РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРАКУЛОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИСАНДРА
ROLE AND MEANING OF THE ORACLES IN THE POLICY OF LYSANDER
А. В. Горохова
В статье рассмотрены оракулы в рамках античной традиции, их роль и значение в политической пропаганде на примере политической деятельности Лисандра. На основе анализа источников выявлено, что оракулы и религиозные центры Эллады в V-IV вв. до н.э. продолжали играть важную роль в общественно-политической жизни Спарты.
Ключевые слова: оракулы, политическая пропаганда, религиозные центры, пифия, культ.
Лисандру посвящено много работ как в зарубежной, так и в отечественной историографии. Однако, на наш взгляд, недостаточно рассмотрен вопрос о роли оракулов, имевших одно из первостепенных значений в средствах политической пропаганды данной исторической фигуры.
Лисандр был выходцем из знатного, но обедневшего рода и не мог иметь необходимых условий для карьерного роста. Тем не менее он был выдающимся военным и дипломатом. Политическая деятельность Лисандра началась в 407 г. до н.э. с его назначения главнокомандующим союзным флотом. Своим выдвижением на этот пост он был обязан способности принимать самостоятельные решения в сложных и неординарных ситуациях.
К его достижениям в ходе Пелопоннесской войны можно отнести решение проблемы финансирования армии и флота благодаря успешным переговорам с персами, а также создание в Малой Азии декархий и гармостов, которые, по мнению некоторых исследователей, служили плацдармом для создания «империи Лисандра».
После падения Афин Лисандр стал, по образному выражению Э. Мейера, «некоронованным царем Эллады» [1]. Подтверждением этого является факт появления и развития его культа и праздника Лисандрий на Самосе (Plut. Lys. 18,6). «Ему первому среди греков города стали воздвигать алтари и приносить жертвы как богу, и он был первым, в честь кого стали петь пеаны» (Plut. Lys. 18,5).
Известно, что обожествление политического лидера - явление характерное для эпохи эллинизма. Однако посредством введения своего культа Лисандр проводил широкую пропаганду своей политической деятельности, а также хотел сделать свою власть легитимной.
Вскоре после окончания войны в Спарте появилась «антилисандровская коалиция» [2, с. 440] во главе с царем Павсанием. Осенью 403 г. до н.э. оба спартанских царя объединились (Plut. Lys., XXI), чтобы остановить Лисандра,
A. V. Gorokhova
This article refers to the oracles which have been studied on the basis of the ancient sources. A particular role of the oracles and their significance in the political propaganda especially in the political campaigns of Lysander are highlighted. Due to the analysis of the sources it was discovered that the oracles and the religious centers were still very important and played a great part in the social and political life of Greece in the 5th - 4th centuries B.C.
Keywords: Oracles, political propaganda, religious centers, the Pythia, cult.
и он вынужден был подчиниться, приняв во внимание уничтожение «своей имперской системы» [3, с. 203]. Жесткий государственный строй Спартанского полиса, основанный на законах Ликурга, не давал ни единой возможности Лисандру проникнуть в правящую элиту. Поэтому честолюбивый полководец попытался осуществить свой план посредством интриг. Для изменения спартанского законодательства Лисандр обратился за помощью к знаменитым религиозным центрам, поскольку спартанское общество имело обыкновение прислушиваться к директивам и нововведениям, которые были одобрены оракулами (Plat. Leg. I, 624). В связи с этим Лисандр и его друзья «организовали массированную кампанию по обработке общественного мнения и подкупу влиятельных общегреческих оракулов» [2, с. 450].
Прежде всего Лисандр решил обратиться в Дельфы. Но «его попытка подкупить Пифию и убедить через Фе-рекла додонских жриц потерпела неудачу, после чего он отправился к Амону и обещал много золота его прорицателям. Возмущенные, они послали гонца в Спарту с обвинением против Лисандра» (Plut. Lys. 25; пер. М. Сер-геенко). Для подкупа этих религиозных центров потребовались бы немалые затраты. Плутарх свидетельствует: «Бедность Лисандра, обнаружившаяся после его смерти, показала особенно отчетливо его добродетель» (Plut, Lys., 30), однако Л. Г. Печатнова [2, с. 451], вслед за К. Гамильтоном [4, с. 311], предполагает, что «значительную часть расходов могли взять на себя его многочисленные друзья и сторонники, как в Спарте, так и за ее пределами». Такое утверждение делается на основе того, что в источниках есть упоминания о его помощниках, которые участвовали в «кампании по подкупу оракулов» [2, с. 451]. Где он, учитывая опыт Писистрата, решил прибегнуть к театрализованному представлению с явлением божества. Подробности об этом мы находим у Плутарха (Lys., 26). Некий Силен, который был назван сыном Апол-
лона, должен был изъять из архива Дельф древние предсказания, которые были доступны только божественному отпрыску, и прочесть их перед публикой, среди этих древних оракулов должны были быть и ложные пророчества Лисандра. В этой истории упомянуты жрецы-соучастники, это наводит на мысль, что у политика были сторонники среди жрецов, которым отведена одна из главных ролей, они должны были признать Силена сыном Аполлона. Возможно эти же жрецы имели прямое отношение к фальсификации оракулов Лисандра. Если бы Дельфы поддержали политика, спартанское общество, несомненно, приняло бы его реформы [3, c. 204]. Однако этому не суждено было произойти «из-за робости одного актера и соучастника» (Plut, Lys., 26). Возможно, после этого внутреннего скандала в Дельфах было проведено расследование и жрецов-соучастников обвинили в фальсификации оракулов (Plut. Lys. 25). Тем не менее эта «темная» история стала известна общественности после смерти Лисандра, когда Агесилай обнаружил текст большой речи, которая заключала в себе идеи реформы царской власти. По мнению Г. Парка [3, c. 206], этот документ царь обнаружил неслучайно, дабы очернить добрую память о Лисандре.
