Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное обеспечение / программное обеспечение / вуз / образовательные организации / information support / software / university / educational organizations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Андреев, В В. Цой, А А. Шевченко, Ф А. Мастяев

Целью статьи является анализ изменений, произошедших в России за последние десятилетия в системе образования, в частности, в процессе информационного его обеспечения. Такие изменения привели к глобальным изменениям и интенсивной трансформации информационного обеспечения вузов. Ряд программ Министерства образования и науки РФ были направлены, в частности, на интенсификацию информационного обеспечения, разработку и внедрение новых информационных технологий. Объектом исследования в статье является информационное обеспечение ВУЗов, программные среды и комплексы, позволяющие сделать процесс обучения максимально простым и понятным для преподавателей, обучающихся и административных сотрудников. Предметом статьи является анализ тенденций совершенствования информационного обеспечения ВУЗов, разработка новых подходов к повышению его эффективности. Целью статьи является анализ программного обеспечения в вузах и формирование выводов о его достаточности для современных целей обучения. В контексте достижения заявленной цели в статье представлен аналитический обзор программных продуктов, охарактеризован объем используемых решений и сделан вывод о возможных сценариях развития информационного обеспечения в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А В. Андреев, В В. Цой, А А. Шевченко, Ф А. Мастяев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INFORMATION AND SOFTWARE IN HIGH SCHOOL

The article is aimed to analyze the changes that have occurred in Russia in the last decades in the education system, in particular, in the process of its information provision. Such changes have led to global changes and intensive transformation of information support of universities. A number of programmes of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation were directed, inter alia, at intensifying information support, development and introduction of new information technologies. The object of the study in the article is information support of universities, software environments and complexes that allow to make the process of training as simple and understandable for teachers, students and administrative staff. The subject of the article is analysis of tendencies of improvement of information support of universities, development of new approaches to increase of its efficiency. The article is aimed at analyzing the programs of providing in universities and forming conclusions about its sufficiency for modern purposes of training. In the context of achieving the stated goal, the article presents an analytical overview of software products, describes the volume of used solutions and makes a conclusion about possible scenarios of development of information provision in the future.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА»

EDN: ELNHVX

А.В. Андреев - старший преподаватель, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],

A. V. Andreev - senior lecturer, Synergy University, Moscow, Russia;

B.В. Цой - преподаватель, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],

V.V. Tsoy - lecturer, Synergy University, Moscow, Russia;

А.А. Шевченко - к.э.н., доцент, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],

A.A. Shevchenko - candidate of economic sciences, associate professor, Synergy University, Moscow, Russia;

Ф.А. Мастяев - старший преподаватель, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],

F.A Mastyaev - senior lecturer, Synergy University, Moscow, Russia.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА ROLE OF INFORMATION AND SOFTWARE IN HIGH SCHOOL

Аннотация. Целью статьи является анализ изменений, произошедших в России за последние десятилетия в системе образования, в частности, в процессе информационного его обеспечения. Такие изменения привели к глобальным изменениям и интенсивной трансформации информационного обеспечения вузов. Ряд программ Министерства образования и науки РФ были направлены, в частности, на интенсификацию информационного обеспечения, разработку и внедрение новых информационных технологий. Объектом исследования в статье является информационное обеспечение ВУЗов, программные среды и комплексы, позволяющие сделать процесс обучения максимально простым и понятным для преподавателей, обучающихся и административных сотрудников. Предметом статьи является анализ тенденций совершенствования информационного обеспечения ВУЗов, разработка новых подходов к повышению его эффективности. Целью статьи является анализ программного обеспечения в вузах и формирование выводов о его достаточности для современных целей обучения. В контексте достижения заявленной цели в статье представлен аналитический обзор программных продуктов, охарактеризован объем используемых решений и сделан вывод о возможных сценариях развития информационного обеспечения в будущем.

