ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет", (г. Москва)
УДК 74
AichlerN.A., postgraduate, Altai State University (Barnaul Russia), E-mail: zabrodina-nataliya@mail.ru Cragun Yu.A, Doctor of Arts, Professor, Altai State University (Barnaul Russia), E-mail: krey70@mail.ru Nekhvyadovich L.I., Doctor of Arts, senior lecturer, Altai State University (Barnaul Russia), E-mail: lar.nex@yandex.ru Chernyaeva I.V., Cand. of Art history, senior lecturer, Altai State University (Barnaul Russia), E-mail: gurkina-22@mail.ru
THE ROLE OF ICON-PAINTING AND RESTORATION WORKSHOP IN THE FORMATION OF PRACTICAL SKILLS OF STUDENTS THE ART TRAINING AREAS. The article deals with activities of icon painting and restoration workshops, which are relevant in modern society. They play an important role for students studying both in secondary and higher education, in the direction of artistic training. The study of the activities of icon-painting and restoration workshops will help to restore the artistic heritage, and will be a useful material for the reconstruction of the internal space of the temple, as well as in other areas related to creativity. Icon-painting and restoration workshops are also a model for the restoration of cultural heritage and the creation of new works of Church art: architecture, iconography, arts and crafts. Key words: icon, icon-painting workshop, restoration workshop, Orthodoxy.
Н.А. Айхлер, аспирант, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: zabrodina-nataliya@mail.ru Ю.А. Крейдун, проф., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: krey70@mail.ru Л.И. Нехвядович, д-р искусств., доц., Алтайский государственнийуниверситет, г. Барнаул, E-mail: lar.nex@yandex.ru И.В. Черняева, доц., канд. искусств, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: gurkina-22@mail.ru
РОЛЬ ИКОНОПИСНЫХ И РЕСТАВРАЦИОННЫХ МАСТЕРСКИХ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается деятельность иконописной и реставрационной мастерских, которые имеют актуальное значение в современном обществе. Они играют важную роль для студентов, обучающихся как в средних, так и высших учебных заведениях, по направлению художественной подготовки. Изучение деятельности иконописной и реставрационной мастерских поможет восстановить художественное наследие, и станет полезным материалом для воссоздания внутреннего пространства храма, а также в другой сфере деятельности, связанной с творчеством. Иконописные и реставрационные мастерские являются также образцом для реставрации культурного наследия и создания новых произведений церковного искусства: архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: икона, иконописная мастерская, реставрационная мастерская, православие.
Структурная модель подготовки студентов художественных направлений основана на принципах духовности, фундаментальности, исторической достоверности, профессиональной направленности, моделирования. Кроме того, данная модель направлена на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов путём исследования подлинного памятника культуры, сопровождения всей образовательной и творческой деятельности студента. Современная образовательная модель способствует, с одной стороны, сохранению традиционных духовных и художественно-эстетических ценностей, с другой -развитию системы эффективной подготовки специалиста, обладающего навыками продуктивной творческой деятельности в области научной реставрации памятников искусства, а так же созданию новых произведений. Целью данного исследования является: выявить роль иконописных и реставрационных мастерских в формировании практических компетенций студентов художественных направлений подготовки высших и средних учебных заведений. Поставлены следующие задачи: изучить историографию, связанную с иконописными и реставрационными мастерскими; проанализировать деятельность иконописной мастерской А.Борзенкова; определить влияние иконописных и реставрационных мастерских на формировании практических компетенций студентов художественных направлений подготовки.
Иконопись всегда являлась актуальной темой для исследователей. Среди отечественных учёных XIX века, систематически изучавших иконопись, одним из самых серьезных, если, конечно, не считать Н.П. Кондакова, был ПД. Филимонов (1828-1898). Его исследование о Симоне Ушакове и по сей день остается
образцом строгого научного метода. В изучении русской иконы долгое время господствовал иконографический метод. Русская иконографическая школа, расцвет которой приходится на конец XIX - начало XX века, имела ряд крупных исследователей (Н.П. Кондаков, 1844-1925; Д.В. Айналов, 1862-1939; Н.П. Лихачев, 1862-1936), которые решительно продвинули вперёд науку о древнерусской живописи.
