Научная статья на тему 'Роль информационного обеспечения культурного туризма в республике Татарстан'

Роль информационного обеспечения культурного туризма в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
352
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТУРИЗМ / ИНФОРМАЦИЯ / ИСТОРИЯ / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ахмадуллина Лилия Раифовна

Настоящая статья анализирует необходимость всестороннего и полного информационного обеспечения такого вида популярной деятельности, как культурный туризм в Республике Татарстан. Не располагая должным уровнем информационной освещённости, туризм вышеупомянутого региона не реализует в полной мере свои безграничные возможности, тем самым теряя не только туристов, но и препятствуя росту интереса к культуре и истории республики в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационного обеспечения культурного туризма в республике Татарстан»

Ахмадулина Л.Р. Роль информационного обеспечения культурного ... ^^ УДК 37.378

Ахмадуллина Л.Р. ÂkhmaduUina L.R.

Роль информационного обеспечения культурного туризма в Республике Татарстан

Role of a supply with information of cultural tourism in Republic Tatarstan

Настоящая статья анализирует необходимость всестороннего и полного информационного обеспечения такого вида популярной деятельности, как культурный туризм в Республике Татарстан. Не располагая должным уровнем информационной освещённости, туризм вышеупомянутого региона не реализует в полной мере свои безграничные возможности, тем самым теряя не только туристов, но и препятствуя росту интереса к культуре и истории республики в целом.

Ключевые слова : культура, туризм, информация, история, рекламная деятельность

The present article analyses the importance of full and all-round information support of such kind of popular activity as cultural tourism in the Republic of Tatarstan. The lack of adequate information impedes the region to realize its unlimited possibilities. It influences not only the number of the republic visitors but also works on degrade interest to the region'sabundant history and culture.

Key words : culture, tourism, information, history, promotion activities

Культурный туризм представляет собой одну из наиболее интересных современных форм досуга, играющих заметную роль в расширении общих знаний и, в частности, культурной эрудиции человека, и переживает сегодня новый этап развития благодаря неуклонному углублению процессов глобализации и созданию единого информационного общечеловеческого пространства, ведущих к устойчивому росту интереса людей к культурам мира, мультикультурации, расширению международной торговли предметами массового потребления, развитию скоростного транспорта, связи, а также всей системы организации, обеспечения и обслуживания туристических поездок. Мировая практика конца XX -начала XXI столетия свидетельствует, что культурно-познавательный туризм всё заметнее превращается в мощный инструмент осуществления диалога между цивилизациями как в социокультурном, так и в экономическом отношении.

Культурный туризм, как деятельность, находящаяся на пересечении гуманитарной сферы и сферы бизнеса, является одним из наиболее перспективных направлений экономического и культурного развития Российской Федерации, в том числе и Республики Татарстан. Основная сфера нововведений в культурном туризме связана с использованием

АХМАДУЛЛИНА Лилия Раифовна, соискатель кафедры искусствоведения и музееведения Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств (г. Казань). E-mail: sonbaharliliya@mail.ru,

информационных и коммуникационных технологий. Основным предназначением информационных технологий является удовлетворение информационных потребностей субъектов всех отраслей деятельности, в том числе, и туристской, современное развитие которой требует своевременного обеспечения необходимой информацией. Оперативность, надёжность, точность, высокая скорость обработки и передачи информации во многом определяют эффективность работы в этой области.

В соответствии с федеральными и республиканскими программами по развитию туризма предусмотрено создание единой системы информационного обеспечения в области туризма, в том числе создание единой туристско-информационной сети России и её интеграции с аналогичными международными системами. Предполагается формирование банков данных по отечественным и зарубежным фирмам, турам, маршрутам, транспортному обеспечению и средствам размещения туристов, а также создание информационной базы по туристским объектам всероссийского значения.

Полноценная интеграция России в мировой туристский бизнес требует скорейшей реализации регионами, в том числе и Татарстаном, сформулированных в программе задач и является необходимым условием создания и продвижения современных туристских продуктов, новых культурных маршрутов. Туристский потенциал Республики Татарстан для активного развития культурного туризма огромен: богатое историко-культурное наследие и древние традиции, условия для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий и активного отдыха, разнообразные пути сообщения с другими регионами страны. Между тем основная проблема заключается в отсутствии должного информационного обеспечения культурного туризма, адекватной туристской познавательной информации о Татарстане, как в пределах России, так и за рубежом.