Abstract. The article is aimed to analyze the changes that have occurred in Russia in the last decades in the education system, in particular, in the process of its information provision. Such changes have led to global changes and intensive transformation of information support of universities. A number of programmes of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation were directed, inter alia, at intensifying information support, development and introduction of new information technologies. The object of the study in the article is information support of universities, software environments and complexes that allow to make the process of training as simple and understandable for teachers, students and administrative staff. The subject of the article is analysis of tendencies of improvement of information support of universities, development of new approaches to increase of its efficiency. The article is aimed at analyzing the programs of providing in universities and forming conclusions about its sufficiency for modern purposes of training. In the context of achieving the stated goal, the article presents an analytical overview of software products, describes the volume of used solutions and makes a conclusion about possible scenarios of development of information provision in the future.

Ключевые слова: информационное обеспечение, программное обеспечение, вуз, образовательные организации.

Keywords: information support, software, university, educational organizations.

Введение

Изменения, произошедшие в России за последние десятилетия, привели к глобальным изменениям и интенсивной трансформации экономической структуры страны, в том числе системы образования. В результате событий, произошедших за последние десятилетия, большинство университетов пережили или переживают кризис управления.

Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий оказало влияние на реформу образования. Основным условием производственной деятельности университета является его чувствительность к технологическим продуктам, основанным на передовых технологиях, и его ориентация на предоставление конкурентоспособных услуг, отвечающих потребностям потребителя. В последние годы возросла роль учебных заведений как субъекта системы образования. Кроме того, университеты должны стать центрами инноваций, реализующими интеллектуальный, научный, технический и человеческий потенциал. Поэтому сегодня это направление является приоритетом государственной политики по развитию инфраструктуры и информационных систем с целью присоединения России к пяти важнейшим странам мира. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная Указом Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642, разработанная Министерством образования Российской Федерации, разработало единый национальный проект в сфере науки и высшего образования на 2021-2030 годы - «Наука и университеты». В рамках Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» Минобрнауки России осуществляет деятельность, нацелена на создание и внедрение цифровой образовательной среды в организациях образования.

Обеспечение цифрового преобразования системы образования включает предоставление учебным и образовательным организациям новейших инструментов, развитие цифровых услуг и содержание образовательной деятельности. «Министерство науки и высшего образования планирует с 2021 года начать огромную связь между вузами на платформе «Современная цифровая образовательная среда в России», важнейшими направлениями которой являются: подготовка высокопрофессиональных кадров, развитие инфраструктуры, новые услуги и качественные данные [2]. Фактором успеха является технологическое оснащение учебного процесса, которое играет ключевую роль в решении экономических, управленческих и социальных вопросов.

В этой связи проводятся соответствующие исследования теоретических основ анализа и развития системы управления организациями высшего образования, в частности, обзор исторических тенденций и фактов в области инноваций в образовании, определение места информации и программного обеспечения в инновационной деятельности университетов. Анализ наиболее популярных методов управления в системе образования показал, что эти рейтинги активно применялись в последние десятилетия; связанные с качеством образования, наличием профессиональных учителей, безопасностью, комфортом, открытостью информации, социальный

статус учебного заведения и т.д. [4] Дана оценка современных тенденций и предпочтений потребителей в информации и программном обеспечении в сфере высшего образования.

Материалы и методы исследования

Анализ исследований в представленной области показал, что проблемы управления такими системами еще слабо изучены. Так, вопросами исследования управления информационными системами вузов занимались в различные годы следующие ученые: В. В. Андреев, Е. Ю. Бондаренко, Н. В. Герова, Ю.А. Грачёв, А. М. Махов, М.В. Скоробогатова, Е.М. Суходолова, Н.Н. Федякова, Р.С. Хатаева, В.А. Шушарин и др.

Однако многие аспекты данного феномена остаются неисследованными. В процессе написания статьи были использованы следующие методы: анализа и синтеза, статистический, аналитический.

