Научная статья на тему 'Роль и значение Читинского Истпарта в развитии исторической науки'

Роль и значение Читинского Истпарта в развитии исторической науки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТПАРТ / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ БЮРО ИСТПАРТА / ГУБЕРНСКИЙ КОМИТЕТ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ИСТПАРТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дашинимаева Марина Юрьевна

Статья посвящена проблеме деятельности Читинского Истпарта, созданного с целью собирания, изучения и публикации материалов по истории Октябрьской революции и РКП (б) на Дальнем Востоке. В 1920-е гг. Читинский Истпарт был одним из центров развития исторической науки на Востоке страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of activity of the Chita Commission on the History of the October Revolution and the Russian Communist Party. It was created to investigate and publish the materials on the history of the October Revolution and the Russian Communist Party (Bolsheviks) in the Far East. In the 1920s this commission was one of the centres of history science development in the Baikal region.

Текст научной работы на тему «Роль и значение Читинского Истпарта в развитии исторической науки»

М. Ю. Дашинимаева

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЧИТИНСКОГО ИСТПАРТА В РАЗВИТИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Работа представлена кафедрой истории Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Л. В. Курас

Статья посвящена проблеме деятельности Читинского Истпарта, созданного с целью собирания, изучения и публикации материалов по истории Октябрьской революции и РКП (б) на Дальнем Востоке. В 1920-е гг. Читинский Истпарт был одним из центров развития исторической науки на Востоке страны.

Ключевые слова: Истпарт, Байкальский регион, Дальневосточное бюро Истпарта, губернский комитет, Уполномоченный Истпарта.

M. Dashinimayeva

ROLE AND IMPORTANCE OF THE CHITA COMMISSION ON THE HISTORY OF THE OCTOBER REVOLUTION AND THE RUSSIAN COMMUNIST PARTY FOR HISTORY SCIENCE DEVELOPMENT

The article is devoted to the problem of activity of the Chita Commission on the History of the October Revolution and the Russian Communist Party. It was created to investigate and publish the materials on the history of the October Revolution and the Russian Communist Party (Bolsheviks) in the Far East. In the 1920s this commission was one of the centres of history science development in the Baikal region.

Key words: the Commission on the History of the October revolution and the Russian Communist Party, Baikal region, Far East Bureau of the Commission, Provincial Committee, representative of the Commission.

Сибирская историческая наука создавалась и развивалась одновременно и в непосредственной связи с российскими научными центрами. В 1920-е гг. на территории Сибири, как и по всей стране, действовала партийногосударственная система управления. Именно в это время начинается новый период в развитии исторической науки в Сибирском крае. Повсеместно период становления и развития советской исторической науки называют «истпартовским периодом», так как именно в это время были заложены основы развития исторической науки.

Истпарты, созданные в начале 20-х гг. XX в. с целью собирания, изучения и публикации материалов по истории Октябрьской революции и истории партии, сыграли значительную роль в становлении и развитии отечественной историографии и становлении источниковой базы новейшей истории, в том числе на территории Байкальского региона.

В 1922 г. на территории Сибири была образована Дальневосточная область вместо ДВР с центром в Чите. Позже, в 1925 г., были созданы Сибирский и Дальневосточный края. Центром последнего стала Чита, затем Владивосток. В 1930 г. при разделе Сибирского края на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский в последний было передано Забайкалье. Лишь в 1937 г. была образована Читинская область с центром в г. Чита (с 2007 г. Забайкальский край) [6, с. 230-231].

Истпартовская работа на Дальнем Востоке началась в сентябре 1922 г., когда был образован Дальистпарт при Дальневосточном бюро ЦК РКП в составе четырех человек [3, оп. 2, д. 110, л. 2а; 1, оп. 1, д. 701, л. 49].

