Научная статья на тему 'Роль информационных технологий при подготовке будущих юристов'

Роль информационных технологий при подготовке будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1899
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий при подготовке будущих юристов»

Роль информационных технологий при подготовке будущих юристов

Е.Н. Мирошник (selena13@land.ru)

Филиал Дальневосточного государственного технического университета, г. Находка

Наступившее тысячелетие характеризуется бурным развитием информационных технологий глобального характера. Совершенствование компьютерной техники, программного обеспечения, создание автоматизированных систем обработки информации, электронных баз и банков данных, сложнейших аналитических и экспертных систем, а также бурное развитие разнообразных телекоммуникационных сетей, включая глобальную сеть Интернет, существенным образом изменяют современные общественные отношения.

При переходе к новому, информационному типу общества множество сфер жизнедеятельности человека: экономика, политика, наука, образование, культура и юридическая деятельность становятся невозможными без использования информационных технологий.

По мнению Е.В. Надыгиной, информационная технология - это основанная на достижениях современной компьютерной техники и средств коммуникации совокупность процессов воздействия на информацию, инструментарий для получения разнообразной информации, а также способ взаимодействия между членами современного общества, способ совместного принятия решений и рождения новых знаний, создания законодательства, развития правовой системы государства в целом [1].

Информационная сфера жизнедеятельности постепенно проходит путь юридического оформления, что уже нашло отражение в новой отрасли права и законодательства. В этих условиях возникает острая необходимость подготовки кадров такого уровня, который бы адекватно соответствовал потребностям практической деятельности, основанной на электронно-технологическом регламенте. В число таких специалистов должны входить и правоведы.

Информационные технологии открывают новые возможности для формирования профессиональных навыков у студентов-юристов. Использование информационных технологий в подаче лекционного материала и проведении практических занятий повышает его усвояемость, формирует в сознании устойчивые визуальные образы, позволяет демонстрировать практический материал.

Интернет, мобильные технологии, различные компьютерные программы, аналитические и справочно-право-вые системы достаточно легко и быстро осваиваются молодежью и активно используются ими как во время образовательного процесса, так и в свободное от занятий время.

Для юриста-профессионала применение информационных технологий необходимо для решения нескольких задач:

- получение правовой информации;

- подготовка правовой информации для других;

- осуществление взаимного обмена информацией;

- повышение эффективности профессиональной деятельности.

Для юристов-профессионалов огромное значение имеют Интернет-конференции по правовой проблематике. Практика таких конференций в настоящее время развивается очень активно. На большинстве сайтов органов государственной власти заявлены конференции на юридические темы, кроме того, подобные конференции организуются на юридических порталах и серверах юридических организаций и высших образовательных учреждений, все более популярными становятся Интернет-форумы и блоги и другие способы интерактивного взаимодействия.

Можно согласится с мнением Ю.И. Кашинского, М.Н. Сатолиной, что в состав информационных дисциплин юридического характера должны входить следующие основные положения [2]:

1) общие теоретические предпосылки и практические направления внедрения правовой информатизации в правовую сферу;

2) использование средств правовой информатизации в юридической деятельности;

3) правовая информация и правовая информатизация в юридической деятельности; современные компьютерные технологии и принципы их использования в юридической деятельности;

4) информационные и компьютерные технологии и работа с документами;

5) сущность, назначение, структура и классификация информационных систем правового характера;

Информационные технологии в обучении в системе профессионального образования 95

6) правовая информатизация в деятельности судов и учреждений юстиции; информационная безопасность и компьютерная преступность;

7) основные направления сотрудничества по межгосударственному обмену правовой информацией и перспективы развития процессов правовой информатизации в РФ.

Новая информационная парадигма требует поиска реальных путей организации образовательного процесса и решение проблемы подготовки юристов, которые должны не только владеть практическими навыками работы с вычислительной техникой, но и получать знания в области правового обеспечения информационной деятельности [3].

При подготовке юристов в средне-специальном учебном заведении было организовано преподавание следующих учебных дисциплин: информатика и математика (1 курс), информационные технологии в профессиональной деятельности (2 курс), информатика (3 курс). Таким образом, студенты колледжа практически непрерывно включены в процесс получения знаний информационной направленности. Все отведенное учебным планом аудиторное время студенты проводят в компьютерных классах.

Цель этих дисциплин состоит в овладении средствами, методами и технологиями решения профессионально-ориентированных задач с применением новейших компьютерных и коммуникационных технологий.

Будущий специалист должен обладать базовыми умениями и навыками по профессиональной работе с правовой информацией: поиском, отбором, оценкой, использованием в заключительных документах.

За пять лет наработан методический опыт организации процесса обучения данным дисциплинам. Преподаванию рассматриваемых дисциплин целесообразно придавать прикладной характер, поскольку такой подход позволяет наглядно показать студентам практическое применение информационных технологий в их будущей профессиональной деятельности, установить их значимость для решения профессиональных задач.

С этой целью набор практических заданий в курсе «Математика и информатика» ориентируется нами на использование материала тех дисциплин, на базе которых строится подготовка специалиста. Так, например, при изучении текстового редактора мы используем тексты, таблицы, схемы из учебников по специальным дисциплинам, создаем шаблоны и электронные формы документов, используемых в юридической практике. С помощью электронных таблиц проводим простейшие статистические расчеты и анализ данных, строим диаграммы по данным статистики правонарушений.

