Научная статья на тему 'Роль инновационной политики в развитии аграрного сектора экономики'

Роль инновационной политики в развитии аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АПК / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АПК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косякова Л. Н.

Российская аграрная наука располагает огромными возможностями для реализации инновационной политики в секторе аграрной экономики. Но для этого необходимо разработать механизмы государственного регулирования инновационной программы, которая связана с решением фундаментальных вопросов повышения эффективности использования научного и технического потенциала АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of innovation policy in the development of agrarian sector of economy

Russian agricultural science offers many opportunities for the implementation of innovation policy in the agrarian sector of the economy. But it must have developed a thief in the mechanisms of state regulation of innovative programs, which is associated with the fundamental issues of increasing the efficiency of scientific and technical potential of the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «Роль инновационной политики в развитии аграрного сектора экономики»

УДК 330.322+631.1 Канд. экон. наук Л.Н. КОСЯКОВА

(СПбГАУ, [email protected])

РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Инновационная политика, аграрный сектор экономики, инновационная деятельность в АПК, приоритетные направления государства в области инновационной политики в АПК

Сегодня, наблюдая за развитием сельскохозяйственных отношений в разных странах мира, мы все больше убеждаемся в том, что существующих стандартных рыночных механизмов регулирования процессов в аграрном секторе экономики недостаточно для преодоления возникающих экономических кризисов.

Опыт изучения мировых кризисов показывает, что существует сформировавшееся мнение о том, что государство обязано активно контролировать развитие экономических процессов, порой указывая пути этого развития. Благодаря этому государство для достижения поставленных социально-экономических целей использует подходящие инструменты, чтобы любыми путями изменить складывающуюся к определенному историческому времени экономическую ситуацию.

Однако, только создав условия для активного развития инновационно-инвестиционной деятельности, можно достичь поставленных целей экономического роста АПК России на современном этапе развития экономики аграрного сектора. Целью инновационно-инвестиционной политики в АПК является создание определенных условий, которые, в свою очередь, должны способствовать эффективному внедрению инноваций в экономику аграрной сферы.

Основные положения государственной инновационной политики России впервые были определены в 90-х годах в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике». Федеральным законом № 127 от 23 августа 1996 г. определялось, что государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники [1].

Несмотря на достаточно сложную политическую обстановку в стране в этот период, правительство предпринимало активные действия по сохранению и развитию науки и научной среды, а также предпринимались меры по созданию новых механизмов и организаций для науки и инновационной деятельности во всех сферах экономики.

В 1998 году Постановлением Правительства РФ от 24.07.98г. №832 в документе «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» было определено: государственная инновационная политика - определение, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов [2]. Данное постановление положило начало подготовки концептуальных документов, которые определяли стратегическую, долгосрочную научную и инновационную политику государства. В эти годы были определены задачи формирования национальной инновационной системы и перехода к инновационной экономике, установленные в ряде правительственных документов.

В различных нормативно-правовых актах и законодательных материалах, включающих в себя проекты концептуальных основ инновационной политики государства, данное положение чаще всего интерпретируется как формирование целей, направлений, задач, приоритетов, принципов, стратегий реализации инновационной политики.

Так, в проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» государственная инновационная политика определяется как деятельность органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, направленная на регулирование инновационной деятельности и разработку механизма ее реализации, поддержку субъектов инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, охрану интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности, соблюдение национальных интересов при

осуществлении внешних связей в этой сфере [3]. С нашей точки зрения такое определение дано с позиций конкретных направлений практической реализации инновационной политики.

В «Концепции государственной инновационной политики Российской Федерации на 20022004 годы» инновационная политика определяется как часть социально-экономической политики государства, представляющая собой совокупность целей, принципов, механизмов и генеральная линия действий, реализуемая правительством от лица государства в области инновационной деятельности [4].

На протяжении нескольких последних лет законодательными органами Российской Федерации ведется подготовка документов, в которых определена стратегическая инновационная политика России на период до 2025 года. Среди них необходимо отметить следующие: «Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года», «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года».

