Мансурова Алла Анатольевна
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
В статье рассматривается роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка. Отталкиваясь от общих вопросов, связанных с внедрением новых технологий в процесс обучения, и исходя из критериев "положительное воздействие", "негативное воздействие" и "значимость результатов использования в учебном процессе", автор акцентирует внимание на отношении преподавателей английского языка средних школ к их использованию в учебном процессе. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/12-2/57.1^т1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 2. C. 204-206. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
204
^БЫ 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 2
УДК 378.14
В статье рассматривается роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка. Отталкиваясь от общих вопросов, связанных с внедрением новых технологий в процесс обучения, и исходя из критериев «положительное воздействие», «негативное воздействие» и «значимость результатов использования в учебном процессе», автор акцентирует внимание на отношении преподавателей английского языка средних школ к их использованию в учебном процессе.
Ключевые слова и фразы: информационно-коммуникационные технологии; интернет-ресурсы; интернет-технологии; иностранный язык; английский язык.
Мансурова Алла Анатольевна, к. пед. н.
Пятигорский государственный университет sova72_@mail. т
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью действительности, обслуживая потребности современного общества в самых разных сферах: от бесперебойной работы жизненно важных институтов и деловых структур (система безопасности, банковское дело, финансы и т.д.) до многочисленных социальных сетей и развлечений. Новые технологии стремительно развиваются и позволяют нам выполнять задачи, которые невозможно было решить несколько десятилетий назад [1; 7; 8]. Огромное влияние новые технологии оказывают и на систему образования.
Как отмечает Е. В. Копаева, современный этап инновационного развития системы образования зависит от эффективности внедрения следующих условий: совершенствование ресурсной и материальной базы образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом; повышение уровня материально-технического оснащения школы; подготовка будущего учителя к работе в новых условиях; ориентация на запросы всех субъектов образовательного процесса и создание комфортных условий для эффективной реализации новых образовательных стандартов [5, с. 196].
С точки зрения И. И. Климовой, «в условиях использования современных электронных информационных ресурсов, мультимедийных и сетевых технологий в образовательном процессе» необходимо добиться соответствия российского образования «современным тенденциям мирового развития» и «текущим и будущим вызовам современного мира» [4, с. 183-184].
Использование информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) на регулярной основе не просто позволяет получить доступ к обширной информации по различным предметам учебного плана, но и способствует формированию жизненно важного навыка - способности использовать различные цифровые инструменты. Данный навык не уступает по своей значимости таким базовыми навыкам, как умение считать, читать, писать и выражать свое мнение.
Несмотря на важность использования ИКТ в образовательном процессе, существует целый ряд проблем, связанных с их использованием в ходе преподавания английского языка как иностранного [2; 3; 6].
В данной статье попытаемся определить отношение учителей к использованию ИКТ на уроках иностранного языка и понять, с чем именно они ассоциируют информационно-коммуникационные технологии в преподавании английского языка как иностранного.
Поскольку ответить на данные вопросы можно только посредством анализа использования ИКТ среди учителей английского языка средних школ, нам было необходимо выработать особую исследовательскую стратегию. С этой целью мы определили группу респондентов, состоящую из 100 учителей английского языка средних школ Ставропольского края. Большинство участников экспериментального исследования составляли женщины (76 женщин и 24 мужчины). Возраст педагогов варьировался в рамках 3 возрастных категорий: от 25 до 35 лет (32 человека), от 35 до 45 лет (40 человек), от 45 до 60 лет (28 человек). Для определения ИКТ-компетентности представителей экспериментальной группы был проведен опрос респондентов, по результатам которого мы смогли установить, что более 70% из них не имеют специальной подготовки в области использования ИКТ в преподавании иностранного языка, что не мешает 60% учителей считать себя компетентными пользователями в этой сфере. Более 90% опрошенных сообщили, что они нуждаются в доступе к ИКТ в свободное время. Почти 60% респондентов утверждали, что они сталкиваются с незначительными трудностями при изучении новых цифровых инструментов, и около 70% учителей уверены, что смогут воспользоваться всеми возможностями цифровых инструментов в процессе преподавания английского языка как иностранного. Важным показателем, имеющим влияние на интеграцию учителей в сферу цифровых технологий, является уверенность педагогов в позитивном влиянии ИКТ на учащихся в процессе усвоения образовательной программы и закрепления учебного материала.
