Научная статья на тему 'Роль информационного обеспечения в развитии экспортной деятельности российских предприятий'

Роль информационного обеспечения в развитии экспортной деятельности российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / INTERNATIONAL DIVISION OF LABOR / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЭКСПОРТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INFORMATION PROVISION OF EXPORT / NATIONAL EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круглов Вадим Сергеевич

В статье рассматриваются основные проблемы отечественного экспорта в современных условиях международного разделения труда. Обоснована необходимость российского экспорта по пути увеличения доли промышленной продукции. Теоретические предложения подкреплены статистическими данными, характеризующими особенности развития отечественного экспорта. Предложены основные направления стимулирования российского промышленного экспорта, в том числе информационное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of information management in the development of russian export enterprises

The paper studies major problems of domestics export development in the situation of international division of labor. The necessity of domestic exports growth by increasing the share of industrial output is proved. The theoretical proposals are backed with statistical data. The main directions of domestic industrial export stimulation are suggested including information provision.

Текст научной работы на тему «Роль информационного обеспечения в развитии экспортной деятельности российских предприятий»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 339.564

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ROLE OF INFORMATION MANAGEMENT IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN EXPORT ENTERPRISES

© Круглов Вадим Сергеевич

Vadim S. Kruglov

кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», Россия.

PhD(Economics), Associate Professor, Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics, Russia.

И [email protected]

В статье рассматриваются основные проблемы отечественного экспорта в современных условиях международного разделения труда. Обоснована необходимость российского экспорта по пути увеличения доли промышленной продукции. Теоретические предложения подкреплены статистическими данными, характеризующими особенности развития отечественного экспорта. Предложены основные направления стимулирования российского промышленного экспорта, в том числе информационное обеспечение.

Ключевые слова: международное разделение труда, внешнеэкономическая деятельность, отечественный экспорт, информационное обеспечение экспортной деятельности.

The paper studies major problems of domestics export development in the situation of international division of labor. The necessity of domestic exports growth by increasing the share of industrial output is proved. The theoretical proposals are backed with statistical data. The main directions of domestic industrial export stimulation are suggested - including information provision.

Key words: international division of labor, foreign economic activity national export, information provision of export.

В современных условиях хозяйствования значение экспорта в экономике России трудно переоценить. Большая часть федерального бюджета формируется за счёт доходов от экспортных поставок, многие предприятия выжили во время сложной ситуации в экономике в 90-х гг. прошлого века благодаря экспорту. Однако именно тогда, после либерализации ВЭД, те негативные черты, которые имела экспортная торговля, закрепились и усилились ещё больше.

На сегодняшний день очевидно следующее:

- доля отечественных предприятий в мировом экспорте снижается;

- рост российского экспорта обеспечивается только за счёт увеличения поставок сырьевых ресурсов, прежде всего нефтепродуктов;

- товарная структура отечественного экспорта имеет крайне неблагоприятную структуру, свойственную слаборазвитым странам: доля машинотехнической продукции составляет 5-7%, тогда как в мировом экспорте она составляет в среднем 40-50%, достигая у некоторых стран 80%;

- снижается доля готовой продукции и, в первую очередь, продукции машиностроения в российском экспорте (рис. 1).

В российском промышленном комплексе среди экспортёров доминируют крупные предприятия добывающих отраслей промышленности и предприятия занятые первичной переработкой ресурсов. Малые предприятия имеют ограниченные возможности выхода на внешний рынок с экспортом продукции [2].

600 ООО 500 ООО 100 ООО 300 ООО

О - -■- - ■ - -----■----------- -------------—

2002г. 2003 г .2004 Г."2ЙМг. 200вг 20071. 2003 г. 200Э г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

|—Весь экспорт —■—Экспорт машиностроения |

Рис. 1. Динамика российского экспорта в целом

и экспорта машиностроения, млн. дол

Необходимость совершенствования и развития российского экспорта очевидна, что неоднократно отмечалось в выступлениях Президента РФ, председателя Правительства, отражено в постановлениях Правительства.

На сегодняшний день ведущей тенденцией на внешнем рынке является рост удельного веса обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров. Основу мировой торговли составляет обмен продукцией машиностроения, ведущими экспортёрами промышленных товаров выступают индустриальные страны.

Российская Федерация традиционно представлена на мировой арене как поставщик энергоресурсов, сырья и продукции их первичной переработки [5]. Тот рост экспорта, который мы имеем, обусловлен увеличением поставок за рубеж нефти, природного газа и других не возобновляемых ресурсов, при одновременном снижении доли продукции обрабатывающей промышленности, в том числе машин, оборудования, и особенно высокотехнологичной продукции.