Неудача в Дельфах Лисандра не остановила, он решил обратиться к оракулу в Додоне. Здесь он действовал через Ферекла, однако попытка склонить на свою сторону жречество не завершилась успехом. По мнению Э. Мейера [1, c. 48], подкуп оракулов оказался невозможным, поскольку они предпочитали реальную власть мнимой, олицетворением которой был Ли-сандр. Нельзя не согласиться с мнением Л. Г. Печатно-вой о том, что такие религиозные центры, как Дельфы, «являлись принципиальными противниками слишком радикальных течений в политике и были ближе к официальной Спарте уже в силу общего для них консерватизма. Дельфы сочувствовали скорее законному правительству, чем группе радикалов, возглавляемых Ли-сандром» [2, c. 452].
После неуспешного обращения к оракулу в Додоне политик решил попытать счастья в святилище Амо-на. Обращение к последнему оракулу произошло примерно весной или летом 402 г. до н.э. [2, c. 442]. Данное святилище было выбрано не случайно. Во-первых, рост популярности этого религиозного центра был обусловлен тем фактом, что «значение эллинских оракулов начало падать» [5, c. 170] (Plut. Lys., 20; 25; Paus. III, 18, 3; Diod. XIV, 13, 6-7). Во-вторых, по мнению К. Ю. Белоха [6, c. 16], отец Лисандра был проксеном Кире-ны, на связь с Ливией указывает также имя брата Лисандра, которого звали Либий [3, c. 205]. Однако и это предприятие закончилось скандалом, при этом источники не говорят, по какой причине политик потерпел поражение в этом святилище. Известно, что Лисандр был привлечен в Спарте к суду по заявлению жрецов Амона (Plut. Lys. 25; Diod. XIV, 13, 7). Несмотря на это Лисандр был оправдан, что явно возмутило ливийцев, которые, уходя, вспомнили старинный оракул, гласив-
ший, что однажды спартанцы создадут рядом с ними колонию. «Мы, о спартанцы, будем судить лучше, когда вы прибудете в Африку, чтобы поселиться среди нас» (Plut. Lys. 25; пер. М. Сергеенко).
Однако, несмотря на столь скандальные кампании в религиозных центрах, Лисандр все еще имел определенный политический вес в самой Спарте. Так, в 399 г. до н.э. он принял активное участие в борьбе Агесилая за престол, «с которым, очевидно, у него были давние дружеские связи» [2, c. 442] (Xen. Hell. III, 3; Plut., Lys. 22; Ages. 3; Paus. III, 8). После смерти царя Агиса престол должен был занять его сын Леотидих, однако Лисандр помог Агесилаю стать царем. Плутарх (Plut. Lys. 22; Ages. 3) во всей этой истории упоминает прорицателя Диопи-фа, который отнес на счет Агесилая оракул о «хромом царствовании»:
Спарта! Одумайся ныне! Хотя ты с душою надменной,
Поступью твердой идешь, но власть взрастишь ты хромую.
Много придется тебе нежданных бедствий изведать,
Долго хлестать тебя будут войны губительной волны.
(Plut. Lys. 22; пер. М. Сергеенко)
Выступление Диопифа было инспирировано партией Леотидиха. Однако Лисандр смог добиться победы Агесилая, иначе истолковав смысл оракула. Слово «хромой» было понято в переносном смысле, Лисандр настаивал, что Леотидих был незаконнорожденным и, таким образом, не принадлежал к царскому роду. В данном случае мы можем видеть, сколь важную роль играли оракулы в политической жизни Спарты, что даже политик, истолковав их в свою пользу, мог добиться желаемого [2, c. 442].
В аутентичности этого пророчества сомневаться не приходится, поскольку оракул о «хромом царствовании» упоминают многие из известных нам античных авторов (Xen. Hell., III, 3, 3; Plut. Ages., 3; 30; Lys., 22; Plut. Pyth. Or., 11, 399b; Paus., III, 8, 9).
