Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАЗАРЕВЫХ И АБАМЕЛЕК- ЛАЗАРЕВЫХ В ИСТОРИИ РУССКО-АРМЯНСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАЗАРЕВЫХ И АБАМЕЛЕК- ЛАЗАРЕВЫХ В ИСТОРИИ РУССКО-АРМЯНСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
ЛАЗАРЕВЫ / АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА / БЛАГОТВОРИТЕЛИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА / ПАТРИОТЫ / СУДЬБА АРМЯНСКОГО НАРОДА / ЛАЗАРЕВСКИЙ ИНСТИТУТ ВОСТОЧНЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саядов Сергей М.

Հոդվածը պատմում է ռուս-հայկական հարաբերությունների պատմության մեջ նշանակալի դերի դրանց զարգացման գործում ունեցած ավանդի պատմամշակութային առանձնահատուկ բովանդակությամբ Լազարև Աբամելեկ-Լազարև ընտանիքների ներկայացուցիչների մասին: 18-րդ դարի կեսերին տեղափոխվելով Ռուսաստան՝ նրանք արագ կողմնորոշվեցին Ռուսաստանի տնտեսական իրողություններում, հարմարվեցին, ստացան կոչումներ դիրք հասարակության մեջ։ Նրանք իրենց հարստությունն ու կայսրական ընտանիքին մոտ գտնվելը օգտագործեցին հայրենասիրական մարդասիրական նպատակներով։ Նրանք ստեղծեցին իր ժամանակի համար առաջադեմ ուսումնական հաստատություն, որը մեծ դեր ունեցավ կրթության լուսավորության զարգացման գործում։The article is devoted to outstanding role of representatives of the Lazarev and Abamelek-Lazarev families in the history of Russian-Armenian relations and the contribution in their development and filling with specific historical and cultural content. After moving to Russia in the middle of the XVIII century, they quickly got their bearings in the Russian economic realities, received titles and social status. They used their wealth and proximity to the Court for patriotic and humanitarian purposes. They created an advanced educational institution for its time, which played a great role in the development of education and enlightenment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF THE LAZAREVS AND ABAMELEK-LAZAREVS' ACTIVITY IN THE HISTORYOF RUSSIAN-ARMENIAN RELATIONS

The article is devoted to outstanding role of representatives of the Lazarev and Abamelek-Lazarev families in the history of Russian-Armenian relations and the contribution in their development and filling with specific historical and cultural content. After moving to Russia in the middle of the XVIII century, they quickly got their bearings in the Russian economic realities, received titles and social status. They used their wealth and proximity to the Court for patriotic and humanitarian purposes. They created an advanced educational institution for its time, which played a great role in the development of education and enlightenment.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАЗАРЕВЫХ И АБАМЕЛЕК- ЛАЗАРЕВЫХ В ИСТОРИИ РУССКО-АРМЯНСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Роль и значение деятельности Лазаревых и Абамелек-Лазаревых в истории русско-армянских отношений

Саядов Сергей М.

к.и.н., руководитель Центра арменоведения, Институт Социологии и Регионоведения

Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, РФ)

ssayadov@hayazg.info

УДК 929/930(470+571)

Ключевые слова: Лазаревы, армянская диаспора, благотворители, общественное положение, армянская церковь, правящая элита, патриоты, судьба армянского народа, Лазаревский институт восточных языков

^дшркЬЪр! к ЦршйЪ^ЬЕ^шдшркЬЪр! qn|i&nLiihnLpjiuii ijhpii nL ii7iuiiiiil|nLp|nLii|i

hшJ-nnLuш^шЬ hшpшphpnLpJnLЬЬhp^ iiiiuiniliiLpjiiiii tfhg

ищ/шцп^ Uhpqhj U.

