вверенной им территории полицейские должны были немедленно приступить к их разбору в любое время, 24 часа в сутки.
Анализ графического нанесения на карту Московского Кремля зон ответственности двух ранее рассмотренных охранных структур и другие изложенные выше сведения позволяют определить полномочия и зоны ответственности на территории Кремля, входившие в компетенцию полиции.
Таким образом, комплексная деятель-
ность и взаимодействие подразделений охранных структур, относящихся к Министерству императорского двора (его Московской дворцовой части), Министерству внутренних дел (департамент полиции) и Военному министерству (кремлевский гарнизон), позволяли в полном объеме обеспечить безопасность Московского Кремля не только как места общественного пребывания граждан и оборонительного фортификационного объекта военного назначения, но и как резиденции верховной власти России.
Литература
Москва повседневная. Очерки городской жизни начала XX века. 2006. М.: Олма-пресс, 512 с.
Управленческая элита Российской империи. История министерств 1802—1917. 2008. СПб.: Лики России, 696 с.
НЫРКОВ Вячеслав Николаевич —
к.филос.н., доцент, заслуженный военный специалист Российской Федерации; доцент кафедры информационного обеспечения Военного университета Министерства обороны РФ.
123001 г. Москва, ул. Б.Садовая, 14. [email protected]
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ВОЕННЫХ ОРГАНОВ СССР В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (1950-1991 гг.)
THE ROLE AND IMPORTANCE OF PERSONNEL ACTIVITY OF THE GOVERNMENT AND MILITARY AUTHORITIES OF THE USSR IN THE FIELD OF INTERNATIONAL MILITARY COOPERATION (1950-1991)
В статье исследуется взаимосвязь внешней политики СССР и кадровой деятельности государственных и военных органов в области международного военного сотрудничества. Основной целью данного вида деятельности было своевременное направление необходимого числа советских военных советников и специалистов в социалистические и развивающиеся страны мира.
Автор анализирует содержание и характер деятельности советских военных советников и специалистов за рубежом. Кадровая деятельность государственных и военных органов СССР по их отбору и командированию в страны сотрудничества являлась необходимым условием реализации приоритетных внешнеполитических задач и укрепления боеспособности вооруженных сил социалистических государств.
На основе оценки полезности деятельности советских военных советников и специалистов с точки зрения
реализации интересов сотрудничающих субъектов автор дает объективное представление о значении кадрового обеспечения международного военного сотрудничества СССР.
Ключевые слова: внешняя политика СССР, военно-кадровая деятельность, государственные и военные органы, военные советники и специалисты, международное военное сотрудничество
This article examines the relationship of Soviet foreign policy and personnel activities of government and military authorities in the field of international military cooperation. The main purpose of this activity was timely dispatch of Soviet military advisers and specialists in the required amount into the socialist and developing countries.
The author analyzes the content and nature of activity of Soviet military advisers and specialists abroad. Activities of the government and military authorities of the USSR on their selection and direction to the countries of cooperation was a prerequisite for the implementation of the priority foreign policy tasks and for strengthening the fighting efficiency of the armed forces of the socialist states.
The author forms objective view on the importance of staffing for international military cooperation of the USSR by the evaluation of usefulness of the activities of Soviet military advisers and specialsts in realizing the interests of cooperating entities.
Keywords: foreign policy of the USSR, military personnel activity, state and military authorities, military advisers and experts, international military cooperation
На протяжении всей истории существования СССР военное сотрудничество с дружественными социалистическими и развивающимися государствами представляло собой важнейший аспект его внешней политики.
Наиболее масштабные мероприятия по военному сотрудничеству проводились армиями государств — участников Варшавского договора (Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии). СССР планомерно осуществлял их подготовку к совместному решению задач, предусмотренных военной доктриной государств — участников Варшавского договора. Объемы поставок вооружения и военной техники в эти государства составляли около 29,5% общего объема поставок за границу, что позволяло поддерживать их оборонный потенциал на уровне современных требований [Главное управление ... 2001: 75].
Одним из ключевых направлений международного военного сотрудничества СССР было оказание военной советни-ческой помощи. Характерно, что после окончания Великой Отечественной войны во всехстранахВосточной Европы были развернуты представительства советских военных советников и специалистов. Первой страной, в которую была командирована группа советских военных советников и специалистов на постоянной основе, была Германская Демократическая Республика. Это произошло в период Берлинского кризиса 1948-1949 гг.
После ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.) сфера международного военного сотрудничества СССР стала еще более расширяться, что было обусловлено определенной корректировкой его внешнеполитического курса. ХХ съезд партии призвал всемерно укреплять братские отношения, дружбу и сотрудничество не только со странами народной демократии, но и с народами других государств, стоящих на позиции мира; поддерживать те страны, которые не дают втягивать себя в агрессивные блоки; идти навстречу всем силам, которые заинтересованы в сохранении мира1.
