Научная статья на тему 'Роль импортозамещения в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственной независимости России'

Роль импортозамещения в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственной независимости России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ. ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / IMPORT SUBSTITUTION / FOOD SECURITY' / FOOD INDEPENDENCE. FOOD SECURITY' DOCTRINE OF THE RUSSIAN FEDERATION / EXPORT / FOOD IMPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинова Алла Владимировна, Талалаева Наталья Сергеевна

Цель исследования заключалась в оценке роли импортозамещения в обеспечении продовольственной безопасности страны на основе установления взаимосвязи между понятиями «продовольственная безопасность», «продовольственная независимость», «продовольственное импортозамещение» и выявления состава показателей, определяющих влияние импорто замещения на продовольственную безопасность в разрезе норм действующей Доктрины продовольственной безопасности РФ и проекта новой Доктрины, принятие которой планируется в ближайшее время. Выполненный за 2010-2018 гг. динамический анализ показателей результативности импортозамещения показал усиление позитивного влияния импор-тозамещения на продовольственную безопасность страны по большинству товарных позиций продовольствия, установленных доктриной. Однако импортозависимость страны в отношении ряда продуктов питания сохраняется. Анализ влияния импортозамещения на продовольственную безопасность страны в соответствии с проектом новой Доктрины продовольственной безопасности, делающей акцент на самообеспечении страны продовольствием и развитии ее экспортного потенциала, показал снижение роли импортозамещения в обеспечении продовольственной безопасности страны, проявляющееся в ухудшении параметров ее продовольственной независимости, что определяет необходимость ускоренной реализации мер, направленных на интенсификацию импортозамещения и повышение его роли в обеспечении продовольственной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF IMPORT SUBSTITUTION IN ENSURING FOOD SECURITY AND FOOD INDEPENDENCE IN RUSSIA

The goal of the research is to assess the role of import substitution in ensuring food security of Russia by establishing the relationship between the concepts of “food security”, “food independence”, “food import substitution” and identifying indicators that determine the impact of import substitution on food security in terms of the current Food Security Doctrine of the Russian Federation and a new doctrine, the adoption of which is planned in the near future. The dynamic analysis of the indicators of import substitution development in 2010-2018 shows an increase in the positive impact of import substitution on Russia's food security for most food products mentioned in the doctrine. However, the country's import dependence on a number of food products has not been resolved. An original analysis of the impact of import substitution on Russia's food security in terms of the draft new Food Security Doctrine, which focuses on food self-sufficiency and raising Russia's export potential, shows a decrease in the role of import substitution in ensuring the country's food security, which manifests itself in the deterioration of its food independence indicators; thus, it is established that there is a need to accelerate the implementation of measures aimed at intensifying import substitution and increasing its role and in ensuring food security in Russia.

Текст научной работы на тему «Роль импортозамещения в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственной независимости России»

ISSN 1994-5094 59 *-♦

Alla Vladimirovna Litvinova, Алла Владимировна Литвинова,

Doctor of Economics, professor, доктор экономических наук, профессор,

head of the department of economics and management, зав. кафедрой экономики и управления,

Volga branch of Volgograd State University Волжский филиал Волгоградского государственного университета

<j£» litvinova_av@mail.ru

Natalya Sergeevna Talalaeva, Наталья Сергеевна Талалаева,

PhD in Economics, кандидат экономических наук,

associate professor of the department доцент кафедры экономики и управления,

of economics and management. Волжский филиал Волгоградского государственного университета

Volga branch of Volgograd State University talalaeva^vgi.volsu.ru

УДК 631.15(470)

РОЛЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ*

Цель исследования заключалась в оценке роли импортозамещения в обеспечении продовольственной безопасности страны на основе установления взаимосвязи между понятиями «продовольственная безопасность», «продовольственная независимость», «продовольственное импортозамещение» и выявления состава показателей, определяющих влияние импортозамещения на продовольственную безопасность в разрезе норм действующей Доктрины продовольственной безопасности РФ и проекта новой Доктрины, принятие которой планируется в ближайшее время. Выполненный за 2010-2018 гг. динамический анализ показателей результативности импортозамещения показал усиление позитивного влияния импор-тозамещения на продовольственную безопасность страны по большинству товарных позиций продовольствия, установленных доктриной. Однако импортозависимость страны в отношении ряда продуктов питания сохраняется. Анализ влияния импортозамещения на продовольственную безопасность страны в соответствии с проектом новой Доктрины продовольственной безопасности, делающей акцент на самообеспечении страны продовольствием и развитии ее экспортного потенциала, показал снижение роли импортозамещения в обеспечении продовольственной безопасности страны, проявляющееся в ухудшении параметров ее продовольственной независимости, что определяет необходимость ускоренной реализации мер, направленных на интенсификацию импортозамещения и повышение его роли в обеспечении продовольственной безопасности России.

Ключевые слова: импортозамещение, продовольственная безопасность, продовольственная независимость, Доктрина продовольственной безопасности РФ, экспорт, импорт продовольствия.