Ungfrninqfrmjfr k тшршдш^ршйшфй hkwшqnwnLрJnLййkpfr frhuwfrwnLwfr ^шрш^ш^Ь цш2йшфй hшtiшluшpшйfr -^щ/шфтпщшй tykhrnpnUfr цЩш^шр (^-nhfr-D-nuwntf,,

ssayadov@hayazg.info

Uililiniliuiqli|i. -nq^&p Щшш^пЫ t nniu-hmj^m^mb hmpmphpnipjnLbbhp^ щшт^тр]шЬ tfhg Ь2шЬш^шф qhpfr к ^ршЬд дшрдшд^шЬ qnp&mtf тЬЬдш& ш^шЬ^^ к щшш^шфш^трифЬ шnшЬйЬшhшшnL^ рп^шЬцш^трзшф Lшqшpк к Upшtfhlh^-Lшqшpк рЬшшЬ^рЬЬр^ ЬЬр^ицшдтд^ЬЬр^ ^ши^Ь: 18-pq ^шр^ ^ЬиЬр^Ь шЬцшФп^^пЦ Л-тишишшк ЬршЬр шpшq ^nqtffrnpn24hgfrb Л-тишишшЬ^ шЬшЬиш^шЬ ^pnqnLpjnLfrfrhpnLtf, hшpJшp4bg^Ь, ишшдшЬ ^nmrifrhp к qfrpp hшишpш^nLpJшЬ tfhg: ЪршЬр ftphfrg hшpишnLpJnLЬЬ nL ^иуирш^шЬ рЬшшЬ^р^Ь tfnm qmfr^klP oqшшqnp&hg^Ь hшJphЬши^pш^шЬ к tfшpqшиfrpш^шfr ЬЩШШШ^ЬЬРПЦ: ЪршЬр umhq&hgfrfr frp dшtfшfrш^ hшtfшp шnш2шqhtf тит^Ьш^шЬ hшишшшnLpJnLЬ, npp qhp тЬЬдшЦ ^рртр]шЬ к ^иш^ртрдшЬ qшpqшgtfшfr qnp&mtf: <шЬqnLgшpшnbp" LшqшpкЬhp, иф)тпр, ршрЬршрЬЬр, иэд^ш^^шЬ qfrpp, hrnj^^b h^hqhgk ЦЬрЬш^ш^, hmjphtauhpbhp, hmj dnqn^pq^ fiш^шшшq^p, LшqшpJшЬ бЫшршЬ

The role and significance of the Lazarevs and Abamelek-Lazarevs' activity in the history

of Russian-Armenian relations

Sayadov Sergey M.

PhD in History, Head of the Center for Armenian Studies of the ISIR SFU (Rostov-on-Don, RF)

ssayadov@hayazg.info

Annotation: The article is devoted to outstanding role of representatives of the Lazarev and Abamelek-Lazarev families in the history of Russian-Armenian relations and the contribution in their development and filling with specific historical and cultural content. After moving to Russia in the middle of the XVIII century, they quickly got their bearings in the Russian economic realities, received titles and social status. They used their wealth and proximity to the Court for patriotic and humanitarian purposes. They created an advanced educational institution for its time, which played a great role in the development of education and enlightenment.

Key words: Lazarevs, Armenian diaspora, philanthropists, social status, Armenian church, governing elite, patriots, fate of the Armenian people, Lazarev Institute of Oriental Languages

Представители армянских родов Лазаревых, а в дальнейшем и Абамелеков (Абамеликов) с конца XVIII и в XIX веке играли заметную роль в истории русско-армянских отношений. Значение их многогранной экономической, просветительской, духовно-культурной благотворительной и других разнообразных направлений деятельности по-прежнему требует изучения и обобщения.

Армянский мир и диаспора знают много истинных патриотов и благотворителей, внёсших существенный вклад в дело освобождения

исторической Родины, развития науки, культуры и сохранения армянской идентичности. Очевидно, что, если бы не активная гражданская и патриотическая позиция таких «отцов нации», история армянского народа была бы иной. Среди них назовем Александра Манташева, Степана Лианозова, Микаела Арамянца, Нубара Пашу, Галуста Гюльбенкяна, Алека Манукяна... можно продолжать и продолжать.

В этом ряду достойное, если не лидирующее, место занимают Лазаревы. Что особенного сделали представители этого славного рода,

чем их деятельность качественно отличалась от предшествующих и последующих благотворителей? Какие их деяния спустя больше двух веков привлекают наш исследовательский интерес и позволяют говорить об их выдающемся системном вкладе в дело сохранения армянской идентичности, восстановления армянской государственности, развития культуры, образования, тем более, что одновременно с Лазаревыми в России проживало много состоятельных и высоко образованных армян. Переезд Лазаревых в Россию открыл дорогу другим армянским семьям, многие из которых оставили заметный след в истории державы, внесли серьезную лепту в экономическую, культурную жизнь России, ее военную мощь.