В альбом М.В. Алпатова «Древнерусская иконопись» (1978) невозможно было включить все художественные богатства древнерусской иконописи. В.Н. Лазарев рассказывает о зарождении национальной станковой живописи, о технике и эстетике русской иконы, о ведущих художественных школах, об отдельных мастерах и лучших произведениях.
Ценнейшими источниками для изучения темы являются исследовательские работы по истории иконописания, опубликованные в XIX веке, фактически современные Мастерской Пешехоновых. К ним относятся труды И.П. Сахарова «Исследования о русском иконописании» (1849), Н.П. Собко «Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков», материалы для которого собирались в 1867-1892 годах, труд Д.А. Ровинского «Обозрение иконописания в России до конца XVII века» (1856, 1903). Данные о сибирских иконах содержатся в статьях XIX века авторов Н.А. Абрамова, П.Н. Буцинского. Отрывочные сведения о сибирских иконах и мастерах-иконописцах включены в исследования этнографов, например Н. Кострова, А.Е. Новоселова. В связи с изучением сибирской культуры А.Н. Копылов отыскал в архивах дополнительные
сведения об иконописании в Сибири. В 60-е годы XIX века были опубликованы статьи краеведов - протоиерея Александра Сулоцкого и Н.А. Абрамова.
В конце XX - начале XXI в. повышается интерес историков, краеведов и искусствоведов Сибири и Урала к историко-культурному наследию Сибири. Иконописные традиции стали предметом исследований уральских ученых В.И. Бай-дина, С.А. Белобородова, И.Н. Белобородовой, Г В. Голынец, Ю.А. Гончарова, Н.А. Гончаровой, О.П. Губкина, М.И. Зуевой, А.А. Пашкова, Т.А. Рулевой.
Отдельные аспекты развития иконописи в Восточной Сибири, особенности её иконографии и стилистики рассматривались в работах Н.Н. Исаевой, Т.А. Крючковой, А.Д. Фатьянова, в ряде публикаций Л.И. Шаповаловой, Э.Г. Пав-люченковой, В.В. Скопина, Л.А. Щенниковой, ГД. Булгаевой, Н.А. Забродиной [1].
Изучению художественного и иконописного наследия Алтая посвятили свои работы исследователи Т.М. Степанская, Л.Г Красноцветова-Тоцкая, В.К. Вистин-гаузен и др. Формированию духовной культуры современного общества на Алтае посвящена статья исследователей Л.В. Балахниной, И.В. Черневой [2]. Используя данные источники, можно сделать вывод, о том, что существует большое количество источников, изучаемых иконопись.
Опубликованные исследования, посвящённые иконописной мастерской А.А. Борзенкова, практически отсутствуют. О деятельности Архипа Александровича и участников его мастерской, об их вкладе в культурную жизнь Алтайского края, упоминается лишь в общих трудах. Такие авторы как Т.М. Степанская, А.М. Родионов, В.А. Скубневский, П.С. Коваленко, С.А. Соловьёва, в своих трудах отмечали А.А. Борзенкова как основателя значимой иконописной мастерской, также данными авторами отмечены храмы и церкви, возведенные А.А. Борзенковым. Таким образом, подвозя итог, стоит отметить значимость данного исследования для изучения иконописной мастерской А.Борзенкова, для деятельности студентов, а так же реставраторов и худоджников.
В работе впервые рассмотрены и систематизированы произведения, созданные иконописной мастерской, которые имеют важное значение для обучения и работы студентов творческих направлений. Так же в исследовании использован метод исторического и стилистического анализа.
Изучение русского иконописания стало особенно актуальным в конце XX - начале XXI в., когда обращение к основам православной веры вызвало потребность в создании новых православных христианских храмов, реставрации и реконструкции старых церквей, необходимость иметь иконы в храмах и домовладениях. Икона, обладая величайшей духовной притягательностью и нравственной силой, отвечая запросам и исканиям современного человека, транслирует традиционные духовные ценности и нравственные стандарты, противостоящие нормам «пострелигиозного» секулярного гуманизма.