ROLE OF IMPORT SUBSTITUTION IN ENSURING FOOD SECURITY AND FOOD INDEPENDENCE IN RUSSIA

The goal of the research is to assess the role of import substitution in ensuring food security of Russia by establishing the relationship between the concepts of "food security", "food independence", "food import substitution" and identifying indicators that determine the impact of import substitution on food security in terms of the current Food Security Doctrine of the Russian Federation and a new doctrine, the adoption of which is planned in the near future. The dynamic analysis of the indicators of import substitution development in 2010-2018 shows an increase in the positive impact of import substitution on Russia's food security for most food products mentioned in the doctrine. However, the country's import dependence on a number of food products has not been resolved. An original analysis of the impact of import substitution on Russia's food security in terms of the draft new Food Security Doctrine, which focuses on food self-sufficiency and raising Russia's export potential, shows a decrease in the role of import substitution in ensuring the country's food security, which manifests itself in the deterioration of its food independence indicators; thus, it is established that there is a need to accelerate the implementation of measures aimed at intensifying import substitution and increasing its role and in ensuring food security in Russia.

Keywords: import substitution, food security, food independence, Food Security Doctrine of the Russian Federation, export, food imports.

Введение

Ухудшение геополитической ситуации в мире, появление новых вызовов и угроз в адрес России, введение в отношении страны санкций и ответных контрсанкций в форме продовольственного эмбарго резко актуализировали проблемы, связанные с зависимостью страны от поставок продовольствен-

ных товаров иностранного производства, ее присутствием на мировом рынке продовольствия как поставщика преимущественно сельскохозяйственного сырья. Данные проблемы всегда стояли на повестке дня экономического развития России и традиционно рассматривались с позиций как продовольственной безопасности страны, так и продо-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00519 А «Комплексная оценка результативности импортозамещения и его влияния на экономический рост в России».

вольственного импортозамещения. Очевидно, что понятия «продовольственная безопасность» и «импортозамещение» взаимосвязаны и находятся в тесном системном взаимодействии. Однако до сих пор не достигнуто четкого понимания характера этого взаимодействия, что препятствует успешному решению первоочередных задач, стоящих перед продовольственном рынком страны на современном этапе.

Различия между импортозамещением и продовольственной безопасностью в первую очередь прослеживаются в особенностях их нормативно-правового регулирования.

Государственная политика импортозамещения в России реализуется через систему многочисленных отраслевых планов импортозамещения (в химической промышленности, машиностроении, автомобилестроении, легкой промышленности, лесопромышленном комплексе и т.д.), утвержденных приказами Минпромторга России. Выполнение указанных планов координирует созданная в 2015 г. Правительственная комиссия по импортозамеще-нию. Однако самостоятельный план импортозаме-щения в продовольственной отрасли в стране отсутствует. Действует план мероприятий (дорожная карта) по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве. Реализуется нацеленная на ускоренное импортозамещение Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 гг. Выполняется тесно связанная с импортозамещением Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г. и пр.

Целевые ориентиры и вектор развития продовольственной безопасности определены в основополагающем нормативном акте в форме Доктрины продовольственной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ [15]. Однозначный приоритет продовольственной безопасности над импортозамещением и всеми иными процессами развития продовольственного рынка страны обусловлен тем, что, согласно Доктрине, именно продовольственная безопасность задает вектор эффективного развития отечественного продовольственного рынка, выступает одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в долгосрочной перспективе.

По единодушному мнению большинства ученых, изучавших взаимосвязь между импортоза-мещеним и продовольственной безопасностью [1; 5, с. 80; 7, с. 190; 13, с. 162], импортозамещение выступает фактором достижения продовольственной безопасности страны, значимость которого резко возросла с введением санкций со стороны западных стран и продовольственного эмбарго. При этом результативность импортозамещения оценивается многими исследователями показателями и критериями, установленными в Доктрине продовольственной безопасности [3, с. 148-150; 6, с. 45-51; 11, с. 9; 14, с. 38-40; 16, с. 33]. Однако, по нашему мнению, вопрос о соотношении понятий «импор-

тозамещение» и «продовольственная безопасность», а также о составе показателей, по которым можно судить о результативности импортозамеще-ния и его роли в обеспечении продовольственной безопасности, окончательного решения еще не получил.

Впервые Доктрина продовольственной безопасности РФ была утверждена в 2010 г. Почти десятилетний опыт реализации доктрины, принятой в период активного роста экономики страны и принципиально иной геополитической ситуации, выявил необходимость ее настройки на современные реалии. Разработанный в 2018 г. проект новой доктрины продовольственной безопасности РФ, призванный усовершенствовать действующую доктрину, проходит в настоящее время процедуру общественного обсуждения и нормативно-правового утверждения.