В структуре экспорта преобладают топлив-но-сырьевые товары, основными экспортерами выступают предприятия отраслей добывающих и занятых первичной переработкой сырья. Географическая структура экспорта также далека от совершенства: главными партнёрами являются промышленно развитые страны дальнего зарубежья, закупающие топливно-энергетические ресурсы и промышленное сырье; доля стран СНГ, куда идут основные поставки машинотехнической продукции, крайне мала, и имеет тенденцию к снижению, то есть российские предприятия машиностроения теряют даже традиционные для них рынки.

Такое положение во внешней торговле не соответствует потенциальным возможностям российской экономики и требует решительных и целенаправленных мер по коренному изменению сложившейся ситуации.

Ведущие промышленные страны мира прикладывают значительные усилия в поддержке собственного экспорта, особенно экспорта

машинотехнической продукции, инновационной и высокотехнологичной.

Например, в США на поддержку экспортёров направлена деятельность 30-ти государственных структур и организаций (не считая региональных и зарубежных представительств). Минторг США имеет 68 региональных отделений поддержки экспорта, 51 региональный экспортный совет, 120 зарубежных представительств; Управление международной торговлей США - 70 отделений в различных странах мира, осуществляющих сбор информации с целью продвижения американских экспортёров; Администрация малого бизнеса «SBA» - 109 региональных отделений, в каждом из них работает по 2 эксперта по ВЭД, 30 центров поддержки экспорта малых предприятий; 85 информационных центров, 389 консультационных центров, в которых работает 13 000 экспертов, в том числе 850 по ВЭД; Экспортно-импортный банк США - 24 отделения по стране.

Отдельной строкой выделяется информационное обеспечение экспортной деятельности. Около 11-ти государственных структур осуществляют сбор и обработку информации о рынках различных стран, выявляют возможности продвижения на данные рынки американских экспортёров, организуют последним доступ на рынки и т. д. Действует 8 официальных государственных информационных порталов в сети Интернет по поддержке деятельности по вывозу товаров за границу (система оценки и анализа экспортных рисков (Export Risk Analysis Online - EXR- Online); партнёрство по технической поддержке экспорта (Export Technical Assistance Partnership); информационная сеть правовой поддержки экспортёров (Export Legal Assistance Network); сайт по оказанию помощи экспортёрам (TradeNet's Export Assistance); сайт торгового посредничества (Trade Mission OnLine); сайт деловых связей (Trade Link); федеральный сайт деловых консультаций (U.S. Business Advisor); центр поддержки экспорта (Export Assistance Center)1.

В Японии реализация экспортного потенциала промышленных предприятий входит в полномочия Министерства внешней торговли и промышленности и его семи структурных подразделений, Эксимбанка Японии, Банка Японии для международного сотрудничества, Ассоциации поддержки экспортного страхования, государственного агентства малого и среднего предпринимательства «SMEA» и др.

Отдельно можно выделить деятельность Японской организации содействия развитию

1 www.tradenet.gov;http://www.sba.gov/tmonline/; http:// www.sba.gov/oit/info/links.html;http://www.business.gov/; http://www.export.gov/comm_svc/ и др.

внешней торговли «JETRO». Она осуществляет информационную, консультативную и техническую поддержку экспортеров, имеет 76 представительств за рубежом, 38 региональных отделений, 1 институт, 4 информационно-поисковых сети. Вокруг «JETRO» группируются всевозможные консультативные органы, например Ассоциация консультативных фирм машиностроения и строительства, Центр по развитию торговли, туризма инвестиций в Юго-Восточной Азии и т. п.1

Китай, демонстрирующий в последние годы устойчивые темпы роста ВВП и экспорта, прежде всего промышленных товаров, также оказывает в лице правительственных органов всестороннюю поддержку национальным экспортёрам в реализации их потенциала. Используются практически все возможные инструменты поддержки: финансирование, кредитование, информационно-консультационное обслуживание, очень широко распространено проведение различных выставок и ярмарок как в стране, так и за рубежом.

В Китае формированию экспортного потенциала промышленных предприятий содействует более 30-ти государственных и общественных организаций: Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества; Министерство коммерции; Комитет содействия развитию международной торговли; региональные Бюро внешней торговли и экономики; Китайская международная торговая палата; Экспортное страховое агентство Китая «Sinosure» и др. Интересен опыт Китая по созданию экспортно-импортных торговых палат, специализирующихся на экспорте/импорте отдельных товарных групп. Например, Китайская экспортно-импортная палата машин и электронных изделий, Китайская экспортно-импортная палата текстиля и др.2

В России ещё в 1996 г. была разработана Федеральная программа развития экспорта (с 1996 г. по 2003 г.), являющаяся, по сути, единственным документом, посвящённым развитию отечественного экспорта, аналогов которому не было создано по сей день [3].