С учетом сложившихся рыночных и инфраструктурных ограничений необходимы новые методические подходы к определению места информационных систем в обеспечении эффективной деятельности современных организаций высшего образования.

Результаты и обсуждения

Анализ имеющегося зарубежного и российского опыта подчеркивает важность данной социально-экономической ситуации и определяет необходимость выведения на рынок новых продуктов, товаров и новых технологий. Это достигается путем проведения научных исследований, опытных работ (бюджетных и внебюджетных). Поэтому важное значение придается коммерческой деятельности ВУЗов и сотрудничеству с инновационными центрами и инновационными предприятиями для создания коммерциализируемых технологий (трансферт новых технологий от стадии научной разработки до начальных этапов и передачи на стадию промышленных испытаний) [1]. Для ВУЗов такое сотрудничество - это дополнительные средства за счет коммерциализации научных разработок. А для студентов, аспирантов - это возможность участия в инновационных процессах.

На сегодняшний день крайне важно, что в России осуществлено формирование национальных приоритетов и сформированы методы регулирования инновационной модернизации экономики: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» [5]: «...доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе.». Предусматривается целевое финансирование на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений; расширяются возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов, стимулирование негосударственных инвестиций, «доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15 %»; «интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций»; доступность образования в условиях социальных, экономических и технологических изменений.

Одной из ключевых задач развития инновационной структуры ВУЗов является оснащение информационно-коммуникационным обеспечением образовательных учреждений [11]. Рассматривая варианты систем управления ВУЗ (российскую и зарубежную практика), можно сказать, что информационная открытость имеет особую актуальность для российской системы высшего образования в условиях рыночных конкурентных отношений. Данное условие позволяет гражданам получать доступ к информации, напрямую касающейся их прав, обязанностей и обеспечивает прозрачность деятельности ВУЗов [13]. Далеко не все российские ВУЗы имеют стабильные источники покрытия финансового дефицита в среднесрочной перспективе, поэтому ориентированы в основном на платное обучение. В таких условиях информационная открытость является крайне важным фактором для привлечения абитуриентов на платное обучение. В соответствии с этим можно сделать вывод о прямой взаимосвязи информационной открытости и потребительского спроса в сфере высшего образования [13].

Поэтому программное обеспечение в сфере высшего образования является основным фактором успешности, который выражается в трансформации образования в сферу предоставления услуг, а, следовательно, происходит следующее: поиск и модернизация новых каналов с потребителями (абитуриентами, учащимися); информатизация, которая поддерживается техническими средствами; развитие индивидуализации отношений с потребителем, рост и расширение рынка предоставляемых особых услуг - образовательных. Современные информационные технологии отвечают за обработку, хранение, воспроизведение, передачу, защиту информации и т.д. [14]. Это инновационный способ передачи знаний, соответствующий качественному образовательному процессу.

Очевидны следующие мировые тенденции в образовании [5,11,13]: изменение функций образования (инновационной экономике требуются высококвалифицированные кадры, например, сократилось количество рабочих мест в промышленности, а продавец сегодня не просто продавец, а менеджер торгового зала); рост расходов на образование (государственных и частных); непрерывное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка); открытие онлайн университетов (предоставляет возможность получить фундаментальные знания, наработать реальный практический опыт и собрать портфолио); создание виртуальных университетов, которые предоставляют программы высшего образования с помощью электронных средств массовой информации, Интернета; предоставляют онлайн обучение, а не онлайн курсы. Являются формой дистанционного образования для обеспечения доступа той части населения, которое не может посещать физический кампус, например, по причине удаленности; развитие виртуальных университетов и введение в систему образования английского языка повлечет за собой создание транснациональных, путем объединения национальных из многих стран мира.

