УДК 65.011.8
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В. Г. Бревнов, Л. В. Ерыгина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: Tailor1991@mail.ru, Erigina@sibsau.ru
Изучен вопрос о роли инновационного потенциала в развитии предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Перечислены мероприятия, имеющие непосредственное отношение к развитию инновационного потенциала в рамках осуществляемой государством политики модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса. Проведен анализ сущности и содержания понятий «потенциал», «инновация» и «инновационный потенциал». Выделены критерии, которыми должна обладать инновация, с целью применения в производственном процессе. Предложено понятие инновационного потенциала оборонно-промышленного комплекса, выделены основные его составляющие, которые позволяют охарактеризовать текущее состояние, угрозы и перспективы дальнейшего развития.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, оборонно-промышленный комплекс.
INNOVATIVE POTENTIAL ROLE FOR THE DEVELOPMENT OF THE DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES
V. G. Brevnov, L. V. Erygina
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation Е-mail: Tailor1991@mail.ru, Erigina@sibsau.ru
Authors have studied the question of innovative potential role for the Russian Federation defense industry enterprises. The actions carried out by the government for the development of the defense industry innovative potential are defined. The essence analysis of the definitions "potential", "innovation" and "innovative potential" is carried out. Criteria which "innovation" for the purpose of application in production has to possess are allocated. The concept of the defense industry innovative potential which components will allow to characterize current state, threats and prospects of further development is offered.
Keywords: innovation, innovative potential, defense industry.
Инновационное развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК) происходит под влиянием различных экономических и политических преобразований. На современном этапе в Российской Федерации формируются стратегии качественного обновления ОПК, которые ориентированы прежде всего на модернизацию производственных мощностей, совершенствование исследовательских программ, выполнение государственного оборонного заказа, обновление кадрового потенциала и насыщение международных рынков конкурентоспособной высокотехнологичной продукцией.
Одной из важнейших задач стратегического планирования для предприятий ОПК является реализация поставленных целей, прежде всего федеральных целевых программ и государственных программ вооружений. Предприятия и производственные комплексы, имеющие высокий уровень развития собственного потенциала, как показывает практика, оказываются рентабельными, конкурентоспособными и эффективными.
В целях устойчивого развития ОПК, потенциал отрасли, в том числе инновационная составляющая, должен находиться на достаточно высоком уровне, вне зависимости от влияния как внешних, так и внутренних факторов.
Инновационный потенциал является важной составляющей совокупных возможностей предприятий ОПК, поскольку с его помощью руководство предприятий способно распоряжаться набором существующих и перспективных ресурсов, осуществлять их поиск и систематизацию, управлять развитием производственного процесса, обеспечивать генерирование новых либо улучшенных технологий, необходимых для производства конкурентоспособной продукции военного и двойного назначения.
Неслучайно современные условия развития ОПК предъявляют высокие требования к данному качеству российской продукции, что проявляется как соотношение цены и качества. В этой связи необходимо в рамках системы управления производственным
комплексом и отдельных предприятий создать благоприятные условия для проведения инновационной деятельности. Существенным моментом в данном случае является выбор инструментов управления предприятиями ОПК, которые включают оценку инновационного потенциала.
В границах настоящего исследования, в целях определения роли инновационного потенциала предприятий ОПК, необходимо подвергнуть анализу понятие «инновационный потенциал», но для начала необходимо проанализировать сущность и содержание терминов «потенциал» и «инновация».
Неотъемлемой составляющей понятия «потенциал» является слово «потенция» (от лат. ро1епйа - сила). В толковом словаре даётся следующее определение: «Потенция - возможность, то, что существует в скрытом виде и может проявиться при известных условиях» [1].
Отталкиваясь от базового понятия «потенция», необходимо исследовать понятие «потенциал», некоторые из толкований которого представлены в табл. 1.
В приведённых толкованиях понятия «потенциал» замечено много общего. Так, в большинстве понятий идёт речь о совокупности средств, возможностей, источников, но в некоторых понятиях также говорится о совокупности условий, запасов и степени мощности, которые необходимы или могут быть использованы
в определённой области, сфере для чего-нибудь, реализации плана, задачи, цели. Согласно толковому словарю Ожегова, данные понятия обладают следующим содержанием (табл. 2).
Обобщая вышеизложенное, считаем, что более подробно отражают содержание понятия «потенциал» следующие его составляющие: средство, возможность, запас и источник. На основании чего в целях настоящего исследования следует применять понятие потенциала, изложенное в большом энциклопедическом словаре под редакцией А. М. Прохорова: «Потенциал -это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [2].
В научной литературе применимо к предприятиям либо производственным комплексам встречается множество видов потенциала, например, рыночный, трудовой, интеллектуальный, производственный, научно-технический, экономический, инновационный и др.
Многогранность понятия «потенциал» следует объяснить множеством объектов, к которым его возможно применить. Каждый потенциал содержит общность возможностей, средств, запасов и источников которые применимы в определённой области и направлены на достижение поставленных целей.
