновационной системы, которая обеспечивает развитие компании. Если компания не имеет инновационной стратегии, то она не сможет оптимально выбирать элементы системы и принимать решения. Нет универсальной системы, которая подошла бы всем компаниям, поэтому важно разработать инновационную стратегию, соответствующую потребностям конкретной компании.

Жизнеспособная инновационная стратегия считается основным элементом, влияющим на органический рост компании. Для компании крайне важно иметь инновационную систему, которая бы способствовала поиску новых решений, интеграции идей в бизнес-концепцию и выбору проектов на финансирование.

В инновационных компаниях несколько аспектов стратегических инноваций сплетаются воедино для получения целого ряда инновационных результатов, ориентированных на рост бизнеса. Внешние факторы, определяющие ценность, включают в себя отраслевое предвидение и понимание потребностей клиентов, в то время как внутренние движущие силы включают ключевые технологии и компетенции.

Управляемый инновационный процесс заключается в том, что, способствуя взаимодействию между внешними точками зрения и внутренними возможностями организации, а также выходя за пределы очевидного, компания может увидеть множество разнообразных новых возможностей. Однако успех будет зависеть именно от способности организации к эффективному внедрению инновационной стратегии.

Базовой классификацией инновационных стратегий является их разделение по характеру нововведений.

Стратегия наступательных инноваций применяется фирмами, которые стремятся быть впереди своих конкурентов и стремятся воспользоваться преимуществом первопроходца. Эта стратегия предполагает внедрение более новых или усовершенствованных технологий, чем у конкурентов. Фирмам, придерживающимся этой стратегии, необходимо запатентовать свою технологию, чтобы стать лидерами рынка, и инвестировать значительные средства в НИОКР для получения монопольной прибыли. Эти фирмы также сталкиваются с проблемами, связанными с высоким риском по сравнению с доходностью, поскольку они будут получать прибыль только в том случае, если потребители будут

понимать их продукцию и иметь с ней хорошие связи.

Оборонительная инновационная стратегия применяется фирмами, которые столь же интенсивно занимаются НИОКР точно так же, как фирмы, применяющие наступательную инновационную стратегию. Существенное различие здесь заключается в том, что при оборонительной стратегии компания не стремится к тому, чтобы быть первопроходцем. Она внимательно наблюдает и, как только видит первые положительные результаты фирмы-первопроходца в привлекательной для нее области, начинает активные разработки и внедрения. Оборонительная стратегия адаптируется фирмами, которые хотят перестраховаться и инвестировать только в том случае, если они видят, что другая фирма уже успешна в этой области. Такие фирмы не копируют напрямую то, что уже было сделано первой фирмой, но пытаются улучшить продукты и избежать всех ошибок, допущенных фирмой-первопроходцем. Поэтому фирмы, придерживающиеся оборонительной стратегии инноваций, как правило, разрабатывают стратегию исследований и разработок для дальнейшего развития олигополистического рынка, который будет тесно связан с уже внедренным продуктом.

Имитационная инновационная стратегия применяется фирмами, которые не хотят обгонять или даже идти в ногу с лидерами отрасли. Они предпочитают действовать медленно и имитационно, хотя они все еще развивают необходимые технологические достижения. Они время от времени обновляют свои технологии и предпочитают сотрудничать или заключать соглашения с фирмами, которые уже лидируют. Фирмы, придерживающиеся этой стратегии, получают преимущество при выходе на рынок в конкурентной борьбе с известными инновационными фирмами (например, значительное преимущество в затратах за счет снижения затрат на исследования и разработки). Они ослабляют позиции более ранних новаторов, делая рынок более открытым. Тем не менее, временами фирмам, придерживающимся стратегии имитационных инноваций, трудно идти в ногу с технологиями в отрасли, где регулярно происходят быстрые изменения.

Радикальная инновационная стратегия призвана помочь фирме: осознавать тенденции в конкурентной среде, готовиться к меняющемуся будущему, обеспечивать сосредоточение достаточного внимания на долгосрочной перспективе, учитывая необходимость концентрироваться на повседневных делах. При такой стратегии компания создает новый рынок, выделяясь из толпы. Эта стратегия имеет много явных преимуществ. Например, она дает шанс получить огромную прибыль, если новатор будет первопроходцем в своей области. Это преимущество дает возможность владеть целым рынком, по крайней мере на первых этапах, устанавливая правила для получения прибыли. Кроме того, новые рынки широко открыты для дальнейшего развития и инноваций. Это означает, что получить прибыль будет намного проще, чем на зрелых рынках. Однако, такой подход является высокорискованным, так как оценить реальную ситуацию на рынке очень сложно

О *

О X

о

3 *

8)

с т ■и о

5

т о а г

о т

09 8)

сч о сч

по двум причинам. Во-первых, внешняя среда является одновременно сложной, включающей конкурентов, клиентов, регулирующие органы и так далее, а также быстро меняющейся, включая технические, экономические, социальные и политические изменения. Во-вторых, менеджеры крупных фирм расходятся во мнениях относительно сильных и слабых сторон своих фирм отчасти потому, что их знания о том, что происходит внутри фирмы, несовершенны.

