Выводы
Переход к какой-либо стратегии управления материальными запасами машиностроительных предприятиях России, как свидетельствует многолетний опыт, сложный и достаточно длительный процесс. Длительность перехода связана с необходимостью решения целого ряда организационных и технических задач. Этот переход крайне важен и жизненно необходим для развития машиностроительных предприятий.
Литература
1. Аникин Б.А., Родкина Т.А. Логистика. М.: Проспект, 2008.
2. Гаджинский А.М. Логистика. М.: Дашков и К, 2006.
3. Грузинов В.П. Экономика предприятия. М.: Равновесие, 2006.
Роль и значение обработки финансовой информации в процессе принятия управленческих решений на предприятии
Паневина Е.М.
МГТУ «МАМИ»
В условиях рыночной экономики, когда предприятия вынуждены приспосабливаться к быстро меняющейся конкурентной среде, предпочтениям потребителей, промышленной политике государства, своевременное получение и анализ информации и принятие на ее основе оперативных и стратегических управленческих решений является важнейшим конкурентным преимуществом. Роль эффективного управления предприятием на основе анализа полной и достоверной информации многократно возрастает. Любого руководителя интересуют пути повышения прибыльности работы предприятия, уменьшения издержек, увеличения результативности труда персонала, оптимизации структуры организации с точки зрения повышения эффективности управления, оптимизация производственных цепочек и т.д. В недавнем прошлом для принятия того или иного решения, непосредственно влияющего на функционирование предприятия, аппарату управления приходилось основываться на информации, представленной в виде огромного количества разнородных документов, отражающих деятельность предприятия, а также на данных о его конкурентах, поставщиках, покупателях. К руководителю информация поступала от финансовых служб предприятия, которые ответственны за осведомление аппарата управления о финансовых проблемах и финансовых достижениях предприятия, от производственных служб - о затруднениях и успехах в сфере, касающейся непосредственно производства, от служб снабжения - о задачах и трудностях снабженческого характера. Часто руководитель не успевал уследить за всем этим потоком данных и терял контроль над предприятием, зачастую даже не осознавая этого факта. В настоящее время на малых и средних предприятиях внедряются автоматизированные системы получения и обработки информации в рамках отдельных подразделений и целых организаций. Создание целостной непротиворечивой системы критериев анализа и методов оценки эффективности для работы таких систем является наиболее актуальной задачей современной экономической науки. Ведь именно логично систематизированная и грамотно обработанная информации в определенной степени определяет эффективное управление на предприятии, в то время как ошибки руководства при принятии управленческих решений, основывающихся на неверно интерпретированных данных, могут привести к банкротству даже самые успешные компании.
В широком смысле слова под информацией подразумевают сведения о предметах и явлениях окружающего мира, их параметрах и состояниях, которые уменьшают степень неопределенности знания о данных предметах и явлениях. Применительно к управленческому учету под информацией следует понимать любые сведения обо всех сферах деятельности предприятия, представленные, как правило, в виде экономических показателей, применяемых в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении.
С позиции менеджмента в процессе принятия управленческих решений выделяются три
стадии: подготовка решения, принятие решения и реализация решения. На первых двух стадиях обработке информации отводится ведущая роль. На первой стадии, этапе подготовки управленческих решений, должны проводиться не только поиск и сбор необходимой информации, но, что представляется наиболее существенным, ее обработка. Обработка заключается в структурировании собранной информации, вычислении различных показателей деятельности предприятия, построении графиков и таблиц, что в значительной мере повышает наглядность информационного материала, ускоряет процесс принятия решений, а значит, сокращает время доведения результата решения до конечного исполнителя. На второй стадии -принятие решения - вначале определяется набор альтернатив; затем их оценка, в результате которой руководитель на основе критериев выбора определяет достоинства и недостатки выявленных альтернатив, что опять же представляет собой процесс обработки информации; выбор наилучшей альтернативы. На стадии реализации решения результаты управленческой деятельности в форме принятого решения доводятся до исполнителей, а также происходит осуществление контроля выполнения данного решения [2].
Любое принимаемое руководством решение должно основываться на своевременной, полной, прогнозируемой и достоверной информации и учитывать возможные последствия. Однако объем информации не должен быть избыточным, что может повлечь за собой дополнительные трудности в отборе информации, представляющей в действительности ценность и важность для своевременного принятия эффективного управленческого решения.