И в Доктрине 2010 г., и в проекте новой Доктрины четко определен понятийный аппарат в сфере продовольственной безопасности. В обоих вариантах Доктрины под продовольственной безопасностью понимается состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность пищевых продуктов для каждого гражданина страны. Таким образом, продовольственная независимость страны выступает одним из условий обеспечения ее продовольственной безопасности. Однако продовольственная независимость в Доктрине 2010 г. и в проекте новой Доктрины трактуется по-разному, что определяется различиями в их целевых установках (табл. 1). В действующей Доктрине продовольственная независимость характеризуется устойчивостью отечественного производства пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов. По сути, действующая Доктрина построена на признании растущего импорта продовольствия, нацелена лишь на рационализацию соотношения между экспортом и импортом и ориентирована преимущественно на внутренний рынок продовольствия. В проекте новой Доктрины в понимании продовольственной независимости упор сделан на самообеспечение России основными видами отечественного продовольствия из сырья, произведенного в стране, и развитие ее экспортного потенциала, определяемого как устойчивое превышение фактического уровня продовольственной независимости над его пороговым значением.

Доктрина 2010 г. и ее обновленный проект не рассматривают понятие «импортозамещение». Связь между продовольственной безопасностью и импортозамещением в обоих вариантах Доктрины прослеживается в разрезе необходимости достижения страной продовольственной независимости, причем особенности этой связи обусловлены различиями между внутриориентированным и внешне-ориентированным импортозамещением.

Таблица 1

Сравнительная характеристика целевых установок продовольственного импортозамещения, продовольственной безопасности и продовольственной независимости

Концепция Целевые установки

Внутренний рынок Внешний рынок

Продовольственная независимость в соответствии с действующей Доктриной продовольственной безопасности РФ Устойчивое, способное противостоять внешним негативным воздействиям, отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов

Продовольственная независимость в соответствии с проектом новой Доктрины продовольственной безопасности РФ Самообеспечение страны основными видами продовольствия из сырья, произведенного в Российской Федерации, уровень которого определяется процентным отношением объема отечественного производства продовольствия из сырья, произведенного в Российской Федерации, к объему их внутреннего потребления, имеющий пороговые значения для соответствующих продуктов Реализация экспортного потенциала (устойчивого превышения фактического уровня продовольственной независимости над его пороговым значением) с учетом приоритета самообеспечения страны основными видами продовольствия из сырья, произведенного в Российской Федерации

Импортозамещение внутри-ориентированное Устойчивое производство качественных и безопасных продовольственных товаров в объемах, достаточных для удовлетворения пищевых потребностей населения, вытеснение продовольственных товаров иностранного производства

Импортозамещение внешне-ориентированное Устойчивое производство качественных и безопасных продовольственных товаров в объемах, достаточных для удовлетворения пищевых потребностей населения, вытеснение продовольственных товаров иностранного производства, заполнение высвободившихся в результате санкций и контрсанкций рыночных ниш товарами отечественного производства Экспорт конкурентоспособных, востребованных мировым сообществом, качественных, безопасных, с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологических продовольственных товаров

Источник: составлено авторами.

Будучи нацеленным только на вытеснение иностранных товаров с внутреннего рынка страны, импортозамещение обеспечивает способность национального продовольственного комплекса сохранять свое текущее состояние, не допускать возникновения продовольственных кризисов при прекращении внешних поставок продовольствия, а также обеспечивает заполнение освободившихся рыночных ниш товарами отечественного производства, что автоматически стимулирует рост отечественного производства продовольственных товаров.

Однако изучение современных концепций им-портозамещения в многочисленных научных исследованиях [17; 18; 2; 4; 9], накопленный странами мира опыт импортозамещения, в том числе негативный вследствие допущенных ошибок в его реализации [19; 20; 10], привели к осознанию того, что импортозамещение должно быть нацелено не только на развитие внутреннего производства товаров. Его основным приоритетом должно стать завоевание внешних рынков. Экспортно ориентированное импортозамещение стимулирует национальное производство востребованных мировым

сообществом, качественных, безопасных, с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологических продовольственных товаров, что полностью соответствует содержанию продовольственной независимости в проекте новой Доктрины продовольственной безопасности РФ. Таким образом, с позиций нового понимания продовольственной независимости понятие «импортозамещение» как инструмент обеспечения продовольственной независимости страны постепенно утрачивает свое значение. На смену ему приходит провозглашенное новой доктриной понятие продовольственной независимости, нацеленной на реализацию экспортного потенциала страны с учетом приоритета самообеспечения страны основными видами продовольствия из сырья российского производства.

Методология исследования

Роль импортозамещения в обеспечении продовольственной безопасности страны оценивали исходя из показателей результативности импортоза-мещения и их соответствия установленным в Доктрине продовольственной безопасности РФ критериям продовольственной независимости.

В действующем варианте Доктрины 2010 г. представлены три блока показателей продовольственной безопасности: 1) сфера потребления; 2) сфера производства и национальной конкурентоспособности; 3) сфера организации управления. В качестве показателей продовольственной безопасности выступают доли отдельных видов отечественных продовольственных товаров в общем объеме товарных ресурсов на внутреннем рынке страны, а целевыми критериями (индикаторами) этих показателей - их пороговые (минимальные) значения.

