Научная статья на тему 'Роль Илии Кортонского на начальном этапе деятельности францисканского Ордена: реальность и мифы'

Роль Илии Кортонского на начальном этапе деятельности францисканского Ордена: реальность и мифы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИСКАНЦЫ / МИНОРИТЫ / АГИОГРАФИЯ / ВИЗИТАТОРЫ / КАПИТУЛ / ГВАРДИАНЫ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ МИНИСТР (ГЕНЕРАЛ) / ИЛИЯ КОРТОНСКИЙ / ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ / САЛИМБЕНЕ / БОНАВЕНТУРА / THE FRANCISCANS / THE ORDER OF FRIARS MINOR / HAGIOGRAPHY / VISITATORS / THE CHAPTER / GUARDIANS / THE GENERALLY MINISTER / ELIAS OF CORTONA / FRANCIS OF ASSISI / SALIMBENE / BONAVENTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Садченко Валентина Николаевна

В статье автор предпринимает попытку изучить причины формирования негативного образа Илии Кортонского во францисканской литературе на протяжении многих веков на основании анализа его деятельности в период становления ордена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ELIAS OF CORTONA AT THE INITIAL STAGE OF THE FRANCISCAN ORDER: REALTIES AND MYTHS

The author attempts to examine the reasons for forming a negative image of Elias of Cortona in the Franciscan literature for many centuries on the basis of an analysis of its activity during the formation of the Order

Текст научной работы на тему «Роль Илии Кортонского на начальном этапе деятельности францисканского Ордена: реальность и мифы»

В. Н. Садченко

(Ставрополь)

РОЛЬ ИЛИИ КОРТОНСКОГО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРАНЦИСКАНСКОГО ОРДЕНА: РЕАЛЬНОСТЬ И МИФЫ

Францисканский монашеский орден имеет более чем семисотлетнюю богатую историю. Популярность и значимость Ордена в истории Церкви и средневековой западной цивилизации обусловлена пастырской деятельностью, миссионерством, подвижничеством, каритативной практикой его святых, блаженных и обычных монахов.

Орден имеет свою историографическую традицию, богатую на мифы и устоявшиеся штампы, которые передаются веками. Одной из таких традиций можно считать устойчивое представление об Илие Кортонском (ум. ок. 1253 г.) - генеральном министре Ордена, викарии и друге Франциска Ассизского - как о злом гении святого.

Этот стереотип стал складываться со второй половины XIII в. в среде «ревнителей» (зелантов), спиритуалов (сторонников буквального следования нормам Устава Ордена) и продолжает свое существование в современной исторической литературе. В начале XX в. одним из первых, кто поставил вопрос о пересмотре традиционного представления о деятельности Илии Кортонского, был П. М. Бицилли1, но его мнение оказалось не услышанным широкой общественностью.

На основании анализа исторических источников вырисовывается противоречивая картина: с одной стороны, Илия - избранник св. Франциска, его викарий, один из тех немногих, кто при жизни видел стигматы святого, получивший от него особое благословение, генеральный министр Ордена. С другой стороны,

© Садченко В. Н., 2009

1 Бицилли П. М. Салимбене (очерки итальянской жизни XIII века) // Записки императорского Новороссийского университета историкофилологического факультета. Вып. XII / Под ред. орд. проф. А. П. Доброкменского. Одесса, 1916. С. 203-229.

Илию обвиняют в частом нарушении Устава и нефранцисканском образе жизни, более подобающем аристократу или князю Церкви, нежели нищенствующему монаху, в том, что он поддержал императора Фридриха II в его борьбе против папы Григория IX.

Самые ранние сведения об Илие Кортонском содержатся в Первой (1229 г.) и Второй (1247 г.) биографиях святого Франциска Ассизского, написанных францисканцем Фомой да Челано (ок. 1190 - ок. 1260 г.). Большая достоверность Первой легенды заключена в том, что Фома лично знал Франциска и многих первых братьев, и написана она была через два года после смерти святого. Акцентирование внимания слушателей на моменте народного почитания и мистического предназначения Франциска и всего Ордена привело к развитию мистического направления внутри Ордена (очень часто спиритуалы являлись авторами подобных мистических откровений).

Решение Парижского генерального капитула (собрания) Ордена 1266 г. привело к уничтожению всех прочих биографий после составления Бонавентурой из Баньореджио, генеральным министром, «Большой легенды» (1263 г.). Лишь в 1768 г. «Первое житие» было вновь открыло и опубликовано.

Во вторую биографию Челано2 включил много новых сведений, сделав ее более официальной, тенденциозной и рафинированной в сравнении с первым трудом. Другим отличием является явная назидательность второго жития, автор усиливает «линию святости» Франциска и первых братьев, акцентируя внимание на чудесах и видениях, мистической экзальтации святого и многих членов Ордена3. «Второе житие» вновь было обнаружено в конце

2 Житие второе Святого Франциска Ассизского, составленное Фомой Челанским // Истоки францисканства. Святой Франциск Ассизский: писания и биографии. Святая Клара Ассизская: писания и биография / Пер. с итал. О. Седаковой, А. Топоровой и Л. Сумм, под общ. ред. А. Вичини, Я. Ан. Кайшадорис, 1996. С. 329-520 (далее везде - 2Чел. // Истоки францисканства).

3 Клестов А. А. Предисловие // Цветочки славного мессера святого Франциска и его братьев / Пер. раннеитал., предисл. и коммент.

А. А. Клестова. СПб., 2000. С. IX (далее везде - Цветочки славного мессера святого Франциска и его братьев).