В древнерусской культуре икона имела глубокий смысл: несла в себе высокую символику основ веры, выражала мировоззрение и нравственные ориентиры эпохи, отражала жизнь церкви и государства, имела неразрывную связь с духовной жизнью христианина. Постепенный отход от традиций древнерусского иконописания в XVII - XIX вв. привел к забвению изначального смысла и предназначения иконы. Древнерусская икона стала рассматриваться только как произведение искусства или археологический предмет, вызывая интерес коллекционеров и любителей русской старины.
В современном искусствознании большое внимание уделяется изучению богословского аспекта иконы, исследованию её как части церковного искусства, неразрывно связанного с агиографией и литургикой. Большое значение приобретает изучение иконографии отдельных икон, часто связанной с историческими процессами.
Особенный интерес исследователей региональных или локальных школ иконописи вызывает сибирская икона XVII - начала XX в., по степени изученности значительно уступающая иконописным традициям центральных российских школ. Необходимость реставрации и сохранения иконописи региона, изучения, каталогизации, анализа, выделения общих и специфических черт для определения места и роли сибирской иконы в русской культуре и искусстве еще более актуализируют исследование.
В начале XXI века иконописание возрождается в иконах современных мастеров, следующих древним традициям. Творчески работают художники-иконописцы, организован Союз иконописцев России, имеющий региональные отделения. В духовных учебных заведениях ведётся обучение основам иконописания. Всесторонний анализ иконописных традиций, стилистических направлений и особенностей развития, которые прослеживаются в истории иконописания России в целом, и Сибири в частности. Подобный анализ актуален для определения путей возрождения иконописного искусства и его дальнейшего развития в современном мире.
Иконопись - это не просто способ написания икон, это образ верования, образ мышления, определенный уклад, порожденный традициями. Взаимоотношение религии и искусства в определенные эпохи анализируется в ряде трудов ученых по истории искусства.
К 20-м годам XVII в. - времени начала сибирского иконописания - «иконный фонд Сибири» составляли произведения основных иконописных центров России: иконы «годуновской школы», Строгановского стиля, новгородские, вологодские, великоустюжские иконы; народные «северные письма», произведения сольвычегодских мастерских Строгановых. Таким путём входили в складывающиеся в Сибири иконные традиции особенности иконописания Костромы, Уша-
ковского направления иконной горницы Оружейной палаты Московского Кремля, киевские барочные традиции, каноны старообрядческого письма, северного и южного. Следствием этого стала невозможность существования в Сибири единой иконописной школы.
Борзенков Архип Александрович, основатель иконописно-иконостасной мастерской, происходил из крестьян села Сростки Сростинской волости Бийского уезда. В 1895-1898 гг состоял гласным Бийской городской Думы. С 1902 г вместе с семьей причислен в бийское мещанское общество. Мастерская Борзенкова открытая в Бийске в 1885 г неподалеку от Архиерейского подворья по ул. Иркутской была самой крупной в Бийском уезде. В мастерской выполнялись заказы по написанию икон, резьбе иконостасов, деревянной домовой резьбе и строительству церквей на основе образцовых проектов [3, с. 81]. Учеников в мастерской Борзенкова было до двадцати человек, работало у Борзенкова по 50 человек: столяры, резчики, живописцы [4, с. 55]. Лаборатория резчиков Бийска находилась в мастерской Архипа Борзенкова. Здесь уместнее говорить о коллективном почерке, выработанном в среде бийских резчиков. При этом не следует забывать, что мастерская Борзенкова, упомянутая в сибирском торгово-промышленном календаре за 1905 год, названа как иконостасная. Немалую роль в творчестве резчиков сыграло направление мастерской, её назначение [5, с. 59]. При строительстве храмов особенное внимание уделялось оформлению окон. Резчики из мастерской А.А. Борзенкова, изготавливая по заказу декоративные детали, придавали каждой постройке неповторимый вид. Однако сохранившиеся архитектурные сооружения имеют единое стилевое решение. В декоре доминировали растительные орнаментальные композиции, выполненные в глухой резьбе. Среди высокорельефных накладных деревянных узоров выделялись пышные розы, гроздья и листья винограда, веточки. Они отличались большой выразительностью, декоративностью, богатством светотени, четкостью композиции, крупномасштабностью деталей. Растительный декор в оформлении органично дополнялся архитектурными элементами, что создавало богатый пластический образ, наполненный выразительными мотивами. Навершия наличников окон часто оформлялись парными крупными волютами, соединенными или разорванными. Между разорванными деталями размещали растительный мотив в виде трилистника, цветка.
