Научная статья на тему 'Роль информационных систем в эффективном управлении современным предприятием'

Роль информационных систем в эффективном управлении современным предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3287
607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / КОНТРОЛЛИНГ / СТАНДАРТЫ СИСТЕМ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕСУРСОВ / MRP / INFORMATION SYSTEMS / INTEGRATED APPROACH / PROCESS MANAGEMENT / BUSINESS PROCESS MANAGEMENT / CONTROLLING / STANDARDS / RESOURCE PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салихзянова Н. А., Галлямова Д. Х.

Статья посвящена информационным системам, их эволюции, и влиянию на эффективность работы предприятия. Статья также рассматривает связь информационных систем с процессным менеджментом понятием, меняющим подход к управлению предприятием, когда деятельность предприятия рассматривается как непрерывная цепочка бизнес-процессов, а менеджмент управление бизнес-процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to information systems, its evolution, its influence on the efficiency of enterprise activity. Article also considers communication of information systems with process management the concept changing the approach to operation of business when enterprise activity is considered as a continuous chain of business processes, and management as management of business process.

Текст научной работы на тему «Роль информационных систем в эффективном управлении современным предприятием»

Н. А. Салихзянова, Д. Х. Галлямова

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Ключевые слова: информационные системы, интеграционный подход, процессный менеджмент, бизнес-процесс, контроллинг, стандарты систем планирования ресурсов, MRP.

Статья посвящена информационным системам, их эволюции, и влиянию на эффективность работы предприятия. Статья также рассматривает связь информационных систем с процессным менеджментом -понятием, меняющим подход к управлению предприятием, когда деятельность предприятия рассматривается как непрерывная цепочка бизнес-процессов, а менеджмент - управление бизнес-процессом.

Keywords: information systems, integrated approach, process management, business process management, controlling, standards,

resource planning, MRP.

The article is dedicated to information systems, its evolution, its influence on the efficiency of enterprise activity. Article also considers communication of information systems with process management - the concept changing the approach to operation of business when enterprise activity is considered as a continuous chain of business processes, and management - as management of business process.

В современных условиях динамично меняющаяся внешняя среда, научно-технический прогресс и постоянное сокращение жизненного цикла производимого продукта заставляют предприятия изыскивать источники повышения эффективности своей деятельности. Теперь внешняя среда влияет не только на положение предприятия на рынке, но и на его внутренние процессы. Наступает этап, когда для обеспечения конкурентоспособности у предприятия возникает потребность во взаимной интеграции функциональных подразделений, в усилении процессов их взаимодействия [1]. Интеграционный подход создает условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях системы управления, так как при таком подходе появляются более прочные связи между отдельными подсистемами предприятия, у них появляются общие цели, несмотря на то, что каждый имеет собственные конкретные задачи. Ориентация на интегративные процессы влечет за собой изменения в подходе к управлению предприятием, и нуждается в информационно-технической поддержке.

Предприятие - это многоуровневая динамичная система, для управления которой требуется как внешняя информация, определяющая стратегические цели, так и внутренняя, определяющая оптимальные пути достижения намеченных стратегических целей.

С конца 80-х годов деятельность предприятий рассматривается как непрерывная цепочка бизнес-процессов, а менеджмент - как управление бизнес-процессами. Появилось такое понятие, как менеджмент процессов, меняющее подход к

управлению предприятием. Если классический менеджмент видит концепцию управления

предприятием, как структурой организованных функциональных подразделений, то процессный менеджмент рассматривает управление как единый процесс по созданию продукта и добавленной

стоимости [2]. Теперь, чтобы соответствовать

требованиям внешней среды и быть

конкурентоспособным, нужно иметь четкое

представление о структуре своих бизнес-процессов, об их течении и конечной эффективности.

На сегодняшний день применение новых информационных и коммуникационных технологий для автоматизации таких областей, как бухгалтерский учет, производство, логистика является обязательным условием ведения хозяйственной деятельности, повышает производительность труда за счет ускорения документооборота, элементов

согласования, обмена информацией. Однако, в большинстве случаев, структура процессов внутри предприятий остается прежней, и не обеспечивает целостности видения ситуации. Информационная система и бизнес-процессы должны быть взаимообусловлены - в современных условиях осуществление бизнес-процесса без информационной поддержки невозможно, а информационная система обеспечивает выполнение, а не только фиксирует результаты бизнес-процесса.