Своих дочерей Лазаревы выдавали замуж не просто за богатых и знатных, но обязательно за деятельных, просвещенных мужчин, преданных гуманистическим идеям и благотворительности.

К чему бы ни прикоснулись Лазаревы, все приходило «в цветущее состояние» [2]. Неспроста в жалованной грамоте Екатерины II на дворянство Лазаревым 3 октября 1776 года подчеркивалась в качестве особых их заслуг предприимчивость, направленная на процветание империи.

Попытаемся найти ответы на вопросы о роли и значении фамилии Лазаревых и Абаме-лек-Лазаревых в истории России и Армении, истории русско-армянских отношений.

В социально-экономической жизни России того времени протекали процессы разложения феодально-крепостнических отношений, развития капиталистического уклада, формирования новых общественных сил. В результате географической переориентации течения армянского торгового капитала и укрепления его связей с русским государством, к середине XVIII века Россия (Москва, Петербург) становится центром притяжения состоятельных и знатных армянских родов. Лазаревы переезжают в Москву, которая к тому времени становится ещё и местом развития армянской культуры.

Важнейшая страница в истории русско-армянских связей открывается с переездом Ивана Лазаревича Лазарева в столичный Петербург. В «Записных книжках» П.А. Вяземского можно встретить строки о том, как московский градоначальник князь Дмитрий Голицын, который горячо любил Москву и не в меру горячо отстаивал ее права, пошутил однажды: «Вот Петербург все хвастается пред нами, а случись какая-нибудь потребность, он к нам же обращается. Понадобилось Петербургу иметь при Дворе отличную певицу, и взяли из Москвы девицу. Понадобился Петербургу искусный

врач, и вызвали из Москвы Маркуса. Понадобился вельможа, и переманили у нас Лазарева» [10].

Илл. 1. И .Б. Лампи-старший. Портрет И.Л. Лазарева. Калужский областной музей.

Благодаря своему дипломатическому и организаторскому таланту, И.Л. Лазарев уже через два года получает место «ювелира Высочайшего двора», что открывает ему пусть в высшее общество. Поддержка влиятельных лиц - светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского, генерал-губернатора Новороссии П.А. Зубова, графа Г.Г. Орлова, канцлеров А.А. Безбородко и А.Р. Воронцова, государственного секретаря М.М. Сперанского, генерал-прокурора Сената А.А. Вяземского, генерал-поручика А.В. Суворова, с которыми Лазарев «был в частых и близких отношениях» [3], обеспечили ему место в окружении Екатерины II. С этого времени русско-армянские контакты, ограниченные ранее частными коммерческими интересами, начинают перестраиваться и постепенно развиваться в военно-политических и духовных и культурных областях.

Личное состояние Ивана Лазарева ко времени его назначения гоф-ювелиром уже перевалило за миллион. Пройдет не много лет, и он станет одним из семи миллионеров России того времени. Он владел домами, производствами, имениями, деревнями, тысячами крепостных душ и делал все возможное если не для благополучного, то хотя бы нормального их существования. Состояние семьи значительно увеличилось после приобретения в течение 1778-1784 гг. владений Строгановых в Соли-

камском уезде Пермской губернии, включая Чермозский завод, Усольские, Ленвенские и Чусовские соляные промыслы с 1056 тысяч десятинами земли и 7142 ревизскими душами. Громадные владения обошлись Лазаревым в 450000 рублей.