XVIII в. и впервые опубликовано в 1806 г. С. Риннальди, по весьма дефектной рукописи4.

Упоминания об Илие мы находим во францисканских анналах ХШ-ХІУ вв.: «Хронике Иордано из Иано» (ок. 1195 - после 1262 г.), «Появление и распространение братьев миноритов в Англии» брата Томаса (Фомы) Экклестона, «Хронике» брата Са-лимбене Пармского (1221 - ок. 1288 г.) и в «Хронике, или Истории о семи искушениях Ордена брата Анжело Кларено».

В 50-е гг. XIII в. у францисканцев появляется потребность осознать себя «корпоративно», что реализуется в хрониках, отражавших самосознание братьев, живущих по Уставу Франциска и идентифицирующих себя в сопоставлении с другими монахами. Минориты (другое название францисканцев) были убеждены, не без большого влияния агиографического корпуса, в том, что их движение - это нечто новое в мире, призванное воскресить дух ранних веков христианства, обладающее особой харизмой. Первые францисканские хроники были посвящены установлению миссий в отдельных провинциях.

«Хроника Иордано из Иано» освещает распространение и деяния францисканцев в немецких землях с 1209 по 1262 г.5 Иордано родился ок. 1195 г. в деревне Иано в Сполето, был принят в Орден в 1219 г., а в 1221 г. - отправлен в Германию, в 1224 г. -стал гвардианом (настоятель монастыря в Ордене) в Майнце. С 1242 г. и до 1262 г. наступает темный период в его жизни.

Хроника была обнаружена в 1871 г. Георгом Войгтом и опубликована. Иордано предстает в образе «веселого маленького человека», который до конца жизни сохранил францисканский настрой духовной радости. Иордано упоминает важные должности и назначения в Ордене, капитулы и постановления, т. е. те сведения, которых нет в других хрониках и мы обладаем возможностью проследить становление структуры Ордена.

4 2Чел. // Истоки францисканства. С. 329-520.

5 The chronicle of brother Jordan of Giano // XIIIth century chronicles. Translated from the Latin by Placid Hermann OFM, with introduction and notes by Marie-Therese Laureilhe. Chicago, 1961. P. 17-72 (далее везде -The chronicle of brother Jordan of Giano); Laureilhe M.-T. Introduction to The chronicle of brother Jordan of Giano // XIIIth century chronicles. P. 3-9.

Хроника Томаса Экклестона «Появление и распространение братьев миноритов в Англии»6 также содержит данные из жизни Илии. Дата и место рождения Экклестона, обстоятельства его вступления в Орден остаются неизвестными. Личность и характер хрониста невозможно определить по его сочинению. Известно то, что он англичанин, поскольку, упоминая о братьях, занимающих высокое положение в Ордене, Томас гордится тем, что они англичане. Экклестон не был талантливым писателем и хронику отличает беспорядочное и смешанное описание видений, призраков, чудес и реальных событий. Но никто не сможет написать историю Ордена с 1224 по 1258 г. без использования его хроники. Она предназначалась для поучения молодых членов Ордена, их воспитания на примерах бедности, чистоты, милосердия.

Фрагмент «Хроники» Салимбене Пармского начинается событиями 1170 г., а завершается 1288 г.7 Салимбене дельи Адами, выходец из рыцарской семьи г. Пармы, родился в 1221 г., в 1239 г. принял постриг, потом несколько лет обучался в различных монастырях Тосканы8, путешествовал по всей Италии и Франции.

Особенностями труда Салимбене можно считать длинное и подробное повествование, увлекательность, скрупулезность в описании фактов и явлений. Его сочинение полно пословицами, изречениями народной мудрости, фигурами речи, сравнениями и афоризмами. Салимбене дает возможность узнать о французских миноритах спустя двадцать пять лет после появления первых миссий. Его сочинение отличает необычайное чувство свободы, которому радуется Салимбене. «Хроника» Салимбене это не столько история Ордена или отдельной провинции, сколько исто-

6 Thomas of Eccleston: The coming of the friars minor to England // XIIIth century chronicles. P. 79-192 (далее везде - Thomas of Eccleston: The coming of the friars minor to England).

7 Laureilhe M.-T. Introduction to The Chronicle of Brother Salimbene de-gli Adami: his two journeys through France, selection // XIIIth century chronicles. P. 199; Scalia G. Nota bio-bibliografica // Salimbene de Adam. Cronica. Nuova edizione critica a cura di Giuseppe Scalia. Volume secondo. Bari, 1966. P. 981-1003.

8 Little A. G. Op. cit. P. 26; Laureilhe M.-T. Introduction to The Chronicle of Brother Salimbene degli Adami... P. 199; Scalia G. Op. cit. P. 955-962; Сабатье П. Указ. соч. С. XLVII.

рия его собственной жизни и близких ему людей на фоне происходящих событий середины XIII в.

Б. Шмейдлер заметил, что труд Салимбене есть соединение и смешение разных жанров и стилей - хроник локальной, всеобщей, епископской, исторического повествования и морального трактата9. Салимбене постоянно напоминает читателю о себе, приводя своё мнение, собственные комментарии практически по любому вопросу, событию, что позволило М. Гульельминетти отнести «Хронику» к ранним образцам автобиографического жанра, а П. М. Бицилли и Ж. Полю - к мемуарной литературе10.

«Хроника» Анжело Кларено (20-е гг. XIV в.)11 вводит нас в атмосферу конца XIII - начала XIV в., связанную с движением спиритуалов. Его сочинение полно пророчеств, предвидений и аналогий с сюжетами Св. Писания, в нем оживает истый францисканец, который желает быть покорным Церкви, но не может смириться с тем, что идеал Франциска считают труднодостижим и пытается доказать обратное, а потому, с точки зрения Церкви, близок к ереси. Хроника Анжело менее объективна, поскольку автор не знал лично Илию и первых миноритов в отличие от Экк-лестона, Иордано и Салимбене.