Таким образом, с середины 50-х гг. прошлого столетия международное военное сотрудничество СССР получает еще одно направление развития, предполагавшее активное содействие молодым независимым государствам в борьбе с империализмом и колониализмом. С этого времени число стран, которым Советский Союз оказывал помощь в строительстве национальных экономик и вооруженных сил, значительно возрастает. В развиваю -щиеся страны направляется большое количество вооружения и военной техники. Так, например, на государства Ближнего Востока, Южной Азии и Африки приходилось около 55% общего объема поставок специального имущества за рубеж [Главное управление . 2001: 76].
1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 9. 1956- 1960. 1986. М.: Издательство политической литературы. С. 15.
Вместе с тем выработанные на съезде актуальные задачи внешней политики государства определяли цели и содержание военно-кадровой деятельности, осуществлявшейся в этой области. Постоянное расширение географии и возрастание объемов оказания Советским Союзом военной советни-ческой помощи дружественным и развивающимся государствам обусловливали острую потребность в военных заграничных кадрах — советниках, специалистах, инструкторах и переводчиках.
Научное осмысление роли военнокадровой работы во внешней политике СССР, как представляется, предполагает изучение содержания и характера профессиональной деятельности советских военных заграничных кадров. Масштабная и самоотверженная работа советских военных советников и специалистов в странах сотрудничества была связана с выполнением ответственных и разнообразных задач, к которым относились: разработка предложений и рекомендаций по вопросам формирования, технического оснащения и применения национальных вооруженных сил; оказание помощи в поддержании боевой готовности, организации боевой и оперативной подготовки войск и штабов; оказание помощи в освоении поставляемой из СССР военной техники и вооружения; организация системы подготовки военных кадров; участие в строительстве объектов оборонного назначения и др.
Важным практическим результатом оказания советской военной советниче -ской помощи было создание в ряде государств мира объектов военной инфраструктуры. В течение 1950—1991 гг. в целом ряде иностранных государств с помощью советских военных советников и специалистов было создано множество объектов оборонного значения. К их числу можно отнести авиаремонтные предприятия в Индии и на Кубе, танкоремонтные заводы на Кубе и в Сирийской Арабской Республике, автоматизированные полигоны на Кубе и в Югославии [Главное управление. 2001: 86].
В ряде государств Тропической Африки, Ближнего Востока и других регионов мира напряженным трудом
советских военных советников и специалистов создавались советские военные узлы связи, пункты материальнотехнического обеспечения, аэродромы, порты и другие объекты.
Важнейшим принципом военнокадровой работы государственных и военных органов СССР, проводимой в сфере международного военного сотрудничества, было бережное отношение к заграничным кадрам. По возвращении на Родину из загранкомандировок генералы и офицеры, как правило, занимали значимые должности в таких сферах военно-профессиональной деятельности, как международное военное и военно-техническое сотрудничество, планирование боевой и оперативной подготовки войск, управление войсками, проведение учений и маневров, военная наука, военное образование, военно-промышленный комплекс и др.
Таким образом, роль кадровой деятельности государственных и военных органов СССР в сфере международного военного сотрудничества в 1950— 1991 гг. заключалась в том, что она являлась необходимым условием реализации приоритетных внешнеполитических задач и укрепления оборонного могущества Советского Союза и боеспособности его вооруженных сил.
Объективное и целостное представление о значении кадрового обеспечения международного военного сотрудничества СССР, как представляется, может быть сформировано в результате оценки полезности деятельности военных загранкадров с точки зрения реализации интересов сотрудничающих субъектов. В качестве таких субъектов выступали, с одной стороны, СССР, с другой — конкретные зарубежные государства.
В результате активной военной совет-нической деятельности СССР получал возможность глубокого проникновения в политическую, экономическую и военную сферы тех или иных государств и регионов. Это способствовало приобретению дополнительных рычагов влияния на региональные и международные отношения, позволяло быть мощным полноправным участником военно-политических процессов, происходящих в мире, обеспечивало высокий международный статус.
Осуществляя международное военное сотрудничество, Советский Союз получал дополнительные источники информации о социально-политическом и экономическом положении в государствах, с которыми он был связан договорами о дружбе, сотрудничестве и военной помощи. Информация подобного рода была крайне необходима для выработки внешней политики и экономической стратегии в отношении каждого из них.
Позитивные результаты сотрудничества создавали реальные условия для активной деятельности Коммунистической партии Советского Союза на различных внешнеполитических направлениях, стимулировали расширение межпартийных и культурных связей. Успехи, достигнутые советскими военными советниками и специалистами в военном сотрудничестве с дружественными государствами, военная помощь государствам, освободившимся от колониальной зависимости, служили лучшим подтверждением миролюбивой внешней политики КПСС и Советского государства.