Таблица 1
Анализ понятия «потенциал»
Автор Понятие
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь. М. : ИНФОТЕХ, 2009. 944 с. Степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-нибудь
Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. Т. 1. АСТ, 2006. 1168 с. Совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере
Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Славянский дом книги, 2010. 1239 с. Совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь
Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. 2-е изд. перераб., доп. 2004. 1456 с. Источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области
Большая советская энциклопедия. В 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. Советская энциклопедия, 1978. 18240 с. Средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи
Анализ содержания понятия «потенциал»
Таблица 2
Средство Прием, способ действия для достижения чего-нибудь
Возможность Средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь
Источник То, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь
Условие Обстоятельство, от которого что-нибудь зависит
Запас То, что запасено, приготовлено, собрано для чего-нибудь
В свою очередь, степень мощности состоит из двух понятий - степени и мощности
Степень Мера, сравнительная величина чего-нибудь
Мощность Физическая величина, характеризующая работу, совершаемую в единицу времени
Однако в целях анализа понятия «инновационный потенциал» следует проанализировать понятие «инновация».
Родоначальником теории инноваций считают Йозе-фа Шумпетера, рассматривавшего инновацию как средство предпринимательской деятельности, предназначенное для получения прибыли. Шумпетер рассматривал пять случаев для определения инноваций [3]:
1) выпуск нового товара, не знакомого потребителю, или придание товару новых качеств;
2) создание метода производства, ранее не применявшегося в определённой отрасли промышленности, при этом новый производственный метод не обязательно должен быть результатом научного открытия, может состоять в новой форме коммерческого обращения товара;
3) открытие нового рынка сбыта в определённой стране, на котором товары из данной отрасли промышленности ранее не продавались, независимо от сроков функционирования данных рынков;
4) открытие нового источника факторов производства;
5) создание новой организации отрасли.
На сегодняшний день в экономической науке понятие «инновация» применяется как обособленно, так и для обозначения таких терминов, как «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «инновационное решение», а также в ряде других.
В рамках настоящего исследования изучено двадцать семь толкований понятия «инновация», предложенных как отечественными, так и зарубежными учёными. Из числа исследователей следует отметить Й. Шумпетера, Ф. Никсона, А. С. Кулагина, Р. Н. Минниханова, А. Б. Титова и др.
Анализ содержания понятия «инновация» позволил выделить несколько распространённых в научной литературе точек зрения.
Первая приравнивает инновации к новшествам в определённой области, к их числу следует причислять: результаты исследовательского процесса, интеллектуальной деятельности, нового открытия в виде новых потребительских стоимостей, нового продукта, товара или услуги, способов (технологий) их производства или применения, результата научного исследования, нового метода продаж или метода деловой практики, организации рабочих мест или внешних связях, новые бизнес-модели и создание новых рынков сбыта.
Новшества могут применяться в организационной, финансовой, научно-исследовательской, юридической, коммерческой, культурной, социальной, образовательной, медицинской, бюджетной, банковской, страховой и других сферах.
Вторая определяет инновации с точки зрения процесса производства, создания новых изделий, технологий, проведения производственных и коммерческих мероприятий, внедрения новшеств в сфере управления производством.
Третья точка зрения рассматривает инновацию с позиций внедрения в производство новых элементов, подходов, изделий, кардинально отличающихся от
предшествующих, при этом внедрение происходит по результатам проведённого исследования либо сделанного открытия.
Отличие рассмотренных терминов свидетельствует об отсутствии единого подхода к содержанию понятия «инновация». В рамках данного исследования считаем неприемлемым приравнивать понятия «инновация» и «новация», поскольку понятие «инновация» в определённой степени включает в себя содержание термина «новация», не следует забывать и о том, что новшество становится инновацией в случае коммерциализации. Кроме того, на наш взгляд, не следует приравнивать понятия «инновация» и «инновационный процесс», поскольку инновации - это новые или улучшенные идеи, представленные в одном из пяти случаев, определённых родоначальником теории инноваций Шумпетером. Инновационный процесс представляет набор действий, посредством реализации которых новые идеи воплощаются в определённый коммерческий результат.
По нашему мнению, инновация должна быть востребованной, способной быть внедренной в определённый процесс на настоящий момент времени либо в перспективе, обладать новизной, способной принести, прежде всего, экономические выгоды. В рамках настоящего исследования придерживаемся второй точки зрения, определяющей инновации с позиций процесса создания новых изделий, технологий, проведения необходимых производственных и коммерческих мероприятий, внедрения новшеств в сфере управления производством.
Изучив понятия «потенциал» и «инновация», необходимо подвергнуть анализу понятие «инновационный потенциал». Понятие «инновационный потенциал» вошло в обиход и получило широкое применение в 80-х гг. двадцатого столетия и отразило в своей структуре содержание инновационной деятельности. На сегодняшний день существует множество толкований понятия «инновационный потенциал», проводятся научные исследования, состоящие в анализе подходов к данному понятию.