Далее важно отметить, что в последние годы особенное внимание отводится «управлению качеством образования» [5]. В зарубежной литературе такой подход называется TQM (Total Quality Management, повышение производительности за счет повышения качества). На сегодняшний день наиболее перспективным подходом к управлению считается TQM. TQM введен в международные стандарты на системы качества (ISO 9000), которые приняты Россией. В сфере образования данный подход получил название TQE (Total Quality Education). Модернизация и реформирование системы образования повлекло за собой активное применение мониторингов и рейтингов. При помощи мониторинга происходит оптимизация образовательных организаций и повышение эффективности национальной системы образования. Рейтинги и мониторинг проводятся ежегодно для оценивания ВУЗов (институциональное оценивание). Они основаны на сборе, обработке (методах свертки) и анализе количественной информации. Анализ возможностей информационных систем автоматизации ВУЗом позволяет понять насколько эффективно тот или иной ВУЗ придерживается информационной открытости.

Внедрение информационных систем в ВУЗе предусматривает взаимосвязь средств и методов, которые используются для хранения, обработки и выдачи информации. Однако, существующие на сегодняшний день разные виды программного обеспечения не обладают универсальностью и не решают весь круг задач из-за специфичности и разнообразия ВУЗов. Специалистами, изучающими данную область, рассматривается ВРМ (business process management, забота об улучшении процессов посредством радикальной модернизации и использования передовых технологий) - подход, включающий в себя ВРМS (Business Process Management System) [5,12,13]. Стоит отметить, что концепции TQM и BPR кроме взаимосвязи, имеют свои особенности, TQM фокусируется на постоянных улучшениях, а BPR - на инновационных продуктах.

Резюмируя, можно отметить, что применение любой из вышеназванных концепций и использование современных образовательных технологий невозможно без необходимой материально-технической базы, персональных компьютеров, программного обеспечения.

Стоит обратить внимание на некоторые аспекты системы управления за рубежом. В зарубежных странах, например, в США, система высшего образования регулируется Министерством образования (Department of Education). Департамент регулирует вопросы, касающиеся национальных интересов государства. В целях поддержки Конгресс США каждый год принимает программы, которые финансируются из госбюджета и реализуются Департаментом Образования: права гражданина, равные возможности в рамках законодательства, программы по оказанию финансовой помощи студентам (система грантов Пелла - Pell Grants), ключевым фактором в системе образования США является тесное сотрудничество с крупными корпорациями и малыми компаниями. Характерной особенностью управления является принятие стратегических решений в этой сфере исследований [5,12,13]. Кроме того, в университетах США отсутствуют кафедры, а внутри факультетов разрабатываются научные программы под руководством профессоров для развития новых направлений. Стоит отметить, что структура высшего образования США характеризуется разнообразием, жесткой иерархией, зависящей от объема научных исследований. Например, на территории Стэнфорда расположены 18 независимых лабораторий, научных центров и институтов, практически в круглосуточном распоряжении студентов находятся 20 библиотек. В Stanford University около 5 тысяч научных и исследовательских проектов, спонсируемых инвесторами и меценатами.

В Германии деятельность и выработка методических принципов координируется Конференцией ректоров Германии и объединяет всех ректоров страны. Президент ВУЗа (возраст ограничивается 65 годами) избирается по конкурсу сроком на четыре года [5]. В Великобритании Министерство работает совместно с Королевской инспекцией. В ВУЗах Англии преобладает дуальная система, при которой теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. В основном все Британские ВУЗы являются автономными институтами, кроме Кембриджа и Оксфорда (управляются исключительно своими собственными членами). В российских университетах, как и в университетах большинства стран, первым лицом является ректор. Ректор отвечает, как за академические, так и за организационные решения.

И в России, и за рубежом происходит развитие цифровых технологий в высшtм образовании [6]. По мнению исследователей [4,5], Jisc (некоммерческая британская организация, комитет информационных систем Joint Information Systems Committee, финансируется правительством и университетами, поддерживает общенациональные информационные сети и цифровые сервисы, консультирует в сфере IT в высшего образования) и Emerge Education (фонд посевных инвестиций) проникновение новых технологий (например, EdTech (технологические решения в области образования) в систему образования имеют полезные и перспективные изменения.

