УДК 330.322+631.1 Канд. экон. наук Л.Н. КОСЯКОВА
(СПбГАУ, [email protected])
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Инновационная политика, аграрный сектор экономики, инновационная деятельность в АПК, приоритетные направления государства в области инновационной политики в АПК
Сегодня, наблюдая за развитием сельскохозяйственных отношений в разных странах мира, мы все больше убеждаемся в том, что существующих стандартных рыночных механизмов регулирования процессов в аграрном секторе экономики недостаточно для преодоления возникающих экономических кризисов.
Опыт изучения мировых кризисов показывает, что существует сформировавшееся мнение о том, что государство обязано активно контролировать развитие экономических процессов, порой указывая пути этого развития. Благодаря этому государство для достижения поставленных социально-экономических целей использует подходящие инструменты, чтобы любыми путями изменить складывающуюся к определенному историческому времени экономическую ситуацию.
Однако, только создав условия для активного развития инновационно-инвестиционной деятельности, можно достичь поставленных целей экономического роста АПК России на современном этапе развития экономики аграрного сектора. Целью инновационно-инвестиционной политики в АПК является создание определенных условий, которые, в свою очередь, должны способствовать эффективному внедрению инноваций в экономику аграрной сферы.
Основные положения государственной инновационной политики России впервые были определены в 90-х годах в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике». Федеральным законом № 127 от 23 августа 1996 г. определялось, что государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники [1].
Несмотря на достаточно сложную политическую обстановку в стране в этот период, правительство предпринимало активные действия по сохранению и развитию науки и научной среды, а также предпринимались меры по созданию новых механизмов и организаций для науки и инновационной деятельности во всех сферах экономики.
В 1998 году Постановлением Правительства РФ от 24.07.98г. №832 в документе «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» было определено: государственная инновационная политика - определение, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов [2]. Данное постановление положило начало подготовки концептуальных документов, которые определяли стратегическую, долгосрочную научную и инновационную политику государства. В эти годы были определены задачи формирования национальной инновационной системы и перехода к инновационной экономике, установленные в ряде правительственных документов.
В различных нормативно-правовых актах и законодательных материалах, включающих в себя проекты концептуальных основ инновационной политики государства, данное положение чаще всего интерпретируется как формирование целей, направлений, задач, приоритетов, принципов, стратегий реализации инновационной политики.
Так, в проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» государственная инновационная политика определяется как деятельность органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, направленная на регулирование инновационной деятельности и разработку механизма ее реализации, поддержку субъектов инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, охрану интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности, соблюдение национальных интересов при
осуществлении внешних связей в этой сфере [3]. С нашей точки зрения такое определение дано с позиций конкретных направлений практической реализации инновационной политики.
В «Концепции государственной инновационной политики Российской Федерации на 20022004 годы» инновационная политика определяется как часть социально-экономической политики государства, представляющая собой совокупность целей, принципов, механизмов и генеральная линия действий, реализуемая правительством от лица государства в области инновационной деятельности [4].
На протяжении нескольких последних лет законодательными органами Российской Федерации ведется подготовка документов, в которых определена стратегическая инновационная политика России на период до 2025 года. Среди них необходимо отметить следующие: «Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года», «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года».
Сравнивая смысловое содержание вышеупомянутых документов, мы пришли к выводу о том, что предположенная инновационная политика государства представляет собой единение мер по формированию надлежащей инновационной среды, стимулированию спроса промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики на результаты исследований и разработок. Кроме этого предполагается повысить спрос и на высокие технологии, обеспечить наиболее эффективный режим защиты прав интеллектуальной собственности, использовать разнообразные стимулы для развития малых инновационных предприятий, развивать и поддерживать инновационную инфраструктуру.
Опираясь на законодательные документы, многие отечественные ученые трактуют понятие инновационной политики по-разному, в зависимости от практического использования. Однако результативность инновационной политики, ее сущность может резко возрасти благодаря одновременному использованию всех представленных выше аспектов, которые дополняют и взаимоусиливают друг друга.