Разгромленные пугачевщиной заводское, рудничное хозяйства и соляные промыслы требовали значительных капиталовложений. Однако опыт эксплуатации горнорудных и металлургических предприятий, даже с учетом нанесенного им ущерба, показал, что при правильном ведении хозяйства заводы и промыслы дают грандиозную прибыль. На лазаревском производстве было занято более 10000 вольнонаемных и крепостных работников. Не жалея средств на модернизацию, Лазаревы добились увеличения объема производства, и теперь годовой оборот их предприятий составлял 1 млн 700 тысяч рублей, а продукция продавалась в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре и других городах. Производившееся на лазаревских заводах железо было такого высокого качества, что Британия закупала его на протяжении всего XIX века. «Следствием в целом успешной динамики владения стала относительно стабильная доходность хозяйства, позволявшая обеспечивать не только благополучие владельцев, но и безбедное существование многотысячного рабочего населения... Следствием успешного предпринимательства Лазаревых стало экономическое и культурное развитие целого обширного края» [18, с. 274]. Достаточно сказать, что к середине XIX века Лазаревы как носители гуманитарных принципов построили в России, кроме четырех армянских церквей в обеих столицах и Лазаревского института восточных языков в Москве, не менее 22 православных каменных церквей с домами для причта, кирху в Подмосковье, а также заводы, училища, школы, госпитали с аптеками, приюты для малолетних и богадельни в своих имениях. С одобрения Лазаревых в Чёрмозе возникло, одно из первых в крае, библиотечное общество, давшее большой импульс объединению работников интеллектуального труда округа. «Фамилия Лазаревых в течение ста лет, до самого ее прекращения в 1871 года по мужской нисходящей линии, отличалась благочестием, широкой благотворительностью и любовью к просвещению» [8, с. 188], что отражено, частности, в их тяге к церковному строительству (с привлечением лучших архитекторов) и издательской деятельности. Финансируемые Лазаревыми издательские проекты имели целью привлечь внимание российского высшего света к культурным

достижениям и политическим проблемам Армении и заинтересовать правительство в участии в судьбе армянского народа.

Доверие императрицы к действительному статскому советнику Лазареву было высоко настолько, что он был назначен советником Государственного банка, и по предложению управлявшего финансами генерал-прокурора А. А. Вяземского казна заключила с Лазаревым договор на перевозку с уральских государственных монетных дворов Аннинска и Екатеринбурга разменной медной монеты, дефицит которой ощущался в Петербурге и Москве, с правом обмена части медной монеты на ассигнации.

Обладая большими материальными ресурсами, Лазаревы сумели за короткое время адаптироваться в России и приобрести серьёзное общественное положение и влияние в Российской империи. За свои заслуги они были введены в высшие слои общества, пользовались уважением правящей элиты. Быстро уловив современные экономические веяния, они своей кропотливой работой и инновационными подходами наладили и укрепили своё благосостояние, поставив его на служение своему народу. Крупные коммерсанты и промышленники, Лазаревы одновременно, являлись видными общественно-политическими деятелями всего тогдашнего армянского мира. По роду своей экономической и общественно-политической деятельности они находились в тесных сношениях и активной переписке с большинством армянских колоний по всему миру, общались с высокопоставленными сановниками и правителями разных стран. Их эпистолярное наследие обширно и разбросано по многочисленным архивам и фондам, частично изучено, но требует дальнейшего комплексного изучения и систематизации.

По свидетельствам современников, Лазаревы были «людьми широких взглядов и с чувством общего долга». Как и многие патриоты, первый представитель Лазаревых в России Лазарь Назарович и его сыновья Ованес (Иван) и Оваким (Еким) Лазаревы мечтали о воссоздании армянского государства и видели свой гражданский долг в сохранении национальной культуры. Его сыновья отличались «широкою благотворительностью вообще», «не забывая и о нуждах своих единоплеменников» [15, с. 540]. Их деятельность была отмечена щедрой помощью многим армянским благотворительным заведениям, монастырям и обществам Астрахани, Нахичевани-на-Дону, Григо-риополя, Моздока, Кизляра, Тифлиса и других городов.