Три первые хроники близки между собой и по времени написания, и по духу первых францисканцев, и по оценке деятельности Илии.

Третья группа источников представлена «цветочным» жанром раннефранцисканской литературы, который сложился во второй половине XIII - начале XIV в. Этот жанр отличается анонимностью сборников и билингвальным характером текстов, т. е. наличие оригинала на латинском и на уо^аге.

9 Цит. по: Кудрявцев О. Ф. «Хроника» францисканца Салимбене де Адам: Историописатель и время II Салимбене де Адам. Хроника М., 2004. С. 831; Савукова В. Д., Таривердиева М. А. О языке и стиле «Хроники» Салимбене де Адам II Салимбене де Адам. Хроника. С. 862.

10 Цит. по: Guglielminetti M. Memoria e scrittura: L’ autobiografia da Dante a Cellini. Torino, 1977. P. 25-41; См. также: Бицилли П. М. Указ. соч. С. 7, 92.

11 Angelo da Chiarino. Dalla «Cronaca delle sette tribolazioni» II Scrittori di religione del trecento. Volgarizzimenti. Tomo terzo I A cura di don Giuseppe de Luca. Torino, 1977. P. 511-523.

«Цветочки святого Франциска» были составлены во второй половине XIV в. неизвестным тосканцем. Эти рассказы, не претендуя на хронологическую последовательность, без установленного плана повествуют о беседах Франциска с самыми близкими его спутниками, где он дает свои уроки. Последние главы явно несут отпечаток духовного опыта спиритуалов, поскольку прославляют аскетическое рвение братьев12.

Другой сборник был обнаружен в к. XIX в. Л. Пассерини и опубликован в 1903 г. под названием «Цветочки славного мессера святого Франциска и его братьев». Этот сборник относится к концу XIV в. и завершает «цветочную литературу». В него включены не только «Цветочки» св. Франциска, но и рассказ «О стигматах», самостоятельные жития некоторых братьев13.

«Зерцало совершенства»14 брата Лео из Ассизи, как и «Цветочки», не придерживается хронологии, а имеет систему, в основу которой положено раскрытие какой-либо христианской добродетели. «Зерцало» по содержанию и по духовному настрою близко «Fioretti», но в отличие от них имеет автора -брата Лео из Ассизи.

Данный вид источников отмечен однонаправленностью и тенденциозностью, поскольку является отражением взглядов партии «ревнителей» и сторонников строгого соблюдения Устава, появившихся в середине XIII в. Их свидетельства полезны нам для сравнения восприятия Илии францисканцами в XIII и XIV-XV вв.

О деталях биографии Илии известно совсем немного, так как источники в основном дают оценочные суждения черт его характера, а жизненный путь представлен слабо. Согласно сведениям Салимбене, Илия был скромного происхождения и нам известно его мирское имя Буонбароне. Отец Илии был родом из

12 Цветочки святого Франциска // Истоки францисканства. С. 780.

13 Цветочки славного мессера святого Франциска и его братьев (Из биографий можно упомянуть о «Житиях» брата Джинепро и брата Эги-дия, «Примеры видений и откровений брата Эгидия», а завершает сборник «Примеры и чудеса мессера св. Франциска»).

14 The Mirror of perfection. Being a record of Saint Francis of Assisi. A scribed to his companion brother Leo of Assisi / Trans. by Constance, countess de la Warr; with an introduction by Father Guthbert, OSFC. London, 1902 (далее везде - The Mirror of perfection).

местечка Кастель-де’Бритти, что в Болонском епископстве, а мать - из Ассизи, время рождения не известно. В миру Илия зарабатывал себе на жизнь шитьем и продажей тюфяков, а также преподаванием Псалтыря детям в Ассизи. Томас Экклестон сообщает, что Илия был нотарием в Болонье15, в городе, который известен как центр нотариального искусства в XIII в. Нотарий XIII в., по мнению П. М. Бицилли, был такой же интеллектуальной силой, как гуманисты XIV-XV вв., из их рядов выходили государственные деятели, поэты, историки16.

Нам ничего не известно о том, когда и по какой причине вступил в Орден Илия, о первых его шагах на этом поприще. Франциск, отправляясь в путь по святым местам, оставил вместо себя первого викария (наместника) Пьетро Каттани (12201221 гг.)17. После возвращения из своего путешествия по Святой Земле (1219-1221 гг.) он привез двух братьев. Одним из них оказался Илия, министр Сирии. За время, проведенное вместе в Египте, Франциску понравился необычный характер Илии и его интеллектуальные способности, включая его дар привлекать в Орден новых сторонников18.

После кончины в 1221 г. Пьетро Каттани новым викарием Франциск назначил Илию Кортонского. Период викариата Илии (1221-1227 гг.) многие считают временем первого его генералитета19, но это неверно. Иордано упоминает, что на капитуле 1221 г. Франциск плохо себя чувствовал и сидел у ног брата Илии, который и говорил от лица святого Франциска, поскольку уже исполнял функции викария.

После смерти Франциска (1226 г.) Илия обратился с посланием скорби ко всей братии Ордена и сообщил о стигматах и других чудесах святого. Известно, что в 1227 г. генералом на со-

15 Салимбене де Адам. Указ. соч С. 107; См. также: Thomas of Eccleston: The coming of the friars minor to England. P. 152.