На сегодняшний день разные ВУЗы имеют разное программное обеспечение, поэтому государством начата работа по переходу на российское программное обеспечение. В 2020 г. Минобрнауки предоставило 44 ВУЗам субсидии в размере 423,5 млн. руб. для финансовой и методологической поддержки цифровизации учреждений. С 2022 года такая господдержка входит в национальный проект «Наука и университеты» с объемом финансирования 3,8 млрд руб.[2]

Ключевым фактором для успешной работы ВУЗа является цифровая среда учебного учреждения [1,2,4,5,12]. Например, РБК+ - ведущий мультимедийный холдинг России[8]. Компания ведет операционную деятельность в сегментах интернет, телевидения и прессы), со ссылкой на IAU (Международная ассоциация университетов) за 2020 г, в период самоизоляции 424 университета из 109 стран мира перешли на дистанционное обучение. А многие российские ВУЗы ощутили проблемы доступа к технической инфраструктуре и недостаточную компетенцию у преподавательского состава для работы в режиме онлайн. Вынужденные ограничения, связанные с пандемией, можно сказать, ускорили реформу системы высшего образования (переход от тра-

диционной системы к гибридной или цифровой). Ольга Назайкинская, директор Центра трансформации образования бизнес-школы «Сколково»: «В отличие от некоторых стран, у нас учебный процесс не остановился». Поскольку многие ВУЗы ранее развивали инфраструктуру и подбирали технические решения.

Образование онлайн призвано усилить конкуренцию ВУЗов как внутри страны, так и на международном уровне.

По данным РИА Новости от 15.09.2021 г. «Более 300 российских ВУЗов и колледжей адаптировали свои образовательные программы под требования цифровой экономики, сообщается на сайте кабинета министров РФ со ссылкой на вице-премьера Дмитрия Чернышенко»[9].

В связи с тенденциями, происходящими в системе высшего образования на рынке появляются предложения цифровых образовательных услуг, например, Юрайт (Российская образовательная платформа, специализирующаяся на русскоязычном среднем профессиональном и высшем образовании). Образовательная платформа предоставляет: чтение, реферирование и обсуждение учебных текстов; просмотр образовательных видеоматериалов и выполнение видео заданий; прослушивание аудиодорожек; прохождение адаптивного формирующего тестирования; учебное взаимодействие между студентами и преподавателями. Кроме этого Юрайт предлагает курсы для ВУЗов - 1402, курсы СПО - 647, библиотеку с учебниками и дополнительной литературой, «открытую библиотеку» со свободным доступом.

В свою очередь Юрайт [15] предоставляет статистику: рейтинг ВУЗов, активных в цифровом учебном процессе за 2020 год (в составлении данного рейтинга приняли участие 129 666 студентов и 17 923 преподавателей из 836 организаций русскоязычного высшего образования России и Ближнего Зарубежья) [3].

Далее стоит обратить внимание, что наиболее популярными платформами в образовательной среде являются Moodle, Microsoft Teams, Sakai, BlueJeans и Zoom. Однако некоторые ВУЗы пользуются сразу несколькими системами.

Moodle (от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), кроссплатформенное программное обеспечение, распространяется по лицензии GNU General Public License. Более известная как система управления обучением, виртуальная обучающая среда. Данная система занимает около 18 % рынка США.

Microsoft Teams (корпоративная платформа), является частью пакета Microsoft 365 (офисный пакет, программное обеспечение + услуги), поддерживается Windows, Linux, macOS, iOS, Android, интегрирована со Skype. Наиболее востребована данная программа стала в связи с пандемией Covid-19 и переходом образовательных организаций на дистанционный режим работы.