В качестве одной из актуальных проблем на сегодняшний день можно выделить проблему информационного сопровождения культурного туризма, слабого применения рекламно-коммуникационных технологий Интернет, необходимости разработки технологии информационного обеспечения культурного туризма, например, создания единого информационного справочника по культурному туризму в Республике Татарстан. Туризм — это уникальная отрасль народного хозяйства. При небольших капиталовложениях туризм является одной из самых прибыльных отраслей. Во многих странах мира туризм превратился в передовую отрасль экономики. В 2000 году Всемирная туристская организация зарегистрировала 698 млн. турприбытий в мире, в 2005 году — 900 млн., в 2010 году - 937 млн., а к 2020 году по её прогнозам людям предстоит пережить туристский бум, так как число путешествующих приблизится к 1,6 млрд. человек.

Пока Россия в рейтинге конкурентоспособности в туристическом секторе занимает лишь 59 место из 139 стран. Соответствующее исследование раз в два года проводит Всемирный экономический форум, анализируя ситуацию по 14 показателям уровня развития туристического сектора. В их числе законодательное регулирование, безопасность, приоритетность отрасли, транспортная и туристическая инфраструктура, ценовая конкурентоспособность, бизнес-климат, человеческие, культурные и природные ресурсы. Наиболее сильные позиции Россия занимает по показателям обеспеченности природными и культурными ресурсами (4 и 13 места соответственно). В то же время эксперты ВЭФ поставили Россию на 122 место по показателям приоритетности для государства туристической отрасли, на 119 — по эффективности маркетинга и брен-динга в туризме, на 91 - по государственным расходам на туристиче-

скую отрасль. Статистические исследования показывают, что положение туризма в России мало изменилось с 2009 года. При этом до 8 миллионов запросов по теме "Туризм и отдых в России" обрабатывают ежемесячно интернет-поисковики. Эта цифра наглядно свидетельствует о том, насколько становятся востребованными путешествия по нашей стране.

Туристический потенциал Республики Татарстан огромен — это удачное географическое положение, реки Волга и Кама, множество малых рек и озёр, лесные массивы, лечебно-оздоровительные факторы природной среды, исторические и памятные места, уникальные традиции двух великих культур. В республике выявлено около 7 тысяч объектов, представляющих культурную ценность: исторические памятники, мемориальные места, музеи, и другие объекты показа, что может позволить развивать круглогодичный культурный туризм, "изюминкой" которого становится образ Казани, как "места свидания Запада и Востока". Кроме того, в республике более 300 мусульманских и православных памятников истории и культуры, 82 объекта экологического туризма: заповедники, национальные и природные парки, заказники и памятники природы. "Визитной карточкой" татарстанского туризма являются речные круизы. Речные круизы на теплоходах по Волге и Каме с заходом в Казань и города республики являются всероссийскими маршрутами. Но при всём этом статистика туристских посещений Татарстана тоже оставляет желать лучшего.

Культурный туризм играет огромную роль стимула сохранения и реставрации культурного наследия, фактора укрепления международных связей, взаимопонимания между людьми всего мира, предотвращения конфликтов на религиозной почве. Комплексное изучение объектов культурного наследия и активное участие молодёжи в продвижении и организации программ развития культурного туризма способствуют повышению образовательного и культурного уровня населения, воспитанию молодёжи в духе бережного отношения к культурному наследию всего человечества и обеспечению туристической отрасли квалифицированными специалистами.

Задача содержания мест исторического и культурного значения для Татарстана остаётся актуальной. Яркий тому пример - Старо-Татарская слобода — целый пласт казанской и российской истории, который разрушается день ото дня. Возрождение этого этнографического комплекса способствовало бы закономерному повышению интереса потенциальных туристов к нашему городу. В Казани много мест, которые были связаны с именами известнейших людей. Комплексное развитие этих мест, создание культурно-исторических зон города, в первую очередь, необходимо начинать с информирования самих жителей Казани, так как наследие является не только объектом туризма, но и объектом гордости жителей города, обладающего культурным наследием. Самосознание населения, что они обладают таким богатством, приводит к устойчивому развитию территории. Таким образом, культурно-историческое наследие становится экономическим фактором устойчивого развития города, хотя отношение жителей к имеющемуся наследию прямо зависит от того, какое внимание этому уделяет государство и местные власти.

Но пока существующие маршруты культурного туризма проходят либо по нескольким "накатанным" местам, либо выглядят как набор несвязанных между собой посещений различных памятников. Экскурсии и по Казани, и другим городам Татарстана не разнообразны, многие достопримечательности в малых городах и районах вообще никак не предъявляются туристам, отсутствует информация об их культурном и туристическом потенциале. Слабо задействованы коммуникационные каналы предоставления информации: библиотеки, музеи, архивы, ин-

формационные центры, СМИ и пр.Туроператоры практически не занимаются разработкой новых маршрутов, т.к. турфирмам не очень выгодно этим заниматься. Плохо поставлена реклама культурного туризма, никто не занимается разработкой презентационной и сувенирной продукции. Не отслеживается спрос на маршруты. Музеи региона (а именно они являются основными держателями историко-культурной информации и хозяевами многих объектов туристского показа) практически не участвуют в туристской деятельности (за исключением двух-трёх крупных музеев Казани и других городов республики).