Несмотря на широко развернувшееся в конце XIX - начале XX столетий каменное строительство, в городах и селах Алтая и в других регионах Сибири продолжала господствовать деревянная застройка. Купеческие особняки, доходные дома, гостиницы, кинотеатры, школы, жилые дома проектировали профессиональные архитекторы, знакомые с исканиями архитектуры того времени, использовались типовые проекты из альбомов «Дешевые деревянные постройки», которые выпускали проектно-строительные фирмы. В декоре деревянного зодчества широко применялись фольклорные мотивы всех видов резьбы по дереву, где так же работала бийская школа резчиков А.А. Борзенкова [6]. Бий-ские мастера резного ремесла искусно украшали крыльцо и карнизы, наличники и пространство между этажами. Не оставались без внимания и полотнища массивных ворот. Простые ремесленники трудились в иконостасной мастерской Архипа Александровича Борзенкова. Имена некоторых из них известны: И.Е. Селиверстов, П.Я. Иванов, Сухомясов, Емельянов. Под руками мастеров здание обретало не просто оригинальное украшение. Пришедший из глубины веков узор принимал на себя роль оберега - в повторах «городчатой» резьбы угадывались волны и живительная сила воды, а многочисленные розетки символизировали мощь и власть солнца.
В 1885 году А.А. Борзенков в Бийске создал знаменитую иконописную мастерскую, в которой некоторое время работал Г И. Чорос-Гуркин - будущий выдающийся пейзажист, получивший ранее навыки иконописи в миссионерской мастерской Упапы [7].
Архип Александрович Борзенков являлся подрядчиком строительства многих церквей, церковной живописи и иконостасов: вел надзор за строительством церкви Иконы Казанской Божьей Матери в с. Коробейниково, выступил автором переустройства церкви Богоявления в с. Камень, подрядчиком реконструкции здания Центрального Улалинского [Горно-Алтайского] училища. Участвовал в создании резных позолоченных иконостасов для храма святителя Димитрия митрополита Ростовского и Успенского кафедрального собора в Бийске. Он постоянно сотрудничал с Алтайской Духовной Миссией, был церковным старостой Александровского собора в Бийске. По материалам краеведа В. Шипилова А.А. Борзенков был награжден митрополитом Макарием Невским в 1914 г Золотой медалью на Анненской ленте [8, с. 133].
Лучшими плотниками и печниками были Архип Алексеевич Борзенков, Лукиан Петрович Панов. Первые постройки А.А. Борзенкова, под наблюдением архимандрита Владимира, были - дом начальника Миссии с мезонином, помещение для первой двуклассной Филаретовской школы (перестроено из дома архимандрита Макарий, перевезенного из Маймы), с квартирой для наставников и других членов школы [9, с. 19].
А.А. Борзенков стал впоследствии главным подрядчиком Миссии и исполнял её заказы вплоть до революции. С поддержки Архиерея начинается строительство деревянных храмов группой крестьян во главе с Архипом Александровичем Борзенковым, замечательным мастером. Первым был построен храм Казанской иконы Божией Матери, затем Архиерейский дом, а также катехизаторское училище, которое было открыто в 1883 г. и готовило учителей для миссио-
нерских школ. Был произведён набор учащихся с трёхгодичным курсом обучения. Училище разместилось в первом этаже полукаменного архиерейского дома. К строительству кирпичного здания Архиерейского подворья было привлечено большое количество крестьян из ближайших поселений: Фоминского, Сростки, Мочищинского посёлка, и других сёл и деревень. Руководил строительством А.А. Борзенковым [6].