Sakai (ПО), образовательная программная платформа. Кроссплатформенное ПО. Распространяется по лицензии образовательного сообщества. Данное программное обеспечение предназначено для преподавателей и студентов в организации очного учебного процесса и дистанционного обучения. Используется в США, Канаде, Европе, Азии, Африке, Австралии.

ПО Sakai включает в себя следующие функции: распространение документов, журнал успеваемости, обсуждения, живые чат, загрузка заданий и онлайн-тестирование. Часто используется ВУЗами, среди крупнейших можно указать следующие: Стэндфордский университет, Мичиганкий университет, Университет Калифорнии -Беркли, Йельский университет и др.

BlueJeans базовый сервис для проведения конференций, используется с устройств iOS, Android и платформ: Google Hangouts, Cisco Jabber, Avaya Scopia, Microsoft Lync. Используется при проведении дистанционных занятий, чтения лекций, организации семинаров, с возможностью записывать занятие. Максимальное число подключений 100 чел.

Zoom (Zoom Video Communications) для организации видеоконференций, приобрела максимальную популярность в период пандемии COVID-19 для удаленной работы, дистанционного обучения. Максимальное число подключений 500 чел.

Далее представлен рейтинг наиболее популярных платформ в учебной среде, составленный ДП («Деловой Петербург» - центральная деловая газета Санкт-Петербурга) [3].

Таблица 1 - Рейтинг наиболее популярных платформ в учебной среде

Место Программа Баллы

1 LMS Moodle 5

2 Zoom 4,6

3 BlueJeans 4,5

4 Microsoft Teams 4,3

5 Sakai 4

б Office 365 3,5

7 Mirapolis Virtual Room 3,5

Как говорилось выше, некоторые ВУЗы используют сразу несколько программных продуктов, так как универсального обеспечения пока нет, а некоторые - свои программы. Еще одним таким примером может быть СПбГУАП (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения») [исследования выполнялись 4,5,12]. У ВУЗа есть своя электронная информационно-образовательная «Интегрированная среда обучения», модернизированная на базе платформы LMS Moodle (бесплатная система управления обучением,

используется для смешанного обучения, дистанционного обучения в ВУЗах, школах и в некоторых других секторах), предоставляет доступ к учебным материалам, личным кабинетам, электронной библиотеке, позволяет следить за изменениями в расписании онлайн и т.д. СПбГУ ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) зарегистрировал сетевую информационную систему «AcademicNT» как оригинальную разработку в начале 2000-х, ее использование продолжается по настоящее время. МИЦ (Методический интернет-центр) выполняет следующие функции: хранение и учет учебно-методических материалов; формирование и управление модульными учебными курсами; формирование и предоставление статистических отчетов; управление правами пользователей в системе; оперативное изменение пользовательских интерфейсов [12].

Каждому высшему учебному заведению необходимо пройти цифровую трансформацию и выбрать необходимую стратегию. Такая трансформация заключается во внедрении IT-решений, влечет за собой культурные и организационные изменения, изменения корпоративной культуры, оптимизацию процессов управления ВУЗом.

Кроме цифровизации образовательного процесса, ВУЗами ведется работа с большим количеством данных, а процессы автоматизации в ВУЗах имеют свою специфику. Несмотря на значительное количество различных подходов, особенную актуальность представляет вопрос формирования единой информационной системы управления на основе программных продуктов.

В заключении, хотелось бы повториться, что в РФ нет единого электронного сервиса для ВУЗов, однако работа над этим ведется, так 14 июля 2021 г. Министерство науки и высшего образования разместило на сайте документ «Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» [6]. В документе представлен ряд проектов, направленных на цифровую трансформацию высшего образования, а именно: объединение ключевых инициатив; рассмотрение передовых мировых тенденций, принимая во внимание российский опыт цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования; формирование единой политики управления данными в сфере науки и высшего образования.