16 Бицилли П. М. Указ. соч. С. 211-212.

17 1Чел. // Истоки францисканства. С. 280; См. также: Huber R. M. A documented history of the Franciscan order from the birth of St. Francis to the division of the order under Leo X (1182-1517). Washington, 1944. P. 928.

18 House A. Francis of Assisi. London, 2000. P. 219; Стикко М. Святой Франциск Ассизский. Милан, 1990. С. 180.

19 Thomas of Eccleston: The coming of the friars minor to England. P. 152.

брании был избран Иоанн Паренти (1227-1232 гг.). В 1232 г. на капитуле в Риме (по другим сведениям в Риети или Ассизи) Иоанн был освобожден с занимаемой должности, а брат Илия в 1232 г. избран на этот пост20.

Анжело Кларено указывает, что после смерти Франциска большинство кустодов (помощников провинциального министра, возглавляющих группу монастырей в пределах одной провинции), гвардианов и министров сошлось на кандидатуре Илии в качестве генерала Ордена, поскольку он отличался известной мудростью и благоразумием21. Но согласно более ранним и достоверным источникам, генералом избрали Иоанна Паренти, поэтому Кларено либо сознательно искажает информацию, либо его мало интересует достоверность изображаемых событий.

Папа Григорий IX, друг Франциска и Илии, помимо канонизации Франциска и составления биографии святого настоял на постройке красивой базилики в его честь. Илия перевез останки Франциска, которые были захоронены в строящемся готическом храме в одной из нижних церквей22. Это произошло в 1230 г., когда Илия министром еще не являлся. Несколько позже, с 1232 г., желая завершить строительство собора в честь Франциска в Ассизи, Илия приказал обложить весь Орден специальными поборами для сбора средств.

Далее известно, что в 1237 г. Илия направил визитаторов (наблюдателей) в разные провинции для реализации своих планов по управлению и расширению деятельности Ордена. Эти визиты отличались внезапностью и иррегулярностью, что настраивало монахов против генерала Ордена23.

В 1238 г. братья из провинции Саксония безрезультатно просили Илию отменить эти визиты, после чего они обратились к папе. Получив от братьев список злоупотреблений Илии, понтифик решил созвать собрание в Риме за месяц до общего собрания Ордена, где было решено, что все должностные лица Ордена

20 The chronicle of brother Jordan of Giano. P. 33, 58, 64.

21 Angelo da Chiarino. Op. cit. P.515.

22 House A. Op. cit. P. 287-288; Thomas of Eccleston: The coming of the friars minor to England. P. 152.

23 The chronicle of brother Jordan of Giano. P. 64-65; См. также: Thomas of Eccleston: The coming of the friars minor to England. P. 153-154.

должны избираться, а не назначаться, провинциальные министры должны созывать капитул на своей подвластной территории.

Месяцем позже состоялся капитул Ордена, на котором Илия был снят с должности после семи лет пребывания (1239 г.), а наследовал ему Альберт из Пизы. На этом собрании было установлено новое деление на тридцать две провинции против предлагаемых Илией семидесяти двух24.

После смещения с должности и до 1250 г. Илия находился при дворе германского императора Фридриха II, выполняя функции советника и дипломата. Францисканцы, верящие в иоахимит-скую ересь, считали Фридриха II воплощением Антихриста, а не верящие просто не любили, как преданного анафеме еретика и упорного врага тиары. Этот факт не добавил брату Илие уважения со стороны его соратников по Ордену. В 1253 г. Илия умер.

На основании этих кратких биографических данных вырисовывается портрет политика, который желал упорядочить систему управления внутри Ордена, сделал много для прославления своего учителя, соорудил первый готический храм в Умбрии в его честь, способствовал распространению образования внутри Ордена и миссионерства. Кроме того, Илия проявил авторитарность в правлении, нарушая коллегиальный принцип правления. Зададимся вопросом, неужели только на основании этого Илия был представлен во многих источниках как слуга Антихриста, предатель идей Франциска, злобный тиран? Вероятно, были другие причины у современников, чтобы дать негативную оценку личности Илии.

От скудных фактов биографии Илии перейдем к отражению на страницах источников характера Илии Кортонского. Че-лано в Первом житие сообщает о нем немного, но исключительно в положительных тонах. Именно Илия был тем единственным человеком, кто при жизни Франциска имел честь видеть его стигматы25, в более поздних источниках таких братьев будет уже несколько, а Илия исчезнет из этого списка, что странно.

Агиограф упоминает, что Илия, узнав о болезни святого, бросил свои дела и со всей поспешностью вернулся к нему в

24 The chronicle of brother Jordan of Giano. P. 66-67; См. также: Са-лимбене де Адам. Указ. соч. С. 183.

25 1Чел. II Истоки францисканства. С. 282; См. также: The Mirror of perfection. P. 171-172.

Сиену, обеспечил переезд тяжело больного Франциска в Ассизи. Спустя столетие брат Лео в «Зерцало совершенства» упоминал, что Илия настоял на лечении Франциска в еремитории Сан Ко-ломбано, что возле Риети26, заботясь о здоровье святого отца.

Челано характеризует Илию не иначе как «добрый сын доброго отца», и приводит рассказ об особом благословении Илии Франциском перед самой кончиной святого27, как бы указывая на духовную преемственность. Во второй биографии упоминания об Илие более скромные, но также без негативных оценочных суждений28.

В хрониках Иордано, Экклестона и Салимбене появляются иные нотки. Всех троих возмущала практика отправки визитато-ров в провинции и единоначальное правление Илии без созыва капитулов.