Аппарату управления для принятия оптимального стратегического или тактического решения необходимо постоянно и всесторонне изучать информацию как о внешней, так и о внутренней стороне деятельности предприятия. Факторы, воздействующие на предприятие извне, такие как политическая обстановка, действующие законодательные проекты, рыночные условия, среди которых выделяется поведение покупателей по отношению к производимому предприятием товару или предлагаемой услуге, относятся к внешней сфере деятельности предприятия. Как правило, сбором и обработкой информации о внешней стороне деятельности предприятия занимаются его маркетинговые службы. Процессы, происходящие внутри предприятия и определяющие эффективность его работы, качество и количество производимой продукции, такие как, например, производственные процессы, относятся к внутренней сфере деятельности предприятия, информация о которой обрабатывается и анализируется в процессе проведения управленческого учета.
В современных условиях недостаточно просто получать постоянно растущий поток информации из внешних и внутренних источников, важно своевременно его обработать и проанализировать для получения требуемых данных.
В связи с небывалым ростом и усложнением информационных потоков увеличивается и число методов и инструментов их обработки. Среди современных методов обработки финансовой информации, необходимой для принятия аппаратом управления эффективных решений, выделяются качественные или, как их еще называют, неформализованные или логические, и формализованные, т.е. количественные методы. К качественным методам относятся аналитические способы и приемы, основанные на логическом мышлении или на профессиональном опыте аналитика. Примером качественного метода обработки информации при принятии решения органом управления предприятия служит метод сравнения, метод построения аналитических таблиц, метод экспертных оценок, метод сценариев и т. д. Количественные методы представляют собой способы обработки информации с помощью математического или статистического аппарата. Вследствие применения количественных методов получают более точные результаты по сравнению с качественными методами, которые, по сути, являются отражением субъективного мнения аналитика.
На предприятии выделяются следующие виды информации, анализируемые аппаратом управления в процессе принятия решений:
• Законодательно-нормативная информация в виде государственных, региональных зако-
Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. нов, актов, нормативных документов предприятия, таких как учетная политика, служебные инструкции.
• Плановая информация.
• Отчетная информация.
• Техническая информация в виде чертежей, технических спецификаций, ГОСТов, технических регламентов, стандартов предприятия.
В любой организации особую роль среди рассмотренных видов играет отчетная информация, являющая информационной базой о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятии.
На предприятии формируются следующие виды отчетности:
• Бухгалтерская отчетность - является индивидуальной отчетностью каждого конкретного предприятия, в которой отражаются все данные о финансовом положении и результатах деятельности предприятия за определенный период времени. Бухгалтерская отчетность, с одной стороны, характеризует финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации, с другой стороны, обеспечивает системный контроль точности и правильности ведения бухгалтерского учета.
• Консолидированная финансовая отчетность - является разновидностью индивидуальной бухгалтерской отчетности и отражает финансовое положение и финансовые результаты группы предприятий.
• Управленческая отчетность - предназначена для внутреннего пользования аппаратом управления, поэтому вид, порядок, сроки предоставления управленческой отчетности, в отличие от предоставления бухгалтерской отчетности, не регламентируются государством, а фиксируются непосредственно руководством предприятия.
• Налоговая отчетность - в форме налоговых деклараций обязательна для составления всеми хозяйствующими субъектами на основе информации, формирующейся в бухгалтерском учете с использованием норм налогового законодательства.
Все формируемые на предприятии виды отчетности включаются в понятие финансовой отчетности. При подготовке форм финансовой отчетности для внешних пользователей хозяйствующие субъекты должны руководствоваться общими правилами, предусмотренными государством посредством приказов Министерства Финансов РФ, которые предполагают соблюдение следующих требований к финансовой отчетности [1]:
• Полнота - предусматривает включение в финансовую отчетность всех показателей, необходимых для формирования достоверной и полной картины о финансовом положении предприятия, результатах его деятельности, а также включение в финансовую отчетность показателей деятельности всех обособленных подразделений предприятия (филиалов, представительств).
• Нейтральность - предполагает, что финансовая отчетность исключает удовлетворение интересов только одной группы заинтересованных пользователей отчетности в ущерб другим. При соблюдении требования о нейтральности информации исключается влияние на решения пользователей с целью достижения предопределенных результатов посредством отбора отдельных данных или определенной формы представления информации.
• Достоверность - определяется исключением ошибок, субъективных пристрастных оценок, отсутствием фальсификации событий хозяйственной деятельности, возможностью проверки всех показателей, включенных в отчетность, и их документальной обоснованностью.
