Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОДЕЖДЫ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОДЕЖДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системы автоматизированного проектирования / профессиональное образование / подготовка специалиста / производство одежды / реализация учебных программ / информационные технологии / специализированные компьютерные программы / САПР в одежде / САПР «Грация» / computer-aided design systems / professional education / specialist training / clothing production / implementation of training programs / information technologies / specialized computer programs / CAD in clothing / CAD " Grazia "

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — У.Г. Почанина

В данной статье рассмотрена актуальность применения профессиональных компьютерных программ при подготовке специалиста в области производства одежды. Приведен пример использования профессиональной производственной системы автоматизированного проектирования и производства САПР «Грация» при реализации учебных программ для специальности 29.02.04«Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Рассмотрены особенности обучения при подготовке специалиста в области производства одежды с использованием специализированных компьютерных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE TRAINING OF COMPETITIVE SPECIALISTS FOR THE SERVICE SECTOR IN THE FIELD OF CLOTHING PRODUCTION

This article discusses the relevance of the use of professional computer programs in the training of a specialist in the field of clothing production. An example of the use of a professional production system of computer-aided design and production of CAD "Grazia" in the implementation of training programs for the specialty 29.02.04"Design, modeling and technology of sewing products" is given. The features of training in the training of a specialist in the field of clothing production using specialized computer systems are considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОДЕЖДЫ»

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОДЕЖДЫ

У.Г. Почанина, преподаватель

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ (Россия, г. Нижний Новгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-1-114-116

Аннотация. В данной статье рассмотрена актуальность применения профессиональных компьютерных программ при подготовке специалиста в области производства одежды. Приведен пример использования профессиональной производственной системы автоматизированного проектирования и производства САПР «Грация» при реализации учебных программ для специальности 29.02.04«Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Рассмотрены особенности обучения при подготовке специалиста в области производства одежды с использованием специализированных компьютерных систем.

Ключевые слова: системы автоматизированного проектирования, профессиональное образование, подготовка специалиста, производство одежды, реализация учебных программ, информационные технологии, специализированные компьютерные программы, САПР в одежде, САПР «Грация».

На современном этапе модернизации Российской системы образования необходимость совершенствования профессиональной подготовки продиктована не только нормативными документами, новыми стандартами, но и изменением профессиональных задач и функций специалиста, которые усложняются под влиянием информатизации общества. Информационно-коммуникативная компетентность -один из основных приоритетов в целях профессионального образования, и связано это не только с внутри образовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [1].

В настоящее время швейные предприятия и предприятия сферы услуг по производству одежды работают с использованием различных систем автоматизированного проектирования и производства швейных изделий. Поэтому для данной области производства необходимы специалисты, имеющие практические навыки работы в

профессиональных компьютерных системах.

Сегодня информационно-

технологическая составляющая является одной из важнейших в системе подготовки специалиста любой отрасли. Анализ государственных стандартов позволяет говорить о том, что учебные дисциплины «Информатика» и «Информационные технологии», присутствуют во всех без исключения учебных планах и им уделяется значительное внимание. Но для решения специфических профессиональных задач в содержании программ должна быть отражена профессиональная направленность конкретной специальности. А для реализации данных учебных программ необходимо использовать в учебном процессе специализированные компьютерные программы и технические средства по профилю специальности.

Кроме того, изучение информационных технологий будет эффективным только в том случае, если оно интегрировано со специальными дисциплинами и практической профессиональной деятельностью. В противном случае у студентов создается впечатление об обособленности информационных технологий от их специальности,

и они не видят возможности их практического применения в своей профессии.

Практические и теоретические занятия по общепрофессиональной дисциплине «САПР в одежде», профессиональным модулям «Конструирование швейных изделий» и «Подготовка и организация технологических процессов на швейном производстве» на факультете технологии и дизайна одежды Института пищевых технологий и дизайна - филиала ГБОУ ВПО НГИЭИ позволяют формировать у студентов умения, знания, навыки создания, исследования и применения моделей в решении задач будущей профессиональной деятельности.