Соответственно, показателем результативности импортозамещения выступает доля товаров иностранного производства, зеркально отражающая критерии безопасности, установленные в действующей Доктрине. Учитывая, однако, что внутри-ориентированное импортозамещение утратило актуальность для страны, данные показатели должны быть дополнены показателями структуры продовольственного экспорта страны в разрезе доли сырьевых и несырьевых, с высокой добавленной стоимостью, продовольственных товаров, соотносимых со структурой их импорта.

В новом варианте Доктрины также представлены три блока показателей продовольственной безопасности: 1) показатели независимости; 2) показатели экономической доступности продовольствия; 3) показатели физической доступности продовольствия. Показатели продовольственной независимости выражаются процентным отношением объема отечественного производства продовольственных товаров из сырья, произведенного в

России, к объему их внутреннего потребления. Критериями обеспечения продовольственной безопасности выступают минимальные пороговые значения указанных показателей. Устойчивое превышение фактического уровня показателей продовольственной независимости над его пороговым значением характеризует наличие страны экспортного потенциала.

Учитывая ярко выраженный экспортно ориентированный характер проекта новой Доктрины и полное соответствие ее целевых установок целям и содержанию внешнеориентированного импортозамещения, есть основания полагать, что показатели результативности продовольственного импор-тозамещения совпадают с показателями продовольственной независимости и их критериальными значениями.

В работе выполнен сравнительный динамический анализ показателей результативности продовольственного импортозамещения и их соответствия критериям (индикаторам) продовольственной независимости за период с 2010 по 2018 г. в разрезе действующей Доктрины продовольственной безопасности 2010 г. и проекта новой Доктрины.

Результаты и обсуждение

Динамика доли импорта отдельных продовольственных товаров в их товарных ресурсах в сравнении с целевыми индикаторами продовольственной независимости, установленными действующей Доктриной продовольственной безопасности, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Вид продовольственных товаров Критерий Доля импорта в общем объеме товарных ресурсов

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Зерно < 5 0,3 0,5 0,9 1,1 0,6 0,5 0,5 0,3 0,3

Сахар < 20 5,4 3,7 5,3 8,2 7,4 6,2 5,5 3,9 н.д.

Растительное масло < 20 23,9 22,0 16,3 19,0 14,4 17,4 16,7 14,7 н.д.

Мясо и мясопродукты, в т.ч.: < 15 26,4 24,6 23,4 20,9 16,5 11,6 10,5 8,9 6,5

мясо и птица, включая субпродукты < 15 33,7 30,0 30,3 26,2 19,6 13,4 11,0 10,5 7,7

говядина, включая субпродукты < 15 64,5 59,5 59,9 59,0 57,3 48,1 40,0 40,9 45,1

свинина, включая субпродукты < 15 46,8 42,8 41,3 31,0 16,6 12,5 9,6 9,6 2,0

мясо птицы, включая субпродукты < 15 18,2 12,5 14,0 12,8 10,0 5,5 5,0 4,4 4,2

консервы мясные < 15 17,1 22,0 25,1 20,0 13,7 9,0 7,5 7,3 н.д.

изделия колбасные < 15 1,3 1,7 3,4 3,2 2,2 1,0 1,5 1,7 1,6

Молоко и молокопродукты, в т.ч.: < 10 19,7 19,4 20,4 22,9 22,3 19,9 19,3 18,0 15,0

сыры < 10 47,4 46,1 47,8 48,0 37,3 23,3 28,2 27,3 27,7

сухие молоко и сливки < 10 60,1 40,7 48,4 60,5 49,4 56,4 59,1 52,7 34,5

Рыба и рыбопродукты < 20 н.д. 27,2 27,9 28,3 27,5 16,6 15,7 15,6 н.д.

Картофель < 5 2,9 3,6 1,7 1,8 2,5 2,3 2,3 3,3 н.д.

Динамика доли импорта отдельных продовольственных товаров в их товарных ресурсах в сравнении с целевыми индикаторами продовольственной независимости действующей Доктрины продовольственной безопасности, %

Источник: составлено авторами по данным [12; 15].

Данные табл. 2 демонстрируют усиление позитивного влияния импортозамещения на продовольственную безопасность по большинству товарных позиций продовольствия, в отношении которых действующей Доктриной установлены критерии независимости. Начиная с 2015 г. целевым индикаторам продовольственной независимости стала соответствовать доля импорта в товарных ресурсах на внутреннем рынке страны по всей товарной группе «Мясо и мясопродукты», за исключением говядины. Соответствие установленным критериям в отношении импорта мяса птицы, включая субпродукты, наблюдается еще с 2011 г. С 2012 г. страна вышла на соблюдение критериев продовольственной независимости в отношении растительного масла, а с 2015 г. - рыбной продукции. Присутствие на внутреннем рынке страны зерна, сахара и картофеля соответствовало установленным критериям безопасности на всем протяжении действия Доктрины. Однозначно не выполняются критерии продовольственной независимости в отношении всей товарной группы «Молоко и молокопродукты», а также говядины в составе мяса и мясопродуктов.