Проведённый нами анализ понятия «инновационный потенциал» показывает отсутствие единой точки зрения по вопросам определения его содержания, что позволяет обратить внимание на некоторое количество подходов к его обоснованию. Рассмотрим наиболее распространённые из них.
1. Ресурсный подход наиболее распространён и определяет инновационный потенциал в виде совокупности ресурсов, посредством использования которых осуществляется инновационная деятельность в рамках инновационных систем. Данной точки зрения придерживаются следующие исследователи: А. А. Бовин, Л. Водачек, О. Водачкова, Г. М. Гукасьян, И. П. Дежкина, Г. И. Жиц, П. Н. Завалин, А. Т. Зуб, Г. А. Кирюхин, А. И. Николаев, В. И. Суслов, Л. Э. Чередникова, Л. Ф. Шабайкова и В. А. Якимович.
2. Производительный подход рассматривает инновационный потенциал как совокупность научно-технических, инфраструктурных, финансовых, технологических, социокультурных, правовых и иных
возможностей, обеспечивающих генерирование инноваций. Приверженцами данного мнения являются такие учёные, как А. А. Дынкин, Я. И. Иванцов, Д. И. Коку-рин, Б. К. Лисин, Н. А. Салтыков, С. А. Трухин,
B. Н. Фридлянов, Н. Чухрай.
3. Структурный подход подвергает изучению отдельные составляющие инновационного потенциала. По общему правилу он отождествляется с понятиями интеллектуального, научно-технического, научного и экономического потенциалов. Данную точку зрения разделяют следующие учёные: М. Данько, И. А. Коршунов, О. П. Коробейников, И. В. Новиков и А. А. Три-филова.
4. Обобщающий подход определяет структуру инновационного потенциала с точки зрения сбалансированности, а также готовности к осуществлению инновационной деятельности. Учёными, разделяющими данные взгляды, являются В. Н. Гунин, Н. Л. Зайцев,
C. И. Кравченко, И. С. Кладченко, В. Г. Матвейкин, А. М. Мухамедьяров, Р. А. Фатхудинов.
В настоящем исследовании применимо к ОПК следует рассматривать инновационный потенциал с позиций, отражающих содержание и характер задач, стоящих перед предприятиями данной отрасли. Таким образом, «инновационный потенциал - это способность предприятия (производственного комплекса) создавать, накапливать, совершенствовать и эффективно использовать совокупность имеющихся в наличии и предназначенных для достижения инновационных целей (осуществления инновационных программ, проектов, стратегий) ресурсы (интеллектуальные, материально-технические, кадровые, управленческие, финансовые, инфраструктурные, информационные, инвестиционные и иные), с целью дальнейшего развития технологических процессов производства, создания новых разработок (новшеств), уникальной продукции и услуг, отвечающих современным требованиям мирового рынка».
Приведённое нами понятие позволяет обозначить основные составляющие инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса. Так, к их числу следует отнести интеллектуальную, материально-техническую, кадровую, управленческую, финансовую, инфраструктурную, информационную, инвестиционную и маркетинговую (рыночную) составляющие. Наличие, недостаточный уровень развития либо отсутствие составляющих инновационного потенциала у определённого предприятия или производственного комплекса свидетельствуют
о необходимости создания данного элемента либо его дальнейшего развития.
Обобщая всё вышеизложенное, целесообразно сделать следующий вывод.
Инновационный потенциал является своего рода индикатором, определяющим способность экономической системы к изменению, переходу от текущего состояния к становлению на прогрессивный путь развития посредством реализации возможностей, которыми данная экономическая система обладает.
Роль инновационного потенциала в современных условиях заключается в том, что он выступает катализатором прогрессивного развития предприятий, производственных комплексов и, как следствие, экономики всего государства, поскольку уровень развития инновационного потенциала показывает современное состояние, способствует концентрации и обоснованному применению ресурсов, отражает перспективы дальнейшего развития предприятия, производственного комплекса. В настоящее время инновационный компонент предприятий оборонно-промышленного комплекса позволяет осуществлять выпуск уникальной в своём роде, разнообразной, наукоёмкой продукции, тем самым удовлетворяя потребности отечественного заказчика и зарубежных покупателей российской продукции.
Библиографические ссылки
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь. М. : ИНФОТЕХ, 2009. 944 с.
2. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. 2-е изд., перераб., доп. М. : Большая Российская энциклопедия, 2004. 1456 с.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М. : Прогресс, 1982. 203 с.
References
1. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' (Dictionary). Moscwa, INFOTEKH Publ., 2009. 944 p.
2. Prokhorov A. M. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar' (The big encyclopedic dictionary). Under the editorship of Prokhorov A. M. Prod. the 2nd, reslave. Additional, 2004, 1456 p.
3. Shumpeter Y. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya (Theory of economic development). Moscwa, Progress Publ., 1982, 203 p.
© Бревнов В. Г., Ерыгина Л. В., 2014