З.В. Чеботарева Л. В. Чеботарева
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ПЕРЕСОРТИЦЫ ТОВАРОВ
ROLE AND IMPORTANCE OF THE FINANCIAL CONTROL IN PREVENTING MISGRADING OF GOODS
Аннотация: в статье выявлена функция обратной связи финансового контроля в системе управления, которая заключается в изменении и реакции объекта управления на контрольные мероприятия и процедуры, т.е. периодический возврат к ранее обозначенным задачам. Рассмотрена инвентаризация товаров, как одного из методов финансового контроля, при котором выявляется пересортица. В работе отражены субъективные и объективные причины возникновения пересортицы и предлагаются способы предотвращения пересортицы товаров.
Ключевые слова: система управления, функция финансового контроля, инвентаризация, взаимный зачет недостач и излишков при пересортице.
Abstract: the article describes the feedback function of the financial control in the management system. This function consists in adaptive reaction of the management object to compliance measures and procedures, i.e., periodical return to tasks set forth before.
Inventory auditing is reviewed as a method of the financial control, aimed at detecting misgrading (wrong inventory classification and record). The work reflects human factors and objective reasons for misgrading and offers methods of its prevention.
Keywords: management system, financial control function, inventory audit, cross-cancelation of deficiencies and surpluses in case of misgrading.
Важное место в системе управления занимает контроль. Проблемы управления и контроля всегда рассматриваются как неразрывные понятия экономических субъектов. Это и есть безусловное отражение экономического контроля как функции управления, потому что контроль является составной частью управления общественным воспроизводством [5]. И значит, реализации функций контроля различных форм собственности с помощью экономических рычагов и стимулов будет способствовать наиболее эффективному исполнению управленческих решений, повышению достоверности, законности и экономической целесообразности операций при оптимальных затратах рабочего времени и ресурсов [7].
В системе управления имеется два вида связи: прямая связь - от органа управления к объектам управления и обратная связь - изменение и реакция объекта управления на контрольные мероприятия и процедуры, т.е. происходит периодический возврат к ранее обозначенным задачам, что обусловливает основание исправлений и корректировок в ходе выполнения текущих и прогнозных решений. И тогда финансовый контроль, выполняя функцию обратной связи, обеспечивает выявление отклонений в развитии экономического производства от заданных параметров (правового и иного нормативного регулирования, планирования, бюджетирования и т. д.) и выработку на этой основе соответствующих управленческих решений [6]. Основное значение финансового контроля заключается в целенаправленном воздействии на ход воспроизводственных процессов для достижения оптимальных конечных результатов.
Подобное воздействие можно представить в виде трех последовательных процессов: получение результатов посредством осуществления контрольных процедур; реакция объекта управления на полученные результаты контроля; и получение
© З.В. Чеботарева, Л.В. Чеботарева, 2012
уточненных показателей в информационной системе финансово-хозяйственной деятельности. В осуществлении обратной связи в системе управления организацией важное место отводится работникам учетной службы организации, выявляющим недостатки, нарушения или злоупотребления, устанавливающим причины нарушений и виновных лиц.
Среди множества методов финансового контроля инвентаризация является наиболее действенным и показательным методом [1]. Инвентаризация в современных условиях имеет особенность, т.к. ей подвергаются не только вещественные ценности и расчеты, но и такие объекты бухгалтерского учета, как нематериальные активы, ценные бумаги, финансовые вложения в паи, займы, уставные капиталы других организаций и др. [3]. При инвентаризации устанавливается наличие тех или иных объектов с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета [2]. В ходе проведения инвентаризации данные о наличии инвентаризируемого имущества и финансовых обязательств фиксируются в инвентаризационных описях, где уже указаны данные бухгалтерского учета [8]. Путем сверки фактического наличия с данными бухгалтерского учета могут быть получены различные результаты: полное соответствие, недостача, излишек.
Имеются некоторые виды имущества, например, материалы, готовая продукция, товары, при инвентаризации которых может быть зафиксирован такой результат как пересортица. Пересортица может быть допущена как на предприятии, производящем готовую продукцию, так и в процессе ее продажи в организациях торговли, где пересортица наиболее часто встречается. Под пересортицей товара следует понимать отличие фактических количественных данных номенклатуры одного наименования с различными отличительными признаками (сорт, вид) от данных бухгалтерского учета, то есть, пересортица - это одновременная недостача одного сорта и излишек другого сорта товара одного и того же наименования.