Несмотря на очевидные успехи в обеспечении продовольственной безопасности страны в рамах действующей Доктрины, анализ динамики показателей экспорта и импорта продовольственных товаров, иллюстрирующий степень экспортоориен-тированности продовольственного импортозаме-щения в России, свидетельствует о сохранении тенденции импортозависимости страны (табл. 3). Доля экспорта продовольствия в общем объеме экспорта страны, демонстрируя устойчивый рост вплоть до 2016 г. включительно, в 2017 г. начала снижаться, что выступает негативной тенденцией. Доля импорта продовольствия, на первый взгляд, имеет, начиная с 2016 г., позитивную тенденцию снижения, однако за 10 лет реализации Доктрины и резкой интенсификации продовольственного импортозамещения в последние 5 лет, доля импорта, снижаясь, достигла лишь уровня 2012 г.

Доля высокотехнологических товаров в экспорте российского продовольствия значительно

ниже значений данного показателя в импорте (в 2017 г. - 13,4 и 23,4% соответственно) (табл. 4). В составе импортируемого в страну продовольствия четкую тенденцию роста (и в абсолютных величинах, и в долях от общего объема импорта) имеют мясо свежее и мороженое, молочные продукты, картофель свежий или охлажденный, алкогольные и безалкогольные напитки. Импорт и экспорт в отношении основных продуктов питания зеркально отражают друг друга, в полной мере демонстрируя зависимость страны от продовольствия иностранного производства. Так, импорт мяса в 2017 г. в 26 раз превысил его экспорт, масла сливочного - в 55 раз, картофеля - в 9 раз. Противоположную ситуацию, связанную с превышением экспорта над импортом, показывают злаки, выступающие традиционной статьей преимущественно сырьевого экспорта России. На долю злаков в экспорте продовольствия страны в период с 2010 по 2017 г. приходилось 27-36%, причем этот показатель имел тенденцию к росту. Тем не менее начиная с 2016 г. появились первые признаки превышения экспорта над импортом в отношении сахара и макаронных изделий, а экспорт растительного масла превышает его импорт с 2012 г.

Динамика показателей продовольственной независимости в соответствии с проектом новой Доктрины продовольственной безопасности, отражающих уровень самообеспечения основными видами продовольствия, представлена в табл. 5. В целом картина аналогична состоянию продовольственной независимости с позиций действующей Доктрины. Критерии независимости выполняются по зерну, сахару, растительному маслу, рыбе и рыбопродуктам, с 2015 г. - по мясу и мясопродуктам. Однако в отношении молока и молокопро-дуктов, овощей и бахчевых культур, фруктов и ягод целевые индикаторы не соблюдались в течение всего периода наблюдений. По картофелю вплоть до 2015 г. включительно наблюдался позитивный тренд, однако начиная с 2016 г. ситуация резко ухудшилась и самообеспечение населения страны данным продуктом питания прекратилось.

Таблица 3

Динамика экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в России

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Объем экспорта продовольствия, млн долл. 8755 13324 16769 16262 18982 16215 17075 20699 24900

Доля экспорта продовольствия в общем объеме экспорта страны, % 2,2 2,6 3,2 3,1 3,8 4,7 6,0 5,8 5,5

Объем импорта продовольствия, млн долл. 36398 42544 40655 43255 39957 26650 25072 28924 29600

Доля импорта продовольствия в общем объеме импорта страны, % 15,9 13,9 12,8 13,7 13,9 14,6 13,7 12,7 12,4

Источник: составлено авторами по данным статистических сборников «Российский статистический ежегодник. 2011-2018» и «Россия в цифрах. 2019» [16].

64 Вестник СГСЭУ. 2019. № 4 (78) -♦

Таблица 4

Состав импорта и экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, млн долл.

Состав Экспорт Импорт

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Злаки 2416 4456 6252 4752 7060 5651 5610 7490 232 390 500 632 524 336 352 363

Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы) 1 1 2 9 11 19 51 79 4725 5284 5478 5066 4287 2481 1774 2075

Мясо птицы свежее и мороженое 17 39 30 63 65 78 118 173 940 750 847 848 802 365 318 362

Рыба свежая и мороженая 2369 2721 2660 2924 2952 2859 2937 3170 1691 1891 1958 2324 1947 1028 984 1141

Молоко и сливки, несгущенные 9 18 21 25 24 25 26 29 144 173 190 278 302 177 155 223

Молоко и сливки, сгущенные 26,9 57,7 52,9 62,2 64,0 32,4 32,4 29,9 651 499 432 789 657 421 511 527

Масло сливочное 5,9 8,7 12,0 8,8 10,6 8,8 9,3 8,9 389 448 396 563 613 286 362 486

