Научная статья на тему 'Базовые ценности в образовании'

Базовые ценности в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2499
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / EDUCATION / VALUES / TRADITIONS OF CULTURE / POSTMODERNISM / SAFETY / PERSON / STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опрышко Анна Анатольевна

В контексте существовавших традиций российского образования и ныне проводимы масштабных его реконструкциях рассматривается вопрос о возможных ценностных основаниях современного образования. Показано, что в современном российском обществе начинают укореняться идеи постмодернизма, которые не соответствуют ранее существовавшим культурным традициям России и несут в себе большой разрушительный потенциал. Обращается внимание на тот факт, что социальные реконструкции в сфере образования являются реконструкциями в системе воспроизводства общества, в связи с чем их необходимо рассматривать в контексте задачи обеспечения безопасности и отдельных граждан, и государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC VALUES IN EDUCATION

For a context of existing traditions of the Russian education also are nowadays spent its scale reconstruction the question on the possible valuable bases of modern education is considered. It is shown, that in a modern Russian society ideas of a postmodernism which do not correspond to earlier existing cultural traditions of Russia start to take roots and carry in itself the big destructive potential. Attention is paid to the fact, that social reconstructions in the sphere of education are reconstructions in the system of reproduction of a society and in this connection they are necessary for examining in a context of a problem of a safety both separate citizens, and the state as a whole.

Текст научной работы на тему «Базовые ценности в образовании»

УДК 17.022.1

А.А. Опрышко БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

В контексте существовавших традиций российского образования и ныне проводимы масштабных его реконструкциях рассматривается вопрос о возможных ценностных основаниях современного образования. Показано, что в современном российском обществе начинают укореняться идеи постмодернизма, которые не соответствуют ранее существовавшим культурным традициям России и несут в себе большой разрушительный потенциал. Обращается внимание на тот факт, что социальные реконструкции в сфере образования являются реконструкциями в системе воспроизводства общества, в связи с чем их необходимо рассматривать в контексте задачи обеспечения безопасности и отдельных граждан, и государства в целом.

Образование; ценности; традиции культуры; постмодернизм; безопасность; личность; государство.

A.A. Opryshko BASIC VALUES IN EDUCATION

For a context of existing traditions of the Russian education also are nowadays spent its scale reconstruction the question on the possible valuable bases of modern education is considered. It is shown, that in a modern Russian society ideas of a postmodernism which do not correspond to earlier existing cultural traditions of Russia start to take roots and carry in itself the big destructive potential. Attention is paid to the fact, that social reconstructions in the sphere of education are reconstructions in the system of reproduction of a society and in this connection they are necessary for examining in a context of a problem of a safety both separate citizens, and the state as a whole.

Education; values; traditions of culture; postmodernism; safety; person; state.

Вхождение Российской Федерации в Болонский процесс связано с целым рядом проблемных ситуаций, вызываемых противоречиями между реформированием образования страны в целом и традиционным консерватизмом образовательных систем вообще. Консерватизм образовательных систем базируется не только на относительной устойчивости естественнонаучных оснований образования и боязни потерять достигнутый высокий уровень подготовки специалистов в процессе реформирования, но и на стремлении сохранить высшие духовно-нравственные ценности, определяемые религиозными традициями, национальной психологией и менталитетом народа нашей страны. В условиях глобализации, предполагающей в своём финале исчезновение национальных границ и государств, сохранение таких ценностей становится практически невозможным, поскольку исчезновение географических и экономических границ неизбежно приведёт и к исчезновению и границ «культурных», вследствие чего культурное многообразие будет неизбежно уменьшаться, вызывая, в свою очередь, деградацию социальных систем, подпавших под культурную унификацию.

Поэтому вопрос о высших ценностях крайне важен для современного российского общества, теряющего прежние ориентиры. Поскольку Конституция РФ защищает принцип идеологического плюрализма, следует обратить внимание на то, что ценности Основного закона и иных нормативных актов в России представляют собой либеральные ценности, особенностью которых является отрицание возможности существования общих или базовых ценностей. Ценен только индивид сам по себе, и его интересы [1]. То есть интересы личности рассматриваются в качестве абсолютной ценности, превосходящей ценности государства, общества, нации. Это говорит о том, что, к сожалению, Россия стоит на пути разрушения

традиционных ценностных устоев, руководствуясь идеями, заимствованными у западных правовых государств, которые представляют собой общества потребления, руководствуясь ценностями, построенными на ценностях материальных, а не духовно-нравственных. Между тем, такие государства переживают не лучшие времена: «наличие социальных болезней, одиночество являются бичом развитых стран. Не случайно в экономически развитых европейских странах так высок процент суицида. Кризис семейных отношений, демографическая катастрофа, экологические бедствия, дефицит сострадания и милосердия, гомосексуализм и иные извращения, утрата смысла жизни, наркотизация, эгоизация общества - все это результат духовного кризиса, разрушения традиционных ценностей» [1].