Определены субъективные и объективные причины возникновения пересортицы при проведении инвентаризации продуктовых товаров на складе. К примеру, пересортица мяса, колбас, муки, круп, крахмала, кофе при реализации в торговле часто квалифицируется как обман покупателя со стороны производителя, так как качество этих товаров полностью сформировано при их производстве и не изменяется при хранении и реализации продавцом. Вместе с тем имеется значительная группа товаров, качество которых при хранении существенно изменяется, и при этом снижаются показатели качества, определяющие их товарный сорт. В данном случае возникает пересортица, носящая объективный характер, в которой виноват продавец, продающий товар с истекшим сроком годности. Примером могут служить яйцо куриное диетическое, вологодское сливочное масло, байховый чай, сычужные сыры, виноградные вина и другая продукция, сорт которых устанавливается непосредственной дегустацией.
С проблемой пересортицы сталкивается почти каждая организация, особенно если у нее широкий ассортимент товаров, значительный товарооборот. Трудности в организации порядка приемки и хранения товаров на местах хранения могут послужить предпосылками к появлению пересортицы. Наряду с этим, у торговой организации возникают затруднения с определением принадлежности того или иного товара к одному наименованию, то в этом случае рекомендуется использовать Общероссийский классификатор продукции [6].
Пересортица чаще всего возникает по вине сотрудников: товароведов, менеджеров, продавцов, кладовщиков, кассиров, причем эти ошибки могут быть как в пользу покупателей, так и продавцов. Появлению пересортицы и усугублению ее последствий способствуют: непрофессионализм персонала; отсутствие или нарушение правил приемки и оприходования товара; отсутствие запрета на узлах расчета реализовывать каждую единицу товара; безнаказанность за допущенные ошибки,
повлекшие за собой пересортицу; невнимательность при отборе образцов товара при его приемке, особенно товара в ассортименте; приемка товара без использования терминала сбора данных; невнимательность сотрудников фасовки при предпродажной подготовке товара; дублирование кассирами-операционистами карточек на один и тот же товар с разными штрих-кодами; продажа различных товаров, имеющих одинаковую цену, по разным штрих-кодам, как один и тот же товар; при обмене товара у поставщика, не производится обмен товара на товар с аналогичным штрих-кодом.
Особенностью пересортицы является то, что по ней имеется особый порядок отражения в бухгалтерском учете. В соответствии с действующим законодательством разрешено организациям в отношении образовавшихся в результате пересортицы излишков и недостач производить взаимный зачет. Такой взаимный зачет возможен только:
- за один и тот же проверяемый период;
- у одного и того же материально ответственного лица;
- по товарам одного наименования;
- в равном количестве (сумме).
Взаимный зачет излишков и недостач по пересортице допускается только в исключительных случаях и может быть допущен только по решению руководителя организации:
1) Когда недостача покрывается излишками, то в бухгалтерском учете фирмы, принявшей решение о зачете по пересортице товара, корректируются только данные аналитического учета счета 41 «Товары». В случае превышения стоимости недостающих товаров над стоимостью тех, которые оказались в излишках, возникшая разница изначально должна быть отнесена в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
С кредита счета 94 она списывается:
- в пределах норм естественной убыли - на счета учета расходов на продажу;
- сверх норм - за счет виновных работников.
Если виновников недостачи установить не удалось, то такая разница квалифицируется как недостача сверх норм естественной убыли и подлежит списанию в дебет счета 44 «Расходы на продажу». Может оказаться, что стоимость излишков, окажется больше стоимости недостающих ценностей. Тогда образовавшаяся разница признается доходом организации, который отражают по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
2) Если взаимный зачет не производится, то выявленные излишки и недостачи товаров учитываются в бухгалтерском учете в обычном порядке отдельно друг от друга. То есть излишки приходуются по дебету счета 41 «Товары» по рыночной стоимости в корреспонденции со счетом 91«Прочие доходы и расходы», недостачи - в зависимости от того, найдены виновные лица или нет - относятся за увеличение задолженности этих лиц либо списываются на прочие расходы организации [4].
В результате образовавшейся пересортицы выделены следующие последствия:
- возникает недостача по отдельным номенклатурным позициям, которую не всегда можно компенсировать образующимися излишками;
- появляется вероятность прямой потери денежных средств;
- создается путаница в бухгалтерском учете, товарных отчетах, и как следствие, большие потери времени различными службами;
- заказы товара могут быть некорректными, так как они составляются на основании неверных учетных остатков;
- теряется доверие со стороны покупателей, особенно тогда, когда ошибка при оплате товара произошла не в их пользу.
Сам факт наличия пересортицы свидетельствует о проблемах, связанных с отсутствием стандартизации бизнес-процессов товародвижения, контроля за их выполнением со стороны руководителя, безнаказанностью виновного в пересортице персонала. В результате этого пересортица влияет на финансовый результат деятельности торгового предприятия и в определенной степени снижает культуру обслуживания покупателей.