Картофель свежий или охлажденный 12,5 8,0 6,6 10,6 7,7 17,3 22,4 23,7 292 743 396 563 382 257 362 221

Масло растительное 403 722 1661 1474 1461 1191 1440 1780 1078 1216 1013 951 926 841 892 964

Готовые или консервированные продукты из мяса 19 30 21 26 26 21 29 41 175 261 220 103 168 71 66 76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Готовая или консервированная рыба 72 97 69 74 54 31 38 53 201 247 225 182 283 187 183 231

Сахар белый 18,5 109 44,5 3,8 4,0 6,5 55,0 262 213 206 46 48 182 162 144 117

Макаронные изделия 94,1 109 81,2 110 130 106 94,3 109 77 98 114 135 144 70 54 71

Алкогольные и безалкогольные напитки 460 533 532 585 552 425 453 499 2265 2764 3097 3407 3068 1792 1828 2498

Доля высокотехнологических товаров, % 13 19 15 14 12 11 13 13 19 19 20 20 20 20 22 23

Источник: составлено авторами по данным Российского статистического ежегодника за 2011-2018 гг. [12].

Таблица 5

Динамика показателей самообеспечения основными видами продовольствия в сравнении с целевыми индикаторами продовольственной независимости, установленными в проекте новой Доктрины продовольственной безопасности, %

Вид продовольствия Критерии 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Зерно >95 93,4 135,9 108,2 140,4 153,8 149,1 160,1 170,7 146,8

Сахар >90 89,6 109,6 94,4 92,5 95,2 102,4 105,9 108,1 н.д.

Растительное масло >90 94,4 102,0 134,0 133,8 143,1 125,5 141,3 149,2 н.д.

Мясо и мясопродукты >85 72,2 74,0 76,1 78,5 82,8 88,7 90,6 93,5 95,5

Молоко и молокопродукты >90 80,4 81,2 79,9 77,1 78,1 79,9 80,7 82,3 85,5

Рыба и рыбопродукты >85 120,2 118,4 112,6 112,5 115,1 132,8 140,6 138,6 н.д.

Картофель >95 73,4 110,6 95,2 96,4 98,0 102,1 93,2 91,1 н.д.

Овощи и бахчевые культуры >90 76,9 87,9 83,5 83,1 84,1 86,8 87,4 87,6 н.д.

Фрукты и ягоды >70 26,8 30,3 29,5 31,8 32,5 32,5 36,5 33,1 н.д.

Источник: составлено авторами по данным Российского статистического ежегодника за 2011-2018 гг. [12].

Соответственно, наличие экспортного потенциала, характеризующегося в рамках проекта новой Доктрины устойчивым превышением фактического уровня продовольственной независимости над его пороговым значением, прослеживается в отношении зерна, сахара, растительного масла, мяса и мясопродуктов (с 2015 г. значение потенциала по данной товарной группе приобрело положительное значение), рыбы и рыбопродуктов (табл. 6). Указанный критерий не выполняется по таким видам продовольствия, как молоко и молочные продукты, картофель, овощи и бахчевые культуры, фрукты и ягоды.

Следует отметить, что данные табл. 5 и 6, использованные для анализа, имеют ряд особенностей. Показатели самообеспечения в отношении ряда продуктов питания (мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, картофель, овощи и бахчевые культуры, фрукты и ягоды) представлены в официальной статистической информации Рос-стата [12]. Показатели по прочим продуктам питания рассчитывались нами в соответствии с официальной статистической методологией [8] как процентное отношение объема отечественного производства продовольствия (безотносительно к категории сырья, в том числе с учетом импортируемого в страну) к объему их внутреннего потребления (последнее включает производственное потребление, личное потребление, потери продукции, переработку на непищевые цели). В то же время в проекте новой Доктрины уровень самообеспечения предлагается рассчитывать аналогичным образом, но исходя из объемов отечественного производства продовольствия из сырья, произведенного в РФ. Однако официальные данные, характеризующие долю сырья только отечественного производства, которое было использовано в производстве продуктов питания внутри страны, в статистическом учете Росстата отсутствуют.

Исключив из расчета уровня самообеспечения по основным продуктам питания использованное в их производстве импортное сырье, получаем, что в отношении зерна, сахара, растительного масла, рыбы и рыбопродуктов самообеспечение страны ухудшилось, а мясу и мясопродуктам, по которым, согласно табл. 5, имело место полное самообеспечение, пороговое значение независимости не соблюдается. По молочным продуктам, картофелю, овощам, фруктам и ягодам ситуация с отсутствием самообеспечения усугубляется, а экспортный потенциал отсутствует (табл. 7).