• Сопоставимость - предполагает сопоставимость данных о деятельности предприятия отчетного периода с данными предшествующих периодов с учетом изменения законодательных и иных нормативных актов.
• Понятность - означает возможность для любого заинтересованного пользователя разо-
браться в содержании отчетности без специальной профессиональной подготовки.
Благодаря обязанности, возложенной государством на акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные учреждения, биржи, страховые организации, инвестиционные и иные фонды публиковать финансовую отчетность, всем заинтересованным в деятельности того или иного предприятия пользователям предоставляется возможность оценки работы аппарата управления на хозяйствующем субъекте на основе анализа его финансовой отчетности. Пользователями финансовой отчетности выступают как юридические, так и физические лица, заинтересованные в информации о предприятии. Круг заинтересованных пользователей достаточно широк - ими могут выступать как серьезные аналитики, так и заинтересованные частные лица. Среди пользователей финансовой информации, как правило, выделяют две группы: внешние и внутренние. К внешним пользователям относятся: государство в лице налоговых органов, проверяющих правильность исчисления и удержания налогов; кредиторы (существующие и потенциальные), анализирующие хозяйствующие субъекты на предмет предоставления им кредита и определения условий возможного кредита; поставщики и покупатели, определяющие надежность организации с точки зрения делового сотрудничества; инвесторы, использующие информацию о предприятии для принятия решений о целесообразности инвестирования в него средств; потенциальные служащие, оценивающие компанию с точки зрения возможного уровня заработной платы и перспектив работы; аудиторские службы, проверяющие соответствие отчетности предприятия установленным требованиям; законодательные органы; государственные организации по статистике, использующие финансовую отчетность для обобщения данных по отраслям с целью проведения сравнительного анализа и оценки результатов работы предприятия на отраслевом уровне. К внутренним пользователям финансовой отчетности относится руководство предприятия различных уровней, которое на основе анализа финансовой отчетности может сделать вывод об эффективности принимаемых им решений. Цели рассмотренных групп пользователей финансовой информации о предприятии различны, часто конкурируют между собой, а нередко даже и противоположны.
Обработанная финансовая информация в виде отчетности является основным источником сведений для проведения финансового анализа, так как в традиционном понимании финансовый анализ заключается в анализе данных финансовой отчетности.
Финансовый анализ представляет собой часть экономического анализа, связанную с исследованием финансового положения предприятия и его финансовых результатов, формирующихся под влиянием хозяйственной деятельности, на основе данных финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Финансовая информация связана с анализом двунаправленной связью: с одной стороны, анализ получает данные из экономической информации предприятия, которая является исходной точкой проведения анализа, а с другой стороны, в результате проведенного анализа возникает информация нового качества, используемая руководством или собственниками предприятия при принятии управленческих решений и планировании дальнейшей деятельности хозяйствующего субъекта.
Анализ финансовой отчетности представляет собой процесс оценки прошлого и текущего финансового состояния и результатов деятельности предприятия. При этом главной целью анализа финансовой отчетности является прогнозирование будущего состояния предприятия на основе тенденций, выявленных в результате анализа прошлого и текущего состояний.
В зависимости от поставленной цели анализ финансовой отчетности может проводиться для выявления проблем управления финансово-хозяйственной деятельностью, служить для оценки работы аппарата управления, использоваться для обоснования инвестирования средств в то или иное предприятие, выступать в качестве инструмента прогнозирования как отдельных финансовых показателей, так и финансово-хозяйственной деятельности предпри-
ятия в целом.
Информационной базой проведения анализа финансовой отчетности на предприятии служит бухгалтерская отчетность, подлежащая четкой документации и регистрации. Бухгалтерская отчетность все в большей мере превращается из средства учета и контроля в средство обоснования принимаемых решений, а от своевременности, качества и надежности этой информации в решающей мере зависит эффективность деятельности организации [3]. Бухгалтерская отчетность включает в себя формы бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), отчета об изменениях капитала (форма № 3), отчета о движении денежных средств (форма № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
Для расчета коэффициентов платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности, рыночной активности и положения предприятия на рынке ценных бумаг, на основе которых в дальнейшем проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом, необходимы данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Путем проведения несложных математических операций над отдельными строками формы бухгалтерской отчетности № 1 и № 2, получают набор финансовых коэффициентов, подлежащих последующему анализу для комплексной оценки деятельности предприятия. Анализ финансовой отчетности на основе расчета финансовых коэффициентов используется как инструмент для выявления проблем в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, когда для обоснования принятия того или иного управленческого решения требуются рациональные и логические аргументы. Из-за большого количества информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, возникает необходимость приобретения или создания на предприятии автоматизированной системы обработки бухгалтерской отчетности. Автоматизированная система представляет собой специальную систему анализа финансово-экономической информации, предназначенной для обработки числовых данных, характеризующих различные производственно-экономические и финансовые явления и объекты, и дальнейшего формирования на основе обработанных данных соответствующих управленческих документов и информационно-аналитических материалов.