Разработаны следующие способы предотвращения пересортицы. Во-первых, поскольку пересортица может возникнуть вследствие разницы в первичных документах по движению товаров, оформляемых разными работниками, которые в процессе оформления могут исказить наименование товара или иные реквизиты в первичных документах, то нужно автоматизировать учетный процесс от момента поступления товаров до их выбытия, чтобы ответственные за материальные ценности лица работали в одной программе с идентичной номенклатурой товаров. Внесение новых видов товаров должно быть согласовано и применяться всеми ответственными лицами, заполняющими первичные документы на перемещение товаров. Во-вторых, даже при работе в автоматизированной системе могут быть расхождения по приходу и расходу, например, если приход отражается в одной единице измерения, а расход показывается в другой единице измерения. Только когда уровень передела прихода на склад соответствует уровню передела расхода со склада, можно произвести зачет недостач и излишков, возникающих при пересортице.
Также для предотвращения возможных случайных ошибок работников необходимо:
- разработать и контролировать выполнение должностных инструкций персонала, имеющих прямое отношение к возникновению пересортицы;
- постоянно проводить разъяснительную работу с персоналом;
- максимально автоматизировать торгово-технологические процессы;
- назначить ответственное лицо за регистрацию товаров в базе данных, обязать каждого менеджера категории заводить карточки на новый товар своей группы;
- ответственные менеджеры должны формировать отчеты «Товары без движения» и проверять по нему фактические остатки;
- проводить мини-ревизии по проблемному товару своей группы.
Таким образом, осуществленные мероприятия по предотвращению пересортицы будут являться реакцией руководства организации на результаты контроля. И тогда повышение уровня достоверности информационной системы будет происходить по спирали. То есть достоверность информации будет повышаться после каждого контрольного воздействия, потому что контролю каждый раз будет подвергаться более точная и усовершенствованная информационная система. Следовательно, обратная связь финансового контроля с системой управления имеет непрерывное последовательное движение и приводит к более эффективному функционированию экономической системы на всех уровнях руководства организацией.
Литература
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129 - ФЗ (с изменениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 30.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 24.03.2000 №31 н).
3. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (с изменениями от 8.11.2020 г.)
4. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. М.: Информационное агентство ИПЬ-БИНФА, 2001.
5. Контроль и ревизия: Учебное пособие / Колл. авторов; под ред. д-ра экон. наук, проф. М.Ф. Овсийчук. 3-е изд., стер. - М.:КНОРУС, 2006. - 224 с.
6. Маренков Н.Л., Т.Н. Веселова. Практика контроля и ревизии: Учебное пособие / Н.Л. Маренков, Т.Н. Веселова. - М.:КНОРУС, 2006. - 224 с.
7. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль. Учебное пособие. - М. ИД ФЬК-ПРЕСС, 2003.
8. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. Учебник /ВЗФЭИ.М.:ЗАО «Финстатинформ», 2000.-239 с.
С. С. Юрецкий
МСФО ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ -ИНСТРУМЕНТ РОСТА БИЗНЕСА ИЛИ ШАГ К КРИЗИСУ?
IFRS FOR SME - BUSINESS GROWTH TOOL OR STEP TO CRISIS?
Аннотация: статья посвящена проблеме применения оценки по справедливой стоимости в условиях широкого распространения международных стандартов финансовой отчетности в мире. Анализируя причины финансового кризиса 2008 года, автор указывает на несостоятельность некоторых основополагающих концепций международных стандартов финансовой отчетности в условиях иррациональности и асимметрии рынков. Автор полагает, что в условиях глобализации учетных принципов высококачественные международные стандарты не могут опираться только на рыночные индикаторы, поскольку такой подход может привести к глубоким и затяжным глобальным финансовым кризисам.
Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, финансовые инструменты, справедливая стоимость, неликвидность, процикличность, метод внутренней оценки.
Abstract: given article is devoted a problem of fair value measurement concept in the conditions of financial reporting globalization. Analyzing the reasons of financial crisis of 2008, the author specifies in an inconsistency of some basic concepts of the international financial reporting standards in times of irrationality and asymmetry of financial markets. The author believes that in the conditions of reporting principles globalization high-quality international financial reporting standards can't only rely upon market indices since this tendency can lead to deep global financial crises.
Keywords: international financial reporting standards, financial instruments, fair value, non-liquidity, procyclicity, internal value method.
9 июля 2009 года Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) опубликовал на своем сайте результат семилетней работы - Международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий (МСФО для МСП). Целью СМСФО был упрощенный высококачественный стандарт, который позволил бы малым и средним непубличным компаниям, составляющим около 95% всех компаний мира, отчитываться в соответствии с основными принципами МСФО. Учитывая, что МСФО для МСП разрабатывался на базе полного текста МСФО и сохранил все основные принципы и допущения МСФО, можно отметить эффективную работу Совета, поскольку объем нового стандарта составил всего 230 печатных страниц. Для сравнения, полная версия МСФО содержит примерно 2300 страниц. Многие МСФО
© С.С. Юрецкий, 2012