Такие признаки «нездорового» общества можно наблюдать и в нашей стране. Поскольку процессы глобализации, научно-техническая революция и связанный с ней феномен глобального информационного общества, а также, формирование общеевропейского пространства высшего образования («болонский процесс») многократно повысили уровень соприкосновения культур, идеи свободы, правового равенства и материального благополучия стали заменять высшие ценности человека и в нашей стране.

Духовно-нравственные ценности всегда определяли исторический путь и судьбу нашего государства. Духовно-нравственные ценности - это, в первую очередь, смысло-жизне-образующие ценности, то есть, те ценности, которые могут лежать в основе самых главных целей человеческой жизни, целей, которые каждый человек призван достигать: любовь к ближнему, любовь к Родине, истина, добро, мир, чувство долга и совесть. Все остальные ценности, такие как комфорт, здоровье, благополучие являются лишь средством для достижения высших ценностей [1]. В современном мире происходит духовно-нравственная деградации целых поколений, потому что комфорт, здоровье и благополучие принимается за главное в жизни.

Поэтому необходимо, чтобы в стране был восстановлен воспитательный процесс подрастающих поколений через образовательные, общественные учреждения и средства массовой информации в духе высших ценностей. Так, например, пропаганде принципа потребления, который положен в основу современной глобализации необходимо противопоставлять духовные принципы, в которых служение ближнему является одной из высших ценностей, пропаганде насилия необходимо противопоставлять пропаганду любви и добра, пропаганде «легкой жизни» - пропаганду совести и трудолюбия, пропаганде разврата - пропаганду нравственной и моральной чистоты.

Говоря о реализации воспитательной функции в духе высших ценностей в образовательных учреждениях необходимо отметить тот факт, что современное состояние образования таково, что между когда-то бывшими в неразрывном единстве понятиями «образование» и «воспитание» обнаруживается постоянно углубляющаяся пропасть. Эта бывшая неразрывность обеспечивалась тем, что преподаватель вуза неизбежно выступал транслятором социокультурного опыта, формировал ценности и ценностную ориентацию, мировоззрение студентов, находясь с ними в постоянном контакте. Однако вступление России в единое общеевропейское образовательное пространство вызвало кардинальные изменения в образовательном процессе. Одним из результатов таких изменений стало сокращение аудиторных часов и многозадачность профессорско-преподавательского состава вузов, повлекшие за собой редукцию самой функции преподавателя - от транслятора интегральных образов мира, до транслятора знаний.

Общеизвестно, что учебный процесс должен комплексно влиять на личность, поэтому сведение задач учебного процесса лишь к формированию знаний, умений и навыков ошибочно, несмотря на то, что образовательная функция является осо-

бенно специфичной для этого процесса. Нельзя забывать, что процесс обучения носит воспитывающий характер. Педагогическая наука всегда считала, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Формирование нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые, формирование потребностей личности, мотивов социального поведения, деятельности, мировоззрения в процессе обучения является воспитательной функцией системы образования.

Образовательная среда представляет собой важнейший компонент социального контекста, в котором актуализируются личностные смыслы её субъектов. Крайне важно, чтобы представления, которые формирует образовательная среда у субъектов своей деятельности, соответствовали процессу роста их совести и нравственности [4].

Однако при вхождении нашей страны в болонский процесс, функция воспитания в образовании оказывается забытой, в таких условиях речи о формировании духовно-нравственных ценностей не идет. Мало того, собственно и само образование, как показывают многие исследователи, в частности А.Г. Дугин [6], уже давно на западе таковым не является, а превратилось в систему узкой профессиональной подготовки.

Почему же Россия вступила в болонский процесс? Вхождение Российской Федерации в Болонский процесс было обусловлено тремя принципиально важными факторами: политическим, экономическим и социальным.