На первом заседании было принято «Положение о Дальистпарте», в котором были поставлены задачи, определены основные направления деятельности, структура, намечен план работ. Членами Дальистпарта в 1922 г. были видные большевики В. А. Губельман (председатель), Н. М. Матвеев, Б. Е. Яковенко-Юдкевич и Караваев.

8 октября 1922 г. на заседании Дальистпарта был утвержден проект обращения к партийным и общественным организациям «Об организации партийных уголков на местах и принятии

участия в работе Дальистпарта». В нем был представлен конспект примерного очерка о деятельности партийной организации и отдельных партийцах, запланировано составление списков старых участников революционного движения и членов партии, которые могут быть привлечены к собиранию и обработке материалов и воспоминаний. Также на заседании Дальистпарта внесено предложение выпускать журнал, посвященный истории партийных организаций на Дальнем Востоке [3, оп. 2, д. 110, л. 1а, 3].

В первую очередь комиссия Дальистпарта занималась сбором материалов и документов, относящихся к истории Октябрьской революции и роли в революционной борьбе Дальнем Востоке, а также воспоминаний живых свидетелей борьбы за власть трудящихся на Дальнем Востоке (мемуары и т. д.) [3, оп. 2, д. 110, л. 2-2 об.].

В августе 1923 г. Дальистпарт был превращен в отдел Дальневосточного бюро, что было утверждено Постановлением № 45 от 17 августа 1923 г. Этому постановлению предшествовали циркуляры Центрального Комитета партии № 25 и 27 от 10 августа 1923 г. [3, оп. 2, д. 110, л. 28-29].

В это же время Дальневосточное бюро предлагает губкомам, находящимся в его ведении, выделить по одному уполномоченному от губ-комов, райкомов и укомов для сбора исторического материала по работе партии, истории партизанского движения и белого движения, эсеровским и меньшевистским организациям и др. Собранный материал уполномоченные направляли через соответствующие партийные органы в Читу для Дальистпарта [7]. Уполномоченные по согласованию с партийными органами устраивали вечера воспоминаний, которые протоколировались и отсылались в Дальистпарт. Свои воспоминания в Дальист-парт посылали также активные участники партизанского движения и партийной работы в период 1917-1922 гг. на Дальнем Востоке. При партийных клубах работали секции, которые активно содействовали работе уполномоченных Истпарта.

В сентябре 1923 г. руководителем Дальист-парта становится Г. Мучник, утвержденный

постановлением Дальневосточного бюро. В это же время была создана коллегия Истпар-та и редакционная комиссия [3, оп. 2, д. 11О, л. 28-29].

На совещании старых большевиков и Дальистпарта 27 сентября 1923 г. было принято Постановление «О взаимоотношениях Даль-истпарта с обществом политкаторжан». Для изучения истории ссылки и каторги Дальист-парту было поручено наладить контакт с обществом, допускать членов общества в архивы только через Дальистпарт, изучать анкетный материал общества [3, оп. 2, д. 11О, л. 1О].

В это же время в г. Чите при губкомах и облакомах были организованы Бюро Истпарта, согласно Положению о Дальистпарте [3, оп. 2, д. 11О, л. 2а].

В состав редколлегии и коллегии Дальист-парта входили заведующий Дальистпартом Г. Мучник, редактор газеты «Дальневосточный путь» Караваев и заведующая Дальоно Малышева.

Для хранения и использования собранных материалов Дальистпарт использует библиотеки, музеи и выставки как в Чите, так и в других губернских городах Дальневосточной области. Совместно с Областным архивом принимает активное участие в организации историко-революционных архивов. Кроме того, для проработки материалов по истории Октябрьской революции, Российской коммунистической партии, партийного движения Дальневосточной области организовывает съезды ученых работников и уполномоченных Истпарта на местах, устраивает публичные лекции, заседания, вечера воспоминаний, создает общества и клубы [3, оп. 2, д. 11О, л. 11-12].