В данной программе прописывалась необходимость создания следующих основных механизмов государственной поддержки предприятий-экспортёров:

- системы внешнеторговой информации и информационно-консультационных служб, включая их региональные представительства;

1 www.japantoday.ru/index.shtml;http://www.meti.go.jp/ english/index.html; http://www.jetro.go.jp/; http://www. chusho.meti.go.jp/sme_english/index.html.

2 http://www.ru2.mofcom.gov.cu/index.shtml; http://www. mofcom.gov.cn/; http://www.sdpc.gov.cn/; http://www.customs.

gov.cn/; http://www.safe.gov.cn.

- механизмов финансирования, кредитования и страхования экспорта с участием государства;

- механизма оперативной работы государственных органов по активному продвижению российской экспортной продукции;

- привлечение российских деловых кругов к проведению совместных мероприятий по стимулированию экспортирования.

На настоящий момент можно уверенно констатировать, что ни один из вышеуказанных механизмов поддержки отечественного экспорта не был создан. В качестве информационного портала в этой области деятельности функционирует Единый портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ, что, в сравнении с мировой практикой ведущих стран, выглядит довольно скудно3.

Необходимость поддержки развития отечественного экспорта, в первую очередь, его промышленной составляющей, на фоне мирового опыта можно продемонстрировать наглядно (рис. 2).

В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортёров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоёмкой продукции в общем объёме российского экспортирования сегодня требуется система мер государственной поддержки экспорта промышленных товаров, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов [4].

В соответствии с этим организационно-экономический механизм поддержки развития отечественного экспорта должен включать в себя следующие элементы (рис. 3) [1].

Создание системы внешнеторговой информации является важнейшим условием развития экспорта. Как показал опрос экспортёров, проведённый региональными представительствами Минэкономразвития и торгово-про-

1 200

Китай США Япония Россия

[■2008 г. «аШг □2012г~|

Рис. 2. Экспорт машинотехнической продукции, млрд дол.

3 www.ved.gov.ru.

Рис. 3. Механизм развития отечественного экспорта

мышленными палатами, проблемой «номер один» является именно отсутствие информации: о рынке, законодательстве страны-импортера, надёжности контрагента и т. д. Наиболее остро эта проблема стоит для регионов, в то время как на нехватку финансирования жаловались менее 5% респондентов (рис. 4) [5, с. 154].

в ходе совершения экспортной операции и после неё. Отсутствие подобных и достоверных сведений может привести к осложнениям со стороны таможенных органов.

Эффективно работающая система внешнеторговой информации, при использовании её промышленными предприятиями, могла бы

Рис. 4. Основные виды помощи, необходимой предприятиям при осуществлении экспорта

Это касается малых и средних предприятий, потенциальных экспортёров. Хотя и для крупных предприятий, уже имеющих опыт внешнеторговой деятельности, эта проблема также является актуальной. Сложно найти нового партнёра, проверить его надёжность, разработать проект экспортного контракта в соответствии со всеми особенностями зарубежного законодательства и торговых обычаев, таможенных формальностей и т. д. (см. рис. 4).

Промышленным предприятиям требуется информационное обеспечение во время экспортной сделки, до и после неё (рис. 5).

До сделки требуется информация о перспективных рынках для реализации продукции предприятия, стабильности потенциального контрагента, об особенностях государственного регулирования предстоящей сделки и др.

Необходима оперативная информация о соблюдении всех таможенных формальностей

позволить последним существенно повысить показатели экспортного потенциала.

Особое внимание следует уделить созданию федеральной базы данных (собирая и обобщая данные со всех регионов) по зарубежным компаниям, включая СНГ, которые ведут сотрудничество с отечественными предприятиями, с целью определения и контроля, с точки зрения деловой репутации, и выполнения договорных обязательств для накопления, анализа и распространения данных на ненадёжные зарубежные компании. Реализация этой задачи предполагает совместное эффективное информационное взаимодействие Минэкономразвития с таможенными, налоговыми органами, уполномоченными банками. Возможность получения предприятиями доступа к подобной базе данных могла бы существенно снизить риски экспортной деятельности.

