Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АКТИВАМИ В УЗБЕКИСТАНЕ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АКТИВАМИ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (АО) / ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (ООО)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуралиев Р. Т.

В данной статье рассмотрены роль и значение системы корпоративного управления в повышении эффективности управления государственными активами в Узбекистане, пути ее дальнейшего совершенствования и ее значение в развитии акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также положительные результаты внедрения в деятельность этих организаций принципов и методов корпоративного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF CORPORATE GOVERNANCE IN IMPROVING THE MANAGEMENT OF STATE ASSETS IN UZBEKISTAN

This article discusses the role and importance of the corporate governance system in improving the efficiency of state asset management in Uzbekistan, ways to further improve it and its importance in the development of joint-stock companies and limited liability companies, as well as the positive results of introducing principles and methods into the activities of these organizations corporate governance.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АКТИВАМИ В УЗБЕКИСТАНЕ»

Нуралиев Р. Т., к.э. н.

Центр исследования проблем приватизациии управления государственными активами

Узбекистан, г. Ташкент

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

АКТИВАМИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: В данной статье рассмотрены роль и значение системы корпоративного управления в повышении эффективности управления государственными активами в Узбекистане, пути ее дальнейшего совершенствования и ее значение в развитии акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также положительные результаты внедрения в деятельность этих организаций принципов и методов корпоративного управления.

Ключевые слова: корпоративное управление, предприятие с государственным участием, акционерное общество (АО), общество с ограниченной ответственностью (ООО).

NuralievR.T., Ph.D.

Center for research on privatization problems and management of state assets

Uzbekistan, Tashkent

THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF CORPORATE GOVERNANCE IN IMPROVING THE MANAGEMENT OF STATE ASSETS IN

UZBEKISTAN

Annotation: This article discusses the role and importance of the corporate governance system in improving the efficiency of state asset management in Uzbekistan, ways to further improve it and its importance in the development of joint-stock companies and limited liability companies, as well as the positive results of introducing principles and methods into the activities of these organizations corporate governance.

Key words: corporate governance, state-owned enterprise, joint-stock company (JSC), limited liability company (LLC).

В течение последнего десятилетия, как за рубежом, так и в Узбекистане, наблюдается рост интереса общественности к вопросам повышения эффективности системы корпоративного управления. Причина подобной ситуации состоит в том, что проблемы корпоративного управления тесно связаны с некоторыми наиболее характерными для настоящего времени явлениями в мировой экономике. К ним относятся:

возрастание в экономике роли частного сектора; усиление тенденции глобализации и расширение мирового хозяйства; новые условия конкуренции для предприятий и управления государственными активами

Все более насущной необходимостью становится формирование эффективных институтов корпоративного управления, которые могли бы существенно дополнять и усиливать механизм рыночной конкуренции и способствовать становлению эффективной институциональной среды.

Данная проблема актуальна в условиях глубокой и широкомасштабной трансформации в экономике Узбекистана, вызванной как научно-техническим прогрессом, так и ее системными и структурными преобразованиями, осуществляемыми в процессе формирования рыночной среды и развитии многоукладной экономики.

Проблема исследования корпоративного управления в настоящее время является одним из самых актуальных направлений современных экономических исследований. Между тем, корпоративное управление — это важнейший институт современной экономики. В промышленно развитых странах он является неотъемлемым атрибутом системы власти.

Принципы корпоративного управления — это исходные начала, лежащие в основе формирования, функционирования и совершенствования системы управления обществом.

В соответствии с принципами структура корпоративного управления в предприятиях должна обеспечивать:

- защиту прав акционеров;

- равное отношение к акционерам;

- признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц;

- своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся предприятий;

-эффективный контроль над администрацией со стороны наблюдательного совета, а также подотчетность правления перед акционерами.

В независимом Узбекистане особое внимание уделяется обеспечению прав и свобод граждан, демократизации государственной структуры, углублению рыночных реформ, созданию необходимых гарантий в деле защиты частной собственности, предпринимательства, малого и среднего бизнеса, работа в данном направлении последовательно продолжается [1].

Реализация Программы реформирования, структурных преобразований и диверсификации экономики на 2017-2022 годы обеспечила надежную защиту интересов частного предпринимательства и малого бизнеса, повысила роль частной собственности и обеспечила поступательное сокращение присутствия государства в экономике.

В данном контексте важное значение приобретает внедрение современных методов корпоративного управления, способствующих

повышению эффективности деятельности акционерных обществ, углублению процессов приватизации и повышения эффективности управления государственными активами. Принципиально важным шагом в совершенствовании системы корпоративного управления стало принятие Указов Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по эффективному использованию государственной собственности» от 19 февраля 2019 года и «О мерах по ускорению реформирования государственных предприятий и приватизации государственного имущества» от 27 октября 2020 года. Данные документы определили основные задачи по оптимизации деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления в Узбекистане.

Следует отметить, что на сегодняшний день в стране уже проведена значительная работа в данном направлении. В частности, сформирована нормативно-правовая база корпоративного управления, во всех акционерных обществах созданы органы корпоративного управления, функционируют организации, оказывающие консалтинговые услуги, приняты соответствующие решения правительства по ускорению процессов внедрения систем управления качеством на предприятиях.

Особое внимание уделяется широкому привлечению в хозяйствующие субъекты иностранных инвесторов, созданию благоприятных условий для их активного участия в корпоративном управлении, модернизации, техническом и технологическом перевооружении производства.