Итак, каковы общие оценочные критерии, выявленные в ходе опроса? Мы условно подразделили их на три блока: положительное воздействие ИКТ; негативное воздействие ИКТ; значимость результатов, полученных
13.00.00 Педагогические науки
205
в ходе использования ИКТ в учебном процессе. При определении положительного воздействия ИКТ на процесс освоения английского языка в школе наибольшее количество голосов респондентов набрали следующие пункты: «Использование ИКТ делает предмет интереснее» (95%), «Использование ИКТ предоставляет доступ к разнообразным материалам» (92%), «Использование ИКТ позволяет ученикам самостоятельно выполнять индивидуальные задания и презентовать полученные результаты» (86%), «Использование ИКТ помогает осуществлять коллективные проекты в сети» (80%).
Среди других положительных факторов использования ИКТ в обучении иностранному языку наиболее очевидными, по мнению участников эксперимента, являются следующие:
- позволяют адаптировать учебные материалы в соответствии с конкретными обстоятельствами и потребностями учеников;
- позволяют обращаться к самым свежим новостям и наиболее актуальным материалам в сетевых первоисточниках;
- дают возможность совмещать и комбинировать способы отработки базовых навыков (через использование текстов, изображений, аудио- и видеороликов и т.д.);
- повышают вовлеченность учащихся и др.
Респонденты отметили, что, в отличие от традиционных учебных (печатных) пособий, ИКТ не просто помогают преподавателю иностранного языка презентовать новый материал, используя сразу несколько каналов восприятия и комбинируя тексты с фото и/или графическим изображением и аудиосопровождением, но и позволяют применять новаторство и творчество в построении урока. Учитель получает возможность использовать различные материалы для каждого нового урока, а не просто следовать заданиям учебника, заставляющим учеников строить высказывания по одним и тем же клише. Внедрение специальных интерактивных заданий и тестов повышает обратную связь, обеспечивая более быстрый и эффективный «отзыв» не только с точки зрения исправления ошибок, но и создания соответствующих комментариев и рекомендаций. Кроме того, компьютерные программы и задания могут быть адаптированы преподавателями с учетом потребностей конкретных учащихся и их языкового уровня, в отличие от учебников, выпускаемых в едином формате, независимо от возможной разницы в подготовке и особенностей восприятия.
40% участников экспериментального опроса отметили, что использование интернет-ресурсов в ходе изучения английского языка - это второй по эффективности после погружения в англоязычную среду способ изучения иностранного языка. Выделенные ими преимущества использования интернет-ресурсов в изучении английского языка можно обобщить по следующим основным направлениям:
- доступ в Интернет дает возможность эффективно изучать английский язык и осуществлять коммуникацию на нем, не выезжая из страны;
- Интернет позволяет пользователям изучать язык в любое удобное для них время;
- при выполнении творческих и самостоятельных заданий Интернет обеспечивает мгновенную обратную связь между учеником и преподавателем;
- Интернет позволяет обращаться к тем или иным онлайн-источникам то количество раз, которое необходимо для выполнения задания или успешного овладения материалом;
- Интернет является мультимодальным инструментом обучения, который активно стимулирует сенсорные и когнитивные процессы, повышая тем самым результативность овладения языком;
- специфика Интернета позволяет учащемуся выбирать оптимальные образовательные ресурсы и адаптировать процесс обучения под его индивидуальные потребности;
- Интернет - сравнительно недорогой источник информации.
Таким образом, было отмечено, что интернет-коммуникация позволяет ученикам обмениваться не только короткими сообщениями, но и создавать объемные документы, облегчая тем самым выполнение совместных проектов и исследовательских работ. Кроме того, учащиеся могут делиться изображениями, аудио- и видеофайлами. Интернет помогает создавать среду, в которой общение в режиме реального времени и творческая коммуникация могут быть успешно интегрированы во все аспекты курса.
При определении негативного эффекта применения ИКТ в образовательном процессе в ходе урока английского языка наибольшее количество голосов респондентов набрали следующие пункты: «Использование ИКТ -это далеко не самый важный фактор при освоении иностранного языка» (72%), «Интернет сильно отвлекает школьников от занятий» (65%), «Использование ИКТ не помогает в выполнении заданий итоговой аттестации» (64%), «Использование ИКТ больше помогает в изучении новых технологий, а не в освоении иностранного языка» (51%), «Использование ИКТ во время урока отнимает слишком много времени» (49%).