На втором курсе введена учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Эта дисциплина, непосредственно связанная с информатикой, уже ближе по своему смыслу юристам и студенты на занятиях более успешно усваивают практические навыки работы с вычислительной техникой при обработке правовой информации в справочно-правовых системах. На уровне города среди студентов данной специальности ежегодно проводятся олимпиады и конкурсы по знаниям справочных правовых систем «Гарант» и «Консультант Плюс», победители которых показывают отличные навыки освоения названных компьютерных систем и решают сложные правовые задачи с их помощью.

При изучении дисциплины «Информатика» на третьем курсе рассматриваются вопросы, связанные с многоуровневой структурой телекоммуникаций, компьютерных сетей, использовании сети Интернет в профессиональной области, информационной безопасности и компьютерной преступности. Например, основы проектирования баз данных рассматриваем на примере составления картотеки правонарушителей. При освоении работы в сети Интернет знакомим с приемами поиска юридической информации, специализированных сайтов, порталов. Также была разработана тематика рефератов по вопросам защиты компьютерной информации, информационное обеспечение правоохранительных органов, информационные технологии оперативно-розыскной деятельности и др.

Студенты данной специальности регулярно участвуют в научно-практических конференциях в области информационных компьютерных технологий.

Полученные студентами знания и навыки на данных дисциплинах находят применение при написании ими докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ по юридическим дисциплинам.

Таким образом, использование информационных технологий в юридической деятельности обеспечивает снижение временных затрат, улучшит качество принимаемого решения. Для осуществления качественной работы юриста необходимы статистические данные, аналитические материалы, обмен опытом с профессиональной группой. Все эти сведения юристы все в большей степени получают из информационных технологий: справочных правовых систем, специализированных баз и банков данных как отраслевого, так и межотраслевого характера и других правовых источников, а также сети Интернет.

Информационные технологии становятся в настоящее время неотъемлемой составной частью правовой системы, они активно внедряются во все направления правовой деятельности.

Литература

1. Теоретико-правовой анализ влияния информационных технологий на правосознание: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Е.В. Надыгина; науч. рук. А.В. Петров. - Н.Новгород, 2007. - 28 с. http://law.edu.ru/org/.

2. Кашинский, Ю.И. К вопросу об использовании современных информационных технологий в юридическом образовании. V Международная конференция «Право и Интернет: теория и практика» 2003 г. / Ю.И. Кашинский, М.Н. Сатолина, Б.С. Славин. - http://www.ifap.ru

3. Кузнецов, П.У. Проблемы и опыт преподавания учебного курса «Информационное право» / П.У. Кузнецов // Информационное право. - № 1. - 2005.

4. Юрзанова, Т.К. Информационные технологии в подготовке будущих юристов. ИТ0-2006.

Создание и развитие студенческого сайта

П.В. Никитин (petrvlni@rambler.ru), А.С. Брекоткин

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

В наши дни очень важную роль играет та информация, которую мы получаем от окружающих нас людей. Будь то файлы, текстовые документы из которых мы можем получать новые знания, фотографии, которые рассказывают о жизни наших знакомых или же непосредственное общение с ними. Цель данного проекта: создать максимально простой интернет ресурс, на котором будет возможно обмениваться новостями, делиться файлами, закачивать фотографии, общаться.

Таким образом, техническая реализация сайта направлена на выработку интегрированных решений, т.е. на создание программной среды, обеспечивающей взаимосвязанное и согласованное решение разнородных задач, а именно:

- сбор и хранение необходимой информации в различных формах ее представления, ее оперативное обновление;

- выдачу информации пользователям;

- авторизацию доступа к информации пользователями и реализацию многоуровневой системы информационной безопасности;

- администрирование системы.

Поэтому, данный сайт представляет собой информационную систему, созданную по технологии «клиент-сервер». Он представляет собой web-приложение, созданное с помощью языка серверных сценариев РНР и СУБД MySQL. На сайте применяется AJAX-технология, которая значительно ускоряет работу сайта. Ее работа заключается в «фоновом» обмене данных браузера с веб-сервером, в результате при обновлении данных веб-страница не перезагружается полностью, а лишь обновляется прежняя. Вследствие этого не приходится загружать новую страницу при каждом нажатии на ссылку. Данная технология уменьшает объем загружаемой информации и, как следствие, увеличивает скорость отображения страницы.

В данном сайте предусмотрены три уровня доступа:

1. Гость

Пользователи, которые могут просматривать страницы, фотографии, скачивать файлы, читать новости. Новости появляются в отдельной табличной форме, где отображены название новости, краткое описание, автор и дата выставления. Название новости является гиперссылкой, при нажатии на которую пользователь получает все содержание новости. Аналогичным образом просматриваются фотоальбомы и скачиваются файлы из базы данных.

2. Участник сайта

Данные пользователи могут просматривать все страницы сайта, выполнять все вышеперечисленные действия и добавлять новости, фотографии и файлы.

Все фотографии, выложенные на сайте, могут делиться на ряд тематических альбомов. Это могут быть личные фотографии пользователя, какой-то группы людей или же небольшие отчеты с различных мероприятий. Каждую фотографию автор может комментировать, рассказывать о той обстановке в котором она была сделана.

Так же предусмотрена возможность закачки и скачивания файлов с сайта. Это может быть учебная литература, музыка, видео или любые другие файлы, интересующие данную группу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.