Предприятия, применяющие финансовый анализ в качестве инструмента оперативного управления, могут использовать для этого возможности известных и распространенных специализированных программ (среди которых можно выделить программы, проводящие финансово-экономический анализ и планирование деятельности предприятия, или банковские программы) или специальных приложений для финансового анализа серийных программ. Данные программы проводят преобразование данных бухгалтерской отчетности для дальнейшего расчета финансовых коэффициентов, а также осуществляют непосредственный расчет и интерпретацию коэффициентов, комплексную оценку финансово-хозяйственного состояния предприятия на основе подсчитанных коэффициентов, а иногда даже и предлагают способы «оздоровления» предприятия. Для полноценного использования предлагаемых рынком автоматизированных систем обработки информации с целью принятия оптимальных управленческих решений, вначале руководству предприятия необходимо принять решение о покупке, установке и абонентском обслуживании данной системы, ее ежемесячном, ежеквартальном или ежегодном обновлении. Для предприятий с небольшим оборотом капитала данная задача представляется трудновыполнимой. Однако для работы с автоматизированной системой обработки информации также можно использовать наборы электронных таблиц Excel и минимальные знания работы с данным приложением Microsoft Office.
В МГТУ «МАМИ» автором данной статьи разработана автоматизированная система обработки бухгалтерской отчетности, ориентированная на получение интегральных оценок финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для этой цели была решена задача автоматического расчета финансовых коэффициентов путем преобразования бухгалтерского
баланса и отчета о прибылях и убытках таким образом, чтобы исключить из них строки, не участвующие в расчете коэффициентов. А затем, на основе отобранных строк рассчитать финансовые показатели для проведения руководством предприятия дальнейшего анализа ликвидности и платежеспособности, деловой активности, финансовой устойчивости предприятия или определения его прибыльности.
Среди преимуществ создания собственных программ, позволяющих производить автоматическое преобразование форм бухгалтерской отчетности к наиболее удобному для последующего анализа и расчета финансовых коэффициентов виду, можно выделить, во-первых, возможность создания узкоспециализированных программ, наиболее полно удовлетворяющих требованиям конкретного предприятия. И во-вторых, осуществление разработки автоматизированной системы собственного производства потребует минимум денежных затрат для предприятия, что в условиях кризиса представляется немаловажным.
В заключении хотелось бы вспомнить фразу, сказанную Ротшильдом почти двести лет назад «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в период, характеризующийся небывалым ростом информационных потоков, в котором живет современное общество, эта фраза актуальна как никогда. На сегодняшний день информация рассматривается как один из важнейших видов ресурсов. Ценность информации определяется принятыми на ее основе решениями, поэтому к информационному обеспечению на уровне руководства предприятия в настоящее время предъявляются все более высокие требования, поскольку в современных рыночных условиях именно грамотно обработанная и систематизированная финансовая информация в определенной степени предрешает эффективное управление предприятием посредством принятия рациональных стратегических и тактических управленческих решений.
Вывод.
Описанная в данной работе автоматизированная система обработки финансовой информации дает возможность получить интегральные оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на основе которых должны приниматься эффективные управленческие решения. Интегральные показатели позволяют получить однозначную комплексную оценку деятельности различных предприятий, выпускающих однородную продукцию, и на ее основе проводить объективное сравнение результатов их деятельности.
Литература
1. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2009, с. 16-18.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2002. с. 195-207.
3. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2009, с.6.
Формирование кластеров автомобильной промышленности как фактор социально-экономического развития региона
к.э.н. доц. Сорокина Г.П., Редин Д.В.
МГТУ «МАМИ»
В соответствии с практикой развития наиболее успешных компаний и преуспевающих экономических систем, наиболее эффективной формой интеграции промышленных высокотехнологичных предприятий является модель, основанная на теории кластеров.
Согласно наиболее распространенной и полноценной трактовке понятия «кластер», выработанной на основе исследований основоположника кластерной теории М. Портера, кластер представляет собой отраслевую и географическую концентрацию предприятий поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания прибавочной стоимо-