Выполненные расчеты показывают, что на современном этапе импортозамещение не формирует в полной мере самообеспечение страны основными продуктами питания, произведенными из сырья отечественного производства, и ее экспортный потенциал в соответствии с нормами новой Доктрины. Импортозамещение обеспечивает позитивные тенденции в обеспечении продовольственной безопасности России только в разрезе значительно более низких критериев, установленных действующей Доктриной. Наметившиеся позитивные тенденции в формировании продовольственной независимости страны требуют их дальнейшего развития, взвешенных решений в поддержке экспортно ориентированного бизнеса, расходовании бюджетных средств на цели импортозамещения, выделяемых в рамках экспортно ориентированных государственных программ, и эффективного контроля их расходования. Необходима ревизия всей импортозамещающей политики государства, направленной на обеспечение продовольственной безопасности России. Основой всех указанных мер должна стать осуществляемая на постоянной основе достоверная количественная оценка влияния импортозамещения на продовольственную независимость страны.

Таблица 6

Динамика экспортного потенциала в соответствии с проектом новой Доктрины продовольственной безопасности, %

Вид продовольствия 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Зерно -1,6 40,9 13,2 45,4 58,8 54,1 65,1 75,7 51,8

Сахар -0,4 19,6 4,4 2,5 5,2 12,4 15,9 18,1 н.д.

Растительное масло 4,4 12 44 43,8 53,1 35,5 51,3 59,2 н.д.

Мясо и мясопродукты -12,8 -11,0 -8,9 -6,5 -2,2 3,7 5,6 8,5 10,5

Молоко и молокопродукты -9,6 -8,8 -10,1 -12,9 -11,9 -10,1 -9,3 -7,7 -4,5

Рыба и рыбопродукты 35,2 33,4 27,6 27,5 30,1 47,8 55,6 53,6 н.д.

Картофель -21,6 15,6 0,2 1,4 3 7,1 -1,8 -3,9 н.д.

Овощи и бахчевые культуры -13,1 -2,1 -6,5 -6,9 -5,9 -3,2 -2,6 -2,4 н.д.

Фрукты и ягоды -43,2 -39,7 -40,5 -38,2 -37,5 -37,5 -33,5 -36,9 н.д.

Источник: рассчитано авторами.

Таблица 7

Расчет уровня самообеспечения и экспортного потенциала по продуктам питания с учетом только отечественного сырья, использованного в их производстве, по нормам проекта новой Доктрины продовольственной безопасности

Показатель Зерно Сахар Растительное масло Мясо и мясопродукты Молоко и молоко-продукты Рыба и рыбопродукты Картофель Овощи и бахчевые культуры Фрукты и ягоды

2016 г.

Производство, тыс. т 120,7 млн. т 6044,9 5198,9 9853,9 29787,3 4812 22463,0 15064,4 3656,0

Импорт, тыс. т 1,0 млн. т 321,5 991,1 1246,4 7578,6 1055 972,6 2356,7 6517,8

Внутреннее потребление, тыс. т 75,4 млн. т 5707,5 3680 10877,8 36922,8 3422 24103,5 17240,7 10008

Уровень самообеспечения (п. 1 - п. 2) / / п. 3 • 100%, % 158,8 100,3 114,3 79,0 60,1 109,8 89,2 73,3 0

Экспортный потенциал, % 63,8 10,3 24,3 -6,0 -29,9 24,8 -5,8 -16,7 -70

2017 г.

Производство, тыс. т 135,5 млн. т 6665,0 5734,5 10319,5 30185,0 4951 21707,9 15426,7 3262,1

Импорт, тыс. т 0,7 млн. т 262,0 1005,2 1084,6 6996,9 1139 1344,0 2669,9 6677,0

Внутреннее потребление, тыс. т 79,4 млн. т 6166,7 3843,6 11037 36681,4 3571 23826,1 17615,8 9864,6

Уровень самообеспечения (п. 6 - п. 7) / / п. 8 • 100%, % 169,8 103,8 123,0 83,7 63,2 106,7 85,5 72,4 0

Экспортный потенциал, % 74,8 13,8 33,0 -1,3 -26,8 21,7 -9,5 -17,6 -70

Источник: рассчитано авторами.

Выводы

Значимость проведенного и отраженного в работе исследования обусловлена развитием научных представлений о путях достижения Россией продовольственной безопасности в условиях импортозамещения. Понятия «продовольственная безопасность» и «импортозамещение» взаимосвязаны и находятся в тесном системном взаимодействии. Продовольственная безопасность - состояние экономики страны, определяемое заданным уровнем развития национального производства и потребления пищевых продуктов. Импортозамещение - процесс, выступающий необходимым условием достижения продовольственной безопасности страны в разрезе ее продовольственной независимости. Роль продовольственного импор-тозамещения определяется целевыми установками в обеспечении продовольственной независимости страны. В рамках действующей Доктрины продо-

вольственной безопасности 2010 г. импортозаме-щению отводится преимущественно роль ускоренного вытеснения отдельных видов зарубежного продовольствия товарами отечественного производства. В проекте новой Доктрины продовольственной безопасности, имеющей ярко выраженный экспортно ориентированный характер, им-портозамещение как инструмент обеспечения продовольственной независимости страны постепенно утрачивает свое значение. Нацеленная на реализацию экспортного потенциала с учетом приоритета самообеспечения страны основными видами отечественных продовольственных товаров из сырья российского производства, концепция обеспечения продовольственной безопасности, изложенная в проекте новой Доктрины, становится единственно возможной, всеобъемлющей программой развития продовольственного рынка страны на долгосрочную перспективу.