Российские предприятия, работающие с использованием устаревших бизнес-моделей, начинают проигрывать в конкурентной борьбе своим иностранным конкурентам, и в скорости вывода новых продуктов на рынок, и в их качестве, и в их распространении.

Таким образом, научно и практически обоснованной является необходимость исследований и выработки методов повышения эффективности управления предприятия, посредством интеграции внутренних процессов с использованием информационных технологий специально для российских условий, с учетом специфики исторически сложившихся методов организационного управления.

По большому счету, большинство крупных промышленных российских предприятий до сих пор опираются на опыт управления и планирования, сложившийся в СССР. Можно говорить о становлении новой дисциплины, рождающейся на стыке наук менеджмента и информатики. К сожалению, вклад российских ученых в разработку

данной области более чем скромен. Во многих книгах российских авторов присутствуют ссылки на опыт иностранных ученых, транслируются их идеи построения и эффективного применения инновационных управленческих систем на основе информационных технологий, но о том, как осуществить это на практике, с чего начинать, не упоминается. Однако, на практике применение иностранных теорий в чистом виде, в российских условиях, (например, контроллинга), зачастую бывает неудачным. Западные модели не ориентированы на специфику российских экономических условий, исторически сложившийся менталитет управленцев и исполнителей, а новое поколение топ-менеджеров, подготовленное и владеющее современными инструментами управления западного уровня, еще не сформировалось, во многом из-за отсутствия в программе кадровой подготовки соответствующих дисциплин.

Предприятие как система строится на информационных потоках, характеризующихся различной интенсивностью, разнонаправленностью и наличием связей и обменов. Информационные потоки приобретают системность, благодаря привязке к взаимосвязанным элементам, обеспечивающим процессы сбора, хранения, и распространения информации, нужной для координации, контроля и анализа всех процессов на предприятии.

Таким образом, информационная система предприятия - это многоуровневая система элементов, взаимосвязанных и объединенных информационными потоками с целью обеспечения всех функциональных направлений нужной информацией в нужное время в нужном месте [3]. В задачи информационной системы входят:

- обеспечение информацией как для принятия управленческих решений на высшем иерархическом уровне, так на оперативном уровне подразделений предприятия

- содействие процессам постановки стратегических целей, методов их реализации

- создание единого информационного пространства внутри организации, способствующего процессам интеграции

- структурирование процесса

функционирования предприятия, так как

непрерывность информационного обмена

- отображение четкой работы подразделений

- отображение критериев эффективности работы направлений и подразделений

- уменьшение количества ошибок, устранение излишних операций

- снижение себестоимости продукции и услуг, за счет оптимизации процессов

- поддержка процессов прогнозирования и оценки состояния внешней среды

-п овышение организационной культуры предприятия.

В конце 60-х годов информационные системы коренным образом преобразовали суть управления предприятием, стали появляться первые стандарты систем планирования ресурсов. Корпоративные

информационные системы стали принимать вид цепи интегрированных функциональных подсистем, построенных в едином технологическом ключе, объединенных в единой базе данных и работающих на единой аппаратно-системной платформе.

Первым был разработан стандарт MRP (Material Resources Planning). Данная система, прежде всего, решала задачи рационального планирования материалов, частично автоматизировала

производственные процессы [4]. То есть, MRP-система - это набор бизнес-процессов, который интегрирует основные процессы производства: выпуск продукции, планирование и управление запасами. Основным толчком для развития этой системы стала необходимость организации выверенного управления материалами и запасами на складах, решения частых проблем с

«перезатариванием» одних ресурсов и нехваткой других.

В 80-е года прошлого века стандарт MRP дополняется финансовым блоком, содержащим элементы финансового управления и планирования. Далее появляется система ERP (Enterprise Resources Planning), являющаяся интегрированным решением в управлении всех видов ресурсов предприятия -материальных, капитальных, производственных, информационных. Концепция ERP стала основной бизнес-моделью, использовавшейся предприятиями для достижения производственной эффективности. К 1994 году 48000 из 60000 производителей в США использовали или MRP или ERP системы (по данным Advanced Manufacturing Research, 1995).