О востребовании заводских архитекторов на Алтае при возведении сельских культовых построек говорят множество архивных данных. 1915 г. датирован «Проект переустройства существующей церкви в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии». Проект переустройства каменской церкви Богоявления включает план и южный фасад здания. Предусматривалось расширение храма за счёт пристройки к трапезной северного и южного приделов, а также дополнительных алтарей на восточном фасаде. Пластика фасадов предполагаемых пристроек находилась в полной гармонии с декором существующего здания. Уровень исполнения проекта свидетельствует о высоком профессионализме А.А. Борзенкова [10, с. 118].
Студенты высших и средних учебных заведений имеют возможность познакомиться с лучшими образцами, созданными мастерами, работающими у А.Борзенкова. Кроме этого, существующие сооружения являются образцами для подробного исследования студентами как теоретической значимости, так и практической. Студенты городов Западной Сибири, проходят практику, в процессе которой исследуют образцы иконописной мастерской: иконопись, зодчество, резьбу. Создают каталоги произведений, которые в последующем становятся образцами для создания ими новых произведений, или реставрации разрушенных иконописных, архитектурных и других художественных произведений.
Деятельность иконописной и реставрационной мастерской Архипа Александровича Борзенкова, внесла огромный вклад в историко-культурное наследие Сибири и Алтайского края. Мастера создавали и реставрировали не просто сооружения и здания, они организовывали эстетическую среду города. Привнося новое и необычное в оформление зданий. Их иконописная и реставрационная деятельность, а так же участие в создании храмов и церквей имели важное значение. Уровень исполнения проектов свидетельствует о высоком профессиона-
Библиографический список
лизме авторов. Деятельность мастерской оставила заметный след в культурной жизни и архитектурном облике города. До наших дней сохранились только резные украшения жилых зданий. Культовые постройки утратили деревянный декор в XX веке.
В заключении данного исследования стоит подвести итог что в XXI веке существует проблема в сохранении художественного наследия иконописной и реставрационной мастерской, так как большинство произведений не сохранились, иконы требуют реставрации. Многие проекты церквей, созданные А.А. Борзенковым, остались нереализованными, построенные были утрачены, сохранившиеся - разрушаются временем, не реставрируются и не реконструируются.
Кроме того, достоверных источников по изучению работы мастерской осталось совсем немного. Мастеров и их родственников уже практически не осталось. Сложностью исследования является малое количество источников информации о мастерской и их деятельности, не сохранилось письменных или эскизных источников. Сохранившиеся памятники, созданные мастерской А.А. Борзенкова, очень ценны. Они несут отпечаток прошлого столетия и являются примером высокопрофессионального мастерства в архитектуре, в резьбе, в иконописании. Анализируя сохранившиеся источники, можно утверждать, что они станут ярким примером и образцом для современного поколения, желающего продолжить традицию сохранения и создания иконописных произведений, а так же произведений церковного искусства.
В результате знакомства с работой иконописных и реставрационных мастерских и изучения их истории и наследия формируются следующие навыки и умения: способность обучающихся проводить и анализировать результаты исто-рико-искусствоведческих исследований объекта реставрации; обосновывать избранную методику консервационных и реставрационных работ и применяемых материалов; получать практический опыт применения основных методов консервации и реставрации; уметь работать с реставрационной документацией; формировать ответственное (этическое) отношение к памятнику истории культуры и его реставрации и сохранению. Накопленные источники и опыт мастерских станут необходимым материалом для студентов художественных направлений подготовки, они являются ценными образцами культурного наследия нашей страны.
1. Забродина H.A. Особенности строительства храма во имя мученицы Софии и пророка Илии в селе Бочкари Целинного района Aлтайского края. Культурное наследие Сибири. Барнаул: AлтГУ, 2018; 1 (25): 128 - 138.
2. Черняева И.В., Балахнина Л.В. Формирование духовной культуры общества посредством научной и выставочной деятельности на Длтае в начале XXI в. Вестник славянских культур. Москва: РГУ им. A.H. Косыгина, Ин-т славянской культуры, 2019; 52: 92 - 104.
3. Торопчин М.В. Борзенков Aрхип Aлександрович. Бийск: энциклопедия. Бийск, 2009:81.
4. Скубневский, В. A. Предприниматели Алтая. 1861 - 1917. Барнаул: Демидовский фонд, 1996.