Современники обвиняли Илию в нежелании самостоятельно осуществлять проверки провинций, в том, что он перепоручал это своим доверенным лицам, выезжая лишь к папе и Фридриху II. Илия подвергал жестким репрессиям провинциалов (бил и бранил), если те не приносили ему различных подношений, держал их в страхе так, «что они дрожали перед ним, как колеблемый водой тростник или когда трепещет жаворонок, когда его преследует и жаждет схватить ястреб»29.

Салимбене задевала практика пребывания визитаторов в течение года в провинциях, обхода ими обителей, выслушивание жалоб от монахов на своего провинциала, отмены постановлений провинциалов. Илия часто менял министров, чтобы они не пустили корни и не могли восстать против него30.

Как видим, разные источники в один голос негодуют на то, что Илия отменил практику созыва капитулов и направил в провинции своих визитаторов. На это можно посмотреть с

26 The Mirror of perfection. P. 171-172.

27 1Чел. II Истоки францисканства. С. 289, 291.

28 2Чел. II Истоки францисканства. С. 448, 504.

29 The chronicle of brother Jordan of Giano. P. 64; См. также: Thomas of

Eccleston: The coming of the friars minor to England. P. І53-І54; Салимбене де Адам. Указ. соч. С. ІІ5-ІІ6, І76-І77; Angelo da Chiarino.

Op. cit. P. 5І9-520, 522.

30 Салимбене де Адам. Указ. соч. С. ІІ7, І77.

двух сторон. Во-первых, в средневековом обществе традиции играли важную роль, а их нарушители воспринимались негативно. Так было и с Франциском, которого отверг отец, не понимали соседи и смеялись над ним, а некоторые забрасывали грязью, пока Церковь не признала его практику не противоречащей устоям и традициям официальной религиозности. Со временем Франциск заложил новые принципы в рамках своей организации, которые стали традицией и были закреплены Уставом Ордена в 1223 г. и Завещанием.

Илия уже в 30-х гг. XIII в. пытался и отчасти успешно нарушить эти правила, которые многие братья воспринимали не иначе как традицию, норму. Для многих францисканцев именно то, что Илия стал пренебрегать обычаями, заложенными святым, как нам кажется, и стало причиной отрицательного восприятия Илии братьями. Но что удивительно, ведь большая часть средневековой Европы XIII в. имела единоначальный (монархический) принцип правления, кроме итальянских городов-коммун, где была распространена система коммунального управления с подеста.

С другой стороны, братья, провинциалы, кустоды и гвар-дианы с момента образования миссий привыкли к относительной свободе, поскольку миссионерская политика в новых землях требовала от них инициативы, предприимчивости, самостоятельности во многих организаторских, экономических и даже духовных делах. Об особом духе свободы пишут в своих анналах Иордано, Салимбене и Экклестон. Именно эту свободу и пытался урезать Илия, как нам представляется, за что и получил нелицеприятные отзывы современников.

В отличие от Франциска, который был, по мнению многих современников и историков, больше мечтателем, нежели руководителем, Илия обладал административными талантами. К 30-м гг. XIII в. Орден превратился из популярного нищенствующего движения, какими некогда были вальденсы и бегарды в политический институт в рамках Церкви. Этому способствовали и кардинал-протектор Уголино, в будущем папа Григорий IX, и сам брат Илия.

Историк П. Сабатье разделил раннюю историю францисканцев на два течения: на чистую религию духа, представленную святым, и религию власти в лице кардинала-протектора Ордена Уго-

лино (будущего папы Григория IX), искавшего объяснения харизматического движения в традиционных официальных структу-рах31. Известно, что в 1219 г. Уголино составил Устав для мона-хинь-кларисс (женский францисканский орден, получивший название по имени основательницы св. Клары Ассизской), в 1221 г. Франциск и папа Григорий IX дали францисканской терциарской общине новый Устав32. В 1223 г. Уголино участвовал в корректировке основного Устава Ордена, способствовал расширению деятельности кларисс. В 1231 г. Григорий IX разослал инструкции правителям Перуджи, чтобы те освободили членов Третьего ордена (терциариев) от военной службы и гражданских обязанностей33.

Источники упоминают, что понтифик высоко ценил Илию за его научные познания, большое благоразумие, начитанность и ученость, которыми Илия превосходил всех интеллектуалов своего времени. Согласно «Цветочкам», даже ангел в обличие юноши возжелал побеседовать с Илией, ибо тот считался весьма мудрым34.

Вероятно, что Илия проводил политику инкорпорирования Ордена в структуры Католической Церкви, активно сотрудничая с Григорием IX. Илия проявил свой авторитарный стиль для придания упорядоченности системе управления Орденом. Кларено рассказывает случай, когда Илия обратился к папе с жалобой на некоторых братьев, которые своим образом жизни утвердили многих в том, что они есть новые святые, отказались от послушания, проповедуют что хотят и где им нравится, а это может породить смуту во всем Ордене35. Данное свидетельство современника в очередной раз говорит о том, что Илия стремился к единству, единообразию и упорядоченности внутри Ордена, строгой иерархии.

31 Little A. G. Franciscan papers, lists and documents. Manchester, 1943. P. 26.

32 Incipit Regula fratrum et sororum continentum Prima regula tertii Otdinis iuxta Novum codicem / Ed. Bughetti B. OFM // Arhivum Francis-canum Historicum. 1921. T. XIV. P. 114-120.

33 House A. Op. cit. P. 194; См. также: Moorman J. R. H. A history of Franciscan order from its origins to the year 1517. Chicago, 1988. P. 216.