Необходимо отметить, что требования инновационной экономики к управлению организационными структурами ВУЗ являются необходимостью. Адаптивные информационные связи, основанные на партнерских отношениях между сотрудниками, подразделениями имеют прямое влияние на оказание качественных образовательных услуг и направляют образовательный процесс на образовательные стандарты, запросы потребителей, общества и государства, кроме того, эффективность деятельности ВУЗов, научно-образовательные услуги, оказываемые на коммерческой основе, обеспечат конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

К вышесказанному можно добавить, что ВУЗы, которые стараются удержать свои позиции на международном рынке образования должны использовать в обучении новые технологии, поскольку цифровизация подразумевает трансформацию управленческого и образовательного процессов в ВУЗах путем внедрения новых технологий обработки, передачи и обмена на цифровых носителях и ведет к интеграции образования с информационными ресурсами, например, некоторые критерии в рейтинге QS определяют степень глобализации университета в разрезе доли иностранных студентов и преподавателей, а рейтинг THE учитывает долю иностранных студентов, долю иностранных преподавателей и количество статей, опубликованных в соавторстве с зарубежными исследовательскими группами.

Разработанная «Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования», разработанная Минобрнауки, включает в себя следующие цели:

— архитектура цифровой трансформации

— развитие цифровых сервисов (включающие все виды бизнес-процессов образовательных организаций высшего образования);

— управление данными;

— модернизация инфраструктуры;

— управление кадровым потенциалом.

И состоит из семи проектов: «Датахаб» (комплексный подход: координационное, методическое и информационное сопровождение в сфере науки и высшего образования); Архитектура цифровой трансформации (внедрена BI-система, которая позволяет в режиме онлайн мониторить процесс цифровой трансформации в области науки и высшего образования); Цифровой университет (охватывает все бизнес-процессы ВУЗов); Единая сервисная платформа науки (создание и развитие единой системы сервисов для исследований и разработок); Маркетплейс и оборудования (формирование единой информационной среды, создание единой системы мониторинга); Цифровое образование (повышение уровня цифровых компетенций студентов и преподавателей); Сервис хаб (создание информационной системы для оптимизация, систематизация и регламентирование бизнес-процессов).

Стратегия цифровой трансформации рассчитана на период до 2030 г., ее реализация предполагает обеспечение присутствия РФ в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, путем единой связи всех семи проектов и достижением сферой науки и образования «цифровой зрелости».

Вопрос об уровне российского образования является сегодня актуальным как никогда. Происходящие в России в течение последних десятилетий события, повлекли за собой глобальные изменения и интенсивное развитие экономического устройства страны, а именно в системе образования. С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информаци-

онной среды жизни общества. На сегодняшний день инновационный процесс является основным фактором экономического развития.

Конкурентная борьба является следствием глобальной инновационной экономики. В последние десятилетия понятие «рейтинг ВУЗов» активно вошло в обиход и связано с качеством образования, наличием профессиональных преподавательских кадров, безопасностью, комфортностью, информационной открытостью, социальным статусом учебного учреждения и др. Цифровизация ВУЗов РФ является ключевым фактором для вхождения и сохранения своих позиций в международном научно-образовательном пространстве и для участия в международных рейтингах ARWU, QS и THE.

Выводы

Рассмотренные выше положения позволяют однозначно утверждать, что цифровизация высшего образования является основным фактором успешности, который выражается в трансформации образования в сферу предоставления услуг, а, следовательно, происходит следующее: поиск и модернизация новых каналов с потребителями (абитуриентами, учащимися); информатизация, которая поддерживается техническими средствами; развитие индивидуализации отношений с потребителем, рост и расширение рынка предоставляемых особых услуг - образовательных.