Своим дипломатическим даром Иван Лазаревич сумел воздействовать даже на непредсказуемого императора Павла, который в знак благоволения к Ивану Лазаревичу и признания его заслуг перед троном, лично возложил на него орден Командора св. Иоанна Иерусалимского. Посредством Лазаревых император оценил весомый вклад армянской диаспоры в развитие российской экономики, заслуги в военной сфере, полезную для государства деятельность и обещал оказывать армянам знаки благоволения, чего никак не ожидалось в преддверии его же указа об ограничении прав национальных меньшинств в России. Более того, 28 октября 1799 года Павел издал Грамоту о свободном отправлении российскими армянами своего исповедания и прочих даруемых им правах и привилегиях. Он заявлял, что «во внимание к отличному трудолюбию, тщательному домостроительству, благонравию и примерному поведению переселившихся в Россию армян и в целях привлечения новых переселенцев, жалует им новые милости и преимущества [1]. Император подтвердил право армян «в селениях их строить свои монастыри, церкви, колокольни и другие церковные здания с отправлением в оных по законам всех церковных служб и духовных чиноположений. Тою же грамотой создавались духовные правления армян Москвы и Петербурга, что расширяло масштабы деятельности общин обеих столиц, во главе которых стояли члена дома Лазаревых.

То, насколько уважительно строили Лазаревы свои отношения с двором, как деликатно они управляли армянской общественно-политической жизнью в России, формировало доверительное отношение к армянскому народу правящей элитой. Об этом свидетельствует, в частности, «Рескрипт генерал-лейтенанту К.Ф. Кноррингу» от 23 января 1801 года Павла Ьго. «Не ищите иных приобретений, как те, которые добровольно будут искать моего покровительства... Лучше иметь союзников, заинтересованных в союзе, нежели подданных ненадежных... Ищите армян интересовать к сближению <...> Займитесь теперь не завоевывать, но приобретать добровольно согласие Армении» [4; 5].

Александр I, оценив созидательную деятельность семьи Лазаревых, указом от 19 июля 1804 года освободил Армянскую Апостольскую Церковь в России «от полицейских повинностей», что дало возможность и другим инославным общинам получить те же привилегии [7, с. 252]. 17 ноября 1810 года Александр I своим новым указом оградил имущественные интересы Армянской церкви

теми же законами, что и Русской Православной. Впоследствии эти права и привилегии были закреплены и расширены указами Николая I, изданными в 1831 и 1836 году [14, с. 75], что объективно является заслугой следующего поколения Лазаревых, по-прежнему влиявших на восточную политику империи.

Россия стала для Лазаревых новым отечеством, которое они любили столь же искренне, сколь и свою историческую Родину. «Отчизне той и сей он долг свой заплатил», -написал в посвященном Ивану Лазаревичу стихотворении профессор А.Ф. Мерзляков -выпускник Лазаревского института восточных языков.

Для диаспоры Иван Лазаревич был непререкаемым авторитетом, поскольку был могущественным ходатаем перед русским правительством. Лазаревы организовали и опекали до последних дней главное своё детище - Лазаревский институт восточных языков. Лазарев ясно представлял, что обеспечение физической безопасности страны, которое он связывал с Россией, - только начало возрождения Армении. Будущее ее зависит от духовного и интеллектуального подъема, который неминуемо последует после её освобождения от гнёта восточный деспотий.

Армения как носительница древнейших традиций значительно отстала от Европы в вопросах культуры и просвещения. Утрата государственности, столетия персидского и турецкого бремени определяли бедственное положение страны. По мысли Ивана Лазаревича, в диаспоре следовало открывать учебные заведения для армянского юношества и отсюда распространять новые ростки знаний, носители которых, со временем, приведут народ к духовному развитию и экономическому процветанию. Цель обучения - «доставить юношеству средства к воспитанию и образованию в науках, служащих приготовлением к государственной службе, военной и гражданской и к поступлению в университет, академию» [12], а также привить им стремление к духовному и политическому соединению Кавказа с Россией.

И.Л. Лазареву не удалось при жизни осуществить свою мечту создания такого учебного заведения. Лишь через 14 лет, его наследникам далось осуществить задуманное, но именно Иван Лазаревич считается основателем Лазаревского института. Еким Лазарев не стал дожидаться поступления процентов с 200 тысяч рублей из завещания старшего брата, и кроме указанной суммы выделил от себя еще несколько сот тысяч и подарил будущему учебному заведению родовую усадьбу Лазаревых с

двухэтажным каменным домом в московском Армянском переулке. Ему с сыновьями пришлось приложить немало усилий, прежде чем здесь распахнуло двери новое учебное заведение для юношества. Главной целью основателей было создать высшее образовательное учреждение для армян. Однако, с первого дня состав слушателей сразу же стал многонациональным. Правительственные круги обратили внимание, что появление подобного заведения открывает

широкие кадровые перспективы для российского дипломатического ведомства. И в 1827 году училище под официальным наименованием Лазаревых института восточных языков было преобразовано в специальное заведение, подведомственное министерству народного просвещения, где общеобразовательные предметы как бы отошли на второй план, а восточные языки стали основной специализацией.