В 1923 г. Дальистпартом было собрано около б томов с копиями японских документов времен военной интервенции, которые проливали свет на события 192О г. в Приморье. Этот материал впоследствии был отправлен в Москву в Центральный архив, в том числе

5 ящиков архивных материалов по Приморью. Часть ценного материала находилась в это время на руках у уполномоченного Истпарта Приамурского губкома. Это материалы по истории партии, советской власти в г. Хабаровске за 1917-1918 гг. За этот период было издано

два сборника «Дальистпарт». Готовился сборник о 19О5 г., сдан в печать сборник о С. Лазо [3, оп. 2, д. 11О, л. 21-21об].

В отчете за 1923 г. Г. Мучник отмечает, что «работа Истпартотдела Дальневосточного бюро, как в центре, так и на местах, находилась в зачаточном состоянии, не уходя дальше от подготовительных мероприятий». В качестве недостатков в первый период работы Дальист-парта Мучник указал также на инертность к истпартовской работе на местах [3, оп. 2, д. 11О, л. 28].

Собранные за этот период материалы по истории партии с 19О1 г. были опубликованы в сборнике «Дальистпарт». Это воспоминания участников, а также обработка материалов, относящихся к периоду советской власти на территории Дальневосточной области, т. е. с 1917 по 1923 г., охватывая партизанское движение, интервенцию и белогвардейщину. Проводились совещания работников Истпарта Читы, которые в целом дали положительные результаты как по розыску материалов, так и по установлению связи с нужными лицами. При этом Г. Мучник в своем отчете отметил, что «уполномоченный Забайкальского губернского комитета в работе себя не проявил и собрания посетил один раз, возложенные на него обязанности не выполнил. Связь с местами осуществлялась путем рассылки циркуляров и инструктивных указаний, но ответов с мест не получали, за исключением Нерчинско-завод-ского, Нерчинского укомов, райкомов Читы 1 и 2. Лишь к концу года удалось наладить связь с работниками Истпарта на местах, используя при этом различные краевые совещания, на которые приезжали в качестве делегатов по другой линии работы» [7, с. 289-29О]. В дальнейшем эта связь дала возможность установить объективные представления о положении на местах в деле собирания материалов и их обработки для печати.

С целью ознакомления широких масс с историческими материалами и привлечения внимания к истории партии и революционного движения была организована выставка Истпарта и Общества бывших политкаторжан, которая проходила в Чите в Доме отдыха им. Ленина. Выставка открылась 8 марта 1924 г. и

вызвала большой интерес со стороны широких слоев населения: рабочих, учащейся молодежи и красноармейцев [3, оп. 2, д. 112, л. 28-28 об, 3О-3О об].

В организации выставки приняли участие Г. Мучник, Н. Аникеев и другие работники Истпарта и Общества политкаторжан. Успех выставки был отмечен в местной газете «Дальневосточный путь».

В связи с подготовкой к 2О-летию первой русской революции перед Истпартами Дальневосточного бюро встала задача как можно полнее осветить историю революции 19О5 г. в Дальневосточной области, собрать имена, даты и т. д. [3, оп. 2, д. 112, л. 31, 49].

Постановлением ДРК (Дальревкома) была создана Комиссия по празднованию 2О-й годовщины 19О5 г. В состав Комиссии вошли Заведующий Истпартом Г. Мучник, которому было поручено создание литературно-издательской подкомиссии [3, оп. 2, д. 113, л. 27].

К столетию восстания декабристов Дальневосточное бюро распространило циркуляр, в котором призывало всех уполномоченных заняться поиском материалов по истории декабристского движения, в том числе личных писем декабристов и высылать их в Читу для Дальистпарта [1, ф. П-81, оп. 1, д. б5О, л. 118].

Дальистпартом был также поставлен вопрос

об организации Областного архивного бюро для объединения деятельности Губернского архивного бюро и сохранения архивов на Дальнем Востоке [2, ф. П-б9, оп. 1, д. 4О9, л. 1О].