Немаловажным фактором является применение концепций TQM и BPR. TQM фокусируется на постоянных улучшениях, а BPR - на инновационных продуктах. Применение любой из вышеназванных концепций и использование современных образовательных технологий невозможно без необходимой материально -технической базы, персональных компьютеров, программного обеспечения. Каждому высшему учебному заведению необходимо пройти цифровую трансформацию и выбрать необходимую стратегию. Такая трансформация заключается во внедрении IT-решений, влечет за собой культурные и организационные изменения, изменения корпоративной культуры, оптимизацию процессов управления ВУЗом.

Необходимо отметить, что в РФ нет единого электронного сервиса для ВУЗов, однако работа над этим ведется, так 14 июля 2021 г. Министерство науки и высшего образования разместило на сайте документ «Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования». В документе представлен ряд проектов, направленных на цифровую трансформацию высшего образования. Стратегия цифровой трансформации рассчитана на период до 2030 г., ее реализация предполагает обеспечение присутствия РФ в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, путем единой связи всех семи проектов и достижением сферой науки и образования «цифровой зрелости».

Источники:

1. Алдашева А.А., Апреликова Н.Р. и др. Психологические исследования в интернет-пространстве: поисковые системы, социальные сети, электронные базы / Сер. Психология социальных явлений. Москва, 2020.

2. Analysis of the Competitive Environment in the Electronics Market: the Global Crisis of the Semiconductor Industry and Global Development Trends / A. E. Trubin, A. E. Zubanova, O. V. Dorofeev [et al.] // Journal of Modern Competition. - 2022. - Vol. 16, No. 4(88). - P. 19-33. - DOI 10.37791/2687-0657-202216-4-19-33. - EDN NCSWLB.

3. Библиотечный-информационный центр [Электронный ресурс]. - URL: http://library.customs-academy.ru/jirbis2/index.php7option =com_content&view= article&id=731 :news-200414&catid=33&Itemid=448.

4. Бондаренко Е. Ю., Махов А. М. Информационные системы в деятельности современного вуза // Russian Journal of Education and Psychology. - 2010. -№1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7informatsionnye-sistemy-v-deyatelnosti-sovremennogo-vuza-2.

5. Грачёв Ю.А. О формировании электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации высшего образования МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. - №2 (78). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-elektronnoy-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy-v-obrazovatelnoy-organizatsii-vysshego-obrazovaniya-mvd-rossii.

6. Министерство науки и высшего образования РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/ dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf.

7. Министерство науки и высшего образования РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/ e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf.

8. РБК+ [Электронный ресурс]. - URL: https://plus.rbc.ru/news/6086b12e7a8aa91c9dc7e8fd.

9. РИА [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20210915/tsifrovizatsiya-1750121961.html.

10. Семенова Е.М., Токмакова Е.Н., Дорофеев О.В., Трубин А.Е., Захаров А.В. Интернет-маркетинг как технологий достижения конкурентоспособности современной компании в условиях цифровизации экономики // Современная конкуренция. - 2023. - Т. 17. - № 1 (91). - С. 106-121.

11. Суходолова Е.М. Информационная система как основа эффективного управления вузом // МНКО. - 2021. - №2 (87). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-sistema-kak-osnova-effektivnogo-upravleniya-vuzom-1

12. Федякова Н.Н. Совершенствование информационных систем управления вузом // ИТС. - 2016. - №2 (83). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovershenstvovanie-informatsionnyh-sistem-upravleniya-vuzom.

13. Хатаева Р.С. Анализ подходов разработки и специфики функционирования автоматизированных систем управления в вузах России // МНКО. -2015. - №3 (52). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-podhodov-razrabotki-i-spetsifiki-funktsionirovaniya-avtomatizirovannyh-sistem-upravleniya-v-vuzah-rossii.

14. Шушарин В.А., Скоробогатова М.В. Автоматизированные информационные системы в инновационной деятельности вуза // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2017. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nyavtomatizirovannye-informatsionnye-sistemy-v-innovatsionnoy-deyatelnosti-vuza.

15. Юрайт [Электронный ресурс]. - URL: https://urait.ru/news/1155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.