34 Angelo da Chiarino. Op. cit. P. 516; См. также: Цветочки славного мессера святого Франциска и его братьев. С. 14-15.

35 Angelo da Chiarino. Op. cit. P. 518.

При Илие произошло разделение Ордена на провинции, были организованы францисканские школы при университетах; началось широкое строительство монастырей и храмов. Илия приступил к возведению величественной готической базилики в память о святом Франциске на его родине в Ассизи.

Салимбене возмущало то, что Илия принял в Орден много бесполезных людей (мирян. - В. С.) «с намерением иметь возможность лучше властвовать над такими людьми или чтобы принятые им наполняли его длани, делясь с ним деньгами»36. Илия Кортонский, отдавая предпочтение братьям из мирян, назначал их на правящие должности, делал главными над клириками. Этого Салимбе-не не мог понять и критиковал Илию, считая это нелепым.

Можно предположить, что Салимбене, будучи родом из древней аристократической семьи де Адами, был потрясен неуважительным и непочтительным отношением к клирикам, прелатам и монахам его круга. Салимбене передает впечатления о первой встрече с братом Илией, когда тот проявил грубость в отношении подеста Пармы Герардо да Корреджо. Илия не поднялся и не двинулся с места для приветствия подеста, хотя тот был знатного происхождения и занимал высокий пост37. Как нам представляется, Илия простого происхождения, добившейся всего своим умом и трудом, старался опираться на таких же людей, обладающих талантами, а не титулом или саном, на простолюдинов, а не аристократов или выходцев из рыцарской семьи.

Другим недостатком Илии, по мнению Салимбене, было стремление того жить с блеском. Хронист упоминал о том, что Илия всегда ездил верхом, хотя Франциск и первые братья ходили босые. Илия располагал штатом домашних слуг из мирян и личным поваром (братом Варфоломеем из Падуи), поэтому редко трапезничал со всеми в монастыре.38 Такой образ жизни подобает князям Церкви и аристократам от рождения, а не простолюдинам. Аристократизм Салимбене неоднократно проявляется на страницах хроники, когда он прославлял разные добродетели и качества, выделяя родовитость и знатность отдельных персон или семейств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 Салимбене де Адам. Указ. соч. С. ІІ0, ІІ2.

37 Там же. С. І07, І09.

38 Там же. С. І76-І77.

Салимбене укорял Илию за отсутствие общих правил в Ордене. Видимо, имея в виду те постановления, которые станут регламентировать нормы поведения братьев, францисканские богослужения, и появятся позже. На общем капитуле 1239 г. после смещения Илия были приняты первые конституции, которые способствовали дальнейшему распространению влияния Ордена.

При генералитете Хеймо Фавершама (1240-1244 гг.) началась деятельность по составлению общих правил для богослужения и молитвенников. Незадолго до своей смерти Хеймо окончил составление сборников для ординарных месс и бревиариев (молитвенников), но эти службы были введены лишь в 1251 г.39

В 1260 г. при правлении Бонавентуры Нарбоннские конституции закрепили, что «гвардианы должны слушаться во всем кустодов, остерегаться злоупотреблений, а во всех службах и делах они должны друг друга замещать»40. Бонавентура превратил Орден в строгую иерархическую организацию в рамках Церкви, поддержал развитие больших конвентов, которые изымались из-под власти епископа, в епархии которого они находились, и вверялись попечению Ордена41. Бонавентура полагал более эффективным проживание братьев большими конвентами в городах, где была наибольшая нужда в пастырском попечении мирян, чем в малых обителях. Теперь генеральный капитул был вправе наказывать провинциальный за то, что последний не издает свои местные правила и постановления42.

Решения общего собрания в Пизе 1263 г. установили определенные службы на Богоявление, праздник св. Лючии, Рождество, Пасху, Пятидесятницу и др., определили частоту и количество ночных бдений, гимнов, антифонов, молитв и прочих служб43.

39 Hec sunt diffinitiones facte in capitulo Pisano in article The statutes of general of chapter of Pisa (1263) / Ed. S. J. van Dijk //Arhivum Francis-canum Historicum. 1952. T. XLV. P. 301-303.

40 Hec sunt diffinitiones facte in capitulo Narbonensi in article «Diffini-tiones» capitili generalis OFM Narbonensis (1260) / Ed. F. M. Delorme // Arhivum Franciscanum Historicum. 1910. T. III. P. 508.

41 Ibid. P. 503.

42 Ibid. P. 506.

43 Hec sunt diffinitiones facte in capitulo Pisano in article The statutes of general of chapter of Pisa (1263). P. 314-322.

Как видим, Бонавентура продолжил политику Илии, но Илия за свои действия получил негативную оценку современников и историков, а Бонавентура был удостоен титула блаженного в рамках Ордена и Церкви.

При перечислении недостатков Илии, Салимбене все же нашел одно хорошее качество брата: «он подвигнул Орден брать-ев-миноритов на занятие богословием». Именно Илия впервые обратил внимание на необходимость образования и знания для распространения влияния Ордена как среди мирян, так и среди клириков, а для этого необходимо было проникнуть в университеты. Это было впервые осуществлено при Илие с открытием в Париже (1236 г.) и несколько позже при Хеймо Фавершаме в Оксфорде (1242 г.) главных академических школ, имевших собственных преподавателей, и эту линию продолжили Кресченцио из Иези (1244-1247 гг.) и Бонавентура (1257-1274 гг.)44.