Так, А.К. Богерук [5] и ряд других авторов определяют инновационную политику как совокупность государственных решений, прямо или косвенно влияющих на инновационный процесс в предпринимательском секторе. В этом случае, по их мнению, основные механизмы и меры инновационной политики включают в себя:
- государственную финансовую помощь предприятиям через предоставление грантов, ссуд, субсидий на развитие инновационного продукта, технологии, услуги;
- финансирование программ или проектов, разработанных для усиления кооперации и взаимодействия участников инновационных процессов и следовательно для улучшения функционирования национальной инновационной системы;
- меры, направленные на облегчение доступа, распространение или углубление знаний о специфических аспектах национальной инновационной системы (разработка отраслевых, секторных, региональных стратегий, форсайтов, распространение, тиражирование опыта лучших инновационных предприятий и т.д.);
- улучшение законодательного обеспечения инновационной деятельности (права на интеллектуальную собственность, законодательное регулирование создания и функционирования инновационных фирм, налоговое стимулирование и т.д.);
- финансирование инновационной инфраструктуры и ее связующих звеньев - инновационных центров, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий (ЦТТ) и т.д.
Обобщая все вышеизложенные аспекты, мы пришли к выводу, что в самом общем виде инновационная политика - это совокупность мер, направленных на регулирование и стабилизацию инновационных процессов, обеспечивающих высокоэффективный экономический рост, конкурентоспособность и благоприятствующих росту достатка общества. Т.е. инновационная политика - это некий механизм, при помощи которого должно осуществляться государственное регулирование инновационных процессов, а ее фундаментальными составляющими являются цели, задачи, принципы, направления, приоритеты, стратегии, механизм государственного регулирования.
В аграрном секторе экономики государственная инновационная политика должна опираться на основные направления его развития на ближайшую и отдаленную перспективы, основными
направлениями которой являются [6]: активизация научно-технической деятельности и формирование на этой основе эффективного агропромышленного производства, материально-техническое обеспечение отрасли, экологизация сельского хозяйства, совершенствование экономических и земельных отношений, рационализация структуры производства и управления, а также осуществление социальной политики, способствующей созданию достойных условий жизнеобеспечения для населения сельских территорий.
Конечной целью реализации инновационной политики в аграрном секторе экономики являются инновационная деятельность и обеспечение стремительного роста научно-технического прогресса во всех отраслях АПК, что позволит непрерывно обновлять техническое и организационно-технологическое агропромышленное производство, повышать эффективность труда и его производительность.
Преодоление системного кризиса, привлечение и концентрация научно-технического потенциала отрасли АПК для всестороннего обновления (кадрового, технического, технологического, научного) аграрного сектора экономики - вот главные первоочередные задачи, которые призвана сегодня решать государственная инновационная политика России.
Недооценка роли инновационной политики в АПК в процессе аграрных преобразований практически привели к полному отсутствию научных разработок по основным направлениям ее реализации в рыночных условиях. В связи с сокращением финансирования науки и образования по всей стране закрылись десятки НИИ, резко ухудшилось состояние материально-технической базы научных организаций и аграрных вузов, оставалась на низком уровне и заработная плата ученых и преподавателей высшей аграрной школы. В таких условиях большинство научных организаций было вынуждено основные усилия направлять не на развитие инноваций, а на выживание и максимальное сохранение имеющегося научно-технического потенциала.
Все это неизбежно привело к спаду сельскохозяйственного производства, росту социального неравенства значительной части сельского населения. А по состоянию производительных сил, социально-профессиональной структуры, благополучию основных социальных слоев уровень бытия сельских территорий до сих пор не достиг степени, предшествующей аграрным реформам.
В связи с вышеизложенным первоочередным приоритетом для инновационной политики должны выступить поддержка государства в области фундаментальных аграрных исследований и перечень конечных товарных продуктов, в которых необходимо реализовать прикладные исследования.