MRP/ERP оказывают большое влияние на качество бизнеса, содействуют объединению, сокращению ошибок, уменьшению числа ненужных операций, улучшает способности к прогнозированию и планированию, таким образом обеспечивая сокращение издержек [5]. Производители, внедрившие системы планирования ресурсов добились уменьшения складских запасов, уменьшения времени вывода на рынок новых продуктов, увеличения рентабельности производства. Применение ERP-систем стало стандартным. Для достижения уровня конкурентоспособности на рынке, предприятия используют стандарты планирования только для того, чтобы соответствовать уровню эффективности конкурентов.

Логическим продолжением развития ERP-систем является CSRP-система (Customer

Synchronized Resource Planning), которая осуществляет планирование производственных ресурсов, синхронизируя его с покупательскими потребностями. ERP стандарты сфокусированы исключительно на внутренних процессах, таких, как прием заказов, планирование производства, закупку, производство, доставка, а современность определяет конкурентное преимущество как создание и увеличение потребительской ценности. Отсюда возникает необходимость интеграции уже с покупателем, перенаправление производственного планирования от производства к покупателю,

создание новых продуктов с повышенной ценностью для потребителя.

Синхронизация покупателя и отделов предприятия, отвечающих за работу с покупателями, с административными и плановыми подразделениями предприятия способствуют выявлению и развитию конкурентных преимуществ. Производители,

ориентированные на потребителя, а не на сам факт производства, создают свои конкурентные

преимущества через развитие системного подхода к оценке того, какие товары и услуги производить, а также какие новые рынки осваивать.

Мировой экономический кризис, пришедший в Россию в конце 2008 года, существенно снизил потребительский спрос. По данным Росстата, за последние 8 лет максимальное падение объемов розничной торговли в России наблюдалось в середине 2009 года, причем значения показателя до сих пор так и не вернулись к докризисному уровню. На фоне этих обстоятельств, конкурентная борьба на рынке товаров и услуг стала более обостренной. Роль информационных систем в существовании современного предприятия выросла. Сегодня у российского бизнеса нет возможности для объемных технологических инвестиций, зато имеется большой экономический потенциал через реализацию оптимизационных проектов.

Обеспечить выживание предприятия на фоне кризиса возможно посредством эффективной

реорганизации предприятия, адаптации к изменениям внешней среды. Результатом внедрения

информационных систем являются ускорение документооборота, повышение качества и быстроты обработки заказов. Введение производственных

стандартов и регламентов, необходимых для проектирования информационной системы, влечет за собой смещение производственной философии в сторону потребителя, то есть при планировании выпуска продукции главным становится аргумент «производить только то, что уже продано» [6].

Внедрение информационной системы способствует и повышению уровня корпоративной культуры, так как требует большей ответственности, активности и компетентности от всех сотрудников. Четкая, формализованная работа коллектива обеспечивающая максимально полное использование всех возможностей информационных систем в совокупности даст эффект роста

конкурентоспособности и рентабельности.

Литература

1. Авилова В.В., Султанова Д.Ш. Современные теории интеграции предприятий / В.В. Авилова, Д.Ш. Султанова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2007. -№6. - C.184.

2. Беккер Й. Менеджмент процессов / под ред. Й. Беккера, Л.Вилкова, В.Таратухина, М.Кугелера, М.Роземанна. - М.: Эксмо, 2008- 85 с.

3. Никитин А.В. Управление предприятием с использованием информационных систем / А.В. Никитин, И. А. Рачковская, И.В. Савченко. - М.: Инфра-М, 2007, 58 с.

4. Балахонова И.В. Лекции по ERP / С.А. Волков, В.А.

Капитуров // Корпоративный менеджмент. 2009

(www.cfm.ru/itm/kis/erp.shtml)

5. де Роза E.A. Эволюция развития информационных систем. Методология CSRP. /Е.А. де Роза // Корпоративный менеджмент. 2009 (www.cfin.ru/vernikov/mrp/csrp.shtml)

6. Балахонова И.В. Современные стандарты в управлении /

И.В. Балахонова// E-xecutive. 2010 (www.e-

xecutive.ru/knowledge)

© Н. А. Салихзянова - соискатель кафедры менеджмента экономического факультета КФУ,e696ec@gmail.com; Д. Х. Галлямова - д-р экон. наук, доц. каф. экономики КФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.