5. Родионов AM Чистодеревщики: заметки и размышления о деревянной домовой резьбе Алтая. Барнаул: Aлтайское кн. издательство, 1981.
6. Архитектура и искусство XVIII - начала XX вв. Народный дом в Бийске. История Алтая и Алтайского края. Available at: http://starshoes.su/arhitektura-i-iskusstvo-xviii-nachala-xx-v./narodnyiy-dom-v-biyske.html
7. Волоснов РЮ. Участие российских архитекторов в сельском культовом зодчестве Длтая XIX - начала XX веков. Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества, 13-15 октября, Барнаул: ДлтГУ 2012: 150 - 160.
8. Соловьева СА 125 лет со времени создания A.A. Борзенковым иконописной мастерской в Бийске. Алтайский край: календарь знаменательных и памятных дат. Барнаул: Принт Экспресс, 2009: 133 - 136.
9. Велижанина H.r О своеобразии иконописи Западной Сибири. Сибирская икона. Омск: Иртыш-92, 1999: 194 - 200.
10. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII - XXвв. Барнаул, 2006.
References
1. Zabrodina N.A. Osobennosti stroitel'stva hrama vo imya muchenicy Sofii i proroka Ilii v sele Bochkari Celinnogo rajona Altajskogo kraya. Kul'turnoe nasledie Sibiri. Barnaul: AltGU, 2018; 1 (25): 128 - 138.
2. Chernyaeva I.V., Balahnina L.V. Formirovanie duhovnoj kul'tury obschestva posredstvom nauchnoj i vystavochnoj deyatel'nosti na Altae v nachale XXI v. Vestnik slavyanskih kul'tur. Moskva: RGU im. A.N. Kosygina, In-t slavyanskoj kul'tury, 2019; 52: 92 - 104.
3. Toropchin M.V. Borzenkov Arhip Aleksandrovich. Bijsk: 'enciklopediya. Bijsk, 2009:81.
4. Skubnevskij, V. A. PredprinimateliAltaya. 1861 - 1917. Barnaul: Demidovskij fond, 1996.
5. Rodionov A.M. Chistoderevschiki: zametki irazmyshleniya o derevyannoj domovojrez'be Altaya. Barnaul: Altajskoe kn. izdatel'stvo, 1981.
6. Arhitektura i iskusstvo XVIII - nachala XX vv. Narodnyj dom v Bijske. Istoriya Altaya i Altajskogo kraya. Available at: http://starshoes.su/arhitektura-i-iskusstvo-xviii-nachala-xx-v./ narodnyiy-dom-v-biyske.html
7. Volosnov R.Yu. Uchastie rossijskih arhitektorov v sel'skom kul'tovom zodchestve Altaya XIX - nachala XX vekov. Nacional'noe nasledie i dialog kul'tur kak istok duhovnosti sovremennogo obschestva, 13-15 oktyabrya, Barnaul: AltGU, 2012: 150 - 160.
8. Solov'eva S.A. 125 let so vremeni sozdaniya A.A. Borzenkovym ikonopisnoj masterskoj v Bijske. Altajskijkraj: kalendar'znamenatel'nyh ipamyatnyh dat. Barnaul: Print 'Ekspress, 2009: 133 - 136.
9. Velizhanina N.G. O svoeobrazii ikonopisi Zapadnoj Sibiri. Sibirskaya ikona. Omsk: Irtysh-92, 1999: 194 - 200.
10. Stepanskaya T.M. Arhitektura Altaya XVIII - XX vv. Barnaul, 2006.
Статья поступила в редакцию 04.06.19
УДК 378.147.227
Antipina U.D., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: uldanti@mail.ru Alexeeva S.N., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: sardana_a@mail.ru Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: oksanadm2006@mail.ru
THE EXPERIENCE OF USING MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN THE STUDY OF PATHOPHYSIOLOGY (WITH REFERENCE TO CASE-STUDY).
Professional training of medical doctors currently imposes a great responsibility on university teachers: the search for suitable and the use of new technologies in education. The article describes the experience of using a case-study technology in teaching pathophysiology in a medical college. It substantiates the hypothesis that this method of situational analysis contributes to the development of clinical thinking skills, brings students closer to real professional situations. After analyzing the