Инкрементальная (постепенная) инновационная стратегия, более распространенная в современной управленческой практике. Этот тип стратегии предполагает, что понимание сложности изменений в абсолютной степени невозможно, так как на самом деле фирма обладает лишь очень несовершенными знаниями о своей среде, о своих собственных сильных и слабых сторонах, а также о вероятных темпах и направлениях изменений в будущем. Постепенные инновации предполагают последовательную разработку концепций, продуктов или услуг на существующем рынке. Благодаря такого рода инновациям новые продукты немного лучше своих предыдущих версий и вносят лишь незначительные изменения в существующие рецептуры продуктов или методы предоставления услуг. Так, не ставя под угрозу основные функции продукта, можно сделать его более компактным, удобным в использовании, привлекательным и эффективным благодаря постоянному совершенствованию. Это распространенный подход во многих известных компаниях, которые фокусируются на создании новых продуктов и услуг, преследуя несколько целей: увеличение продаж и прибыли от существующих продуктов и услуг; защита существующих бизнес-моделей; создание новых бизнес-моделей, не разрушая существующие. Данный подход очень популярен, поскольку он снижает риск, с которым обычно сопряжены радикальные инновации. Более того, компании с большим человеческим капиталом, ресурсами и капиталоемкостью обнаруживают, что им гораздо легче следовать поэтому инновационному пути, который приносит очевидные преимущества: помогает оставаться конкурентоспособными; процесс разработки становится более доступным; готовые идеи легче продавать.

Существует множество классификаций инновационных стратегий, основанных на опыте многих предприятий. Однако, стратегический подход к типам инноваций вызывает вопросы их баланса и сочетания, поскольку конкретные виды стратегий редко встречаются в идеальной форме в реальной деятельности. Каждая инновационная организация разрабатывает свою собственную стратегию в соответствии с ее направлением развития. Выбирая инновационную стратегию, компании должны учитывать не только общую стратегию фирмы, но и ее структуру управления [2]. Общие и инновационные цели необходимо согласовывать между собой. Стратегические планы должны быть созданы таким образом, чтобы оставаться не только последовательными в течение длительных периодов времени, но и достаточно гибкими, чтобы модифицироваться

и ориентироваться на иное развитие в случае необходимости.

Создание инновационной стратегии требует оценки ресурсного потенциала и конкурентного статуса предприятия, анализа экономического развития, научно-технического прогресса и рыночных тенденций. Данная стратегия должна учитывать особую ценность, которую компания приносит на рынок, и типы изобретений, которые могут позволить ей использовать эту ценность и создать конкурентное преимущество [3]. Чтобы решить эти проблемы, предприятия должны четко ответить на вопрос: «Как инновации могут повысить ценность для их потребителей?» Изучение этого ответа может помочь определить, какую инновационную стратегию использовать.

Содержание стратегии инновационного развития опирается на базовые процессы внутри организации и во внешней среде, возможность повышения инновационного потенциала. При формировании стратегии необходимо провести анализ и определить основные стратегические цели, которые будут реализовываться в рамках различных программ и проектов. Инновационные цели являются частью общих стратегических целей и представляют конкретный желаемый результат в виде новой технологии или продукта, которые должны быть разработаны и внедрены в строго ограниченные сроки и с ограниченным бюджетом, чтобы поддержать рост предприятия. Поэтому определение инновационных целей должно осуществляться структурой управления с осознанием наличных внутренних ресурсов и инновационного потенциала компании, чтобы выбрать наиболее подходящие стратегические решения для достижения поставленных задач.

В настоящее время, для эффективного использования инновационного потенциала и достижения устойчивого развития, предприятие должно не только достигать целей в своих областях специализации, но и развивать компетенции персонала в других областях, включая производство, финансы, маркетинг и взаимоотношения с клиентами [4]. Основным преимуществом такого подхода является максимизация результатов применения технологий и создания новых продуктов, что позволяет предприятию успешно реализовывать свою инновационную деятельность.

Разрабатывая инновационную стратегию следует учитывать особенности используемой предприятием структуры управления, происходящие изменения в окружающей среде, а также уровень инновационного потенциала компании. Для реализации выбранных направлений инновационного развития, компаниям потребуется наличие значительных материальных ресурсов, умение анализировать рынок, на котором осуществляется деятельность предприятий. Особенно важно проводить мониторинг конкурентной среды и потребностей клиентской базы. При формировании эффективной инновационной стратегии необходимо использовать методику SMART при постановке целей и решении соответствующих задач, а также обеспечить согласованность направлений инновационного развития с

общей корпоративной стратегией. Таким образом, становится очевидно, что для укрепления позиций на рынке и повышения показателей конкурентоспособности, бизнесу необходимо уделять особое внимание разработке и реализации стратегии инновационного развития.

