Научная статья на тему 'Роль информационных технологий в формировании человекоцентрированной образовательной среды'

Роль информационных технологий в формировании человекоцентрированной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФАСИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОСМЫСЛЕННОЕ УЧЕНИЕ / STUDENT-CENTERED LEARNING ENVIRONMENT / FACILITATION / SOCIAL NETWORKS / INFORMATION TECHNOLOGY / CONSCIOUS LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опрышко Анна Анатольевна

Рассматривается вопрос о реализации положений человекоцентрированного подхода в обучении К. Роджерса средствами новых информационных технологий, в частности, такими информационными ресурсами как социальные сети. Показывается, каким образом использование социальных сетей позволяет организовать преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию осмысленного учения, где обучающийся сам выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими. Показаны принципы и методы формирования эффективной и значимой человекоцентрированной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF STUDENT-CENTERED LEARNING ENVIRONMENT

The realization of principles of C. Rogers’ approach to student-centered learning by the use of new information technology particularly by such informational resources as social networks is considered in the article. It is shown that social networks helps to organize teaching process in the way of facilitating conscious learning where the students develop their own program by themselves or in groups but not as the way of transmitting information. The principles and methods of the development of efficacious and meaningful student-centered learning environment are observed.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий в формировании человекоцентрированной образовательной среды»

Олехнович Валентина Тимофеевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Южный федеральный университет»; e-mail: vto0606@mail.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371496; кафедра иностранных языков; ст. преподаватель.

Olekhnovich Valentina Timofeevna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education ‘Southern Federal University’; e-mail: vto0606@mail.ru; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371496; the foreign languages department; senior lecturer.

УДК 378.147.88

А.А. Опрышко

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Рассматривается вопрос о реализации положений человекоцентрированного подхода в обучении К. Роджерса средствами новых информационных технологий, в частности, такими информационными ресурсами как социальные сети. Показывается, каким образом использование социальных сетей позволяет организовать преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию осмысленного учения, где обучающийся сам выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими. Показаны принципы и методы формирования эффективной и значимой человекоцентрирован-ной образовательной среды.

Человекоцентрированная образовательная среда; фасилитация; социальные сети; информационные технологии; осмысленное учение.

A.A. Opryshko THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF STUDENT-CENTERED LEARNING ENVIRONMENT

The realization of principles of C. Rogers ’ approach to student-centered learning by the use of new information technology particularly by such informational resources as social networks is considered in the article. It is shown that social networks helps to organize teaching process in the way of facilitating conscious learning where the students develop their own program by themselves or in groups but not as the way of transmitting information. The principles and methods of the development of efficacious and meaningful student-centered learning environment are observed.

Student-centered learning environment; facilitation; social networks; information technology; conscious learning.

Процесс внедрения в образовательные системы новых информационных технологий (НИТ) и систем телекоммуникаций, проходящий в контексте реформирования всего образования страны в целом, уже, похоже, преодолел на своем пути все зримые и незримые препятствия и достиг того уровня, при котором новые информационные технологии уже, строго говоря, не всегда являются таковыми. Многие исследователи посвятили свои работы проблеме внедрения новых информационных технологий, особенно компьютерных, и определили основные направления и принципы их использования, что позволяет сейчас обратиться уже к решению с помощью НИТ конкретных проблем, в частности, связанных с проблемами реформирования образования.

Нестабильность, неясность задач и перспектив развития образовательных систем определяет поиск новых форм организации и методологии обучения в рамках перехода от традиционного консерватизма в обучении к инновационным ме-

тодам, применимым в условиях формирования новой личностно-ориентированной образовательной среды. В современных условиях, где основными направлениями в развитии образования являются гуманизация и личностно-ориентированный подход, обучение не может основываться на традиционных принципах, где учитель является транслятором знаний, а ученик - реципиентом, не определяющим ни целей, ни содержания, ни методов обучения. Возникает необходимость перенести акцент в процессе обучения с преподавания на учение, организовать преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию осмысленного учения.

Под фасилитацией понимается создание такой интеллектуальной и эмоциональной обстановки в аудитории, которая стимулировала бы процесс учения, где обучающийся выступает равноправным участником учебного процесса, сам выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими; сам оценивает уровень обученности. Такой подход к обучению был выдвинут К. Рож-дерсом. В его понимании, человек является субъектом своей жизни, он свободен в своих выборах, принятии решений, стремиться к самостоятельности и ответственности, саморазвитию и личностному росту, а так называемое «значимое учение» даёт обучающимся действенные знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития. На основе его теории человекоцентрированного обучения отечественными учеными были разработаны ряд теорий личностно-ориентированной направленности. Это теория личностно-ориентированного обучения Якиманской И.С., технология само-развивающего обучения Селевко Г.К. и другие [1].

Общая идея этих теорий заключается в том, что обучение, которое помогает человеку быть личностью, это и есть личностно-ориентированное обучение, или, по К. Роджерсу, человекоцентрированное. Однако существует противоречие между принципами личностно-ориентированного образования и стремлением образовательных систем снизить аудиторную нагрузку преподавателя, что неизбежно снижает возможности реализации в процессе обучения указанного принципа средствами субъект-субъектного взаимодействия.

Такое противоречие в свете вышесказанного может быть разрешено с помощью информационных технологий и устройств их обеспечения, к которым в настоящее время относится, прежде всего, персональный компьютер.

Безусловно, развитие информационных технологий приводит к появлению огромного поля возможностей в создании нового класса средств обучения. Многие ученые сегодня полагают, что возможности новых информационных технологий, применяемых в процессе познания безграничны. Особенность большинства НИТ в образовании на сегодняшний день состоит в том, что они базируются на современных персональных компьютерах. При этом персональный компьютер уверенно вошел в систему дидактических средств, став важным элементом предметной среды.