Главными рычагами слияния аграрного производства и аграрной науки должны стать федеральные целевые программы, в которых должны быть включены особые сегменты, охватывающие научно-исследовательские и экспериментально-конструкторские работы.
Министерство сельского хозяйства во главе с Правительством Российской Федерации при создании и рассмотрении программ развития АПК должно уделять особое внимание в основной части этих программ формированию государственной инновационной политики АПК.
Реализуя государственную инновационную политику в АПК, необходимо рассматривать следующие основные направления:
- создание отраслевой инновационной системы, созданной на основе единой научно-технической политики государства и подчиняющееся ее нормам и правилам;
- разработка нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности и активное их использование;
- активное участие аграрной науки в фундаментальных и прикладных исследованиях в своем секторе экономики;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров высокой квалификации для субъектов инновационной деятельности сельского хозяйства;
- внедрение в производство передового опыта, достижений науки и техники ускоренными темпами;
- создание условий для развития и доведения до уровня передовых стран информационной и консультационной деятельности;
- развитие и совершенствование системы сертификации, внедрения и получение патентов научно-технических разработок;
- на уровне государства разрабатывать системы поддержки сельхозтоваропроизводителей для стабилизации и восстановления их платежеспособности;
- разработка государственных программ для возможности осуществления инновационной деятельности аграрными предприятиями;
- развитие предпринимательства в инновационной сфере;
- совершенствование системы конкурсного отбора, системы экспертизы, грантов и тендеров для выполнения и внедрения научно-исследовательских работ и методических разработок, инновационных проектов и программ;
- формирование экономических рычагов управления инновационными процессами в АПК, а также создание систем их стимулирования на всех уровнях;
- всестороннее развитие международного сотрудничества в процессе организации и осуществлении инновационной деятельности в АПК;
- привлечение иностранных инвесторов при организации, разработки и внедрении инновационных проектов АПК.
Для обеспечения устойчивого научно-технического развития инновационной политики в АПК необходимо осуществлять разработки одновременно по всем вышеуказанным направлениям.
Реализация этих направлений требует соблюдения следующих первоочередных принципов инновационной деятельности:
- приоритетность (первоочередность развития инновационных процессов на всех уровнях);
- научная обоснованность (обоснованность решений и практических действий в аграрном секторе экономики по осуществлению инновационной политики и развитию инновационных процессов);
- интеграция (объединение научной, технической, образовательной и производственной деятельности в процессе развития инновационной политики);
- результативность (четкая планомерность развития инновационных процессов, направленная на высокую результативность в процессе производства).
Успешная реализация инновационной политики в АПК во многом зависит от совокупного развития инновационных процессов и соблюдения вышеперечисленных принципов. Однако это далеко не полный перечень показателей зависимости. Огромное влияние на успешную реализацию инновационной политики в АПК оказывают региональные органы власти, вузы и НИИ. В связи с этим для более динамичного и эффективного инновационного развития в регионах РФ необходимо разрабатывать и внедрять следующие положения:
- разрабатывать законодательные и нормативно-правовые акты в области реализации инновационной деятельности, используя уже задействованные объекты интеллектуальной собственности в аграрном производстве;
- разрабатывать нормативную и методическую документацию по вопросам организации региональных фондов и инновационных предложений, которые подробно и предельно ясно разъясняли потенциальным инвесторам о возможности и реальности выгодного вложения своего капитала в эффективные инновационные проекты АПК региона;
- формировать инновационные структуры в сельском хозяйстве с целью повышения эффективности аграрного производства и улучшения социально-экономических условий жизни населения сельских территорий.
В настоящее время в большинстве регионах России огромное внимание уделяется разработкам и реализации научно-технических и инновационных программ осуществляемых на основе фундаментальных и прикладных исследований в приоритетных секторах аграрной экономики. Такие программы призваны обеспечивать рост технологического уровня развития отраслей АПК путем разработки и внедрения новейших технологий и технического оснащения.