Оценка роли импортозамещения в обеспечении продовольственной независимости страны осуществлялась путем выявления степени соответствия значений показателей, определяющих результативность продовольственного импортозамеще-ния, критериям продовольственной независимости, установленным в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

В рамках действующей Доктрины влияние импортозамещения на продовольственную безопасность носит двойственный характер, определяемый положительными тенденциями в снижении доли импорта в товарных ресурсах внутреннего рынка по ряду основных продуктов питания, и негативными тенденциями в части сохранения импортозависимости страны и неблагоприятного для нее преимущественно сырьевого экспорта продовольствия.

Установленные проектом новой Доктрины критерии продовольственной независимости, ориентированные на внутреннее производство продовольственных товаров из отечественного сырья, по основным продуктам питания не соблюдаются, а экспортный потенциал отсутствует.

Полученные в работе результаты могут использоваться в дальнейших научных исследованиях причин, снижающих результативность импортоза-мещения и его роль в обеспечении продовольственной независимости России на современном этапе, а также могут быть востребованы органами государственного управления при разработке направлений экономической политики в области продовольственной безопасности.

1. Алтухов А.И. Перспективы импортозамещения продукции российского АПК в условиях зарубежных санкций // Проблемы и перспективы развития агропромышленного производства: монография / под ред. Л.Б. Винничек, А.А. Галиуллина. Пенза, 2015. С. 4-28.

2. Выжитович А.М., Ершов П.А. Импортозамещение: актуальные механизмы и инструменты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. Т. 11. № 38 (323). С. 52-64.

3. Гончаров В.Д., Балакирев Н.А., Селина М.В. Импортозамещение в продовольственном комплексе России // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 4 (44). С. 146-153.

4. ЗолотухинаА.О. Федеральные и региональные аспекты экономической трансформации: экспортно ориентированное импортозамещение // Экономика и предпринимательство в глобальном мире: сб. науч. статей: Ростов-на-Дону, 2017. С. 95-103.

5. Кравченко А.А., Сергеева О.О. Влияние санкций на продовольственную безопасность России: вектор на импор-тозамещение // Наука и мир. 2015. Т. 1. № S (24). С. S0-S3.

6. Матвеева О.П., Чуева И.И. Импортозамещение и экспорт в контексте продовольственной безопасности страны и региона // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 5 (66). С. 41-57.

7. Мельникова Е.Н. Импортозамещение как залог обеспечения продовольственной безопасности страны // Импор-тозамещение в агропромышленном комплексе - основа национальной продовольственной безопасности: материалы международной научно-практической конференции (г. Мелеуз, 24 октября 2016 г.). Мелеуз, 2016. С. 1S6-191.

S. Методические указания по составлению годовых балансов продовольственных ресурсов. URL: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/metod/sx/met-bal_prod.rar.

9. Миронова О.А. Проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях импортозамещения // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 201S. № 1 (30). С. 35-42.

10. Новикова Н.В. Опыт реализации промышленной политики в Бразилии и Тайване // Социальные и гуманитарные знания. 2015. № 2. С. 107-113.

11. Солдатова И.Ю. Ускоренное импортозамещение в политике продовольственной безопасности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № S (63). С. 100-105.

12. Статистические данные, размещенные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru.

13. СтовбаЕ.В. Импортозамещение как стратегический фактор развития агропродовольственного комплекса Российской Федерации // Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества: сб. науч. тр. / под ред. А. А. Ващенко. Волгоград: Изд-во «ИП Ващенко А.Н.», 2016. С. 160-163.

14. Суханова И.Ф., Лявина М.Ю. Продовольственное импортозамещение России в условиях внешних вызовов и ограничений: монография. Саратов: Амирит, 2017.

15. Указ Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Справочная правовая система «Гарант».

16. Хамзина О.И., Замалетдинова Р.Э. Продовольственная безопасность России: вектор на импортозамещение // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 3. С. 33-36.

17. Abhyankar H.G., Dharmadhikari S. «Import Substitution» to «Export Promotion». A Paradigm Shift. Finance Management, 2011, Аpril. Р. 32-39.

1S. Connolly R., Hanson Ph. Import Substitution and Economic Sovereignty in Russia. Chatham House, 2016.

19. Guimaräes A.Q. State capacity and economic development - the advances and limits of import substitution industrialization in Brazil. 2004.

20. Thom-Otuya V.C., Ikechi P.O., Tamuno M.P. The role of import substitution industrialization policy in the economy of Nigeria // Journal of business Administration and Management. 2010. Vol. 5. № 3. Р. 55- 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.