Уже давно считается неоспоримым фактом то, что использование механизированных, компьютерных техник и технологий для интенсификации процесса познания позволяет: опираться на наглядность и образность обучения; увеличивать объем усваиваемого материала; ускорять процесс учебного познания; обогащать качество восприятия теоретического и практического материала; дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.

Считается, что использование компьютера как средства обучения наиболее целесообразно в целях: самостоятельного изучения курса, индивидуализации обучения, реализации принципа наглядности (в качестве «электронной доски», для наблюдения за «невидимыми» в природе, моделируемыми с помощью компьютера процессами и пр.), развития мышления учащихся (путем решения познавательных задач, моделирования, программирования) и повышения мотивации к учению (использование мультимедийных средств, игровых развивающих программ, имитационных игр).

Отдельной категорией в перечне современных информационных ресурсов, применяемых в решении задач обучения посредством компьютера, стоят интерактивные многопользовательские веб-сайты, иными словами, социальные сети. Поскольку на сегодняшний день, являются одними из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет-аудитории, в том числе и студентов.

По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир", причем "В контакте" отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85 %. "В контакте" является лидером по активности посещения проекта: 45 % зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70 % - чаще одного раза в день. Каждый третий участник "В контакте" тратит на одно посещение более получаса своего времени. Таким образом, "В контакте" является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории. [3] Именно его мы рассматриваем как один из инструментов для формирования человекоцентрированной образовательной среды, поскольку данный ресурс позволяет реализовать несколько основных положений, сформулированных К. Роджерсом.

Во-первых, обучаемый, создавая в процессе обучения виртуальные группы, может самостоятельно или совместно с другими выстраивать и развивать свою собственную программу, используя технологии форумов и вики совместно может создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность.

Во-вторых, он имеет возможность вне аудитории собирать информацию от других членов группы и преподавателя, тем самым разрешая противоречие, о котором говорилось ранее, т.е. позволяет реализовать в процессе обучения принцип личностно-ориентированного обучения средствами субъект-субъектного взаимодействия. Под субъект-субъектным взаимодействием понимается коммуникация двух субъектов обучения, а именно, преподавателя и студента различными способами, в данном случае через социальную сеть.

В третьих, общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство позволяет учащимся самим оценивать прогресс, достигнутый ими в обучении и воспитании.

Таким образом, в результате реализуются еще два основных положения К. Роджерса - постепенно создается климат, облегчающий учение как в аудитории так вне ее пределов, что позволяет постоянно поддерживать учебновоспитательный процесс.

Кроме того, использование социальных сетей как средств формирования че-ловекоцентрированной образовательной среды позволяет, так же, применять ряд методических приемов, которыми руководствовался К. Роджерс в своей теории:

♦ применять ресурсы учения и создавать особые условия, которые облегчают обучающимся их использование и обеспечивают им психологическую и физическую доступность;

♦ формировать различные обратные связи между преподавателем и учащимися в процессе обучения;

♦ заключать групповые и индивидуальные контракты с обучающимися;

♦ создавать группы свободного общения для повышения уровня психологической культуры межличностного общения и актуализации личностных установок [1].

Таким образом, реализация этими методами основных положений челове-коцентрированного подхода такими средствами информационных ресурсов, как социальные сети способствует формированию совершенно новой образовательной среды - значимой и эффективной, где обучающиеся играют роль творцов и созидателей, не только своих собственных программ, но и самой среды в целом.

Важно, также, отметить роль преподавателя в формировании личностноориентированной образовательной среды. Большое значение в успехе имеет личная увлеченность преподавателя и его ориентированность на обучающихся. Если преподаватель верит в способности и возможности каждого обучаемого, то результатом такой веры является готовность студента к открытиям, его эмоциональная стабильность, сознательность, чувство своей эффективности и уверенности. Создание интеллектуальной и эмоциональной обстановки как в аудитории так вне ее стен, атмосферы педагогической и психологической поддержки является признаком правильно сформированной человекоцентрированной образовательной среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сиразеева А. Ф. Человекоцентрированная технология обучения Карла Роджерса // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 6. - C. 54-55.

2. Клименко O.A. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2Q12 г.). - СПб.: Реноме, 2Q12. - С. 4Q5-407.

3. Можаева Г.В., Фещенко A.B. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев http://ido.tsu.ru/files/pub2010/Mojaeva_Feschenko_Ispolzovanie_ virtualnyh_social_nyh_setei.pdf.

4. http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-idei-k-rodzhersa-v-sovremennoi-teorii-i-praktike-obucheniya-i-vospitaniya-v-#ixzz2fjoKprPt.

5. Baeten M., Kyndt E., Struyven K., Dochy F. Using student-centred learning environments to stimulate deep approaches to learning: Factors encouraging or discouraging their effectiveness // Educational Research Review. - 2010. - Vol. 5, Issue 3. - P. 243-260.

6. Опрышко A.A. Личностно-ориентированный подход к индивидуализации обучения иностранному языку // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. - 2007. - Т. 11, № 2. - С. 78-82.

Статью рекомендовал к опубликованию к.п.н., доцент М.Г. Бондарев.

Опрышко Анна Анатольевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: opranna@yandex.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371496; кафедра иностранных языков; доцент.

Opryshko Anna Anatol'evna - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: opranna@yandex.ru; 44, Nekrasovsky, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371496; the department of foreign languages; associate professor.

УДК 377.131.11

О.В. Осадчая ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ АВТОНОМНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Рассматриваются теоретические положения обучения автономному чтению на английском языке для профессиональных целей в условиях смешанного обучения студентов разноуровневой группы инженерно технического вуза. В практической части приведены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.