Еще при жизни Франциска начались споры относительно образования и научных знаний в Ордене. Сам Франциск не оставил четкой позиции по данному вопросу, а потому различные толкования были неизбежны. Спиритуалы донесли до нас образ святого, полагающего обладание книгами как нарушение Устава, поскольку они воспринимались как роскошь. «Зерцало» повествует, что Франциск отвечал одному из послушников: «Если ты будешь иметь Псалтырь, то вскоре захочешь обладать и требником (молитвенником. - В. С.), а когда у тебя появится требник, ты возжелаешь восседать в кресле подобно знатному прелату, и будешь обращаться к своей пастве со словами: Принесите мне требник...»45.

Очевидно, что в понимании автора «Зерцала», обладание книгами вредно собственнику, который желает иметь еще больше и тем самым стремится выделиться внутри Ордена, что способствует уничтожению равенства внутри общины. Кроме того, обладающие знаниями имеют склонность к тому, чтобы возгордиться своим положением, а гордыня является одним из самых тяжелых грехов.

Официальная агиография в лице Бонавентуры довольно либерально смотрит на эту проблему и приписывает Франциску

44 The chronicle of brother Jordan of Giano. P. 61, 69, 71.

45 The Mirror of perfection. P. 10.

следующее высказывание: «Мне вполне угодно, чтобы они (братья. - В. С.) изучали Писание, но пусть они по примеру Христа... не забывают молиться, и пусть они учатся не для того, чтобы красиво говорить, но чтобы поступать в соответствии с услышанным, и другим подавать в этом пример»46. А. Хауз отметил, что Франциск в период 1216-1219 гг. дозволил пользоваться некоторыми псалтырями, требниками для месс, молитвенниками на каждый час47. В 1224 г. святой разрешает Антонию Падуанскому заниматься наукой с условием, чтобы среди научных трудов тот не погасил дух молитвы и благочестия, читать и толковать Св. Писание48.

В 1230 г. на капитуле разрешено было применять требники и книги для пения антифонов. Экклестон сообщает, что братья в Англии быстро увлеклись схоластическими занятиями и ежедневно ходили в теологические школы, несмотря на сильные морозы и большую слякоть, иногда даже босиком49. Во Франции распространению знаний и наук способствовал брат Григорий Неаполитанский, сторонник развития научного направления внутри Ордена. С 1236 г., с принятием в ряды францисканцев известного магистра Парижского университета Александра Галльского, усилилось направление сторонников развития образования среди миноритов.

Под одиннадцатым недостатком Салимбене указывает увлечение Илией алхимией50, т. е. тем занятием, за которое в том числе был отлучен и император Фридрих II.

В источниках более позднего времени образ Илии представлен в негативном свете. Если Салимбене все же находит некоторые положительные качества личности брата, то в «цветочной» литературе проводится однолинейная позиция.

46 Большая Легенда, составленная святым Бонавентурой из Баньо-реджо II Истоки францисканства. С. 619.

47 House A. Op. dt. P. І90.

48 Послание к св. Антонию II Св. Франциск Ассизский. Сочинения I Пер. с лат. К. Клюшникова, Е. Широниной. Ред. перев., вст. ст. и коммент.

В. Л. Задворного. М., І995. С. 20І.

49 The chronicle of brother Thomas of Eccleston. P. 120.

50 Салимбене де Адам. Указ. соч. С. І79-І8І.

В варианте «Цветочков» последней четверти XIV в. рассказ о благословении Илии Франциском передан иначе, чем у Челано. Аноним сообщает, Франциск желал благословить брата Бернарда (первый ученик святого Бернардо да Квинтавалле. - В. С) и, по причине своей слепоты, перепутал головы Илии и Бернарда. «...Брат Бернард подошел к нему с левой стороны, а святой Франциск перекинул руки наподобие креста и возложил правую руку на голову брата Бернарда, а левую руку на голову брата Илии» и благословил обоих51. При этом указывается, что после смерти Франциска викарием и генералом стал брат Бернард, но это не соответствует действительности. Автор, видимо, стремился усилить линию святости Бернарда, который отличался буквальным следованием Устава 1223 г., строгой аскетической практикой.

«Зерцало» упоминает, что Илия пытался влиять на Франции-ска, чтобы тот не составлял слишком строгий Устав для братьев52, иными словами стремился проводить политику партии умеренных.

В списке «Цветочков» рубежа XIV-XV вв. автор проводит мысль, что Илия был проклят Богом и предопределен к падению еще при жизни Франциска. Так, Илия отказал в гневе ангелу в обличие юноши в беседе, хотя считался весьма мудрым. Он проявил свое высокомерие в отношении прекрасного юноши, но Франциск настоял на послушании, и Илие пришлось выслушать ангела: «Остерегайся, брат, чтобы не быть тебе таким разгневанным, как ты выглядишь, ибо ярость затмевает душу и не позволяет разглядеть правду»53. Франциск, узнав о случившемся, «громким голосом сильно укорял брата Илию, говоря: “Дурно поступает высокомерный брат Илия, что отгоняет от нас святых ангелов, которые приходят нас поучить. Я говорю тебе, что сильно боюсь, чтобы гордыня не привела тебя покончить жизнь вне этого Орде-на”»54. Так с ним и случилось, заключает аноним «Цветочков». Как видим, здесь присутствует такое явление, когда уже случившееся автор выдает за пророчество и предвидение, тем самым, стремясь убедить читателей в греховности Илии.

51 Цветочки святого Франциска II Истоки францисканства. С. 780.

52 The Mirror of perfection. P. 1-3.

53 Цветочки славного мессера святого Франциска и его братьев. С. І4-І5.

54 Там же. С. І5.