Илл. 2. Лазаревский институт Восточных языков. Альбом учащегося. 1911 г.

Молва об институте, как о прекрасном интернате и национальном армянском училище распространилась по всей России и дошла до Турции, Персии и Индии. Работой питомцев института были очень довольны русские власти на Кавказе. Высокую репутацию учебного заведения за рубежами империи поддерживали лазаревцы, работавшие дипломатами и переводчиками в посольских миссиях на Востоке.

Вся последующая история развития этого учебного заведения1 показывает насколько

1 В 1837 году институт получил преимущества правительственных заведений 2-го разряда. В 1850-1871 годах Лазаревский институт совмещал в себе: гимназию и специальные классы с преподаванием восточных языков в старших лицейских классах, - с правами восточного факультета университета. В 1919 году Лазаревский институт преобразовали в Армянский институт. Затем он был переименован в Переднеазиатскнй институт, в 1920 году -Центральный институт живых восточных языков. 27 октяб-

стратегически важным и прозорливым было видение будущего развития просвещения. Усилия семьи Лазаревых по созданию передового учебного заведения - одно из главных достижений нескольких поколений этой славной семьи.

Конечной целью своей общественно-политической деятельности Лазаревы видели в освобождении и просвещении Армении. В свое время граф Иван Лазарев «поставил целью облегчить жизнь своего народа - эта мысль совпала с интересами правительства. Для этого он не щадил средств, трудов и энергии» [13, с. 15-16]. Основополагающие идеи Ивана Лазаре-

ря 1921 года все московские востоковедные учебные заведения, включая восточные отделения в разных вузах, были слиты в единый Московский институт востоковедения. Особняк же передали в распоряжение правительства Армении, и здесь возник «Дом культуры Советской Армении», в котором разместилась театральная студия.

вича выполнялись поколениями Лазаревых и Абамелек-Лазаревых на протяжении полутора веков. Тратя колоссальные суммы на возведение храмов и домов, благотворительные цели, они никогда не чаяли возмещения затрат и творили «милость, не ожидая обрести воздаяния» [6, с. 120].

Деятельность Лазаревых, остававшихся на передовой линии исторических процессов в обществе, нашла широкое отражение в многочисленных исследованиях и литературе. Тема эта и сегодня привлекает внимание исследователей [9; 11; 16; 17; 19; 27], как академической науки, так и различных культурно-просветительских и общественных организаций.

К главным заслугам четырёх поколений Лазаревых в России надо отнести беспрецедентно масштабную культурно-просветительскую программу, которую они вели в России для скорейшего ознакомления российской общественности с единоверным армянским народом. Иван Лазаревич Лазарев был, по единодушному мнению историков, одной из наиболее ярких личностей екатерининской эпохи. Как видный

Илл. 3. Браться Христофор

Именно по совету И.Л. Лазарева Католикос всех армян Симеон I в 1768 году направил в Петербург своего посланника архимандрита Давида с «благословительной грамотой» и письмом, сообщая о своем намерении перевести армянский народ под эгиду России. Иван Лазарев стоял во главе проекта возрождения Армянского царства под протекторатом России и подготовки «Вечного союза» с империей.

государственный деятель, он оказывал влияние на формирование восточной политики России.

«Род Лазаревых и Абамелек-Лазаревых по праву может считаться особым явлением в российской истории», - пишет видный исследователь их хозяйственной деятельности Е.Г. Неклюдов. - Его представители - от первых, прибывших из Персии ещё в конце XVI века, до последних, оставшихся в России после революционных событий XX века или покинувших тогда страну, оказались достойными представителями армянского народа и патриотами своей новой родины, оставившими заметный след в её истории и культуре» [18, с. 271].