В результате разгосударствления и приватизации в настоящее время в Узбекистане создано и функционирует множество акционерных обществ. Как показывает официальная статистика по состоянию на конец 2022 года количество акционерных обществ составляло более 600, их них с государственной долей - 234.

Акционерные общества в республике представлены главным образом крупными промышленными предприятиями. К числу ключевых игроков этого рынка относятся АО «Узбекнефтегаз», АО «Алмалыкский и Навоийский горно-металлургические комбинаты», АО «Узбекуголь», АО «Узкимесаноат», АО «Узавтосаноат» и ряд других промышленных гигантов.

Как свидетельствуют официальные статданные, в стране также развиваются общества с ограниченной ответственностью. По состоянию на конец 2022 года количество зарегистрированных обществ с ограниченной ответственностью достигло более 230 тыс. единиц, из которых более 1200 с государственным участием.

Говоря о количестве АО и ООО с государственным участием, можно отметить сокращение их количества с одновременным увеличением предприятий частного сектора. Несмотря на эту положительную тенденцию, считали бы целесообразным сохранение государственного

участия в управлении предприятиями, функционирующими в системе народного хозяйства и обеспечивающими его экономическую безопасность (в нефтегазовой, химической, горнодобывающей, железнодорожной, авиационной и других стратегических отраслях экономики) с целью оперативного и постоянного контроля за их деятельностью.

В современных экономических условиях нашей страны наиболее приемлемым и оправдывающим себя вариантом является такая форма собственности, когда владельцами акций становятся, наряду с отечественными и иностранные инвесторы. В нашей стране уже действует свыше 14 тысяч таких предприятий, созданных с участием иностранного капитала. Есть примеры успешного функционирования предприятий, полностью основанных на иностранном капитале и зарубежных методах корпоративного управления.

Изучая вопросы корпоративного управления, можно сделать вывод о важности роли государства как участника в управлении предприятиями. Это заключается в следующем:

•государство инвестирует средства в отдельные отрасли экономики или отдельные регионы с целью их развития;

•государство обеспечивает контроль за функционированием стратегических отраслей экономики;

•государство создает источники доходов для пополнения государственного бюджета и создает рабочие места.

Также, цели государства, как акционера, носят гораздо более сложный и комплексный характер, по сравнению с целями и задачами частных собственников. Государство может руководствоваться разными целями, не связанными с финансовыми результатами компании [2].

Корпоративное управление является одним из важнейших факторов, определяющих не только уровень экономического развития страны, но и социальный и инвестиционный климат. Корпоративное управление способствует эффективному использованию акционерным обществом своего капитала, подотчетности органов управления, как самого АО, так и его акционеров.

Система корпоративного управления акционерного общества направлена на повышение прозрачности деятельности, создание и сохранение надежных и эффективных отношений между акционерами и исполнительным органом общества. А обеспечение высокого уровня прозрачности и полноты раскрытия информации является одним из важнейших приоритетов для акционерного общества.

Любое акционерное общество, в том числе с государственным участием в капитале, имеет развитую сеть корпоративных отношений. Основными участниками корпоративных отношений являются субъекты, связанные с функционированием компании, оказывающие влияние на ее

деятельность или зависящие от нее в той или иной форме или степени. Прежде всего, это органы управления акционерным обществом, акционеры, персонал, в том числе менеджмент. Каждый участник корпоративных отношений является носителем определенных интересов и стремится их реализовать.[3]

Вступление Узбекистана на путь инновационного развития поставило перед предприятиями реального сектора экономики ряд проблем, главными из которых являются развитие современных организационно-правовых форм хозяйствования, реформирование системы управления производством и введение распространенных в мировой практике методов и инструментов управления, позволяющих максимизировать их прибыль, внедрять последние достижения науки и техники, а также сглаживать причины конфликтов всех участников деятельности предприятия.

Широкие перспективы для успешного решения указанных задач открывает система корпоративного управления, позволяющая интегрировать усилия высших и исполнительных органов управления в вопросах выработки взвешенной стратегии развития производства, освоения выпуска новой продукции и внедрения прогрессивных форм хозяйствования. Поэтому в Стратегии управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2021-2025 годы [4] среди приоритетных направлений управления государственными активами отмечено обеспечение полного перехода предприятий с государственным участием на рыночные условия, полное внедрение в их деятельность современных методов корпоративного управления.

В заключение можно отметить, что принимаемые в последние пять лет правительством Узбекистана в этом направлении меры создали возможность для развития системы корпоративного управления, что, в свою очередь, позволило значительно повысить эффективность управления государственными активами.

Использованные источники:

1. Раджабов Ф. Внедрение современных методов корпоративного управления - веление времени. 26.05.2016. [Электронный ресурс]. - URL: https://podrobno.uz/cat/economic/fakhritdm-radzhabov-vnedrenie-sovremennykh-metodov-korporativnogo-upravleniya-veleme-vremem

2. Кочетыгова Ю.В. Экспансия государственных компаний: корпоративное управление и эффективность экономики. Standard and Poors, 09/03/2007.

3. Харчилава Х.П. Боттаев А.Ю. Корпоративное управление в компаниях с государственным участием. // УПРАВЛЕНИЕ. - № 1(15) / 2017. C. 88-92.

4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 марта 2021 года №166 «Об утверждении стратегии управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2021 -2025

годы». / Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан (www.lex.uz).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.