Основой курсов общепрофессиональной дисциплины «САПР в одежде» и профессиональных модулей для специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» является учебная версия производственной системы автоматизированного проектирования одежды «Грация». В данной программе мы работаем с 2001г. В настоящий момент на факультете установлена обновленная версия программы - «Грация. 330». Эта версия наиболее перспективная и включает в себя следующие подсистемы:

- Дизайн

- Конструирование и моделирование

- Технология изготовления

- Раскладка лекал

То есть система охватывает весь цикл проектирования швейного изделия. Все подсистемы имеют связь между собой. Данная программа позволяет решать следующие профессиональные задачи:

- построение лекал швейных изделия в базовом размере;

- получение лекал необходимых размеров, ростов и полнот;

- построение лекал на индивидуальные фигуры;

- выполнение раскладок лекал в автоматизированном и ручном режимах;

- создание необходимой технологической и конструкторской документации.

В целом САПР «Грация» способна решать любые задачи, которые возникают в

сложном процессе проектирования одежды.

Система эффективно используется при организации учебного процесса и проведении исследовательских работ в 84 ВУЗах, 82 колледжах и 12 лицеях России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Использование САПР «Грация» в учебном процессе способствует более углубленному освоению специальности, пониманию взаимосвязи процессов разработки Дизайна, Конструкции и Технологии изготовления, получению практических навыков [2].

Многие темы дисциплины и профессиональных модулей изучаются через призму проектной деятельности. Например, при изучении подсистем «Конструирование и моделирование» и «Технология изготовления» студенты проектируют изделие, разрабатывают лекала модели, проектируют раскладки лекал в автоматическом и полуавтоматическом режимах, и создают технологические последовательности и схемы разделения труда.

На завершающем этапе обучения студентами выполнятся целые разделы курсового и дипломного проектов с использованием САПР «Грация».

Общепрофессиональная дисциплина «САПР в одежде» относится к точным наукам, требующим четкой, ясной формулировки решения проблемы, и базируются на знаниях математики, информатики, моделирования, конструирования и технологии швейных изделий.

Это значит, что при построении методики обучения необходимо учитывать специфику специальности и уровень знаний по смежным дисциплинам.

Обучение, предполагающее активное использование компьютера для решения практико-ориентированных задач, позволяет формировать у студентов творческий интерес к профессии, а также такие профессиональные качества, как умение сбора оперативно-производственной информации, ее кодирования, обработки, хранения и передачи; навыки переноса технологий из одной предметной области в другую; составления алгоритмов выполнения

успешно решать профессиональные задачи с использованием компьютерной техники и современных специализированных программных средств, способствует более эффективной деятельности будущего специалиста, а также его востребованности и конкурентоспособности на рынке труда в сфере услуг в области производства одежды.

производственных операций; коммуникативные умения и т.д.

Использование специализированных компьютерных технологий на факультете технологии и дизайна позволило существенно повысить качество учебного процесса и профессиональной подготовки специалистов.

Умение принимать решения на основе информационных технологий, готовность

Библиографический список

1. Гаранин В.А. Особенности формирования познавательной самостоятельности студентов педагогических специальностей средствами информационно-коммуникационных технологий // Самарский научный вестник. - 2012. - №1 (1). - С. 11-13.

2. Ещенко В.Г., Москавцова А.В., Ещенко А.В. Сапр «Грация» - автоматизация технологической подготовки производства швейных изделий // Швейная промышленность. -2014. - №6. - С. 20-22.

3. САПР Грация: Программа для швейного производства. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.saprgrazia.com/ (Дата обращения: 29.04.2021).

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE TRAINING OF COMPETITIVE SPECIALISTS FOR THE SERVICE SECTOR IN THE FIELD OF

CLOTHING PRODUCTION

U.G. Pochanina, Lecturer

Fool Technologies and Design Institute

(Russia, Nizhny Novgorod)

Abstract. This article discusses the relevance of the use of professional computer programs in the training of a specialist in the field of clothing production. An example of the use of a professional production system of computer-aided design and production of CAD "Grazia" in the implementation of training programs for the specialty 29.02.04"Design, modeling and technology of sewing products" is given. The features of training in the training of a specialist in the field of clothing production using specialized computer systems are considered.

Keywords: computer-aided design systems, professional education, specialist training, clothing production, implementation of training programs, information technologies, specialized computer programs, CAD in clothing, CAD " Grazia ".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.