Сравнивая смысловое содержание вышеупомянутых документов, мы пришли к выводу о том, что предположенная инновационная политика государства представляет собой единение мер по формированию надлежащей инновационной среды, стимулированию спроса промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики на результаты исследований и разработок. Кроме этого предполагается повысить спрос и на высокие технологии, обеспечить наиболее эффективный режим защиты прав интеллектуальной собственности, использовать разнообразные стимулы для развития малых инновационных предприятий, развивать и поддерживать инновационную инфраструктуру.

Опираясь на законодательные документы, многие отечественные ученые трактуют понятие инновационной политики по-разному, в зависимости от практического использования. Однако результативность инновационной политики, ее сущность может резко возрасти благодаря одновременному использованию всех представленных выше аспектов, которые дополняют и взаимоусиливают друг друга.

Так, А.К. Богерук [5] и ряд других авторов определяют инновационную политику как совокупность государственных решений, прямо или косвенно влияющих на инновационный процесс в предпринимательском секторе. В этом случае, по их мнению, основные механизмы и меры инновационной политики включают в себя:

- государственную финансовую помощь предприятиям через предоставление грантов, ссуд, субсидий на развитие инновационного продукта, технологии, услуги;

- финансирование программ или проектов, разработанных для усиления кооперации и взаимодействия участников инновационных процессов и следовательно для улучшения функционирования национальной инновационной системы;

- меры, направленные на облегчение доступа, распространение или углубление знаний о специфических аспектах национальной инновационной системы (разработка отраслевых, секторных, региональных стратегий, форсайтов, распространение, тиражирование опыта лучших инновационных предприятий и т.д.);

- улучшение законодательного обеспечения инновационной деятельности (права на интеллектуальную собственность, законодательное регулирование создания и функционирования инновационных фирм, налоговое стимулирование и т.д.);

- финансирование инновационной инфраструктуры и ее связующих звеньев - инновационных центров, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий (ЦТТ) и т.д.

Обобщая все вышеизложенные аспекты, мы пришли к выводу, что в самом общем виде инновационная политика - это совокупность мер, направленных на регулирование и стабилизацию инновационных процессов, обеспечивающих высокоэффективный экономический рост, конкурентоспособность и благоприятствующих росту достатка общества. Т.е. инновационная политика - это некий механизм, при помощи которого должно осуществляться государственное регулирование инновационных процессов, а ее фундаментальными составляющими являются цели, задачи, принципы, направления, приоритеты, стратегии, механизм государственного регулирования.

В аграрном секторе экономики государственная инновационная политика должна опираться на основные направления его развития на ближайшую и отдаленную перспективы, основными

направлениями которой являются [6]: активизация научно-технической деятельности и формирование на этой основе эффективного агропромышленного производства, материально-техническое обеспечение отрасли, экологизация сельского хозяйства, совершенствование экономических и земельных отношений, рационализация структуры производства и управления, а также осуществление социальной политики, способствующей созданию достойных условий жизнеобеспечения для населения сельских территорий.

Конечной целью реализации инновационной политики в аграрном секторе экономики являются инновационная деятельность и обеспечение стремительного роста научно-технического прогресса во всех отраслях АПК, что позволит непрерывно обновлять техническое и организационно-технологическое агропромышленное производство, повышать эффективность труда и его производительность.

Преодоление системного кризиса, привлечение и концентрация научно-технического потенциала отрасли АПК для всестороннего обновления (кадрового, технического, технологического, научного) аграрного сектора экономики - вот главные первоочередные задачи, которые призвана сегодня решать государственная инновационная политика России.

Недооценка роли инновационной политики в АПК в процессе аграрных преобразований практически привели к полному отсутствию научных разработок по основным направлениям ее реализации в рыночных условиях. В связи с сокращением финансирования науки и образования по всей стране закрылись десятки НИИ, резко ухудшилось состояние материально-технической базы научных организаций и аграрных вузов, оставалась на низком уровне и заработная плата ученых и преподавателей высшей аграрной школы. В таких условиях большинство научных организаций было вынуждено основные усилия направлять не на развитие инноваций, а на выживание и максимальное сохранение имеющегося научно-технического потенциала.