Российский исследователь А. Кусиков (Кусикян) отмечал, что «эпоха императрицы Екатерины II богата законоположениями, нормирующими интересы армян, живущих в России. Она весьма благосклонно относилась к армянам, видя, какую пользу России может оказать этот культурный народ» [14, с. 72]. Ориентиром для императрицы служило семейство Лазаревых, ведшее за собой армянскую диаспору в России.

и Иван Екимовичи Лазаревы.

Императрица одобрила идею русско-армянского Вечного союза и утвердила герб Армении с горой Ковчега. Глубокое знание Лазаревым проблем Востока подтолкнуло Екатерину II к решению сделать его советником Потемкина по восточным делам, и для Ивана Лазаревича это была лучшая возможность влиять на решение вопросов, связанных с восстановлением государственности в Армении. А тонкое понимание

экономических перспектив позволило ему получить в 1780 году должность советника Государственного банка.

Будучи советником Г. А. Потемкина, Лазарев находился в постоянном контакте и с самим главнокомандующим, и с генерал-поручиком Суворовым, назначенным отвечать за боевые действия по освобождению Армении. От Суворова Лазарев получил официальные заверения в том, что Россия намерена предпринять серьезные шаги по «воссозданию Великой Армении». В свою очередь, Лазарев заверил полководца в том, что армяне как один выйдут на поле брани, зная, что за спиной стоит Россия. Тем более, что Лазарев призвал российских меценатов сформировать отборный полк как основу будущих национальных войсковых соединений.

Более двадцати лет занимаясь вопросами истории русско-армянских отношений первой трети XIX века, нам удалось изучить одну из тем, непосредственно связанных с деятельностью Христофора Екимовича и Ивана Екимо-вича (третье поколение Лазаревых в России), -написание под их непосредственным руководством и издание в Лазаревском институте цикла работ по армянской истории [20; 21; 22; 23; 24; 25; 26]. Выявленные в ходе архивных разысканий материалы выявили огромный масштаб планируемых и осуществляемых во благо армянского народа деяний этих меценатов.

До недавнего времени благодаря усилиям Э. Е. Долбакяна регулярно проводились «Лазаревские чтения», имеющие широкий резонанс в научном сообществе арменоведов. Эти чтения, несомненно, способствовали дальнейшему изучению многогранной деятельности представителей этой славной фамилии.

Сегодня для развития российско-армянского экономического и политического диалога создан «Лазаревский клуб». То, что в названии клуба упоминается фамилия Лазаревых, само по себе является красноречивым свидетельством того, что их вся жизнь и деятельность, направленная на укрепление русско-армянских отношений, общественно-политических и культурных связей актуальна и поныне; подчёркивает непреходящее значение начатого два столетия назад процесса взаимного доверия и взаимного обогащения культур России и Армении. Повышенное внимание организаторов клуба к общественно-политической деятельности Лазаревых лишний раз подтверждает безусловную весомость и значимость их просветительской, образовательной и общественно-политической деятельности.

Таким образом, самим ходом развития русско-армянских культурных и научных и общественно-политических связей, а также необходимостью дальнейшего исследования истории деятельности Лазаревых в России XVIII-XX вв., на наш взгляд, созданы благоприятные условия для разработки и создания отдельного исследовательского проекта -«Лазаревской энциклопедии».

В этой энциклопедии на основе современных технологий предполагается создать универсальную базу данных, включающую всю имеющуюся информацию разнообразную и разноплановую документальную информацию о Лазаревых.

Мы поставили перед собой задачу собрать воедино, систематизировать и описать доступные из различных источников факты о жизни и деятельности представителей этого семейства; атрибутировать и описать памятники материальной и духовной культуры, созданные при непосредственном руководстве Лазаревых, а впоследствии и Абамелек-Лазаревых. Составить наиболее полную библиографию по этой теме на всех доступных языках. Предполагается собрать воедино разбросанное по разным архивам эпистолярное наследие Лазаревых, дать описание фондов и аннотации основных документов, связанную с ними и. т. д. и т. п.

В ближайшее время, читателям журнала, презентуем проект «Лазаревкой энциклопедии».