В одной из глав сборника упоминается, что Франциск часто упрекал Илию за гордыню и святому было видение о том, что брат Илия будет осужден, выйдет из Ордена и умрет вне его. Поэтому святой возымел неприязнь к нему, стал избегать встреч с ним и перестал вести дружеские беседы. Илия это заметил и напросился на встречу, в которой Франциск все и рассказал. После просьб Илии святой обещал за него молиться, и Франциску было другое видение, что душа Илии «не будет осуждена, но, что несомненно, он выйдет из Ордена и вне Ордена умрет»55.

Поражает несоответствие и странность примеров этих «Цветочков» касательно не столько Илии, сколько Франциска. Святой укорял Илию, но по свидетельствам современников он отличался милосердием, терпеливостью и сдержанностью в отношении наказаний в адрес братьев и мирян. Понятно, что необходимо было показать значимость и эффективность молитвы Франциска, но при этом авторы продемонстрировали совсем не милосердие и терпение святого Франциска, а такие его качества как предвзятость в отношении грешников. Данная глава вообще не вяжется с тем образом Франциска, который уже сложился как минимум столетие назад. Аноним забывает тот факт, что Франциск сам сделал Илию преемником, а поэтому весьма странным кажется то, что святой постоянно укорял человека, им назначенного.

Объяснение такого взгляда на деятельность Илии, видимо, следует искать в исторических событиях XIV в., когда шла борьба между двумя партиями - конвентуалами (сторонники умеренного образа жизни и аллегорического толкования Устава и Завещания) и спиритуалами (приверженцы буквального следования нормам Устава). Это противостояние завершилось в 1517 г. разделением на две ветви: Орден францисканцев конвентуальных и Орден францисканцев обсервантов. Последние «заразили» и агиографическую, и «цветочную» литературу своими разногласиями.

По мнению К. Х. Лоуренса, много лет истоки Ордена были лишь отражены лишь в версии спиритуалов. «Цветочки», «Зерцало совершенства», «Хроника» Анжело Кларено несут отпечаток понимания святости Франциска в русле указанной традиции. Все варианты «Цветочков» вышли из среды ревнителей (зелантов), спиритуалов, поэтому Илия представлен в таком свете, который

55 Там же. С. 98-113.

стремился к расширению влияния Ордена за счет инкорпорирования его в структуры Церкви, что и будет успешно сделано спустя полвека при Бонавентуре.

«Цветочки» быстро распространялись по Италии по причине билингвальности, анонимности и наличия элементов народной религиозности. В XIX в. историческая позитивистская наука всецело восприняла сведения «цветочного» жанра, поскольку именно «цветочки» из всех источников оказались широко доступы для историков, а жития и хроники еще не были обнаружены исследователями. Ярким примером является известный историк франци-сканства рубежа Х1Х-ХХ вв. П. Сабатье, полагавший, что самое слабое место в биографиях Челано заключается в описании дружеских и партнерских отношений между Франциском и Илией, что святой не мог назначить преемником Илию56.

А. Барин считал, что Илия Кортонский, веря в святость Франциска, полагал его мечтателем и ребенком, а необходимо было «спуститься с небес на землю» для расширения деятельности Ордена57. Святой умер на руках Илии Кортонского, человека низкого во всех отношениях, не обращавшего внимания на точность и всячески стремившегося увеличить выгодную для него славу учителя.58 Такое мнение, вероятно, было навеяно «Цветочками» и «Зерцалом».

М. Стикко признает за Илией диктат разума: «Франциск жил верой, Илия разумом; Франциск хотел завоевать людей одной любовью, Илия - грандиозными свершениями и великолепным богослужениями., Франциск рассчитывал всегда только на промысел Г осподень, Илия - и на собственные силы,... Илия видел мирян и братьев такими, какими они представали в данный конкретный миг, и не удовлетворялся исключительно сверхъестественными решениями». При этом М. Стикко считает Илию прямым наследником Франциска, который любил и заботился о святом отце, но не во всем понимал его59.

56 Сабатье П. Указ. соч. С. ^.

57 Барин А. Франциск Ассизский / Пер. с фр. В. Алова. СПб., 1913.

С. 44, 47-48.

58 Там же. С. 54.

59 Стикко М. Указ. соч. С. 180-181, 217.

Лишь позиция П. М. Бицилли, высказанная в начале XX в., отличается оригинальностью и большей объективностью. Ученый считал, что Илия Кортонский является представителем эпохи Возрождения, продуктом новых общественных взаимоотношений, которые только складывались в Европе60, а потому его мало кто принял и понял, за исключением Франциска, Фридриха II, Григория IX и ряда братьев. Кроме того, Илия и Фридрих II отличались многогранностью характера.

Более обоснованным выглядит мнение, согласно которому Франциск своими глазами видел, как его идея, реально воплощаясь на практике, облекается в иную форму, чем это ему мыслилось и представлялось. Франциск вполне отдавал себе отчёт в том, что теперь его организации требуется практичный правитель, подобный брату Илии, и назначает его викарием Ордена, а сам удалился. Наконец, вполне возможно, что новый Орден быстро инкорпорировался в рамки Католической Церкви, и стал орудием, инструментом её политики. Это явление, с одной стороны, несет позитивные моменты - изменение облика Церкви в глазах мирян при помощи деятельности первых францисканцев. Но существует и оборотная сторона этого процесса - быстрое инкорпорирование в церковные структуры и иерархию влечет и быстрое обмирщение и выхолащивание тех идеалов, которые провозглашались святым Франциском.

60 Бицилли П. М. Св. Франциск Ассизский и проблема Ренессанса // Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры / Сост., предисл. и коммент. Б. С. Кагановича. СПб., 1996. С. 183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.