Литература

1. Федеральный закон от 21.07.2011 N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

2. Ридель Л.Н., Евсеева С.Е. К вопросу о современных подходах к классификации инновационных стратегий / Л.Н. Ридель, С.Е. Евсеева // Вестник сибирского института бизнеса и цифровых технологий. - 2019. - №2 - С. 55 - 59.

3. Сулимова Е.А. Роль инновационных маркетинговых стратегий в продвижении бизнеса / в сборнике: Институциональное обеспечение сбалансированного развития региона. Сборник материалов национальной научно-практической конференции (с международным участием) Академии МУБиНТ. -2021.- С. 59-63.

4. Сулимова Е.А. Формирование инвестиционной стратегии венчурного фонда // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Уфа, 2008.

5. Сулимова Е.А., Гневушев В.Ю., Ефимова В.А., Исаев М.В. Формулирование, реализация и внедрение стратегии на предприятии / в сборнике: Инструменты и методы коммерциализации инноваций в современной концепции менеджмента // А.В. Колесников, В.В. Великороссов, М.Н. Кулапов, Ю.В. Кореч-ков. - Москва. - 2019. - С. 238-243.

6. Koyluoglu S., Dogan. M.The Impact of Innovation Strategies on Business Performance: Practices in High Technology Companies in Turkey. / S. Koyluoglu, M. Dogan // Marketing and Management of Innovations. -2021. - №4. - P. 168-183.

7. A Framework for Strategic Innovation Blending strategy and creative exploration to discover future business opportunities by Derrick Palmer & Soren Kaplan Managing Principals, InnovationPoint LLC [Электронный ресурс] / Innovation point from inspiration to impact - Электрон. дан. - Режим доступа:

https://www.innovationpoint.com/Strategic%20Innovati on%20White%20Paper.pdf (дата обращения: 03.07.2023).

The role of innovation strategy in ensuring the sustainable development

of the enterprise Sulimova E.A., Tikhonova I.A.

Plekhanov Russian University of Economics

The article discusses the role of innovation strategy in ensuring the sustainable development of the enterprise. At this stage of economic development, organizations are provided with a huge number of opportunities that can be used to develop entrepreneurial activities. Rapid changes in the external and internal environment contribute to the fact that enterprises have to adapt to new conditions, as well as develop strategies for innovative business development. In this regard, the ability to develop innovative strategies becomes a key competency that allows you to competently manage an enterprise. The competition between companies is getting tougher, only the companies that can develop the most effective innovation strategies will be able to take and maintain leadership positions. The role of innovation is manifested in ensuring business success in the long term. Innovation contributes to the improvement of the competitive position of the organization. An innovation strategy enables companies to take their business to the next level. It determines the promising directions of the company's development, assesses its innovative potential and the level of investment attractiveness, allows you to establish new areas of cooperation, helping the business to remain competitive. The development of an effective innovation strategy will allow the company to take a leadership position that will allow it to stay in today's highly competitive world.

Keywords: innovations, innovation process, innovation development, innovation

strategy, enterprise, strategic management, competitiveness. References

1. Federal Law No. 254-FZ of July 21, 2011 "On Amendments to the Federal

Law "On Science and State Science and Technology Policy".

2. Ridel L.N., Evseeva S.E. To the question of modern approaches to the

classification of innovative strategies / L.N. Riedel, S.E. Evseeva // Bulletin of the Siberian Institute of Business and Digital Technologies. - 2019. - No. 2 - P. 55 - 59.

3. Sulimova E.A. The role of innovative marketing strategies in business

promotion / in the collection: Institutional support for a balanced development of the region. Collection of materials of the national scientific-practical conference (with international participation) of the Academy of MUBiNT. - 2021. - S. 59-63.

4. Sulimova E.A. Formation of the investment strategy of a venture fund //

Dissertation for the degree of candidate of economic sciences / Ufa, 2008.

5. Sulimova E.A., Gnevushev V.Yu., Efimova V.A., Isaev M.V. Formulation,

implementation and implementation of the strategy at the enterprise / in the collection: Tools and methods for the commercialization of innovations in the modern concept of management // A.V. Kolesnikov, V.V. Velikorossov, M.N. Kulapov, Yu.V. Korechkov. - Moscow. - 2019. - S. 238-243.

6. Koyluoglu S., Dogan. M.The Impact of Innovation Strategies on Business

Performance: Practices in High Technology Companies in Turkey. / S. Koyluoglu, M. Dogan // Marketing and Management of Innovations. - 2021. - №4. - P. 168-183.

7. A Framework for Strategic Innovation Blending strategy and creative

exploration to discover future business opportunities by Derrick Palmer & Soren Kaplan Managing Principals, InnovationPoint LLC [Electronic resource] / Innovation point from inspiration to impact - Electron. Dan. -Access mode:

https://www.innovationpoint.com/Strategic%20Innovation%20White%20P aper.pdf (Accessed: 07/03/2023).

О *

о

X

о

3

s *

ai

с т ■и о s т о а г

о т

09 8)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.