Перечень использованной литературы

1. ПСЗРИ, т. 1, № 18402.

2. РГАДА. Ф. 1252, оп. 1, л. 97 - 97 об.

3. ЦГИА, ф. 880, оп. 5, д. 1, л. 19 об.

4. ЦГИА Груз. ССР, ф. 2, 1801 г., д. 4, лл. 2 об. - 3. Копия.

5. Акты, т. I, стр. 417, док. № 522.

6. Высочайшие указы и акты, относящиеся до церквей армяно-григорианского вероисповедания в России. - М., 1842, с. 120.

7. Собрание актов. Т. 1, - М., 1833, с. 252.

8. Собрание актов. Т. 2. - М., 1833.

9. Ванян Л. В. Исторический опыт российско-армянского культурного взаимодействия в XVIII-XIX вв.: дисс.... канд. ист. наук: 07.00.02. Ставрополь, 2012;

10. Вяземский П. А. Старая записная книжка. Часть 1. https://clck.ru/Hr3Wz (ссылка укорочена)

11. Дилоян В. А. Хозяйственная, политическая и культурная деятельность Лазаревых в России во второй половине XVIII века: дис... канд. ист. наук. Ер.: [б. и.], 1962;

12. Калишевский М. Лазаревский институт - первое специализированное дипломатическое училище. https://clck.ru/MKaqu (Ссылка укорочена).

13. Кананов Г. И. Очерк пятидесятилетней деятельности Лазаревского института восточных языков. М.: Тип. ЛИ, 1865. С. 15-16.

14. Кусиков А. Армянская Церковь в России как юридическое лицо // Кавказский Вестник. Ежемесячный научно-литературный журнал. Тифлис, 1905, № 2.

15. Лазаревы и Лазаревский институт. Записки бывшего лазаревца // Братская помощь пострадавшим в Турции армянам. 2-е изд. М.: Типолитография т-ва И.Н. Кушнерев и К°. 1898.

16. Маргарян Г. К. Роль Х.Е. Лазарева в истории русско-армянских отношений: дис... канд. ист. наук: 07.00.15. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2006;

17. Минасян А. А. Развитие армянской культуры в России в XIX столетии: дисс...канд. ист. наук: 24.00.01. Тольятти, 2016;

18. Неклюдов Е. Г., Попова-Яцкевич Е. Г. Род Лазаревых. - Екатеринбург, 2014.

19. Саядов С. М. Русско-армянские культурные связи в истории России первой трети XIX века: дис.. канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2008;

20. Саядов С. М. Глинка С. Н. От русской истории к истории армянского народа. Ер.: Изд-во «Гитутюн» НАН РА. 2006. 240 с.;

21. Саядов С. М. У истоков русского арменове-дения: историографический обзор. Ер.: Изд. ЕГУ. 2014. 336 с.;

22. Саядов С. М. Становление арменоведения в России в первой трети XIX века. Вопросы историографии и источниковедения: монография. Ростов н/Д: Foundation, 2018. 448 с.;

23. Саядов С. М. Лазаревский институт восточных языков - центр арменоведения в России // «РшЬрЬр ЪркшЬ^ hшtfшluшpшhfr. -иушд^щт-1Э]пл-Ь». 2015. № 3 (18). С. 19-28;

24. Саядов С. М. С.Н. Глинка: у истоков исторического арменоведения // Научная мысль Кавказа. 2015. №3. С. 145-152;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Саядов С. М. Иван Лазаревич Лазарев в истории русско-армянских отношений // Вопросы арменоведения. Ер., 2016. № 3. С. 25-35;

26. Саядов С. М. С.Н. Глинка и его труды по истории армянского народа в русской и армянской историографии // «Былые годы» (Bylye Gody) - российский исторический журнал. 2018. Т. 50. Вып. 4. С. 1471-1482 и др.

27. Хачикян Ш. Л. Армянское купечество Новой Джульфы и его роль в армяно-русских торговых отношениях (XVII-XVIII вв.): дис. канд. ист. наук: 07.00.02. Ер., 1984.

Сдана/^шйШф1113.01.2022 Рецензирована/0-рш^пиф1 f 20.01.2022 Принята/^йцтй^Щ f 27.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.