Все это неизбежно привело к спаду сельскохозяйственного производства, росту социального неравенства значительной части сельского населения. А по состоянию производительных сил, социально-профессиональной структуры, благополучию основных социальных слоев уровень бытия сельских территорий до сих пор не достиг степени, предшествующей аграрным реформам.

В связи с вышеизложенным первоочередным приоритетом для инновационной политики должны выступить поддержка государства в области фундаментальных аграрных исследований и перечень конечных товарных продуктов, в которых необходимо реализовать прикладные исследования.

Главными рычагами слияния аграрного производства и аграрной науки должны стать федеральные целевые программы, в которых должны быть включены особые сегменты, охватывающие научно-исследовательские и экспериментально-конструкторские работы.

Министерство сельского хозяйства во главе с Правительством Российской Федерации при создании и рассмотрении программ развития АПК должно уделять особое внимание в основной части этих программ формированию государственной инновационной политики АПК.

Реализуя государственную инновационную политику в АПК, необходимо рассматривать следующие основные направления:

- создание отраслевой инновационной системы, созданной на основе единой научно-технической политики государства и подчиняющееся ее нормам и правилам;

- разработка нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности и активное их использование;

- активное участие аграрной науки в фундаментальных и прикладных исследованиях в своем секторе экономики;

- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров высокой квалификации для субъектов инновационной деятельности сельского хозяйства;

- внедрение в производство передового опыта, достижений науки и техники ускоренными темпами;

- создание условий для развития и доведения до уровня передовых стран информационной и консультационной деятельности;

- развитие и совершенствование системы сертификации, внедрения и получение патентов научно-технических разработок;

- на уровне государства разрабатывать системы поддержки сельхозтоваропроизводителей для стабилизации и восстановления их платежеспособности;

- разработка государственных программ для возможности осуществления инновационной деятельности аграрными предприятиями;

- развитие предпринимательства в инновационной сфере;

- совершенствование системы конкурсного отбора, системы экспертизы, грантов и тендеров для выполнения и внедрения научно-исследовательских работ и методических разработок, инновационных проектов и программ;

- формирование экономических рычагов управления инновационными процессами в АПК, а также создание систем их стимулирования на всех уровнях;

- всестороннее развитие международного сотрудничества в процессе организации и осуществлении инновационной деятельности в АПК;

- привлечение иностранных инвесторов при организации, разработки и внедрении инновационных проектов АПК.

Для обеспечения устойчивого научно-технического развития инновационной политики в АПК необходимо осуществлять разработки одновременно по всем вышеуказанным направлениям.

Реализация этих направлений требует соблюдения следующих первоочередных принципов инновационной деятельности:

- приоритетность (первоочередность развития инновационных процессов на всех уровнях);

- научная обоснованность (обоснованность решений и практических действий в аграрном секторе экономики по осуществлению инновационной политики и развитию инновационных процессов);

- интеграция (объединение научной, технической, образовательной и производственной деятельности в процессе развития инновационной политики);

- результативность (четкая планомерность развития инновационных процессов, направленная на высокую результативность в процессе производства).

Успешная реализация инновационной политики в АПК во многом зависит от совокупного развития инновационных процессов и соблюдения вышеперечисленных принципов. Однако это далеко не полный перечень показателей зависимости. Огромное влияние на успешную реализацию инновационной политики в АПК оказывают региональные органы власти, вузы и НИИ. В связи с этим для более динамичного и эффективного инновационного развития в регионах РФ необходимо разрабатывать и внедрять следующие положения:

- разрабатывать законодательные и нормативно-правовые акты в области реализации инновационной деятельности, используя уже задействованные объекты интеллектуальной собственности в аграрном производстве;

- разрабатывать нормативную и методическую документацию по вопросам организации региональных фондов и инновационных предложений, которые подробно и предельно ясно разъясняли потенциальным инвесторам о возможности и реальности выгодного вложения своего капитала в эффективные инновационные проекты АПК региона;

- формировать инновационные структуры в сельском хозяйстве с целью повышения эффективности аграрного производства и улучшения социально-экономических условий жизни населения сельских территорий.