При Забайкальском губернском комитете в г. Чите была создана комиссия Истпарта, в состав которой вошли главный редактор газеты «Дальневосточный путь» Караваев и заведующий Дальоно Малышев и др. На заседании коллегии обсуждались вопросы распределения обязанностей, а также вопросы охраны архивов [1, ф. П-81, оп. 1, д. 7О1, л. 5О]. Таким образом, Комиссия Истпарта в г. Чите была образована лишь в 1925 г. До этого времени истпартовской работой занимался уполномоченный Истпарта Дальневосточного бюро.

Итогами работы Дальневосточного бюро Истпарта стали вышедшие сборники «Даль-истпарт. Сборник материалов по истории революционного движения на Дальнем Востоке».

Всего вышло три сборника, выпущенных с 1923 по 1925 г. Во второй сборник, вышедший в свет в 1924 г., вошли статьи по истории революционного движения в Забайкальской области [4]. Это статьи И. Воронцова «Революционная Чита с 1905 по 1909 гг.», И. Бабайлова «К истории Читинской организации РСДРП с 1909 по 1923 гг.», статья об известном читинском революционере Д. Кривоносенко и др. В третьем сборнике (1925 г.) представлена статья Н. Аникьева о партизанском движении в Восточном Забайкалье в 1918-1920 гг. Также в сборник вошла статья И. Малова, довольно подробно рассказывающая о троицкосавской трагедии.

Между тем сами редакторы сборника признавали, что он выпущен в свет без строгой систематизации и без тщательной обработки материалов. Статьи и воспоминания сборника, за исключением небольшой статьи «Читинская организация РСДРП в 1905-1906 гг.», посвящены периоду гражданской войны. Так, в сборнике представлены статьи Д. Д. Булатова «Партизанское движение в низовьях реки Амура в 1918-1920 гг.», П. Окунцова «1917-1918 гг. в Нерчинске и его уезде» и др. Остальная часть книги в основном заполнена найденными в архивах различными документами, представляющими ценный материал для историков революции и РКП, а также партизанского движения. В своей рецензии на этот сборник В. Д. Вегман* отметил, что опубликованные материалы под заголовком «Последние дни колчаковщины», были найдены в «водосточной трубе в подвале промышленно-экономического техникума во Владивостоке, в котором помещался отряд белых перед эвакуацией». Например, «Копия рапорта Майору Моринс от 6 ноября 1919 г.». Этот рапорт наглядно показывает, в каком плену у интервентов находился Колчак [5, с. 192-193].

Таким образом, Читинский Истпарт, находившийся в ведении Дальневосточного бюро, внес заметный вклад в развитие исторической науки на территории Байкальской Сибири. Важным итогом его деятельности стали не только публикации отдельных материалов в газете «Дальневосточный путь», но и выпуск нескольких сборников по истории революционного движения.

* Вениамин Давидович Вегман (1873-1936). С его именем связана не только история Сибистпарта, но и создание Сибирского архива, Сибирской советской энциклопедии. Под непосредственным руководством Вегмана были отредактированы и написаны сибистпартовские издания. Ставший историком в 1920-е гг., он сыграл огромную роль формировании и развитии историографии революции и гражданской войны в Сибири. В. Д. Вегманом написано более ста статей, брошюр, рецензий по вопросам истории партии, революции, общественного движения в Сибири.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГАЧО. Государственный архив Читинской области. Ф. П-81.

2. НАРБ. Национальный архив Республики Бурятия. Ф. П-69.

3. РГАСПИ. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 70.

4. Дальистпарт. Сборник материалов по истории революционного движения на Дальнем Востоке. Владивосток: Книжное дело, 1923-1925.

5. Критика и библиография // Сибирские огни. 1924. № 4. С. 192-193.

6. Наумов И. В. История Сибири. Иркутск: ИрГТУ, 2003. 256 с.

7. Пролетарская революция. 1924. № 4 (27). С. 289-290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.