Политически Россия не может быть изолированным от мирового сообщества, тем более, что это сообщество остро нуждается в российских специалистах, ради чего всё это и было затеяно, дабы повысить «мобильность» российских выпускников и облегчить западным работодателям понимание уровня российского выпускника.

Экономически США и другие западные страны уже не в состоянии обеспечивать развитие своих экономик внутренними ресурсами как интеллектуальными, так и энергетическими. На помощь приходит идея аутсосрсинга - использования внешних ресурсов любого вида.

В социальном плане, однажды подписав декларацию о правах человека, Россия не может вернуться к закрытости. Она открылась всем внешним воздействиям не успев построить систему безопасности от этих воздействий, в результате чего и возникла «перестройка» со всеми её последствиями.

Если раньше система образования в России была направлена на укрепление её мощи, то сейчас оно работает полностью на удовлетворение нужд «мирового сообщества».

У России остаётся один путь - вернуться к воспитанию патриотически настроенной личности, обладающей высокой нравственностью.

Необходимость реализации воспитательной функции в обучении обуславливается целым рядом факторов, среди которых в условиях реформирования образовательного процесса, значимыми становятся фактор содержания образования и характер общения преподавателя и студентов, психологический климат в аудитории, стиль руководства преподавателем познавательной деятельностью студентов. Воспитывающим фактором обучения является, прежде всего, содержание образования, несмотря на то, что не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных, эстетических дисциплин выше: преподавание литературы, музыки, истории, художественной культуры, психологии в силу их предметного содержания представляет больше возможностей для формирования личности. Однако утверждать об автоматическом решении проблемы воспитания с помощью этих

предметов ошибочно. Содержание учебного материала может быть неожиданным, противоположным взглядам учеников, в зависимости от уже имеющегося уровня их воспитанности. Социально-психологическая и педагогическая ситуации обучения, особенности места и времени обучения также играют немаловажную роль.

В заключение необходимо подчеркнуть, что наблюдающаяся в настоящее время в мире приоритетность систем профессиональной подготовки над системами образования (образов знания или образов познания является результатом движения к главной цели общества постмодерна - «добиться преимущественного развития у людей рационального аспекта восприятия, ума и разума и отвлечение внимания человека от развития своей способности видеть и транслировать интегральные образы мира, чему и должны учить образовательные системы в целом и образовательная среда, в частности. Это один из способов блокировки чувственного и интуитивного каналов самоконтроля, что делает личность весьма уязвимой для информационных атак. В связи с этим необходимо постоянно работать над тем, чтобы параллельно с «узкой» профессиональной подготовкой молодёжи образовательная среда обеспечивала бы трансляцию от поколения к поколению интегральных образов мира, т.е. оправдывала бы своё название именно образов дательной среды [4, 5, 6].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Овчинников А. Базовые ценности в идеологии государственности современной России.

2. Овчинников А. 07.06.2012. Электронный ресурс: http://ruskIine.ru/anaIitika/2012/06/07/ bazovye_cennosti_v_ideologii_gosudarstvennosti_sovremennoj_rossii1/.

3. Митрофанов С. Плюсы и минусы "болонского процесса”// Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20030407_mitr.html: 7.04.2003.

4. Крылова И.В. Непомнящий А.В. К проблеме социализации личности в информационном обществе. Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». Изд-во Института региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, г. Пятигорск, 2011. - Вып. 3. - С. 174-181.

5. Непомнящий А.В. Пути обеспечения информационной безопасности образовательной среды. Обеспечение психологической безопасности в экстремальных ситуациях: Материалы международной научно-практической конференции 27-28 апреля. - Махачкала: ДГУ, 2010. - С. 71-75.

6. Уилсон Р.А. Психология эволюции: Пер с англ. / Под ред. Я. Невструева. - К.: ЯНУС, 2001. - 304 с.

7. Дугин А. Конец образования. Электронный ресурс http://www.evrazia.tv/content/koniets-obrazovaniia.

Статью рекомендовал к опубликованию к.фил.н., доцент О.В. Кравец.

Опрышко Анна Анатольевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: opranna@yandex.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел.: 88634371496; кафедра иностранных языков; доцент.

Opryshko Anna Anatol'evna - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: opranna@yandex.ru; GSP 17A, 44, Nekrasovsky, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371496; the foreign languages department; associate professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.