В настоящее время в большинстве регионах России огромное внимание уделяется разработкам и реализации научно-технических и инновационных программ осуществляемых на основе фундаментальных и прикладных исследований в приоритетных секторах аграрной экономики. Такие программы призваны обеспечивать рост технологического уровня развития отраслей АПК путем разработки и внедрения новейших технологий и технического оснащения.

Для реализации таких программ должны быть созданы специализированные федеральные и региональные фонды поддержки инновационной деятельности. Формирование федеральных фондов должно осуществляться за счет бюджетных источников, а формирование региональных фондов поддержки инновационной деятельности - как из бюджетных источников, так и за счет отчислений предприятий АПК региона. Кроме того, необходимо регулярно и своевременно анализировать состояние инновационной деятельности в АПК, что позволит существенно снизить финансовые риски.

При этом для минимизации возможных рисков при включении инвестиционных проектов в данные фонды необходимо осуществлять тщательную экспертную оценку. Необходимо привлекать и частные инвестиции, как российских инвесторов, так и зарубежных.

Таким образом, приоритетными направлениями государства в области инновационной политики в АПК должны быть: сохранение и максимальное использование существующего научно-технического потенциала, создание необходимой инфраструктуры и научной среды и обеспечение таких условий для развития инновационной деятельности, которые позволят максимизировать освоение ее результатов.

Литература

1. Федеральный закон от 23 августа 1996г. №127 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

2. Санду И., Рыженкова Н. Инновационное развитие сельского хозяйства до 2020 г. // АПК: Экономика, управление. - 2012.- № 2. - С.9-13.

3. Проект Федерального закона N 344994-5 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ).

4. Нечаев В.И., Утар Ф., Полутина Т.Н. Инновационные проблемы: отечественные и глобальные // Экономика сельского хозяйства России. - 2011. - № 1. - С. - 34.

5. Богерук А. К. Реализация научно-технических разработок через акватехнопарк «Науч.-техн. прогресс в инж. сфере АПК России» // Матер. науч.-практ. конф.- М.: Информагротех, 1996. - С. 18-20.

6. Концепция развития инновационной деятельности в АПК России // Развитие инновационной деятельности в АПК. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. - С.38

УДК 338.98 Канд. с.- х. наук Н.Л. СМЕЛИК

(СПбГАУ, [email protected])

СУЩНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ МЕХАНИЗМА

Трансформация, экономическая система, сущность, механизм, форма объектности, субъектность, субъективность, объективность, способы действия

Сущность вещи представляет собой систему конституирующих свойств объекта, совпадает со способом движения, обеспечивающим его непрерывное развитие и функционирование, играет роль возможности [1]. Основанием сущности выступает субстанция, которая представляет собой относительно неизменное, устойчивое, инвариантное единство субстрата и функции. Структура фиксирует устойчивость и порядок (уровень организации) связей элементов системы, а функция проявляет сущность вещи в системе взаимодействия.

Сущность имеет уровневую структуру и проявляется в различных формах [2, 3].

Онтологические вопросы трансформации экономической системы рассматриваются в рамках двух подходов.

Наиболее широко используется подход, заключающийся в отождествлении периода трансформации и периода реформ [4, 5].

В рамках менее распространенной трактовки в содержание трансформации включаются не только период интенсивных процессов развития, реформирования экономической и общественной системы [6, 7, 8].

Однако, несмотря на интенсивное исследование трансформационных процессов, сущность трансформации экономической системы разработана недостаточно.

Экономическая система как целое рассматривается через взаимодействие субъектов и объектов по поводу удовлетворения потребностей субъектов в материальных и нематериальных благах, принимающее в процессе трансформации системы форму противоречия.

В сущности трансформации выделяются иерархические соподчиненные горизонтальные уровни, которые носят специфический характер, и вертикальный (как инвариантный) уровень, который взаимосвязан и взаимопроникает во все горизонтальные уровни сущности. Этот уровень предлагается называть уровнем изменения (состояния параметра объекта и субъекта).

Горизонтальные уровни сущности трансформации экономической системы представлены уровнем существования, проявления и осуществления (наиболее высший уровень).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.