Трудно переоценить также огромное воздействие, которое оказывало пребывание советского человека — патриота и интернационалиста, представителя первого в мире социалистического государства — на массовое сознание населения сотрудничавших с ним стран. Активная самоотверженная и добросовестная деятельность советских военных советников, специалистов и переводчиков в странах сотрудничества получала высокую оценку руководства и граждан принимающих государств, способствовала укреплению международного авторитета СССР как активного борца за мир и социальный прогресс.
Созданные в ряде государств мира объекты военной инфраструктуры могли использоваться советскими вооруженными силами в собственных целях. Так, в 70-х гг. прошлого столетия правительство Анголы предоставило СССР право использовать свои порты в Тропической Африке. Важным результатом советско-ангольского сотрудничества стало размещение Советским Союзом в 70—90-х гг. в этой стране военно-морской базы (пункта материально-технического обеспечения)
Атлантической эскадры и трех радиолокационных станций для освещения обстановки в Южной Атлантике. В результате к концу 70-х гг. Советский Союз имел достаточные силы Военноморского флота, постоянно дислоцировавшиеся у берегов Западной Африки и в Индийском океане. Аналогичное право было предоставлено ему Анголой и в отношении аэродромов.
Активное использование советских военных узлов связи, построенных в 7 странах мира, существенно повышало оперативность и устойчивость управления кораблями ВМФ СССР, несущими боевую службу в отдаленных акваториях Мирового океана. Четыре пункта материально-технического обеспечения иоколо двадцати специальных объектов и подразделений, созданных за рубежом, также функционировали в интересах советских вооруженных сил [Главное управление. 2001: 50].
Качественный отбор военных советников и специалистов для оказания советнической помощи, а также последующая оптимальная расстановка кадров, получивших ценные знания и опыт службы за пределами СССР, оказывали позитивное воздействие на укомплектованность Вооруженных сил СССР личным составом, их боеспособность и укрепление боевого потенциала государства в целом.
Осуществляя военную советническую помощь, Советский Союз получал возможность испытывать собственное новое вооружение и военную технику в экстремальных условиях различных театров военных действий и оценивать эффективность их применения в реальной боевой обстановке. Это, в свою очередь, давало хороший импульс развитию военной науки и обороннопромышленного комплекса.
Необходимо также отметить, что в рамках военного сотрудничества с дружественными и развивающимися государствами Советский Союз имел возможность направлять в развивающиеся страны излишки собственных вооружений.
Важной особенностью военного сотрудничества СССР с дружественными и развивающимися государствами было то, что оно носило взаимовыгодный характер. Оказание
советской военной советнической помощи в значительной степени способствовало достижению ими собственных военно-политических и экономических целей, обеспечивало укрепление государственности.
Сотрудничающие государства как бы удерживали около себя Советский Союз, который с установлением отношений военного сотрудничества рассматривал их как объекты своей внешней политики и становился ответственным за их обороноспособность и безопасность. В ряде случаев Советский Союз был вынужден максимально активизировать свои усилия на мировой арене для защиты и отстаивания интересов сотрудничающих с ним государств, борющихся за независимость и национальное самоопределение.
Для многих развивающихся стран сотрудничество с Советским Союзом представляло собой кратчайший путь для укрепления обороноспособности, поскольку он на выгодных для них экономических условиях поставлял вооружение и военную технику, направлял военных советников и специалистов.
Все это, безусловно, значительно повышало военный потенциал этих государств и боевые возможности национальных вооруженных сил.
Военное сотрудничество СССР с дружественными социалистическими и развивающимися государствами, как правило, способствовало установлению и экономических связей. Построенные с помощью Советского Союза объекты оборонного назначения становились частью национальных экономик, работали в интересах развития этих государств и приносили им соответствующие дивиденды [Главное управление. 2001: 86].
Таким образом, значение кадрового обеспечения международного военного сотрудничества СССР для сотрудничавших с ним стран определяется позитивным воздействием результатов деятельности советских военных советников и специалистов на возможность их независимого развития, политическое и социальноэкономическое положение, укрепление их обороноспособности и совокупного военного потенциала.
Литература
Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации (1951—2001 гг.): военно-исторический очерк (под ред. Л.Г. Ивашова). 2001. М.: Внешторгиздат, 281 с.
ТОПОРКОВ Владимир Михайлович -
к.ю.н., профессор Академии ФСБ России.
119602, Россия, г. Москва, Мичуринский просп., 70.
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ СОВЕТСКОГО РУКОВОДСТВА НА АФГАНСКУЮ ПОЛИТИКУ СССР (1979-1991 гг.)
EVOLUTION OF THE SOVIET LEADERS' VIEWS ON THE AFGHAN POLICY OF THE USSR IN 1979-1991
Военно-политическая обстановка в Афганистане, сложившаяся после ввода в эту страну советских войск, показала ошибочность расчета руководства СССР на возможность решить задачу помощи правящему режиму военными мерами. Однако потребовалось более 6 лет, чтобы возобладало мнение о необходимости вывода ОКСВ из Афганистана и началось практическое осуществление мероприятий, связанных с реализацией принятых решений.