Рис. 5. Принципиальная структура информационного обеспечения экспортной сделки

Полезен уже имеющийся положительный опыт функционирования информационно-консультационных бюро, оказывавших экспортерам различные коммерческие услуги: по поиску партнера, проверке его надёжности и платёжеспособности, составлению документов, сопровождающих экспортную операцию, помощь при

не поступлении валютной выручки и др. Усилия в данном направлении могли бы существенно стимулировать развитие экспортной деятельности, в том числе и потенциальных экспортёров.

Материалы поступили в редакцию 14.10.2013 г.

Библиографический список (References)

1. Зацаринин С. А. Развитие отечественного высокотехнологичного экспорта / С. А. Зацаринин, В. С Круглов // Инновационная деятельность. 2012. № 2 (20). ISSN 2071-5226.

2. Круглов В. С. Формирование и использование экспортного потенциала промышленных предприятий : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. Саратов, 2006.

3. О Федеральной программе развития экспорта : постановление Правительства РФ : [8.02.1996] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP; n=303218 (дата обращения: 16.10.2013)

4. Порошин Ю. Б. Промышленный экспорт в условиях глобализации / Ю. Б. Порошин, В. С. Круглов. Саратов : Наука, 2008. 111 с.

1. Zatsarinin S.A., Kruglov V.S. The development of domestic high-tech export. Innovacionnaja dejatel'nost'. 2012. No 2 (20). ISSN 2071-5226.

2. Kruglov V.S. (2006) Formation and use of the export potential of industrial enterprises, avtoref. dis.... kand.jekon. nauk. 08.00.05. Saratov, 2006.

3. On the federal program for the development of export: RF Government [08/02/1996]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP; n=303218 (accessed 16 november 2013).

4. Poroshin Y.B., Kruglov V.S. Industrial exports in the context of globalization. Saratov, Nauka, 2008. 111 p.

5. Порошин Ю. Б. Развитие внешнеторговой деятельности предприятий на основе международной промышленной кооперации / Ю. Б. Порошин [и др.]. Саратов : Научная книга, 2006. 140 с. ISBN 5-9758-0195-8.

6. Толмачёв М. Н. Дифференциация регионов по уровню экономического развития // Вестник института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2011. №1 (17). ISSN 2071-3819.

5. Smilevets D.O., Poroshin Y.B., Brajnikov V.A., Kruglov V.S. The development of foreign trade enterprises on the basis of international industrial cooperation. Saratov, Nauchnaja kniga, 2006. 140 p. ISBN 5-9758-0195-8.

6. Tolmachev M. N. The differentiation of the regions in terms of economic development. Vestnik instituía druzhby narodov Kavkaza «Teorija jekonomiki i upravlenija narodnym hozjajstvom». 2011. No 1 (17). ISSN 2071-3819.

удк 338.439.01

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

ANALYSIS OF THE STATE AND DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF THE INFORMATION INFRASTRUCTURE OF THE AGRO-FOOD COMPLEX OF RUSSIA

© Осовин Максим Николаевич

Maxim N. Osovin

кандидат экономических наук, заведующий лабораторией формирования информационной системы агропромышленного комплекса, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт аграрных проблем Российской академии наук.

PhD(Economics), Federal State Budget Institution of Science Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences, Russia.

И [email protected]

В условиях членства во Всемирной торговой организации (ВТО) развитие информационной поддержки производителей сельскохозяйственных товаров является одним из наиболее значимых инструментов воздействия государства на повышение производительности предприятий агропромышленного комплекса (АПК) и достижение продовольственной безопасности страны.

В статье показана необходимость построения информационных порталов в сети Интернет, аккумулирующих в едином источнике информацию обо всех аспектах сельскохозяйственного производства, вызовах времени, проблемах отрасли и путях их преодоления.

Ключевые слова: агропродовольственный комплекс (АПК), информатизация, человеческий капитал, эффективность производства.

For all the WTO (World Trade Organization) members enlarged information support to agricultural producers is the most important instrument the government uses to improve the agro-food complex enterprises 'performance and ensure food security.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The paper points to the need to construct information portals in the Internet that would accumulate the information on all aspects of agricultural production, challenges, problems and ways to overcome them.

н со

нализ общемировой практики ведения современного сельскохозяйственного производства показывает, что интеграция в сферу управления АПК всего спектра представленных на рынке информационных продуктов и услуг является одним из важнейших факто-

Key words: agro-food complex (AFC), informatization, human capital, production efficiency

ров модернизации отрасли. Данный процесс инициируется солидарными усилиями на всех уровнях по самосовершенствованию системы, в рамках которой формируется общая стратегия развития производства, уменьшается временной лаг выявления проблем функционирования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.