Для того чтобы адекватная туристская познавательная информация о Татарстане, как в пределах России, так и за рубежом, была доступна и понятна, необходимо должное информационное обеспечение. Но в качестве одной из важных проблем остаётся проблема слабого применения рекламно-коммуникационных технологий Интернет и необходимости разработки технологии информационного обеспечения культурного туризма, например, создания информационных справочников по культурному туризму.

В целях решения задачи по разработке модели построения информационной системы культурного туризма в регионе для повышения интереса к республике необходимо определить информационные потребности субъектов туризма, которые находятся в тесной взаимосвязи со следующими видами туристской деятельности:

— практической;

— общественно-любительской;

— организационно-предпринимательской;

— научно-образовательной;

— деятельностью по осуществлению государственного регулирования туристической отрасли.

Основными категориями пользователей информации являются:

— собственно туристы;

— приезжающие с деловыми целями; предприниматели сферы туризма;

— студенты учебных заведений туристического профиля, и в целом, гуманитарной направленности;

— преподавательский состав высших и средне-профессиональных учебных заведений туристического профиля;

— научные сотрудники, слушатели курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки; должностные лица и представители власти.

Субъектами туризма востребована:

— законодательная,

— нормативно-правовая,

— экономическая,

— научно-техническая,

— методическая,

— библиографическая,

— учебно-методические материалы,

— печатные электронные учебники,

— информация страноведческого и краеведческого характера, рекламные сообщения и др.

По частоте использования и доступности коммуникационных каналов большая часть потребителей туристской информации используют Интернет. Значимыми показателями потребления информации, конечно же, являются достоверность, полнота, стоимость, оперативность и конфиденциальность информации. Интернет используется практически во всех основных бизнес-процессах внутри туристической компании, на-

чиная от поиска и привлечения клиентов и заканчивая формированием туристического продукта в качестве коммуникационного и маркетингового инструмента.

Творческий подход к данной разработке приведёт к созданию единого информационного комплекса. Помимо традиционных страниц, предполагаемых на такого рода сайтах и присутствующих разрозненно на проанализированных существующих сайтах (специализированных туристских и др.), могут присутствовать страницы в форме иллюстрированных познавательных путешествий по районам и городам Татарстана, с фрагментами художественных, декоративно-прикладных, литературных, музыкальных произведений, списком "интеллектуальной библиографии", описанием памятников истории и культуры, актуализирующем проблему сохранения и популяризации культурно-исторического наследия и разработки новых культурных маршрутов. И, конечно, детальная информация, необходимая туристам и туроператорам по инфраструктуре города. Справочник "Республика Татарстан - Культурный туризм" должен содержать коллекцию ссылок на туристские ресурсы, музеи, библиотеки, архивы, национальные рестораны, ресурсы в сети Интернет, справочные материалы с указанием их сайтов, адресов, конкурсы, викторины, фотогалереи и видеогалереи. Обязательно присутствие статической и динамической информации на странице "Единый календарь турсобытий Республики Татарстан". Информационное описание существующих маршрутов и эскизы новых культурных маршрутов должны включать концепцию маршрута, последовательность объектов и логические связки между объектами в рамках данного маршрута, обеспечивающие его содержательную целостность. В электронном виде маршруты могут выглядеть как виртуальные экскурсии.

Индустрия туризма, часто предлагая стандартизированные модели проведения досуга, превращает туризм в рассадник "массовой культуры" сее обезличенностью и бездуховностью. Противовесом данной негативной тенденции является активное развитие краеведческого туризма, где особенно явно актуализируются традиции и большее приближение к "малой родине", и уже на его базе - привлечение турпотоков из разных уголков страны и зарубежья. Краеведческий туризм, как никакой другой вид туризма, является фундаментальной основой процесса сохранения, укрепления и развития самобытности народа, подчёркивает своеобразие локальных культур и содействует росту патриотизма и интереса к истории и культуре родного края. В условиях диалектического единства глобализации мировых процессов и социально-культурной регионализации именно краеведческий, местный, региональный туризм способствует идентификации, сохранению и развитию локальных культур. Только на основе развитого краеведческого туризма может быть грамотнопо-строен содержательный информационный справочник по культурному туризму для организации рекламно-популяризационной деятельности культурно-познавательного туризма в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.