Это пророчество в целом такое же, как то, которое было объявлено 18 лет назад. О нем мы находим сведения у Диодора (XI, 50), автор связывает его с обсуждением в Спарте в 475 г. до н.э. вопроса о войне против афинян за возвращение гегемонии на море. Историк сообщает, что многие из собравшихся, особенно молодежь, высказывались за восстановление лидерства лакедемонян на море. При этом собравшиеся ссылались на древний оракул, который, как полагает О. В. Кулишова [7, c. 299], хранился в архивах пифий: «Вспомнили и о древнем предсказании, в котором бог им советовал заботиться о том, чтобы у них не было хромой гегемонии. Поэтому говорили, что предсказание указывает на ту гегемонию, которую имеют в настоящее время, потому что хромая у них будет власть, если одну из гегемоний одну потеряют» (Diod., XI, 50, 4; пер. В. М. Строгецкого). Некоторые исследователи склонны считать [8, c. 150], что это сообщение Диодора не соответствует историческим реалиям, поскольку античная традиция более нигде не упоминает этот оракул в событиях 475 г. до н.э.
Возможно, данный оракул хранился в архивах, поэтому не исключено было его неоднократное привлечение одной из сторон в политических диспутах, как в 475 г. до н.э., так и в начале IV в. до н.э. Однако упоминания античной традиции связывают этот оракул в основном с событиями начала IV в. до н.э.
В историографии также ставился вопрос о времени возникновения данного пророчества. Так, Г. Цайльхо-фер [9, с. 51] полагает, что оракул был дан в начале 80-х годов V в. до н.э. в связи с судьбой царя Клеомена. Исследователь отмечает ослабление царской власти и рост влияния эфората в VI - начале V вв. до н.э., «возможно, в этом оракуле Дельфы высказывались в пользу царской власти, неограниченной в своих правах» [9, с. 51]. В. М. Строгецкий полагает, что «Дельфы с помощью оракулов предупреждали спартанцев не нарушать двойную царскую власть...» [10, с. 24]. О. В. Кулишова считает, что спартанцы получили этот оракул в Дельфах в V в. до н.э., «в период противостояния царской власти и эфората» [7, с. 302].
Таким образом, Лисандр, добившись прихода Агесилая к власти, хотел, чтобы царь был в его руках марионеткой, однако Агесилай вскоре стал могущественным и независимым автократом. Он сделал гораздо больше, чем его предшественники, для определения курса спартанской политики и вскоре воспользовался случаем поставить Лисандра на место.
Все эти сложные интриги были прекращены смертью Лисандра, который погиб в небольшом столкновении при Галиарте (Plut. Lys., 28) в 395 г. до н.э. Позже это событие было связано с двусмысленным оракулом, который получил в свое время Лисандр:
Бойся Гоплита, тебе мой совет, шумящего грозно,
Также змеи, что землей рождена и разит тебя с тыла.
(Plut. Lys., 29; пер. М. Сергеенко)
Гоплит - это называние реки, протекавшей рядом с городом. Змея, о которой упоминается в пророчестве, была изображена на щите галиартца Неохора, убившего Лисандра. Очевидно, такая интерпретация оракула несколько натянута, поскольку Плутарху также известна река с тем же названием возле Коронеи (Plut. Lys., 29). По мнению Г. Парка [3, с. 208], для того чтобы увязать этот оракул со смертью Лисандра, были приложены огромные усилия. Однако исследователь полагает, что «неясность формулировки представляется слишком искусной для фальсификатора» [3,
c. 208]. Возможно, пророчество является аутентичным и в свое время было действительно дано Лисандру. Можно также предположить, что для подтверждения истинности оракула такая интерпретация, зафиксированная Плутархом (Plut, Lys., 29), была придумана позже, уже после смерти политика.
Таким образом, Лисандр активно и в то же время безуспешно пытался привлечь на свою сторону крупные религиозные центры для укрепления своей власти и для проведения задуманных им политических реформ в рамках спартанского полиса. Его попытки получить оракулы объясняются тем, что пророчества продолжали пользоваться популярностью в среде богобоязненных спартиатов. Сам Лисандр преуспел в интерпретации пророчеств и в свою очередь искусно мог их использовать в политической борьбе. Более того, Лисандр наметил направления развития политической пропаганды в эпоху эллинизма, о чем может свидетельствовать деятельность Александра Македонского.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Meyer Ed. Geschichte des Altertums. Stuttgart; Berlin, 1902. Bd. V.
2. Печатнова Л. Г. История Спарты. Период архаики и классики. СПб., 2002.
3. Parke H. W, Wormell D. E. W. The Delphic Oracle. Oxford, 1956. Vol. I.
4. Hamilton C. Spartan Politics and Policy, 405-401 B. C. // AJPh. 1970. Vol. 91. № 3.
5. Нильссон М. Греческая народная религия / пер. с англ. С. Клементьевой. СПб., 1998.
6. Beloch K. J. Geschiche Geschichte. Berlin; Leipzig, 1922. Bd. III.
7. Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н.э.). СПб., 2001.
8. Fontenrose J. The Delphic Oracle: Its Responses and Operations with a Catalogue of Responses. Berkeley, Los Angeles, 1978.
9. Zeilhofer G. Sparta, Delphoi und die Amphikty-onen im 5. Jahrhundert vor Christus. Diss. Erlangen, 1959.
10. Строгецкий В. М. К оценке афинско-спартан-ского соперничества в 70-е гг. V в. // Проблемы социально-политической организации и идеологии античного общества. Л., 1984.