Оценивая значимость результатов, полученных в ходе использования ИКТ в учебном процессе, респонденты отметили, что «ИКТ позволяют решать дидактические задачи, положительно влияющие на процесс освоения английского языка» (84%), «ИКТ позволяют ученикам развивать большую самостоятельность при получении новых знаний» (82%), «ИКТ повышают эффективность традиционных образовательных приемов» (72%).
Действительно, мы можем утверждать, что интеграция информационно-коммуникационных технологий в преподавание иностранных языков рассматривается как средство создания особой среды, в которой появляется возможность применять различные подходы и педагогические концепции. Однако ИКТ являются довольно сложным педагогическим «инструментом», поскольку требуют от учителя наличия специальных навыков. Развитие ИКТ (появление новых методов и способов сбора, хранения, обработки и передачи
206
ISSN 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 2
информации посредством электронной почты, Интернета, различных мультимедиа и т.д.), несомненно, влияет на образовательный процесс. По мнению респондентов, ИКТ перестали быть просто дополнительным средством, а стали неотъемлемой частью современной образовательной среды (85%).
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку требует не только методических рекомендаций для педагогов, но и определенных указаний для учащихся, привыкших к традиционному личному общению с учителем в классе. Кроме того, несмотря на увеличение числа учащихся, имеющих доступ к интернет-технологиям и использующих их для личного общения, ряд учеников могут испытывать различного рода трудности в использовании ИКТ в образовательном контексте. Поэтому большинство участников экспериментального опроса (63%) согласились с тем, что, наряду с изменениями образовательных программ и стандартов, Министерство образования и науки РФ должно инициировать проведение обязательных практикумов и тренингов по внедрению новых технологий и программных продуктов. По их мнению, формирование специальных навыков у учителей и учеников и решение возникающих технических проблем - это задачи, которые нельзя игнорировать. Помогая ученикам получать знания через реализацию различных стратегий и альтернативных форм обучения, учитель тем самым будет способствовать повышению уровня их мотивации.
Обобщая вышеизложенное, мы можем отметить, что использование ИКТ не может решить все проблемы, возникающие в современном образовании, однако позволяет значительно повысить его качество. Современный технологический мир нуждается в интеграции ИКТ в образование. Именно поэтому одной из главных задач учителя является необходимость сделать новые технологии и Интернет неотъемлемой частью образовательного процесса.
Список литературы
1. Бояркина Л. А., Ледак Л. П. Инновационные информационные технологии обучения как средство формирования профессионализма преподавателя // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 31. С. 40-44.
2. Васьбиева Д. Г. Возможности интеграции мобильных технологий в процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5 (59): в 3-х частях. Ч. 3. C. 193-195.
3. Гулая Т. М. Возможности интеграции современных интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку // Проблемы современного образования: сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции. Прага: НИЦ Социосфера, 2013. № 37. С. 70-74.
4. Климова И. И. Роль электронного обучения как неотъемлемой части смешанного обучения иностранному языку в вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 8 (62): в 2-х частях. Ч. 1. C. 183-185.
5. Копаева Е. В. Использование современных образовательных технологий в обучении информатике // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 6 (60): в 3-х частях. Ч. 3. C. 195-198.
6. Лизунова Н М., Чернышкова Н В. Информационно-образовательные ресурсы в обучении профессиональному иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 9 (63): в 3-х частях. Ч. 2. C. 201-204.
7. Мансурова А. А. Мультимедиа в развитии образовательной активности детей // Университетские чтения - 2016: материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Пятигорск: ПГЛУ, 2016. Ч. 1. С. 116-120.
8. «Техно» и «Логия» в педагогической практике (по материалам лекции Т. Г. Галактионовой) [Электронный ресурс]. URL: http://contest.schoolnano.ru/progmaterial/technology_intro/ (дата обращения: 20.09.2016).
THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT SCHOOL
Mansurova Alla Anatol'evna, Ph. D. in Pedagogy Pyatigorsk State University sova72_@mail. ru
The article discusses the role of information and communication technologies in teaching a foreign language. Starting from the general issues associated with the introduction of new technologies in the learning process, and based on the criteria of "positive effect", "negative impact" and "significance of application results in educational process", the author focuses on the attitude of English language teachers of secondary schools to their use in the educational process.
Key words and phrases: information and communication technologies; Internet resources; foreign language; English.