Для реализации таких программ должны быть созданы специализированные федеральные и региональные фонды поддержки инновационной деятельности. Формирование федеральных фондов должно осуществляться за счет бюджетных источников, а формирование региональных фондов поддержки инновационной деятельности - как из бюджетных источников, так и за счет отчислений предприятий АПК региона. Кроме того, необходимо регулярно и своевременно анализировать состояние инновационной деятельности в АПК, что позволит существенно снизить финансовые риски.
При этом для минимизации возможных рисков при включении инвестиционных проектов в данные фонды необходимо осуществлять тщательную экспертную оценку. Необходимо привлекать и частные инвестиции, как российских инвесторов, так и зарубежных.
Таким образом, приоритетными направлениями государства в области инновационной политики в АПК должны быть: сохранение и максимальное использование существующего научно-технического потенциала, создание необходимой инфраструктуры и научной среды и обеспечение таких условий для развития инновационной деятельности, которые позволят максимизировать освоение ее результатов.
Литература
1. Федеральный закон от 23 августа 1996г. №127 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
2. Санду И., Рыженкова Н. Инновационное развитие сельского хозяйства до 2020 г. // АПК: Экономика, управление. - 2012.- № 2. - С.9-13.
3. Проект Федерального закона N 344994-5 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ).
4. Нечаев В.И., Утар Ф., Полутина Т.Н. Инновационные проблемы: отечественные и глобальные // Экономика сельского хозяйства России. - 2011. - № 1. - С. - 34.
5. Богерук А. К. Реализация научно-технических разработок через акватехнопарк «Науч.-техн. прогресс в инж. сфере АПК России» // Матер. науч.-практ. конф.- М.: Информагротех, 1996. - С. 18-20.
6. Концепция развития инновационной деятельности в АПК России // Развитие инновационной деятельности в АПК. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. - С.38
УДК 338.98 Канд. с.- х. наук Н.Л. СМЕЛИК
(СПбГАУ, [email protected])
СУЩНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ МЕХАНИЗМА
Трансформация, экономическая система, сущность, механизм, форма объектности, субъектность, субъективность, объективность, способы действия
Сущность вещи представляет собой систему конституирующих свойств объекта, совпадает со способом движения, обеспечивающим его непрерывное развитие и функционирование, играет роль возможности [1]. Основанием сущности выступает субстанция, которая представляет собой относительно неизменное, устойчивое, инвариантное единство субстрата и функции. Структура фиксирует устойчивость и порядок (уровень организации) связей элементов системы, а функция проявляет сущность вещи в системе взаимодействия.
Сущность имеет уровневую структуру и проявляется в различных формах [2, 3].
Онтологические вопросы трансформации экономической системы рассматриваются в рамках двух подходов.
Наиболее широко используется подход, заключающийся в отождествлении периода трансформации и периода реформ [4, 5].
В рамках менее распространенной трактовки в содержание трансформации включаются не только период интенсивных процессов развития, реформирования экономической и общественной системы [6, 7, 8].
Однако, несмотря на интенсивное исследование трансформационных процессов, сущность трансформации экономической системы разработана недостаточно.
Экономическая система как целое рассматривается через взаимодействие субъектов и объектов по поводу удовлетворения потребностей субъектов в материальных и нематериальных благах, принимающее в процессе трансформации системы форму противоречия.
В сущности трансформации выделяются иерархические соподчиненные горизонтальные уровни, которые носят специфический характер, и вертикальный (как инвариантный) уровень, который взаимосвязан и взаимопроникает во все горизонтальные уровни сущности. Этот уровень предлагается называть уровнем изменения (состояния параметра объекта и субъекта).
Горизонтальные уровни сущности трансформации экономической системы представлены уровнем существования, проявления и осуществления (наиболее высший уровень).